Тяжелые тучи обложили небо налетел порывистый ветер. Разработка урока по русскому языку "сложные предложения с различными видами связи"

ТУЧА, -и, ж. 1. Большое, обычно темное густое облако, несущее дождь, снег или град. Грозовая то. Тучи собрались (сгустились, нависли) над кем-н. (перен.: о грозящей беде, неприятности). Как то. кто-н. (мрачен, гневен). 2. перен., чего. Множество, густая движущаяся масса. Т. стрел. Тучи мух. Саранча налетела тучей. * Туча тучей (разг.) - о человеке: мрачен и гневен. || уменьш. тучка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. тучевой, -ая, -ое (к 1 знач.).


Смотреть значение ТУЧА в других словарях

Туча — ж. (тук, тучный) что-либо огромное, пухлое, тучное, громоздкое, объемистое и рыхлое, составное, сборное; куча. Стога, скирды, клади тучами стоят. Трава в лугах туча тучей.........
Толковый словарь Даля

Туча — Чаще употр. во мн. числе.
О размере, отдаленности от земли, положении в пространстве.
Большая, быстрая, высокая, громадная, крутая, летучая, нависшая, неподвижная,........
Словарь эпитетов

Туча Ж. — 1. Большое, густое, темное облако, приносящее дождь, град, снег. // Летучая масса чего-л., видом напоминающая такое облако. 2. разг..Употр. при указании на неопределенно большое........
Толковый словарь Ефремовой

Туча-тучей Прил. — 1. Очень мрачный, хмурый.
Толковый словарь Ефремовой

Туча — -и; ж.
1. Большое, обычно тёмное облако, несущее дождь, град, снег. Тяжёлые, свинцовые тучи. Тучи обложили небо. Грозовая т. Тучи скрыли солнце. Спустились, собрались тучи........
Толковый словарь Кузнецова

Туча — ТУЧИН ТУЧКОВ ТУЧНОЛОБОВ ТУШИН ТУШНОВ ТУШЕВ ТУШОВ
, Тучко, Туша - так называли тучных, полных людей. Тушной (тучной) - тучный. (Ф) Тушин. Первоначально - отчество от........
Словарь русских фамилий

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Проверочные работы

по русскому языку


в 4 классе

подготовила

учитель начальных классов

Таранина Жанна Николаевна

п. Новокумский

2013

Сложное предложение

Работа № 1

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

__________________________________________________________________

3. Замените сложное предложение простыми.

Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.

Работа № 2

1. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Спишите.Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.

3. Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные члены предложения.

Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.

Из-за сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет праздник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из трёх сложных.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 4

1. Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО. Наступила весна. На пригорках показались подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась. Ребята собирались в лес. Им помешал дождь. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

3. Выпишите предложение с однородными членами.

Солнце осветило поля и зелёные луга. Наступил вечер и в домах загорелись огни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5

1. Спишите. Союзы, которые соединяют однородные члены предложения, подчеркните одной чертой, а союзы, которые соединяют части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте, где нужно, запятые.

Снег переливался и на солнце горел огнём. Наступила осень и птицы стали готовиться к отлёту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение так, чтобы получилось простое предложение с однородными членами. На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ . 3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые. По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. Дождь прошёл и выглянуло солнце. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6

1. Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Запишите и подчеркните грамматическую основу. Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве.

Наступил июль стояла сильная жара.

Наступила осень и поредела на берёзках листва.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение.

Стоял жаркий день, и дети пошли на речку.

Там они купались, ныряли и играли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы 1. Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2011.

Источники иллюстраций 1. Подснежники: detkam.e-papa.ru

Варила,
гладила,
читала о мышах,
сменила то,
что названо постелью,
умыла фикус,
чтобы не зачах,
кормила мужа —
в общем, с той же целью.

Купила сахар,
масло и вино,
искала фото,
вспомнила из детства…

В окно смотрела —
чёрт, уже темно!
И в зеркало —
из чистого эстетства.

Крутила кудри
на карандашах,
сменила мысль
с практичной —
на шальную,
вновь
перед сном
читала о мышах
летучих —
где живут
и как зимуют.

А ночь за окном
движется,
мерцает,
блестит в лужицах.
Деревья стоят — ижицы.
И тучи висят — тужатся.
И вот уже ночь
крапает,
по стёклам течет
слёзками.
По чёрному
процарапаны
пунктиры пути
берёзками.

Это касание
через ты
через тысячу километров
в небесах
в небе ах
ни единого облака блоком ему
я южнее
оно же нежнее
листа в конверте
слов листа
словно птах
в небе сам
в поле сам
и по тайным местам
по лесам
тень его
пролетит
приземлится
прикасанием тихим
уже не круженьем-птицей
будет
перьев нежнее
опавших
бледней лепестков
под порывом
не ветра
руки
по касанью висков
это знак
это знание что
прикоснуться смогу
уходя
уходящего поздно
ко сну
на снегу
так устал
и такого устало
уютно так спящего
без меня
безмятежно
у жизни
о жизни
просящего
не в тщете
нищете
не пропавшего
насовсем
не со мной
не совсем же
пропащего
между
тем

серым снегом
белым светом
начат день

думы лета
в руки веток
тонко вдень

Жизнь прореха
кто уехал
кто ушёл

Не до плача
не до смеха
хорошо

снегу таять
ветру веять
солнцу греть

Спать до марта
жить до мая

не стареть

Хорошего — понемножку,
а прочего — выше крыши!
На выбор есть крылья, рожки...
А Бог — ной, не ной! — не слышит.

Ковчег, на волне качаясь,
баюкает спящих тварей.
Им всем для тепла ночами —
ах, счастье! — дано по паре.

Иное — для человеков.
Да с них и побольше спроса.
Им мелочи есть — в утеху,
а судьбы даны — торосы.

Поэту несут морошку,
полковнику кто-то пишет...
Хорошего — понемножку,
а прочего — выше крыши!

…а быт и суета несокрушимы
так трудится стиральная машина
как будто в стирке — помыслы мои
висят прищепки
сохнут соловьи
и в сумерках коньячного оттенка
из пены дня рождается нетленка

Забытые Богом,
но им береженые
вы снова сидите
за круглым столом
пришли в гости дети
с мужьями и жёнами.
Бывало так раньше,
и будет потом.

Ты скрутишь лошадку
из проволоки внуку,
ты выпьешь немного,
немного поешь,
улыбку наденешь...
Жизнь — странная штука:
даря вдохновенья,
не дарит надежд.

А дети устанут,
начнут собираться,
и сонны их жены,
и сыты мужья.
Часов двадцать два,
да и лет уж — за двадцать,
как ты наблюдаешь,
явленье "семья".

И кошка, спасаясь
от бойкого внука,
запрячется в угол,
в уютный бедлам...
Жизнь — взрослая штука,
жизнь — странная штука,
в ней быта и света
всегда пополам.

плывущие рыбы
не знают о ветре —
ведь он над водой

молчащие люди
забыли о ветре —
есть чай и костёр

лишь помнят о ветре
сидящие птицы —
им скоро лететь

упасть на белое, льняное
упасть в траву
уйти в дневное как в ночное
живу

Алёна Самсонова. Сценарист, драматург, редактор. Состоит в Гильдии сценаристов кино и телевидения и в Союзе кинематографистов России. В настоящее время пишет сценарии анимационных фильмов для Анимационной студии "Паровоз" (Москва) и Студии анимации Петербург" (Спб). Публиковалась в изданиях Самары, Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы. Автор трёх пьес, поставлены в театре "СамАрт" (г.Самара). В 2015 году выпустила стихотворный сборник "Несносная осень" и книгу с текстами пьес "Принц Хохолок и другие". В 2017 году выпустила стихотворный сборник "Обетованная зима".

Тяжёлые тучи – свинцовым забралом
Огромным массивом, сгустившийся дым
Нездешняя сила их вместе собрала
Бесчисленным войском лилово-седым

Дождями они никогда не прольются
Получен незримый зовущий приказ
По небу размеренным маршем несутся
Ветра оседлали в предутренний час

В порыве безУдержном, мыслью единой
За чёрною ночью, за бездной из снов
Влекомые волею неодолимой
Не в силах замедлить своих скакунов

Ни разу не видя, как Солнце вставало
Не зная, что есть красота и покой
И суть их – война, без конца, без начала
Их жизнь – это битва, сражение, бой!

Умчались несметные орды на запад
Их рваные клочья стремятся вослед
А Солнце слегка пошутило – внезапно
Вдогонку раскрасив их в розовый цвет

Фото из интернета

Рецензии

Стихи красивые, с глубоким смыслом. Очень хороший - нежно-оптимистический конец. Красивый образ туч - "свинцовым забралом". Правда, ему несколько противоречит определение "бесплотным, как дым"... Впрочем, это стихи никак не портит. СПАСБО, МИРОЧКА, ПОНРАВИЛОСЬ!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.