Информационно коммуникативные технологии в работе педагога психолога. Использование средств современных икт в работе педагога-психолога доу

1. Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться

  • как осенняя туча;
  • как рассерженный человек;
  • как злая волшебница;

  • улыбнуться
  • как кот на солнце;
  • как само солнце;
  • как Буратино;
  • как хитрая лиса;
  • как радостный человек;
  • как будто он увидел чудо;

  • позлиться
  • как ребенок, у которого отняли мороженное;
  • как два барана на мосту;
  • как человек, которого ударили;

  • испугаться
  • как ребенок, потерявшийся в лесу;
  • как заяц, увидевший волка;
  • как котенок, на которого лает собака;

  • устать
  • как папа после работы;
  • как человек, поднявший большой груз;
  • как муравей, притащивший большую муху;

  • отдохнуть
  • как турист, снявший тяжелый рюкзак;
  • как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
  • как уставший воин после победы.
  • 2. Колечко (для детей с 4 лет)

    Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

    3. Танец пяти движений

    Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.

      1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

      2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

      3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").

      4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

      5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
      После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

    4.Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

    Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

    5. Походка и настроение (для детей с 4 лет)

    Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".

    6. Танец огня (для детей 5 лет)

    Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

    Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
    Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танце­вальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

    7. Танец морских волн (для детей с 6 лет)

    Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
    Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

    8. Этюд "Насос и надувная кукла" (для детей с 5 лет)

    Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: "С-с-с". Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: "С-с-с". Она опять "опадает". Дети в паре меняются ролями.

    9. Лес (для детей с 5 лет)

    Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.
    Как ваше растение реагирует:

  • на тихий, нежный ветерок;
  • на сильный холодный ветер;
  • на ураган;
  • на мелкий грибной дождик;
  • на ливень;
  • на сильную жару;
  • на ласковое солнце;
  • на ночь;
  • на град;
  • на заморозки".

    10. Этюд "Согласованные действия" (для детей с 5 лет).

    Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

  • пилка дров;
  • гребля в лодке;
  • перемотка ниток;
  • перетягивание каната;
  • передача хрустального стакана;
  • парный танец.

    11. "Огонь-лед" (для детей с 4 лет).

    По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
    По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

    Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)

    12. Штанга (для детей 5-6 лет)

    Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

    13.Сосулька (для детей 4 лет)

    Ведущий читает стихи:
    У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдет,
    Гвоздь упадет.
    (В. Селиверстов)

    Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслаб­ленные руки и присесть.

    14. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

    Ведущий читает стихи:
    Шалтай-Болтай Сидел на стене,
    Шалтай-Болтай Свалился во сне.
    (С.Маршак)

    Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

    15. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

    Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).

    16. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

    Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

    Хоть и жарко,
    Хоть и зной,
    Занят весь
    Народ лесной.
    Лишь барсук -
    Лентяй изрядный -
    Сладко спит
    В норе прохладной.
    Лежебока видит сон,
    Будто делом занят он.
    На заре и на закат
    Все не слезть ему с кровати.

    Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".

    17. Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

    Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

    Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

    Здравствуйте! С Вами снова семья Шевцовых со статьей об эмоциональных играх . С этой статьей мы участвуем в в номинации «Все хочу на свете знать «.

    Разные точные науки очень нужны человеку, но не менее важно научить его комфортно чувствовать себя в окружении других, уметь их понять и правильно реагировать в различных ситуациях. Поэтому сегодня предлагаю несколько игр для эмоционально развития ребенка.

    Вначале понять, а потом и научиться контролировать разные свои эмоции – задача не простая не только для детей, но и порой для взрослых. Довольно часто маленький ребенок не может осознать свои чувства в разных ситуациях. Как же научить малыша понимать обуревающие его чувства, выражать свои эмоции адекватно и находить нужные варианты поведения в определенный момент?

    Можно, конечно, поискать в магазине что-нибудь из пособий или игрушек, которые помогут в игровой форме научить ребенка понимать, определять и управлять эмоциями, но их катастрофически мало. Значит нам, родителям, следует проявить изобретательность и придумать свои игры. Предлагаю вашему вниманию несколько наших любимых эмоциональных игр.

    Эмоциональный календарь настроения

    Мой сын Дима пошел в садик где-то в 2,5 года. Садик ему не понравился и холить он туда совершенно не хотел. Говорил, что лучше сразу в школу, как Маша:-).

    Поэтому для Димы я решила сделать календарь его настроения. Такой календарь часто используют вожатые в детских лагерях и воспитатели в детских садиках.

