Фонетические средства речевой выразительности ассонанс аллитерация. Фонетические средства речевой выразительности
Тема: «Звуковые средства выразительности. Графические средства выразительности.»
!!! Познакомьтесь с теорией вопроса и примените на практике свои знания.
Теоретические материалы. Часть № 1. Звуковые средства выразительности.
Теоретические материалы. Часть № 2 Графические приемы выразительности.
Прежде всего скажем, что русская графика располагает огромными возможностями в плане усиления образности текста художественной литературы, и эти возможности постоянно расширяются в связи с развитием современного типографского дела и непрерывными поисками художников слова новых изобразительных приемов.
К настоящему времени набор этих приемов довольно богат: 1) фигурное расположение текста
, 2) смена шрифтов
, 3) употребление графических средств выделения
слов (курсив, разрядка
и др.), особые приемы включения
в текст числительных и числовых обозначений
и т. п.
Я,
качая
веревки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе,
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре
знаю, блещет, алея, зарница!
И с ч а с т л и в е ю б е з с л о в!
(В. Брюсов)
А вот еще один графический прием необычного расположения строк – стихи с «секретом»: произведение читается как три отдельных самостоятельных текста (все целиком, правая часть отдельно, левая часть отдельно).
Бог сытый в небе,
Радость тебе,
Да дарует,
Честь и славу –
Мужу праву
Да готует
Боже благий,
свете драгий,
да храниши
Марфу здраву –
твою славу
юже зриши…
(С. Полоцкий)
Говоря о графических средствах поэтического языка, нельзя, конечно, не вспомнить о рубленой строке («лесенке») В. Маяковского
. Суть этого приема, как известно, состоит в графическом, зрительном выделении акцентных групп при сохранении традиционных стиховых связей.
Слово –
полководец
человечьей силы.
Марш!
Чтобы время
ядрами рвалось.
(«Сергею Есенину»)
Особое пристрастие к зрительным эффектам питал А. Белый – создатель «фигурной прозы».
Такой прием оформления текста был для писателя не формалистическим украшением, а дополнительным средством подчеркивания смысла, зрительным образом переживания рассказчика: образа шара (в первом из приведенных ниже отрывков).
… и
бы –
ар,
превыша-
ющий блеска-
ми солнце, при
этих карти-
нах во
мне
сходил…
(«Записки чудака»)
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1
Определить, какие звуковые средства выразительности использует автор в данном тексте и с какой целью. Какого конкретного эффекта он достигает? Как использованные приемы связаны с идеей (главной мыслью) и образом лирического героя?
КАМЫШИ
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего?» - камыши говорят, -
Зачем огоньки между ними горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Задание № 2
Проанализируйте звуковые особенности изображенной А.Пушкиным картины.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Задание № 3
Попробуйте создать небольшой текст, используя графические приемы создания образа.
Тема текста - Улыбка.
№ 1 – 30 баллов
№ 2 – 20 баллов
№ 3 – 50 баллов
Общий рейтинг работы – 100 баллов.
Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а , их звучание не влияет на ассонанс.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а ). В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.
Аллитерацией называется повторение согласных. Например:
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д. Например:
Марш!
Чтоб время
ядрами рвалось.
К старым дням
Чтоб ветром
относило
Только
путаницу волос (Маяковский).
Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...
Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.
Фонетические средства………………………………………2
Лексические средства………………………………………...5
Фразеологические средства…………………………………26
Синтаксические средства……………………………………37
Приложение. Практические задания ……………………….46
ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Изобразительно-выразительные средства наличествуют на разных уровнях языковой системы. На уровне фонетики используются такие изобразительно-выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника. Фоникой называют также звуковую организацию речи.
^ Благозвучие речи. Речь должна быть благозвучной, т. е. удобопроизносимой и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным сочетанием гласных и согласных звуков в тексте, а также преобладанием музыкальных («красивых») звуков.
Музыкальными звуками считаются гласные, сонорные и большинство звонких согласных. Немузыкальными звуками являются шумные глухие, особенно шипящие [ш], [ч] и свистящие [с], [с"], а также звонкие шипящие и свистящие [ж], [з], [з"].
Употребление музыкальных звуков, которые по отношению к немузыкальным шумным глухим составляют 74,5 %, придает речи напевность, красоту звучания. Так, в есенинской строке Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона легко произносятся сочетания звуков, короткие слова чередуются с длинными, интонация мелодичная, плавная. Все это создает благозвучие, или эвфонию.
Благозвучие может достигаться и сочетанием нескольких согласных. В русском языке такие сочетания чаще состоят из двух, иногда трех согласных, например: брод, драка, взрослый, строка. Такое сочетание согласных не противоречит законам эвфонии. Но сочетание четырех и более согласных на стыке двух слов нарушает благозвучие речи, например: Министр встретился с учащимися; сердечность встреч.
Обычно сочетания из двух согласных находятся в начале или в середине слова, например: снимок, стекло, бодрый. Такое расположение звуков не нарушает благозвучия. Но скопление согласных звуков в конце слова затрудняет артикуляцию. Это встречается в кратких прилагательных и в форме родительного падежа множественного числа существительных, например: добр, затхл, кругл, черств; братств. Благозвучие восстанавливается, если между согласными появляется беглый гласный, например: блесна - блесен, прекрасный - прекрасен (ср.: блесн, прекрасн).
В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные по закону восходящей звучности - шумный + сонорный: гр, др, кл, пл, см, зн, зл, тл. Такие сочетания чаще встречаются в начале и в середине слова, например: гром, погром, друг, подруга, клад, заклад, плод, наплодить, знать, познать, злоба, козлы, метла. Все это создает благозвучие. Такие сочетания в конце слова появляются редко, например: жезл, смотр, просмотр.
Для русского языка сочетания типа нд, мб нехарактерны, поскольку в них сонорные предшествуют шумным, например: крендель, пломбир.
В русской речи благозвучие поддерживается и другими способами. Так, в целях благозвучия
Не произносится один из согласных звуков, например: честно, поздно, здравствуй;
Используются предлоги со звуком о, например: ко мне, во всех, надо мною, обо мне, подо мною, со мною;
Произносятся слоговые сонорные, например: министер, вопель, болезень;
Используются фонетические изменения в иноязычных словах, например: бивуак - бивак (стоянка войск под открытым небом для ночлега или отдыха), Иоан - Иван, Феодор - Федор.
Итак, благозвучие поддерживается правомерным соотношением гласных и согласных в тексте.
Неблагозвучие речи может появиться:
При стечении гласных на грани слов (так называемое внешнее зияние), например: ^ И у Ни и у ее Иоанна (И. Сельвинский.) 1;
При скоплении в предложении одинаковых (или подобных) согласных, а также при навязчивом повторении одних и тех же согласных, например: Пролеска - лесное растение, образующее летом фон в травянистом ярусе леса; Зина, с детства знала здешние заливы;
При использовании в речи только коротких или только длинных слов, например: ^ Дед был стар, сед, слаб, дряхл; По окончании расследования составляется обвинительное заключение - в первом случае предложение производит впечатление каких-то ударов, а во втором случае предложение представляет речь монотонную, вялую;
При повторении одних и тех же или однокоренных слов, например: следует отметить следующие недостатки... (тавтология);
При употреблении одинаковых грамматических форм, например: ^ Лечение больных гриппом новым препаратом;
При использовании неблагозвучных аббревиатур, например: ЛИПКХ - Ленинградский институт повышения квалификации хозяйственников;
При употреблении неудачных неологизмов, например: бракераж, этикетаж.
