Кто такие поморы кратко. «Батюшко Океан, Студеное море»

18.11.2011 | Поморы: краткий обзор истории и культуры

Открытие Северного морского пути имеет многовековую историю. На ранних этапах освоения восточных водных арктических и сухопутных сибирских просторов совершали хождения кочи и ладьи поморов. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать дальние плавания в ледовых условиях Арктики. В XI веке поморские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII - XIII вв. открыли острова Вайгач, Матку (Новая Земля), а в конце XV в. - острова Грумант (Шпицберген), Медвежий. В XVI - XVII вв. активно осваивали участок Северного морского пути - от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби, а затем и бассейн реки Енисей.

«Специфика жизни человека в условиях Севера формировала и особый тип населения, в том числе группу этноса - поморов, заселивших берега Белого и Баренцева морей. Издавна здесь росли люди сильные, твердые духом, предприимчивые и вольнолюбивые» (В. Булатов)

Кто же они - поморы?

Около 10 тысяч лет назад в низовьях Северной Двины ещё стояли ледники, но племена охотников и рыболовов более южных областей уже проникали через Прикамье в бассейны рек - Вычегды, Печоры и Северной Двины. Первичное заселение Севера происходило в более поздние времена, в конце IV - III тысячелетий до н. э., в эпоху неолита. Это были насельники скандинавских, но в большей степени угро-финских племён - предков вепсов, веси, коми и чуди заволоцкой. Север Европейской части России в IX - XIII веках скандинавские мореплаватели называли Биармией. Словене - ильменские (новгородцы) называли эти земли Заволочьем, или Двинской землёй. Заволочье лежало к востоку от системы волоков, соединяющих бассейны рек Невы, Волги, Северной Двины и Онеги в районе Белого и Кубенского озёр. В «Повести временных лет» при перечислении «всех языцей Иафетовой части» встречается упоминание о дорусском населении Заволочья: «меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра». Следует заметить, что порядок перечисления четырёх племён, названных вслед за «заволочьской чюдью», соответствует порядку их расселения с юго-запада на северо-восток.

Заволочская чюдь, обитавшая в бассейне реки Ваги и в среднем течении Северной Двины, представляла собой финноязычное население, родственное белозерской веси и еми (ями), расселившейся к северу от Онежского озера до нижнего течения Северной Двины (в частности, по реке Емце).

Славянская колонизация Поморья началась в IX - XI веках нашей эры. Их привлекали в северных районах в первую очередь богатые естественные ресурсы, пушные и морские звери, рыба и птица. Пришельцы (словене-ильменские) занимали удобные для себя земли, строили села и владели ими на правах частной собственности. О совместном проживании чуди и первых словенских переселенцев свидетельствуют письменные источники, археологические находки, топонимика, фольклорные предания. Словене-ильменцы, выходцы из Великого Новгорода, которые, придя на земли заселённые чудью, угро-финскими и другими племенами, перемешались с ними и ассимилировали последних.

В антропологическом типе «северных русских» поморов наблюдаются некоторые финские черты, возникшие от смешанных браков. Гораздо позже долю своей крови добавили выходцы из Владимиро-Ростово-Суздальских земель, а еще позже норманны - викинги или просто норвежцы - скандинавы.

Вот что сообщает по этому поводу учёный Н. К. Зенгер. Путешествуя по Поморью, он собрал обширную коллекцию фотографий портретов архангельских поморов. «Даже беглый обзор этого собрания, - писал он в своём отчёте о поездке, - достаточно свидетельствует, насколько разнообразен тип физиономий поморов и как часто в них трудно признать формы русского лица; в большинстве случаев встречается резкая примесь финского, карельского типа, и потому признавать в Беломорских поморах прямых потомков вольных Новгородцев нет никаких оснований».

На северном берегу Белого моря жили саамские (лопарские) племена, занимавшиеся охотой, рыболовством, оленеводством, а земли в низовьях рек Печоры и Мезени заселяли неизвестные племена - предположительно народ печора, жившие до прихода на эти земли в конце XIII - начале IV веков племён самояди (ненцев). В таёжных лесах по берегам многоводных рек Печоры и Вычегды жили предки народов коми, ижемцев, устьяков и коми-зырян. На северном Урале и за Камнем (Уральским хребтом) жили югорские племена.

Соприкосновение пришельцев и аборигенов также приводило к двум последствиям: в одном случае к постепенному сближению и ассимиляции, в другом - к сохранению своей площади, но с вкраплением в этот ареал славяно-русских селений, со взаимным влиянием друг на друга, особенно в этнографическом отношении (карелы, коми). В то время как славяне заселяли бассейн Северной Двины, коми стали передвигаться в район верховьев рек Мезени и Вашки, образовав здесь «волость Удорскую, а Вашки тож».

Историки утверждают, что этноним «помор» возник не позднее XII века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря и в течение XIV - XVI вв. распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения. Этноним «русский» начал свое хождение с момента образования единого централизованного государства Русь в XV - XVI веках. Ранее термин «русский» имел значение, аналогичное термину «россиянин», и обозначал все население Руси, находящееся в подданстве у великого князя московского. Некогда «ничейные» земли Поморья (Заволочья) взяло под свою опеку Новгородская Вечевая республика (Новгородская Русь), а после победы над новгородцами московского князя Ивана III в июле 1471г. на реке Шелони поморские земли были присоединены к зарождающемуся русскому государству.

Ко времени поселения словен - ильменцев, новгородцев коренное население этих земель уже знало немало богатых рыбных мест и охотничьих угодий. Первоначальному этапу стихийного заселения поморских территорий соответствовало стихийное же освоение водных угодий (речных, озерных, морских), при котором наблюдалось более или менее равномерное развитие рыболовных и зверобойных промыслов на основе природных ресурсов, составлявших главное богатство приморских районов: семги, трески, «белой» рыбы, моржа, тюленя.

К началу ХVI в. на побережье Белого моря сформировалось поморское население со специфическим морским рыболовно-зверобойным хозяйством. Рыбные промыслы являлись основным занятием населения и главным источником дохода во всех приморских уездах Белого и Баренцева морей наряду с морским звериным промыслом, оленеводством, лесной промышленностью. Рыболовные промыслы, кроме того, что служили для местных жителей важным источником существования, также давали значительную часть продуктов для вывоза за границу, в северные и центральные губернии России. В отдельных местностях рыболовство являлось единственным источником экономического благосостояния поморов.

В XVII в. Поморье включилось в систему всероссийского внутреннего рынка в качестве морской рыбозверопромысловой области. С ростом численности поморского населения и, далее, в связи с хозяйственной деятельностью монастырей, которые имели существенное влияние на развитие торговли и промыслов, начинают развиваться отдельные виды промыслов, особенно те, которые, во-первых, более надежно обеспечивали пропитание на большую часть года и, во-вторых, добыча которых имела высокую товарность (ценность), т.е. пользовалась спросом в областях Российского государства, поставлявших в Поморье хлеб. Вполне естественно, что уже в ХVI в. в поморском хозяйстве всех заселенных к тому времени берегов определилась ведущая роль морских промыслов. Согласно иностранным хроникам, в конце XVI века на Мурманском побережье находилось свыше 7 500 тысяч поморских лодок, на которых занималось морским промыслом около 30 тысяч промышленников.

Одним из главных объектов промысла в Поморье являлась сельдь, лов которой осуществлялся с ноября месяца до вскрытия рек. Сельдь ловили преимущественно неводами и рюжами, которые выступали как тягловые летом и как ставные зимой. Сельдяной промысел производился в бухтах и заливах Белого моря. Выловленная сельдь шла в продажу свежей, в мороженом виде, копчёной или солёной. В мороженом виде вывозили не только в Архангельск, но и в Вологодскую и Олонецкую губернии.

На первом месте по доходности стоял тресковый, или, иначе, «мурманский» промысел. Мурманом в старину называлось пространство от мыса Святой Нос на северо-востоке Кольского полуострова до норвежской границы на северо-западе. Омывающие побережье морские воды, прогреваемые одной из ветвей тёплого течения Гольфстрим, богаты мелкой рыбой, которой питается треска, палтус, пикша. Весной огромные косяки рыбы двигались с Атлантики на Мурман.

Рыбный промысел возник на Мурмане в середине XVI века. В начале сезона треску ловили у побережий полуострова Мотка, который позднее получил новое название - Рыбачий. В июле-августе промысел перемещался на восток, к Териберке. На мурманский промысел сходились промышленники со всего Поморья. Отправлялись в путь в начале марта, когда на Севере ещё стояла зима, а на Мурман уже спешили прибыть к весенней путине. По прибытии к промыслу приводили в порядок строения, суда и снасти. Невзирая на непогоду, в дождь, снег, ветер поморы отправлялись в море, выбрасывали в море ярус (рыболовную снасть), обрабатывали рыбу. Ненадолго явившись «в дом», сушили мокрую одежду, ели варево из трески, подбитое мукой, и после короткого отдыха снова спешили отправиться в море. В июне, как только сходил лёд в горле Белого моря, в мурманские становища прибывали корабли судовладельцев - ладьи и кочи, доставлявшие все необходимое для промысла на будущий год, являлись также скупщики рыбы, промышленники-летняки.

Кроме трески, сельди, сёмги и других пород рыб, поморы промышляли и навагу.

Навагу ловили по всему побережью, но особенно на Зимнем берегу. В больших количествах она ловилась в Сухом море (между о. Мудьюг и материком). Начинался этот промысел со времени покрытия льдом рек и Сухого моря, примерно с конца октября, и продолжался до половины декабря. В места промысла поморы отправлялись в сентябре. С собой они брали необходимое количество продуктов и снаряжение, предназначенное для ловли наваги и её перевозки - рюжи, оленьи сани с полной упряжкой и дровни. Сети крепились верёвками за колья, вмороженные в лёд, и спускались с камнями-грузилами через отверстие во льду в воду. Лучший лов наваги бывал вскоре после покрытия реки льдом. Вытащенная в рюжах из воды навага переносилась ближе к избам-зимовьям, выбраковывалась, выпрямлялась, складывалась рядами и грузилась в привезённые сани. По мере накопления наваги она вывозилась от промысловых зимовий в места сбыта. Навага продавалась в Неси скупщикам, приезжим из Москвы, Санкт-Петербурга, Мезени и других мест.

Активное освоение поморами Гандвика (Белого моря) связано с промыслом гренландского тюленя. Тюлень весной мигрирует из Гандвика (Белого моря) на север, в Ледовитый океан, и возвращается обратно зимой. В Гандвике зверь собирается в большие стада, что облегчает его промысел.

В декабре месяце в поисках безопасного места для родов тюлень начинает мигрировать, по-поморски - «загребать» из Студёного моря (Ледовитого океана) в Гандвик. Жители Зимнего и Терского берегов при благоприятных условиях начинали зверобойный промысел уже во время возвращения тюленей в Гандвик, если зверь шёл рядом с берегом. Этот промысел был кратковременным и непостоянным, в нём участвовало небольшое количество промышленников. Били самцов и самок, при этом выпарывали из самок неродившихся детёнышей (зеленца).

Зимний зверобойный промысел начинался в начале февраля и продолжался до конца марта. Прибрежные жители заранее начинали сторожить зверя, порой уходя вдоль берега за 100 - 150 вёрст от дома. Сообщения передавались от селения к селению с помощью лошадей, а на Зимнем, Абрамовском, Конушинском и Терском берегах с помощью оленей. В местах сбора промышленников строились специальные промысловые избушки на одну-две лодки (7 - 15 человек). Промышляя зверя на льдах, поморы заходили в море на несколько километров. Добыв зверя, охотники снимали с него хоровину, а мясо выбрасывали.

По окончании зимней кампании поморы начинали готовиться к вешнему, или весновальному зверобойному промыслу, который проходил в период линьки зверя с апреля по май. В этот период промышляли белька.

Перед весновальным промыслом промышленники объединялись в бурсу, скею, ромшу (артель). Бурса, где по рынчанам (разводьям), где волоком по льду, прибывала в район промысла. В местах сбора поморы выбирали промысловых старост (юровш(щ)иков), как правило, из среды самых опытных и знающих. Староста одновременно являлся руководителем своей лодки. Обычно бурсы, скеи, ромши (артель) состояли из поморов, прибывших из разных поселений. Малые бурсы состояли из 10 - 30 лодок, большие превышали сотню. Если из одного места выходило несколько промысловых артелей, то старосты договаривались между собой, в какой район добычи каждый из них поведёт свою бурсу. Это делалось для того, что бы не мешать друг другу во время промысла.

С развитием морских и речных промыслов тесно связана эволюция поморского судостроения. Строительством промысловых судов - крупных и мелких - занимались в Поморье практически повсеместно, но особенно славились мастера Поморского и Карельского берегов. Поморы строили и использовали на разных промыслах самое испытанное морское судно - карбас, а на прибрежном лове - долбленые лодки древнего типа с нашивными бортами - осиновки, веснянки, ледянки и т.д.

Лодка ледянка была одним из самых универсальных плавсредств созданных поморами для хождения по рекам, озёрам и особенно арктическим морям. А также для ведения промыслов в суровых зимних условиях и льдах.

Ледянка выполняла несколько различных функций, она использовалась как средство плавания, при необходимости её можно было вытаскивать на сушу, лёд и волочь как сухопутное транспортное средство. В ней перевозились все необходимые для ведения промысла приспособления и всё, что было нужно для жизнедеятельности человека: дрова, продукты, одежда. На каждой лодке имелось специальное снаряжение: багор (хвостяга) - саженая палка с железным наконечником. На лодке-семерике было 7 багров, 8 вёсел (одно запасное), 8 лямок для волочения лодки.

Кроме того, эта лодка использовалась как жильё на промысле. Для устройства ночлега использовалось буйно. В старые времена буйно шилось из шкур зверя, в частности, применялись оленьи шкуры. На ночлег устраивались так: с носа на корму лодки клали мачту и сверху набрасывали буйно, получался шатёр над лодкой. Чтобы ветер не откидывал его края и не задувал внутрь, в ушки, прикреплённые к краям буйно, вставлялись вёсла, и его края плотно прижимались к краям лодки. Спали зверобои (в том числе и женщины - поморьськи жонки - которые вместе с поморами участвовали в промыслах) в лодке, головами к носу и корме, а ногами к середине, в середину укладывали для большего обогрева младших по возрасту или заболевших людей. Постель, как правило, состояла из оленьих шкур.

Кроме лодки ледянки в Поморье было широко распространено такое плавсредство, как карбас, который был приспособлен для плавания по рекам и морям. Его использовали и как промысловое судно на морских рыбных и звериных промыслах, и как средство транспортировки продуктов питания, сена, строительных материалов и людей. Карбас, применяемый на морских промыслах, размером был немногим меньше коча, что позволяет поставить его в один ряд с морскими судами (коч, поморская ладья). Такой карбас назывался промысловым и в район лова или добычи зверя шёл своим ходом. Можно с уверенностью говорить о том, что часть карбасов имела палубы - об этом упоминается в письменном документе: например, карбас Матвея Балукова был заорлён «орловым клеймом на переднем оставу, на котором палубы утверждены», извозный карбас двинянина Алексея Банина был «заорлён в палубах на носу над забором внизу кровли».

Выйдя к берегам Ледовитого океана и освоив острова Баренцева моря, поморы занялись мореходством как для рыбной ловли и промысла морского зверя, так и для торговли. Именно торговля с коренными жителями, в основном пушная, дала толчок развитию купечества и купеческого флота, который несколько веков, до начала XVIII века, определял уровень развития поморского арктического мореплавания. Этому во многом способствовало создание на опыте беломорского мореплавания типа морских судов, получивших название коч. Кочи были большими и малыми. До сих пор не установлены точные параметры этих судов, но по некоторым техническим признакам, по деталям, найденным археологами при раскопках, можно сделать определенные выводы.

Коч - старинное поморское парусно-гребное судно XI - XIX веков. Он имел характерные обводы для ледового плавания, был оснащён мачтой, навесным рулём и вёслами. Вначале кочи строили без применения металла: к скрепленному деревянными нагелями набору корпуса пришивали ремнями доски обшивки. Длина такого судна была 10 - 15 м, ширина 3 - 4 м, осадка 1 - 1,5 м. При попутном ветре ставили прямой парус, иногда выделанный из шкур, позволявший развивать скорость 6 - 7 узлов.

В XVI - XVII веках этот тип судна распространился за Урал в Сибирь, претерпев крупные изменения. Длина коча возросла до 20 -25 м, ширина до 5-8 м, осадка до 2 м. Судно вмещало 10 -15 человек команды и до 30 промысловиков. Кочи для «морского хода» строили очень прочно. Набор крепили железными гвоздями, болтами и скобами. Пазы и стыки обшивки конопатили просмоленной паклей, заливали варом, закрывали рейками на скобах. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось более 3 000 специальных скоб. Канатов различных нужно было около 1 000 м. Парус высотой 14 м шили из отдельных полотнищ общей площадью свыше 230 кв. м.

В конце XVI - начале XVII веков начали строить наборные палубные большие трёхмачтовые кочи. На этих судах для управления рулём применялся штурвал. В корме устраивали «казёнку» - небольшую каюту для кормщика (капитана) и приказчика. Команда и камбуз (столовая) размещались в трюме. Для подъёма якоря на баке (нос судна) имелся ворот (ручной шпиль). При попутных ветрах судно проходило под парусом до 250 км в сутки.

Большой морской коч был двухмачтовым килевым судном (киль поморы называли кокорой), имел длину от 19 до 21 м, при ширине 5-6 м. Имел до 90 т водоизмещения и 40 т грузоподъемности. На верхней палубе размещались две лодки (обычно карбасы), на нижней - три - пять железных якорей, называемых шеймами, весом от 5 до 10 пудов каждый. Высота бортов над водой превышала 2 м, а общая доходила до 4-4,5 м. Борта были укреплены по ватерлинии дополнительной обшивкой, предохранявшей от трения об лед,- «шубой ледяной». Большой коч имел прямые паруса (обычно два) и проходил за сутки до 200 километров. Конструктивной особенностью коча была форма бортов, изгибом напоминавшая яйцо. При ледовом сжатии такое судно не разламывалось, а выжималось из воды.

Именно такие корабли позволили поморам сначала освоить акваторию Белого, Баренцева морей, а впоследствии выходцы из Поморья (поморы) на своих судах ходили вдоль всего арктического побережья как на запад в «свейские страны», так и на восток, «встречь солнцу» в Сибирь, на Дальний Восток и даже на Аляску, где основали город Ново-Архангельск (ныне г. Ситка).

Поморы ходили на промысел не только в Белое и Баренцево моря. Северные мореходы владели секретами прохождения многих морских путей в Карском, Норвежском и Гренландском морях.

В конце XV века поморы ходили к северным берегам Скандинавии. В поморской навигационной практике этот путь назывался «Ход в немецкий конец». Он проходил вдоль восточного побережья Белого моря и северного берега Кольского полуострова с волоком через полуостров Рыбачий. В 1494 году российский дипломат Дмитрий Зайцев, возвращаясь, домой из Дании, впервые прошёл морем вокруг Скандинавии к устью Северной Двины. В 1496 году этот же путь преодолел посланник Ивана III московский дьяк Григорий Истома. Его путь в Данию лежал через Новгород, устье Северной Двины и северные моря. В начале XVI века трижды ходил через устье Северной Двины, мимо Михайло-Архангельского монастыря в Норвегию и Данию российский дипломат и учёный дьяк Великого князя Московского Василия III Дмитрий Герасимов. В Риме он познакомился с писателем Павлом Иовием и высказал гипотезу о возможности плавания на восток через северные страны (Северным морским путём). В 1500-1501 годах таким же путём в Данию совершили путешествие посланники Ивана III Третьяк Долматов и Юрий Мануйлов.

Путь через Белое море из Северной Двины стал настолько проторенным и хорошо известным, что с конца XV века послы датского короля неоднократно и самостоятельно входили в устье Двины при своих дипломатических миссиях в Московское государство. Поморские же промышленники ежегодно и неоднократно ходили через Белое море к Коле и в Печенегскую губу.

До середины ХVI в. северные земли не имели источников сбыта, довольствуясь меновой внутренней российской торговлей. Торговлей занимались Кола, Варзуга, Мезень, Кеврола, Пустозерск. Новые источники сбыта возникли в конце ХVI в., когда началась торговля с Англией и через Белое море (Архангельск) открылся торговый путь к Западной Европе.

С середины XVI века начались регулярные торговые отношения Московского государства с Западной Европой через Белое море. Из России вывозили лес (главным образом мачтовый), шкуры - оленьи, лошадиные, лосиные, везли на Запад воск, конский волос, гусиный пух, моржовую кость, сало морских животных.

В ХVI - ХVII веках зона промысловой и торговой деятельности стала еще более обширной. Промысловики и мореходы доходили по заполярной территории Западной Сибири до устья Енисея, ходили на Новую Землю, на Шпицберген и прибрежные острова Баренцева и Карского морей. Вот как назывались основные морские пути XVI века: «Мангазейский морской ход», «Новоземельский ход», «Енисейский ход», «Ход Груманланский».

“Мангазейский морской ход”

Был одним из самых известных в истории освоения Сибири. Он проходил вдоль побережья Баренцева моря, через пролив Югорский Шар в Карское море к западному берегу полуострова Ямал, где суда перетаскивали через волок. Судя по летописным сведениям, этот путь был освоен поморами не позднее конца XVI века, а в начале следующего столетия Мангазея стала крупнейшим торговым центром Сибири.

В те времена пушнина была не менее притягательной, чем серебро и золото. Ежегодно в Мангазею приходили 25-30 кочей с продовольствием и различными товарами, а отсюда в Россию отправлялось от 100 до 150 тысяч шкур мягкой рухляди: соболей, песцов, лисиц, бобров… Это был настоящий пушной Клондайк, где любой промышленник мог нажить за год целое состояние. Стоимость одной чернобурой лисицы по тем временам составляла от 30 до 80 рублей, а за 20 рублей в России можно было купить 20 десятин земли (то есть чуть больше 20 гектаров), за 10 рублей - прекрасный дом или 5 лошадей…

Бесконтрольному промыслу пушного зверя и торговле предприимчивых поморов и “многих государевых городов торговых людей” скоро был положен конец. В 1601 году в Мангазее появился царский воевода, а еще через несколько лет здесь уже стояли крепость, кремль и обширный посад.

«Енисейский морской ход»

В первые десятилетия XVII в. поморские промышленники стали энергично осваивать районы по крупнейшим восточным притокам Енисея - Нижней и Подкаменной Тунгуске, а также продвигаться вдоль побережья Северного Ледовитого океана к устью реки Пясины, до северо-восточных берегов Таймыра. В первой половине XVII в. мангазейскими промышленниками были основаны на Енисее Дубическая слобода (1637 г.), Хантайская слобода, выросшая из зимовья (1626 г.), заимки в верховьях Нижней Тунгуске и другие населенные пункты с постоянным населением. К 1607 году на нижнем Енисее были основаны Туруханское и Енбатское зимовья. Таким образом, рассматриваемая территория практически вошла в состав Российского государства к моменту, когда пушные промыслы поморских промышленников и их экономические связи с местным населением были уже в расцвете. По мере удаления на восток основных районов пушных промыслов Мангазея с 30-х годов стала терять свое значение торгово-перевалочного пункта, и ее роль перешла к Туруханскому зимовью в низовье Енисея. Оседавшее там поморское население концентрировалось в местах, удобных для рыболовства, прежде всего по берегам Енисея ниже Туруханска, заселяло низовья Пясины, Хеты и Хатанги, постепенно осваивая для постоянного жительства прибрежные районы Ледовитого океана.

