Сохранил индивидуальность и стиль должна. Роль личности в истории

В мировой и русской литературе проблема взаимоотношений человека и социума является одной из важнейших. Человек живет в обществе, и многие из его поступков или действий, так или иначе, предполагают взаимодействие с обществом. Однако эта же сфера оказывается и наиболее проблемной, ведь нередко мотивы отдельно взятой личности не совпадают с мотивами социума.

Основные правила написания работы

Как получить высокую оценку по сочинению «Человек и общество?». Первым этапом написания должна быть формулировка главной мысли - это и будет тема сочинения. Также любое рассуждение состоит из тезисов и аргументов, которые их обосновывают. Тезисы школьник может выдвигать согласно личным убеждениям, которые у него имеются по вопросам взаимодействия человека и общества. Сочинение также должно содержать введение и заключение. Стоит также помнить, что в основной части работы нужно избегать сведений, не имеющих прямого отношения к главной теме.

Развитие происходит только в обществе

Можно, к примеру, подчеркнуть, что общество может выжить без отдельно взятого индивида, но не наоборот. Например, по мнению великого русского ученого Л. С. Выготского, человек, в первую очередь, является социальным существом. Без взаимодействия со старшими членами общества он никогда не сможет развить в себе качеств, которые появились вследствие эволюции всего человечества. Подтверждение тому - дети-«маугли», которых вырастили животные. Даже во взрослом возрасте они уже не могут освоить речь, счет, способности к абстрактному мышлению, умение правильно обращаться с разнообразными орудиями и предметами, которые были разработаны вследствие исторического развития общества.

Как усваивает поведение человек

В сочинении «Человек и общество» учащийся может подчеркнуть, что развитие ребенка подчиняется не только биологическим законам, действующим в животном мире, но и воздействию общественно-исторических закономерностей. Биологическое развитие происходит благодаря влиянию наследственных механизмов, а также путем приобретения индивидуального опыта. Человек же, говорит ученый, не имеет врожденных форм поведения. Развитие его происходит путем подражания взрослым.

Школа: первый опыт общения

Сочинение «Человек и общество» - это хороший способ для самого ученика поразмышлять на тему того, какую роль в его жизни играет социум. Ведь учебное заведение - это не просто место, куда школьники приходят получать знания. Именно здесь и начинается первое серьезное взаимодействие личности и общества. Игра и общение являются элементами для успешного развития личности. Ведь счастливый человек - это тот, кто умеет взаимодействовать с окружающим миром, выстраивать комфортные отношения.

Инакомыслие

В сочинении на тему «Человек и общество» можно затронуть и проблемы инакомыслия. Ведь нередко общество не принимает тех, кто осмеливается мыслить иначе, чем большинство. У каждого человека есть свои понятия о том, как нужно жить, свои верования и идеи. И никто не вправе отнимать их у человека. Однако отличия между верованиями отдельно взятого индивида и общества - это лишь мини-модель, по которой функционируют многие законы природы. И поэтому с инакомыслием нельзя не считаться. В действительности в любом обществе всегда имеются как минимум две противоборствующие силы. Например, в политическом устройстве многих стран имеются левые, правые и центристские партии. В Америке борьба традиционно ведется между демократами и республиканцами, а в Англии - между лейбористами и консерваторами. Такое же противостояние наблюдается и в природе - ген живого существа мутирует или же остается в прежнем состоянии.

В сочинении «Человек и общество» аргумент по данному вопросу может звучать так: общество должно терпимо относиться к инакомыслию отдельно взятого человека, так как оно заложено в природе. Каждый представитель социума должен относиться с толерантностью ко мнению своего оппонента, к его праву мыслить иначе. Один человек предпочитает есть только овощи, в то время как все окружающие привыкли к наличию мяса в рационе. Это вовсе не повод для того, чтобы каким-то образом общество дискриминировало этого человека.

