Индивидуальный план развития: пример, конкретные действия и цель. Действие каждый день

Итак, начнем. Одним из самых важных моментов при раскладке костра является правильный

выбор топлива. Не стоит рубить на дрова растущие деревья. Это, во-первых, вредит природе, а, во-вторых, зеленые ветки дают больше дыма, чем огня. Используйте в качестве топлива высохшие ветви и сухостой.
Старайтесь собрать березовые или ольховые дрова, а также дрова смолистых хвойных (ель, сосна).
Использовать для костра рябину, черемуху, лиственницу и осину нецелесообразно – они дают мало тепла.
Если вы идете по местности, где нет деревьев, костер можно разжечь из торфа, травы, кизяка (высохший помет).

Разжигаем костер

Первым делом желательно выбрать для костра место. На привале место очищается от сухой травы и горючего мусора. Примите меры, чтобы огонь не перекинулся на кусты и деревья. Если Вы собираетесь разводить костер на снегу или влажной почве – не забудьте подготовить под него площадку из камней или бревен.
При разжигании костра важным моментом является выбор растопки. Чем быстрее и устойчивее загорается растопка, тем больше вероятность, что костер быстро запылает.
Обычно для разжигания используют следующие виды растопок:

Гнилушки. Даже в дождь можно обрезать влажные части и внутри будет сухая гнилушка;
Пух растений и птиц;
Кусочки коры;
Высохшие грибы-дождевики;
Лишайники и папоротники;
Щепки и стружки сухого дерева.
Растопка складывается шатром или между бревнами. На нее ложатся небольшие веточки, а затем ветки побольше.

Маленькие советы

Удобнее всего разводить костер спичками. Для того, чтобы уберечь спички от сырости перед походом обмакните каждую в парафин или воск. После высыхания такие спички удобно носить в закрытой пробкой гильзе.
Чтобы направить тепло в нужном направлении воспользуйтесь отражателем. Это может быть кусок жести или другой негорючий материал. Он также поможет прикрыть костер от ветра.
На ночь костер безопаснее гасить, но угли можно засыпать золой. Тогда утром Вы сможете откопать их и раздуть огонь снова.
Маленький костер легче разводить и поддерживать, чем большой. Несколько небольших костров, расположенных вокруг, в холодную погоду дадут больше тепла, чем один большой.

Типы костров и их назначение

Конструкция костра выбирается в зависимости от того что нужно в данный момент - обогреться, приготовить еду, высушить одежду или обувь, переночевать. Следует помнить, что костер, согревает лишь обращенные к нему поверхности, поэтому нелишним будет позаботиться об отражательных стенках. Отражающая стенка не только отражает тепло, но и заставляет дым подниматься вверх. С помощью такой стенки улучшается обогрев укрытия, построенного для ночевки.

Маленький костер легче разводить и поддерживать, чем большой. Несколько малых костров, расположенных по кругу, в холодную погоду дадут больше тепла, чем один большой. Для обогрева костер делают побольше, для приготовления пищи - поменьше.

Поддержание огня требует меньшей затраты сил, чем добывание нового. Довольно часто на ночь костер приходится гасить. В этом случае засыпайте угли золой. Утром они будут еще тлеть, и вы легко раздуете огонь.

Костер типа «Шалаш»

Костер типа Шалаш. Мастер-класс у костра с foxtravel

Самый простой и распространенный тип костра. Этот тип костра хорош как для приготовления пищи, так и для тепла и освещения лагеря. На растопку наклонно кладут все более толстые поленья и палки, причем со стороны ветра оставляют между ними отверстие. В результате получится что-то похожее на шалаш. Этот костер очень прожорлив и требует постоянного подкармливания порциями дров, горит жарко.

Костер типа «Звездочка»

Костер типа Звездочка. Мастер-класс у костра с foxtravel

Экономичный вид костра, для которого нужны поленья из твердого дерева. Они раскладываются в виде звезды, и по мере сгорания их продвигают к центру. Хорош для длительного поддерживания огня без постоянного подкладывания сучьев. Такой костер незаменим ночью: достаточно лишь время от времени пододвигать поленья к центру.

