Ориентировка на листе бумаги. Дидактические игры для развитие ориентировки на листе бумаги

Конспект открытого занятия по психомоторике

Тема: Ориентировка на листе бумаги

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги

Задачи:

Развивать умение выделять углы на листе бумаги, мелкую моторику пальцев, активный словарь

Научить умению двигаться в заданном направлении

Корректировать внимание, межличностные отношения

Воспитывать уважение друг к другу, вежливость

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Кто вспомнит, чем мы занимались на прошлом занятии? (ответы детей)

Сегодня мы будем учиться ориентироваться на листе бумаги

Актуализация знаний учащихся

Чтение стихотворения В. Берестова с последующим разбором.

Стоял человек на развилке дорог

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукой, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

Вопросы:

1.О чем это стихотворение?

2.Для чего нужно знать, где какая сторона?

Объяснение новой темы

Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее.

Где у нас левая рука. Поднимите ее.

Знаете ли вы, что обозначают слова вверху - внизу?

Педагог - психолог уточняет эти понятия:

Вверху, находятся те предметы, которые находятся в верхней части, на высоте. Назовите предметы, которые находятся на высоте.

Внизу, находятся те предметы, которые находятся в нижней начти чего - нибудь, под чем - нибудь. Назовите предметы, которые находятся внизу.

Знаете ли вы, где находится цент?

Центр - место, одинаково удаленное от краев, концов, т.е. середина. Назовите предметы, которые находятся в центре.

Перед вами белый лист бумаги.

У листа есть края. Это правый, а это левый. Ближе к вам - нижний, а дальше от вас - верхний.

Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.

Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это правый нижний угол.

Найдите левую сторону листа. На левой стороне -один и другой левый угол. Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый нижний угол.

Повторяем названия и показываем вместе с детьми.

Физкультминутка

На доске картинка домика. Это домик не простой, он сказочный, в нем будут учиться лесные звери.

Я сейчас расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и рисуйте простым карандашом на своем листе домик в том месте, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Медведи предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школы была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построить школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. Заяц просит построить в правом нижнем углу. В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в центре». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной поляне посередине. Так всем удобно.

Молодцы ребята!

Закрепление изученного материала

Сейчас ребята мы посмотрим как вы научились ориентироваться на листочке и находить нужное место.

Задание для самостоятельно работы.

На листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.

Наступила весна. Ярко светит солнышко. Выложите солнышко в левом верхнем углу.

Появились первые цветы. Выложите цветок в левом нижнем углу.

Нас это радует. Выложите в верхнем правом углу улыбку.

Прилетели птицы. На середине листа выложите птичку.

Зеленеет травка. Нарисуйте ее по нижнему краю

Плывут по небу облака. Выложите их по верхнему краю листа.

Какой угол остался свободным? Там мы подписываем рисунок.

Проверьте себя. Посмотрите, как должно было получиться.

Итог

Чем мы занимались на занятии?

Вам понравились игры?

Оценивание работы класса и каждого ученика.

Цель: Продолжать развивать навыки ориентировки на листе бумаги.

Задачи: закреплять умения ориентироваться на плоскости, совершенствать счетные навыки, уточнить знания о геометрических фигурах развивать целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится) , развивать мелкую моторику и воображение.

Нам понадобиться:

2 мышки для доски, тетрадь в крупную клетку, карандаши, распечатка с предметами (картинка в конспекте) , лист половинка А4.

Ребята к нам сегодня пришли необычные гости. Сейчас вы мне сами их назовёте.

Конечно это мышка и не одна, а целых две, и они хотят с нами поиграть.

1. Обратите внимание на доску! Мышки будут от нас убегать, а мы будем отгадывать, где они.

Относительно меня, в каком углу находится серая мышка, белая мышка? (картинки мышек переставляем, в разные углы и середину. Просим детей отвечать полным предложением)

2. А теперь мышки захотели порисовать. (у ребят на столе лежит белый лист бумаги, половинка А4)

Положите лист бумаги вертикально, нарисуйте круг в верхнем правом углу, квадрат в нижнем левом углу, треугольник в нижнем правом углу, нарисуйте прямоугольник в верхнем левом углу, в середине овал. И самое сложное. Будьте внимательны!!! Нарисуйте ромб между прямоугольником и кругом.

