Учитель на замену цитаты.

И никогда еще до этого я не испытывал такого глубокого чувства отрешенности от себя самого и в то же время своего присутствия в мире.
Альбер Камю

Сердце мое наполнил леденящий холод, томила тоска, мысль цепенела, и напрасно воображение пыталось ее подхлестнуть - она бессильна была настроиться на лад более возвышенный.
Эдгар Аллан По

Сначала европейский, а затем и американский кинематограф очень долго подступался к «драме абсурда» ; Луис Бунюэль , Ларс фон Триер и Стэнли Кубрик подошли ближе всех: особенно показательна в этом смысле последняя лента Кубрика «С широко закрытыми глазами », где авангард максимально плотно вписан в жанровое голливудское кино, которое так нравится обычному зрителю, далекому от всех этих многомудрых рассуждений о смысле жизни.

«Учитель на замену » (в оригинале - «Отрешенность» или «Отчуждение» ) Тони Кэя , маскирующийся под простенькую школьную историю о трудных подростках, несчастной любви и конфликте поколений, - еще один шаг в верном направлении.

Генри (Эдриен Броуди), учитель литературы, предмета, который, видимо, вообще скоро объявят бесполезным, приходит к ученикам готовой закрыться школы «для отбросов», чтобы рассказать им о чем-то, что совершенно им не нужно. Ученики матерятся, дерзят и плюют на всю эту ерунду с высокой колокольни, а Генри нет до этого никакого дела. Он, по собственному признанию, пуст, он существует в мире постольку, поскольку вообще привык существовать. Он не жесток и не добр, он рационален и поэтому прекрасно понимает, что бой уже проигран. Генри незачем жить, как и миллиарду-другому людей, но он, в отличие от них, прекрасно отдает себе в этом отчет.

Малолетняя проститутка Эрика (Сэми Гейл), директор злосчастной школы Кэрол (Марша Гей Харден), талантливая девочка Мэридит (Бэтти Кей), точнее всех понявшая Генри - все они надломлены, все нуждаются в помощи, все хотят найти хоть кого-то, кто смог бы вытащить их из бесконечного ада.

Генри и сам в аду. Он отгородился от него стеной молчания, ироничных комментариев и хорошо скрываемого отчаянья, но память услужливо подсовывает учителю, который подменяет не только коллегу (в профессиональном смысле), но и себя самого (в более широком контексте), кадры смерти одного любимого человека. Наяву умирает другой любимый человек, и единственный оставшийся выход - сжать зубы и обойти силки, которые расставил на тебя мир. Нельзя любить, нельзя привязываться, нельзя испытывать ничего, что может сделать тебя слабым и причинить боль - в этом весь Камю, с которого и начинается фильм. Генри словно бы сходит со страниц «Постороннего», чужой, холодный, сильный и жалкий.

Он - для ее же блага - решает судьбу Эрики, отстраняет Мэридит и равнодушно принимает ухаживания Сары Мэдисон (Кристина Хендрикс), которая пытается стать из коллеги то ли другом, то ли любовницей. Быт школы, где затравленные учителя сражаются с безумными родителями и бессмысленными учениками, Генри вообще принимает как плохую погоду.

Человек слаб: он сначала полагает, что вот после школы-то и начнется так называемая «настоящая жизнь». Или после окончания колледжа. Или после получения высшего образования. Или после смены работы. Или после свадьбы. Или после переезда. Честный Тони Кэй доходчиво объясняет, что не начнется она никогда: в качестве доступной замены можно купить себе автомобиль, чтобы стоять в пробке, и квартиру, чтобы умереть в ней в одиночестве.

Все это было бы действительно так, если бы не финальная цитата из По, последнего европейского романтика, который верил в то, что мир и впрямь лежит во зле, да и пусть его. Выход из абсурда существует. Он тяжел, как подъем со дна колодца, и не всякому под силу, но шанс есть у каждого. Повседневность бессмысленна в своем шизофреническом течении от одной ничего не значащей беде к другой значащей еще меньше радости - это правда. Только выгорев дотла, можно стать живым - это тоже правда. Свобода воли - на то и свобода воли, чтобы можно было выбрать из двух этих простых истин.


УЧИТЕЛЬ НА ЗАМЕНУ (DETACHMENT)
Жанр:
драма
2011, США 100 мин.
Режиссеры: Тони Кэй
В ролях: Эдриан Броуди, Кристина Хендрикс, Марша Гэй Харден, Джеймс Каан, Люси Лью, Блайт Даннер, Тим Блейк Нельсон

На тему трудных подростков и тех страхов, с которыми, зачастую, приходится сталкиваться преподавателям в школах, снято немало картин. И, на первый взгляд, кажется, что Тони Кэй, в своё время, буквально ворвавшийся в мировой кинематограф своей великолепной «Американской историей икс», не способен предложить ничего оригинального по этому вопросу. Однако, первое впечатление обманчиво. «Detachment», как выясняется, не ставит во главу угла типичный конфликт поколений, и Кэй, в процессе фильма изящно смещает акценты в сторону гораздо более фундаментальных проблем человеческих взаимоотношений.

Генри Бартс (Эдриан Броуди) должен провести несколько уроков в одной школе, как временный заменяющий учитель. Разумеется, большинство учеников являются отменными отморозками, что требует концепция сюжета, и здесь авторов хочется упрекнуть в излишнем пессимизме и типичности подобных образов для данного жанра. Это тот тупик, в который могла бы зайти картина, если бы не затрагивала более глобальные темы. Сцены, где нам, непосредственно показывают происходящие события, перемежаются монологом Генри, где он рассуждает о своей работе и жизни в целом, анализирует события и предпосылки к ним, пытается осознать причины и их следствия. Тони Кэй превращает свою картину в некий манифест, однако, лишённый однозначных ответов на поставленные вопросы, что, кажется, поразительно близко к реальной жизни.

Так же, как и в «Американской истории икс», Кэй, как оказывается впоследствие, не берёт чью-то сторону и не отстаивает определённую позицию. У учителей есть так же свои проблемы, как и у учеников, в том числе и проблемы психологического характера, однако, вторая важнейшая вещь, характеризующая человека после его пола - это его возраст. Соответственно, на старших лежит большая ответственность, и какими бы отвратительными и бездушными не выглядели подростки, необходимо помнить, что им недостаёт опыта, чтобы адекватно оценивать жизненную ситуацию и своё место в обществе. Есть сцена, где Генри объясняет классу, насколько прогнило современное общество в информационном плане: насколько сильно масс-медиа влияют на умы людей и извращают их мировосприятие, а это, в особенности, касается молодого поколения. Генри призывает их мыслить самостоятельно, и не поддаваться лживым стереотипам. Это далеко не единственная сцена фильма, которую хочется разобрать на цитаты.

События не ограничиваются уроками. Мы видим отношения Генри со своим дедом, находящимся в клинике, которые, постепенно, проливают свет на трагедию его прошлого. Но один из ключевых элементов сюжета - это отношения Генри и Эрики (Сами Гэйл), молодой проститутки. Первоначально Эрика настойчиво пытается обратить на себя внимание Генри, но получает чёткий отказ. На второй встрече, она говорит, что «ей нужны деньги, потому что она хочет есть», и Генри отводит её домой, при этом из простого желания помочь ей, а не для того, чтобы воспользоваться её услугами. Эрика, такая циничная и бездушная, вызывающая у зрителя поначалу, лишь отвращение, но, видя искреннее сострадание, и участие вдруг сбрасывает с себя всё напускное равнодушие, и являет нам своё истинное лицо, которое она спрятала очень глубоко, чтобы отгородиться от боли. Она не больше, чем потерянный ребёнок, и Генри, как правило, обращается к ней не иначе, как «Kid». Эрика остаётся у него, но данная ситуация имеет лишь одно очевидное решение, и здесь хочется отметить, насколько сильно картина наполнена эмоциями: неподдельными, настоящими и искренними. Именно это, вкупе с отличной актёрской игрой и позволяет фильму говорить со зрителем напрямую.

Казалось бы, простой сюжет наполнен очень тесным взаимодействием различных персонажей, и, помимо отношений Генри и Эрики, есть важнейшая линия с Мередит (Бетти Кэй), ученицей из класса Генри, о которой говорить подробно не представляется возможным, ввиду неизбежного формирования спойлеров. Также, Генри завязывает отношения с местным преподавателем в исполнении Кристины Хендрикс, всё это добавляет штрихи портрету этого персонажа Броуди. Актёрские работы великолепны, и достаточно сильный кастинг картины в полной мере справляется с поставленными задачами. «Detachment» Тони Кэя получился разнородным и хаотичным, однако, картина, в равной степени, наполнена как важными суждениями и мыслями, так и честными эмоциями, которые по-настоящему цепляют. Сильно, остро, и чертовски правдиво.

История повествует об учителе на замену, преподающему сложным и раскачивающимся по жизни подросткам. У него множество своих проблем, трудностей, от которых хочется выть, но он остается на плаву, как и все его коллеги, непрестанно старающиеся залатать трескающийся мир собственной жизни и детей, им порученных.

Сам фильм состоит как бы из двух частей, переплетенных между собой. В одной ведется основной сюжет с главными героями и их переживаниями, а другая оформлена в виде некоторого интервью с одним из учителей. Но он обращается прямо к зрителю, глаза в глаза с Вами, он делится с миром своими чувствами, создавая невероятно интимную и доверительную атмосферу, комментируя основные события и подводя итоги.

Герой Эдриана Броуди Генри Барт в самом начале произносит фразу, формирующую завязку произведения и струящуюся на протяжении всего повествования: «Я знаю, как важно иметь в жизни опору; кого-то, кто направит, кто поможет разобраться в сложностях этого мира» . Это его цель, это причина и определение преподавателя, наставника, света в тяжелой неопределенности юности. Генри Барт болеет за весь мир. Генри Барт слишком чутко и сложно переживает грязь и несправедливость окружающих своей избыточно тонкой душой, «оставляя себе слезы». Не только он, но и другие учителя хотят помочь детям, не дать им провалится в пучины, быть выброшенными на обочину жизни, захлебнуться ее потоком. Но они не справляются, натыкаясь на стену скептицизма, безразличия и недоверия. Сверху наваливается гора из нерешенных домашних проблем, и от невыносимых сложностей и всепоглощающей беспомощности наставники задыхаются, их преследуют срывы. «У вас не бывало, что все … хочешь послать человека подальше» . Но они пытаются. И это честно, откровенно без прикрас проецируется на экране, для наглядности беспристрастно и даже гротескно сопровождается анимацией на школьной доске, наиболее ясно отражающее всплески чувств героев. И эта проекция раскрывает перед нами пособие о жизни, амбициях, терпении, смирении, тщетности усилий.

История раздирает душу на части буквально с первых минут. Она преисполнена тоски, грусти, беспомощности и отчаяния. Жизнь кажется бременем. Но играя на контрасте с этим, проявление доброты и искренние рассказы о сохранении личности делают повествование еще более тяжелым, еще глубже погружает душу в безысходность. «Мы все одинаковы. Мы чувствуем боль. В нашей жизни царит хаос. Жизнь это очень сложная штука. У меня нет ответов, но если перетерпеть, все будет хорошо». Барт борется с этим, он хочет стать опорой, выбраться из-под тяжестей окружающего мира, но даже этот хороший самоотверженный человек, творящий добро от чистого сердца с наивной надежной, разбирающийся с проблемами по мере их поступления, даже несмотря на то, то они безжалостно топят его, падает: «Я не здесь. Вы меня видите, а внутри я пуст» .

Фильм кажется живым из-за очень близких планов и моментов фокусировки камеры. Создается атмосфера доверия, направленная прямо в глаза актерам, в их окна души. И все они невероятно тонко и преданно передали переживания своих персонажей. И Эдриан Броуди со своими честными грустными глазами, и Марша Гей Харден , играющая отказ от смирения и борьбу без надежды и молодая Сами Гэйл в роли бескомпромиссной, но чувствительной и ранимой внутри, несмотря на внешние тайфуны.

Тони Кэй проделал титаническую режиссерскую и операторскую работу, собрав такой сильный актерский состав и сделав фильм привлекательным и интересным для двух поколений. Ибо это фильм действительно о двух поколениях. И учит он обоих одинаково участливо и преданно: «Мы должны подстегивать собственное воображение, развивать разум отстаивать свои убеждения, верить в них, чтобы сохранить, сберечь себя, собственную личность».

Я нашла ответы на многие вопросы в этом фильме. Пусть это экранный опыт, но все же это опыт героев, живых людей, оправданный и пережитый. Найдете ли Вы в нем путеводитель и словарь для школы жизни?