Костер «колодец»

Костер вида Колодец. Мастер-класс у костра с foxtravel

Поленья, сложенные срубом - самый распространенный и простой вид костра. Дает низкое и широкое пламя. Незаменим если нужно приготовить пищу в большой посуде, просушить мокрую одежду. Дрова в которых укладывают наподобие сруба избы. В «колодце» топливо сгорает медленнее чем в «шалаше» образуется много углей, которые и создают высокую температуру, необходимую для быстрого приготовления пищи и высыхания одежды.

Костер типа Нодья. Мастер-класс у костра с foxtravel

Применяется для ночлега в холодную погоду. Надо срубить 3 сухостойных еловых бревна диаметром около 30 см, длиной до 3 м, затесать их с одной стороны во всю длину. Два бревна положить рядом, в зазоре между ними разжечь легко воспламеняемый материал (тонкие сухие веточки, бересту), после чего третье бревно положить сверху так, чтобы затесанные поверхности их были обращены одна к другой. Разгорается нодья медленно, но гореть будет всю ночь и не требует регулировки. Хотя, если нужно, жар можно немного регулировать раздвигая или сдвигая нижние бревна.

Нодью можно сделать и из двух, положенных друг на друга бревен. В этом случае для того, чтобы они не падали, с обоих концов необходимо вбить по паре кольев. Разжигать нодью удобнее, используя угли из костра, равномерно рассыпав их по всей верхней поверхности нижнего бревна.

Костер с отражателем

Костер с отражателем. Мастер-класс у костра с foxtravel

С подветренной стороны вбиваются с наклоном 70-80° два кола и к ним кладут горизонтально одно на другое до высоты 0,7-1 м несколько сырых обрубков дерева в 1 м длиной. Палатка ставится в 1-2 м от костра.

Безопасный ночной костер

Безопасный ночной костер. Мастер-класс у костра с foxtravel

Этот тип костра предназначен для того, чтобы огонь горел всю ночь, а риск выпадения из него поленьев был минимальным. Он может быть сооружен с отражателем тепла, установленным с одной стороны костра. Поленья должны быть уложены таким образом, чтобы между ними не было большого просвета для воздуха, тогда пламя будет низким, а два полена, положенных наклонно по краям, не дадут огню распространяться.

Костер типа «Пирамида»

Костер типа Пирамида. Мастер-класс у костра с foxtravel

Положите два бревна параллельно одно другому, а поперек ряд поленьев - это будет основанием. Сверху разместите поленья меньшего размера и так далее, пока наверху не окажутся совсем мелкие, на которых поместите растопку и разожгите костер. Огонь будет постепенно опускаться вниз. Такой костер горит долго, и его можно использовать как ночной.

Костер «полинезийский»

Костер Полинезийский. Мастер-класс у костра с foxtravel

Невидим и дает много углей и золы. Для такого костра вырывают яму, обкладывают стенки ее камнями (или обмазывают глиной), а на дне разводят огонь. По возможности место для него следует выбирать под нависшей скалой или густой кроной дерева - в этом случае он будет незаметен не только с боков, но и сверху. Костер не требует большого количества дров. Чтобы дрова в костре хорошо горели и не дымили, рядом надо вырыть другую яму с узким каналом к костру для доступа воздуха.

ПУСТЬ ВАШ КОСТЕР ГОРИТ ЯРКО И ЖАРКО!

Туристы, рыболовы и охотники не понаслышке знают, как важен огонь во время похода, а также умение его добывать и поддерживать. Но людям далеким от экстрима тоже может понадобиться информация о том, какие бывают виды костров. Ведь одни из них хороши для сушки, другие – для обогрева, третьи – для приготовления горячей пищи.

Основные виды костров

Погодные условия, наличие дров, возможности туристов диктуют те или иные варианты и виды костров. У каждого из них свое предназначение, особенности и характеристики. Перед разведением огня нужно определиться, для каких целей он требуется, и, исходя из этого, сделать свой выбор.

Костер «шалаш» (конус) и «пирамида»

Самая простая и распространенная разновидность костра. Используется начинающими туристами для получения быстрого и жаркого пламени.

