Что такое факториал и как его находить. Разложение на простые числа

Пожалуй, всех рассказчиков можно поделить на две неравные части: люди умеющие рассказывать интересно, и все остальные. К сожалению, люди, которые относятся к категории всех остальных, зачастую, любят рассказывать различные истории ничуть не меньше, вот только их слушателей в этом случае, можно только пожалеть. Действительно, несчастный, который вынужден выслушивать по тем или иным причинам подобного рассказчика, как правило, думает о чем угодно, только не о том, что ему рассказывают и только и мечтает оказаться где-нибудь подальше от назойливого собеседника, который, что называется «ездит ему по ушам», не испытывая ни малейшего интереса к повествованию.

Совсем другое дело, если вам попадается человек, который действительно умеет рассказывать интересно. Вы не можете оторваться от своего собеседника, слушаете его, затаив дыхание, полностью представляя в своем воображении описываемые картины и события, безусловно сопереживая их участникам.

Так что же это такое – умение интересно рассказывать, и можно ли ему научиться? Нужно сказать, что этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Безусловно, интересный рассказчик, это талант от Бога, он интуитивно понимает, как нужно захватить собеседника, чтобы он слушал его раскрыв рот, именно так рождаются знаменитые писатели актеры.

Но, с другой стороны, вполне возможно, что подобный талант только дремлет у вас внутри, его нужно разбудить и слегка отшлифовать, убрав все лишнее. В этом случае, достаточно только знать, на что обратить внимание и из вас получится мастерский рассказчик. Ну, впрочем, даже если вы просто научитесь рассказывать истории так, чтобы это было интересно другим, уже неплохо.

Что такое «лишнее» и как его убрать

Прибавьте своему рассказу эмоциональности

Еще один враг хорошего рассказчика, это монотонность и заунывность рассказа. Постепенно слушатель теряет интерес к такому повествованию, и если у него есть возможность, старается побыстрее сбежать куда-нибудь. Талантливый и интересный рассказчик непременно придаст своему рассказу больше эмоциональности и драйва при помощи глаголов, особенно в повелительном наклонении, например, чаще употребляйте выражения «вообразите себе», «представьте», так, чтобы слушатели могли нарисовать описываемую вами картинку в своем воображении. Для того, чтобы привлечь внимание к своему рассказу, в особо важных местах делайте небольшие паузы. Это поможет вам подчеркнуть сказанное.

Не делайте начало слишком длинным

Одна из основных ошибок, которую допускают неопытные рассказчики, это злоупотребление терпением слушателей, снабжая свой рассказ длительной предысторией. Старайтесь переходить непосредственно к сути после двух-трех вступительных слов. Иными словами, для того, чтобы рассказать о колдунье, не нужно предварительно рассказывать всю историю ее семьи. Лучше сразу дать интригующую завязку и переходить непосредственно к сути дела.

Ну, и, наконец, заключительный совет

Чтобы научиться рассказывать интересно, помните: краткость – сестра таланта.

Произвести впечатление на собеседовании, провести презентацию, привлечь новых клиентов, заразить аудиторию идеей - умение рассказывать истории полезно каждому. Но не каждый представляет себе, что для этого нужно. ЧТД собрал несколько советов и примеров.

Хорошего рассказчика мы узнаем с первых слов. Иногда кажется, что он не говорит ничего существенного, но его хочется дослушать. Рассказ обладает гипнотической силой, которая приковывает наше внимание и не отпускает. По сути, им является и пост в соцсети. Его могут пролистнуть, а могут дочитать до конца, лайкнуть и сделать репост. Как разбудить в себе рассказчика, если он не пробудился естественным путем?

1. Определитесь с целью

Жизненный опыт - кладезь историй. Каждый день мы попадаем в ситуации, которые нам что-то сообщают о том, как устроен мир, о поведении людей, стране. Писатели, сценаристы, комики и коучи подмечают их и используют их, чтобы рассказать о жизни в целом. Например, история о мужчине, нашедшем телефон незнакомой девушки, превращается в романтическую притчу о роли случая, а сцена на собрании жителей дома становится метафорой общества.

Но у истории должна быть цель, чтобы у слушателей осталось ощущение ценности потраченного времени. Точнее, она должна быть у того, кто рассказывает. Если вы знаете, зачем говорите, будет проще продумать все остальное.

