Лёту (4) напряглись (5) звеня натянутой тетивой. Осложнённое простое предложение

8. Расставьте знаки препинания:

Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) поражавший приезжих своей красотой (4) принадлежал леснику.

Ответ: .

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Азазелло (1) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спин­ ку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».

Ответ: .

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 16

Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише и тише.

Ответ: .

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

До неё как будто спал я (1) спрятанный в темноте (2) но явилась она (3) разбудила (4) вывела на свет (5) связав всё вокруг меня в непрерывную нить.

Ответ: .

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Глядя на приближающиеся танки (1) и (2) ловя в прицел маленькие фигурки фашистов (3) сержант услышал крик (4) оглушивший его (5) и (6) заставивший невольно вздрогнуть.

Ответ: .

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величест­ венные и угрюмые.

Ответ: .

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стре­ лою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бед­ ро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым суще­ ством.

Ответ:

Задание 16

15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

Ответ: .

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) куз­ нец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её че­ ревички (4) и изложить свою просьбу.



17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2) за­ сунул руки в карманы расстёгнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голо­ ву (5) и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7) принялся шагать сосредоточенно и энергично.

Ответ: .

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Контуры деревьев (1) обрызганных дождём (2) и (3) взвол­ нованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.

Ответ: _____ .

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Задание 16

Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцвет­ ных бабочек (4) летящих на яркие цветы.

Ответ: .

21. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Туман (1) расстилаясь по ложбинам (2) и над рекою (3) журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное су­ щество.

Ответ: .

22. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (3) и (4) замахав крыльями (5) напра­ вился к кормушке.



23. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.

Задание 16

24. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на мес­те которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (3) и по­

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными,
Что входит в понятие обособленное определение?
- причастный оборот: футболист, забивший мяч
- распространенное прилагательное:
- два и более одиночных определения:
- несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного,


Что входит в понятие обособленное обстоятельство?
-
деепричастный оборот

Например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже , засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда , принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Серафимович)

В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (к а к о й?), зашипевший в луже) , и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда ). Причем внутри первого деепричастного оборота есть причастный оборот: голову (какую?) еще не успевшую проясниться от дообеденных уроков.
На обособление (значит на постановку знаков препинания) второстепенных членов влияет:

1) Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. а) Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу , набежало множество, предлагая свои услуги.
(Обособлено определение, выраженное причастным
оборотом, стоящим после определяемого слова деревни ).

Обратите внимание!

б) Снасть состояла из брошенной поперёк реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы.
(Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы .)
2) Наличие личного местоимения а) Зараженный примером своего дяди , я начал подражать ему. Я, зараженный примером своего дяди , начал подражать ему.
б) Изнеможённый, растерянный , он начал припоминать все молитвы. Он, изнеможенный, растерянный , начал припоминать все молитвы. Он начал припоминать все молитвы, изнеможенный, растерянный.
(Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению.)
3) Наличие определённых предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения. Немку, несмотря на её полную безобидность , прислуга не любит.
Благодаря связям и подвижности зяmя , Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.
4) Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством , Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством.)

Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления.
Обособленные определения
1) Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного:

Особенно любил я беседы с ночными извозчиками , бедными подгорными крестьянами , прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море , всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек .

2) Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:

Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе.
Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу)

3) Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:

Исполненный недоумения , возвратился Юний на площадь.(Т.)
Рассерженный нами , пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)

4) Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение:

Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щ е п у , длинную и широкую . (К. Седых)
Полусмешная вражда , старинная и глубоко укоренившаяся , готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.)
Из чёрной тучи , огромной и грозной , веером рассыпались молнии. (Акс.)
С нею был юноша , красивый и сильный. (М.Г.)

5) Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения:

Маленький Т е м а , бледный, с широко раскрытыми глазами , стоял перед сломленным цветком.
Повар , в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных , Аким собирается разводить плиту.
Отец , седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе , что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому)

6) Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова:

Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сама себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. (М.Г.)
М о р о з к а протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой . (Ф.)
Это были броненосцы второго класса, старые, с малым ходом .(Н.-Пр.)
Е пи ф а н встретил его с колом в руке, тёмный от гнева . (К.Седых.)

7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного:

Мысль, страшнее прежней , заставила его содрогнуться.(Г.-М.)
Какой свет , тоньше и чище солнечного света , разлился по всем твоим членам, по мачейшим складкам твоей одежды? (Т.)