Растопку помещают в центре, вокруг кладут наклонно в виде конуса сначала тонкие ветки, затем более толстые. С ветреной стороны оставляют щель. Данная конструкция создает отличную тягу. В итоге получается мощный концентрированный огонь. Костер «шалаш» имеет универсальную конструкцию, которая позволяет согреться, осветить ночью лагерь, приготовить еду, высушить одежду. Его недостаток – быстрое сгорание верхней части и соответственно чрезмерная прожорливость и неэкономичность в плане расхода дров. Поэтому для ночевки он малопригоден, так как потребуется постоянный дежурный, призванный поддерживать огонь.

Дымовой или сигнальный тип костра «шалаш» может спасти человеку жизнь. Желательно чтобы их было несколько, расположить их лучше на самых возвышенных участках. По конструкции – это «шалаш», но с грудой сырой травы или веток для получения столба белого дыма. Некоторые матерые туристы используют его для изгнания гнуса. В ролевой игре с его помощью можно устроить дымовую завесу и ввести в заблуждение условного противника. Понадобится много лапника и сырой растительности.

«Пирамида» (по сути, большой «шалаш») выстраивается из двух параллельно расположенных поленьев. Поперек них кладут бревна поменьше и так далее: то вдоль, то поперек до сооружения пирамиды. Дает яркий огонь. Костер больше предназначен для создания мощного визуального эффекта, поэтому фактически бесполезен. Приводит в восторг молодежь на различных слетах, но кто-то его использует для ночевки.

Таежный костер и его подвиды

Под этим названием понимают разные виды костров, схожих по конструкции: «пушка» (тунгусский), «очаг охотника». Горит на протяжении 6-8 часов.

Факт: часто таежный костер путают с «нодьей», что не совсем верно, однако не является серьезной ошибкой. В отличие от «нодьи», таежный вид более прост и универсален – именно поэтому его использовали еще в древние времена.

На подъюрлок в виде толстого дерева кладут 2-3 бревна. Последние слегка выдвигают вперед и строят в виде веера, то есть на дереве их располагают вместе, а на земле врозь. Это позволяет невыдвинутым за подъюрлок бревнам не гореть. Растопка размещается внизу. Чтобы огонь не погас, полена пододвигают по мере прогорания. Таежный костер можно разводить даже на снегу.

«Очаг охотника» сооружают несколько иначе – с двух сторон пламя ограничивают двумя крупными бревнами так, чтобы получился естественный мангал.

Костер «нодья» с разным количеством бревен

В метре от спального места расчищают площадку под кострище особенно зимой или кладут поперечины. Рядом помещают 2 ровных сухих бревна диаметром около 30 см и длиной 2-3 м. Между ними оставляют щель 10 см, куда помещают растопку в виде сухих листьев, бересты, мелкого хвороста. Иногда в качестве затравки используют быстроразгорающийся вариант кострища. Чтобы поленья не скатились, вокруг вбивают колья.

Когда от равномерного пламени загораются бревна, на них кладут третье (насечки ускоряют процесс розжига). Толстая древесина будет гореть дольше, иногда до 36 часов. Для отражения тепла желательно соорудить соответствующий экран из снега или брезента. Рядом с костром «нодья» группа людей может ночевать и в лютый холод. Потребуются: время для его сооружения, а также пила или топор, но при желании выспаться на морозе другого более надежного варианта нет.

Костры «нодья» могут быть одно-, двух-, четырехбревенными и даже больше. Главное, чтобы колышки их удерживали и не давали скатываться. Для стойкости двухбревенной конструкции ее элементы в местах соприкосновения следует стесать. В варианте с единственным бревном один конец расщепляют, разжигают, поставив вертикально. После образования углей внутри бревна его кладут горизонтально.

Специальные виды костров

Существует несколько вариантов и модификаций основных конструкций. Чаще всего это либо комбинация двух видов или специфические костры для особых целей.

Смысл этой конструкции состоит в том, чтобы создать внутри бревна «камеру сгорания». Сделать это можно несколькими способами:

  1. Полено раскалывается на несколько частей, сердцевину соскабливают и используют в качестве растопки (можно этого не делать, если увеличить щели).
  2. В бревне делаются крестовые пропилы на 3/4 от его длины сверху.

Существует идеальный вариант «финской свечи»: полено распиливают на 4 части, вычищают сердцевину и вырезают маленький желоб на стыке в нижней части бревна – для подпитки пламени кислородом. Прикрывая это отверстие, можно регулировать огонь. Перед розжигом конструкция стягивается проволокой.

Подобный костер можно делать из 3 круглых поленьев, так же обтянув их проволокой и наполнив сердцевину материалом для растопки. «Финская свеча» предназначена в первую очередь для приготовления пищи, но вариант с 3 бревнами может использоваться в качестве небольшого обогрева.

Костер «камелек»

Своеобразный полевой очаг, предназначенный для быстрого кипячения воды и приготовления небольшого количества пищи. Особенно актуален в местах, где трудно достать хорошие дрова, но есть кирпичи или камни. Конструкция проста и незатейлива – с трех сторон костерок обкладывается примерно одинаковыми по размеру булыжниками.

Костер «траншея»

Разновидность кострища, предназначенная для получения углей и приготовления еды для большой группы людей. Выручит в сильный ветер и на открытой местности. Для его обустройства выкапывают канавку глубиной 30 см, длиной 1 м и шириной 0,5 м. Дно ямы выкладывают камнями, сооружая конструкцию наподобие земляного мангала. Готовить можно на самих камнях или на шампурах или вертеле, размещенных на них. Это экономичный вариант, не требующий большого количества дров. Закрыв угли землей и травой, можно обустроить себе место для ночлега.

Костер «рефлектор»

Является гибридом костра «нодья» и таежного «очага охотника». Вся трудность состоит в обустройстве отражателя – бревна складываются одно на другое, по типу забора. Зато такая стенка значительно повышает температуру. Очень редко встречаются даже угловые варианты «рефлектора».

Экзотические виды костров

Подобные варианты нельзя назвать универсальными, однако даже они могут принести пользу в определенных ситуациях. Но в большинстве случаев они все-таки бесполезны и не стоят затраченных усилий.

Костер «колодец» и «решетка»

Короткие толстые поленья складывают, формируя прямоугольник. Внутрь кладут растопку в виде сухой листвы, мелких дров и хвороста. Вариант более экономичный, так как горит медленно, дает жаркое ровное широкое пламя и много тепла. Подходит для приготовления еды и сушки одежды.

Котелок можно ставить прямо на сруб. Для его сооружения понадобятся одинакового размера поленья, расколотые вдоль, для устойчивости конструкции. Со временем прогорает и, обвалившись, напоминает «таежный» в раскиданном варианте. Поэтому котелок на всякий случай лучше подвешивать.

Костер «решетка» представляет собой «колодец» без центральной шахты. С каждым слоем толщина поленьев или веток должна уменьшаться – пламя зажигается сверху и постепенно перемещается вниз.

Полинезийский костер

Не самый привычный вариант для русских просторов. Для его сооружения понадобится яма глубиной 30 см. Ее стенки желательно обложить камнями. На дне соорудить конструкцию, направив бревна вверх. Экономичный вариант, горит долго, не боится дождя. Получается практически невидимым. Дыма будет меньше, если при помощи вырытой траншеи связать его с другой ямой.

Дакотский очаг (Дакота)

Самый незаметный костер, годится лишь для приготовления пищи и сушки. Если почва песчаная и легко сыпется, придется отказаться от этого варианта. Для обустройства выкапывается ямка диаметром и глубиной 30 см, затем с наветренной стороны делается наклонный тоннель к очагу (15 см в диаметре), который создаст тягу кислорода и минимизирует дым.

Костер «звезда»

Медленногорящий, но жаркий вариант, по форме похожий на веер. Костер «звезда» состоит из 3-5 бревен, сложенных вместе одним концом. Используется для ночевки даже зимой, популярен у коренных сибиряков. По мере сгорания дров их пододвигают к центру звезды. Многие туристы считают такую конструкцию громоздкой, занимающей много места.

