Согласие управление примыкание. Согласование, управление, примыкание

Согласование, Управление, Примыкание напомните? и напримере, если не трудно!



  1. Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти
  2. Согласование такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок) .
    Управление такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке) .
    Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти) .
  3. Согласование такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок) .
    Управление такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке) .
    Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти)
  4. Управление вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного ппдежа.
  5. все правильно сказали, но короче говоря, управление - одно слово управляет другим и ставит его в определенном падеже
    согласование - слова "согласованы" , то есть оба слова стоят в одинаковой форме
    примыкание - вид связи, при которой слова примыкают только по смыслу
  6. огласование такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок) .
    Управление такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке) .
    Примыкание такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти) .
  7. Это три способа связи слов в словосочетании. Согласование - пара слов "согласуется" между собой, т. е. сочетается в роде, числе и падеже, классический пример согласования - сущ. + прилаг. (красный галстук) . Управление - пара слов, где одно слово является главным, т. е. управляет другим, таким образом, меняет форму другого слова - это обычно глагол и др. части речи (выпить чаю, вышить узор, вскопать грядку) .
    Примыкание - пара слов примыкающих друг к другу, не влияющих на форму друг друга, обычно одно из пары наречие (говорить громко).
  8. Сами думайте
  9. аыапывяп
  10. При примыкании зависимое слово - это всегда неизменяемая часть речи (ОРАТЬ ГРОМКО)
    При согласовании надо изменить главное слов и посмотреть, что происходит с зависимым. Если зависимое слово изменяется вслед за главным. это согласование (ДИКИЙ КОТ, ДИКОГО КОТА, ДИКОМУКОТУ)
    При управлении главное слово меяется, а зависимое меняться может, но не меняется при изменении главного (КРАЙ ЗЕМЛИ, КРАЯ ЗЕМЛИ; МЧАТЬСЯ С ГОРЫ, МЧИТСЯ С ГОРЫ, МЧИШЬСЯ С ГОРЫ)
  11. правило не знаю, но точно могу сказать, как эту бадягу различать:
    согласования отвечают на вопросы прилагательного: какой? какая?
    н. п.: красивая радуга радуга (какая?) красивая

    управление употребляются с предлогом (но может быть и примыканием, поэтому лучше проверять вопросом). управление отвечает на вопросы родительного падежа: кого? чего?
    н. п.: Читай (про кого?) про себя

Подчинительная связь — связь, передающая такие отношения между элементами языка (словами или частями сложного предложе-ния), когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй — зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного пред-ложения:

медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.;

Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Б. Л. Пастернак)
Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно (О.Э. Мандельштам)

Для выражения подчинения в русском языке используется целый ряд грамматических средств: окончания в форме зависимого слова, различные служебные слова (предлоги, послелоги, подчинительные союзы и союзные слова), порядок слов, интонация.

Внутри подчинения принято различать три его разновидности: со-гласование, управление и примыкание.

Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором грамматические характеристики главного слова повторяются в зависи-мом. При этом если меняется грамматическая форма главного слова, то обязательно меняется и форма зависимого слова, например: смелый человек, смелого человека, смелым людям.

Согласование может происходить по роду, числу, падежу — как по отдельности, так и по всем этим грамматическим категориям одно-временно: тогда его называют соответственно неполным и полным. Так, в случаях на семи ветрах и город Москва наблюдается неполное согласование, а в словосочетаниях пишущая машинка и этот дом со-гласование будет полным.

Управление — такой вид подчинительной связи, при котором глав-ное слово требует от зависимого определенной формы того или иного падежа, и при изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется, например: строит дом, строили дом, построив дом. Как правило, требование определенного падежа связано с лексико-грамматическими характеристиками главного слова.

В ряде работ различают понятия сильного и слабого управления. В случае сильного управления главное слово жестко предопределяет появление при нем конкретной падежной формы зависимого слова, это зависимое слово необходимо при главном, т.к. их связывают опреде-ленные смысловые отношения: читать учебник, просмотр фильма, наедине с тобой. Слабое управление не предполагает обязательного распространения главного слова какой-либо падежной формой, появ-ление зависимого слова может быть факультативным: сильный духом, улыбнуться шутке.

Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических харак-теристик, и подчинение одного слова другому проявляется не фор-мально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация.

Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где за-висимые слова в принципе не имеют форм словоизменения. Такими являются наречия, деепричастия, инфинитивы, некоторые прилага-тельные, формы сравнительной степени, например: смотреть иско-са, быть умнее, плакать не переставая. Как правило, в большинстве школьных учебников только такие случаи и относят к примыканию.

В лингвистической литературе примыкание может пониматься более широко, и тогда выделяют так называемое падежное примыка-ние (предложное и беспредложное). К нему будут относиться случаи типа видеться каждый день, платье из ситца, их семья. При па-дежном примыкании чаще всего выражаются либо определительные отношения между словами (как в последних двух примерах), либо обстоятельственные — обычно пространственные (лежать на диване, стрелять из окопа). Материал с сайта

Эти случаи не считаются управлением, поскольку при управле-нии именно главное слово должно определять падеж (с предлогом или без) зависимого слова. Здесь же скорее зависимое слово выбирает для себя ту или иную падежную (или предложно-падежную) форму, и этот выбор зависит от конкретной ситуации и от лексического значения именно зависимого (а не главного) слова. Например, можно поставить в качестве определения при слове платье зависимое существительное и в родительном падеже (платье сестры), и в винительном с предло-гом в (платье в горошек), и в родительном с предлогом из (платье из шелка), и в творительном с предлогом с (платье с запахом) и т.д.; при глаголе видеться зависимое слово не обязано стоять только в винитель-ном падеже без предлога (как в видеться каждый день), оно может выбрать для себя и какую-то другую форму (видеться по выходным, видеться через день, видеться в конце недели и т.п.). Следовательно, не существительное платье и не глагол видеться заставляют зависимые слова стоять в определенной форме, а эти слова сами решают, какой падеж и предлог им выбрать. Поэтому случаи такого рода могут трак-товаться как примыкание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • правило на тему согласование примыкание управление
  • управление подчинение согласование
  • для чего служит примыкание
  • подчинительная связь управление ее виды
  • главные слова в примыкании, согласование, управление

Типы подчинительной связи слов в предложении или словосочетании бывают трех видов: примыкание, управление, согласование. Каждый тип обладает своими признаками и особенностями, различать которые просто необходимо. Стоит отметить, что одно из заданий на Едином государственном экзамене в части "В" является задание на определение этого вида, либо поиск нужного словосочетания определенного типа.

Согласование, управление, примыкание: правило

Итак, все три типа подчинительной связи подстраиваются под одно общее правило: чтобы определить тип для начала нужно определить главное слово и от него задать вопрос к зависимому, после чего определить часть речи главного слова. Именно для этого требуется отличное знание самостоятельных и служебных частей речи. Согласование, примыкание, управление - это своего рода фундамент для правильного построения речи и текста. Знание этой основы поможет успешно справиться с заданиями повышенного уровня на Едином государственном экзамене.

Примыкание, управление, согласование

Итак, согласование - это тип подчинительной связи, главным словом в котором является существительное, а зависимое всегда стоит в том же падеже, роде и числе. Следовательно, при изменении главного слова меняется и зависимое. Зависимыми словами могут являться местоимения, прилагательные, причастия или числительные. Например: на седьмом этаже, радостное известие, около моей машины .

Управление - это тип подчинительной связи, когда главное слово является управляющим для зависимого. В таких ситуациях главным словом выступает, как правило, глагол, однако нередки случаи, когда управляет зависимым словом существительное или деепричастие. Очень важно не спутать типы связи при главенствующих деепричастиях и причастиях. Например: думать о книге, девушка из города, придя домой . Стоит отметить, что словосочетания типа "нет дождя" будут относиться также к управлению.

Примыкание, управление, согласование - это три кита, на которых строится основа правильной и гармоничной речи. Третий и последний тип связи - это примыкание, в котором главным словом является В таких ситуациях слова связаны лишь по смыслу, а общих грамматических признаков у них нет. Как правило, таким словом будет наречие или инфинитив. Основной особенностью является и то, что главным словом может являться Именно это вызывает особую трудность. В пример можно привести следующие словосочетания: его собака, быстро пришли, нельзя учить .

Примыкание, управление, согласование - это типы подчинительной связи. Определить его достаточно легко. Главное - правильно задать вопрос и определить честь речи главного слова. Также стоит знать несколько тонкостей этого правила, таких как тип связи при притяжательном местоимении и при наличии слова «нет». Знание этого правила поможет на Едином государственном экзамене, так как задание на определение типа связи находится в блоке заданий с повышенным уровнем.