Таким образом, своеобразный прорыв от Туруханского зимовья вниз по Енисею в Енисейский залив и дальше в Карское море, на Таймырский полуостров, в западную часть моря Лаптевых оказался переломным событием в истории хождения поморов в арктических водах и дальнейшего освоения Сибири! Он стал возможен благодаря Мангазейскому морскому ходу, развитым ледовым плаваниям поморов в Белом и Печорском морях. Итогом его было то, что к востоку от Енисейского залива поморы-мангазейцы проложили речные и волоковые пути, а возможно, и морские (вокруг Таймырского полуострова) пути по реке Анабар, а оттуда к реке Оленек, к устью Лены и дальше на восток.

«Новоземельский ход»

Время открытия поморами Новой Земли исследователи относят к XII - XV векам. Первые письменные свидетельства о пребывании и промысловой деятельности поморов на архипелаге относятся к XVI веку.

На Матку (Новую Землю) поморов привлекали разнообразные богатые промыслы. Они добывали моржовые клыки; песцовые, медвежьи, моржовые, тюленьи и оленьи шкуры; моржовое, тюленье, белушье и медвежье “сало” (ворвань); омуля и гольцов; гусей и других птиц; гагачий пух. Ранним летом отправлялись на промышленных судах своеобразные артели от 8 до 20 человек из Белого моря, с Мезени, Пинеги и Печоры к островам Новой Земли. Ходили из года в год, что способствовало формированию целых династий новоземельских промышленников и мореходов. Ходили на ладьях, кочах и карбасах, команду которых возглавлял кормщик. Зачастую ледовая обстановка, сильные штормы, гибель судна заставляли промышленников зимовать на Новой Земле. Часть из них гибла, другие выживали, набирались опыта. Для строительства жилья и его обогрева первоначально использовался только плавник. Затем начали брать с собой разнообразные срубы (для установок в местах зимовки) и запас дров.

В зимнее время основным промыслом поморов становилась ловля песцов при помощи ловушек - кулем. Кулемы сооружались вдоль побережья, на большом протяжении. Чтобы вовремя осматривать кулемы, промышленники ставили на расстоянии 5-10 км от становой избы (и друг от друга) несколько разволочных изб, на 2-3 человека. Соорудив становую избу с печкой-каменкой, нарами и сенями, неподалеку или вплотную к избе строили баньку и “шалаш” из бревен для хранения запасов провианта и добычи. Рядом с избой воздвигали многометровый поклонный крест. Крест служил своеобразным знаком-маяком многие годы. В этот же сезон или в последующие на побережье обычно воздвигалась целая система поморских крестов и гуриев (пирамиды, сложенные из камней), которые служили створами, маяками и указывали судам безопасные подходы к месту стоянки

«Груманланский ход»

Поморы, промышлявшие добычей морских животных и ловлей рыбы задолго до Баренца, в XI - XII вв., проложили путь к архипелагу Шпицберген, называя его Грумант.

«Груманланский ход» - это путь из Белого моря вдоль северного берега Кольского полуострова на остров Медвежий и дальше - на архипелаг Шпицберген. Путь на Шпицберген считался относительно легким: в условиях свободного плавания - восемь-девять дней. Поморы ходили на Шпицберген главным образом на промысел моржей. Кроме того, они дорбывали белуху, тюленя, белого медведя, песца, охотились на оленей. Немаловажную статью доходов «груманланов» составлял гагачий пух. В отличие от голландцев, занимавшихся китобойным промыслом на Шпицбергене лишь в летнее время, поморские промышленники оставались здесь на зимовку.

В конце XVIII в. на Груманте (Шпицбергене) находилось около 270 поморских судов с командами свыше 2 тысяч поморов-промышленников.

Итак, в XVI - XVII веках поморы уже совершали регулярные промысловые плавания на Матку (Новую Землю) и Грумант (Шпицберген). С XVI века они наладили регулярное морское сообщение с заполярным городом Мангазея (Западная Сибирь), а оттуда по рекам и сушей поморские промышленники устремились к Енисею и Лене.

Освоение поморами земель Сибири и Дальнего Востока, как сказано выше, активно начавшееся в XVI веке, проходило двумя путями.

Первый был проложен поморами через северные моря от устья одной реки к другой вдоль побережья Северного Ледовитого океана - Дышащего моря (Студенца, Студёного моря), через город Мангазея на реке Таз в реку Енисей, а по её правым притокам - на реку Лену и далее на восток. В итоге к середине XVII века оказалась пройденной Восточная Сибирь, и были открыты европейцам Амур - Ерофеем Павловичем Хабаровым - Святитским, Камчатка, Курильские острова - Владимиром Васильевичем Атласовым, оба устюжане, Чукотский полуостров - Семёном Ивановичем Дежнёвым, пинежанином.

Уроженцами Великого Устюга, мезенскими, пинежскими и холмогорскими поморами были основаны города Туруханск, Якутск, Верхоянск, Анадырь, посёлки Хатанга, Нижнеколымск и другие.

Другой путь освоения Сибири и Дальнего Востока начался с юга Поморья, верховий Северной Двины, где на средства сольвычегодских - поморских купцов Строгановых, Ермак Тимофеевич набрал и подготовил в течение двух лет из населения родного села Борок на Северной Двине боевой отряд поморов. Который по реке Чусовой вышел в более населённую лесостепную часть Сибири. Что открыло населению Поморья и Московии дорогу на восток, на север и в центр Сибири.

Основную массу перешедших за Урал людей составляли выходцы из Поморья - мезенцы, двиняне, устюжане, кеврольцы, вологжане, пустоозерцы. Сибирь манила их неосвоенными пространствами, несметными богатствами недр, бесценной пушниной.

К середине XVIII века поморами были пройдены и приобретены для России Алеутские острова и Аляска. С 1803 года выходцы из Поморья, провели исследование Западного побережья Северной Америки (Орегон, Калифорния, р. Колумбия), на тот момент незаселённого европейцами. С 1804 - 1807 года активно начали осваивать Гавайские (Сандвичевы) острова.

11 сентября 1812 года поморским купцом, уроженцем Тотьмы Иваном Александровичем Кусковым, основан - Форт Росс - первое европейское поселение и крепость на побережье северной Калифорнии в 80 км к северу от Сан-Франциско. Форт Росс функционировал с 1812 по 1841 годы. В сентябре 1816 года на острове Кауаи (Гавайи) началось строительство трех фортов. Форт Елизавета - в честь жены Александра- I, форт Барклай и форт Александр. До наших дней сохранились остатки каменного фундамента Елизаветинской крепости, стены двух других были земляные. На территории Елизаветинской крепости была построена небольшая церковь, а на территории Александровской — часовня. Это была первая на Гавайях православная церковь. Деятельность поморов на Гавайских островах продолжалась до 20 - х гг. XIX столетия.

Вывод

Открытие и начало эксплуатации Северного морского пути можно назвать одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира. Длина Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. Северный морской путь может служить кратчайшим транспортным маршрутом между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, поэтому не исключено, что ему еще предстоит сыграть заметную роль в глобальных экономических процессах. Кроме того, для Российской Федерации он имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также для снабжения этих районов техникой и продовольствием. На маршруте Северного морского пути сосредоточена целая сеть уникальных научных объектов и метеостанций, без существования которых в современном мире невозможно представить жизнедеятельность не только отечественных, но и многих зарубежных научных сообществ, изучающих природные и климатические особенности Крайнего Севера.

А поморы? Поморы и сегодня никуда не исчезли. Сохранился стереотип поведения, самоназвание, этническое самосознание и чувство «особости». Поморский дух и поморский характер - вот ценности, которые выковали наши предки на протяжении веков, ведя борьбу за самовыживание и существование в суровых условиях Севера и освоения Арктики. Именно эти ценности продолжают определять сущность современных поморов.

Список литературы

1. Einar Niemi (red.). Pomor. Oslo. 1991-92.

2. Антошина С. А. Традиционная культура терских поморов: судьбы общеславянского и восточнославянского наследия в условиях Крайнего Севера / С. А. Антошина // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде. Мурманск, 2005.

3. Арктические навигации. Сборник I. - Москва - Ленинград, 1941.

4. Базарова Э. Л., Бицадзе Н. В., Окорокова А. В., Селезнёва Е. Н., Черносвитов П. Ю. Культура русских поморов (опыт системного исследования) / Э. Л. Базарова, Н. В. Бицадзе, А. В. Окорокова, Е. Н. Селезнёва, П. Ю. Черносвитов. - М., 2005.

5. Белиенко В. Брызгалов В. Карбас / В. Белиенко, В. Брызгалов // Катера и яхты. 1990. № 6 (148).

6. Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX в./ М. И. Белов // История открытия и освоения Северного морского пути. Т. I. - М., 1956.

7. Белов М. И. Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. /М. И. Белов. - Л. М. 1952. С. 6 — 12

8. Белов М. И. Семён Дежнёв. / М. И. Белов. - М. 1955. - С. 10

9. Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея, мангазейский морской ход. Ч. I. - Л., 1980.

10. Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства / Т. А. Бернштам. - Л., 1978.

11. Бернштам Т. А. Поморы: / Т. А. Бернштам. - Ленинград.: Наука, 1978.

12. Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в. - Этнографические очерки / Т. А. Бернштам. - Л., 1983.

13. Брызгалов В. В. Русско-скандинавские взаимоотношения на Русском Севере в XIII - XXV веках / В. В. Брызгалов. //Лодия. 2005. № 1.

14. Булатов В. Н. Русский Север/ В. Н. Булатов.- Т - II. Архангельск, 1998.

15. Булатов В. Н. Русский Север/В. Н. Булатов.- М., 2006.

16. Булатов В. Н. Русский Север/В. Н. Булатов.- Т - I. Архангельск, 1997.

17. Булатов В. Н. Русский Север/В. Н. Булатов.- Т - V. Архангельск, 2001.

18. Булатов В. Н., Шалёв А. А. Баренцев Евро-Арктический регион Архангельская область В. Н. Булатов, А. А. Шалев.- Архангельск, 2001.

19. Васильев Ю. С. Об историко-географическом понятии «Заволочье» / Ю. С. Васильев // Проблемы истории феодальной России. Л., 1971.

20. Вернадский Г. В. Древняя Русь / Г. В. Вернадский. - Тверь - М., 1996.

21. Витов М. В. Антропологические данные как источник по колонизации Русского Севера / М. В. Витов // История СССР. 1964.

22. Власова И. В. Группы русских северной зоны / И. В. Власова // Русские. М., 1997

23. Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере в X - XIII вв. / Л. А. Голубева.- М., 1973.

24. Дмитриева С. И. Городские черты в культуре русских поморов / С. И. Дмитриева // Этнографическое обозрение. Наука. 1997. №5

25. Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История севернорусского судостроения / Г. Е. Дубровин, А. В. Окороков, В. Ф.Старков, П. Ю. Черносвитов. - СПб., 2001.

26. Дыгало В., Аверьянов М. История корабля / В. Дыгало, М. Аверьянов. - М., 1991.

27. Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий. / А. В. Ефимов. - М. 1971.

28. Жеребцов Л. Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - нач. XX в. / Л. Н. Жеребцов.- М., 1972.

29. Жеребцов Л. Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - нач. XX в./ Л. Н. Жеребцов.- М., 1972.

30. Жилинский А. А. Зверобойный промысел в Белом море / А. А. Жилинский. - Петрозаводск, 1951.

31. Жилинский А. А. Крайний Север Европейской России Архангельская губерния / А. А. Жилинский. - Петроград, 1919

32. Зенгер Н. К. Поездка на Золотицкую фабрику доисторических орудий в Архангельской губернии / Н. К. Зенгер. - М., 1877.

33. Исторические связи Русского Севера и Норвегии. Архангельск, 1989.

34. История русской Америки (1732—1867): В 3 т. / Под ред. Н. Н. Болховитинова. — М.: Междунар. отношения, 1997—1999. Глава Русские на Гавайях (1804 - 1825).

35. История Северного крестьянства под ред. В. Т. Пашуто. - Т. - I. Архангельск, 1984.

36. Киприянов В. Архангельск / В. Киприянов.- Выпуск - I. Архангельск, 1993.

37. Киприянов В. Архангельск, история, достопримечательности, народное образование. Выпуск второй, дополненный и исправленный / В. Киприянов.- Архангельск, изд-во Родина Ломоносова, 1994.

38. Киприянов В. История Беломорского Севера / В. Киприянов.- Т - I. Архангельск, 1995.

39. Колесников П. А. Северная деревня в XV - первой половине XIX века / П. А. Колесников. - Северо-Западное кн. изд. 1976.

40. Коротаев В. И. Колонизация Мурмана иностранцами в контексте концепции модернизации // Вестник Поморского университета. 2004. №1(5). (Серия гуманитарные и социальные науки).

41. Коротаев В. И. На пороге демографической катастрофы: принудительная колонизация и демографический кризис в Северном крае в 30-е годы XX века / В. И. Коротаев.- Архангельск. Поморский университет, 2004.

42. Кочина В. Кочи на Поморье / В. Кочина// Экспедиция, декабрь 2004.

43. Криничная Н. А. Предания Русского Севера / Н. А. Кричинская.- СПб., 1991

44. Крысанов А. А. Тресковый промысел онежан на Мурмане (1850 - 1920 годы). Онега. 2002.

45. Кузнецов С. К. К вопросу о Биармии // Этнографическое обозрение. 1905, № 2 - 3.

46. Куратов А. А. История и историки Архангельского Севера / А. А. Куратов.- Архангельск, ПГУ., 1999.

47. Леонтьев А. И. Зимняя сторона / А. И. Леонтьев.- Архангельск, 1999.

48. Лисниченко В. В. Лисниченко Н. Б. Экология помора / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко.- Архангельск. 2007.

49. Ломакин В. Н. Описание основных типов поморских судов / В. Н. Ломакин // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность. - Архангельск, музей «Малые Корелы». - 2010.

50. Ломакин В. Н. Отчёт об экспедиции в с. Койда, в рамках научной темы: «Поморское судостроение» / В. Н. Ломакин // ФГУК АГМДЗ и НИ «Малые Корелы»., научный архив., 2008. Ф. № 1., Оп. № 1., Д. № 3515

51. Ломакин В. Н. Цикл лекций «Поморье и поморы: история и современность» / В. Н. Ломакин // ФГУК АГМДЗ и НИ «Малые Корелы»., научный архив., 2009. Ф. № 1., Оп. № 1., Д. № 3767.

52. Лукин Ю. Новая архангельская летопись / Ю. Лукин.- Архангельск, 2008.

53. Луппов П. Н. Вотская языческая религия // Памятники Отечества. - 1995. № 1, 2.

54. Любимов В. А. Беломорские зверобои / В. А. Любимов //Патриот Севера.- Архангельск, 1985.

55. Марков С. Юконский ворон / С. Марков. - М. 1977.

56. Мосеев И. И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка / И. И. Мосеев. - Архангельск.: Изд-во Правда Севера, 2005

57. Мызников С. А. Атлас субстративной и заимствованной лексики русских говоров Северо-Запада / С. А. Мызников. - СПб., 2003.

58. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства / А. Н. Насонов.- М., 1951.

59. Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века. Н. И. Никитин. - М. 1987.

60. Овсянников О. В. Средневековые грунтовые могильники Терского берега / О. В. Овсянников // Советская археология. 1989. № 2.

61. Овсянников О. В., Ясински М. Э. Взгляд на Европейскую Арктику. Архангельский Север: проблемы и источники / О. В. Овсянников, М. Э. Ясински.- Т. I., Спб., 1998.

62. Окладников А. П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра / А. П. Окладников.- Москва - Ленинград, 1948.

63. Окладников А. П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра / А. П. Окладников. - Л., 1957.

64. Окладников Н. А. Российские Колумбы / Н. А. Окладников. - Архангельск, 2008.

65. Остров розовый в море Белом. Северодвинск, 1992.

66. Повести временных лет. М., 1989. С.

67. Поморская сторона: культура и краткая история поморов - коренного народа Севера России. Архангельск. 2004.

68. Поморская энциклопедия: в 3 т.: Архангельск: ПГУ, 2001

70. Пшеничная С. Поморы оказались скандинавами С. Пшеничная // Бизнес - класс - Архангельск. 2008. 24 марта - 30 марта.

71. Размышления о Беломорском тюлене. - Архангельск: ПГУ, 1999.

72. Русский Север: этническая история и народная культура. XII-XX вв. - М., 2001

73. Селезнёв С. А. Очерки хозяйства северного края / С. А. Селезнёв. - Архангельск, 1931.

74. Селивёрстов Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Силивёрстов. - Мурманское кн. изд. 2008.

75. Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск. Р. Г. / Скрынников. - 1982.

76. Следопыт Севера. Архангельск, 1986.

77. Справка начальнику Управления Министерства юстиции России по Архангельской области Ширяеву В. А. (см. приложения №1 и №2). Ректор Поморского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО В. Н. Булатов, директор Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики, доктор философских наук, профессор Н. М. Теребихин, зав. кафедрой источниковедения, археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета, доктор исторических наук, профессор В. А. Семёнов.

78. Телов Б. Попов С. Поморы и донские казаки / Б. Телов, С. Попов // Правда Севера 2002. 10 октября

79. Тиандер К. Поездки скандинавов в Белое море / К. Тиандер.- СПБ. 1906

80. Томилов Ф. С. Север в далёком прошлом / Ф. С. Томилов.- ОГИЗ Архангельское изд-во, 1947.

81. Ушаков И. Ф. Избранные произведения / И. Ф. Ушаков.- Т - II. Мурманское кн. изд-во, 1998.

82. Ушаков И. Ф. Избранные произведения / И. Ф. Ушаков.- Т - III. Мурманское кн. изд-во, 1998.

83. Ушаков И. Ф. Избранные произведения /И. Ф. Ушаков.- Т - I. Мурманское кн. изд-во, 1997.

84. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер в 4 т. М., 1987.

85. Фенёв В. Н. Ермак “z Двины”. / В. Н. Фенёв. - Архангельск. 2004.

86. Фосс М. Е. Древнейшая история Севера Европейской части СССР / М. Е. Фосс.- М., 1952.

87. Центральный Военно-Морской Портал [Электронный ресурс] / Мангазейский морской ход / Игорь Козырь, капитан 1 ранга запаса, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, член президиума РОО “Полярный конвой”, пресс-секретарь Морского литературно-художественного фонда им. Виктора Конецкого. (см. 29 ноября 2010 года в 09-30), 2010. - Режим доступа: http://flot.com/history/middleages/kochrevival.htm?print=Y Свободный.

88. Чистов К. В. Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов Русского Севера //Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. - Л., 1974.

89. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. / К. В. Чистов.- Л., 1986.

Цивилизация этого русского северного народа удивляет. Они знали наизусть Северный морской путь, строили лучшие для своих широт суда, активно торговали с Европой, открыли множество земель и заложили уникальные направления народного искусства.

Мореходы и судостроители

Уже в XII веке Поморье стало центром русского судостроения. Здесь строились ладьи, раньшины, шняки и карбасы, но высшим достижением инженерной мысли поморов стали кочи - особые суда, предназначенные для долгого плавания по северным морям. Поморский коч представлял собой деревянное парусное судно длиной 16-17 метров, шириной примерно 4 метра, осадкой не более одного-полутора метра, что позволяло ему входить в устья рек в любое время года. Коч мог взять на на борт до 30 тонн груза и до 50 человек членов экипажа и пассажиров. Характерной особенностью корпуса коча была яйцевидная форма, которую впоследствии применил на своем «Фраме» Нансен, а вслед за ним и создатель «Ермака» Макаров. При сжатии во льдах такое судно не подвергалось чрезмерным перегрузкам, а попросту выжималось вверх.

Русские или не русские?

Официально поморы считаются субэтносом русского народа. Тем не менее, не так давно возникла и другая точка зрения, связанная с существенными различиями в культуре поморов и русских из центральной России. Конечно, движение за самоопределение поморов было существенно политизировано, но были в нем и рациональные причины: поморы оказались брошены государством и отделены от исконных занятий.

Язык

Если судьба забросит вас на Русский Север, на Поморские земли, и посчастливится повстречать настоящего помора, будьте готовы, поддержать разговор. Сразу предупредим: истинные поморы не говорят на русском литературном. Свой язык северные мореходы называют «поморьска говоря».

Чтобы не попасть в неудобную ситуацию и не поставить в тупик северного собеседника, запомните несколько правил коммуникации с помором.

  • Поморы «цокают»: звук «ч» в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: улиця, коцька, доцька, цепахи, руцёй . Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш».
  • Поморы никогда не «работают». Они «робят» .
  • Не задавайте северным людям вопросов, начинающихся с «почему». А то можете получить в ответ «по качану». Любознательность поморы проявляют словом «пошшо» . Кстати, слова «потому» тоже нет в поморьской говоре.

  • Не разбрасывайтесь в разговоре отрицательными частицами. Поморы говорят «нет», только когда кому-то отказывают. Например, «Нет, мне это не нужно». Поэтому, если у вас спросят денег, отвечайте по-поморьски: «У мя денег нема» .
  • Будьте аккуратней с определениями. В поморьской говоре не существует окончаний «ий», «ый». Вместо них употребляются «ой», «ёй». Например, «зимнёй вецёр» .
  • Упаси вас Всевышний употребить в разговоре слово «баба». В лучшем случае вас поправят: «Бабами сваи забивают». Запомните, у поморов «нема баб», у них «жонки» .

    Понятие «жить» у поморов имеет более широкое употребление. Например, когда мы бодрствуем, то они «живут» .

  • Кроме того, вам придется привыкнуть к некоторым уникальным атмосферным осадкам, которые наблюдаются в Поморском краю: у снега и дождя здесь «нема ног». То есть они у поморов никогда «не идут». Снег «падат», а «дожжь летит» или «льёт». Кстати, машина здесь «не едет», а «бежит».

Кстати, у поморов большую роль играет тональность речи, которая заметно повышается к концу предложения. Но не надо повышать голос: поморы – люди тихие и говорят громко только в крайне раздраженном состоянии.

Между тем, надо отметить, что у каждого русского человека есть базовый запас поморских слов, которые попали к нам из говори: сёмга, тундра, треска, бахилы, морж, тюлень и т.д. Поморы, конечно, понимают по-русски, однако будьте аккуратнее со словами: некоторые русские слова в поморьской говоре имеют совсем другое значение.

БУРЛАК – выходец из другой области

ДОЛИНА – высокий человек

ЗНАТОК – колдун

ХАЛЯВА – неряха

НЯША - грязь

БЕСЕДА – собрание молодёжи для работы или увеселения

ГЛАЗ – окно

ОБРЯД – работа по дому

ЗАБОЙ - сугроб

ПЕЧКА (ПЕЦЦКА) – водоворот

ЯСЕНЬ – солнечная погода.

Поморская еда

Хотя с точки зрения ведения сельского хозяйства Беломорское побережье уступает внутренним землям по всем показателям, питались поморы всегда ярче, богаче и разнообразнее. Поморская кухня строится, разумеется, вокруг рыбы, как вокруг рыбного промысла строилась изначально вся поморская жизнь. Поморы сами себя охотно называют «трескоедами». В поморской среде считается, что треска, в отличие от семги и другой рыбы, никогда не приедается, и есть ее можно каждый день. Впрочем, возможно этому каждодневному рациону способствует разнообразие существовавших в поморской кухне рыбных блюд. Например, поморы, единственными среди всех русских, переняли финский обычай соединять в одном блюде рыбу с молоком. Из «основной» русской кухни поморы взяли запекание и томление в печи. Вместо русского горшка основной посудой для приготовления здесь служит латка. Необычна для других регионов распространенность воложей – под этим словом поморы называют самые разнообразные соусы, в которых еду тушили, запекали, или поливали им перед подачей.