«Педагогический совет №2 «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия». Цель: формировать умения дифференцированно подходить к...»

Педагогический совет №2

«Детский сад и семья: аспекты

взаимодействия».

Цель: формировать умения

дифференцированно подходить к

организации работы с родителями.

Задачи:

Выявить успехи и недостатки в

работе педагогического коллектива.

Найти и поставить перед собой

задачи по выявлению и

использованию активных форм

работы с родителями.

Семья - это взаимозависимость

одних членов от других: детей от родителей, родителей – от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот.

Семья – это прочная целостность. Изменение одного члена влечет изменения в семье в целом.

СТРАНИЦА 1.

Создание обстановки эмоционального комфорта.

СТРАНИЦА 2.

Информационная.

СТРАНИЦА 3.

Диагностическая.

«да»- 2 очка «иногда» - 1 очко «нет» - 0 очков 30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.



25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой.

Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей,достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость.

Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас.

Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

СТРАНИЦА 4.

Формы взаимодействия.

Родители

Они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников;

У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

Появляется возможность поработать в профессиональной среде;

Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

Формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

Возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

Делается выбор детского сада для второго ребенка;

Родители обучаются различным видам деятельности;

Взрослые знакомятся с друзьями своих детей;

Устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

В их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом;

Присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям удовольствие;

У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства;

Знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт;

Дети начинают признавать полномочия других взрослых;

Взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

Дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

Педагоги

Изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе;

Возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

Возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

Происходит более тесное общение между родителями;

Родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;

Возможность понять, как родители мотивируют своих детей;

Возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми.

Традиционные формы работы с родителями в детском саду Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду СТРАНИЦА 5.

СТРАНИЦА 6.

Страничка практического мастерства.

СТРАНИЦА 7.

Страница мудрых мыслей.

СТРАНИЦА 8.

–  –  –

Что вы думаете о качестве работы детского сада с родителями?

54% неплохая работа с родителями.

считает, что работа проводится хорошая.

–  –  –

Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?

74% считают, что родители не всегда прислушиваются к ним.

26% считают, что к их советам прислушиваются

–  –  –

Что вызывает у Вас наибольшие затруднения при организации работы с родителями?

Поиск индивидуального подхода к каждому родителю – 36% Выбор оптимальной темы для родительского просвещения Оформление и удобная форма подачи советов родителям – 12% Заключение.

2. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.

Ответственные: воспитатели, специалисты. Срок: январь 2016 года

3. С целью дальнейшего вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ, поддержания у них интереса к образовательной деятельности, как необходимому условию развития собственного ребенка провести день открытых дверей (или открытые НОД) для родителей воспитанников.

Ответственные: зам.зав. поВО и МР, воспитатели, специалисты Срок: январь 2016 года

4. Воспитателем всех групп разработать конспект и провести родительское собрания в нетрадиционной форме.

Ответственные: воспитатели и специалисты. Срок: декабрь 2015 года.

5. Зам.зав.по ВО и МР сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей.

«Психолого-педагогические аспекты образования Ванданова Эльвира Леонидовна канд. психол. наук, доцент, старший научный сотрудник ФГАУ "Федеральный институт развития образования" г. Москва О РОЛИ МАРГИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ Аннотац...»

«РАЗДЕЛ 1У ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСКУССТВО РЕРИХА ВОДОЛАЖСКАЯ Т.Ю. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Аннотация. В статье раскрыты основные черты изобразительного и поэтического искусства Н. К. Рериха, его путь самосовершенствования. Ключевые слова: искусст...»

«Джидду Кришнамурти Комментарии к жизни. Книга третья Начинается ли размышление с умозаключения? Холмы по ту сторону озера были очень красивы, а за ними возвышались заснеженные горы. Весь день шел...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Некоторые люди уже давно поняли, что для достижения цели нужно создать условия для её осуществления и максимально приблизить себя к ней. Это значит, что вы ведёте себя так, как будто уже ваша цель достигнута. Что как только возникло желание, сразу же нужно превратить её в цель и сделать хотя бы маленький шаг для осуществления.