Существует такая вещь в лингвистике, как подчинительная связь. В русском языке подчинительная связь бывает в словосочетаниях и в предложениях. Такое встречается в речи постоянно. Но что такое подчинительное словосочетание и предложение?

Для начала рассмотрим, что означает подчинительная связь. Она связывает между собой самостоятельные (знаменательные) слова и словосочетания посредством того, что одна часть является главной, а другая – зависимой . Проверить это очень легко. От главной части можно задать вопрос к зависимой. Такая связь определяется и по смыслу, и грамматически. Например, красивый цветок, где от слова «цветок» можно задать вопрос «какой?» к слову «красивый» и определить, что зависимым тут является прилагательное.

Типы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

  1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
  2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
  3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
  4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

Согласование также бывает полным и неполным . В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий. Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

Управление

При управлении зависимое слово меняется под влиянием главного только по падежу, одно слово «управляет» другим. Словосочетанием с управлением могут быть: глагол + существительное, деепричастие + существительное, причастие + существительное, два существительных или количественное числительное + существительное. Бывает два типа управления : с предлогом, когда есть предлог, или без предлога. При управлении зависимому слову задаётся вопрос косвенного падежа или же обстоятельственный вопрос (где, куда, откуда), так как слово может отвечать одновременно на два вопроса.

Примеры: курить сигарету, жить в доме, игрушка кота, шесть игроков, бросив учёбу, написание книг.

Примыкание

При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу , так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

Словосочетания, которые не имеют подчинительной связи

Подчинительная связь в предложениях

В предложениях тоже есть подчинительная связь, но это касается только не сложносочинённых предложений. Сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого тем, что обе части нельзя разорвать. Если их употребить отдельно, то предложение потеряет смысл, в то время как части сложносочинённого предложения вполне себе можно употреблять отдельно друг от друга и на письме разделить точкой.

Разделяют виды подчинительной связи в таких предложениях только в том случае, если придаточных частей несколько. Например: он сказал мне, что пойдёт только в то место, куда его направили. Тут мы видим одно главное предложение и два зависимых.

  • последовательное;
  • параллельное;
  • однородное.

Последовательное предложение можно определить, если от главной части идёт вопрос к придаточной, а от этой придаточной – к ещё одной придаточной. Например: я купила кофту (какую?), которую мне сшили в ателье (в каком?), которое находится далеко от моего дома.

При параллельном виде подчинения всем придаточным задаются вопросы из главной части, но от разных слов. Таким образом, получается этакая «параллель». В таких случаях обычно главная часть находится между зависимых. (Пример: когда в школе прозвенел звонок, я разговаривал с новым одноклассником, который недавно перешёл к нам в класс).

При однородном типе зависимые предложения относятся к одному и тому же слову, находящемуся в главной части. (Например: сегодня я пошёл гулять в парк, в котором обычно очень мало людей и где я забыл кофту).

Тема: Деепричастие в словосочетании. Примыкание

Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, алгоритм, схема), пользоваться навыками аудирования.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения.
6ЛР: анализировать синтаксические связи между деепричастием и глаголом-сказуемым, деепричастием и зависимыми от него словами, определять тип связи – примыкание, отличать его от согласования и управления.
3ЛР: конструировать словосочетания и предложения с деепричастиями, определяя их связи с другими словами.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Повторение теории.
Продолжите начатые учителем предложения:
- Деепричастие это-
-Деепричастие совмещает признаки
-Деепричастие как и наречие
-Образуется деепричастие при помощи...
-Деепричастие в предложении является
-Деепричастный оборот это-
-Деепричастие и деепричастный оборот на письме всегда
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку со слайдом.
2.Слуховой графический диктант
Учитель читает предложения. Ученики на слух определяют наличие или отсутствие в нём деепричастия (деепричастного оборота) и его место (начало, середина, конец предложения). В тетрадях делаются только графические обозначения:

Два человека работают на закрытых досках.

1.Писал Гайдар свои книги совершенно особенным образом. 2.Он ходил по саду и бормотал, рассказывая вслух самому себе новую главу из начатой повести. 3.Затем он на ходу исправлял её, меняя слова и фразы, смеялся, хмурился, а потом уходил в свою комнату.
4.Собираясь прочесть мне новую повесть, Гайдар никакой рукописи из кармана не вынимал. 5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, начинал спокойно и уверенно читать повесть наизусть.6. Он читал страницу за страницей, почти никогда не сбиваясь.
Коллективная проверка с комментированием.

