Планеты солнечной системы для детей старшая группа. Занятие в подготовительной группе «Планеты солнечной системы

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление.

Формировать познавательное отношение к миру.

Расширять кругозор.

Воспитывающие:

Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

Беседа о строении солнечной системой;

Знакомство с понятиями Вселенная, космос;

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

Разучивание стихотворений о планетах;

Беседа о планетах и их основных характеристиках;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Планеты солнечной системы»

Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление.

Формировать познавательное отношение к миру.

Расширять кругозор.

Воспитывающие:

Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,

Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.

Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,

Предварительная работа:

Беседа о строении солнечной системой;

Знакомство с понятиями Вселенная, космос;

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;

Разучивание стихотворений о планетах;

Беседа о планетах и их основных характеристиках;

Ход.

Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд 2). А написал нам ваш любимый герой мультиков Лунтик (слайд 3).

Лунтик . Здравствуйте ребята! Я прилетел к вам с «планеты» Луна. Хочу отправиться в космическое путешествие, но никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне пожалуйста?

Воспитатель . Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета?

Дети . Нет. Это спутник земли.

Воспитатель . Ребята, я думаю, Лунтик очень мало знает о космосе и ему действительно нужна помощь. Поможем ему?

Дети . Да.

Воспитатель . Отгадайте загадку?

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски: «астронавт»

А прусски …………. (Слайд4)

Дети . Космонавт

Воспитатель . Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 5)

Как вы думаете, каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)
Воспитатель . Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)
Воспитатель . Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.

Физминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

Д/И «Собираемся в космос» (слад 6).
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
Дети выбирают предметы которые возьмут с собой в космос (Ракета, скафандр, телескоп, еда космонавта и карта).

Воспитатель . Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд 11). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что то с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)

Воспитатель . Давайте, проведем опыт.

Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,

А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.


Воспитатель . Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту.

Воспитатель . На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)

Физминутка «Ракета» (слайд 12)

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.

Воспитатель . Внимание! Мы приближаемся к первому объекту.

Воспитатель : Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.

Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места макета. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.

Первый ребенок:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Слайд 13)

Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.

Второй ребенок: (Слайд 14)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель. Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.


Воспитатель. Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы.

Третий ребенок: (Слайд 15)

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты.

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

Воспитатель: Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)



Четвертый ребенок: (Слайд 16)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Воспитатель. Вы догадались, что это за планета? (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?

Воспитатель. Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.

Пятый ребенок: (Слайд 17)

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Камни, страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

Воспитатель: На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Поместите марс на наши карты.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)

Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)

Шестой ребенок: (Слайд 18)

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Воспитатель. Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Седьмой ребенок: (Слайд 19)

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда-то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Воспитатель. Сатурн – красивая планета,
с кольцами камней и льда
На какую орбиту вы их поместите?

Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!

Восьмой ребенок: (Слайд 20)

Я Уран.

Я уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Воспитатель: Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!

Приготовились….Наше путешествие продолжается.

Девятый ребенок: (Слайд 21)

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

Воспитатель: Нептун кажется голубым потому, что ее окружает газ метан.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.
Как она называется.? (Плутон)

Десятый ребенок: (Слайд 22)

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому-то я

В телескопы не видна!

Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.


Воспитатель: Посмотрите, мы справились и составили карту Солнечной системы. Сравните свои карты с солнечной системой.

Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какую планету окружают кольца?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательные карты, по которой может отправиться в путешествовать наш друг Лунтик. Я обязательно сегодня отправлю Лунти карту «Солнечной системы» (слайд23).


Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды - Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе.

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Планеты Солнечной системы

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 г к этой группе планет относится и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Вернее, это одна из нескольких планет-карликов в поясе Койпера.

Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.

В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.

К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.

Солнце

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах. Сейчас диаметр Солнца - 1 391 400 км. Еще через столько же лет эта звезда расширится и достигнет орбиты Земли.

Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет.

Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.

Земная группа планет

Меркурий

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время - -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.

Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.

Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.

По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.

Венера

Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год - 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода.

В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.

На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.

Спутник у Венеры отсутствует.

Земля

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.

Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.

Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год - 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.

Марс

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.

При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа.

Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер. Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.

Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах.

Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.

Газовые гиганты

Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед.

Юпитер имеет огромное количество спутников - 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки - 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год - 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима - 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час.

