Погружаемся в интересный мир пособие для учащихся. Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения

- 157.98 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. П. ШАМЯКИНА»

Филологический факультет

Кафедра русского языка

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК СПОСОБ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ОРФОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ)

Курсовая работа по методике преподавания

русского языка

Исполнитель: Дашкевич Елена

студентка 4 курса, 1 группы,

дневной формы получения

высшего образования

Научный руководитель: Боженко Любовь Николаевна,

кандидат филол. наук, доцент

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ…………………………………………………… …………

1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе……………………………… ………………………………………….

1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….

2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……

2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……… ……………..

2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конспект факультативного занятия на тему: Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание…..

ВВЕДЕНИЕ

Современный учебный процесс в школе осуществляется в таких формах, как урок, факультативные занятия, внеклассная работа. Факультативные занятия в современной школе являются такими же обязательными, как и уроки.

Они проводятся по разным предметам как форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся, как средство осуществления дифференцированного, личностно ориентированного обучения и развития интереса к изучаемому предмету.

С 2010 года все факультативы по предметам в Республике Беларусь проводятся по тематике и программам, утвержденным Министерством образования. Их разработали ученые и преподаватели высших учебных заведений, они же написали программы, пособия для учителей и учащихся.

Для полноценной подготовки к будущей педагогической работе учителя-словесника студентам необходимо знать всё о современных факультативах по русскому языку, поэтому данная тема является актуальной и практически значимой. Отметим, что данная тема никак не представлена в учебной литературе по предмету , , .

Объектом изучения в данной курсовой работе являются факультативы как вид учебной работы по русскому языку в условиях отсутствия профильных классов.

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить вопрос о факультативах как форме учебных занятий и выяснить их место в учебном процессе;

2) познакомиться с факультативами по русскому языку и их методическим обеспечением;

3) проанализировать содержания факультативов по орфографии;

4) критически оценить содержание факультатива для 6 класса «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов»;

5) разработать конспект одного факультативного занятия на тему «Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание».

Методической основой для данной курсовой работы являются официальные документы, регламентирующие организацию и внедрение в учебный процесс факультативных занятий; публикации авторов – разработчиков концепции проведения факультативных занятий по русскому языку, программ и методических материалов для учителей и учащихся по орфографии русского языка. Для решения третьей и четвертой задач мы использовали анализ, сравнение, сопоставление, морфемный, словообразовательный и орфографический разборы.

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА

ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе

Факультативный курс, или факультативный предмет (фр. facultatif – от лат. facultas - «возможность»), – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).

Современные факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от мероприятий внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее преподаватель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения.

Работая с относительно небольшим числом 10–15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся.

Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.

Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: десятибалльная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.

В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по предметам. В отличие от внеклассной работы, факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основных предметов. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов учащихся.

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10–15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения преподавателя и учащихся. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения.

Лекция преподавателя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию.

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Учащиеся выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий.

Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя по общим проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учащихся. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учащихся нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать творческие способности учащихся.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3–5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность.

Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.

Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

страница 1

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов

Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения

VI класс

Автор Т. А. Дикун , доцент кафедры культуры речи и межкультурных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

Минск, 2009

Пояснительная записка
В соответствии со школьной программой орфография в V--VII классах изучается на основе линейно-распределительного принципа. Это значит, что изучение орфографии базируется на знаниях учащимися курса фонетики, лексики, словообразования, морфологии. Особенно важно овладение учащимися разделом «Состав слова и словообразование», так как не зная строения слова, учащийся не сможет правильно применять орфографические правила. Это вызвано тем, что из 71 орфографического правила (данные взяты из исследований С. И. Львовой), отобранных школьной программой для изучения, 51 требует частичного анализа состава слова или элементов словообразовательного анализа. Поэтому умение правильно производить морфемный анализ слова является необходимым для орфографически-грамотного письма. Так как учащиеся постоянно сталкиваются на практике с правописанием приставок (пре- /при-, до-, по-, пере-, в-, вз-, с- ), правописанием корней с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, с проверяемыми и непроверяемыми согласными, написанием букв ы, и в корнях слов после приставок на согласный, правописанием суффиксов имён существительных, суффиксов имен прилагательных, правописанием окончаний имён существительных, окончаний имён прилагательных, написанием местоимений и имён числительных, то знание закономерностей русского словообразования и умение определять общие значения словообразовательных морфем необходимы не только для уяснения грамматической системы русского языка, для обогащения словарного запаса учащихся, но и в значительной степени являются гарантом нормативности письменной речи.

Цель факультативных занятий: систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствование орфографических умений.

Задачи:


  • сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;

  • развить у учащихся умение видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия;

  • способствовать интенсивному развитию языкового чутья;

  • совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Программа факультативных занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку и рассчитана на 35 часов.

В основу программы положены принцип межуровневых и внутриуровневых связей, коммуникативный принцип, структурно-словообразовательный принцип.

ПРОГРАММА

(35 ч)
Повторение – мать учения (1 ч)

Слово сквозь лупу (31 ч)

Типы морфем и функции их в слове (2 ч)

Функции морфем в слове. Типы морфем: формообразовательные и словообразовательные

Зри в корень! (12 ч)

Корень - главная значимая часть слова. Однокоренные слова (1 ч) . Правописание корней с проверяемыми и с непроверяемыми гласными (1 ч) , с проверяемыми согласными, с непроверяемыми согласными (2 ч) ; написание букв ы-и в корнях слов после приставок на согласный (2 ч) , с чередующимися гласными о–а, и–е, а/я–им, а/я–ин (2 ч) . Написание букв ь и ъ (2 ч) . Пр авописание гласных после шипящих и ц в корне слова (1 ч) . Сложение основ. Написание сложных слов. Написание имён существительных с корнем пол-/полу (1 ч) .

Загадочная приставка (5 ч)

Приставка как значимая часть слова. Приставочный способ образования слов. Синонимичные приставки (1 ч) . Написание неизменяемых приставок, приставок на з–с (1 ч) . Правописание приставок пре-/при- (3 ч) .

Неутомимый труженик (8 ч)

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов (2 ч) . Суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы образования слов (2 ч). Правописание суффиксов имён существительных -ек-/-ик-, -чик-/-щик- ,-енк-/-инк-, -ец-/-иц-,-оньк-/-еньк- (2 ч). Правописание суффиксов имён прилагательных -к-/-ск-, -н-/-енн-, -онн-, написание о-ё в суффиксах имён прилагательных (2 ч) .

Таинственное окончание (5 ч)

Окончание как часть слова. Нулевое и материально выраженное окончание (1 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных (2 ч) . Правописание падежных окончаний имён числительных (2 ч) .

Последний звонок (2 ч)

Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ (обобщение). Правописания морфем (обобщение).

Способы деятельности . В процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».
Учебно-языковые умения по словообразованию : разграничение морфем и определение их в составе слова, выделение основы слова, окончания, нахождение в слове соединительной гласной; подбор к слову синонимичных и антонимичных морфем; подбор однокоренных слов, разграничение корней с чередующимися гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением, словообразовательный разбор и разбор слова по составу.

Учебно-языковые умения по орфографии: правописание неизменяемых приставок до-, по-, пере-, в-, вз-, с-, приставок пре-/при- ; корней с чередующимися гласными о – а, и – е, а/я – им, а/я – ин, корней , проверяемых и непроверяемых ударением, суффиксов существительных -ек-/-ик-, -чик-/ - щик-, -иц-/-ец-, -оньк-/ -еньк - , суффиксов имён прилагательных; написание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, сложных слов.

Коммуникативные умения и навыки: толкование лексического значения слова с опорой на морфемный анализ, использование синонимичных морфем для более точного выражения мысли; создание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, аргументирование доказательств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Курс носит дифференциально-систематический и практически направленный характер, т. е. должен обеспечить приобретение учащимися системы знаний.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено Принято Утверждаю

на методическом совете на педагогическом совете директор школы

протокол №___ протокол №____ Г.Г.Граховская

«__»____________201__г. «___»____________201___г. «___»___________201___г.

Рабочая программа курса по выбору «Учись писать грамотно»

Для учащихся 6«а»,6«б» классов (базовый уровень)

35 часов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утвержденными приказом от 17 декабря 2010 года,

на основании программы общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, учебного пособия Дикун Т.А. «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» - М.: 2010г. и публикаций в журнале «Русский язык в школе» за 2013-2015г.

Составлена учителем русского языка и литературы

Журавлевой Н. К.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 6 классов. Курс разработан на основе пособия для учителя и учащихся Дикун Т.А. «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» и публикаций в журнале «Русский язык в школе» за 2013-2015г..

Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача курса

Актуальность обусловлена, с одной стороны – необходимостью создания специальной системы нестандартных заданий по русскому языку в целях повышения орфографической грамотности, с другой стороны – недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка

Программа элективного курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностные:

Умение отстаивать свое мнение

Умение соотносить цели и результат

Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявлять познавательный интерес к происхождению слов.

Осознание ценностного отношения к полученным знаниям.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Метапредметные результаты

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Пользоваться словарями, справочниками;

Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Строить рассуждения

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Задавать вопросы.

Предметные результаты

Шестиклассник научится:

Находить в словах изученные в орфограммы

Находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Шестиклассник получит возможность научиться:

Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов

Объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем

Владеть приемом поморфемного письма.

Разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;

Анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);

Проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;

Определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д

Составлять свои задания по темам курса;

Правописание корней. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-. Употребление слов с иноязычными приставками. Правописание гласных в корне слов.Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением. Правописание согласных в корне слов. Сомнительная согласная; непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.

Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Правописание суффиксов. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

Н и нн в суффиксах прилагательных и существительных.

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных.

Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных в речи.

Правописание окончаний. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов.

Употребление букв ё(е) – о после шипящих и ц. употребление ь и ъ. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Чередование гласных о-а, е-и. Употребление ь и ъ

Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный ь и ъ.

Употребление ь в числительных.

Тся и – ться в глаголах.

Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант , двухъярусный ). Правописание сложных слов.

Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.

Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных. Употребление прописных букв.

Прописные буквы в собственных именах.

Приемы, формы и методы работы определяются его содержанием. Основные формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

III.Тематическое планирование курса

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

Введение

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание окончаний

Орфограммы в разных частях речи

ИТОГО

Календарно-тематическое планирование. 6 класс(база)

п\п

Тема

Введение – 4 часа

Что ты знаешь о составе слова?

Твой помощник- орфографический словарь

Понятие «орфографическая зоркость»

Опасные при письме места

Правописание корней – 6 часов

Корень и однокоренные слова

Что ты знаешь о правописании проверяемых гласных в корне?

Запомню непроверяемые

Корни с чередованием гласных

Звонкие и глухие согласные в корне

Непроизносимые согласные в корне

Правописание приставок – 8 часов

Традиционное написание приставок

Приставки, написание которых зависит от глухости-звонкости

Значения приставки -ПРИ-

Значения приставки -ПРЕ-

Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем

Разыскной или розыскной. Гласные в приставке

Согласные в приставке

Приставка и предлог

Правописание суффиксов – 4 часа

Правописание суффиксов существительных

Н или НН в суффиксах прилагательных

К или СК в суффиксах прилагательных

Гласные в суффиксах глаголов

Правописание о кончаний-3 часа

существительных

Способы проверки безударных окончаний

Прилагательных

Безударные окончания глагола

Орфограммы в разных частях речи- 10 часов

Строчная или прописная? Различение собственных и нарицательных существительных

О-Е после шипящих и Ц в разных частях речи

Написание прилагательных, образованных сложением

Соединительные гласные в сложных словах

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями

Ь на конце слова и после шипящих

Правописание в различных частях слова. Повторение и обобщение пройденного

Ь в числительных

Проверь себя. Контрольная работа

Анализ контрольной работы


В соответствии со школьной программой орфография в 5-7-х классах изучается на основе линейно-распределительного принципа. Это значит, что изучение орфографии базируется на знаниях учащимися курса фонетики, лексики, словообразования, морфологии. Особенно важно овладение учащимися разделом «Состав слова и словообразование», так как, не зная строения слова, учащиеся не смогут правильно применять орфографические правила.

«ЗРИ В КОРЕНЬ!» (11 ч).
Цель: сформировать у учащихся представление о том, что корень - основная значимая часть слова; познакомить со свободными, связанными и омонимичными корнями; научить видеть в корнях слов чередование букв; выработать навык правописания корней.

Тема 3. Корень - главная значимая часть слова.
Однокоренные слова (1 ч)
Название раздела «Зри в корень!» - это афоризм Козьмы Пруткова (коллективный псевдоним группы русских писателей, в которую входили А. К.. Толстой и братья Жемчужниковы), обозначающий шутливый призыв к глубокому, внимательному исследованию сути явлений. Поскольку учащиеся начинают активно изучать словообразование, можно им рассказать об ученых-лингвистах, которые внесли неоценимый вклад в науку о языке (Г. О. Винокур, Н. М. Шанский, В. В. Тихонов). Нужно обязательно рассказать учащимся о словообразовательных и этимологических словарях.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019

Следующие учебники и книги.