определ.слово согласованные и несогласованные определения
согласованные и неогласованные распространенные определение определ.слово
личное местоимение
согласованные и несогласованные распространенные определение

определ.слово два и более одиночных определения
молодые и веселые
Добавочное обстоятельственное значение определ.слово
Несмотря на..
Вопреки
По причине и др ..
определ.слово Несмотря на...
Вопреки
По причине и др..



Обособленные обстоятельства
1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении:

Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Облегчив душу благим намерением , Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор.
Он приближался, держа фуражку , наполненную вишнями. (По А.Пушкину)

2) Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями:

Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая . (К. Седых)
Девочка, улыбаясь и лопоча , протягивала ручонки.
Солнце, искрясь и сверкая , играло на гребнях волн.(М.Г.)

3) Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:

Поднявшись , Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь , пока не заныли зубы.
Засмеявшись , все вышли в сени.
Бабы, перебраниваясь , разошлись по домам.(По К. Седых)

4) Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на:

Казак мой, вопреки приказаниям , спал крепким сном.
К счастью, по причине неудачной охоты , наши кони не были измучены.
Несмотря на страх , я пошёл по галереям подземелья.(Кор.)
В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности . (М.-С.)


Обратите внимание!
Не обособляются фразеологизмы , в состав которых входят деепричастия:

И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . Николай работал засучив рукава.

Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким образом? в каком положении?);

Ирина стояла не двигаясь . Обломов принимал гостей лежа . Казак отошёл не торопясь . (Шол.) Я наблюдал эту сцену не отрываясь. По дороге к большому городу не спеша идёт мальчик. (Г.) В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознаваемая им борьба.(Т.)

Рассмотрим следующие примеры.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.
1) 1,4 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

В этом примере есть причастие и деепричастие с зависимыми словами: (7) нависавшие (над чем?) над ней; нависавшие (как?) угрюмо (причастный оборот) и вырвавшись (к у д а?) на простор (4) (деепричастный оборот). Согласованное определение находится после определяемого слова, значит, выделяем его с двух сторон (1 и 2 запятые). Обособленное обстоятельство также выделяется с двух сторон (3 и 4 запятые), хотя находится в препозиции: оно выражено деепричастным оборотом, который обособляется независимо от его места в предложении. Правильный ответ - 4.

Обратите внимание на этот случай!
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1,2 2)2,3,4 3)2 4) 1,2,3,4

В этом предложении причастный оборот рассыпанные по подоконнику находится в препозиции, т.е. в позиции перед определяемым словом семена , поэтому запятую на месте (1) не ставим. А вот следующие два причастных оборота суетливо прыгающих по ветвям берёзы и что-то высматривающих на земле стоят после определяемого слова синичек , значит, ставим одну запятую (2). На месте цифр (3) и (4) запятые вообще не ставим, т.к. союз И соединяет однородные причастные обороты. Правильный ответ - 3.

Упражнения для тренировки.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (7) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле тёмно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.
1) 1,2 2) 2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1,2,3,4 2) 2,3 3)1 4) 3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,5 3) 2,3,4,5 4) 3,5

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А он меж тем (7) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (5) и молодший всех в стае.
1)1,3,4,5,6,7 2) 1,2,3,5,7 3) 2,3,4,5,6,8 4)1,3,4,6,7

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Но вот (7) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
1) 1,2,3,4,5,6 2) 2,3,4,5,6 3)1,2,4,5 4)1,2,4,5,6

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованные такими приятными надеждами (7) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.
1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 3,4 4) 1,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Паруса (7) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой.
1) 1,2,4 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 1,4,5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дом (7) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Азазелло (7) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».
1) 1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,5 4) 1,2,4,5

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (б) и тише.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,4,5

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вот-вот раскроются почки (1) и выпустят каждая по зелёному листочку (2) такому мягкому (3) светленькому (4) душистому (5) и точно покрытому лаком.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,4 3) 2,3,4,5 4) 3,4,5

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (5) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 2,3,4

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.
1) 1,2,3,4,5, 2) 1,2,3,4,6 3) 2,3,5,6 4) 1,2,4,5

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
1) 1,2,4,5 2) 1,2,3,5 3) 1,2,5 4) 2,4,5

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
1) 1,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 4,5 4) 3,4,5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 3,4 4) 2,3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2) засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5) и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7) принялся шагать сосредоточенно и энергично.
1) 1,2,4,7 2) 1,2,3,4,5,6,7 3) 1,2,4,5 4) 1,2,4,5,6

