Пространственное значение формы творительного падежа. Значение падежа

Именительный падеж является прямым и противопоставлен всем косвенным. Именительный падеж является исходной формой имени существительного. Основное его значение - номинативное или субъектное: он дает название предметам и явлениям.

Периферийными значениями именительного падежа являются:

1) определительное: девушка-переводчик;

2) предикативное (им.п. в роли сказуемого): Рязань - красивый город;

3) вокативное (в словах-обращениях);

4) словесное (именительный представления или темы): Первая любовь… Сколько переживаний связано с ней у каждого человека.

Родительный падеж выступает при именах и глаголах: голос сына, люблю сына. Различают родительный приименный иродительный приглагольный.

Родительный приименный имеет следующие значения:

1. Определительное , которое реализуется в следующих оттенках значения:

б) значение качественной оценки , которая выражается всегда трехсловным словосочетанием: писатель яркого таланта ;

в) отношение целого к части: ствол березы, берег реки;

г) отношение одного предмета к другому: приметы осени, ветеран войны;

д) значение субъекта действия: пение птиц (используется прием трансформации - птицы поют );

е) значение носителя признака: доброта сестры = сестра добрая. Это значение возникает при словах, называющих отвлеченные признаки.

2. Объектное (возникает при отглагольных существительных): чтение доклада = читать доклад; решение задачи = решить задачу.

3. Значение количественного объекта : метр шелка, стакан молока, семь дней.

Родительный приглагольный имеет следующие падежные значения:

1. Объектное - прямого или косвенного объекта. Значение прямого объекта выражает в 2-х случаях:

б) если действие распространяется не на весь объект, а на его часть: выпить воды.

Значение косвенного объекта возникает при глаголах со значением желания, опасения, удаления и т.д.: жаждать славы, лишиться прав, опасаться погони.

2. В безличных предложениях родительный падеж может иметь значение субъекта: сколько воды утекло, не осталось времени.

Родительный падеж часто употребляется с предлогами, которые влияют на падежные значения.

Родительный падеж с предлогом может иметь следующие значения:

1. Объектное: бороться за мир (борьба за мир);

2. Определительное: шуба из песца = песцовая шуба;

3. Обстоятельственное: а) локальное: звонить из дома, ехать от вокзала; б) временное: спать до обеда, биться до победы; в) причинное: страдать от боли; г) целевое: нужный для работы, подготовить для занятий; д) квантитативное (меры и степени): влюбиться до безумия, смеяться до слез; возместительности: работать вместо товарища.


Дательный падеж.

Дательный приглагольный.

1. Значение косвенного объекта: подарить сыну, приказать солдату.

2. Значение. субъекта в безличном предложении: ребенку не здоровится.

Дательный приименный.

1. Определительное: памятник Пушкину, гимн труду;

2. Косвенного объекта при отглагольных существительных: служение народу;

Дательный падеж может употребляться и с предлогами:

1. Определительное значение: сосед по комнате;

2. Обстоятоятельственное значение:

а) образа действия: действовать согласно правилу;

б) локальное: лететь к Венере;

в) временное: вернуться к рассвету;

г) причинное: явиться по приглашению;

д) целевое: приготовить к ужину;

е) квантитативное: болеть по неделям, работать по месяцам.

Винительный падеж употребляется чаще всего с глаголами и в сочетании с предлогами (в, на, за, про, через, под и др.).

Основные значения:

1. Прямой объект действия (винительный падеж без предлога): слушать музыку;

2. Определительное (собственно характеризующее): платье в клетку;

3. Обстоятельственное: а) образа действия: работать на износ; б) локальное: уехать в Москву; в) временное: приехать в субботу; г) целевое: сделать в отместку; д) причинное: обижаться за отказ; е) пространственное: объехать мир, пройти лес (можно объединить с локальным); ж) квантитативное: болеть всю неделю, пробежать километр.

Творительный падеж имеет широкую сеть значений. Может употребляться при именах и при глаголах, с предлогами и без них.

Творительный приглагольный:

1) косвенного объекта: руководить кружком;

2) субъектное значение в страдательных оборотах: нарисовано художником;

3) инструментальное или орудийное: есть вилкой;

4) обстоятельственное: а) образа действия - лететь косяком, квантитативное - пить стаканами, временное - приехать осенью; локальное - идти лесом.