Желание – это спусковой крючок, оно лишь заставляет нас действовать. Только по средствам делания вы добиваетесь своих целей. В процессе делания желания быть не должно. Нужна лишь готовность получить это и действовать.

Каждый живёт в своей реальности. Одни люди сосредотачиваются на обидах и разочарованиях, чтобы было о чём пожаловаться родственникам и друзьям. Другие направляют фокус на достижение своих целей, не обращая внимания на внешние раздражители. Реальность сама по себе существует только у нас в голове. То есть она виртуальна, а это значит, что мы можем настроить её так, как пожелаем. Как только вы это поймёте, то перестанете жить стадным инстинктом и судить всех по своему прожитому опыту. Мы получаем то, на что нацелено наше внимание.

Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться.

Бояться надо тогда, когда не знаешь как работать с ними.

Примерно осенью 2015 я случайно узнала о ретритах, что это такое и как туда попасть. Куда хотелось, возможности не позволяли, куда позволяли, было не то, что мне нужно.

Определения ретриту существуют самые разные, от полного уединения от общества до максимального сосредоточения на духовных практиках. Тогда я вспомнила фразу:

Если вы сидите где-нибудь в Гималаях, и тишина окружает вас – это тишина Гималаев, но не ваша. Вы должны найти собственные Гималаи внутри себя.

Значит главное не сами поездки (хотя они должно быть значительно влияют на внутреннее состояние), а способность создать свою тишину и удерживать внутри. Той осенью был мой первый личный ретрит и обрушившийся на меня поток осознанности. С тех пор я решила практиковать ретриты постоянно.

На этот раз всё основательно. Первая подготовительная неделя к ретриту: я составила примерный план, который нуждается в доработке. Ещё не решила какие практики оставить, а какие убрать. Стратегия исходит из целей и поставленных задач. А задача – оказаться в той реальности, в которой я хочу и дорасти тем сама до самых ярких звёзд в своей Вселенной.

В чем заключается смысл подготовительной недели. Это возможность постепенно войти в ритм, добавляя новые детали в свою жизнь постепенно и увеличивая концентрат полезных навыков. Свои ретриты я называю прокачкой навыков до привычек.

Главное в ретрите - добиться алертности. Это такая включенность, когда ты настолько легок на подъем, бодр, осознан и готов на любое действие, что никакая ситуация тебя не выбивает из себя. Если при этом сконцентрироваться не на том, как достичь цели, а на том, как выйти на новый уровень мышления, который соответствует этой цели, то начнёшь двигать их быстрее и с меньшими усилиями. Многим давно понятно, что для осуществления задуманного в короткие сроки, нужно быть уже готовым к той реальности в которую вы хотите попасть, представлять, что вы уже в ней.

Пока у меня 8 целей на март, о которых я намерено не распространяюсь до момента их осуществления. Причины:

– цели могут измениться в процессе их достижения

Они могут утратить актуальность

Они могут не осуществиться до конца марта

И что самое главное, о чём говорили ещё мудрецы –

Свои планы держи при себе, любые идеи не только не идеальны, в них огромное количество слабых мест, по которым очень легко ударить и разрушить.

Наравне с законом тяготения существует и закон Причины и Следствия, который гласит:

Что посеешь, то и пожнёшь

Вот вам простой пример. Вы верите, что существует полезная и вредная пища. Или может быть в то, что болезни лечатся только с помощью фармпрепаратов. Скорее всего вы считаете, что в этом вопросе у вас нет выбора. У вас никогда не будет другого выбора, пока вы сами не поверите в то, что он у вас есть. Мы создаём свою жизнь, принимая убеждения и заключая их в статус истины.

Если кажется, что в вашей жизни не достаточно любви, кто забыл её посеять? Ожидания исходят от ума, а не от сердца. Мой пламенный привет всем, кто задаётся вопросом о своём предназначении и смысле жизни – начните со своих потребностей, превратите их в цели.