Звукопись. В художественной речи используется звукопись, т. е. соответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению.
Применяются такие виды звукописи, как звуковые повторы и звукоподражание.
Среди звуковых повторов выделяется:
Аллитерация, т. е. повторение одинаковых или сходных согласных, например: ^ Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К.Бальмонт.) - [ш] создает звуковое впечатление шелеста камыша;
Ассонанс - повторение одинаковых гласных, например: ^ Я коротаю жизнь мою. Мою безумную, глухую: сегодня трезво торжествую, а завтра плачу и пою (А. Блок.) - повторение гласного [у] создает гнетущее, удручающее впечатление; Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А. Пушкин.) - [а], [о] звучат открыто и радостно;
Анафора - повторение одних и тех же начальных сочетаний звуков, например: ^ Грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища плывут по улицам! (А. Пушкин.); Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона (С. Есенин.);
Эпифора - повторение конечных звуков в словах, например: ^ Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (С. Есенин.);
Стык - повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов, например: Плащ, щеголяющий дырою (М. Цветаева.).
Звукоподражанием называется использование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений - шороха, цоканья, бренчанья, дребезжанья, чириканья и т. п., например: В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста травы (Л. Толстой.) - звуком [ш] передаются тихие заглушённые звуки; Партер и кресла, всё кипит. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит (А. Пушкин.) - повторение звуков [р], [п] передает усиливающийся шум в театре перед началом спектакля, а повторение звуков [з], [ш], [с] создает слуховое впечатление шума поднимающегося занавеса.
Среди звукоподражаний выделяются ономатопеи, т. е. слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими процессы. Они называют звуки, издаваемые человеком, животным, неживой природой, например: ахать, хихикать, охать; чирикать, мяукать, шипеть, кудахтать, кукарекать, скрипеть, шуршать, цокать, тикать, бренчать, дребезжать; тренькать (на балалайке), хруст (хвороста).
Используются также звукообразные слова, которые не подражают звукам, а своей экспрессивностью по звучанию помогают образной передаче явлений, например: бой, грубо, крик, рвать - произносятся резко; дева, льнуть, милый, нега - произносятся мягко; тише, слышишь - произношение напоминает шелест.
Подбор лексики, созвучной с ведущим словом текста, создает звукообразы. Так, в стихотворении С. А. Есенина «Береза» художественный образ березы усиливается средствами звукописи - повторением звуков [б] - [р] в словах близкого звучания.
Звуковой выразительности речи помогают словесное ударение и интонация. Ударение, т. е. выделение большей силой и большей длительностью голоса одного из слогов неодносложного слова, - это очень важный элемент звучащей речи. Средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски служат мелодика (повышение и понижение голоса), ритм (чередование ударных и неударных, долгих и кратких слогов), интенсивность (сила и слабость произнесения), темп (скорость или медленность), тембр (звуковая окраска) речи, фразовое и логическое ударение (выделение речевых отрезков или отдельных слов во фразе), например: Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа, со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда (С. Есенин.).
Фонетической выразительности поэтической речи способствует рифма - повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк, например: И стала мне молодость сниться, и ты, как живая, и ты... И стал я мечтой уноситься от ветра, дождя, темноты (А. Блок.).
^ 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Троп - это слово, словосочетание или предложение, употребленное в переносном значении для создания образа.
В основе тропа лежит совмещение двух наименований: прямого (традиционного) и переносного (ситуативного). Эти два семантических плана связываются в единое целое, создавая образ, при этом функция образной характеристики преобладает над функцией названия.
Так, слово орел называет птицу, но оно используется и для характеристики человека, обладающего качествами орла - смелостью, зоркостью и т. п. В предложении Аудитория шумит название помещения перенесено на слушателей, находящихся в этом помещении.
Тропы употребляются в различных функциональных стилях. Но основной областью их применения является художественная литература и публицистика. Употребление тропов в повседневной разговорной речи зависит от индивидуальности собеседников, темы разговора и ситуации общения. Тропы в научном стиле обычно терминированы, например: корона солнца, усталость металла, клапан сердца, шаг маятника. Использование образных средств допускается в некоторых жанрах делового стиля (в дипломатических документах, в коммюнике), например: Белый дом - в значении «правительство США».
К тропам относятся: сравнение, эпитет (простые тропы), метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза (сложные тропы).
Сравнением называется вид тропа, в котором один предмет поясняется путем сопоставления его с другим предметом. Например: ^ Как огромный навозный жук, черный танк наползал жужжа (А. Сурков.). Здесь названы все три компонента сравнения: то, что сравнивается (танк); то, с чем сравнивается (навозный жук); тот признак, по которому сравнивают (наползал).
Сравнение выражается различными средствами, а именно:
Сравнительным оборотом или придаточным предложением, вводимым союзами как, как будто, будто, словно, точно, ровно, подобно, как бы, похож на и др., например: Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная (А. Чехов.); Мы открывали Маркса каждый том, как
в доме собственном мы открываем ставни (В.Маяковский.);
Формой сравнительной степени прилагательного или наречия, например: ^ Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов.);
Формой творительного падежа, например: ... И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой (И. Бунин.);
Лексическими средствами - с помощью слов похожий, подобный, напоминает и др., например: Листья клена, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей (А. Чехов.); Над головами важно шумели сосны, и шум их был подобен падающим в отдалении водам (А. Толстой.); Форма горы отчасти напоминает колпак, каким покрывают домашние чайники (И. Андроников.);
Приложением, например: ^ Руки милой - пара лебедей - в золоте волос моих ныряют (С. Есенин.);
Именным сказуемым, например: Прелестная бездна: бездна - восторг (В. Маяковский.); Люди - лодки, хотя и на суше (В. Маяковский.);
Обстоятельством-наречием, например: ^ Олейник поднялся, прислушался, по-кошачьи, настороженно повел глазами по лесной чаще (М. Бубеннов.);
Присоединительной конструкцией, вводимой союзом так (обычно развернутое сравнение), например: Живу печальный, одинокий и жду, придет ли мой конец: так поздним хладом пораженный, как бури слышен зимний свист, один на ветке обнаженной трепещет запоздалый лист (А. Пушкин.).
Выделяются так называемые отрицательные сравнения, характерные для произведений фольклора (и для стилизации под народную поэзию), например: Не стая воронов слеталась на груды тлеющих костей, - за Волгой, ночью, вкруг огней удалых шайка собиралась (А. Пушкин.).
Эпитет - это вид тропа, образно определяющий предмет или действие.
В основе эпитета обычно лежит сравнение, метафора или метонимия. Так, эпитеты сахарный (снег), лебяжий (снег) дают образную характеристику предмета в виде скрытого сравнения. В предложении И мы тебя, поэт, не разгадали, не поняли младенческой печали в твоих как будто кованых стихах (В. Брюсов.) эпитет кованых подчеркивает в понятии не только присущий ему признак, но и переносит на него с другого понятия новое качество. Это метафорический эпитет.
По своему происхождению эпитеты бывают общеязыковые (глухие своды, заветные думы, молниеносное решение), индивидуально-авторские (тощее сияние, тщеславное тление - у А. С. Пушкина; румяное восклицанье, животрепетное сиянье, кудрявый след - у А. А. Фета) и народно-поэтические (добрый молодец, буйная головушка, красна девица, ручки белые, море синее).
Эпитеты выполняют стилистическую функцию усиления, уточнения или противопоставления, например: черная тоска, зеркальная гладь; пестрая тревога, веселые песни; неразлучные враги, живой труп.