Проверьте, правильно ли вы нарисовали. (Показываю образец на доске) Молодцы!

А где же наши мышки? Они опять спрятались. Давайте поищем их на этом листе.

3. Рассмотрим картинки на листке (у каждого ребёнка на столе лежит распечатка)

Что там изображено (предметы которые стоят на полках) Конечно, хитрые мышки спрятались за шкаф с полками. Давайте рассмотрим предметы, которые стоят на полках.

Найди и назови предмет: крайний слева на верхней полке, крайний справа на нижней полке, крайний слева на средней полке, между ведром и утюгом, справа от вазы, слева от матрёшки. Расскажи, как расположены остальные предметы.

А теперь представим что мы кошки, которые хотят поймать этих мышек. Встаём на физ минутку.

ХВОСТАТАЯ ЗАРЯДКА

Раз, два, три, четыре, пять –

Брысь зарядку выполнять! –

Промяукал мне спросонок

Непоседливый котёнок.

Раз, два, три, четыре, пять –

Лапы нужно выставлять –

То назад, а то вперёд…

Каждой лапе – свой черёд.

Раз, два, три, четыре, пять –

Головой пора кивать –

Вправо-влево, влево-вправо –

Шея двигается браво!

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем хвостиком вилять.

У кого же нет хвоста,

Приседает он до ста!

… Шутка… Лишь до десяти

Шустро бёдрами крути.

Покрутили? Вот сейчас

Приседаем сотню раз.

…Шутка… Только лишь десяток…

Спорт полезен для котяток!

Ну вот! Мышки испугались кошек и убежали. А куда, сейчас мы это узнаем. Взяли зелёные тетради (дети достают тетради в крупную клетку) . Открыли на второй странице. Поставили карандаш на точку и, не отрывая руки, слушаем и следуем моим инструкциям.

Да, мышки пришли домой! Дорисовываем дом, крышу, окно, дверь. И можно раскрасить.

Понравилось вам играть с мышками?

Молодцы вы хорошо работали.

Тема «Ориентировка в пространстве и на листе бумаги»

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и приёмов в работе с детьми по развитию математических представлений по ориентировке в пространстве и на листе бумаги.

Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Познакомить с приёмами и методами работы по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве и на листе бумаги;

Создать условия для активного участия педагогов в проведении мастер-класса;

Развивать интерес коллег к работе по закреплению с детьми ориентировки в пространстве и на бумаге с целью дальнейшего их использования в своей педагогической деятельности.

Оборудование: листы бумаги с клеточками и цифрами; картинки: самолёт, мяч, ракета; цветной картон.

Ход мастер-класса

Вступительное слово:

«Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Пространственные представления» сугубо математическая.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности . Например, качество рисунка определяется композиционным построением, эстетическая выразительность – симметрией, ритмичность – чередованием элементов. А освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

У большинства детей вызывает затруднение ориентировка в пространстве. Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, я использую в своей работе дидактические игры, направленные на умение ориентироваться на листе бумаги, объясняю значение выражений «в центре», «посередине», «справа», «слева», «левый (правый) верхний угол», «левый (правый) нижний угол». Работа проводится на листе бумаги и опирается на активную деятельность детей с раздаточным материалом.

Продуктивная деятельность:

1. Дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа». (у детей лист голубого картона и картинка – самолёт)

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться.

Воспитатель: Скоро праздник - День Победы, на Красной площади пройдёт парад, в нём примут участие различные рода войск и военная техника. Отгадайте загадку какую технику я загадала:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (самолёт)

В: Молодцы, в параде примут участие лётчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. Сегодня с вами будем лётчиками.

Перед вами лежит взлётное поле (лист бумаги). Нам какую фигуру похоже оно? Что есть у прямоугольника? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону…т. д.

В: Поставьте свой самолёт на взлётное поле-лист бумаги, внизу. Самолёт быстро поднимается вверх.

В: Где находится твой самолёт?

В: Затем стремительно падает вниз, поднимается в правый верхний угол.

В: Ты куда поставил свой самолёт? И т. д.

По аналогии проводятся игры: «Футбол», «Я еду на машине», «Космос. Дети выполняют словесную инструкцию воспитателя, могут работать в парах. Игровой сюжет привлекает детей, повышается их познавательная активность.

2. Д/игра «Сделай шаг».

Детям даётся матрёшка (фишка и т. д)

Воспитатель: Наша матрёшка хочет погулять, но она ещё маленькая и одна никуда не ходит, давайте погуляем вместе с ней.

В: Поставьте свою матрёшку на цифру 1. Теперь сделайте два шага вправо.

На какой цифре сейчас стоит матрёшка? (3)

В: Следующий шаг – один вниз?

Где сейчас матрёшка? (7)

В: Затем один шаг влево? (6)

В: Скажите куда и сколько нужно сделать шагов, чтоб добраться до смайлика?

В дальнейшем дети могут самостоятельно давать указания по движению на листе.

3. Д/ игра «Посчитай треугольники»

Воспитатель: Отгадайте мою загадку:

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)

В каждом углу на листе бумаги нарисованы треугольники разного цвета.

Какой треугольник находится в левом верхнем углу? (синий).

Сколько треугольников вы там видите? (3) и т. д.

С помощью этой игры закрепляется не только ориентировка на лист, но и развивается логическое мышление, умение правильно находить треугольники, четырёхугольники.

4. Д/гра «Собери-разложи фигуры»

Воспитатель: Посмотрите, как разбросаны наши фигуры. Я наверно уже догадалась кто их так раскидал. И вы тоже узнаете, если отгадаете мою загадку.

Скромный серенький воришка,

Прошмыгнул почти неслышно,
Утащил он хлеба корку,
Затаился снова в норке.
Держит ушки на макушке,
Очень умная зверюшка.
Знаешь ты её, малыш?
Озорница – это (Мышь ).

Воспитатель: Наша мышка бежала, хвостиком махнула и рассыпала все наши фигуры. Помогите мне их собрать, но собирать мы их будем по моим указаниям.

Возьми красный круг, который лежит справой стороны коробки.

Почему ты взял эту фигуру? (круг, красный, справой стороны)

Возьми синий квадрат под коробкой.

Почему ты взял эту фигуру?

Принеси то, что лежит слева от коробки.

Что ты принёс? Почему?

Эта игра поможет закрепить ориентировку в пространстве, цвет, геометрические фигуры.

Вот и кончился занятие.
Снова пусть звенит ваш смех,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Приёмы обучения ориентировке на листе бумаги.

В дошкольном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей как в окружающем пространстве, так и на плоскости. От того как ребёнок будет ориентироваться в тетради и клетке, будет зависеть правильность и красота цифр, букв, выполнение графических заданий и т.д. Поэтому очень важно давать детям такие задания, которые будут развивать зрительно-пространственную ориентацию.

Чтобы научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги следует начать с ознакомления с самим листом.

Что это? (Лист бумаги)
-Какой он формы? (Прямоугольной)
-Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
-Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
-Эта сторона находится справа и называется – правая.
-Эта сторона находится слева и называется – левая.
-Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
-Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.

Для закрепления этих понятий можно предложить ребёнку поиграть в такие игры:

«Падают снежинки»

Цель:развитие умения различать верх и низ листа.

Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождают словами: «сверху вниз».

«Бабочки летят»

Цель: развитие умения различать верх и низ листа.

Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

«Самолет», «Машина»

Цель: развитие умения различать правую и левую стороны листа.

Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

«Полет в космосе»

По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

Нарисуй квадрат в середине листа.

Справа от него нарисуй треугольник.

Нарисуй круг ниже треугольника.

Слева от треугольника поставь точку.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

Можно использовать и другой вариант диктанта:

Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг – в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю, многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный – в правом нижнем.

Следующая игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него?
- Что нарисовано под ним?
- Что находится вверху справа от заданного предмета? и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

«Графический диктант». На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

«Клеточка». Детям предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка ; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик . Сначала дети действуют по подражанию взрослому, затем по устной инструкции.

Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах дети учатся определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Ещё один вид задания: «Рисование в клетках»
Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.

«Повтори рисунок». После освоения ребенком ориентировки на листе можно предложить ему образец рисунка и попросить его повторить точно такой же рисунок.

«Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.

«Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца..

Вначале ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль

Эти игры способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве)

Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной)

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

  • - что изображено справа от него,
  • - что нарисовано под ним,
  • - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

  • - в правом верхнем углу,
  • - вдоль нижней стороны листа,
  • - в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит - весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра «Укрась ёлку». Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.