Маяковский поэма о любви анализ. Анализ стихотворения маяковского люблю
Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты.
Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь — люблю неизменно и верно!
В.Маяковский.
В 1926 году Владимир Маяковский написал поэму под названием «Люблю», которую посвящает своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик. Поэма состоит из одиннадцати глав, каждая из которых содержит небольшое рассуждение о любви. Первые главы рассказывают об отношении поэта к любви в разное время его жизни («Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое»). В самой первой части под названием «Обыкновенно так» В. Маяковский рассуждает о том, что «любовь любому рожденному дадена», только распоряжаются ею не все правильно, за трудами и чинами не замечают, не считаются с ней, и под старость «любовь поцветет, поцветет - и скукожится».
В главе «Что вышло» поэт признается, что его любовь - «комок сердечный разросся громадой: громада любовь, громада ненависть…» В. Маяковский считал любовь истинным проявлением человеческих отношений. Он был готов полностью отдаться этому чувству, без остатка посвятить себя любимой женщине. Но отношения с Брик постепенно сходили на нет, холодность в отношениях присутствовала все чаще и чаще, и поэт понимал, что пылких чувств Лиля к нему уже не испытывает. Об этом он пишет в главах «Зову» («Нести не могу - и несу мою ношу. Хочу ее бросить - и знаю, не брошу!»), «Ты» («Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть - как девочка мячиком…»). Эти слова обращены именно к Лиле Юрьевне.
Любовь для В.Маяковского была не «вздох от видов на море», не легкое притворство, а простое человеческое счастье, которое существует лишь для двоих, а все вокруг не имеет никакого значения. Внешнее притворство, красота тела, одежды - все это мишура жизни, не имеющая отношения к настоящей любви. В главе «Невозможно» он пишет: «Один не смогу…», понимая, что привязан к Брик: «к тебе тянусь неуклонно, еле расстались, развиделись еле…» (глава «Так и со мной»). Поэт способен ждать, безответное чувство его сжигает, но он пытается верить, что его возлюбленная примет его поэтическую душу и снова вернет ему покой и радость жизни.
В главе «Вывод» В.Маяковский заявляет, что любовь способна все пережить и вынести любые невзгоды, при этом произносит с клятвой: «…люблю неизменно и верно!» Лиля Юрьевна Брик была не единственной возлюбленной поэта, но именно ее он любил искренне и страстно до конца своих дней. Она была его неизменной музой и смыслом жизни.
поэма "Люблю" Маяковский анализ
- В 1922 году поэт пишет поэму Люблю - сво самое светлое произведение о любви. Маяковский тогда переживал пик своего чувства к Л. Брик, потому и был уверен:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемли торжественно стих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!Здесь поэт размышляет о сущности любви и е месте в жизни человека. Продажной любви Маяковский противопоставил любовь истинную, страстную, верную.
Маяковский был по складу своего характера лириком. У него было слишком ранимое сердце. Он сам говорил об этом в поэме Люблю:
У прочих знаю сердца дом я
Оно в груди любому известно!
На мне ж с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце гудит повсеместно.. .
Больше чем можно,
больше чем надо
будто
поэтовым бредом во сне навис
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.. .Эти строки написаны в 1916 году, но и спустя десять двенадцать лет, до самых последних дней жизни, он жаждал любви.
***
Схема анализа лирического произведения:Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.
Жанр стихотворения.
Идейно-тематическое содержание стихотворения:
ведущая тема;
основная мысль, ее развитие;
эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;
общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.
Особенности композиции стихотворения.
Особенности стихотворной формы2:
размер; особенности ритмики;
рифма и способы рифмовки;
специфика строфики;
стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов) ;
звуковые приемы (звукопись) .
Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.
Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.
Место стихотворения в творчестве автора.Порядок разбора пунктов схемы произволен, вы сами выбираете логику рассуждений и последовательность раскрытия идейно-художественного содержания стихотворения.
Этот пункт схемы обязателен только в том случае, когда анализ формальных особенностей стихотворения помогает раскрыть его образность и истолковать смысл. Просто демонстрировать техническое умение отличить четырехстопный хорей от трехстопного амфибрахия не следует.