Крис Андерсон в книге «TED Talks. Слова меняют мир», предлагает несколько вариантов целей для рассказчика:

Создать связь

Если выступаете перед незнакомой аудиторией или хотите завоевать расположение человека, с которым встретились впервые, хорошая история может помочь. Она снимет напряжение, сократит дистанцию и сделает вас более понятным. Не бойтесь быть уязвимыми. Людей отпугивают высокомерие, эгоцентризм и категоричность суждений, расслабляет человечность.

Не бойтесь рассказать о ситуациях, в которых вам было неловко, вы чувствовали себя неуверенно, были сбиты с толку, попали впросак.

Здесь важна конгруэнтность - соответствие самому себе. Когда кто-то играет несвойственную ему роль, это всегда бросается в глаза. Рассудительный человек вдруг начинает говорить с интонациями, затверженными после сотни просмотров видео с Тони Роббинсом. Душевный в общении бизнесмен, выходя к трибуне, превращается в кислого бюрократа. Это создает впечатление фальши и обмана и разрушает доверие.

Крис Андерсон в своей книге предлагает несколько способов «вжиться в себя», вырастить в себе рассказчика со своей индивидуальностью:

Протестируйте себя

Простой тест: порепетировать перед небольшой знакомой аудиторией и спросить их, что они думают о вашем поведении. Можете записать себя на видео и посмотреть, как вы себя ведете.

Сосредоточьтесь на своей теме и отношении к ней

Комик Мейсун Зайинд, которая страдает церебральным параличом, вышла на сцену, дрожа. Свое выступление она начала со слов: «Я не пила сегодня... но врач, который принимал роды у моей матери, был пьян». Аудитория мгновенно прониклась к ней сочувствием: у каждого в жизни был опыт отвержения.

Не бойтесь продемонстрировать индивидуальность

Подчеркните это с помощью аксессуаров, чтобы закрепить эффект. Выступая на конференции TED, философ Данил Разеев вышел на сцену с куклой-марионеткой, которую использовал как собеседника и наглядное пособие, выступление было посвящено свободе воли.

Копируйте тех, кто вам близок

Найдите харизматичного героя, который похож на вас, у кого те же интонации, жесты и мимика. Это полезно и вот чем: благодаря кино и телевидению мы помним образы неказистых, но по-своему интересных и сложных людей - Форреста Гампа, Уолтера Митти, еврея-парикмахера из фильма «Великий диктатор». Обратите внимание, как вдохновляюще они выглядят на экране, когда говорят от сердца.

3. Заставьте слушателя споткнуться

Вы идете по улице, думаете о чем-то своем, вдруг задеваете ногой бордюр и чуть не падаете. Внимание переключилось мгновенно. Так же действуют громкие звуки или что-то абсурдное, скажем, овца, которую хозяин беспечно выгуливает на поводке в городском сквере.

Задача рассказчика - подбросить то, обо что внимание может споткнуться.

Эмоциональный разговор, который ведут соседи в транспорте. Вы невольно подслушиваете и заражаетесь чужой эмоцией. Это тоже подножка: нам становится любопытно, что происходит в жизни людей, как мы могли бы перенести эту ситуацию на свой опыт. Несколько примеров, как можно сделать начало запоминающимся.

Атмосфера

«Взметнувшиеся в воздух самолетики... Падающие и вновь взлетающие. Белые, голубые, даже черные... Так Москва отстаивает свободу слова в интернете». Это начало речи Григория Баженова «Борьба с Левиафаном». Фраза, которая вводит тему, стоит чуть позже картинки. Таким приемом одновременно задается настроение разговора, тема «заземляется», а рассказчик настраивает слушателей на романтический лад.

Интрига

Интрига создает напряжение, которое должно разрешиться. Пример из книги Криса Андерсона: «Как четырнадцатилетняя девочка, у которой на счету меньше двухсот долларов, сумела помочь своему городу совершить гигантский скачок в будущее?» Мы тоже заинтригованы: история обещает быть интересной.

Яркий факт или говорящая деталь

Иногда затягивать интригу недопустимо, если вы хотите сразу ударить в больное место, ввести контекст. «В России 25 млн бедных. Это и есть суть вопроса» - начинается одна из речей Григория Явлинского. Главная трудность здесь: подобрать точную и красноречивую реплику, которая бы не нуждалась в пояснении.

Вызов (пощечина)

Вот как начинает свою лекцию о Чехове Дмитрий Быков: «Есть один парадокс в русской литературе: Чехова называют самым депрессивным писателем, самым унылым и даже иногда однообразным». Парадокс - слово сильное, потому что пробуждает любопытство. Провокативное, смелое, нетривиальное начало разговора о знаменитом писателе заставляет прислушаться.

4. Не забывайте о динамике

Еще одна причина, по которой речь оказывается скучной: в ней нет эмоционального ландшафта. Речь обращена непонятно к кому, она кажется перечислением фактов или потоком сознания. В этот момент возникает мысль о телефоне в кармане, неоплаченных счетах или покупках в выходные.

Как создать эмоциональный ландшафт? Писательница Ванесса Эдвардс предлагает метафору американских горок: если мы едем в поезде, который идеально скользит по рельсам, поездка кажется спокойной, эмоционально ровной.

Но если нас постоянно подбрасывает, если мы чувствуем каждый поворот, как на американских горках, это невольно заставляет быть начеку.

В хорошей истрии важны повороты, подъемы и спуски, небольшая встряска, смена темпа. Некоторые приемы, которые создают эти эффекты:

Метафора. Инструмент, который делает мысль афористичной, запоминающейся. С ее помощью удается эффектно донести главную мысль, на которую нанизываются остальное. Например, из речи Дмитрия Быкова: «Чехов - самый мощный антидепрессант в русской литературе».

Гипербола. Сильный образ, который придает пафос речи. Часто используется для того, чтобы призвать к действию, заострить тему: «Завтра мы потеряем миллионы жизней из-за того, что сегодня топчемся на месте». Можно использовать ее и как шутку.

Градация. Постепенное сгущение красок, наращивание выразительности с каждой следующей фразой: «Когда у вас тоска, когда вам не хочется вообще смотреть на людей, когда вы не можете выйти на улицу».

Лексический повтор. Средство, которое закрепляет идею, создает якорь в сознании слушателя и задает «маршевый» ритм рассказа: «Цель всегда понятная, цель всегда простая, и цель всегда одна».

Риторический вопрос. Средство, которое помогает вступить в диалог со слушателем, даже если диалога нет. Другие варианты диалога - например, ответы на незаданные вопросы, реакции на невысказанные реплики («и вы будете правы», «знаю, не для всех это актуально»).

Хороший рассказ не терпит монотонности, и в этом он похож на хороший фильм, заключает Крис Андерсон. Мы видим, что на экране сменяются планы, музыка становится громче и тише, камера «окидывает взглядом» окрестности и погружается в жизнь героев. Попробуйте в качестве упражнения описать любимый фильм так, чтобы получился живой и атмосферный рассказ.

Буду нагл. Приходите в клуб по пересказу нон-фикшн книг "Прочитал-перескажи".

Раз в месяц мы собираемся на квартирах в центре Москвы и пересказываем 3-5 книг о невымышленном, пьем вино и едим. Перед встречей мы вывешиваем в нашем сообществе в фейсбуке тизеры пересказов.

Семь лет назад началось движение "Курилка Гутенберга". Лекторы рассказывали о книгах и идеях для аудитории от 30 до 300 человек. Ее основатель - Миша Янович, пару лет назад разочаровался в формате лектория и ушел в "подполье", на квартиры. Сейчас мы вместе с Мишей делаем "Прочитал-перескажи" для 20-30 участников, но зато мы успеваем за вечер пообщаться и обсудить идеи и книги.

Пример тизера книжки Дениса Горелова "Родина Слоников".

Недавно прошла июльская вечеринка пересказов. Наш редактор забыл о своих обязанностях и поздно предупредил одного из участников. В итоге мы сделали замену. Вместо истории о продаже наркотиков через сеть слушали рассказ извиняющегося редактора о книге Дениса Горелова «Родина слоников».

Провинившийся редактор утверждает, что «Родина слоников» поможет любому читателю полюбить советское кино, даже если он его не смотрел и смотреть не собирается. Денис Горелов, кинокритик из 2000-х, описывает самые кассовые фильмы советского проката – от «Октября» Сергея Эйзенштейна до «Города Зеро» Карена Шахназарова. Почти все тексты в этой книги написаны развязным, панибратским языком, словно между пятидесятилетним автором и, например, самым известным детским поэтом Советского Союза Сергеем Михалковым только пионерский галстук да гимны, которые родоначальник известного клана писал к каждому витку советской политики.

Горелов чаще всего использует фильм, как предлог для погружения в противоречивое десятилетие. Там, сквозь мутную воду красных мифов он разглядывает неожиданные части пазла, на коробке с которым еще теплится – СССР, хотя после семи десятилетий игра перестала собираться. Автор видит Девчат первым феминистским фильмом за железным занавесом, прослеживает связь шпионских сериалов и укрепления силовиков внутри партии, а и походя отмечает паталогическое стремление Эйзенштейна - убивать в своих картинах детей. Горелов, следует за мастером и не щадит никого.

Автор манипулирует читательским взглядом, перед которым вспыхивают факты и мнения без ссылок на источники. На этот феерверк почти в отчаянии смотрит читатель. Его рука, набивающая в гугле очередной запрос, останавливается, замирая в почтительном трепете перед тотальной самоуверенностью этого кинокритика, который сейчас дописывает книгу об иностранных фильмах в советском прокате. Значит нас ждет еще одна встреча с текстами, которые, по мнению Романа Волобуева, сначала не понимаешь, потом ненавидишь, а в конце концов принимаешь как наглую страницу в с истории кинокритики

Как стать хорошим рассказчиком и чем это выгодно

Стремитесь ли вы стать более интересным собеседником? Приходилось ли вам выступать публично, убеждать в чем-то других людей, защищать свои идеи? Если вы хотите говорить убедительно, доступно и захватывать интерес слушателей с первых секунд – то вам просто необходимо стать хорошим рассказчиком.

Стив Джобс в своей самой знаменитой речи перед выпускниками Стэнфорда рассказал три захватывающие истории. Мартин Лютер Кинг использовал более десяти историй в своем выступлении “У меня есть мечта”. И даже Христос находил учеников, рассказывая притчи.

Речи этих людей изменили мир, и своим успехом они многим обязаны хорошим историям. Что же заставляет нас так верить рассказам?

Дело в том, что мы подсознательно настроены на восприятие историй, и воспринимаем их гораздо лучше чем сухие факты или статистику. Они намертво приковывают наше внимание к выступающему, поскольку услышав начало истории возникает непреодолимое желание узнать ее развязку.

Наш мозг во всем ищет смысл, а смысл хорошей истории открывается только в конце. Поэтому хороший рассказ действует подобно приманке, зацепившись за которую невозможно переключится на что-то другое, не дослушав до конца.

Как развить мастерство рассказчика

Можно ли научиться хорошо рассказывать истории? Многие думают, что это сложно, но если регулярно заниматься – вы сможете стать довольно интересным рассказчиком.

Вот несколько упражнений, которые помогут вам в этом.

1. Каждый день записывайте несколько историй. Пусть у вас войдет в привычку записывать вечером три истории, например, о прожитом дне. Делайте их краткими, но содержательными. Используйте максимальное число описательных характеристик (однако не “уплывайте” далеко в подробности о чем-то одном).

Например, можно сказать “стоял мужчина в серой куртке”, но лучше сказать – “стоял седоватый мужчина с аккуратной стрижкой, в хорошо лежащей серой куртке”. Это, кроме того, может быть интересным способом ведения дневника. Кто знает – может быть, когда-нибудь ваш дневник станет бестселлером.

2. Рассказывайте записанные истории вголос (но не читайте). Меняйте интонации и выделяйте определенные слова, чтобы сделать рассказ интереснее. Запишитесь на диктофон и проанализируйте запись – намного важнее то, кАк вы говорите, а не чтО вы говорите. Вы сами услышите свои ошибки.

3. Слушайте истории других ораторов (например, много ораторов на TED начинают свои выступления с историй).

4. Пишите истории чтобы доказать некоторую точку зрения.

Попробуйте составить истории, в которых мораль будет такова:

— нужно переступать через свой страх

— эмоции и симпатии действуют сильнее логических доводов

— принимая решение спешить нельзя

— (придумайте свою мораль)

Если вы действительно хочете научиться хорошо рассказывать истории, то нужно усердно работать, и теперь вы знаете как. В свой ежедневный план (у вас его еще нет? пора завести) внесите несколько упражнений из вышеперечисленных, например, “записать одну историю о сегодняшнем дне, придумать историю на заданную мораль и рассказать их вголос”.

Выполняя упражнения ежедневно, через месяц-другой вы сможете придумывать истории прямо на ходу, рассказывать о происшествиях захватывающе и оказывать мощное влияние на слушателей всего лишь рассказывая истории.