Эпитеты чаще всего выражаются прилагательными, например: ^ В ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня (М. Лермонтов.); Да! Теперь решено. Без возврата я покинул родные поля, уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя (С. Есенин.).
Эпитеты, выраженные прилагательными, могут субстантивироваться, например: ^ Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя - поле безбрежное - дышит запахом меда и роз (С. Есенин.).
Эпитетом может быть также качественное наречие на -о и деепричастие (обстоятельство), существительное в родительном падеже (несогласованное определение), существительное в функции приложения или сказуемого, местоимение, например: Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой (М. Лермонтов.); Волны несутся, гремя и сверкая (Ф. Тютчев.); Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы (А. Пушкин.); Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет и нет (А. Пушкин.); И такой на небе месяц - хоть иголки подбирай (М. Исаковский.).
Различают определение образное (эпитет) и логическое, т. е. предметное, указывающее на отличительные признаки понятия и не содержащее образной характеристики, например: белый снег.
Но в предложении Черный вечер. Белый снег (А. Блок.) прилагательное белый можно рассматривать и как логическое определение, и как эпитет, поскольку оно в данном контексте выполняет изобразительно-выразительную функцию (в ряду с эпитетом черный вечер). Логическое определение имеет выразительное значение и в сочетании со словами-метафорами, например: револьверный лай (ср.: стрельба из револьвера), кандальное ржанье (ср.: звон кандалов).
В ряде случаев эпитеты не являются тропами, поскольку выражающие их слова сохраняют в тексте свое прямое значение, например: Штурмовые ночи Спасска (П. Парфенов.) - эпитет штурмовые по смыслу должен относиться к слову Спасск (ср.: штурм Спасска).
Метафорой называется вид тропа, в котором слово или оборот речи употребляются в переносном значении на основе аналогии, сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Сближение предметов или явлений происходит по различным признакам, а именно:
По цвету: золотая осень - ср.: золотая монета; серебряный тополь - ср.: серебряный подстаканник;
По форме: кольцо дыма - ср.: кольцо в двери; журавль колодца - ср.: журавль летит; конь в шахматах - ср.: конь вороной;
По функции: дворник - стеклоочиститель у автомашины - ср.: дворник - работник при доме; крыло самолета - ср.: крыло птицы; перо авторучки - ср.: перо гусиное;
По расположению к чему-либо: подошва горы - ср.: подошва сапога; хвост кометы - ср.: хвост животного; рукав реки - ср.: рукав пальто;
По впечатлению или ощущению: черная зависть - ср.: черная шаль; теплый прием - ср.: теплый костюм; льется речь - ср.: льется вода;
По общей оценке: ясная мысль - ср.: ясная звезда и др.
В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании общего признака, например: встает солнце, тяжелый характер, веселый ветер.
В метафоре имеется только то, с чем сравнивается предмет. Однако отсутствующие компоненты сравнения (предмет, который сравнивается, и признак, по которому сравнивают) легко подразумеваются, например: И глухо, как от подачки, когда бросят ей камень в смех, покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег (С. Есенин.).
В роли метафоры могут выступать различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные; например: поет зима, пришла весна; пожар сердца, язык плаката; золотая пора, меткое слово.
Помимо простой метафоры (сокращенного сравнения), существуют так называемые развернутые метафоры, например: ^ Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С. Есенин.).
Различаются метафоры поэтические, свежие, постоянные и языковые.
Поэтические метафоры - это образные наименования явлений действительности, возникшие на основе какого-нибудь непривычного и трудноуловимого сознанием сходства. Новизна, свежесть - один из главных признаков таких метафор, например: Смирились вы, моей весны (т. е. юности) высокопарные мечтанья (А. Пушкин.); Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом слушать чувственную вьюгу (С. Есенин.); заря свободы; играет сердце, серебристый голосок.
Свежими называются метафоры широкого употребления с заранее готовой образностью, например: золотая осень, горячая пора, серебро седины, теплота встреч, металл в голосе. К ним примыкают так называемые постоянные (народно-поэтические) метафоры, например: голубушка, лебедушка, соколик, гроза (нечто угрожающее).
Языковые (стертые, окаменелые) метафоры представляют собой прямые наименования явлений действительности и к средствам словесной образности не относятся, например: спинка дивана, стрелка часов, рукав реки, ясная мысль, идут часы.
От частого употребления метафоры «стираются» и превращаются в штампы, стандарты или термины, например: высокие рубежи, зеленая улица - шаблоны, утратившие свою былую образность; голубой экран, белое золото, черное золото - терминологизированные метафоры; шаг маятника, официальное лицо, договаривающиеся стороны - термины.
Метонимия - это вид тропа, состоящий в переносе названия одного явления действительности на другое на основании их смежности.
В основе метонимии лежит сопоставление не сходных (как в метафоре), а реально связанных явлений. Связь эта может быть:
Между содержимым и содержащим, например: ^ Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. Крылов.) - ср.: фарфоровая тарелка; Аудитория внимательная - ср.: светлая аудитория; Блюдо вкусное - ср.: блюдо красивое;
Между материалом и изделием из этого материала, например: ^ Максим Петрович: он не то на серебре, на золоте едал (А. Грибоедов.) - ср.: стоимость золота, серебра;
Между предметом и обладателем этого предмета, например: ^ Вбегает юнкер: «Драться глупо!» Тринадцать визгов: - Сдаваться! Сдаваться! - А в двери - бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский.), т. е. матросы, солдаты, рабочие; знаменитый бас - ср.: густой бас;
Между автором и его произведением, например: ^ А в походной сумке - спички и табак, Тихонов, Сельвинский, Пастернак (Э. Багрицкий.), т. е. произведения Тихонова, Сельвинского, Пастернака; Читаю Шолохова - ср.: Читаю произведения Шолохова; Хотя мы знаем, что Евгений издавна чтенье разлюбил, однако ж несколько творений он из опалы исключил; Певца Гяура и Жуана, [Байрона] да с ним еще два-три романа (А. Пушкин.);
Между действием или его результатом и орудием, этого действия, например: ^ И пишет боярин всю ночь напролет; перо его местию дышит (А. К. Толстой.); Перо его кормит - ср.: стальное перо; научный труд - ср.: труд физический;
Между местом действия и людьми, находящимися на этом месте, например: ^ Все село над ним смеялось - ср.: село Славянка; Завод и село, встречай делегаток (В. Маяковский.);
Между действием и местом или производителями этого действия, например: переход границы - ср.: подземный переход; защита диссертации - ср.: играть в защите;
Между объектом знания и отраслью знания, например: лексика - словарный состав и лексика - наука о словарном составе.
Как и метафора, метонимия может быть языковой и поэтической, например: диетический стол, кафедра языкознания - языковые метонимии; веселый роман, степь (т. е. птицы в степи) поет - поэтические метонимии.
Метонимию следует отличать от метафоры: метафора легко перефразируется в сравнение, например: ^ В небе серп серебряный повис - ср.: В небе луна как серебряный серп повисла, а с метонимией этого сделать нельзя; сопоставляемые предметы в метафоре должны быть обязательно похожи (ср.: луна - серп), а при метонимии такого сходства нет.