Полный синтаксический разбор 5 предложения.

Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Анализировать, группировать, обобщать, устанавливать аналогии.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
–Какое деепричастие встретилось вам в предложении?
Каковы его морфологические признаки?
Приведите пример морфологического разбора одного из деепричастий из домашнего задания (на выбор).
2. – Выберите признаки, общие для деепричастия и наречия. (Признак действия, вторичное действие, неизменяемость, форма сравнения, обстоятельство, вид.) (Неизменяемость, обстоятельство.)

Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать.
2. Устанавливать аналогии.
3. Выявлять закономерности на основе наблюдений.

IV. Введение в тему урока.

Как называются смысловые отрезки, представленные на экране? (Словосочетания)
Какая особая форма глагола есть в каждом из них? (Деепричастие)
Зная эти опорные слова, сформулируйте тему урока. (Деепричастие в словосочетании.)
Прочитайте тему урока и убедитесь, что вы правы. Какое еще слово присутствует в формулировке темы? (Примыкание)
Что нужно вспомнить, чтобы перейти к изучению данной темы? (Что такое примыкание. Вид подчинительной связи при которой зависимое слово не изменяется.)
Выпишите словосочетания со связью примыкание из предложения в языковой разминке.
Как вы находите эту связь? Какой первый «шаг» в ваших поисках? (Найти наречие и посмотреть, с каким словом оно связано.)
(5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, читал спокойно и уверенно повесть наизусть.)
Читать спокойно, читать уверенно, читать наизусть.
Могут ли быть ещё какие-то слова, кроме наречий, которые связаны примыканием? (Которые не изменяются: деепричастие, неопределённая форма глагола).
Докажите, выписав это словосочетание и обозначив синтаксическую связь.

Х
Читатл (как?) покачиваясь.

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Устанавливать алгоритм действий.

V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение.
Упр. 308 – наблюдение над синтаксическими связями деепричастий с главными и зависимыми словами.
Работа в парах по вопросам и заданиям к упражнению.
Сформулируйте 1-й вывод: какая связь между деепричастиями и зависимыми от них словами? Покажите на примерах.
Сформулируйте 2-й вывод: какая связь между деепричастиями и главными для них словами – глаголами-сказуемыми? Докажите примерами.
2. Теория.
Чтение текста в рамке.

Представьте виды связи деепричастий в словосочетании с помощью схемы. (См. материалы предметного диска – интерактивная графическая схема «Деепричастие в словосочетании» – сначала даётся схема с пропусками, затем по гиперссылке – проверка.)

А какие словосочетания иллюстрируют подчинительную связь управление? (Закладывал руки, закладывал за спину, читал повесть)
- Почему вы не назвали Он останавливался? (Не является словосочетанием-грамматическая основа)
Что ещё не является словосочетанием?(Однородные члены).

Какие ещё виды связи в словосочетании вы знаете? Может ли деепричастие образовывать эти виды связи? Почему?
- Найдите в предложении словосочетание с подчинительной связью согласование (широкую спину).
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель, подбирать аналогии).

Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической и диалогической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

VI. Итог урока.

Вспомните, что общего у наречий и деепричастий (см. этап актуализации). (Неизменяемость, обстоятельство.)
Чем ещё можно дополнить это сходство? (Примыкание.)
Что является главным показателем при определении вида связи – примыкания? (Неизменяемость зависимого слова.)
Работа в группах.
Дополните информацию в схеме об изученных видах связи слов в словосочетании. (См. материал предметного диска к § 32 и дополнение в пунктирной рамке.)

ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

согласование управление примыкание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
прилагательное
существительное
наречие

причастие
мест.-существ.
деепричастие

мест.-прил.

поряд.числ.

Практическая часть.
Замените словосочетание С УСЕРДИЕМ ОБУЧАЛИСЬ построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Рефлексия.
Тест с коллективной проверкой.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
1. Составлять алгоритм действий.
2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.

Коммуникативные УУД
1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.
2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VIII. Домашнее задание.

Н Упр. 311 – выписать все словосочетания из одного предложения, определить виды связи слов (по одному предложению для ряда).
П Подобрать материл для языковой разминки, составить к нему задания (компьютерная презентация).

© Баласс, 2015

ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

Рисунок 1Рисунок 1vЗаголовок 5uђЗаголовок 6vЗаголовок 715