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года. Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога - хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.

Юлия Амрахова

Конспект НОД "Солнечная система"

Программное содержание:

а) обучающая:

повторить знания о составляющих частях космического пространства;

б) развивающая:

развивать любознательность, фантазию, воображение; мелкую моторику рук;

в) воспитывающая:

воспитывать интерес к стремлению больше узнать о космосе, вселенной.

Словарная работа:

Вселенная, пространство, комета, галактика.

Материалы:

иллюстрации, фон из листов черного картона, картонные модели планет, клеенка, клей, салфетки разных цветов,.

Предварительная работа:

Беседа о космосе;

Чтение рассказов, стихотворений о космосе;

Загадки о космосе;

Знакомство с энциклопедией для любознательных «Все о космосе»;

Заучивание наизусть стихотворений;

Заучивание песен на музыкальном занятии;

Выставка поделок и рисунков на тему «Космос».

Ход занятия:

Воспитатель задает загадки.

Доброе, хорошее, на всех

глядит, а на себя не велит. (Солнце)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.

Правильно, солнце? А какое оно? (круглое, теплое, жаркое).

А где находится Солнце? (в космосе, в небе).

А сейчас отгадайте ещё одну загадку:

"Черная дорожка

Усыпана горошком. " (звёзды.)

А когда мы можем увидеть звёзды?

Где они находятся?

Как вы думаете, почему кажутся маленькими?

Что ещё есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы.)

А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система).

СОЛНЦЕ – это самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Вокруг солнца вращаются девять планет и получают от неё свет и тепло. Они расположены в следующем порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Самомассаж массажными мячиками

Давайте с вами возьмём по маленькому мячику и покатаем его в руках.

Солнце катится по небу,

Словно жёлтый мячик.

Солнцу рады все, все, все,

Лишь сосулька плачет.

Ребята вспомним, какие планеты есть в Солнечной системе. (показ изображения планет)

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Воспитатель: Планеты одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи?

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? (Ответы детей)

Воспитатель:

В честь богини красоты

Названа Венера ты,

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

На Венере нет ни воздуха, ни воды, ее можно увидеть на ночном небе. А на этой планете есть жизнь? (Ответы детей) А почему? Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.

Воспитатель:

Есть одна планета – сад

В этом Космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Вы догадались, что это за планета? На этой планете есть вода, суша, атмосфера, на ней обитают животные, птицы, растут деревья, цветут цветы, живут люди. Земля имеет свой спутник - Луну.

Луна – единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Слово «луна» обозначает «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.

Воспитатель:

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Каменюки, Страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

На Марсе нет жизни.

Воспитатель:

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер - гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Воспитатель:

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? (Ответы детей). Почему? (Здесь очень холодно) Сатурн - это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Воспитатель:

Я уже, который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь Космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Это планета Уран. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета». Температура на поверхности Урана – газовой планеты-гиганта – очень низкая и составляет от -208 до -212 градусов по Цельсию.

Дети, на этой планете есть жизнь? (Ответы детей)

А почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Воспитатель:

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому то я

В телескопы не видна.

Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель: На этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие на ракете.

Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)

Три, четыре – (основная стойка)

Вот летит ракета ввысь.

Давайте посмотрим, что же ещё есть в космосе помимо планет. (Показ иллюстрации)

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид - небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета - небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Кто мне назовёт имя первого космонавта?

Ответы детей.

Космонавт должен вести здоровый образ жизни, заниматься зарядкой по утрам. Сегодня мы и узнаем – готовы ли стать космонавтами.

“На зарядку становись!”

Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая рука делает точно такие же круги, но в обратную сторону.

Правая рука движется вверх. Левая рука делает круги.

Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая рука – круги.

Правая рука делает круги. Левая рука треугольники. Нога рисует на полу квадрат.

Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

(Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).

Воспитатель: Теперь я вижу, что вы стали сильными и ловкими и готовы смоделировать нашу солнечную систему.

Воспитатель предлагает детям разделиться на команды, раздает командам круги картона и дети с помощью салфеток обклеивают картон, придавая им вид планет.




Затем каждую планету помещают на фон, выстраивая планеты в определённом порядке.

Анализ занятия:

Посмотрите, какая прекрасная работа получилась. Что вы изобразили?

Планеты, кометы, звезды…

Итог занятия:

Вам понравилось путешествие в космическое пространство? Что интересного, вы, узнали? Что больше всего вам понравилось? На этом занятие окончено, молодцы.

При создании конспекта использовались интернет ресурсы:

http://csdbf7.narod.ru/index.files/page0009.htm

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia151.htm

http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Планеты солнечной системы»

Программные задачи :
Образовательная область «Познание»
Закреплять знания дертей о космосе, солнечной системе, об освоении космоса.
Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет.
Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику;
Образовательная область «Коммуникация»
Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.
Образовательная область «Социализация»
Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
Образовательная область «Здоровье»
Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении НОД
Предварительная работа: занятие «Освоение космоса», беседа «Голубая планета Земля, рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
Оборудование:
Солнечная система с планетами на каждого ребенка.
Презентация «планеты солнечной системы».
Конверты с заданиями.
Конверты с предметами, необходимыми в космосе, 1 конверт на двоих детей.
Звезды – медальки.Вводная часть
С глубокой древности люди мечтали летать как птицы, на чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах и даже на летучих мышах.
- На чем совершали полеты герои ваших любимых сказок?
Правильно. Это и ковер самолет, и ступа с Бабой Ягой и, даже гуси – лебеди.
Прошли века, и людям удалось покорить воздушное пространство земли, но им всегда хотелось подняться выше, завоевать космическое пространство, полететь к звездам. (слайд 1) Но отправиться к звездам люди смогли всего 50 лет назад.
- Давайте, вспомним, как это было.
- Какое животное первым полетело в космос? (собаки Белка и стрелка)
(слайд 2)
- Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 3)
- Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток») (Слайд 3)
- Как звали первую женщину, отправившуюся в космос? (В Терешкова) (слайд 4)
- Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие?
Основная часть.
Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
- На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)(слайд 5)
- Почему именно на ракете мы можем отправиться в космос? (только ракета может преодолеть земное притяжение)
А вы знаете, что космонавты в космосе не отдыхают, а выполняют работу, проводят исследования. И для нашего путешествия нам поступили задания в конвертах из центра управления полетом. Первое задание мы должны выполнить при подготовке к полету. Вы готовы?
Итак, я открываю первый конверт. Вот задание:
«отберите предметы, которые нам необходимы, или могут понадобиться в космосе»
Возьмите конверты и приступайте к выполнению задания, задание вы выполняете вдвоем, вместе.
(педагог проверяет правильность выполнения задания.)
Итак, все необходимое мы собрали, (Слайд 5,)
проверьте пожалуйста, и теперь мы можем отправляться в космическое путешествие.

Оденьте скафандры (дети имитируют движения), пристегните ремни. Внимание, внимание!!! Наш экипаж отправляется в полет. (слайд 6)
5- 4-3-2-1-Поехали!
- Вот мы и в космосе! Как здесь красиво! (слайд 7)
Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите в космосе? (слайд 8)
Но мы не просто путешествуем. Нам пора открыть второе задание из центра управления полетом.
Итак, я открываю второй конверт. Вот наше задание.
«Посетите все планеты и составьте карту солнечной системы»
- Посмотрите, у вас на столах лежат карты.
- Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
- Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
- А что такое солнце? (огромная раскаленная звезда)
Все планеты солнечной системы вращается строго по своей орбите. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него.
Итак, мы приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карты.

Внимание! Мы приближаемся к первой планете.
- Вы знаете, как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий.)
(Слайд 9)

Прочитайте про нее стихотворение.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»

Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год Меркурий успевает обежать вокруг Солнца 4 раза. Древние греки говорили, что «Те кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у
Меркурия»
Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.
– Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы. (слайд 10)
- Как она называется? (Это – Венера)
В честь богини красоты, названа Венера, ты!
В темных небесах сияешь, красотой нас озаряешь!