Поэма « Люблю» была готова как раз к возвращению Лили Брик домой, в феврале 1922 года. Она отражает отношения между Маяковским и Брик этой поры, подобно тому как «Флейта-позвоночник» и другие стихотворения дают представление об их связи в военные годы.
Вообще «Люблю» - самая светлая поэма В. В. Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.
«... А я ликую.
Нет его ига!
От радости себя не помня скакал, индейцем свадебным прыгал так было весело, было легко мне.
«... разве к тебе идя, не иду домой я!?
Земных принимает земное лоно.
К конечной мы возвращаемся цели.
Так я к тебе тянусь неуклонно, еле расстались, развиделись еле. « Этот период в отношениях между Маяковским и Лилией Брик был счастливым вопреки тому, что у обоих в это время были другие любовные приключения: у Лили Юрьевны в Риге была связь с Альтером, а Маяковский увлекался сестрами Гинзбург в Москве.
Подтверждение их нежных отношений в этот период я нашла в недавно изданной книге Бенгта Янгфельдта «Любовь - это сердце всего», где автор приводит переписку Брик и Маяковского с 1915 по 1930 год.
В. В. Маяковский - Л. Ю. Брик (первая половина января 1922 года. Москва - Рига)
«Дорогой Мой Милый Мой Любимый Мой Лилятик!
Я люблю темя. Жду тебя, целую тебя. Тоскую без тебя ужасно ужасно.
Письмо напишу тебе отдельно. Люблю.
Твой Твой Твой. « Л. Ю. Б. - В. В. М.
(конец декабря 1921 года. Рига - Москва)
«Волоски, Ценик, Ценятка, зверик, скучаю по тебе немыслимо!
С Новым годом, Солнышко!
Ты мой маленький громадик!
Мине тебе хочется! А тибе?
Если стыдно писать в распечатанном конверте - пиши по почте: очень аккуратно доходит.
Целую переносик и родные лапики, и шарик, все равно, стрижетый или мохнатенький, и вообще все целую, твоя Лиля. « 1924 год был переломным в отношениях между Маяковским и Лилей Брик. Намек на это можно найти в стихотворении «Юбилейное», которое было написано к 125-летию со дня рождения Пушкина, 6 июня 1924 года.
«Я теперь свободен от любви и от плакатов.
Шкурой ревности медведь лежит когтист. « Сохранилась записка от Л. Брик к Маяковскому, в которой она заявляет, что не испытывает больше прежних чувств к нему, прибавляя: «Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь. « Одна из причин этой перемены в их отношении очевидна. В письме от 23 февраля 1924 года Лиля Юрьевна Брик спрашивает «Что с А. М.? « Александр Максимович Краснощеков, бывший председатель и министр иностранных дел Дальневосточной республики, в 1921 году вернулся в Москву и в 1922 году стал председателем Промбанка. Лиля Юрьевна познакомилась с ним летом того же года. Между ней и Краснощековым начался , о котором знал Маяковский. В сентябре 1923 года Краснощеков был арестован по необоснованным обвинениям и присужден к тюремному заключению.
Осенью 1924 года Маяковский уехал в Париж. После одной недели во Французской столице Маяковский пишет Л. Ю. Б.: «писать я не могу, а кто ты и что ты я все же совсем не знаю.
Утешать ведь все же себя нечем ты родная и любимая, но все же ты в Москве и ты или чужая или не моя». На это Лиля Брик ответила: «Что делать. Не могу бросить А. М. пока он в тюрьме. Стыдно! Так стыдно, как никогда в жизни. « Маяковский: «Ты пишешь про стыдно. Неужели это все, что связывает тебя с ним, и единственное, что мешает быть со мной. Не верю!... Делай, как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит. « Л. Брик была не права, полагая в своей записочке, что он любит ее «много меньше» - ничто не могло подорвать его любви к ней, и он «мучился» (Б. Янгфельдт «Любовь - это сердце всего» М., «Книга», 1991) .
После возвращения Маяковского из Америки (1925) , характер отношений между ним и Л. Ю. Брик коренным образом изменился. Теперь из связывала глубокая дружба; новые, эмоционально менее напряженные отношения.
«Ты одна мне ростом вровень» Биографические обстоятельства и в дальнейшем предопределяли трактовку темы любви в поэзии Маяковского.
В начале октября 1928 года Маяковский поехал в Париж, где остался до первых дней декабря. Помимо чисто литературных дел, цель поездки была в этот раз особой. 20 октября он покинул Париж и поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой.
Это было первое свидание Маяковского с Элли Джонс с 1925 года и первая встреча вообще с ребенком, отцом которого очевидно был он.
Встреча в Ницце была, судя по письмам Элли Джонс к Маяковскому, не очень удачной: уже 25-го октября он вернулся в Париж.
Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, приехавшей к своему дяде в Париж в 1925 году.
Их встреча не была случайной. 24 декабря, за день до знакомства, Татьяна Яковлева написала своей матери в Пензу: «... пригласили специально в один дом, чтобы познакомить».
Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной «Люблю».
Поэма несколько автобиографичная, ведь поэт рассказывает о том, как зарождалась с детства любовь в его сердце. Ещё ребенком он ощущал любовь ко всему этому миру. Даже очеловеченное солнце удивлялось ему, мол, в таком ещё маленьком сердце (и анатомически, и психологически) есть место и горам, и реке, и самому Солнцу.
Дальше поэт смеётся, что пока другие учились в школе умножать, читали любовные романы, осваивали галантное обхождение, его «вышибли» из пятого класса. И вскоре он попал в тюрьму. Любовь Маяковского росла не в тепличных условиях. Важно, что человек не озлобился, а сохранил чувство любви, сохранил свой дар. Маяковский планету изучал не по глобусу, а на своих боках, поэтому он имеет право смеяться над теоретиками. И пользуется этим правом. Всегда противопоставляет себя обывателям.
Взрослея, поэт сохранил любовь к миру. Он ловит сердцебиение столиц… Но появляется, конечно, и женщина. К любимой женщине поэт возвращается всегда, стремится. Его тянет к ней, как поезд к вокзалу – неожиданное, но такое логичное сравнение. В такой любви нет места играм, интригам, тут всё честно и открыто.
В поэме есть даже оформленный вывод. Он в том, что любовь Маяковского не тонкая и романтичная, непроверенная, мимолётная, а испытанная, честная, крепкая. Такую любовь ничто не смоет… Разве что предательство любимой. Ведь сильное чувство может устоять перед всем внешним, но от внутренней угрозы его трудно спасти. От такой любви-страсти до ненависти тоже один шаг.
И ещё одна опасность существует даже для проверенной любви – рутина. Через пять лет поэт с сожалением напишет, что любовная лодка разбилась о быт.
Анализ стихотворения Люблю по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Мать Бунина
Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.
- Анализ стихотворения Небесный барабанщик Есенина
Дата создания Есениным произведения Небесный барабанщик точно не известна. Исследователи, как правило, сходятся во мнении, что оно было создано в 1918-1919 годах.
- Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует
- Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс
Стихотворение Анны Ахматовой "Перед весной бывают дни такие", отличается краткостью и гениальностью, как многие творения великой поэтессы. В произведении описана пора, когда заканчивается зима и вот - вот наступит весна
- Анализ стихотворения Ахматовой Я пришла к поэту в гости
У юной Анны Ахматовой был кумир, которым она восхищалась и считала его великим поэтом того времени. Она ценила каждую случайную встречу с ним, и лишь однажды набралась смелости прийти к нему домой без приглашения
У читателя в большинстве случаев вызывает ассоциацию с революцией, Лениным и Октябрем. Однако никто не вправе отказать этому человеку в праве на лирические чувства. Его фанатичное желание перестроить мир, шагнуть «в коммунистическое далеко», остаться в анналах истории все-таки не противоречило глубоким чувствам и переживаниям.
Маяковский, повинуясь, как он думал, чувству долга, стремился отказать теме любви в праве на существование: «Нынче не время для любовных ляс». Но и освободиться от любовного плена не мог да и не хотел: он лишь пытался внести в свое чувство другой смысл, может быть, диктуемый самой действительностью. Идеал высокой любви, который утверждал всем своим творчеством поэт, мог воплотиться в светлом будущем, а задача поэзии сводилась к тому, чтобы ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».