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Контуры деревьев (1) обрызганных дождём (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 2,3,4,5 4) 1,4

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
1) 1,2,4,5,6 2) 1,3,4,5,6 3) 1,2,5,6 4) 1,2,4,6

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 2,3

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Освещённый луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3) журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,4

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (5) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,4,5 3) 2,5 4) 1,2,5

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (5) бросились бежать (4) сломя голову.
1) 3,4 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,3,4

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (5) и пошёл прочь (4) подшвыривая носком (5) лежавшие повсюду (6) сухие прошлогодние листья.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3,4,5,6 3) 1,3,4,5,6 4) 1,2,4,5

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Заря (1) зажжённая всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и жёлтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
1) 1,3 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3,4,5

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём- то тихо беседуя (5) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 1,2,5 4) 4,5

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
1) 1,2,3,4 2) 1,4,5 3) 1,2,4,5 4) 2,3,4,5

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Книги (7) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 3,4

29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Археологи расположились на берегу реки (7) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,3,4,5 3) 4,5 4) 1,4,5

30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Похожее на раскалённый шар (7) солнце медленно выплыло (2) из-под горизонта (2) жгучее (3) и ослепительное.
1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2 4) 2,3

31. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Изгибаясь тёмной дугой (7) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3) 3,4,5 4) 4,5,6

32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Побежали по деревенским улицам (7) сверкающие на солнце ручейки (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев (3) и (4) быстро вертя щепки и гусиный пух.
1) 2,3,4 2) 1 3) 2 4) 2, 3

33. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воробьи (7) стаями обсыпавшие придорожные ветлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
1)1,2,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4)1,2,4

34. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над чёрными нивами (7) курясь (2) вился легкий парок (3) наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли (4) ожидающей земледельцев.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 3

35. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Навстречу шёл большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
1) 1,2,3 2) 2, 3, 3) 1,3 4) 3

36. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Звенела (7) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
1) 2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4

37. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
1) 1,2.5 2) 1,2,3,4 3) 2,5 4) 1,2,3,5

38. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Работники (1) привезённые из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3

39. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Машенька (7) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
1) 1,2,3,4,5 2) 3,4,5 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

40. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединённый в самого себя (5) очень обрадовался.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4,5 3) 3,4,5 4) 2,3,4,5

А. С. Серафимович

ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые напечатано в газете "Курьер", 1903, 27 февраля, No 1, с подзаголовком "Набросок". По признанию писателя, в рассказе отразились впечатления студенческих лет. "В студенческие годы я жил в большой нужде, так как войсковая стипендия плохо кормила; приходилось бегать по грошовым урокам часто на далекие, окраинные улицы Петербурга. Занятие это, отнимавшее много сил и энергии, не только не давало удовлетворения, но и порождало иногда настроения, близкие к отчаянию. В рассказе "Некогда" я описываю урок, который давал в замкнутом, полутаинственном доме богомольного старовера, скряги-купца... Другой урок я давал в квартире новочеркасской женщины-врача. Она хотела, чтобы сын ее непременно учился на круглые пятерки. И когда сын приносил пятерку с минусом, мать закатывала истерику. В конце концов она меня прогнала" (т. II, стр. 431). В архиве писателя частично сохранился газетный текст рассказа с авторской правкой, относящейся к дореволюционному периоду. Правка носит стилистический характер. Писатель стремится освободить фразу от лишних слов, ищет более точный и выразительный образ. Например, фраза "Дождь все так же косо мелькал, и на мокрой, залитой мостовой вскакивали пузыри..." (стр. 132) после правки стала звучать так: "Дождь все так же косо мелькал в свете фонаря, и на мокрой, поблескивающей мостовой вскакивали пузыри..." и т. д. При включении рассказа в собрание сочинений (Полн. собр. соч., М.--Л. 1930, т. XII) эта правка не была учтена: вероятно, за давностью времени писатель забыл о ней.

Чего тебе? - шепотом спросил Крамаренко.

Цыкни, - шепотом ответил Теленков.

Катись ты, - прошипел Крамаренко.

Цыкни… А то вслух просить буду, - пригрозил Теленков.

На… Только молчи… - И Крамаренко высыпал в руку дежурного щепотки две изюмин. Пашка посмотрел на изюм и вздохнул. Сейчас бы за раз он съел, не пикнул, пуд изюма. А здесь всего - щепоть… Он выбрал самую тощую ягодку и положил на язык, погонял ее во рту и, поймав на зуб, раздавил. И стал медленно жевать.

Васин с Сачковым договорились… Васин в конце концов купил стакан компота за две щепотки табаку, третью они решили сейчас же раскурить вдвоем. Сели, ударили по рукам и, обнявшись, поплелись в уборную.

Идиоты, - бросил им вслед Теленков.

Павел не заметил, как в ладони не осталось ни одной изюминки.

Крамаренко, уткнувшись носом в подушку, смачно жевал.

«Вот жрет, свинья», - подумал Пашка, подумал без злобы, но с огромной завистью. «Попросить, что ли, еще?» - подумал он, но просить не стал, а отправился в уборную.

Васин докурил цигарку и умышленно бросил мимо урны на пол. Теленков, как дежурный, обязан был взять разгильдяя на карандаш и доложить о безобразии курсанта старшине Горышину, но он только сказал: «Ну и скотина же ты, Васин», - и плюнул.

Сачков сидел на подоконнике и курил. Рука, в которой он держал окурок, была заголена по локоть, и на локте отчетливо выделялся розовый рубец раны… Сачков попал в училище из госпиталя. И первые дни в училище ходил с засученным рукавом, тем самым доказывая мелюзге вроде Васина, Теленкова, Малешкина и прочих, что они перед фронтовиком белогубая салага. Но после того, как Птоломей, у которого были насквозь прострелены обе щеки, грубо высмеял его, Сачков только изредка закатывал рукав гимнастерки. Пашка, подавив усмешку, сказал:

А здорово тебя, Сачков, клюнуло… Где?

Под Вязьмой, - живо отозвался Сачков и, боясь, что его не будут слушать, стал торопливо рассказывать, какие были бои под Вязьмой.

Ладно, ладно, сто раз слыхал, - перебил его Пашка и протянул руку: «Дай-ка я брошу».

Сачков жадно стал глотать дым, так что цигарка вспыхнула синим пламенем и обожгла ему пальцы. Сачков, погасив огонь, протянул Пашке окурок - жалкий и обсосанный, в котором табаку-то осталось всего на ползатяжки… Теленков сердито швырнул окурок в унитаз и, чтобы на ком-нибудь сорвать злость, уставился на Васина.

А я ведь, Васин, капну Горышичу. - Старшину Горышина в батарее звали Горышичем. - Перед присвоением званий это будет в самый раз.

Ну и капай, - сказал Васин и, как больная собака, уставился в угол.

На Теленкова словно с небес свалилось вдохновение, и он принялся поучать Васина по всем правилам устава…

Чему же ты, Васин, без трех минут офицер, будешь учить своих солдат, если ты сам за время пребывания в училище не научился соблюдать чистоту в уборной… А? Что же ты молчишь?

Васин поднял на Теленкова глаза, в них столько было боли, обиды и страха, что Теленкову стало жалко пария… Но он, подавив в себе жалость, монотонно, не повышая и не понижая тона, как это делал Горышин, продолжал наставлять:

Вот ты, Васин, полтора часа провалялся; на нарах в ожидании ужина… Палец о палец не стукнул, чтоб позаботиться о своем самоусовершенствовании. Что должен был бы дисциплинированный курсант-выпускник офицерского училища делать? А? Не знаешь?.. Читать устав… Надо всегда помнить, курсант Васин, об уставе… Ложиться спать - читать устав, и поутру, от сна восстав, - опять читать усиленно устав… А ты что за это время, за полтора часа, сделал? Ничего… Окурок бросил на пол?.. Великое дело сотворил… Родила гора мышь…

Ну хватит, товарищ сержант, - простонал Васин.

Что хватит, курсант Васин? - закричал Теленков. - Как стоишь, разгильдяй?.. Встать… Руки по швам…

Васин вытянулся. Губы у него дрожали…

Вы все поняли, Васин? - растягивая слова, грозно спросил Теленков.

Так точно, товарищ сержант, - отчеканил Васин и, опустив голову, пробормотал: - Простите, больше не буду.

Хорошо, на первый раз прощаю… Дай-ка закурить…

Васин торопливо вытащил из кармана кисет и всыпал в руку Теленкова чуть ли не горсть махорки.

И ему тоже, - Теленков кивнул головой на Сачкова.

Ну это уж дудки! - сказал Васин. Показал Сачкову кулак и пошел. Но у двери остановился, покачал головой…

Ну и ловкачи же вы!..

Сачков с Теленковым захохотали.

Таких жмотов, как Васин, наверное, во всем училище не сыскать, - сказал Сачков.

А я любого жмота распалю до самой… Подход надо иметь к человеку, курсант Сачков… - И Теленков снисходительно похлопал Сачкова по плечу… Сачков, который был в два раза старше Теленкова, принял доверительность дежурного, как пряник…

Теленков вышел из уборной и увидел, что у дневального из рукава шинели, как из трубы, валил дым… Это уж было из ряда вон. На посту - курить!

Ты что, Загнишеев?.. - Теленков выразительно постучал ему по лбу согнутым пальцем.

А кто видит-то! - огрызнулся Загнишеев.

Прекрати, идиот… Ты что, хочешь, чтоб Горышич нас снял с наряда? - Загнишеев послюнил палец, аккуратно затушил цигарку и глубоко запрятал ее в карман… Теленков прошелся еще три раза от бачка до тумбочки, постоял у окна, посмотрел на темный двор казармы. Одинокая лампочка на столбе качалась, и по мокрой траве скользило желтое маслянистое пятно.

Боже мой, какая тоска!.. Хоть бы поскорее на фронт! - подумал Пашка. - Если будут оставлять в училище командиром учебного взвода… Ни за что… В ноги брошусь генералу, чтоб отпустили на фронт…

Дело в том, то фамилия Теленкова все эти месяцы висела в главном учебном корпусе на Доске почета. И в довершение всего он экзамены сдал на пятерки… Командир батареи Лобарев весьма прозрачно давал ему понять, что он может быть оставлен в училище в должности командира учебного взвода… Размышления Теленкова прервал голос Птоломея:

Дежурный, время!

Сколько? - спросил Теленков.

Без пяти восемь…

И в ту же минуту закричал дежурный по соседней батарее.

Пятнадцатая! Строиться на ужин!

Шестнадцатая, выходи строиться! Теленков, набрав в легкие воздуха, рявкнул:

Четырнадцатая батарея! Выходи строиться!

Четырнадцатая батарея давно ждала этой самой родной команды. Курсанты соскакивали с нар, на ходу подпоясывались ремнями и уже в строю застегивали воротнички.

Подравняйсь! - командовал Теленков. - Смирно! И, одернув гимнастерку, резко печатая шаг, пошел в каптерку - доложить Горышичу, что рота построена на ужин.

Через минуту из каптерки вышел сутулый Горышич в своей неизменной фуражке, полинявшей до неопределимого цвета, которая держалась не на голове, а на огромных ушах.

Пройдя туда и обратно строй, сумрачно глядя исподлобья, Горышич остановился на правом фланге и совершенно равнодушно, лениво протянул:

А у Малешкина опять пилотка задом наперед… Куда только смотрят дежурный и помкомвзвода?

Горышич выпятил грудь и проскрипел:

Сержант Теленков, распустить батарею.

Разойдись! - рявкнул Теленков.

Батарея разошлась… Мимо, громко стуча по цементному полу сапогами, пошли на ужин шестнадцатая, за ней пятнадцатая…

Батарея! Становись! - скомандовал Теленков. Батарея торопливо строилась, выравнивая носки,

Пашка сбоку следил за равнением.

Зайцев, куда вылез? - крикнул он…

Сделать Зайцеву замечание было самое приятное для Теленкова…Этого курсанта он терпеть не мог за его зазнайство и злые насмешки над теми, кто был его слабей… Теленков подал команду «смирно» и доложил старшине, что рота выстроена для следования в столовую на ужин.

Напра-во! - скомандовал Горышич.

Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2)засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5)и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7)принялся шагать сосредоточенно и энергично.
Контуры деревьев (1) обрызганных дождем (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
Освещенный луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3)журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (3) бросились бежать (4) сломя голову.
Заря (1) зажженная всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и желтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чем-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
Археологи расположились на берегу реки (1) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
Изгибаясь темной дугой (1) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
Воробьи (1) стаями обсыпавшие придорожные вётлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
Звенела (1) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
Работники (1) привезенные из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
Машенька (1) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой веревки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединенный в самого себя (5) очень обрадовался.
Навстречу шел большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
ПОЧЕМУ И ГДЕ СТОЯТ ЗАПЯТЫЕ?CРОЧНО, ПОЖАЛУЙСТА!