5) Особо выделяется творительный предикативный , который включается в состав сказуемого - стать студентом. В Грамматике-80 он назван комплетивным, т.е. восполняющим.

Творительный приименный имеет те же значения, но чаще употребляется в определительном значении - усы колечком.

Творительный падеж может употребляться с предлогами за, над, под, перед, с и выражать следующие значения:

1) определительное - человек с характером, девушка с косами;

2) обстоятельственное: а) образа действия - пить с жадностью, времени - встать с зарей; локальное - стоять над пропастью; причинное - списать за негодностью; совместности - прийти с сестрой.

Предложный падеж имеет следующие значения:

1. Объектное: рассказать о доме;

2. Орудия и средства, с помощью которых совершается действие: кататься на лыжах, тереть на терке;

3. Обстоятельственное: а) образа действия - жить в бедности, б) времени - приехать в январе; в) локальное - учиться в ун-те; г)причинное - списать за негодностью;

4. Определительное: лицо в веснушках.

Склонение имен существительных (типы и варианты склонения)

Изменение имени существительного по падежам называется склонением. Все существительные русского языка распределены по типам склонения.

Каждый тип имеет свою типовую или стандартную парадигму и допускает некоторые отклонения от нее. В основе выделения типов склонения лежит принадлежность существительных к тому или иному роду. Распределение по типам склонения осуществляется только в единственном числе. Существительные pluralia tantum по типам склонения не разделяются.

Выделяется 3 типа склонения. К 1-ому типу относятся существительные мужского рода с нулевой флексией и существительные среднего рода. Это самый обширный тип склонения. Ко 2-ому типу относятся существительные мужского и женского рода с флексией -а, -я. К 3-му склонению относятся существительные женского рода на мягкий согласный и шипящий: кость, дочь, сирень.

Вне типов склонения оказываются 10 имен существительных на -мя и существительные путь, дитя (они называются разносклоняемые) и существительные pluralia tantum (духи ). Особую группу составляют существительные типа гостиная, снотворное и т.д., которые сохранили свое адъективное склонение. Кроме 3-х типов склонения выделяется еще и нулевое, которое включаетв себя неизменяемые существительные (мадам, шасси, РГУ, и т.п.).

Шесть падежных форм выражают различные падежные значения. Например, формы Р. падежа могут выражать отношения принадлежности (книга студента), отношения целого и части (крыша гаража), субъектные отношения (выступления артиста) и др.

Каждый падеж многозначен, и каждый падеж образует свою систему "значений, хотя значения в разных падежах могут сближаться.

Можно выделить общие и частные значения падежей. Общие значения следующие: субъектные, объектные, определительные и обстоятельственные.’

Субъектное значение имеют формы прямого или косвенных падежей, обозначающие субъект действия. Грамматический субъект может совпадать с логическим, когда подлежащее обозначает действующее лицо, действующий предмет (И. падеж): Облокотясь, Татьяна пишет, И все Евгений на уме (П.). Субъект может быть не грамматическим, а логическим: Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело На всех большое впечатленье (П.).

Объектное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие значение предхмета, на который прямо или косвенно направлено действие или который участвует в действии: Разорвали мы черные тучи... (Л.-Кум.) (действие направлено на предмет); Что написано пером, не вырубишь топором (Поел.) (действие осуществляется с помощью предмета).

Определительное значение имеют косвенные падежи, выражающие признак предмета: Но получив посланье Тани, Онегин живо тронут был (П.) (в этом случае определительное значение неразрывно связано с субъектным); И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок, В больших сапогах, в полушубке овчинном... (Н.)

Обстоятельственное значение имеют формы косвенных падежей, выражающие отношение предмета, названного существительным, ко времени, к месту действия, к его причине, цели и т. д.: В лесу раздавался топор дровосека... (Н.) (значение места действия).

Общие значения объединяют самые разнообразные частные значения, причем значения неравноценные: есть основные, типичные для данного падежа, а есть второстепенные, периферийные.

На то, какие значения имеют падежные формы, влияет несколько факторов, и прежде всего лексические значения падежных форм и слов, от которых они зависят.’ Ср.: Люблю весну

(объектное значение); Приезжал каждую весну (значение обстоятельства времени)Значения формы В."падежа различны, так как она в этих предложениях зависит от глаголов с разным значением/ Шел полем (значение обстоятельственное, пространственное); Шел ранним утром (обстоятельственное времени), т."е.на значение формы TV падежа влияет значение самих зависимых падежных форм."

Предлоги, употребляясь вместе с существительными, помогают выразить различные падежные значения, конкретизируют их и обогащают. Например, с формами Р/падежа употребляются многочисленные предлоги, которые помогают уточнять пространственные отношения (от города, до города, вокруг города и др.)ѴВ случае омонимии падежных форм предлоги являются средством их различения (к углу, в углу; из степи, к степи, в степи и т.*д.). С помощью предлогов различаются значения одной и той же формы падежа (жить у сестры - жить для сестры).

Значения именительного падежа. Основное значение именительного падежа - субъектное. Например: Райский пришел домой, чтоб поскорее объясниться с Верой (Гонч.).

В значении предикативного признака формы И." падежа выступают в составе сказуемого." Например: Ты гость, я хозяин.

Определительное значение формы И. падежа имеют тогда, когда они выступают в функции приложения.’Например: И вот из ближнего посада, Созревших барышень кумир, Уездных матушек отрада, Приехал ротный командир (П.).

Со сравнительными союзами формы И."падежа имеют значение предмета сравнения. Например: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой (П.).Или имеют значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский Везде был принят как жених (П.).

В роли обращения И.*падеж имеет звательное значение . Например: А в разведку меня, дяденька, будете брать? (Кат.)

В связной речи выделяется также именительный представления, называющий лицо или предмет с целью вызвать представление о нем. Например: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось (П.).

Значения родительного падежа. Основные значения родительного падежа - объектное, определительное и субъектное; второстепенные значения - обстоятельственные.

Родительный приглагольный может выражать объектные отношения. Прямой объект формы Р. падежа выражают тогда, когда действие направлено не на весь объект, а на часть его (купить хлеба) и когда при глаголе есть отрицание (не видеть смысла). Значение объекта имеют формы Р. падежа и при глаголах: ждать, просить, добиваться, желать, требовать, страшиться, бояться, опасаться, лишиться (желать успеха и т. д.).

Объектные отношения может выражать и Р. приименный, в таких случаях главное слово - отглагольное существительное (рубка леса): Родительный при словах со значением меры, количества обозначает предмет счета (стакан воды, корзина ягод, два метра)."При формах сравнительной степени Р. падеж обозначает объект сравнения (выше крыши, зорче орла).

Родительный приименный может иметь определительное значение (выступление артиста; чье выступление?) носителя признака, т. е. лица, предмета, обладающего качеством, свойством, которое называет управляющее имя (верность друга).

Родительный падеж может иметь значение принадлежности (квартира Якимова), части целого (стена дома), значение качественной оценки в сочетании с согласованным словом (человек высокого роста) или без такого, слова (человек слова); указывает на возраст (человек преклонных лет), материал (шкаф карельской березы). Близко к этим значениям выражение принадлежности называемого лица к какому-либо коллективу, предприятию, другому лицу (рабочие завода, друг писателя, член ВЛКСМ).

Обстоятельственные значения Р. падежа - это значения места, причины, цели и т. д. В таком значении Р. падеж чаще употребляется при глаголах и имеет при себе различные предлоги (остановиться около дома, дрожать от холода). Gp. употребление при отглагольных существительных (остановка около дома, дрожь от холода), где наряду с обстоятельственным значением проявляется и определительное. То же можно сказать и о существительных не отглагольных (дом у дороги).

Значения дательного падежа. Основные значения дательного падежа - объектные и субъектные; второстепенные - определительные.

Дательный приглагольный и приименный в значении объекта указывает на лицо или предмет, к которому направлено действие (писать другу, письмо другу). Такое значение может совмещаться с определительным (гимн труду). Ср." предложно-падежные формы: обратиться к ректору, обращение к народу.

В безличных конструкциях Д."падеж может обозначать субъект: Василию скучно; Дедушке нездоровится.

Определительное значение Д. падеж с предлогами имеет сравнительно редко (экзамен по физике, урок по литературе).

Значения винительного падежа. Основное значение винительного падежа - объектное. Винительный беспредложный обозначает объект, на который прямо переходит действие (любить родителей, читать книгу, взять ручку).

Второстепенные значения винительного падежа - субъектное (в безличных конструкциях) Машу так и тянет рассказать об этом; Больного знобит) и обстоятельственные (Шел километр; Приезжал в деревню каждое лето. ■+- Обстоятельственное значение меры). Обстоятельственные значения обычно бывают у существительных с лексическим значением времени, места и т. д.; особенно частотны в таком значении предложно-падежные формы с предлогами в, на (поехали в деревню, выехал на Украину, сказал об этом в пятницу и т.д.)."Предложно-падежные формы имеют также значения меры (речка по колено), цели (приехать на каникулы), значения определительные (платье в полоску, рубашка в клеточку и др.).

Значения творительного падежа. Основные значения творительного падежа - объектное, субъектное и значение предикативного признака. Как показывает название падежа, в объектном значении он указывает на предмет, при помощи которого совершается действие (писать карандашом, рубить топором)." Это падеж приглагольный. При- именный Т. падеж имеет, кроме того, и определительные оттенки (рубка топором) .С предлогом с творительный падеж имеет значение совместности (Миша с Васей).

При прилагательных Т. падеж имеет уточняющее значение (высок ростом, сильные духом): При глаголах TV падеж уточняет, ограничивает область распространения действия (заниматься спортом, руководить кружком).

Творительный падеж употребляется и при формах сравнительной степени (выше этажом, позже годом).

Субъектное значение Т: падеж имеет в страдательных конструкциях (сделано товарищем, исполнено артистом).

В значении предикативного признака Т."падеж бывает прежде всего в составе сказуемого (Он стал учителем).

Обстоятельственные значения - второстепенные, они свойственны как беспредложным формам, так и особенно формам с предлогами за, перед, над, под и др. (шел полем, говорить шепотом, сидел за столом, остановился перед домом и т. д.). Такие конструкции могут быть приглагольные и приименные (остановка за домом):

Значения предложного падежа. Предложный падеж имеет два основных значения: объектное и обстоятельственное. При объектном значении П. падеж указывает на предмет речи, мысли, чувства (говорить о брате, «Песнь о Гайявате»):В таком случае формы П.‘падежа зависят от глагола или отглагольного существительного и употребляются с предлогом о.

В обстоятельственном значении П. падеж с предлогами в и на указывает на место действия (жать в лесу, собрались на поляне). С предлогом при указывает на предмет, около которого что-либо (кто-либо) находится (числиться при штабе, жить при школе). Форма П. падежа может зависеть и от имени (сад в пригороде, участок при школе, квартира на окраине), приобретая и определительное значение.

Определительное значение может иметь только П. приимен- ный (пальто на меху, книга в переплете). Предложный падеж может иметь также значение состояния (лежать в забытьи, находиться в плохом состоянии, быть в плохом настроении).

В ряде случаев значение падежа можно определить только в более широком контексте." Например, предложение: Наказание Иванова всем показалось слишком суровым - можно понять двояко: 1) Иванов кого-то наказал (субъектное значение); 2) кто-то наказал Иванова (объектное значение). Чтобы избежать двусмысленности, нужно перестроить это предложение следующим образом: 1) Наказание Ивановым ученика... 2) Наказание учителем Иванова...

Падеж — это переменный морфологический признак существительного, одна из наиболее важных морфологических категорий, благодаря которой выражаются отношения предмета или явления, называемого существительным, к другим предметам, явлениям, а также признакам и действиям. Так, в словосочетании ‘подарок отца’ родительный падеж указывает, кому принадлежит подарок или кто его сделал; в другом сочетании — ‘подарок отцу’ — формой дательного падежа обозначен тот, кому адресован подарок.

В русском языке 6 падежей:, именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.) и предложный (П. п.). Именительный падеж называют прямым, это начальная (словарная) форма существительных, остальные падежи называются косвенными. Именительный падеж никогда не употребляется с предлогами, а предложный падеж всегда выступает в сочетании с предлогами. Все прочие падежи могут употребляться как с предлогами, так и без них.

Установление падежного значения существительного возможно только в предложении. Каждое предложение отображает ту или иную ситуацию. При помощи падежных форм существительное соотносится с определенным элементом отображаемой в предложении ситуации.

Основными элементами ситуации, выражаемыми при помощи падежных форм существительного, являются: 1) деятель (субъект); 2) предмет, на который направлено действие (объект); 3) обстоятельство; 4) определение.

Значение деятеля (субъектное значение) падежной формы существительного заключается в назывании того, кто осуществляет действие (Спортсмен бежит), или же носителя определенного состояния, отношения или признака (Книга лежит; Мать уважает соседей; Дочь красива).

Значение предмета, на который направлено действие или отношение, называется объектным значением; ср.: Учитель повесил карту; Народ любит своих героев.

Обстоятельственное значение заключается в указании на пространственные, временные, причинные и иные условия протекания действия: Отряд шел степью; Вечерами сын работал; Мы вернулись из-за дождя (если имя употребляется в составе предложно-падежной конструкции, то падежное значение принадлежит сочетанию предлога с существительным).

Определительное значение существительного устанавливается в тех случаях, когда падежная форма имени употребляется в роли определения (крыша дома; город-герой) или в качестве именной части составного сказуемого (Сосед стал рабочим; Дочь — студентка первого курса).

Каждая падежная форма многозначна.

Именительный падеж в предложении используется, как правило, в роли подлежащего или именной части составного сказуемого. Он обычно обозначает: 1) деятеля: Миша бежит; Ребенок спит; Мать любит сына; Дочь красива; 2) предмет, на который направлено действие: Дом построен студенческим стройотрядом; Сын любим матерью. Форма именительного падежа может иметь также и определительное значение: Сын — студент; поезд «Вятка».

Родительный падеж употребляется без предлогов или сочетается с предлогами: без, для, до, из, из-за, из-под, между, от, с, у, меж (устар.), а также с производными предлогами (их более ста): в виде, ввиду, в отличие от, в порядке, в результате, в свете, под видом, по причине и др.

Основное значение формы родительного падежа — определительное: крыша дома, пачка чая. В сочетании с глаголами (прежде всего при отрицании) и отглагольными существительными родительный падеж часто имеет значение предмета, на который направлено действие: коснуться окна, не любить чая, воспитание сына, расчерчивание тетрадей. Реже родительный падеж имеет значение обладателя признака или деятеля: нет школы, не существовало пути, не имелось выхода; пение артиста, любовь матери. Обстоятельственным (временным) является значение так называемого родительного даты: уехать пятого марта.

Дательный падеж употребляется как без предлога, так и в сочетании с предлогами: к, по; благодаря, вопреки, вслед, навстречу, наперекор, по отношению к, подобно, применительно к, согласно, соответственно, судя по и др.

Основное значение беспредложной формы дательного падежа — значение адресата (получателя): подарить матери книгу, посвятить городу песню. Другие значения беспредложного дательного падежа: предмет, на который направлено действие (верить, помогать другу), обладатель признака, деятель (Школьнику десять лет; Ребенку весело; Мне не читается; Вам начинать; Земля принадлежит народу; Сестре присуща скромность). Обстоятельственные значения для беспред-ложного дательного падежа нехарактерны.

Винительный падеж может употребляться без предлога: Я люблю книги, а также с предлогами: в, на, за, о/об, по, под, про, с, через; в ответ на, включая, исключая, несмотря на, сквозь, спустя и др.

Основное значение беспредложного винительного падежа — объектное (обозначение предмета, на который направлено действие или отношение). При переходных глаголах активного действия (строить, рисовать), а также при глаголах и безлично-предикативных словах со значением отношения (любить, ненавидеть; жаль) объектное значение может быть выражено формой винительного падежа любого существительного: рисую дорогу/слона/воду; люблю дом/человека/листву/пение/белизну; жаль сестру/море. Другие значения беспредложного винительного падежа: субъектное — обозначение деятеля или носителя признака: Его тянет в горы (ср.: Он хочет пойти в горы); Бабушку лихорадит, знобит (ср.: Бабушка болеет); Брата отличает трудолюбие (ср.: Брат трудолюбив), некоторые обстоятельственные значения (времени, меры): Эту неделю мы не работали; Покупка стоит рубль/ весит килограмм; Спасатели работали всю ночь; Спортсмены пробежали стометровку.

Творительный падеж может использоваться без предлога, а также сочетаться со многими предлогами: за, между, меж (устар.), над, перед, под, с; вместе с, во главе с, в связи с, вслед за, в соответствии с, в сравнении с, наряду с, по сравнению с, рядом с, следом за, совместно с и др.

Основное значение творительного падежа — значение инструмента: работать молотком, написать пером. В сочетаниях типа восхищаться искусством, руководить мастерской форма творительного падежа использована в значении предмета, на который направлено действие. Широко употребителен творительный падеж в определительном значении — в роли именной части составного сказуемого: Отец был рабочим; Сосед стал студентом; ср. также: Пушкина называют гением русской словесности. Широк круг обстоятельственных значений творительного падежа — пространственное: ехать лесом; временное: проснуться утром; значение меры: закупать килограммами. В предложениях со страдательными глагольными формами творительный падеж обозначает деятеля: Ребенок был любим матерью.

Предложный падеж — это, как уже отмечалось, косвенный падеж существительного, который всегда употребляется с предлогами в, на, о, при, по.

Если форма предложного падежа употребляется с предлогами в, на и при, она обычно выражает обстоятельственное значение — пространственное: Дети были в поле/на полянке или временное: Это было в мае/на прошлой неделе/при царе. При сочетании предложного падежа с предлогом о бывает выражено обычно «изъяснительное» значение предмета речи и мысли: говорить о природе, думать о семье.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Основные значения падежей.

Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традиционно называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выражает.

Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической семантики числа значение падежа не формируется противопоставлением разных падежных форм (сочетания типа съесть хлеб, съесть хлеба, в которых наблюдается контрастивное употребление двух объектных падежей в одной синтаксической позиции, являются своего рода исключением). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связано с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют такие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосочетания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной является позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) автономная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так называемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существительного в форме того или иного падежа.

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоятельств: от падежной формы, от лексического значения существительного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грамматические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксическими) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или словоформой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеется называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выражается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола, окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема походить в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложнопадежная форма имеет значение объекта, которое формируется только семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого существительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую и т. п.


Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они называются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями (а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать любую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом, (ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы и т. п. могут быть определены и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднородны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и признаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа, предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойством употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически независимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибками, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц. Кроме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференцированного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так называемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения возникают в подчинительных словосочетаниях с информативно недостаточными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами (обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом). Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, которое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раздельности». У восполняющих падежей в семантической структуре предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих падежей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосочетания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложения (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретационное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схватила рукой собаку поменять местами падежи: Собака схватила Машу за руку, образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного большинства русских предложений не может быть организовано без интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отмечена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именительным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становится источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.

Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существ. употребляется для наименования лица, предмета, явления. И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого регулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам (Тютчев); Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно ; если сказуемое выражено формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос изучается людьми; когда именительный падеж употребляется в качестве приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное значение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); Вот опальный домик (П.); в функции названия используется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обращения - именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин); Отец, отец, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.); при выражении количественных отношений выделяется именительный количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная (Н. Некрасов). Именительный падеж широко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикативный: Дворяне все - родня друг другу (Блок); Талант - единственная новость, Которая всегда нова (Пастернак); Вы - подлинность. Вы - обаянье, Вы вдохновение само (Пастернак), В то время был еще жених Ее супруг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни (Л. Толстой).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега .

Родительный падеж имеет значение субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков в доме не оказалось, в коридоре нет окон; носителя признака: бледность лица, красота души; восполняющее: дело совести, дело чести, мера длины, даты: первого апреля, девятого мая.

Современный родительный падеж объединил бывшие атрибутивный (определительный) и партитивный (количественный) падежи (ср.: прохлада леса и кубометр лесу, во втором случае уже возможна замена на более распространенное теперь окончание - кубометр леса ; в первом случае это невозможно). Современный предложный падеж также представляет собой объединение двух падежей: местного (гулять в саду) и изъяснительного (говорить о саде). Размежевание этих форм сохранилось опять-таки в семантике и стилистике, но не на уровне падежа как такового.

Современный родительный падеж ориентируется на одну из возможных двух форм - на форму с окончанием ; окончание -у в современном языке явно идет на убыль. Оно сохраняется как остаток количественного падежа при обозначении собственно количества (много народу), хотя и здесь возможна уже замена (много народа собралось на площади); сохраняется -у и в наречных сочетаниях (с испугу, умереть с голоду) и в устойчивых выражениях типа задать перцу, комар носу не подточит и др. Избирательно окончание еще может употребляться только при обозначении количества у некоторых вещественных существительных, например: стакан чаю (но чаще уже - стакан чая), но только - вкус чая, производство чая; ср. еще: кусок сахару (вариант - кусок сахара) и производство сахара (без вариантов); тарелка супу (вариант - тарелка супа) и тарелка молока (без вариантов). На сегодняшний день форма с –у должна быть оценена как форма убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам. Кроме того, может иметь значение объекта: завидовать другу. помогать товарищу, учить грамоте), субъекта: мальчику смешно, ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо ехать в институт, сегодня быть грозе; определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку - грош.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др. В безличных предложениях - носителя процессуального признака: руку ломит, голову просто распирает; 4) восполняющее: иметь значение, принимать участие.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах. Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); резать ножом, удар молотком; средства действия: напоить чаем, объесться сливами; Старуха подперлась ладонью (Л.Т.); способа действия: приехать автобусом, прилететь самолетом; и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства: Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н.Т.); Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на берегу Ладожского озера (С. Антонов); Дубровский поднял голову Он ехал берегом широкого озера (Пушкин).

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году ) Может нести значение субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложениях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов)

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М. В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов). В таком случае обозначается признак предмета, названного подлежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин)

Приименный творительный падеж употребляется: а)при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б)при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Творительный падеж имеет значение объекта: руководить заводом , объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем , объекта, ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзьями ; сравнения: Бывает, курьером на борзом Раскачается сердце . (Пастернак); Тоска пассажиркой скользнет по томам (Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Федин); признаковое - при глаголе, часто с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть нежным взглядом) .

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи, т.е. объекта: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях и т.д.

Предложный падеж может также иметь значение времени: в юности, в старости; уступки или условия: В голоде, в холоде в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды (А. Яшин); признаковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре (Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке; средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на грузовике, жарить на масле; восполняющее: участвовать в войне, участвовать в выборах.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М.Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играет каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

С предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

С предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

С предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу .

Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь к именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.

Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот.

Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге.

При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру.

Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под,с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем.

В русском языке функционирует шесть падежей, которые используются для согласования слов в предложении. Если бы в языке не существовало данной морфологической категории, то мы бы не смогли понять ни одного предложения, поскольку оно не выражало бы никакой конкретной мысли.

Конечно, в некоторых языках падежей меньше (например, в немецком всего лишь четыре падежа), а есть такие, в которых категория падежа вообще отсутсвует (английский). Каждому падежу присваивается своя форма, и поскольку русский язык имеет очень много форм слов, выучить его иностранцу - очень сложная задача. Давайте рассмотрим творительный падеж: вопросы, окончания, предлоги. А начнем с того, что он выражает.

Что выражает творительный падеж?

В русском языке существует пять непрямых падежей (все, кроме именительного). Падеж, который мы рассматриваем, также относится к ним. Если сложно понять, для чего используется творительный падеж, то можно представить такую картину: определённый человек совершает конкретное действие над каким-нибудь объектом: "Я играю с собакой" .

В русском языке эти объекты логично будет поставить в форму творительного падежа. Таким образом, действие, которое совершает человек, переходит на объект. Бывают также ситуации, когда с помощью творительного падежа выражается и субъект (человек), который исполняет действие. Такое явление наблюдается в пассивных конструкциях. Например, "построенный нами дом".

Множество лингвистических явлений сложно определить без контекста. Чтобы выявить особенность какого-нибудь слова, нужно поставить его в конкретную речевую ситуацию - ввести в предложение. Чаще всего формы творительного падежа ярко представлены в виде дополнения.

Окончания, свойственные творительному падежу

В каждом языке есть отличительные черты, которые отделяют одно языковое явление от другого. И поскольку понятие "падеж" относится к морфологии, то основным способом его выражения является флексия, или более привычное для нас слово - окончание. С помощью окончаний мы с лёгкостью отделим один падеж от другого. Стоит отметить, что категория падежа присутствует только в именных частях речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Имя в творительном падеже выражается по-разному. Окончания творительного падежа зависят от типа склонения:

1-е склонение: -ой и -ою, -ей и -ею (ногой - ногою; ней - нею ).

2-е склонение: -ом, -ем (окном, морем).

3-е склонение: -ю (солью).

Зная, как распределять слова по типам склонения и какие окончания имеет творительный падеж, вы никогда не перепутаете его с каким-нибудь другим.

Предлоги падежа

Предлоги - это ещё один параметр, по которому можно вычислить тот или иной падеж. И они играют значительную роль в определении форм падежей. Употребление предлогов с именем существительным играет разъяснительную функцию о нахождении предмета в пространстве и о том, как он взаимодействует с окружающими его вещами или как взаимодействуют на него. Рассматриваемый нами падеж с использованием предлогов не уточняет местонахождение предметов, он, скорее всего, выражает отношения предмета с окружающей средой. Предлогов, которые употребляются с творительным падежом, не так уж и много, и выучить их не составит труда. С этим падежом употребляются такие предлоги, как: с, перед, под, за, над (жить с родителями, стоять перед выбором, прятаться под столом, зайди за мной, над героем нависла беда).

Вопросы творительного падежа

Творительный падеж, так же как и любой другой, имеет свои вопросы, с помощью которых мы можем определить его. Поскольку запомнить вопросы падежей не так уж и сложно, то именно с помощью них мы чаще всего определяем, в форме какого падежа выражено то или иное слово. Интересующий нас падеж отвечает на вопросы кем? чем? (Я работаю (кем?) плотником; Я увлекаюсь (чем?) литературой). Если вам сложно запомнить вопрос творительного падежа, то мыслено проговорите вопрос: "Я творю кем? чем?", так же можно сделать с каким угодно падежом. Тогда все ваши сомнения сразу же развеятся. Теперь давайте дальше рассматривать творительный падеж, вопросы мы уже знаем.

Когда употребляется вопрос "кем?", а когда - "чем?"

Ещё из курса природоведенья все мы прекрасно знаем, что окружающая нас среда делится на предметы живой и неживой природы. То же самое мы наблюдаем в естественном языке. Имена существительные также делятся на слова, которые выражают живые и неживые предметы. В любом падеже есть вопрос, на который отвечает "живой" предмет, а на какой - "неживой". Так, в творительном падеже есть два вопроса: "кем?" и "чем?" Вопрос "кем?" употребляется исключительно для слов, которые обозначают живые предметы, а вопрос "чем?" - только неживые. Обычно в каждом падеже вопрос, который идёт первым, предназначен для живого предмета, а второй - для неживого. И особых сложностей в употреблении вопроса не возникает даже у школьников.

Семантические значения

Под семантикой разумеется смысл, который может передавать отдельно взятое слово или любое другое языковое явление. Именные части речи могут выражать огромное количество семантических значений, а творительный падеж делает их более отчётливыми. В этом его главное назначение. Что может выражать творительный падеж? Числа, род и другие морфологические показатели. Давайте рассмотрим наиболее употребительные семантические значения творительного падежа:

  • Объект (еда была приготовлена поваром).
  • Субъект (дети пошли с нами).
  • Приспособление (работать руками, крутить отвёрткой).
  • Время (прекрасным днём).
  • Средство (рисовать карандашом).
  • Путь (пролетать над городом).
  • Эталон сравнения (волком выть).
  • Причина (болеть ангиной).
  • Характеристика (красив душой).