Одежда

Поморы на протяжении нескольких столетий были инноваторами в русском традиционном костюме. Они первые повязали шейный платок и надели клетчатую рубаху. Было, что перенять из поморского гардероба и европейцам. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая подходила для мореходства по северным широтам. Элементы поморского костюма перенимали английские, голландские, норвежские моряки. От них "поморские тенденции" распространялись по Западу. Это наверняка отметят те люди, кто пристально следит за развитием сегодняшней моды.

Краеугольный камень поморского гардероба. Шапка-шлем с длинными до пояса ушами.

Поморская куртка с капюшоном. Совики шили только из шкур морских животных, поэтому они были весьма водостойкими.

Бузурунка

Короткая кофта из грубой серой шерсти. Ее поморы подглядели у голландских моряков, заходивших в Холмогоры. Название тоже происходит от голландского boezeroen – блуза. Интересно, что бузурунки вязали только мужчины.

Летняя повседневная шапка. Шилась либо из сукна, либо из нерпичьей шкуры.

Поморы стали первым российским народом, кто начал носить шейные платки. Подглядели это аксессуар северные мореходы у иноземных моряков.

Пестрядь

Рубаха в крупную клетку из полос белого, синего и чёрного цвета. Напоминает «шотландку». Интересно, что на Руси только поморы носили клетчатые вещи. Возможно, сказались частые контакты с британскими моряками, которые начались с середины XVI века.

Опояска

Тканный широкий пояс помора.

Картина мира

По мнению поморов, в шведской земле, куда они ходили торговать и к которой относили всю Европу, живет всякая нехристь – французы, немцы, англичане. На юго-востоке жили арабы, а еще восточнее – карлики, одноногие, одноглазые и песьеголовые. При этом все, кто находился на этнической периферии Русского Севера, считались колдунами. Колдовскими чарами обладали, например, самоеды-ненцы, которые напускали на «Русь» порчу-икоту. Сильно боялись поморы также и карелов – известных на севере колдунов. Их приглашали на все важные события, чтобы задобрить.

Магия моря

Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине. При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было.

От Холмогор до Колы – 33 Николы

Никола - Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника». Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.

Поморами называли потомков древних новгородцев и карел, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этнонима «поморы» произошел топоним юго-западного побережья Белого моря – Поморский берег. В период с XII века по XV век Поморье было колонией Новгородской республики, откуда и произошло большинство поселенцев. Из поморов вышли такие знаменитые люди, как ученый Михаил Ломоносов, скульптор Федор Шубин, а также такие землепроходцы, как Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Бессменный управитель Аляски Александр Баранов тоже был родом из поморов.
Главные ценности, на воспитание которых ориентировалась поморская традиция, были почитание старших, уважение к женщине, честность и коллективизм, гостеприимство, чувство собственного достоинства. Без этих качеств в поморской среде человек считался неполноценным и не был способен быть частью сообщества.

Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.

Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. От традиционной русской семьи она отличалась полным равноправием между мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.

Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие хозяев, называлась «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.

Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным. Женщин поморы называли и называют «жонками».

Мат в поморском сообществе был строго табуирован. Интересно, что даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества. Ну, а вставить крепкое словцо в обществе детей или женщин мог только умалишенный..

Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен.

Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества - пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата - Наумов день (14 декабря), когда пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух - трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты.

Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала XX века здесь традиционно сохранялась «большая» семья.

С благодарностью представляем пользователям подготовленный ею материал.

Если вы всерьез задались вопросом, кто такие поморы, рекомендую начать с книг доктора исторических наук Татьяны Александровны Бернштам «Поморы: Формирование группы и система хозяйства» 1978 года издания и «Русская народная культура Поморья в ХIХ - начале ХХ в.» 1983 года издания. А после того, как проштудируете эти монографии, приступайте к чтению «Словаря живого поморского языка» Ивана Дурова - если, конечно, сможете его достать. Словарь должен быть издан в этом году. Тираж, скорее всего, будет не таким большим, как хотелось бы. А иметь его в своей личной библиотеке мечтают очень и очень многие.

Ну, а пока вы только собираетесь в библиотеку, краткий ликбез на тему, а кто же такие поморы.

«Помор - житель Поморья, занимающийся преимущественно рыболовством, звероловством и мореплаванием.

Поморье - в обширном смысле - все побережье Северного океана и Белого моря от Норвежско-Финской границы до Архангельска и далее до Сибирской границы. В тесном смысле - часть морского побережья от г. Онеги до Кандалакшского залива.

Поморский берег - прибрежная полоса Белого моря, побережье Белого моря от г. Онеги до Кандалакши». (из «Словаря живого поморского языка»)

Из книги доктора медицины Франца Ульриха «Кемский Уезд и рыбные промыслы на Мурманском берегу во врачебном и экономическом отношениях». Печатано по распоряжению Императорского Русского Географического Общества в Санкт-Петербурге в 1877году, награждено от Общества серебряной медалью:

«Русские или Поморы (именно так, с большой буквы - авт.) физически хорошо развиты, высокого росту, красивы собою; это народ гостеприимный, словоохотливый, отличающийся вместе с тем смелостью, предприимчивостью и особой способностью к мореплаванию…»

Да, книг, посвященных поморам немало - от знаменитого «Года на Севере» С. Максимова до малоизвестных заметок в «Известиях Архангельского Общества изучения Русского Севера».

Уверена, что чем больше вы будете узнавать о поморах, тем больше будете гордиться этим народом, мужеству, стойкости, отваге которого мы обязаны освоению Русского Севера. Именно поморы первыми побывали на Новой Земле, ходили на Шпицберген.

А теперь о грустном. Несмотря на то, что Поморье сегодня разделено административно не только между районами Республики Карелия (Беломорским, Кемским, Лоухским), но и между Карелией, Архангельской и Мурманской областями, проблемы у коренного населения общие: уезжает молодежь из старинных сел, с трудом выживают рыболовецкие колхозы, остро стоит вопрос сохранения традиционных рыболовного и зверобойного промыслов. Об этом много говорится на съездах поморов (III межрегиональный съезд поморов Белого моря состоялся в сентябре 2010 года в Беломорске).

Но, возможно, именно экономические проблемы и вызвали в последние годы интерес к поморской тематике, возрождению культурных традиций народа. Не буду говорить о Поморье в целом. Остановлюсь на нашем, Беломорском районе. Казалось бы, вполне благополучные в экономическом отношении 70-е годы прошлого века. Работают предприятия, рыболовецкие колхозы рапортуют о перевыполнении планов, получают переходящие красные знамена, премии. Но… никто не обращает внимания на то, что повсеместно разрушаются добротные поморские дома, постепенно забываются местные традиции и обряды. Еще в середине 50-х в селах играли свадьбы «по-поморски», а спустя всего 20 лет молодой руководитель Поморского хора Виктор Васильев по крупицам собирает и воссоздает этот уже забытый обряд. Да что там! Те же песни, хороводы, ему приходится восстанавливать заново.

Переломные 90-е. О чем пишет районная газета? О невыплате зарплат, закрытии предприятий, безработице… и - о былом. Старожилы рассказывают о том, как ходили их отцы и деды на Мурманские промыслы, как вели торговлю с Норвегией, как праздновали Рождество и Крещение в Поморье, вспоминают храмы Сороки и Сумпосада.

Получается, экономические трудности «вернули» нам Поморье?

Музеи истории села действуют в селах Шуерецкое, Сумпосад и Нюхча. Концертную деятельность ведут старейшие в районе творческие коллективы Сумпосадская фольклорная группа и Поморский народный хор (при котором, кстати, имеется и детская группа). Секреты старинного шитья осваивают школьницы в музее-мастерской «Рукоделия Поморья», поморские традиции изучают подростки на Беломорской станции туризма и краеведения.

На вопрос «Что вы написали в графе «Национальность»? пожилой беломорчанин ответил: «Русский». «Как же так: и вы, и ваши родители родились и жили в Вирме, занимались морскими промыслами. Разве вы не помор?» «Помор, но ведь поморы - русские люди» - ответил он. В то же время юноша и девушка на мой вопрос ответили: записали себя поморами. Значит, не потеряна связь времен, а молодое поколение осознает свою причастность к поморскому краю, гордится своими предками.

И сегодня для многих жителей Беломорска и прибрежных сел рыбный промысел остается главным источником средств к существованию.

Беломорский район, который расположен на северо-востоке Республики Карелия, имеет многовековую историю, о которой практически никто даже не догадывается. Более 5 тысяч лет назад после схода ледников первыми, кто заселил Поморье, были саамы (по-шведски – финны). Предполагается, что именно их предки много тысяч лет назад оставили множество наскальных рисунков, описывающих историю их народа и бытовую жизнь каменного века на восточном берегу Онежского озера, на западном берегу Белого моря, на берегах реки Выг и на Кий-острове. На островах, расположенных вблизи Белого моря, сохранились даже их ритуальные каменные лабиринты.

Первые славяне, которые проживали в Новгороде, а также в других северо-восточных княжествах, впервые появились на беломорских островах в IX веке. Уже начиная с XIV века в различных письменных источниках начинают упоминаться первые постоянные русские поселения у Белого моря, после чего край прозвали «Поморье».

Со временем на Поморье начала формироваться особая группа русскоязычного населения, и в отличие от своих соотечественников, которые населяли территории центральной России, они фактически не промышляли земледелием, а основным их занятием становилось морское промысловое хозяйство. Помор – так называли жителей Поморья с XVI века, и они обитали не только около Белого моря, но и возле Баренцева моря. Современные же поморцы населяют территорию прибрежных районов современных Мурманской и Архангельской областей.

Продвигаясь с каждым годом на новые незнакомые земли, поморцы устанавливали погосты – небольшие города с гарнизоном. Погост, как правило, становился административным городом, а вокруг него возникали множество мелких деревень, приходные церкви и даже кладбища. Находясь под защитой укрепленного поселения, поморы, в силу своей приближенности к морю, также строили ладейный флот.

Кто такие Поморы?

В различных журнальных статьях или даже в научных работах очень подробно описаны практически все народы Древней Руси – казахи, великороссы, малороссы, русины, белорусы… Но о таком древнем и даже героическом этносе, как поморы, почему-то мало кто говорит, хотя этот народ делал и до сих пор делает очень многое для русского государства.

Какова роль поморов в Русском государстве? Среди великих исторических личностей, поморами были М. Ломоносов (ученый), Ф. Шубин (скульптор), Хабаров, Ермак, А.А. Баранов (бессменный управитель Аляски), Атласов, Стадухин, Дежнёв и многие другие землепроходцы, которые за много лет до казаков прошли весь Урал и освоили никем не виденные Сибирские земли, а чуть позже Дальний Восток и Аляску.

Знаменитый ряд важных исторических русских личностей из поморов пополняют также такие люди, как Стефан Пермский (один из ближайших сподвижников Сергия Радонежского, который предлагал объединить Русь) и Иоанн Кронштадский.

Интересный факт: современный город Ситка, который находится в штате Аляска, ранее носил название Новоархангельск.

Какую территорию охватывали поморы?

Чтобы не удаваться в подробный отчет обо всех городах, реках и озерах, которые населяли поморы, лучше обозначить ряд территориально-административных образований. Вся территория Поморья – это бывшие Архангелогодская, Вологодская и Олонецкая губернии, а также Пермь и Вятка. Если взглянуть на современную карту Российской Федерации, то на том месте сейчас находятся современный Архангельск, Мурманск, Пермь, Вятка, Вологодск и часть Ленинградовской области, а также часть Коми и Карелии.

Почему появились поморы?

Причина возникновения нового этноса – принятие христианства на Руси в 988 году. На Поморье в то время отправлялись русичи, которые отказывались принимать новую веру. Вплоть до начала XIX века на Поморье исповедовали дохристианскую веру, а после раскола Православной церкви в XVII веке сюда также начали прибывать те, кто не принимал нововведений Никона.

В Поморье также существовало мощное старообрядческое движение. В связи длительного сопротивления Соловецкой обители и царскими войсками, была создана Древнерусская Поморская Православная церковь . Также, благодаря своему территориальному расположению, поморы никогда не знали татарского ига и крепостного права, поэтому были весьма свободолюбивы и самостоятельны. Об этих двух чертах говорили многие факты: царские чиновники всегда обращались к поморам лишь по имени и отчеству, а в остальных русских краях к простолюдинам обращались лишь по прозвищу.

В этническом плане поморы появились в результате сформированных местных угро-финских племен и новгородцев (в прошлом словен ильменцев). В итоге образовался новый язык – язык поморов, поморский, который очень отличался от обычного в те времена русского языка. Большую часть слов поморцы взяли из норвежского языка, так как в то время они частично проживали в северной Норвегии, после чего их язык стал называться Русьнорг (70% языка составляли поморские слова, а остальные 30% были позаимствованы из норвежского). В 1917 году большевики запретили употреблять Русьнорг.

Культура поморов

Поморы были известны всему миру как «покорители морей», искусные судостроители, удачливые промысловики. Даже сами поморы всегда повторяли: «Наше поле – море». В погоне за отличным уловом они отправлялись на собственных суднах к берегам Нормегии, достигали Мурман, Новую землю и постоянно останавливались на островах в Белом, Карском и Баренцевом морях. Благодаря своему делу они на много шагов вперед развили судостроение и сыграли не последнюю роль в освоении северных морских путей.

Все свои уловы и товары поморы продавали на рынках Москвы, Новгорода, а также в торговых городах Норвегии и Швеции. Самые популярные поморские товары – это рыба, соль, ценные моржовые клыки, слюд и многое другое.

То, что поморы жили вблизи морей, и и то, что вся их жизнь зависела именно от моря и от их мастерства справляться с её «непослушным характером», отложило свой огромный след в их быту и традициях. Одежда, календарь, постройки, работа, промышленность, обычаи, обряды, речь – все имело свои особенности. В этих краях даже сложился особый психологический тип человека, который привык к суровым климатическим условиям, и к изменчивому нраву моря. Многие путешественники и исследователи отмечали смелость, креативность мышления, предприимчивость и свободолюбие поморов.

Жизнь поморов и их дома

У обыкновенного крестьянина-помора был обычный дом-двор. В таком доме его жилая часть обычно была довольно маленькой (одна большая просторная комната, в которой находилась печка и проход на кухню). Ели, спали и принимали гостей именно в этой комнате. Спальное место поморов – это широкая скамейка, которая располагалась по всему периметру стены комнаты. Очень редко спали на печке, когда не было отопительного сезона. Изба называлась курная или же черная потому, что когда топили печь, то дым поднимался под высокий потолок, а после опускался на полки-вороницы, которые шли по периметру всего дома, и лишь после он вытягивался сквозь резной дымарь, который был на крыше. Окна дома были очень узкими для того, чтобы не проникал внутрь лишний холодный воздух и влага. Вместо стекла в окно вставляли куски прозрачного льда, и когда он подтаивал, то образовывал очень крепкое соединение с бревнами дома.

Вторая часть дома, как правило, принадлежала скоту и имела два этажа. На первом этаже был хлев, а на втором хранили сено, хозяйственный инвентарь, иногда пряли пряжу, мололи зерно или же шили одежду. Во входной двери всегда был прорез для кошки, чтобы та могла беспрепятственно выходить и ловить мышей.

Быт поморов. Промыслы

Основные промыслы, которыми занимались поморы, было звериная и рыболовная промышленность. Благодаря рыбе и морским продуктам кормилось практически все Приморье. Основной документ, который защищал права собственников и владельцев зверобойных и рыболовных промыслов был «Судебник», который был написан в 1589 году «морскими» судьями двинских волостей Поморья. В отличие от Российского Судебника 1550 года, этот документ не содержал в себе норм крепостного права и был ориентирован на простых промышленников и крестьян. Особенность промысла Приморья позволяла её жителям использовать местный ландшафт фактически без изменений.

Поморье, Россия. Самобытный Север.