Мнение человека и позиция общества

Как правило, этап обучения, когда школьникам задается на дом написать сочинение «Человек и общество», - 11 класс. В это время школьников уже никак нельзя назвать малышами - они превращаются в молодых людей с собственными мнениями по разным вопросам. В процессе работы над этим сочинением учащиеся имеют возможность описать те проблемы этой области, которые в наибольшей степени близки им. Ведь нередко взаимодействие индивида и общества может носить как позитивный, так и негативный характер. В романе братьев Стругацких «Гадкие лебеди» есть строчки: «Волчица учит своих волчат: «Кусайте, как я»… зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я». Но человек учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Если попытки мыслить самостоятельно не увенчались успехом

Самостоятельное мышление отдельно взятого индивида нередко воспринимается обществом как настоящее предательство. Например, молодой человек может говорить о том, что он не верит в высшие силы, не хочет получать диплом о высшем образовании, или, к примеру, хочет создать собственную политическую партию. Нередко он может натолкнуться на негативную реакцию общества - высмеивание, отрицание, унижение, скандалы, шантаж. Иногда молодым людям приходится настолько яростно воевать за свои идеалы, что они попросту забывают об их содержании. Даже дожив до преклонного возраста, они продолжают попытки себя отстоять, не помня о смысле своих идей.

Многогранность проблемы

Да, нередко общество подавляет индивида. Однако человек не может жить отдельно от других людей - ему непременно нужны товарищи и друзья, те, кто поддержат в трудную минуту. Пример сочинения «Человек и общество», который описывается в данной статье, содержит несколько разных взглядов на возможные пути взаимодействия индивида и социума. Школьник может выбрать те мысли, которые будут ближе его собственному мировоззрению. Проблема эта многогранна, и нельзя сказать однозначно, может ли человек выжить без общества, а общество - без отдельно взятой личности.

Примеры из литературы

В сочинении по литературе «Человек и общество» учащийся может проиллюстрировать эту тему примерами из различных произведений. Например, в бессмертном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает проблему двойственности высшего общества в начале XIX века. Читатель имеет возможность наблюдать за внешней красотой членов общества, за их нравственными устоями, пришедшими из Европы. Однако здесь же писатель подчеркивает и неестественность - наигранные улыбки, равнодушные лица. С другой стороны, Толстой представляет читателю отдельных членов общества - благородных и чутких. Это Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.

Не менее остро проблема взаимодействия человека и социума поставлена в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный персонаж романа - это настоящий гений, который смог написать шедевр. Однако после того, как Мастер написал книгу, он не получает признания - наоборот, подвергается гонениям. Полные ярости рецензии он получает от псевдописателей из МАССОЛИТа. В итоге общество заставляет Мастера уничтожить свое произведение. Он перестает быть частью этого скверного общества и находит умиротворение в любви к Маргарите.

В сочинении можно упомянуть и о безрадостном мире, описанном А. И. Солженицыным в его романе «Один день Ивана Денисовича». У людей больше нет имен - есть только порядковый лагерный номер. Жизнь отдельного человека утратила свою ценность, а повадки жителей лагеря становятся все в большей степени похожими на звериные - все, о чем они размышляют, - это удовлетворение насущных потребностей. Но Иван Денисович не желает превращаться из человека в животное, оставаясь способным на проявление сочувствия к ближнему. Его противоположностью являются надзиратели лагеря, которые превратили заключенных в настоящих рабов. Нарушая человеческие законы, они сами себя исключают из общества.

Роль личности в истории

В истории было немало великих людей, благодаря которым происходил научно-технический прогресс, политические преобразования. Иногда роль одного человека в судьбах миллионов людей трудно переоценить. Например, благодаря действиям по координации усилий разных стран, которые предпринимал Уинстон Черчилль, была завершена Вторая мировая война. Благодаря Александру Флемингу, открывшему пенициллин, человечество теперь не безоружно перед инфекционными заболеваниями. Такой может быть роль человека в обществе. Сочинение школьника может содержать и другие примеры из истории, когда действия одного человека оказывались спасительными для его народа или даже всего мира.

Топорова Екатерина Алексеевна

Мы все такие разные. Между нами нет полного сходства, мы все имеем что-то особенное, подчеркивающее нашу индивидуальность.

Что же такое индивидуальность?

Скачать:

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский техникум – интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Эссе

Как не потерять свою индивидуальность в современном мире?

2016

Мы все такие разные. Между нами нет полного сходства, мы все имеем что-то особенное, подчеркивающее нашу индивидуальность.

Что же такое индивидуальность? За ответом я обратилась к психологическому словарю. Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. Это научное определение я понимаю так: индивидуальность - это то, что делает человека особенным среди других. Хорошо подходит высказывание: «В единственном экземпляре!»

В современном мире большинство людей подстраиваются друг под друга, для того, чтобы сохранить хорошие отношения, понравиться, продвинуться по карьерной лестнице, заработать мнимый авторитет… Тем самым, люди нередко, загоняют себя в рамки определенного стандарта, требуемого окружением, наступают на горло собственной индивидуальности, а нередко, и убивают ее в себе. Потому так часто хочется все делать одному: и жить одному, и работать одному, чтобы ни под кого не подстраиваться и никого не ублажать.

Мы живем в свое время: мобильное, жёсткое, с высокой степенью конкуренции. На мой счет, замечательно, что у нас есть выбор: один (одна) или вместе с кем-либо. Можно открыть свое дело, и продвигая его, развиваться, расти самому. Великим помощником в достижении поставленной цели будет такая важная личностная черта как упорство. Многие люди могут назвать эту индивидуальную черту по-другому: упрямством. А твое стремление реализовать себя – хапужничеством. Так, что же сейчас смотреть на других, боясь чужого мнения, подавлять себя, свои стремления, желания? Позволяя манипулировать собой, мы теряем шанс быть собой и прожить свою жизнь. Ведь для чего-то каждый на этот свет родился?! Уж, точно, не для того, чтобы быть похожим на кого-то и по чьим-то советам жить. У каждого свой путь и свое предназначение. Мешать человеку реализовать себя - это как мешать ему дышать. Не зря же выражение есть «наступить на горло». Очень точное сравнение.

Но это не значит, что соединившись с другими, обязательно теряешь свою индивидуальность. Все зависит от способа соединения. Например, возьмем сотрудничество. При таком способе взаимодействия индивидуальность только усиливается и расширяется. Люди учатся принимать друг друга такими, какими они есть. А значит, понимать и находить пути совместного взаимодействия. Первый шаг: заметь индивидуальную особенность человека! Для этого, иногда, надо снять с себя «шапку Мономаха», выйти из комфортного состояния себялюбия и принятия только своего Я.

Как это сделать? Да очень просто! Нужно просто научиться в других людях видеть хорошее. Ну, вот нисколько не страдает моя индивидуальность, когда я восхищаюсь другими людьми! И знаете что обнаружила? Что в каждом из нас есть своя изюминка, есть чем восхищаться. Когда смотришь на человека с точки зрения «что в нем хорошего», а не с точки зрения «что в нем плохого», то узнаешь много нового, чего раньше не знал. Потому что уши не заложены пробками превентивной критики, и глаза не закрыты очками с таким же названием.

Когда стала практиковать такое отношение к людям, то мне стало намного комфортнее жить. Хороших людей стало в разы больше вокруг. И еще - не нужно было ни от кого защищаться и тратить на мнимую «борьбу» драгоценные силы. Для более приятных занятий получилось их сохранить и применить. У меня появилось больше добрых знакомых и настоящих друзей.

Хотя, сначала непросто было. Усилием воли затыкала себя, когда хотелось влезть с непрошеным советом или показать, что я знаю что-то лучше, когда меня об этом не спрашивали. На собственных ошибках поняла, что совет хорош только тогда, когда его просят. Когда советуешь и показываешь свою крутость, то другой человек закрывается, начинает защищать свою индивидуальность. Так у меня получилась некая теория обязательной толерантности в индивидуальности, которую я понимаю так: относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Так уж сложилось, что стереотипы общества, в котором мы живем, так или иначе, влияют на каждого из нас. Каждый человек подвержен их влиянию. Людям легче всего повторить что-то, чем сделать что-либо по-другому, не так как все. Ведь так проще, быть таким как все, не нужно изобретать велосипед и выделяться на фоне других. Так комфортно. Но при такой сомнительной зоне комфорта люди теряют самое главное – свою индивидуальность.

Наше внутреннее я, оно как ребенок, растет, развивается и в один день, его нужно просто выпустить. Но тут появляется преграда – мнение социума, его критика, стереотипы, возражения. Особенно сильно это проявляется, когда человек начинает выходить на новый , развития, самосовершенствования. Например, Вы решили работать удаленно. А Ваши друзья, знакомые, соседи, одноклассники, ну попросту абсолютно все, твердят Вам, что вы занимаетесь ерундой. Родственники говорят Вам, что Вы позорите семью, в которой абсолютно все и всегда были врачами, а вы не хотите продолжить семейную традицию. Почему-то принято считать в обществе, что Вы кому-то что-то должны. Как будто мы уже рождены с долгами и обязанностями перед кем-то.

В современном мире, очень важно все время быть в развитии, движении. В наше время очень много возможностей, как для личного развития, так и для работы. И ничье мнение Вас никогда не должно останавливать. Стадные инстинкты присущи слабым, безынициативным и ленивым людям, которым хорошо живется в своем мирке. Такие люди всегда будут говорить Вам, что так принято, так надо, так заведено и т.д. Потому что по-другому они мыслить уже не могут, т.к. все время стоят на одном месте.

Если Вы хотите узнать, как на нас влияют стереотипы общества, в частности, явление «стадный инстинкт», тогда прочитайте эту историю:

Заключение

Как видите, все люди, так или иначе поддаются влиянию социума. Это заложено в нас генетически. Но, это не означает, что мы должны принять это как должное и существовать наравне со всеми. Каждый человек индивидуален. Каждый из нас - личность. Поэтому, постоянно проявляя свою индивидуальность, свою точку зрения, свои мысли – Вы тем самым даете себе самовыразиться и идти впереди всех тех, кто вечно чем-то недоволен и только критикует других. Стереотипы общества – это сильное клеймо, от которого нужно быстрее избавляться. на других, но никак на Вас. И самое главное, надо всегда стараться окружать себя единомышленниками, людьми, с которыми Вы вместе развиваетесь .

Человек – социальное создание. И потому не может жить вне общества, но не считаться с окружающими его людьми, с традициями общества, в котором он вращается, он тоже не может. Но дело в том, что ему часто приходится подчиняться законам (не всегда совершенным) своего мирка, что часто приводит к утрате индивидуальности. Он перестаёт быть особенным, самим собой. Становясь частью своего окружения, он становится таким, как все. Общество медленно, но верно убивает в нас собственное «я», подменяя его "мы". Почему же так важно сохранять свою индивидуальность? Прежде всего по-тому, что общество, в котором нет места личностям, то есть индивидуумам, обречено на вечный застой.

Ведь мир изменяют творческие, свободные личности.

В качестве первого аргумента я хотел бы привести господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа И.А.Бунина. Перед нами человек, который, достиг высокого материального уровня, к которому стремился всю жизнь. Зачем? Чтобы иметь возможность насладиться жизнью. И в пятьдесят восемь лет он начинает «жить», причем делает это так, как все те, кого он некогда взял себе за образец. Он занимает лучшие апартаменты на знаменитом пароходе «Атлантида», посещает те города, куда стекается отборное общество, он подчиняется тому образу жизни, который ведет свет. Ест по часам, одевается, как принято, курит сигары «до малиновой красноты»- как все. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Почему человеку важно сохранять индивидуальность?

Он настолько безлик, что автор лишил его имени, хотя господин -главный герой данного рассказа. Когда он умирает, никто не замечает этого, кроме жены и дочери. Никто не пожалел о его уходе, так как этот человек не оставил после себя никакой памяти. Не принёс никому пользы. Да и как личность он умер задолго до своей физической гибели. Автор показал нам, насколько ничтожны власть и богатство перед лицом смерти.

В качестве второго примера я приведу доктора Старцева, героя рассказа "Ионыч" Чехова. Доктор Старцев совсем как господин из Сан-Франциско за десять лет жизни в городе С. безвозвратно утратил своё имя Дмитрий, и стал Ионычем. Некогда веселый, образованный, радующийся жизни человек благородной профессии превратился в бесчувственного идола, которому нет никакого дела до своих больных. Он перестал петь, не получает наслаждения от прогулок, его интересуют только деньги. А самое сокровенное и важное - чувство любви, которое он испытывал к Екатерине Ивановне, скрылось под толстой коркой алчности. Он убил в себе своё «я» и стал как многие обыватели в этом городе, капитулировав перед обществом. Он утратил себя как индивидуума. И значит не выполнил своей миссии – лечить простых людей.

Таким образом, и господин из Сан-Франциско А.И.Бунина, и Ионыч А.П.Чехова, являются наглядным примерам людей, безвозвратно потерявших себя как личность. Очень важно не терять свои идеалы и убеждения (что произошло с земским доктором Дмитрием Старцевым) и жить во имя высокой цели (которой не было у господина из Сан-Франциско) . Ведь только индивидуальность каждого из нас может обеспечивать движение вперёд в развитии общества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -