Метод анализа в исторической науке. Различные методы исторического исследования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Финансирование государственных и муниципальных учреждений

1. Государственные и муниципальные учреждения в РФ: понятие, виды, основные функции

В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

Государственными и муниципальными учреждениями согласно статье 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона) признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Законом №83-ФЗ (п. 4 ст. 6) установлены три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ).

Бюджетное учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 6 Федерального закона, статья 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ в редакции Федерального закона).

Стоит учесть, что все три типа учреждений, являются государственными (муниципальными), а значит в соответствии с федеральным законодательством решение о создании, изменении типа, реорганизации или ликвидации таких учреждений принимает учредитель в соответствии с порядком, установленным высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией).

Основными функциями государственных(муниципальных) учреждений являются выполнение государственных(муниципальных) работ и услуг.

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).

Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.

Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ.

Положения Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:

Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица - получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки). Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).

Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно. Существуют ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее - ведомственный перечень).

То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:

Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.

Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.

Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).

В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 №83 - ФЗ Минфин России рекомендует высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:

1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применятся в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;

2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя. Также существует возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких.

2 . Финансирование образовательных учреждений в условиях современной бюдж етной реформы

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) происходит в условиях бюджетной реформы, что накладывает дополнительную ответственность на органы управления образованием при внедрении новых механизмов финансирования. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Государственное (муниципальное) задание должно обеспечивать увязку показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. учредителя. Государственное (муниципальное) задание должно обеспечивать увязку показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.

Анализ норм бюджетного законодательства и Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83ФЗ о совершенствовании правового статуса бюджетных учреждений показывает, что эти нормы дают правовые основания государственным и муниципальным органам определять объёмы заданий как бюджетным, так и автономным учреждениям в зависимости от качества оказываемых ими услуг. Включение в бюджетные законы и бюджетные муниципальные решения норм о показателях (критериях) качества и об учёте этих показателей при формировании государственных и муниципальных заданий позволит создавать конкурентную среду.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1. Основные приоритеты и принципы бюджетной политики

В частности, частью 1 ст. 69.2 БК РФ предусматривается, что государственное (муниципальное) задание должно содержать, помимо прочего, «показатели, характеризующие качество и (или) объём (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг», а также «порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчётности об исполнении государственного (муниципального) задания». Эта норма позволяет не только включать показатели качества в само задание, но и проверять их в порядке контроля, показывать в отчётности и в случае несоответствия, например, по качеству досрочно прекращать задание. Право на досрочное прекращение задания подразумевает и право на его сокращение в любое время, в том числе при планировании на новый период. Для реализации таких прав необходимо, чтобы требования к качеству и условия прекращения (сокращения) задания были прописаны в задании и в бюджетных законах (решениях). Формирование государственного (муниципального) задания будет осуществляться в порядке, установленном (соответственно принадлежности учреждений) Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрацией, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трёх лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период с возможным уточнением при составлении проекта бюджета. Таким образом, Правительство РФ, субъекты Федерации и местная администрация будут иметь возможность планирования бюджета с использованием заданий, сформированных с учётом качества услуг, что оказывает определяющее влияние на последующие решения об объёме финансирования.

Детальная спецификация предоставляемых образовательных услуг заменяет детальную регламентацию расходов бюджетного учреждения. Предоставление высокой степени финансовой самостоятельности образовательным учреждениям при переходе на новые принципы финансирования бюджетных и автономных учреждений обеспечивается точной спецификацией бюджетного задания. Форма задания утверждается теми же органами исполнительной власти, на которые возложены функции нормативно-правового регулирования. Задание включает в себя и положение о контроле за его исполнением, и требования к отчётности.

Совершенствование правового статуса бюджетных учреждений предполагает формирование трёх типов учреждений - казённых, бюджетных и автономных. Типы учреждений различаются финансовой самостоятельностью в распоряжении средствами и степенью автономии при принятии решений. Ниже приводится сравнительная характеристика трёх типов учреждений.

муниципальный образовательный бюджетный учреждение

Таблица 1. Сравнительная характеристика типов бюджетных учреждений

Критерии сравнения

Автономное учреждение

Бюджетное учреждение (с расширенным объёмом прав)

Казённое учреждение

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя и на содержание имущества

Субсидии:

В соответствии с заданием учредителя;

На иные цели.

Средства из бюджета:

На исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами;

На осуществление мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами

На основе бюджетной сметы

Приносящая доход деятельность

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

Полученные доходы зачисляются в бюджет

Открытие счетов

Счета в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства

Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах)

Распространение действия Федерального закона №94-ФЗ

Не распространяется

Распространяется в полном объёме

Бюджетный план счетов с особенностями

План счетов с ведением аналитического учёта по укрупнённым кодам КОСГУ, а в части средств бюджета - по бюджетному плану счeтов

Бюджетный план счетов

Отчётность

Государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать публичность и открытость отчётов о своей деятельности (единый сайт в сети Интернет)

Учредитель перечисляет подведомственному учреждению средства на выполнение задания по предоставлению соответствующего вида услуг (выполнения работ). Фактически объёмы финансирования в новых условиях бюджетного законодательства определяются подушевыми нормативами, умноженными на количество обучающихся по образовательным программам в соответствии с ФГОС. Это и означает переход на формирование бюджетов на основе нормативно-расчётных затрат.

Для перехода на финансирование образовательных учреждений по заданию составляется базовый и ведомственный перечни оказываемых бюджетными и автономными учреждениями услуг и выполнения работ. Базовый перечень составляется для всех учреждений образования, независимо от их ведомственной принадлежности. На основе базового перечня составляется ведомственный перечень услуг, который может расширять, углублять и детализировать базовый перечень.

Аналитическая подготовка для составления ведомственного перечня услуг включает:

· анализ социальных гарантий и обязательств в разрезе социальных групп с учётом возрастных характеристик, особенностей развития и здоровья обучающихся;

· инвентаризацию подведомственных учреждений в разрезе видов учреждений с характеристикой их предполагаемого статуса:

Казённые,

Бюджетные,

Автономные;

Анализ численности занятых в подведомственных учреждениях по категориям персонала:

Педагогический,

Административно­управленческий,

Учебно-вспомогательный,

Обслуживающий,

Иной персонал;

· анализ Типовых положений об образовательных и иных подведомственных учреждениях;

· анализ уставов подведомственных учреждений;

· анализ динамики финансирования подведомственных учреждений;

· анализ стандартов оказания услуг, документов, характеризующих условия оказания услуг и требования к качеству.

Для каждой из включённых в перечень услуг должны быть разработаны показатели качества оказываемых услуг. Такие показатели обеспечивают увязку объёмов оказываемых услуг с качеством их выполнения и позволяют оценить эффективность бюджетных расходов. Показатели качества разделены на показатели процесса оказания услуги (непосредственные результаты) и показатели результата оказания услуги (конечные результаты).

Механизмы финансирования в условиях введения ФГОС для образовательных учреждений включают следующие категории расходов.

Механизмы финансирования

* Расходы на оказание государственных / муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным / муниципальным заданием

* Предоставление субсидий на возмещение нормативных затрат в связи с выполнением государственного/ муниципального задания

* Расходы на строительство, реконструкцию

* Предоставление бюджетных инвестиций

* Расходы на:

Капитальный ремонт;

Разовые закупки оборудования;

Расходы на реализацию национальных проектов;

Иные расходы разового характера

* Предоставление иных целевых субсидий

* Расходы бюджетных учреждений на осуществление социальных выплат

* Осуществление расходов на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме

Общие принципы определения нормативных затрат регулируются следующими нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне:

· приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 №138н/528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания»;

· приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 №137н/527 «О методических рекомендациях по расчёту нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»;

· приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 №136н/526 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением».

Безусловно, эти документы применяются в первую очередь для федеральных учреждений, поэтому для того, чтобы использовать их на региональном или муниципальном уровне, требуется принятие соответствующих документов, аналогичных федеральным документам. Однако принципы определения расчётно­нормативных затрат остаются такими же. К ним относятся:

· разделение затрат на затраты на оказание услуг (выполнение работ) и затраты на содержание имущества;

· финансирование имущества в «спящем режиме»: содержание имущества, не используемого при оказании услуг, финансируется из бюджета частично - оплачивается 50% затрат на теплоснабжение, 10% затрат на электроснабжение и в полном объёме уплата налогов за недвижимое и особо ценное движимое имущество;

· сочетание методов расчёта: нормативного, структурного (пропорционально затратам на оплату труда / затрачиваемому времени / площади и т.п.) и экспертного метода (исходя из экспертной оценки доли расходов).

Последние несколько месяцев ведётся работа по созданию нормативной базы и методического обеспечения перехода на ФГОС в условиях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83ФЗ. Регионы-лидеры процесса модернизации образования накопили опыт внедрения нормативного финансирования школ в расчёте на одного учащегося. Однако во многих регионах применение принципа подушевого финансирования заканчивается перечислением субвенций местным бюджетам, бюджетные средства не доводятся по подушевому принципу до учебного заведения. В некоторых регионах в качестве нормативов используются фактические расходы на образование за предыдущие годы, тем самым нормативная работа подменяется традиционными расчётами от достигнутого.

Некоторые регионы при переходе на нормативно-подушевые принципы используют модели, включающие более десятка коэффициентов, что фактически консервирует сложившуюся ситуацию и не даёт толчок к комплексной модернизации региональных систем образования.