    Календарь особо не отличается от покупных, за исключение того момента, что рядом с числом у него есть свободное место.

    Суть игры проста – когда Дима возвращается домой из садика, я расспрашиваю как прошел день, какое у Димы было настроение. Потом мы рисуем нужное личико на календаре. В воскресенье мы вместе с Димой считаем, сколько же было радостных денечков с веселыми рожищами, а сколько дней – было плохих. Мы еще и в конце каждого месяца такие же подсчеты делаем.

    Дима всегда спешил домой, чтобы поскорей нарисовать веселую рожицу. Сначала я рисовала рожицы сама, а потом разрешила Диме рисовать рожицы самостоятельно.

    Через несколько месяцев мы заметили, что радостные мордашки на нашем календаре встречаются все чаще. Выходит, что в садике Диме было не очень грустно.

    Этот календарь помог Диме научиться ориентироваться в днях недели — он все время считал когда настанет выходной, когда не надо ходить в садик.

    Самодельный конструктор «Эмоции»

    Эмоции мы с Димой осваивали с помощью самодельного конструктора.

    Я вырезала овал для лица и разные виды ртов, бровей, глаз и носов Мы взяли плотный картон желтого цвета (можно было бы использовать приятненький для маленьких ручек материал — фетр или флис).

    Сначала я сама показывала Диме, что лицо человека состоит из отдельных частей. Потом показала эмоции грусть и радость, напомнив истории из Диминой жизни, когда он грустил, что потерял машинку и радовался, когда нашел. Еще мы вспоминали мультяшных героев, которые радовались и грустили.

    Скоро Дима сам стал складывать разные лица, изображая эмоции, которые я ему показывала, а потом уже придумывал сам.

    Еще мы играли в «путаницу» — меняли местами части лица.

    А еще играли в «запоминайку», когда Дима отворачивался, а я меняла то нос, то глаза и сынок пытался угадать, что изменилось.

    Игра «Тренируем эмоции»

    В эту игру мы играем всей семьей, чем больше людей, особенно детей, тем лучше.

    Выбираем ведущего и он называет эмоцию, которую нужно изобразить. Причем не просто нужно изобразить улыбку, а придумать интересный сюжет: «Улыбка беззубого младенца» или «Улыбка хитрой лисички».

    Когда требуется изобразить злость, можно показать сюжет «Голодный злой волк» или «Злая »

    Еще мы изображали усталость: «Папа устал, перетаскивая тяжелый шкаф», «Мама устала, неся большой пакет продуктов».

    В этой игре мы старались изображать все эмоции, даже самые простые с разными ситуационными оттенками.
    Победителем становится тот, кто сможет подобрать больше всего вариантов эмоций.

    Эмоциональная игра: листочек гнева

    Всем известно, что нельзя таить в себе гнев и обиду и советуют выплескивать эти эмоции разными способами, к примеру разрывая в клочья лист гнева или громко крича в мешочек.

    Листики гнева в нашей семье и Маша и Дима делают сами. Они рисуют что-нибудь и вешают на стену. А когда одолевает злость, то детки подходят к своим листочкам, срывают их, тщательно мнут, рвут и выбрасывают.

    Раскрою Вам маленький секрет. Листочки гнева можно бросать не в мусорку, а в баскетбольное кольцо. При этом детки тренируют меткость.

    Еще мы смятыми листочками играем в домашние «снежки» и делаем бумажных снеговичков.

    Игры для снятия стресса: мешок для крика и другие.

    Детки очень любят кричать. И кричать детям даже полезно, естественно, в меру.

    Только кричать нужно в специальный мешочек, который сошьет мама. Захотелось покричать, открываем мешочек и кричим, пока не надоест: и ребенку хорошо — выплеснул ребенок и мама довольна — никто не пострадал)

    А еще снятию стресса хорошо помогает боксерская груша , да и небольшая подушка годится. Нужно подвесить грушу или подушку и «чесать» кулачки.

    Если ребенка кто-то обидел, можно нарисовать обидчика смешным или некрасивым и выбросить в ведерко.

    А можно слепить из пластилина и добавить лишние части тела. Отобрал игрушку — на тебе лишнюю руку; толкнул ногой — получи лишнюю ногу и т.д. Такие занятия заставят ребенка улыбнуться и забыть обиду.

    Надеюсь, вам пригодится подборка наших эмоциональных игр ! Спасибо за внимание!