Что вы знаете об этой планете?
Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)
- На какой орбите находится Венера? (на второй)
Приготовились….Наше путешествие продолжается.
- А эту планету вы узнали? (слайд 11) (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?
Прочитайте стихотворение про нашу планету.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Не забудьте выполнить задание, разместите нашу планету на карте. На какой орбите вращается наша планета?
Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете планете. (Слайд 12)
Какая необычная планета! Вы ее узнали?
Марс - Таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво красного цвета Назвали планету в честь бога войны
Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
- Поместите марс на наши карты.
- На какой по счету орбите расположен марс?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: (слайд 13)
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)
Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)
Как она называется?(Юпитер)
Что вы знаете об этой планете?
Юпитер больше всех планет.
Но суши на планете нет,
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Внимание, мы приближаемся к следующей планете, какая интересная планета? (Слайд 15)
– Как она называется?
Чем она отличается от других планет?
Из чего состоят кольца Сатурна? (ледяные глыбы и камни)
Сатурн – красивая планета,
Желто – оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Найдите Сатурн.
- На какую орбиту вы его поместите?
Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете! (слайд 16)
Вам знакома та планета?
Эта планета называется Уран.
Что вы о нем знаете?
Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь и туман.
Уран – лежебока, и встать ему лень, Подняться планете невмочь, Сороколетие длится там день, И сороколетие – ночь.
Найдите уран и поместите его на карту.
Не забудьте, на какой орбите – его место? (на седьмой)
Внимание космонавтам! Продолжаем путешествие.
Мы прибыли на восьмую планету солнечной системы.(слайд 17)она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.
А что вы знаете про эту планету?
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Поместите планету Нептун на восьмую орбиту.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете. (слайд 18)
Как она называется.? (Плутон)
Что вы знаете об этой планете? (ответы детей)
Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.
Посмотрите, мы выполнили задание центра управления полетом. Сравните свои карты с солнечной системой. (слайд 19)
Заключительная часть
Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Готовы?
Центр управления полетом хочет проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на наши вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какая планета самая холодная?
Какую планету называют красной?
Какую планету окружают кольца?
Какие планеты являются ближайшими соседями земли?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания, составили замечательные карты, по которым смогут путешествовать другие космонавты
Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля!
Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете. Отстегните ремни.
Наше космическое путешествие подошло к концу. всем космонавтам, побывавшим в космосе я хочу подарить звезду, в память о нашем необычном путешествии

Приложение

1. Конверты с заданиями.
2. Д/И «СОБИРАЕМСЯ В КОСМОС»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
Оборудование: карточки с изображениями различных предметов, разложенные по конвертам
Игровое правило: правильно отобрать карточки с изображениями предметов, которые можно или нельзя брать в космос.
Игровое действие: отобрать и разложить карточки с изображением предметов, которые можно или нельзя брать в космос.
Ход игры:
Вариант 1. Конверты с карточками у каждого ребенка. Педагог предлагает выбрать предметы, которые можно взять в космос и разложить их на столе, а остальные карточки убрать в конверт.
Вариант 2. Конверт с карточками у двоих или троих детей, дети вместе отбирают карточки с предметами, которые можно взять в космос.
Вариант 3. Конверты с карточками у каждого ребенка. Дети отбирают предметы, которые нельзя брать в космос. Каждый ребенок показывает выбранную карточку и объясняет свой выбор.

3. Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Оборудование: 20 карт солнечной системы – звездное небо с орбитами, конверты с солнцем и планетами на каждого ребенка.
Игровое правило: правильно разместить все небесные тела на свои места на кате солнечной системы.
Игровое действие: дети выкладывают небесные тела на карты солнечной системы.
Ход игры:
Вариант 1. Педагог называет небесное тело (солнце или планета и его характерные особенности: огромная раскаленная звезда, красная планета и т.д.)дети находят это тело в своих конвертах, педагог объясняет (или спрашивает детей) где именно находится это небесное тело.
Вариант 2 . Дети самостоятельно раскладывают небесные тела на карту солнечной системы, педагог проверяет правильность составленной карты.

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.

Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.

Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.

♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?

На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.

Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).

В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.

Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.

Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.

В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный.

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Венера

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.

♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

♦ Объясните, почему это важно.

Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.

Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.

На Земле благоприятная для жизни температура.

♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.

Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Земля — планета жизни

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле — это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду —

В самом далеком, глухом уголке!

У Земли есть спутник — Луна.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.

Поэтому его часто называют «Красной планетой».

Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.

Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Атмосфера Урана — холодный туман.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.

У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.

Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.

♦ Как вы думаете, почему?

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.

♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления

♦ Сколько планет в Солнечной системе?

♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?

♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?

♦ Какая планета самая маленькая?

♦ Какая планета самая большая?

♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?