Региональный расчётный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год:

· оплату труда работников образовательных учреждений за урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС, с учётом районных коэффициентов к заработной плате, а также выплаты по обязательным отчислениям;

· расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплата услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью);

· иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно­управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и??др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

Объём средств, выделяемых образовательному учреждению, рассчитывается по следующей формуле:

Ф = Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к), где:

Ф - общие расходы образовательного учреждения;

Ф(гс) - объём расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования.

Ф(гс) определяется по следующей формуле:

Ф(гс) = N (П +У), где:

N - региональный расчётный подушевой норматив, включающий учёт аудиторной и внеаудиторной занятости в соответствии с ФГОС;

У - число обучающихся в образовательном учреждении;

П - поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более).

Ф(б) - объём расходов на образование, не учитываемых при расчёте регионального расчётного подушевого норматива с учётом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.??д.). Объём данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчётных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учётом индексовдефляторов.

Ф(к) - объём расходов, не учитываемых при расчёте регио­нального расчётного подушевого норматива с учётом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования, и подлежащих возмещению за счёт средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении. В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно и в стоимость бюджетной образовательной услуги входит аудиторная и неаудиторная занятость. Поэтому дополнительные часы внеурочной занятости в соответствии с ФГОС НОО должны войти в определение и в расчёт стоимости стандартной образовательной услуги.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает и определяет:

· штатное расписание и заработную плату работников;

· образовательную программу и учебный план;

· соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

· соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

· внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

· порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

Разрабатываемые на региональном уровне новые системы оплаты труда учителей направлены на:

· учёт всей выполняемой ими работы;

· экономическое стимулирование качества и результативности педагогического труда, роста профессионализма;

· развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.

Такой подход предполагает:

· снятие жёсткой зависимости между размером зарплаты и количеством уроков, преподаваемых учителем;

· введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и др.) деятельности в объём оплачиваемой работы учителя в пределах должностного оклада;

· введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей все виды выполняемой им работы;

· установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части педагогической работы) учителя.

Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей характеризуются:

· наличием механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;

· повышением стимулирующих функций оплаты труда, ростом объёма стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;

· нацеленностью на реальный рост заработной платы учителя;

· наличием механизмов нормирования и учёта в базовой части оплаты труда всех видов работы учителя - как урочной нагрузки, так и внеурочной работы, предусмотренной новым ФГОС и должностными обязанностями;

· зависимостью оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;

· введением регионального регламента участия органов государственно-общественного управления школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Работодатель (школа) в пределах средств, направляемых на оплату труда, устанавливает с учётом мнения представительного органа работников систему премирования, стимулирующих доплат и надбавок, которая закрепляется в коллективном договоре или локальном акте образовательного учреждения. Распределение премий, стимулирующих доплат и надбавок осуществляется на основании решения общественного органа самоуправления (совета школы).

Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, в условиях введения ФГОС рассчитывается по формуле:

О = Стп (У (П К) А, где:

О - оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

Стп - расчётная стоимость бюджетной образовательной услуги (р./ученико­час), включая аудиторную и внеурочную занятость в соответствии с ФГОС;

У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К - повышающий коэффициент за сложность предмета;

А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

Переход на финансирование основной образовательной программы в рамках ФГОС предполагает:

· введение индивидуальных планов работы педагогических работников;

· установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности установление условного или «рамочного» нормирования в часах всех видов работы учителя;

· введение инструментов стимулирующей аттестации.

Индивидуальный план учителя становится формой учёта и нормирования педагогического труда. В плане отражается планируемая работа и работа, выполненная по факту. Это соответствует трудовому законодательству. Так, статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учёт времени, фактически отработанного каждым работником. Статья 159 ТК РФ гарантирует работникам государственное содействие в нормировании труда и применение систем нормирования, определяемых работодателем.

Подводя итоги, следует отметить, что внедрение ФГОС в условиях бюджетной реформы означает переход на принципы ответственного финансового менеджмента. Применение инструментов управления по результату в региональных системах образования, основанных на принципе «деньги в обмен на обязательства», показывает их высокую эффективность. Они формируют сквозную систему публичной отчётности, учёт интересов всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство АСТ, 2011. - 63 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. - М.: Экзамен, 2012. - 160 с.

3. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»

4. Приказ Минфина РФ от 13.11.2008 №128н (ред. от 09.11.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2008 №12908)

7. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2-е изд., испр. - М.: Новое издание, 2011. - 409 с. - (Экономическое образование).

8. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 703 с. - (серия «Золотой фонд российских учебников»).

9. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: учеб. изд. - М.: Дашков и К, 2008.-584 с.

10. Данилов Е.Н., Абарников В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных организациях: учеб. пособие - Мн: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009.-336 с.

11. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008.-424 с.

Ковалева А.М. Финансы и кредит: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 51 с.

12. Ковалева В.В. Финансы: учеб. изд. - М.: Проспект, 2010.-636 с.

13. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учеб. изд. - М.: Проспект, 2011.-228 с.

14. Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М., Фридман М.Н. Исследование операций в экономике: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. Кремера Н.Ш.-М.:ЮНИТИ, 20010.-407 с.

15. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 565 с.

16. Захарьин В.Р. Бюджетный учет в бюджетных организациях: учеб. изд. - М.: Налоговый вестник, 2012. - 464 с.

17. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб.изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 340 с.

18. Кожевников О.А. Проблемные вопросы законодательства о некоммерческих организациях (на примере Федерального закона «Об автономных учреждениях») // Право и образование. - 2007. - №4. - С. 57 61. 19. Кожевников О.А. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» [Текст] / О.А. Кожевников // Российский юридический журнал. - 2007. - №2 (апрель-июнь). - С. 151-152.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зрелищные учреждения в системе бюджетных учреждений Российской Федерации. Взаимоотношения зрелищных учреждений со звеньями финансово-кредитной системы. Планирование бюджетного финансирования. Пути расширения источников финансирования зрелищных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2010

    Понятие бюджетного учреждения, его правовой статус и особенности финансирования. Характеристика бюджетных учреждений в качестве плательщиков налогов и сборов. Анализ практики финансирования бюджетных учреждений на примере ГОУ "Детский сад № 2240".

    дипломная работа , добавлен 22.07.2010

    Финансирование образовательных учреждений в соответствии с законодательством. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств. Схема бюджетного финансирования. Основные функции участников процесса. Расчет потребности в бюджетных средствах.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Проблема эффективного управления государственной собственностью, рационализация и повышение эффективности бюджетной политики в доходном и расходном аспектах. Структура, источники финансирования и особенности планирования расходов учреждений культуры.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Сущность, значение бюджета и принципы его формирования. Закономерности функционирования бюджетных учреждений. Порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы. Динамика и структура доходов и расходов бюджетных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Состав и назначение учреждений обороны Российской Федерации. Источники финансирования учреждений обороны. Состав, численность, оснащенность основными типами вооружения и боевой техники. Порядок планирования и финансирования расходов учреждений обороны.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Правовые основы деятельности учреждений образования. Источники финансирования системы образования. Структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне. Подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2010

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Характеристика финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации. Анализ структуры и динамики источников финансирования расходов на содержание правоохранительных учреждений. Исполнение бюджетной сметы и финансовых планов.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2014

    Виды и источники финансирования бюджетных учреждений. Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения. Формирование и использование финансовых ресурсов Челябинской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Теоретические и организационно-правовые основы финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения

1.1 Виды и источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений

2.2 Анализ динамики и структуры расходов ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Селижаровского района

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Бюджетные организации - одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.

Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные функции, поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки и других организаций непроизводственной сферы, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством. От величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. Однако уровень государственного и муниципального финансирования бюджетных учреждений остается недостаточным. Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который может продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размеры бюджетного финансирования и параллельно с этим искать дополнительные пути выживания трудовых коллективов. Предоставление платных услуг - это самый естественный вид деятельности любого бюджетного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал. Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.

В соответствии Постановлением Минтруда России «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения от 27.07.99г. №32-па» - Комплексный центр социального обслуживания населения является учреждением государственной системы социальной защиты населения Тверской области, предназначенным для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Деятельность Центра осуществляется по трем функциональным направлениям:

- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;

- социальная поддержка семьи, женщин и детей;

- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.

Основные задачи деятельности Центра - организация социального обслуживания, оказание социальной помощи семьям, детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие в реализации их законных прав и интересов, улучшении социально-экономических условий жизни.

Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи с чем, Центр осуществляет:

- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

- прием заявлений и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;

- оказание гражданам социальных, социально-педагогических, психологических, консультативных и иных услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;

- социальную реабилитацию детей-инвалидов;

- оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций (объединений) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координацию их деятельности в этом направлении;

- внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.

Учреждение решает задачи:

1) Восстановления социального статуса пожилых граждан и инвалидов, попавших в трудные жизненные ситуации, их материально-бытовой поддержки, социально-трудовой и социально-психологической адаптации путем проведения медико-социальных и социокультурных реабилитационных мероприятий.

2) Доврачебной медицинской помощи и социально-бытовой поддержки пожилых граждан и инвалидов, по состоянию здоровья частично утративших способность к самообслуживанию или по медицинским показаниям нуждающихся в посторонней помощи социальной поддержке, на дому.

3) Организации социальной помощи и поддержки семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, а также попавшим в экстремальную ситуацию, в первую очередь многодетным, неполным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, одиноким пенсионерам, получающим социальную пенсию.

4) Содействия гражданам в решении социально-правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения.

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доходы деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством по согласованию с Учредителем и использовать доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество в соответствии со статьей 120 и статьей 298 Гражданского кодекса РФ на развитие Учреждения в целях оказания социальной поддержки гражданам.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, направляются Учреждением на цели, не противоречащие уставным.

Цель исследования - анализ механизма обеспечения деятельности бюджетного учреждения. Цель исследования предопределила решение следующих задач:

- исследование теоретических основ финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения;

- проведение анализа финансового обеспечения деятельности ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Селижаровского района;

- разработка предложений по совершенствованию финансового обеспечения деятельности ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Селижаровского района.

Предмет исследования - механизм финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения. Объект исследования - финансирование ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Селижаровского района.

1. Теоретические и организационно-правовые основы финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения

1.1 Виды и источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений

финансовый ресурс бюджетный планирование

Финансовые ресурсы в общем смысле этого слова - это денежные средства, источники поступления денежных средств. Отсюда финансовые ресурсы бюджетных и автономных учреждений - это денежные средства, формируемые ими из различных источников для целей обеспечения своей деятельности. Финансовые ресурсы являются частью экономических ресурсов.

Экономические ресурсы - это не только фундаментальное понятие экономической теории, это и факторы производства, то есть, то без чего невозможна нормальная деятельность организации. К экономическим ресурсам бюджетного учреждения относятся денежные средства, здания и сооружения, движимое и недвижимое имущество, земля, вода, воздух, рабочая сила, профессиональные способности работников и так далее. Соответственно экономические ресурсы классифицируются по различным признакам и подразделяются на финансовые, трудовые, человеческие, природные, информационные и другие.

Бюджетные учреждения - это государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов Беляков, С.А. Бюджетное финансирование: учебное пособие / С.А. Беляков- М.: ГУВШЭ, 2012. -208с. .

Согласно статьи 9 Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

2. В качестве целей создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков:

1. В зависимости от выполняемых ими функций:

Государственное управление (Счетная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по финансовому оздоровлению и банкротству);

Судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;

Международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и другие.

2. В зависимости от источника финансирования бюджетные учреждения могут быть разделены на следующие группы:

Финансируемые за счет средств федерального бюджета;

Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

Финансируемые за счет средств местных бюджетов.

3. По источникам формирования средств:

Оказывающие платные услуги и имеющие собственные источники доходов;

- не оказывающие платные услуги и не имеющие собственные источники доходов. Баронова, С.Ю. Бюджет и бюджетная система: учебник / С.Ю. Баронова - М.: Финансы и статистика, 2011. - 159 с.

Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных учреждений:

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов учреждения. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных учреждений.

2. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет соотнести их к хозяйствующим субъектам.

3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств, то есть со стороны государства осуществляется жесткий контроль за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:

1. Целевое использование бюджетных и внебюджетных средств, то есть полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства можно использовать только на цели, предусмотренные государственным задание.

2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и внебюджетных средств.

3. Бюджетный иммунитет (ст. 239 БК РФ) - правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:

Возмещения недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

Возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.

4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Дашков и Ко, 2012. - 276 с. .

Для получения дополнительных средств, необходимых для своего развития, бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги. Полученные средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг (работ), в целях которых создано учреждение.

Источники финансовых ресурсов бюджетных учреждений регламентированы государством. Рассмотрим подробно источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений:

1.Регулярные и единовременные поступления от учредителя- главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Учредителями бюджетных учреждений могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, учреждение. Собственники государственных и муниципальных учреждений несут обязательства по их полному или частичному финансированию.

Слово «финансирование» трактуется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего - либо». Порядок их финансового обеспечения за счет бюджетных средств определяется законом, а не учредительными документами вышестоящей организации. Таким образом, первый источник финансовых ресурсов бюджетных учреждений - поступления из бюджетов различного уровня.

Бюджетному учреждению устанавливается лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году. Бюджетные обязательства представляю собой расходные обязательства. Расходные обязательства - обусловленные обязанности бюджетного учреждения, действующего от имени публично- правового образования, предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Объем прав в денежном выражении и есть денежные обязательства. Обязательства получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско - правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения Молчанов, И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях - 2009., № 4 , С.5-6. .

Таким образом, поступления из бюджетов обусловлены выполнением заданий собственника. Отсюда следует, что учредители бюджетного учреждения финансируют непосредственно целевые расходы, связанные с деятельностью бюджетного учреждения на основании государственного задания, которое и определяет цели и направления расходования средств. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов соответствующего бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств. Сами операции с бюджетными средствами осуществляются через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, Расчетно-кассовых центрах.

2. Добровольные имущественные взносы и пожертвования

Первое, это добровольные денежные взносы, так как денежные средства признаются движимым имуществом. Такие добровольные денежные взносы могут быть сделаны физическими и (или) юридическими лицами без определения цели, и будут называться дарением, то есть носят безвозмездный характер. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне, в нашем случае, бюджетному учреждению, денежные средства в собственность. Дарение может быть совершено устно, если сумма дарения не превышает пять минимальных размеров оплаты труда. В случаях, когда сумма дарения превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда или когда договор содержит обещание дарения в будущем необходимо заключение письменного договора.

Второе, добровольные денежные пожертвования. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, музеям и другим учреждениям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права. Пожертвования может быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование используется в соответствии с назначением имущества.

Таким образом, пожертвования в денежной форме, получаемые бюджетными учреждениями от физических или юридических лиц, используются ими по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации, если жертвователем не обусловлены цели использования. Когда цели использования добровольных денежных пожертвований определены жертвователем, то бюджетные учреждения обязаны использовать средства по назначению. За исключением двух случаев: когда законом установлен иной порядок и когда использование пожертвования (денежных средств) в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным. В законодательстве нет прямых указаний на необходимость оформления пожертвований в письменной форме.

3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Государственными (муниципальными) услугами физическим и юридическим лицам признаются услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельных лицевых счетах.

Доходами бюджетных учреждений считается разница между полученной выручкой и произведенными расходами. Налогообложение таких доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения Левицкий, М.Л. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях: учебное пособие / М.Л Левицкий, Т.Н. Шевченко- М.: ВЛАДОС, 2011. - 416 с. .

Такая деятельность бюджетных учреждений называется предпринимательской, так как осуществляется за свой счет. Осуществлять предпринимательскую деятельность бюджетные учреждения могут лишь в том случае, если это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Хотя бюджетные учреждения - это организации, не имеющие цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

4.Доходы, получаемые от собственности учреждения.

Это непосредственно доходы от использования имущества, как правило, от сдачи его в аренду. По договору аренды арендодатель (бюджетное учреждение) обязуется предоставить арендатору (физическому или юридическому лицу) имущество за плату во временное владение и пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие ценности, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Договор аренды независимо от срока должен быть заключен в письменной форме. Однако само имущество (в частности, недвижимое) закрепляется за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Бюджетные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Именно учредители имеют право собственности или иное вещное право на имущество бюджетных учреждений. Значит, для сдачи имущества (в частности, недвижимого) в аренду необходимо согласие собственника (учредителя).

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

5.Иные, не запрещенные законом поступления.

Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти для выполнения задач и функций социального характера. Их деятельность направлена на выполнения государственных гарантий и, прежде всего, конституционных гарантий гражданам Российской Федерации на возможности получения за счет государства образования, медицинского обслуживания, социальной поддержки и иных благ.

Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе, средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако, в течение срока задержки финансирования, суммы выручки от реализации работ или услуг, выполненных или оказанных бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим направлениям расходования. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

1.2 Порядок планирования расходов бюджетного учреждения

Важнейшая составная часть финансового планирования - бюджетное планирование, подчиненное требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность состоит в централизованном распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального плана социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджета страны.

Основы бюджетного планирования определяются конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами страны.

Особое место в бюджетном планировании занимает перспективное финансовое планирование. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года на основе показателей бюджета. С перспективным финансовым планированием и сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства на любом уровне - это постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного планирования: на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложение по его укреплению.

Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства и регионов.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

метод экстраполяции - составление перспективы, исходя из практики предшествующих периодов. Однако данный метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

метод экспертных оценок - прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. Основным недостатком является субъективизм.

С 2012 года бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует механизм государственного финансирования деятельности бюджетных, а также автономных и казенных учреждений.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Государственное задание формируется для бюджетных учреждений их учредителем.

Для каждого из типов государственных учреждений предусмотрен свой порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания из бюджетов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными учреждениями осуществляется в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием (выполнением) ими государственных услуг (работ) в соответствии с государственным заданием и на содержание имущества учреждения (далее - субсидия).

Размер субсидии рассчитывается на очередной финансовый год и плановый период на основании нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем или приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Размер субсидии на очередной финансовый год и плановый период рассчитывается с учетом объемов бюджетных ассигнований, доведенных Главным распорядитель бюджетных (распорядитель) средств в установленном порядке.

При определении объема субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием в расчет не включаются следующие затраты:

а) затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе:

-затраты по осуществлению капитального ремонта;

-затраты по приобретению основных средств, за исключением затрат на комплектование фондов;

-иные затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели.

б) объемы бюджетных инвестиций;

в) затраты по содержанию движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества;

г) финансовое обеспечение осуществления государственным учреждением полномочий органа государственной власти по исполнению публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме.

В целях учета требований о том, что в случаях оказания (выполнения) учреждением государственных услуг (работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), необходимо:

а) при определении нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) в рамках государственного задания учитывать расходы, осуществляемые как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в объеме, необходимом для выполнения государственного задания;

б) уменьшать на величину расходов на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) в рамках государственного задания, осуществляемых за счет средств от приносящей доход деятельности, учтенных при определении нормативных затрат, объем субсидии учреждением на выполнение государственного задания.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью и бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и плановый период.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным учреждением в соответствующем финансовом году рассчитывается по следующей формуле:

(1),

где - объем субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием в соответствующем финансовом году, тыс. рублей;

- объем i-ой государственной услуги (работы), оказываемой (выполняемой) в соответствующем финансовом году, натуральный показатель;

- нормативные затраты учреждения, непосредственно связанные с оказанием (выполнением) одной единицы i-ой государственной услуги (работы) в соответствующем финансовом году, тыс. рублей;

- нормативные затраты учреждения на общехозяйственные нужды, относящиеся к оказанию (выполнению)

- иные нормативные затраты учреждения, относящиеся к оказанию (выполнению) одной единицы i-ой государственной услуги (работы) в соответствующем финансовом году, тыс. рублей;

- нормативные затраты учреждения на содержание имущества, относящиеся к оказанию (выполнению) одной единицы i-ой государственной услуги (работы) в соответствующем финансовом году, тыс. рублей;

-объем средств, планируемых к поступлению в соответствующем финансовом году от оказания f- ой государственной услуги за плату в пределах установленного государственного задания, тыс. рублей;

- количество государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственным учреждением в соответствующем финансовом году;

- количество государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственным учреждением в соответствующем финансовом году за плату.

В случае вновь создаваемого учреждения в текущем финансовом году при расчёте нормативных затрат на оказание соответствующем государственной услуги и на содержание имущества может применяться метод «Первоначальных нормативных затрат» (или метод обратного счета). Метод обратного счета подразумевает формирование норматива, исходя из сметы расходов государственного учреждения отчетного, текущего или планируемого года путем деления суммы текущих расходов учреждения на количество услуг, оказанных в соответствующем периоде.

Главный распорядитель бюджетных средств (распорядитель) утверждает значения нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества, определенные в соответствии с настоящим порядком, в срок не позднее 1 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

Для утверждения нормативных затрат бюджетные учреждения представляют в уполномоченный орган проекты расчетов нормативных затрат в срок до 15 июня года, предшествующего очередному финансовому году.

Утвержденные на текущий финансовый год нормативные затраты подлежат изменению в случае внесения изменений в нормативные и иные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию (выполнению) государственных услуг (работ), которые влекут изменения потребностей в объеме бюджетных ассигнований.

При утверждении нормативных затрат на очередной финансовый год и плановый период ранее утвержденные значения на плановый период могут быть изменены. В случае если показатели объема государственного задания в текущем финансовом году выполнены частично, это учитывается при определении нормативных затрат на очередной финансовый год и плановый период, объема субсидии на выполнение государственной задания в очередном финансовом году и плановом периоде и при планировании значений показателей объема государственных услуг (работ) на очередной финансовый год и плановый период.

К расходам бюджетного учреждения можно отнести, следующие виды статей затрат:

* Затраты учреждения на оплату труда персонала

Рассчитываются исходя из действующей системы оплаты труда работников учреждения. Расчет начислений страховых взносов осуществляется согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изменениями и дополнениями от 28.12.2013 года Федеральным законом N 428-ФЗ.)

*Затраты учреждения по возмещению командировочных расходов персоналу, включая выплату суточных, оплату проезда, возмещение расходов по найму жилого помещения рассчитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

*Затраты на материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги в зависимости от отраслевой специфики.

*Затраты на мягкий инвентарь и обмундирование

*Затраты на горюче-смазочных материалы

Норма расхода горюче-смазочных материалов по типам автотранспортных средств рассчитывается на основе распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

* Затраты на приобретение расходных материалов для оргтехники, моющих средств, канцелярских товаров и топлива, а также затраты на другие материальные запасы, необходимых для непосредственного оказания государственной услуги.

* Затраты учреждения на оплату коммунальных услуг

* Затраты на услуги связи, а именно:

* затраты на услуги Интернет;

* затраты на почтовые расходы;

* электрическая связь;

* затраты на технические средства радиовещания, радиосвязи, телевидения, спутниковой связи.

*Затраты на транспортные услуги

*Затраты учреждения на персонал, который не принимает непосредственного участия в оказании государственной услуги (выполнении работы.

В составе прочих затрат учреждения на общехозяйственные нужды учитываются также затраты учреждения на обслуживание бухгалтерских программ, медицинские осмотры сотрудников, на книгоиздание, на программно-техническое обслуживание, на подписку, заправку картриджей, канцелярские принадлежности.

*Затраты учреждения на содержание недвижимого имущества

*Затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации и обеспечение пожарной безопасности - рекомендуется устанавливать исходя из необходимости покрытия затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и восстановление имеющихся средств и систем (системы пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения).

*Затраты учреждения на аренду недвижимого имущества

*Затраты учреждения на содержание прилегающих территорий - включают в себя вывоз мусора, сброс снега с крыш и другие мероприятия в соответствии с санитарными нормами и правилами.

*Прочие затраты учреждения на содержание недвижимого имущества:

проведение дезинфекции, дератизации, огнезащитная обработка помещений, зарядка огнетушителей, измерение сопротивления изоляции электропроводки, пусконаладочные работы, расходы на оплату услуг (работ), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния, проведение энергоаудита и паспортизации, расходы на автостоянку, на техническое обслуживание сигнализации, на текущий ремонт недвижимого имущества.

*Затраты учреждения на содержание особо ценного движимого имущества

* Затраты на содержание имущества учреждения

* Затраты учреждения на потребление электрической энергии и на потребление тепловой энергии

* Затраты учреждения на уплату налогов .

В их числе могут быть:

- Налог на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная бюджетным учреждением. Налоговая ставка устанавливается статьей 284 НК РФ в размере 20%, при этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Кроме того, все без исключения бюджетные учреждения должны представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль.

Налог на имущество. Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе, имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ).

- Земельный налог. Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3% в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ).

ранспортный налог. В бюджетных учреждениях распространяется на объекты водных и воздушных транспортных средств ( журнал “Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных” №2? 2014).

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ст. 362 НК РФ). Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от:

-мощности двигателя,

-валовой вместимости,

-категории транспортных средств

-года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

Налог рассчитывается путём умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Коэффициент транспортного налога по региону не может быть превышен более чем в 10 раз установленной нормы.

* Иные затраты учреждения, относящиеся к оказанию государственных услуг (выполнению работ):

- затраты на банковское обслуживание, согласно договора с отделением банка (зарплатные банковские карты);

- затраты на создание и поддержку сайта учреждения в сети Интернет.

Расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

2. Анализ финансового обеспечения деятельности ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Селижаровского района

2.1 Анализ динамики и структуры доходов ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Селижаровского района

Государственное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Селижаровского района является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, имеет юридический адрес, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицев ые счета в органах казначейства, печать с изображением Герба субъекта Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп для согласования документов, бланки, фирменную символику и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

Подобные документы

    Законодательные основы функционирования бюджетных учреждений в Российской Федерации. Порядок исполнения сметы доходов и расходов в РФ. Проведение мероприятий по совершенствованию планирования и финансирования в учреждении социального обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2015

    Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Основные формы и методы планирования расходов и исполнения смет. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребнадзора.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2013

    Виды и источники финансирования бюджетных учреждений. Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения. Формирование и использование финансовых ресурсов Челябинской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Принципы организации финансов бюджетных учреждений. Проведение анализа и поиск путей совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребназдора по Республике Мордовия.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2013

    Понятие бюджетного учреждения. Основные источники формирования и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Социальная политика в Хабаровском крае как важная часть деятельности бюджетных учреждений. Анализ доходной части организации.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2014

    Экономические показатели деятельности музея. Обзор бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств. Анализ и выявление проблем формирования и исполнения сметы доходов и расходов. Совершенствование системы финансирования бюджетного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2014

    Смета доходов и расходов как основа финансового планирования деятельности бюджетных организаций. Анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Модернизация движения денежных средств. Создание отдела автоматизации финансового планирования.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2014

    Понятие, основные признаки бюджетного учреждения, источники и принципы его финансирования. Значение и содержание сметы, порядок ее составления и утверждения, анализ исполнения. Планирование доходов и расходов бюджетного учреждения, финансовый контроль.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2014

    Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения. Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения (на примере Чульманской больницы). Диагностика объемов платных услуг.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Главные принципы бюджетного финансирования, стратегия планирования показателей по выплатам. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения. Сущность, цель, задачи и методы сметного планирования доходов и расходов учреждений социального обеспечения.