Таким образом, стихи с глубоко «личными мотивами» становились стихами о всеобщем счастье – ведь на меньший масштаб Маяковский и не рассчитывал. Но оказаться в другом времени не под силу никому. Однако все самое обычное, что есть в жизни, – не «чушь», а основание жизни, своеобразная «быта кобыла», которая, несмотря на все понукания, движется не так уж и быстро, как того хотелось бы.
После знакомства с Лилей Брик в 1915 году Маяковский почти все свои произведения посвящал ей. Она стала его настоящей Музой. А он посвятил ей очень яркое произведение – поэму «Люблю» , над которой работал с ноября 1921 года по февраль 1922 года. Уже само название – «Люблю» - звучит жизнеутверждающе. В отличие от стихотворения «Лиличка!» , в поэме нет места мрачным настроениям, она полна любви и жизнелюбия.
В поэме одиннадцать глав, первые из которых, по традиции русской литературы, посвящены детству, отрочеству и юности самого поэта. В главе «Мальчишкой» уже возникает образ героя , чье сердце способно полюбить весь мир:
Откуда в этом
в аршине место -
и мне, и реке,
и стовёрстым скалам?!
В главе «Юношей» герой признается, что, пока другие учились влюбляться, ему пришлось пройти «школу жизни» в тюрьме:
Меня вот любить
Учили в Бутырках.
А там можно было влюбиться только «в глазок 103 камеры» . Поэтому герой испытывает, может быть, странное для юноши чувство – желание увидеть солнечного зайчика:
А я за стенного
за желтого зайца
отдал тогда бы - всё на свете.
В главе «Взрослое» можно увидеть результат такого обучения: рассматривая взаимоотношения людей, особенно мужчины и женщины, он высмеивает тех, кто стремится произвести впечатление с помощью нарядов или благосостояния. А тех, кто привык покупать любовь за деньги, поэт не просто осуждает – он их ненавидит:
Я жирных
с детства привык ненавидеть…
Стремясь понравиться дамам, они пытаются выглядеть умнее, чем есть на самом деле, а ничего не выходит – «мыслишки звякают лбёнками медненькими» . Герой поэмы же учился любви, «говорил с одними домами» , а «водокачки были собеседниками» , это позволило ему научиться ценить истинную любовь. Поэтому герой ловил «столиц сердцебиение дикое» , в итоге научившись испытывать чувство любви только в таком масштабе:
Сплошное сердце -
гудит повсеместно.
Наверное, в этом понимании и нужно искать первопричину его состояния – состояния, когда «комок сердечный разросся громадой» , что в дальнейшем и будет называться «громада любовь» .
Глава, посвященная встрече с любимой, называется очень просто и непредвзято – «Ты». Итак, героиня пришла за проявлениями брутального, как принято сейчас называть, мужчины, а «разглядела просто мальчика» . Но не растерялась, а «взяла, отобрала сердце и просто пошла играть – как девочка мячиком» .
Заключительная часть поэмы написана в свойственной Маяковскому манере: от конкретного случая он идет к расширению в масштабах всего мира. Поэтому, как флоты стекаются к гавани, как поезда к вокзалу клонит, так и героя «манит и клонит» к героине, ведь он же любит по-настоящему:
Любовь в тебя -
запрятал, хожу
и радуюсь Крезом.
И до такой степени сильна эта любовь, что герой готов поведать о ней всему миру. Он не может находиться далеко от нее, тянется неуклонно,
еле расстались,
развиделись еле.
Пожалуй, самое любопытное в герое, что он прекрасно осознает: чувство любви может быть безответным, но сама мысль о том, что где-то существует человек, которому можно адресовать свое признание в любви, рождает в душе счастье и надежду на взаимность. Поэтому он дает своеобразную клятву: «Клянусь – люблю неизменно и верно!» . Возможно, слишком пафосно звучат такие слова, но ведь это «Вывод», в котором поэт провозглашает: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты» .
Таким образом, поэма дает шанс всем влюбленным испытать не просто взаимное чувство, а чувство, которое выстрадано и проверено не только временем, но и расстоянием.
- «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского