Образ жизни штольца цитаты. Противопоставление обломова и штольца в романе гончарова сочинение

Квартира, кабинет и диван Ильи Ильича Обломова являются важными деталями в романе "Обломов" Гончарова. В этой статье представлено описание квартиры и кабинета Обломова в романе "Обломов": описание интерьера, комнат, дивана и т.д.

Квартира Обломова на Гороховой улице

Квартира Обломова расположена в большом, многоквартирном доме в центре Петербурга на Гороховой улице. Обломов уже 8 лет снимает эту квартиру:

"...В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город..."
"...Ведь восемь лет жил на квартире..."

Квартира находится на 2-ом этаже дома и состоит из 4 комнат. Однако Обломов проводит все свое время в одной комнате, а в остальных трех комнатах мебель покрыта чехлами:

"...Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома..."
"...У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал [...] В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены..."

Обломову нравится его квартира тем, что она сухая, теплая и спокойная. А покой для Обломова - это самое главное:

"...Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится..."

Квартира Обломова выглядит безжизненно, как и сам хозяин:

"...можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия..."


В квартире Обломова грязно и пыльно:

"...пыль везде – ну, мерзость!.."
"...Я иногда даже вижу клопа на стене!.."
"...У меня и блохи есть! – равнодушно отозвался Захар..."

В шкафах годами хранится изношенная одежда Обломова. В углу можно найти кучу хлебных корок:

"...как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму..."


Кабинет Обломова

Одна из комнат в квартире Обломова служим ему одновременно кабинетом, спальней и приемной:

"...он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной..."


Кабинет Обломова - запущенный и небрежный, как и сам хозяин. В этой комнате повсюду видна пыль и паутина:

"...пыли то, грязи то, Боже мой! Вон, вон, погляди ка в углах то..."
"...вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью..."
"...А пыль по стенам, а паутина?.. – говорил Обломов, указывая на стены..."
"...Волков, глядя, куда бы положить шляпу, и, видя везде пыль, не положил никуда..."

Окна в кабинете грязные, из-за чего в окно не видно солнце и любой день кажется пасмурным:

"...Пасмурно оттого, что у вас окошки то с которых пор не мыты? Грязи то, грязи на них! Зги Божией не видно, да и одна штора почти совсем опущена..."

Интерьер в кабинете Обломова выглядит красиво. Но при этом заметно, что мебель и другие вещи подобраны без души, для приличия:

"...Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною..."
"...только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет..."

Описание интерьера и мебели в кабинете Обломова

Автор дает детальное описание кабинета Обломова, его мебели и интерьера:

"...в Гороховой улице, в запыленной комнате, с опущенными шторами..."
"...Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей..."
"...Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи..."
"...По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка..."
"...На этажерках, правда, лежали две три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха..."
"...несколько дрянных картин, которые навязал ему какой-то покровитель бедных артистов; сам поправил штору, которая давно не поднималась..."

В романе также упоминаются еще несколько предметов мебели в кабинете Обломова:

"...Обломов [...] перейдя на большое кресло, опустился в него..."
"...Захар взял со столика помаду, гребенку и щетки..."
"...ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит..."

Захар поломал почти все вещи в комнате Обломова из-за неуклюжести:

"...У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. Он свою способность брать в руки вещь прилагает ко всем вещам одинаково, не делая никакого различия в способе обращения с той или другой вещью..."

В романе нет точного описания дома Штольца. Портрет Штольца дан по контрасту с портретом Обломова. И контраст этот в определенности, четкости линий и красок.

"Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные" .

Лейтмотив этого портрета – движение. Штольц прагматичен, деловит: он служит, занимается делами, участвует "в какой-то компании" .

"Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть" .

В образе Штольца писатель подчеркивает рационализм, умственное начало:

"кажется, и печалями и радостями он управлял как движением рук" ,
"он распускал зонтик, пока шел дождь" ,
"страдал, пока длилась скорбь" ,
"радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком" .

Больше всего же Штольц боялся "воображения" , "всякой мечты" .

Таким образом, Штольц представлен в романе не только как внешний антипод Обломова, но и антипод его по своим внутренним качествам.

Илья Обломов и Андрей Штольц – близкие приятели с детства. Они очень разные внешне и по характеру, но колоссальные различия между ними не мешают их дружбе.

С раннего детства они получали разное воспитание и образование. Илья был энергичным и веселым ребенком, но воспитывали его как настоящего потомственного дворянина, его родители воспитали в нем ценность отдыха, покоя и сна. Учился он только ради получения аттестата.

Воспитание же Штольца занимался его отец немец, который считал, что важно усердно работать и много заниматься. Он воспитал сына, привив ему тягу к знаниям, умение много и усердно трудиться, целеустремленность, аккуратность и серьезность.

Внешность Обломова и Штольца кардинально отличается друг от друга. Обломов выглядел изнеженно, у него была мягкая белая кожа, он был упитанным. Весь его образ создавал впечатление человека мягкого и добросердечного. Штольц же напротив, как будто весь состоял из мышц и мускулов. Он контролировал каждый свой мускул, каждое движение, как и каждую свою эмоцию. Если Обломов мог расчувствоваться от поэзии или музыкального произведения, Штольцу это было крайне несвойственно. Внешний вид Андрея Штольца показывает читателям умение контролировать себя, свои действия, поступки и мысли, строгость, аккуратность и целеустремленность человека.

Цели и жизненная позиция Андрея и Ильи кардинально отличались. Обломов стремился к покою и стабильности. Илья не терпел перемены в своей жизни, относился к ней достаточно пассивно и только мечтал о лучшем будущем. Илья Ильич строил планы, но никогда не приводил их в исполнение. Штольц, напротив, был человеком дела. Андрей был очень амбициозным и уверенно шел к своей цели. Всю свою жизнь Штольц стремился к саморазвитию и работе. Он очень переживал за своего друга и всячески пытался ему помочь и поддержать, сказать, что так жить нельзя. Андрей очень любил своего друга и ценил его за его чистую душу.

В романе два героя, Илья Ильич и Андрей Штольц – разные натуры. Значительно отличается образ жизни обоих, цели и характеры. Штольц – человек действия, стремящийся вперед. Обломов же – натура мечтательная. Он ленив и способен только строить планы. Однако, действие – это не для него. Он привык жить в своем мире, в котором тихо и спокойно и ничто не мешает мечтать.

Не смотря на эти особенности друг друга, – они друзья. Штольц способен вытянуть Илью в свет. В свое время, он значительно помог ему. Эти два разных человека отлично дополняют друг друга.

Образ жизни они ведут соответственный полученному воспитанию. Андрей воспитывался отцом так, чтобы, начав самостоятельную жизнь, он мог сам проторить себе дорогу в будущее, стремился к успехам, не боялся нового. В их семье не редкостью были гости, веселье.

Илья Ильич же рос совсем иначе. Еще с детства ему была привита эта мечтательность и лень. А шумные и веселые компании в его семье не собирались. «Обломовщина» - собирательный образ. Это тишина и покой. Это – все сложившееся и обыденное.

Когда Гончаров создавал этот роман, жителей страны и можно было условно разделить на «штольцев» и «обломовых». Первые – стремились к новому, полностью стараясь перестроить сложившиеся уклады жизни. Вторые – это консерваторы, не желающие расставаться со старым и привычным. И отражение свое нашли эти общественные перемены в романе, в противопоставлении в нем главных героев друг другу.

Еще, смысл их сравнения можно понять и так, что не возможно быть полноценной личностью, или, если брать шире - обществом, когда развитие идет только в одну сторону. Это хорошо видно из того, как эти разные люди дополняют один другого. Стремление к новому не должно полностью отвергать того, что уже укоренилось. А то, в свою очередь, не должно стоять на месте, а должно развиваться с новыми качествами и в новых направлениях.

Противопоставление Обломова и Штольца сочинение рассуждение

Гончаров писал свой роман «Обломов» в момент, переломный для русской общественности. Переломность момента заключалась в том, что старые устои рушились, а им на смену приходили новые европоориентированные ценности.

Принцип описанного перелома лег в основу произведения Ивана Гончарова. Автор описывает двух героев с полярной системой ценностей. Но этих героев он помещает в одинаковые условия и наблюдает, что в результате получится.

Прием антитезы лежит в характеристике главных героев: Ильи Обломова и Андрея Штольца.

Сначала обратимся к образу Обломова.

Илья Ильич – это ленивый человек, предающийся мечтам. Эти качества он перенял от своих родственников и всего уклада жизни родового поместья его Обломовки.

Жизнь в Обломовке была очень размеренной, неспешной. Жизнь текла естественным путем, то есть от рождения до смерти.

Маленький Обломов любил слушать рассказы своей няни о разных диковинных существах, о богатырях. Эти рассказы сложили основу его мировосприятия, именно поэтому мечтательность и отрешенность от реальных событий и присутствовала в его взрослой жизни. Именно мечтательность сделала его неспособным, приспособится к активной жизни.

Второй персонаж – это Андрей Штольц. Он рос и формировался совершенно в иных условиях, нежели Илья Ильич. Отец Штольца немец. А немцы – это практичные и активные люди. Отец приучал Андрея к труду с раннего возраста, для того, чтобы достигнув совершеннолетия, его сын оказался конкурентоспособным человеком.

Если вернуться к историческим предпосылкам романа «Обломов», то можно сказать, что старый мир – это Обломовка, а новая жизнь – это дом Штольца.

Прием противопоставления Иван Александрович использует не только для описания внешности и привычек своих героев. Также антитезу он использует, чтобы показать проявления чувств и у Андрея и у Ильи.

В жизни Ильи Ильича было две женщины. Первой была Ильинская Ольга. И любовь к этой даме была скоротечной и всеобъемлющей. Союз с Ольгой был невозможен по причине идеализации партнеров. Они старались не обращать внимания на недостатки друг друга. Также Ольга старалась изменить уклад жизни Ильи Ильича, а ему ничего менять в своей жизни не хотелось, даже ради любимой женщины.

Вторая женщина в жизни Обломова – это Агафья Пшеницына. Агафья принимает Илью таким, какой он есть. Такой расклад вещей его полностью устраивает.

Если взглянуть на отношения Ольги Ильинской и Андрея Штольца, то увидим совершенно другой расклад. Это две деятельных натуры, которые как нельзя лучше подходят друг другу. Их отношения связывает крепкая дружба, полное взаимопонимание, уважение к личности партнера.

В их отношениях не превалируют чувства, так это должно и быть, потому что каждый из них предъявляет высокие требования к партнеру и сам тоже должен расти до его уровня.

Таким образом, Андрей Штольц и Илья Обломов противопоставлены друг другу. Но в то же время они гармонично дополняют друг друга, как черное и белое.


Сейчас читают:

  • Образ Хлестакова в комедии Ревизор сочинение 8 класс

    История этого произведения насчитывает без малого двести лет, а проблемы общества, затронутые в ней актуальны и по сей день. Как удалось Гоголю создать пьесу, сюжет и герои которой не устаревают

  • Сочинение Любовная лирика Лермонтова 9 класс

    Теме любви в творчестве любого автора, как правило, уделяется достаточно времени и внимания. Молодой Лермонтов посвятил свыше двадцати стихотворений своим прекрасным подругам. Он подробно описывает свои взаимоотношения с ними - вероломство и измена,

  • Осень. Произносишь это слово, и сразу же хочется непроизвольно дополнить – золотая. Почему? Да потому что просто достаточно выйти на прогулку и оглянуться вокруг. Особенно ярко выражен золотой облик осени в парках и лесах в яркие солнечные дни.

  • Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 класс

    Этот удивительны и очень талантливый художник, все время обращается к русскому народному творчеству, так как в его работах это очень хорошо прослеживается. Картина «Снегурочка», является тому подтверждением,

  • Сочинение по картине Мещерского У лесного озера

    Вчера мы с родителями ездили в московскую галерею «Риджин». На выставке было много картин разных русских художников. Мне и папе приглянулось творение А.И. Мещерского «У лесного озера», которое выглядело необычно и сильно

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 6 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,

Выдающийся русский писатель-классик Иван Александрович Гончаров в замысле романа «Обломов» образ Штольца изображал по-особенному. Исчерпывающе четко это выразил литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Идея образа, по его мнению, - новый человек, способный указать современникам «что делать». Член-корреспондент Петербуржской Академии наук Гончаров на протяжении десяти лет тщательно, шаг за шагом писал роман, в котором решал сверхзадачу. Было очевидно, что с заменой феодальных устоев общества на буржуазные дворянство окончательно утратило свой ореол прогрессивности.

Новый "герой нашего времени"?

Современники писателя уже не видели ни в пушкинском образе дворянина Евгения Онегина, ни в лермонтовском образе Григория Александровича Печорина светочей для подражания. Эти герои стали литературно-историческими. В русской культуре образовалась явная, незаполненная ничем никем ниша. Историей, да и интересами развития общества был востребован новый проницательный взгляд, свежие идеи. В XIX веке появилась новая общественная прослойка людей - разночинцы. Не имея наследственной «голубой крови», эти люди были блестяще образованы, потрясающе работоспособны, внедрялись во все сферы общественного развития и двигали их. Именно таким героем, способным аргументировано сказать соотечественникам «вперед», стал образ Штольца в романе «Обломов».


Гончаров с максимальной четкостью, просто таки рельефно отобразил в нем те новые качества, которые принципиально отличали его от Онегина и Печорина. При этом классик указывает на просто-таки «генетические» его отличия: различны идеалы, устремленность, активность, ценности личности. Вот и показывает это Иван Алесандрович происхождением Штольца. Его отец Иван Богданович Штольц приехал в России и служит приказчиком, управляя поместьем. здравомыслящий. Мать Андрея - образованная русская дама, человек тонкого душевного склада, принадлежащая к небогатому сословию. Образ Штольца в романе «Обломов» показателен. Гончаров таким образом «лепит» сущность человека будущего из немецкой четко направленной образованности, целеустремленности, деловитости, активности и русского духовного мира (Андрей Штольц - православный), открытости и душевности по отношению к друзьям, склонности к сообразованию домашнего уклада «по русскому типажу».

Штольц - активный член общества

Андрей Штольц благодаря своему первому учителю - отцу получил вместе с начальным образованием главное: Затем -университетское образование. Потом - совершил блестящую карьеру (причем еще до 32-33 лет). Мы узнаем, что согласно табеля о рангах, ее результат эквивалентен чину полковника в юридической сфере. Образ Штольца в романе «Обломов» - это одновременно и юрист, и бизнесмен. Он за несколько лет удесятеряет отцовский капитал. Выйдя на пенсию, он успешен и в коммерческой деятельности, умело представляя торговую компанию и в странах Западной Европы, и в самой России. Более того, о том, что Штольца привлекают к разработке проектов, свидетельствует тот факт, что коллеги прислушиваются к его мыслям и предложениям.

Штольц ценит дружбу, семейные отношения

Кроме деловых качеств Андрей Иванович - верный друг. Он не бросает на произвол Помогает практически, не советами, говорильней. Ему удается буквально вытащить лентяя и лежебоку из петербуржской квартиры, чтобы тот видел людей, общался, нашел женщину, которая бы изменила его жизнь. На первых порах, казалось бы, план Штольца сработал: Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую. У нее также возникла ответные эмоции. Однако едва проросшую любовь нужно, как дерево, поливать не только движениями души, но и добрыми, романтическими поступками и делами. А вот как раз на это Илья Ильич оказался неспособным. Все усилия Андрея Ивановича, направленные на обустройство жизни товарища, оказываются тщетными. Разочарована и Ольга. Андрей Иванович, увидев богатство души и осознав глубину духовного мира женщины, женится на Ольге. Когда же Обломов умирает от болезни, супруги Штольцы берут на воспитание его сына Андрюшу.

Критика образа Штольца

Однако крупные русские писатели и критики, в том числе Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение работой Гончарова, остро критиковали образ Штольца в романе «Обломов». Они усматривали, что этот персонаж фактически не служит развитию и идеалам России, вся его деятельность направлена на свое личное благосостояние. Он -индивидуалист, строящий свои теории и не прислушивающийся к другим. «Такие люди не смогут спасти Отечество», - таков суровый вердикт классиков. Кстати, Гончаров сам признал, что идеи, лежащие в основе этого образа, остались неосуществленными.

Выводы

Однако не стоит забывать, что время Гончарова было временем титанов от литературы. Его труд оценивали настоящие классики по самым высоким критериям. Поэтому правильно было бы подвести итог вышесказанному следующим Ивановича Штольца органично вплетается в сюжет, он изящно оттеняет собой Илью Обломова. Гончаровская игра на контрастах между образами Обломова и Штольца заставляла и заставляет многих людей задуматься и переоценить свою жизнь. Кроме того, это самый знаменитый роман классика. Поэтому самая большая творческая удача, которую достиг писатель Гончаров - «Обломов». Образ Штольца играет роль добротного контраста для главного героя - одного из самых непревзойденых «ленивцев» во всей мировой литературе.