Камчадалы обычаи и традиции. Ительмены, камчадалы — коренное население Камчатки

Части страны является довольно разнородным по национальному составу, хотя и с явным преобладанием русских. Данный этнос начал селиться в этом регионе только с начала XVIII века. А вот коренное население Камчатки, народы, которые издревле жили на этом полуострове, постепенно растворяется в общей массе населения. Давайте подробнее узнаем об этих этнических группах Камчатского края.

Общая демографическая характеристика

Прежде чем приступить к изучению коренных жителей, нужно узнать, что представляет собой население Камчатки на сегодняшний день в целом. Это позволит нам уяснить значение и роль коренных народов в современной жизни региона.

Прежде всего, нужно выяснить общее количество населения на Камчатке. Это один из самых важных демографических показателей. Численность населения на Камчатке на сегодняшний день составляет 316,1 тыс. человек. Это всего лишь 78-й показатель из 85 регионов Российской Федерации.

А вот по площади Камчатский край занимает десятое место в стране среди субъектов федерации. Она составляет 464,3 тыс. кв. км. Зная численность населения Камчатки и её площадь, можно рассчитать плотность. Данный показатель тоже считается одним из важнейших компонентов демографической статистики. Плотность населения на Камчатке на данный момент составляет всего 0,68 чел./кв. км. Это один из самых низких показателей в России. По данному критерию Камчатский край занимает 81-е место среди 85 регионов страны.

Национальный состав

Теперь нам предстоит взглянуть на то, какое население Камчатки в этническом разрезе. Это поможет нам выделить коренные народы региона из общего населения.

В этническом плане население Камчатки имеет национальность, которая численно преобладает над всеми остальными. Это русские. Их численность составляет 252,6 тыс. человек, или более 83% от количества всех жителей региона. Но русские - это не коренной народ Камчатки.

В значительной роли формируют численность населения Камчатки также украинцы. Их существенно меньше, чем русских, но этот народ занимает второе место среди этносов региона, составляя более 3,5% от всего населения края.

Третье место - у коряков. Этот народ уже представляет собой коренное население Камчатки. Его доля в общей массе жителей региона составляет чуть более 2%.

Остальные национальности, как коренные, так и не коренные, представители которых живут на Камчатке, значительно уступают по численности трем указанным народам. Общая доля каждого из них не дотягивает даже до 0,75% от общего объема жителей. Среди этих малочисленных на Камчатке народов следует выделить ительменов, татар, белорусов, эвенов, камчадалов, чукчей, корейцев.

Коренные народы

Так какие же национальности являются коренными на Камчатке? Кроме коряков, о которых мы говорили выше, к народам, являющимся аборигенами данного полуострова, относятся ительмены.

Особняком стоят камчадалы, являющиеся субэтносом русского народа, сформировавшие свою национальную идентичность именно на Камчатке.

О каждой из этих народностей мы более подробно поговорим ниже.

Коряки: общие сведения

Как уже говорилось выше, коряки являются третьей по численности национальностью Камчатки, и, таким образом, первым по количеству представителей коренным народом данного северного региона.

Общая численность этой народности составляет 7,9 тыс. чел. Из них проживает на Камчатке 6,6 тыс. чел., что составляет чуть более 2% от суммарного количества населения региона. Главным образом проживают представители данной национальности на севере Камчатского края, где находится Корякский округ. Также распространены в Магаданской области и в

Большинство коряков в настоящее время разговаривают на русском, но историческим их языком является корякский. Он входит в чукотско-корякскую ветвь чукотско-камчатской языковой семьи. Наиболее близкородственными к нему языками считаются чукотский и алюторский. Последний некоторыми лингвистами рассматривается как подвид корякского.

Данный народ разделяется на две этнические группы: тундровые и береговые коряки.

Тундровые коряки имеют самоназвание чавчувены, что переводится как «оленеводы», и ведут преимущественно кочевой образ жизни на просторах тундры, занимаясь разведением оленей. Их исконным языком является корякский в узком значении данного термина. Чавчувены подразделяются на следующие субэтносы: паренцы, каменцы, апукинцы, итканцы.

Береговые коряки имеют самоназвание нымыланы. Они, в отличие от чавчувенов, ведут оседлый образ жизни. Их основное занятие - рыболовство. Исконный язык этого этноса - алюторский, о котором мы говорили выше. Основные субэтнические группы нымыланов: алюторцы, карагинцы, паланцы.

Большинство верующих коряков в настоящее время - православные христиане, хотя довольно сильными остаются пережитки шаманизма, которые пришли из традиционных верований этого народа.

Жилищем коряков является яранга, которая представляет собой особый вид переносного чума.

История коряков

Теперь давайте проследим историю коряков. Считается, что их предки населяли территорию Камчатки ещё в первом тысячелетии нашей эры. Они вошли в историю как представители так называемой охотской культуры.

Впервые наименование коряков стало появляться на страницах русских документов с XVII века. Это было связано с продвижением России в Сибирь и на Дальний Восток. Первое посещение русскими данного региона относится к 1651 году. С конца XVII века стартовало покорение Камчатки Россией. Начал её Владимир Атласов, который вместе со своим отрядом захватил несколько корякских селений. Впрочем, коряки не один раз поднимали бунт. Но, в конце концов, все восстания были подавлены. Таким образом, население Камчатки, включая коряков, стало российскими подданными.

В 1803 году в Российской империи была основана Камчатская область. Коряки жили в основном в Гижигинском и Петропавловском уездах этой административной единицы.

После Октябрьской революции в 1930 году корякам предоставили национальную автономию. Так был образован Корякский автономный округ. В 1934 году он вошел в состав Камчатской области, сохранив свою обособленность. Административным центром являлся поселок городского типа Палана.

После распада Советского Союза в 1991 году Корякский АО, оставаясь частью Камчатской области, получил права субъекта федерации. В 2005 г. был проведен референдум, по результатам которого в 2007-м произошло полное объединение Корякского АО с Камчатской областью. Так образовался Камчатский край. Корякский АО был ликвидирован как субъект федерации, а на его месте образовался Корякский округ - территориальная единица, входящая в состав Камчатского края, и имеющая особый статус, но лишенная прежней самостоятельности. Официальными языками данного территориального образования являются корякский и русский.

На данный момент русские составляют 46,2% населения Корякского округа, а коряки - 30,3%, что существенно выше, чем в целом по Камчатскому краю.

Ительмены: общая характеристика

Ещё одним коренным народом Камчатки являются ительмены.

Общая их численность составляет около 3,2 тыс. человек. Из них, 2,4 тыс. проживают в Камчатском крае, составляя там 0,74% от общей численности населения, таким образом, являясь четвертым по численности этносом региона. Остальные представители данной нации проживают в Магаданской области.

Основная масса ительменов сосредоточена в Мильковском и Тигильском районах Камчатского края, а также в его административном центре - Петропавловске-Камчатском.

В большинстве своем ительмены говорят на русском языке, но их традиционным наречием является ительменский, который относится к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи. Сейчас этот язык относят к умирающим.

Ительмены исповедуют православное христианство, но, как и среди коряков, у них довольно сильно развиты пережитки древних культов.

Основным занятием ительменов, которые не переехали в города и живут традиционным строем, является рыболовство.

История ительменов

Ительмены - древнее население Камчатки. В большинстве своем они жили в южной половине полуострова, север отдав корякам. К моменту прихода русских их численность составляла более 12,5 тыс. чел., таким образом превышая современное количество в 3,5 раза.

После начала завоевания Камчатки число ительменов стало стремительно сокращаться. Первым завоевание данного народа начал все тот же Владимир Атласов. Он прошел полуостров с севера на юг. После его убийства собственными соратниками в 1711 году дело покорения ительменов продолжил Данила Анциферов. Он в нескольких сражениях разбил ительменов, но в 1712 году был сожжен ими же вместе со своим отрядом.

Тем не менее остановить поступь Российской империи на Камчатку ительменам не удалось, и та была окончательно завоевана. В 1740 году экспедицией был заложен центр распространения российского влияния на полуострове - Петропавловск-Камчатский.

Изначально русские называли ительменов камчадалами, но затем данное название закрепилось за другим этносом, о котором мы поговорим ниже.

Кто такие камчадалы?

Одним из субэтносов Камчатки, который принято считать коренным, являются камчадалы. Данная этническая единица выступает ответвлением русской нации. Камчадалы - это потомки самых первых русских поселенцев на Камчатке, частично ассимилировавших местное население, главным образом ительменов, которых сами русские ранее именовали данным этнонимом.

В настоящее время общая численность камчадалов составляет около 1,9 тыс. человек. Из них 1,6 тыс. проживает на Камчатке, и ещё около 300 человек - в Магаданской области.

Камчадалы разговаривают на русском языке, а основой их культуры является культура титульной нации России. Правда, определенное влияние на неё оказали и местные народы, по большей части ительмены.

Антропологические особенности коренного населения

Теперь давайте рассмотрим, к какой группе народов относятся коренные жители Камчатки.

Коряков и ительменов смело можно отнести к арктической малой расе. По-другому она называется эскимосской и является северным ответвлением крупной монголоидной расы. Данная субраса ближе по антропологическим признакам не к континентальным монголоидам, а к тихоокеанским.

Намного сложнее дело обстоит с камчадалами, так как эта народность относится к У камчадалов объединены признаки европеоидного и монголоидного типов, так как, по сути, данный этнос является плодом смешения русских с древним населением Камчатки. Данный расовый тип принято называть уральским.

Динамика численности

За последние сотни лет численность коренного населения Камчатки значительно сократилось. Данная ситуация была вызвана сразу несколькими факторами.

В эпоху колонизации Российской империи Камчатки значительную роль в сокращении численности местного населения сыграли эпидемии, а также истребление коренных жителей в рамках колонизационной политики. В более позднее время происходила культурная ассимиляция. Она была связана с тем, что быть представителем коренных народностей стало непрестижно. Поэтому дети от смешанных браков предпочитали именовать себя русскими.

Перспективы

Перспективы дальнейшего развития коренных народностей на Камчатке весьма туманны. Правительство России стало стимулировать самоопределение национальности населения региона в пользу подтверждения корякской, камчадальской или ительменской национальности путем предоставления представителям данных народностей ряда льгот. Но этого явно мало, так как просто самоидентификация человека с представителями национальных меньшинств не делает самобытную культуру этих народов более распространенной. К примеру, если общая численность ительменов на данный момент составляет 3,1 тыс. чел, что более чем в два раза превышает показатель 1980 года, то число говорящих на ительменском языке насчитывает всего 82 человека, что подтверждает его вымирание.

Регион требует вложений денежных средств в культуру малых народов в том объеме, сколько население Камчатки готово освоить.

Общие выводы

Мы изучили коренное население Камчатки, народы, населяющие этот северо-восточный регион нашей страны. Конечно, в данный момент развитие самобытной культуры этих этнических групп оставляет желать лучшего, но государственные структуры стараются сделать все, чтобы эти люди, их языки и традиции окончательно не исчезли.

Будем надеяться, что в будущем численность представителей коренных народов Камчатки станет только увеличиваться.

КАМЧАДАЛЫ (самоназвание), народ в России. Численность 2,3 тысячи человек (2002, перепись), в том числе 1,9 тысяч человек в Камчатской области, 132 человека в Корякском автономном округе (ныне Камчатский край) и 314 человек в Магаданской области. Говорят на русском языке, в сельской местности сохраняются диалектные особенности.

Камчадалы - результат смешения русских поселенцев и местного населения Камчатки и Магаданской области. В 18-19 веках «ясачными камчадалами» называли коренное население Камчатки (ительменов), в 1-й четверти 20 века, во время нового потока иммиграции русских на Камчатку, этноним был распространён также на метисированных потомков русских старожилов для отличия их от вновь прибывающих русских. В 1927 году было решено оседлое и говорящее на русском языке население Камчатки, называющее себя камчадалами, отнести к русским, что влекло за собой лишение льгот, предоставляемых «мелким туземным народностям севера». Это коснулось главным образом камчадалов Камчатской области, тогда как камчадалы Корякского автономного округа стали причислять себя к ительменам и корякам. В 1991 году камчадалы были признаны коренным народом Камчатки. В 1995, по данным Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатской области, их насчитывалось около 7 тысяч человек. В 2001 они были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. При этом местные власти требуют от камчадалов персональное документальное подтверждение (с использованием архивных материалов) своей этнической принадлежности (в том числе при проведении переписи 2002). Молодое поколение камчадалов часто относит себя к ительменам или русским.

Первые русские поселения появились на Камчатке в конце 17 века. Русские колонии устраивались в наиболее благоприятных местах и с наибольшей плотностью коренного населения - в основном на юге и востоке полуострова и в долине реки Камчатка. Появление русских вызвало эпидемии оспы и депопуляцию коренного населения, что в дальнейшем способствовало его метисации. Свыше 50% браков были смешанными. Основным средством общения среди всех групп населения Камчатки (в том числе священников и школьных учителей) стало камчатское наречие русского языка, включающее около 15% лексических заимствований из ительменских языков. По переписи 1926, «камчадалов» (включая предков современных ительменов) насчитывалось 4,2 тысячи человек, из них 3,7 тысяч человек в Камчатском округе и 454 человека в Николаевском округе (часть территорий которого ныне входит в Магаданскую область). Камчадалы-метисы жили в основном в Большерецком, Петропавловском, Усть-Камчатском, Ольском и Охотском районах. В 1957 году, в связи с укрупнением сельских поселений Камчатки, камчадалы переселялись в Петропавловск и его пригороды.

Традиционная культура камчадалов Камчатки близка к ительменской. К началу 19 века большая часть русских колонистов Камчатки должна была перейти на самообеспечение. К этому времени сложился общий хозяйственный комплекс оседлого населения, приспособленный к местным природным условиям. Основное занятие - промысел лосося. Из рыбы делали юколу, квасили в ямах на корм собакам. Основные рыбные блюда готовили в русской печи. Женщины собирали сарану (Lilium tenuifolium), борщевик (пучка), кипрей и др. Осенью охотились на оленя и горного барана, женщины били линных гусей, зимой промышляли пушного зверя. На восточном побережье занимались морским зверобойным промыслом. Из крапивных ниток вязали сети. С 1724 года администрация неоднократно внедряла на Камчатке хлебопашество, с конца 18 века - огородничество и животноводство. Разводили якутские породы коров и лошадей. Для верховой езды делали сёдла смешанного якутско-эвенского типа и стремена эвенского типа из кости горного барана. Летом передвигались в основном на долблёных лодках-батах, зимой - на нартах в собачьей упряжке. Зимние поселения состояли из изб, летом жили в срубных «балаганах» на толстых сваях в местах промысла (ныне «балаганы» - символ камчадальской культуры). Одежда в основном русского типа (мужские рубахи-косоворотки, женские сборчатые юбки и приталенные блузки). Зимнюю одежду покупали у ительменов и коряков; меховые кухлянки, сапоги (торбаса), шапки (малахай), матерчатые камлеи сохранялись в быту до середины 20 века. Для праздничного женского убора характерна так называемая головнушка - лента из кожи или бисера (при этом она не входила в этнический костюм ни одного из коренных народов Камчатки). Из бисера плетут также шапочки со множеством подвесок.

Камчадалов объединяет с ительменами общее синкретическое мировоззрение, соединяющее православие с политеистическими верованиями и обрядами. Религиозной жизнью поселений руководил выборный церковный староста. Хозяйственный календарь был приурочен к церковным праздникам: с первой осенне-зимней охоты возвращались к Рождеству, с зимне-весенней - к Пасхе, в Духов день устраивали освящение воды и принесение жертв реке и т.п. Бытовали этнологические мифы о Кутхе, смешанные русско-ительменские сюжеты легенд, волшебных сказок, сказки о животных, былички, обрядовые песни, заговоры, короткие сатирические (часто непристойного содержания) стихотворения. Сохраняются хоровое пение под гармонь и гитару, хороводные танцы, кадриль, стилизованные ительменские танцы под бубен и погремушки из рога оленя. Камчадальско-ительменские фольклорные мотивы развивались в творчестве камчадальских писателей, особенно Г. Г. Поротова (1929-1985). В 1987 году камчадальской интеллигенцией был реконструирован в Ковране ительменский праздник Алхалалай, который распространился затем камчадальскими фольклорными ансамблями в Мильковском, Соболевском, Елизовском районах. В 1992 создан Союз камчадалов Камчатской области, в 2000 - Союз камчадалов Корякского автономного округа. Многие молодые камчадалы участвуют в ительменских фольклорных коллективах. Развивается искусство меховой мозаики, плетение из бисера, вышивка, резьба по дереву и кости, плетение из травы.

Особую группу образуют камчадалы Магаданской области, сформировавшиеся на основе смешения русских старожилов района Охотско-Камчатского тракта с оседлым населением Охотского побережья - эвенами и якутами в районе Тауйской губы, коряками - в районе Ямской и Гижигинской губерний. Метисное население Магаданской области, несмотря на сословную разобщённость (относилось как к «русским», так и к «инородческим» сословиям), противопоставляло себя, с одной стороны, кочевым корякам и эвенам, с другой - вновь приезжавшим русским; себя они называли в основном по месту проживания - ольцы, гижигинцы и т.п. С 1926 к нему стал применяться термин «камчадалы». До конца 1930-х годов камчадалы преобладали среди оседлого населения Охотского побережья, затем их доля стала уменьшаться как из-за новых волн иммиграции русских, так и из-за оседания кочевников-эвенов. С 1959 они стали учитываться в переписях как русские. В 1980-х годах, когда стали вводиться новые льготы для коренных народностей Севера, многие охотские метисы стали причислять себя к ительменам.

Лит.: Жидяевский М. А. Камчадальский диалект. Его происхождение и краткая характеристика // Советский Север. 1930. №2; Браславец К. М. Диалектологический очерк Камчатки. Южно-Сахалинск, 1968; Огрызко И. И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII - начало XX в.). Л., 1973; Мурашко О. А. Ительмены и камчадалы // Гуманитарная наука в России. М., 1996; Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.

Камчадалы и Камчатцы.

Жители камчатского полуострова сами себя разделяют на камчадалов и камчатцев.
Камчадалами, считают себя те, кто родился и вырос на камчатке. Камчатцами, считают тех, кто приехал с материка и живёт на камчатке. Отличить по внешним признакам, фамилиям или именам, эти две народности невозможно.
Есть, конечно, и настоящие камчадалы, коряки, ительмены, потомки открывателей камчатки, казаков дружины Атласова, команд парусников СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЁТРА и ПАВЛА. А так же прибывшими вслед за ними торговыми и служивыми людьми. Всё это со временем так перепуталось, что они сами себя порой, не могут определить к какой категории населения себя отнести.
Камчадалы плавать не умеют. И слегка гордятся этим. Им негде учиться плавать. Хотя огромный Тихий океан плещется возле берегов полуострова с одной стороны и Охотское море с другой.
Всё же никто там не плавает, разве что камчатец в хмельном угаре, на минутку запрыгнет в прибрежную волну или заезжий турист, ради самоутверждения, окунётся в холодных водах. Камчатцы умеют плавать, так как приехали с материка, где ещё в бесштанном детстве научились этому искусству.
Сосед мой Вася камчадал, и плавать не умеет. Но как настоящий камчадал он заядлый охотник. У него хорошее ружьё тульского завода,
и целый ящик охотничьих припасов, которые по выходным он любил перебирать, протирать или просто перекладывать. Нравилось ему это занятие.
Один, или два раза в год, как повезёт с настроением, Вася вместе с другими такими же охотниками выезжал на охоту. Любимое место охоты лайда. Лайда - это место где река Авача впадает в бухту. Здесь, она течёт по заболоченной тундре и делится на несколько рукавов. Сама тундра покрыта северной низкорослой берёзой, ольховником и другим мелким кустарником. Тут и там по тундре разбросаны небольшие, по пятьдесят - сто метров в диаметре озерки. Табуны уток жируют здесь перед вылетом в курортные страны. Обилие пищи привлекало сюда и медведей, это место для них родной дом.
Вот туда в сезон охоты, собирались почти все городские охотники и своей стрельбой гоняли уток с одного озера на другое.
Климат в этих краях непредсказуемый, даже в тёплое, солнечное утро при короткой поездке за город брали с собой плащи или тёплые куртки. Поэтому, выезжая на охоту, Вася оделся соответственно. Тёплое бельё, сверху непромокаемые штаны, куртка, брезентовый плащ с капюшоном и резиновые болотные сапоги.
В этой амуниции с ружьём заряженным дробью, одно за другим, он обходил озерки, высматривая дичь. Кругом стреляли, и утки большими стаями кружили на недосягаемой для ружей высоте. Вася шёл, вдоль берега озерка уже не надеясь на охотничье счастье. В это время из кустарника, прямо на него выскочил перепуганный стрельбой медведь, от неожиданной встречи оба остолбенели. Первым пришёл в себя Вася, он бросил медведю ружьё и прыгнул в озеро.
Через несколько секунд, был на противоположном берегу. Испугавшись охотника, медведь бросился наутёк, вокруг озера, но Вася был уже там. Новая встреча повергла их в шок. Медведь ринулся в кустарник, стараясь укрыться от назойливого охотника, а Вася снова кинулся в озеро и переплыл его в обратную сторону. Выбравшись на берег, Вася осмотрелся, медведя нигде не было, товарищей по охоте тоже, ружьё лежало на траве.
Вот тогда он вспомнил « я же камчадал, и плавать не умею». Но промокшая одежда да вода, выливающаяся из его сапог, опровергали это. Тогда, он впервые в своей жизни засомневался, может он и не камчадал вовсе?
В это время из кустов вышли Васины товарищи - охотники. Осмотрев поверженного на траву Васю, друзья решили, что он упал в воду. «Как это тебя угораздило? В озеро упасть». Спрашивают они «никуда я не падал, а только что переплыл это озеро, туда (он показал на противоположный берег). И обратно» «Что прямо так и плыл, в сапогах». Спрашивают они «да вы бы, этого зверя увидели пешком по воде бы пробежали и ноги не намочили». Друзья предложили развести костёр. Но в это время метрах в трёхстах от озера, раздались отчаянные крики охотников и беспорядочная стрельба.
«Твой медведь опять на кого-то напоролся, пошли, может, помощь нужна».
И охотники, вместе с мокрым Васей побежали, в сторону истеричного визга.
Когда они добежали, до места происшествия, никакой помощи уже не надо было. Всё было кончено. На траве сидел босой охотник с ободранными в кровь ногами и товарищи по охоте, старательно бинтовали их. Рядом с охотником, валялись разорванные в клочья болотные сапоги. Охотник кричал от боли но «медики» не обращая внимания на его вопли, делали своё дело. Забинтовав раненого и немного успокоившись, приступили к разбору происшествия. Оказалось: Два медвежонка, вероятно перепутав охотника со своей мамой - медведицей увязались за ним. Куда он туда и они, ходят за ним следом. Сначала, ему это понравилось, но потом стало надоедать, да и про медведицу вспомнил. Решил прогнать, надоедливых детишек. Взял полусгнивший сучок и бросил в них. Но не тут - то было, медвежата начали возмущаться. На шум прибежала настоящая мама. Охотник бросил ружьё и залез на дерево. Хотя деревом эту кривую, северную берёзку назвать трудно. Метра четыре высотой, с тонким, изогнутым стволом, она стояла посредине, небольшой полянки. И только свежие раны на её стволе, точно такие же, как на ногах охотника, подтверждали разыгравшуюся несколько минут назад трагедию. Медвежата полезли следом за охотником, а медведица села поблизости от дерева и строго наблюдала за игрой своих деток. Выше лезть было некуда, берёзка начала угрожающе наклоняться, готовясь сбросить с себя не прошеных гостей. Охотник поджал ноги и начал звать своих друзей на помощь. Воспользовавшись отсутствием помощи, медвежата начали снимать с охотника сапоги. Возмущённый такой наглостью, охотник изловчился и пнул одного из медвежат в его наглую морду. Медвежонок не удержался и упал с дерева. Это падение придало ему злости и силы. И он с рычанием, снова полез за сапогами. Медведица увидев, что ребёнку попало, подошла поближе громко рыкнула и ещё строже стала наблюдать за происходящим. В это время охотники услышали вопли, взывающие о помощи и, поспешили к попавшему в беду другу. Пока они пробирались через кустарник, два маленьких бандита изодрали охотнику сапоги, вместе с ногами. Прибежавшие охотники, увидев медведицу с медвежатами, открыли беспорядочную стрельбу в воздух, стараясь отпугнуть зверя. Медведица поняв, что перевес сил не на её стороне, позвала своих шаловливых детишек и гордо удалилась. Друзья помогли охотнику спуститься с дерева. В это время и прибежали, мокрый Василий с друзьями. Быстро развели костёр, чтобы Васю сушить, да чай вскипятить. Выпили грамм по двести, закусили тем, что жёны им положили, сразу легче стало. Озеро не таким уж большим показалось. И медведица немного подальше сидела. Вот только ноги ободраны, да сапоги мокрые. Ну, ничего сапоги высохнут, а ноги к следующему охотничьему сезону заживут.
Петропавловск Камчатский.

Камчадалы, или, как они сами называют себя, ительмены, населяют южную половину полуострова Камчатка. Говорят, что название «камчадалы» происходит от прозвища «кончало», даваемого им их северными соседями, . «Ительмен» буквально переводится как «тот, кто существует», «местный житель».
Русские познакомились с камчадалами в конце XVII в., во время покорения Камчатки. В этот период камчадалы составляли основное население Камчатки, их насчитывалось около 13 тысяч человек. Притесняемые казаками, камчадалы пробовали восстать в 1731 и 1740 гг., но были усмирены и с тех пор живут мирно. В первой половине XVIII в. Камчатка посещена учеными путешественниками Стеллером и Крашенинниковым, которые застали еще камчадалов, можно сказать, при выходе из каменного века, хотя уже знакомыми с железом и при том, как кажется, не через одних русских, но и через курильцев и японцев.

После того посещали немногие образованные путешественники, вследствие чего и сведения наши о камчадалах довольно ограничены. Резкий процесс обрусения привел к тому, что в конце XVIII в. камчадалов насчитывалось около 3 тысяч человек, они представляли собой субэтнос русского народа. В то же время русские, поселившиеся среди них,«обкамчадалились», приняли многие их слова, позабыли многие приемы , шитья, ковки железа и т.д. В XX в. этническое самосознание камчадалов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), постоянно росло, численность населения с 1959 г. по 1989 г. увеличилась с 1,1 до 2,5 тысяч человек.

По данным переписи населения 2002 года, на Камчатке проживало не более 2300 камчадалов и еще 3180 человек назвали себя ительменами.

До прибытия русских камчадалы не умели плавить металлы, заменяли их костью и камнем. Из них они делали топоры, ножи, копья, стрелы, ланцеты и иглы.
Вместо огнива камчадалы использовали деревянные дощечки и палочки, и вместо трута употреблялась мятая трава. Пища камчадалов была главным образом животная, которую они добывали рыболовством и охотой; употребляли также некоторые коренья и клубни (особенно сарану); одуряющим напитком служил отвар мухомора; домашними животными были собаки.

Для изготовления тканей служили волокна особого вида крапивы. Эти волокна употребляются для той же цели и теперь, так как лен и конопля не разводятся; скудное хлебопашество ограничивается только ячменем и овсом. Кроме того, камчадалы занимаются огородничеством, но клубни сараны и теперь в большом ходу; в жареном виде они похожи на картофель.

Традиционное занятие – рыболовство (главным образом лососевые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Средствами передвижения служили долбленые лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

Рыболовство и охота вплоть до начала ХХ в. служили главным источником пропитания (и для взноса ясака); но, кроме собак, теперь держатся еще олени и в небольшом числе рогатый скот и лошади породы. Камчадалы очень быстро обрусели, зато поселившиеся среди них русские почти обкамчадалились, приняли многие их слова, позабыли многие приемы земледелия, шитья, ковки железа и т. д.

Наиболее развитые виды прикладного искусства – вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

По типу камчадалы выказывают многие черты, но в общем скорее сходны с народами крайнего северо-востока Азии и северо-запада Америки. Среднего или низкого роста, коренастые, смуглые, они, однако, не так плосколицы и скуласты, как другие восточно-сибирские инородцы.
По словам Дыбовского, посетившего Камчатку в 1879-80 гг., тип камчадалов нельзя назвать безобразным: среди женщин встречаются миловидные, по цвету лица не отличающиеся от русских, с небольшими блестящими глазами, длинными ресницами и густыми бровями, белыми зубами, маленькими руками и ступнями, живые и веселые.

Язык камчадалов очень гортанный, стоит особняком и существенно отличается от языка коряков; он состоит из неизменяемых корней, смысл которых подвергается изменению от предлогов (префиксов). В середине XIXв. камчадалы говорили тремя наречиями: одно - в долине реки Камчатка, почти исчезнувшее и уступившее место русскому; другое - в долинах рек Быстрая и Большая, сильно смешанное с русскими словами, и третье, пенжинское, по западному берегу, наиболее чистое. В настоящее время туземный язык, по-видимому, уже исчез, и все камчадалы говорят русским, хотя и своеобразным языком; все крещены и живут в избах на русский манер.

Камчадалы в 18 веке одевались еще в национальный костюм из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины – комбинезоны, рубахи, соединенные с просторными шароварами, мужчины – кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Жили летом в балаганах, которые строились на столбах, на высоте до 2 саженей (4 м30 см) над землей, а зимой в юртах-землянках, имели своеобразные лодки, «бамы», были по религиозным верованиям анимистами и фетишистами, хотя и признавали одного высшего бога, Кумху, отдавали своих мертвых на съедение собакам, жили в полигамии, разрозненными племенами или родами под управлением «тойонов», и отличались чувственностью, выражавшеюся в непристойных танцах, в гостеприимном гетеризме, в существовании субъектов мужского пола в женском костюме и т. д.

КАМЧАДАЛЫ , русскоязычное метисированное на­селение, потомки от браков между коренными северными народами и русскими .

Расселение и численность

Самоназвания локальные, по месту прожива­ния. Расселяются в долине реки Камчатка (Мильковский, Усть-Камчатский и Елизовский районы Камчатской области ) и на севере Охотском побережье (Ольский и Северо-Эвенский районы Магаданской области , Охотский район Хабаровского края). Этноним камчадалы утвердился за метисированными жителями Камчатки в XIX в., Охотского побережья - в 1920-х гг. С 1930-х гг. до конца XX в. официально не употреблялся, камчадалы учитывались как русские. В 1980-х гг. часть охот­ских камчадалов ошибочно переименована в ительменов .

Численность по переписям (тыс. человек): 1897 - 2,8 (Камчат­ка); 1926 - 3,0 (Камчатка) и 0,5 (Охотское побережье); 2002 - 2,3, в том числе Камчатская область - 1,9, Магаданская - 0,3. Фактически на Камчатке проживает более 9 тыс. камчадалов, в Магаданской области - более 1 тыс.

История

Лит.: Гурвич И. С. Русские старожилы долины реки Камчатки // Сов. этнография. 1963. № 3; Огрызко И.И. Очерки истории сбли­жения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII - на­чало XX веков). Л., 1973; Мурашко О. А. Камчадалы // Северные просторы. 1997. № 1-2; Хаховская Л.Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.

Л.Н. Хаховская