Сейте то, что хотите пожинать! Не пытайтесь сразу побить все рекорды, начните с небольших марафонов, типа ретрита. Мы можем получить только то, что можем принять, чего считаем достойными, чего ожидаем получить.

Невозможное – это то, чего ты раньше не делал.

Лена Чечулина

Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?

Одним из ведущих компонентов урока и учебно-воспитательного процесса в целом являются цели. Они определяют содержание предстоящей деятельности, служат ориентиром в процессе работы, составляют основу для критериев обученности, воспитанности и развития учащегося. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы. Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности (Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.).

Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.

Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).

Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».

Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».

Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока . Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными.
Цель – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс,
так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности, заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела. В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Педагог под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. На самом деле цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.

Ц ель урока – должна быть одна и выражена о тглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить ), формирование (от формировать) .

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения , выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

Цель должна быть конкретна;

Четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

Цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализирован­ный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убежде­ний, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкрет­ных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/

Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.

На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).

Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:

Сфера обучения

Таксономии

Характеристика сфер деятельности

Цели, которые сфера деятельности охватывает

Когнитивная (познавательная)

Таксономия Б.Блума

навыки анализа и решения проблем

Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Аффективная (эмоционально-ценностная)

Таксономия Д.Кратволя

взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение

цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная

Таксономия Д.Симпсона

навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков

Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.


Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.

Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.

Основные категории учебных целей.

Примеры обобщенных типов учебных целей.

1. Знание.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.Понимание.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, “перевод” его с одного “языка” на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явления, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение.

Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.

4. Анализ.

Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.

Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

Конкретизация целей учебного предмета на основе данной таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели учебного курса, на втором - цели на уровне конкретной темы.

Детальная спецификация целей оформляется в виде таблицы, строки которой представляют элементы содержания учебного материала, а столбцы - ведущие типы интеллектуальной деятельности учащихся во время усвоения этих элементов. Ниже в качестве примера подается матрица целей учебной группы к теме " Наследственность и изменчивость" из курса общей биологии.

Элементы усвоения

Элементы знаний

Понимание

Воспроизведение

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Наследственность - общая свойство организмов

Формирование генотипа

Что такое непостоянство

Механизм изменчивости

Механизм наследственной изменчивости

Соотносимый характер наследственной изменчивости

Мутации как вид наследственной изменчивости

Как видно, для того, чтобы подать цели учебной группы через элементы "знания", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка", необходимо осуществить глубокий научно-методический анализ содержания учебного материала, его структуры, последовательности изучения и соотнести каждый элемент содержания с элементами усвоения. Имея такую таблицу (матрицу), учитель может предсказать, спланировать сам процесс достижения целей обучения данной группы, составить точную диагностическую карту-задачи. Речь идет о том, что каждый "плюс" в таблице требует того, чтобы был построен сам процесс реализации данного элемента знаний. Матрица является основой для составления диагностических задач как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Приведем примеры целей урока:

Цель обучения (когнитивные)

Цели личностного развития обучаемых

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:

Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;

Обобщение и систематизация знаний о...

Отработка навыки (указать какие);

Устранение пробелов в знаниях;

Усвоение учащимися понятий (каких?).

Выявление и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся … Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам чтения … Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства … Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий …Систематизация и обобщение знаний по теме … обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем...

установление уровня знаний по теме...

обобщение изученного материала по теме...

систематизация изученного материала по теме...

На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

Способствовать…, создавать условия…, организовать ситуацию, требующую от учащихся…, содействовать…
Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля … Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности … Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы … Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между … Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать … Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное… Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях… Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли … Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов … Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач … Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления … Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач
создать условия для:

развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить

аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

развития мировоззрения;

развития навыков устной и письменной речи;

развития памяти;

развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

развития эстетических представлений и художественного вкуса;

развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),

развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

развития у обучающихся рефлексивной деятельности

развития способности четко формулировать свои мысли;

Типичные ошибки целеполагания

подмена цели содержанием ("познакомить обучающихся с...")

подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")

Например: 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Примеры неправильной постановки цели

Изучить тему: «Диэлектрические материалы»;

Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор обучающихся

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.