Синекдоха - это один из тропов, разновидность метонимии, основанная на переносе значения с одного явления на другое по признаку количественного соотношения между ними. В синекдохе возможно употребление:
Единственного числа вместо множественного и наоборот, например: ^ Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (В. Лебедев-Кумач.) - вместо люди;
Определенного числа вместо неопределенного, например: Ослы! Сто раз вам повторять? Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад (А. Грибоедов.) - вместо много раз;
Родовое понятие вместо видового и наоборот, например: ^ На всей планете, товарищи люди, объявите: войны не будет! (В. Маяковский.) - вместо земле; Мне и рубля не накопили строчки (В. Маяковский.) - вместо денег;
Часть вместо целого, например: Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? - В крыше для моего семейства (А. Герцен.) - вместо в доме.
Синекдоха используется в различных стилях - в разговорном, публицистическом, деловом, художественном, например: ^ Карась здесь не водится; Красный воин должен одержать победу (Н. Тихонов.); Заводу необходима фреза новой модели; Взыскательный покупатель; Защита требует оправдания подсудимого; Ну что ж, садись, светило (В. Маяковский.).
Гипербола - это троп, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление - их размер, силу, красоту, значение, например: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский.).
Бывают гиперболы-эпитеты, гиперболы-сравнения, гиперболы-метафоры, например: ^ Пароход в стоярусных огнях (В. Луговской.); Видите, спокоен как! Как пульс покойника (В. Маяковский.); Пройдет - словно солнце осветит! Посмотрит - рублем подарит!.. Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна! (Н. Некрасов.).
Литота, или обратная гипербола, представляет собой троп, образное выражение, преуменьшающее размер, силу, значение описываемого, например:
^ Какие крохотны коровки, есть, право, менее булавочной головки (И. Крылов.); Небо с овчинку показалось (Поговорка.).
Литота чаще всего выступает в виде эпитета, например: мужичок с ноготок; мальчик с пальчик; избушка на курьих ножках.
Иронией называется троп, заключающийся в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки, например: Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке).
Злая ирония называется сарказмом, например: ^ Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха... (А. Пушкин.).
Менее злая и добродушная ирония называется юмором, например: ^ Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона! (И. Крылов.).
Аллегория - это троп, иносказательно выражающий отвлеченные понятия в конкретных художественных образах.
Так, в народном творчестве носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления, например: ^ Лев - воплощение власти; Лиса - хитрости; Заяц - трусости; Медведь - грубой силы; Змея - коварства; Осел - глупости, упрямства; Волк - жадности.
Аллегоричны также выражения типа пришла осень - «наступила старость», замело снегом дорогу - «к прошлому возврата нет». Это общеязыковые аллегории.
Аллегория используется в художественной литературе. Многие писатели создали такие обобщающие образы, что они стали аллегорическими, иносказательными, например: Плюшкин Гоголя - воплощение жадности; Тартюф Мольера - воплощение лицемерия; Дон-Кихот Сервантеса - воплощение благородства, бескорыстия и мужества; «Баня» Маяковского - воплощение понятия о полезной критике; «Клоп» - воплощение обывательщины. Это индивидуально-авторские аллегории.
Аллегория иногда используется и в публицистике. В деловом стиле аллегория не применяется.
Олицетворением называется вид тропа, в котором неодушевленные предметы и отвлеченные понятия наделяются свойствами человека - человеческими чувствами, действиями, мыслями, речью. Например: Без человека и дереву скучно; К ней прилегла в опочивальне ее сиделка - тишина (А. Блок.); На корточках ползали слухи, судили, решали, шепча (С. Есенин.); О чем ты воешь, ветр ночной? О чем, так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.); Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит (М. Лермонтов.).
Полное уподобление неодушевленного предмета человеку называется персонификацией, например: ^ Своими горькими слезами над нами плакала весна (А. Блок.); Зарницы вздымали рога по-оленьи, и с сена вставали и ели из рук (Б. Пастернак.) - весна и зарницы наделены реальными человеческими признаками.
Олицетворение используется в художественной речи, в публицистике и научном стиле, например: ^ Спит черемуха в белой накидке (С. Есенин.); Пятилетка шагает по стране; Воздух лечит.
Перифраза (или перифраз) - один из тропов, состоящий в замене названия явления действительности описанием его существенных признаков или указанием на его характерные черты. Например: верблюд - корабль пустыни; лев - царь зверей; Ленинград - город на Неве; М. Горький - первый пролетарский писатель, автор романа «Мать», буревестник революции; осень - Унылая пopa! Очей очарованье (А. Пушкин.).
^ Использование в речи многозначных слов,
омонимов и антонимов
Многозначность - это наличие у слова нескольких значений, связанных между собой.
Так, слово убегать имеет следующие значения:
Удаляться бегом: Первым движением моим было убежать (И. Тургенев.);
Быстро перемещаясь, удаляться: Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, качая куски сосновой коры (К. Паустовский.);
Спасаться бегством, скрываться от кого-чего-либо: Все они [французы] побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали (Л. Толстой.);
Быстро исчезать, пропадать: День дохнул прохладою, убегают ночные тени (А. Куприн.);
Избавляться, уклоняться, отделываться: Но как бы рад он был освободиться и убежать от иных забот (Ф. Достоевский.);
Прекращать совместную жизнь с кем-либо, покидать кого-либо: - У меня жена убежала, - отвечал Михайло Егорыч (А. Писемский.);
Закипев, забродив, переливаться, бежать через край: - ^ Ах, уж это мне молочко! - жаловалась каждый раз кухарка. - Чуть-чуть не досмотришь, - оно и убежит (Д. Мамин-Сибиряк.).
Первые три значения прямые, четвертое и пятое - переносные, шестое и седьмое - стилистически окрашенные (разговорные).
В слове могут появляться противоположные значения, например: [Алексашку] выдрали без пощады... Сутки лежал Алексашка в жарком месте у трубы и - отошел, разговорился (А. Н. Толстой.); отошел - «пришел в себя»; - Помер Коля-то: ...Слава богу, отошел, - говорила бабушка (М. Горький.); отошел - «умер».
Наличие у слов нескольких значений (таких слов в русском языке около 80 %) обогащает язык, а существование не только прямых, но и переносных значений позволяет использовать их как выразительно-изобразительное средство (метафоры, метонимии, синекдохи).
В стилистических целях используются и прямые значения многозначных слов, например: ^ Поэт издалека заводит речь. Поэт далеко заводит речь (М. Цветаева.). Слово заводит в первом предложении обозначает «начинает говорить», а во втором - «уводит не туда, куда нужно».
Некоторые слова могут употребляться с разным значением в различных стилях речи, например: ^ Между тем Лузгин принял смену у высокого носатого кузнеца (Б. Полевой.); принял - получил в свое ведение от того, кто сдал (нейтральное); Хозяин позвонил и велел принять остатки ужина (И. Тургенев.); принять - убрать, унести (просторечное).
Разные значения одного и того же слова проявляются в контексте, в сочетании с другими словами. Так, в предложении ^ Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза (В. Маяковский.) слово гражданин имеет значение: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства»; в предложении В купе беседовали два гражданина средних лет то же слово употреблено в значении: «взрослый человек, мужчина»; в предложении Будь гражданин! Служа искусству, для блага ближнего живи (Н. Некрасов.) это слово обозначает: «человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу»; в предложении На улице... собралось довольно много народа: добрые граждане города Л. не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей (И. Тургенев.) слово граждане имеет значение: «жители города, горожане».
В первых двух примерах слово гражданин употреблено как нейтральное, в третьем - как высокое, в четвертом - как устаревшее.
Многозначность лежит в основе каламбура, в котором тесно переплетаются прямое и переносное значения слова. Каламбур - это игра слов, основанная на их звуковом сходстве, например: Скажи, какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, или незримый прочный след в чужой душе на много лет? (Л. Мартынов.). Слово след в первом предложении двусмысленно, во втором предложении оно обозначает «отпечаток ноги на какой-либо поверхности», а в третьем - «последствия чьей-либо деятельности».
Игра слов может привести к парадоксу, т. е. к положению, которое противоречит (иногда только внешне) здравому смыслу, например: Единица - вздор, единица - ноль; один - даже если очень важный - не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный (В. Маяковский.); единица - отдельная личность, ноль - о ничтожном, не имеющем никакого значения человеке.
Омонимами называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.
В отличие от многозначных слов, омонимы не имеют между собой связи по значению. Например, в предложениях ^ Вдруг шум. Пришли, зовут. Они! Надежды нет! Звучат ключи, замки, запоры (А. Пушкин.); По камням прыгали, шумели ключи студеною водою (М. Лермонтов.) слова ключи - «орудие для запирания и отпирания замков» и ключи - «источник, родник» являются омонимами.
Омонимами бывают слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию во всех или только в части присущих им форм, например: гнездо птицы - гнездо слов; лук - «оружие» и лук - «растение».
К омонимам примыкают омоформы, омофоны и омографы.
Омоформы - это одинаково звучащие разные формы слов одной или разных частей речи, например: новая техника - пригласили техника; три дома - три спину. Омофоны представляют собой слова с одинаковым звучанием, но разным значением и написанием, например: молот - молод, косный - костный. Омографы - это слова с одинаковым написанием, разным значением и звучанием, например: замóк - зáмок, белóк - бéлок. Некоторые из них имеют различную стилистическую окраску, например: добьίча - нейтральное; дóбыча - профессиональное.
К явлениям омонимии близки факты звукового совпадения слова и части слова или нескольких слов, например: ^ Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский.).
Омонимия и смежные с нею явления часто используются для создания каламбуров, омонимичных рифм, например: ^ Каков ни есть, а хочет есть (Поговорка.); Ноги давит узкий хром. В день обмозолишься и станешь хром (В. Маяковский.); ...Должен стоять, стою за всех, за всех расплачусь, за всех расплачусь (В. Маяковский.); Это кто стрелой из лука прострелил головку лука? Я ни слова, как немой, словно выстрел был не мой (Я. Козловский.).
Ошибочное употребление многозначных слов и омонимов приводит к двусмысленности, абсурдности высказывания, к нежелательной игре слов, к неуместному комизму, например: В кустах Павлоградского района состоялись учительские совещания - ср.: кусты - «растения» и кусты -«групповые объединения организаций, предприятий и т. д.»; Мастерская заказы на пояса не принимает: заболела поясница (журнал «Крокодил») - ср.: поясница - «часть спины несколько ниже пояса» и поясница - «мастер по изготовлению поясов».
Антонимы - это слова с противоположным значением. Такие слова обладают особыми языковыми показателями.
Во-первых, они выражают логически противоположные, но соотносительные понятия, например: работа - отдых, глубокий - мелкий, любить - ненавидеть, весело - грустно.
Во-вторых, они регулярно противопоставляются друг другу. Это значит, что название одного члена антонимической пары вызывает в нашем сознании представление о другом, противоположном члене. Например, слова правда, сильный, радость, давно, приезжать, вверх ассоциируются с контрастными словами ложь, слабый, горе, недавно, уезжать, вниз.
В-третьих, слова-антонимы характеризуются одинаковой или сходной лексической сочетаемостью, т. е. способностью вступать в связь с одними и теми же словами. Так, антонимы высокий - низкий свободно сочетаются с существительными, называющими предметы определенного размера: дом, столб, дуб, стол, шкаф, стог и др.
Антонимами могут быть многие качественные прилагательные, существительные большинства разрядов, глаголы, наречия, некоторые местоимения и предлоги, например: белый - черный, тепло - холодно, светать - темнеть, сухо - мокро, все - никто, под - над.
У многозначного слова может быть несколько антонимов, например: свежий - черствый (хлеб), свежий,- соленый (огурец), свежий - спертый (воздух), свежий - грязный (воротничок), свежий - теплый (ветер), свежий - старый (след).
Кроме языковых антонимов, т. е. регулярно воспроизводимых и закрепленных в словаре, имеются и речевые антонимы, которые возникают в определенном контексте или в конкретной речевой ситуации, например: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Н. Некрасов.); Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. Пушкин.).
Употребление антонимов придает речи выразительность, способствует всестороннему выяснению понятия. Антонимы - яркое стилистическое средство, лежащее в основе таких приемов, как антитеза,оксюморон.
Антитеза - это стилистический оборот, в котором противопоставляются резко контрастные понятия, например: ^ Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь! (Н. Некрасов.).
Оксюморон - это стилистический прием, состоящий в соединении двух антонимических понятий, логически исключающих одно другое, например: звонкая тишина, сладкая скорбь, горькая радость, красноречивое молчанье, оптимистическая трагедия, далекое близкое; у А.А. Блока: С наглой скромностью смотрит в глаза.
Антонимы лежат в осн
Урок по теме "Фонетика", всегда привлекает студентов музыкального колледжа. Во - первых, тема связана с дисциплиной "Гармония" , где важен фонематический слух студентов (им близко),а, во - вторых, включает их в исследовательскую работу, а не пустое заучивание терминов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК» (1 курс)
ТЕМА УРОКА:
ФОНЕТИКА.
Фонетические средства художественной выразительности
Цели урока:
познавательные:
- формирование представления об особенностях фонетических средств выразительности русской речи;
- чтение и комментирование стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;
- приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением;
развивающие:
- развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья в процессе анализа лирического произведения;
- формирование умений и навыков фонетического анализа стихотворения; подготовка к единому государственному экзамену;
- формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к осознанному чтению стихотворений Ф.И.Тютчева;
воспитывающие:
- воспитание внимания к слову;
- развитие любви к творчеству русских поэтов;
- формирование культуры речи;
- развитие эстетического вкуса
Оборудование : стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»; картины «Осень» Ю.Левитана; «Осень» Ю.Попова; музыка П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (фрагменты); фотографии поэта; таблица «Звуки русской речи», осенние листья на партах.
Форма урока – урок – исследование
ПЛАН урока
- Организационный этап;
- Основная часть: исследование фонетических средств художественной выразительности на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»
- Заключительный этап. Выводы.
- Задание на дом. Подведение итогов.
Ход урока
Поэзия есть внутренняя Музыка,
внешне выраженная размерною речью.
Слово есть чудо, Стих - волшебство.
Музыка, правящая Миром и нашей
Душой, есть Стих.
(Бальмонт)
В природе существует звук,
который неслышим,
также существует цвет,
который невидим,
но который может быть услышан.
Е. П. Блаватская
1.Организационный этап. Организация курса. Объявление темы урока, цели.
Слово учителя: Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку в произведении несет, конечно, слово. Именно найденное гармоничное сочетание смысла слова и звучания обладает огромной силой воздействия.
Поэтическое произведение – это мир слов и звуков, которые не всегда можно соотнести с принятыми звуковыми средствами. Поэтому мы, анализируя стихотворение, обращаемся к звукам русского языка, которые в сочетании с другими звуками влияют на восприятие стихотворения с точки зрения звучания и смысла.
На уроках русского языка мы рассмотрели фонетические особенности русской речи. Сегодня обратимся к фонетическим средствам выразительности русской речи.
Наши цели –
- повторить фонетические средства языковой выразительности,
- продолжить работу по их распознаванию,
- выявить их роль в организации художественного текста
- продолжить работу по анализу художественного текста.
Преподаватель : Обратите внимание на первый эпиграф нашего урока (написан на доске):
Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размерною речью. Слово есть чудо, стих - волшебство. Музыка, правящая Миром и нашей душой, есть Стих.
(Бальмонт)
Материалом нашего исследования станет стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
2.1. Терминологический диктант.
Преподаватель : Мы с вами изучили термины, необходимые для звуковой организации стихотворения и как яркие средства художественной выразительности стихотворения. Вам необходимо, услышав лексическое значение слова, записать языковедческий термин.
(у доски работает студент)
А) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, усиливающих выразительность поэтической речи - (ассонанс;)
Б) повторение в стихотворной речи однородных звуковых особенностей - (ритм);
В) повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи - (аллитерация);
Г) основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит - (интонация);
Д) подбор слов близкого звучания (звукопись);
Е) красота и естественность звучания звуков – (благозвучие)
Ж) одна из сильных позиции стихотворного текста, скрепленная интонацией, рифмующимися словами и смысловыми (семантическими) связями - (РИФМА_)
Преподаватель : Назовите 2 слова, образованные способом сложения ( звукопись и благозвучие)
Курс поделен (заранее) на 3 группы
- Работа по группам.
Преподаватель : Поэты, исследователи стихотворной речи давно заметили, что звуки играют определенную роль в смысловой организации текста. (Чтение по группам высказываний.)
1.группа: « В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей; через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность; через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)
2.группа: « О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: - Поле, Море, Простор . Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь . Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако . Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром…Запоет, заноет, как колокол…Высокий свод вознесенного собора. Бездонное О ».(К. Бальмонт.)
3.группа: « Р ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи… Звуки Д и Т – о чем-то душном, тяжелом, о тумане, о тьме, о затхлом …»(Е. Замятин.)
Преподаватель : В течение урока вы можете пользоваться высказываниями. Эти высказывания – подсказки для дальнейшей нашей с вами работы. Какие ассоциации вызывает у вас слово «ОСЕНЬ»?
Студенты называют: (листопад, дождь, зонтики, насморк, плащ….) (по группам – 2-3 ассоциации)
У доски студент выполняет фонетический разбор слова «ОСЕНЬ».
На столах у студентов есть таблица. С помощью таблицы («что передают звуки») группы ищут слова, которые ассоциируются со звуками в фонетическом разборе: [о] - пространство, осторожность; [с ́ ] - шелест, беспокойство; [и] - мечтание, вдохновение; [ н ́ ] - танец;
Вместе с преподавателем студенты приходят к выводу, что лексическое, ассоциативное и звуково е значение слова «осень» очень похожи.
2.3. Работа над текстом стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»».
(текст стихотворения лежит на партах)
Преподаватель : Стихотворение «Осенний вечер» написал один из представителей поэзии «чистого искусства» Федор Иванович Тютчев, слава к которому пришла на шестом десятке лет. Поэты этого направления (А.Фет, А.Майков, Плещеев и другие) акцентировали своё внимание на природу и чувства человека, на гармонию между человеком и природой . Образами природы поэты выражали свои сокровенные мысли и чувства. Себя Тютчев называл «верным сыном природы» .
2.3.1. Прослушивание стихотворения наизусть. Читает студент.
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Октябрь 1830 Тютчев (27 лет)
Преподаватель : (Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.) Какую картину вы рисуете, услышав стихотворение? (Работа по группам: каждая группа высказывает своё мнение)
2.3.2. Работа над лексикой стихотворения. Проверка домашнего задания (лексическое значение слов необходимо было найти в толковом словаре):
- истома - чувство приятной расслабленности;
- томный - исполненный истомы, устало – нежный
- изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия;
- кроткий – незлобивый, покорный, смирный;
- пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос…
- увядать – вянуть
- стыдливый – застенчивый, стеснительный
- с традание – физическая или нравственная боль, мучение
Преподаватель : Найдите в стихотворении слова - неологизмы – (светлость, стыдливость, пестрота, грустно – сиротеющий..) (Запись в тетрадь)
Преподаватель : Найдите в стихотворении слова высокого стиля – (дерев, ветр, кроткий..) (запись в тетрадь) Для чего, на ваш взгляд, автор их употребляет?
2.3.3. Преподаватель : Давайте обратимся к звукописи стихотворения. Одно из фонетических средств – это аллитерация. Обратите внимание на согласные звуки. Каких звуков встречается больше в этом стихотворении? (Работа по группам)
Приходим к единому мнению – это звуки [ Р.С.Л ](запись в тетрадь )
Преподаватель : Найдите в таблице соответствие этим звукам.
Каждой группе дается один звук. Приходим к выводу (вихри, танец, устремлённость) (см таблица)(запись в тетрадь). Соотносим слова с темой осени и темой стихотворения.
Преподаватель : Остановимся на двух последних строчках стихотворения:
«Что в существе разу м но м м ы зове м» – Какой звук в этой строчке чаще всего встречается? Приходим к выводу - 4 М . В таблице ищем понимание этого звука. -(философствование, размышление )
«Боже ст венной ст ыдливостью ст раданья.» –– Какие звуки в этой строчке повторяются в каждом слове?
Приходим к выводу - 3 СТ В таблице ищем понимание этих звуков . Приходим к выводу - (сомнение, беспокойство, поиск; ответственность, творчество, разрушение)
Преподаватель: Чтобы понять, что же этими строчками хотел сказать автор, перейдем к лексическим пояснениям некоторых слов и словосочетаний. (студенты записывают в тетрадь)
Существо разумное - подберите синоним (это человек)
Страдание - подберите синонимы (мука, терзание, пытка)
Стыдливость – подберите синонимы (застенчивость, стеснительность)
Божественный - подберите синоним (духовный,)
Преподаватель : Что же подсказывают читателю эти строки?
(Только человек разумный понимает, что тот, кто обладает духовностью, страдает, переживает муки, терзания, живет в гармонии с природой, со всем миром.)
Преподаватель : Так какова же основная тема стихотворения? Что подсказало нам основную мысль стихотворения? (аллитерация может помочь выразить основную тему стихотворения)
2.3.4. Преподаватель : Как вы думаете, а какое еще фонетическое средство сможет помочь нам в разборе стихотворения? (ассонанс).
Рассмотрим еще 2 строчки стихотворения.
Есть в светлости осенних вечеров
Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки. (запись в тетрадь)
Ответ - [Э, Э, Э, О ].
Преподаватель : Найдите соответствие в таблице. Приходим к выводу – вдохновение, мечтательность, романтизм и восторг, пространство, простота
Порывистый, холодный ветр порою ,
Преподаватель : Выделите только ударные гласные звуки (запись в тетрадь)
Ответ - [ Ы, О, Э, О]
Обращаясь к таблице,приходим к выводу: устрашение, шум, приговор, колокол, победный клич, крик, пространство, приговор, осторожность.
Соотносим с темой стихотворения .
Преподаватель : : Что же помогли увидеть, услышать гласные звуки в стихотворении?
2.3.5. Преподаватель : Особое внимание уделим с вами яркому средству художественной выразительности - рифме. Вспомните значение этого слова. Рифма задает ритм стихотворению. (Рифма - важный фактор в возникновении поэтических образов, рычаг поэтического мышления. «Рифма - крылья», - говорила А. А. Ахматова).
Как называются рифмы, оканчивающиеся на гласную (- открытые ), на согласный (- закрытые)?
Преподаватель : Каких же строк больше в стихотворении: открытых или закрытых? Почему?
Работа по группам: высказывают свое мнение.
ВЫВОД: закрытых строк больше,т.к. открытые – такие окончания считаются плавными, напевными, а закрытые – признаются резкими, отрывистыми, энергичными; именно последние рисуют борьбу и победу наступающей холодной стихии.
Преподаватель : рифма один из главных инструментов мелодики стиха, бывают женские и мужские рифмы. Как их отличить друг от друга? Рассмотрим это на нашем стихотворении.
(А) женские – ударение падает на предпоследний слог (волнами)
6 строк с женской рифмой; Б) мужскими – ударение падает на последний слог – (на скале)
6 строк с мужской рифмой)
Преподаватель : Почему автор, на ваш взгляд, применяет одинаковое количество мужских и женских рифм?
(сравнимо с падающими листьями, зрелостью человека)
2.4 Преподаватель : . Обладают ли звуки цветом? Обратимся ко 2 эпиграфу:
«В природе существует звук, который неслышим, также существует цвет, который невидим, но который может быть услышан».Е. П. Блаватская
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете . Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Прослушаем фрагменты музыкальных произведений: П.Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» (осень); Какую цветовую гамму вы услышали? (Работа по группам, находим общее, различное у композиторов, потом выясняем, какой музыкальный фрагмент ближе к стихотворению Тютчева, почему))
Преподаватель : Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете.
А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки.
Стихотворение читает подготовленный студент.
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;
тайну их скажу я в свой черед,
А - бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е - белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И - пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У - трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,
О - дивных глаз ее лиловые лучи.
Преподаватель : Есть даже результаты эксперимента (музыкантов и языковедов) по звукоцветовым соответствиям. Они приведены в таблице, которой мы сейчас и воспользуемся.
Давайте и мы исследуем стихотворение Тютчева.
ЗВУКОБУКВЫ | ЦВЕТ |
А, Я | Красный, ярко – красный, густо - красный |
Светло – желтый. белый, пурпурный |
|
Е,Ё | Зеленый, желто – зеленый |
И,Й | Синий, небесно – голубой, синеватый |
Серый, Темно - синий, сине – зеленый, темно – лиловый |
|
Голубоватый |
|
Мрачный, темно –коричневый, черный |
РАБОТА ПО ГРУППАМ
- Е.Ё, У в стихотворении
- группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы А, Я, Ы
- группа подсчитайте, пожалуйста, сколько раз повторяются буквы И,О
Сделайте вывод по каждому цвету.
Попробуем нарисовать картину осеннего вечера с помощью цвета. Рисуем в тетради таблицу
звукобуква | количество | Цветовая гамма | цитата |
Е, Ё | Желто - зеленый | Пестрота деревьев |
|
А Я | красный | Багряные листья |
|
Небесно - голубой | Туманная и тихая лазурь |
||
Светло - желтый | Светлость осенних вечеров |
||
серый | Порывистый холодный ветр |
||
черный | Грустно – сиротеющей землею |
3.0. Заключительный этап.
Преподаватель : Ещё раз попросим студента прочитать стихотворение, обратим внимание на репродукции, картины, иллюстрации, соотнесем с музыкой.
Выводы:
«Осенний вечер» - не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину, но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Природа, как и человек, живет по законам: необходимо умереть, чтобы вновь возродиться. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.
Преподаватель :Так какую же роль играют фонетические средства выразительности в русской речи?
(Фонетические средства выразительности русской речи помогают лучше понять смысл стихотворения, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю. Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.)
4.0.Подведение итогов.
Домашнее задание:
Найдите фонетические средства выразительности ещё в одном стихотворении Ф.И.Тютчева.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
ПРИЛОЖЕНИЕ
звуки | ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки |
И, Э | Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение, скрытость, слабость, переменчивость, приспособление, вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к духовному, |
Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна |
|
Б, П | Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание, комфорт, устойчивость, пессимизм, прах, пепел. |
Н, М | Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец, философствование, размышление |
Гром, звон, разрушение, разорванность, рокот, дробь, ветер, рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание, ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость. |
|
Ощущение плавности, текучести, танец |
|
Звук восторга, торжествующее пространство, приговор, колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство, осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота, довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций. |
|
Ы, Ш | широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия. |
З, Ц,Ч | Шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь, резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет, ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность. твердость |
устремлённость, сияние, сила стремления, слабость в утверждении, шелест, противоречивость, сомнение, беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким. |
|
Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность, творчество, требовательность, точка опоры, разрушение, традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок, такт, ритм, толк. скромность |
|
напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар. Страсть, могущество, власть, тиранство,. |
|
К,Х | сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман |
В. П, Ф | влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию. |
резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом ("умный в гору не пойдет"): |
|
Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание, добротность, доброта |
Русский язык - один из самых разнообразных и богатых в мире, его выразительный потенциал поистине огромен. Особую эмоциональность и неповторимость тексту придают различные средства речевой выразительности, используемые в процессе написания произведения. Список их достаточно обширен.
Средства речевой выразительности в различных сферах жизни
Не секрет, что одну и ту же мысль можно преподнести по-разному. Например, диктор телевидения скажет так: «Сегодня по области наблюдались обильные осадки в виде снега, сопровождающиеся шквальным ветром». А две старушки, пьющие на кухне чай, в беседе могут употребить такую фразу: «Да уж, навалило-то как снега! И ветрище - так с ног и сбивает!» В художественной литературе это явление может быть представлено следующим образом: «Снежные хлопья сыпались с неба, словно пух из вспоротой подушки, разметаемые сильным ветром, и огромными белыми сугробами укрывали истосковавшуюся по ним мёрзлую землю…». Картина, описываемая разными способами, практически одна и та же, однако каждый из вариантов отличается друг от друга и по-разному воздействует на подсознание человека. Все средства речевой выразительности языка в той или иной мере основаны на ассоциативном восприятии текста. Просматривая представленные высказывания, читатель представляет людей, которые могут так выражаться. Поэтому для характеристики персонажей, создания определённого колорита авторами художественных текстов используются разные стили.
Фонетические средства выразительности
Для наибольшего воздействия на воображение собеседника или читателя, зрителя или слушателя, используются самые различные способы. Средства речевой выразительности буквально пронизывают все языковые уровни. Их можно наблюдать как в фонетике, так и в синтаксисе, что делает понимание авторского замысла более глубоким и всеобъемлющим. Фонетические средства речевой выразительности являются одним из самых сильных способов речевого воздействия. Ощущение звукового образа слова происходит на уровне подсознания, независимо от желания человека. Именно поэтому большинство поэтических текстов строится на использовании звуковых средств выразительности. В качестве примера можно привести такое предложение: «Шуршали листья, их шорох, казалось, шёл отовсюду». Здесь многократное использование звука «ш» во фразе как будто создаёт аккомпанемент нарисованной воображением картине.
Аллитерация
Фонетическая речевая выразительность имеет некоторую вариативность. Широко распространены такие противопоставленные друг другу средства, как аллитерация и ассонанс. Они основаны на повторении в тексте одинаковых или схожих по какому-либо фонетическому признаку звуков - согласных при аллитерации и гласных при ассонансе. Ярким может служить фраза «Гроза гремит, грохочет гром», читая которую, человек подсознательно вызывает перед собой яркий образ трескучих молний.
Ассонанс
Немного реже писатели и поэты пользуются повтором гласных. Например, ассонанс представлен в предложении «Кругом было ровное поле» - повторяющийся звук «о» создаёт ощущение протяжённости, широты пространства.
Анафора, эпифора в художественных текстах
Выделают и другие фигуры речи, служащие для придания большей выразительности тексту. Например, необычными приёмами являются анафора и эпифора. Они представляют собой варианты повторений схожих звуков, слов или групп слов в начале (анафора) или в конце (эпифора) каждого параллельного самостоятельного отрезка речи. «Это - поступок мужчины! Это - поступок настоящего человека!» - нагнетание и усиление с каждым повтором наблюдаются при анафоре. Эпифору чаще всего можно встретить в завершении поэтических отрезков в виде повторения отдельных фраз или целых предложений. Но рассмотреть её можно и на примере отдельного прозаического предложения: «Всё в этой комнате было чёрным: стены были чёрными, тоже был чёрным, светильники - чёрные и даже постельное бельё отливало чёрным цветом. И только кровать была чисто белой, создавая яркий контраст в дизайне».
речевой выразительности: аллегория
В стилистике русского языка представлено огромное количество разнообразных тропов, или фигур речи. Основным источником выразительности является лексика. Именно с её помощью реализуется большинство авторских замыслов в тексте. Например, аллегория - это своеобразный перенос значения или характеристики объекта на другой объект, изображение абстрактного понятия через конкретный образ. Чтобы объяснить, что такое аллегория, можно прибегнуть к рассмотрению традиционных примеров: солнце - символ тепла, доброты; ветер - символ свободы, вольнодумия, непостоянства. Поэтому нередко данный принцип в речи используют для характеристики людей. «Ах ты, хитрая лиса!» - говорят про кого-то в шутку. Или могут даже сказать про непостоянную личность так: «Характер его ветреный, взбалмошный». Таким образом, отвечая на вопрос о том, что такое аллегория, следует ссылаться на символизм, сравнение предметов по качеству.
Аллегория в притчах, сказках, баснях
Замечательный баснописец Крылов даёт красочную картину использования данного приёма. Хотя на самом деле он является продолжателем Эзопа. Именно из его произведений были взяты многие сюжеты басен русского классика. Ведь каждому понятно, что говоря о мартышке, примеряющей очки на хвост, автор имеет в виду невежду, человека, который привык ко всему относиться поверхностно, судить наспех, не задумываясь о смысле. Для детского восприятия лучше всего подходят сказки, в которых выступают героями звери. На их примере малыш познаёт основные законы жизни: добро возвращается сторицей, грязнуля, обманщик и лентяй будет наказан, нельзя смеяться над чужой болью и т. д. Короткие басни или аллегоричные сказки напоминают застольные тосты в кавказском стиле, в конце которых мораль выводится после предложения выпить «За...».
Аллегория в поэзии и лирических песнях
А замечательные стихи Лермонтова об одиноком парусе, бегущем по волнам? Ведь тут вдумчивому читателю рисуется душевное состояние мятущейся личности, которую никто не понимает в современном ему мире. До сих пор взрослые люди любят многие народные песни, в которых аллегорично на примерах растений - цветов, деревьев - описываются человеческие отношения. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?» - грустно запевает девушка, которая сама испытывает одиночество, мечтает соединить свою судьбу с надёжным человеком, но по каким-то причинам сделать этого не может...
Литота, гипербола
Языковые средства речевой выразительности представлены и другими тропами. Например, существуют ещё и такие противоположные фигуры, как гипербола, литота. Русский язык обладает широким спектром возможностей градуального выражения качеств. Эти приёмы обозначают художественное преуменьшение (литота) и преувеличение (гипербола). Русский язык становится ярче и образнее благодаря им. Например, такое свойство, как объём человеческого тела, может быть выражено как с искусственно преуменьшенной стороны ("талия шириной с горлышко бутылки" - литота), так и со стороны преувеличения ("плечи размером в дверной проём" - гипербола). Русский язык даже может похвастаться устойчивыми выражениями этого типа: осиная талия, высок как коломенская верста.
Синонимы и антонимы в художественных произведениях
Использование в тексте синонимов и антонимов повышает его эмоциональность и выразительность. Слова, семантически сходные или различные, разнообразят произведение, раскрывают авторский замысел с разных сторон. Ко всему прочему, синонимы и антонимы упрощают восприятие текста, так как уточняют значение отдельных семантических объектов. Но к их использованию в устной и письменной речи стоит подходить с известной осторожностью, так как некоторые словарные синонимы теряют близость значений в конкретном контексте, а контекстные антонимы не всегда являются антонимичными в своём основном словарном значении. Например, прилагательные "свежий" и "чёрствый" при употреблении их с существительным "хлеб" являются антонимами. Но, если речь идёт о ветре, то антонимом к прилагательному "свежий" будет слово "тёплый".
Ирония в художественных произведениях
Очень важное выразительности - ирония. Примеры из литературы доказывают высокую образность этого приёма. Пушкин, Лермонтов, Достоевский - эти русский классики являются настоящими мастерами употребления иронии в литературе. Рассказы Зощенко до сих пор пользуются спросом у современных сатириков. Некоторые фразы классиков, ставшие крылатыми, употребляются и в повседневной речи. Например, зощенковское выражение: «Возьмите взад ваше пирожное!» или «Может, вам ещё дать и ключи от квартиры, где деньги лежат?» Ильфа и Петрова знают абсолютно все. Да и обращение к господам присяжным, в котором говорится про тронувшийся лёд, до сих пор воспринимается с большой долей иронии. Да и фраза "Кто тут у нас такой большой?", обращённая в повседневной жизни к ребёнку, имеет ироничный характер, построенный на использовании антонимии. Ирония часто присутствует в виде подшучивания над самим собой одного из персонажей или главного героя, от имени которого ведётся повествование. Таковыми являются детективы Дарьи Донцовой и других авторов, которые также пишут в этом стиле.
Различные пласты лексики в художественной литературе
Высокий выразительный потенциал в художественной литературе имеет ненормированная лексика - жаргонизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечие. Употребление в тексте слов из этих разделов, в особенности в прямой речи, даёт образную и оценочную характеристику персонажа. Каждый герой литературного произведения индивидуален, и эти лексические элементы, аккуратно и соответствующе употреблённые, раскрывают образ персонажа с самых разных сторон. Например, насыщенность романа Шолохова “Тихий Дон” диалектной лексикой создаёт атмосферу, свойственную конкретной территории и конкретному историческому периоду. А использование в речах персонажей просторечных слов и выражений как нельзя лучше раскрывает их характеры. Также невозможно обойтись без специальной описывая жизнь на корабле. А уж в произведениях, где героями, пусть и второстепенными, являются бывшие репрессированные или люди из категории бомжей, избежать жаргонизмов и даже арго просто невозможно.
Многосоюзие как средство выразительности
Ещё одна стилистическая фигура речи - полисиндетон. По-другому этот приём называется многосоюзием и заключается в использовании в тексте однородных членов или фраз, соединённых одинаковыми повторяющимися союзами. Это повышает выразительность, создавая незапланированные паузы в предложении на местах соединения его частей служебными частями речи и увеличивая при этом важность каждого элемента перечисления. Поэтому писатели и поэты часто использует в своих произведениях многосоюзие. Примеры:
Таким образом, языковые средства речевой выразительности - необходимый элемент художественной речи. Без них литературный текст выглядит сухо и неинтересно. Но не стоит забывать, что материал должен быть ориентирован на читателя. Поэтому отбор языковых средств, использованных в произведении, должен проводиться самым тщательным образом, иначе автор рискует быть недопонятым и недооценённым.