Бодлер, шарль-пьер. Шарль бодлер между "восторгом жизни" и "ужасом жизни"

Биография Шарля Бодлера

Шарль Пьер Бодлер – французский поэт, критик, один из выдающихся классиков мировой литературы.

Родился будущий поэт 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, сенатор и художник по совместительству Франсуа Бодлер, с раннего детства водил сына по галереям и музеям, знакомил его со своими коллегами, прививал мальчику любовь к искусству. Франсуа скончался в возрасте 69 лет, оставив шестилетнего сына и молодую жену. Спустя год мать Шарля вновь вышла замуж, что наложило на характер мальчика тяжелый отпечаток. Не найдя общего языка с отчимом, Бодлер совершал такие поступки, которые шокировали не только его родных, но и все общество.

Вскоре семья переехала в Лион, а мальчика отдали на обучение в пансион. После его окончания последовали годы учебы в Лионском Королевском колледже и Парижском колледже Святого Людовика. Правда, из последнего Бодлер был с позором исключен за плохую успеваемость. Студенческие годы Шарля Бодлера были очень буйными, он наделал массу долгов, заразился сифилисом, который в будущем станет причиной его смерти, и даже пристрастился к наркотикам. Именно в это время он и шокировал своих родных заявлением о том, что желает посвятить свою жизнь литературе.

Дабы наставить непокорного отпрыска на путь истинный и избавить его от «дурного влияния местной богемы», родители отправляют Шарля в путешествие в Индию. Правда, уже через два месяца, так и не доплыв до места назначения, Бодлер вернулся на родину. Но это плавание не прошло напрасно и оставило след в тонко чувствующей душе юноши. Тропические звуки, запахи, пейзажи, опасность морского путешествия – все это нашло отражение в величайших творениях поэта. Но все это будет немного позже.

Вскоре после возвращения Шарль вступил в право наследования и начал очень быстро и бездумно тратить отцовские деньги. Матери не оставалось ничего другого, как отсудить наследство себе, в результате чего юноша смог получать лишь небольшую ежемесячную сумму на карманные расходы.

Бодлера такое поведение матери глубоко возмутило. Мало того, такое решение суда стало для него настоящей катастрофой: теперь молодой человек не мог выплачивать свои долги и вести нормальное существование!

Но жизнь богатого бездельника дала свои плоды и стала началом творческого пути Бодлера. Его первые стихи («Малабарская девушка», «Дама креолка», «Дон Жуан в аду») были напечатаны в журнале «Артист» за 1843-44 гг. За стихами последовал ряд статей, посвященных живописи Делакруа и Давида. А через несколько лет в печать вышли сборники «Парижский сплин» и «Искусственный рай», повествующий о влиянии наркотиков на жизнь и творчество.

В историю литературы Шарль Бодлер вошел, как автор поэтического сборника «Цветы зла» , изданного в июне 1857 года. Книга настолько шокировала публику, что на нее тут же наложили цензурный запрет, а самому автору пришлось изъять из своего творения 6 стихов и выплатить немалый штраф.

Помимо биографии Бодлера обратите внимание на следующие сочинения.

Детство и юность

Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции , ставший в эпоху Наполеона сенатором. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства - водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.

В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились. Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».

Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион , и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж . Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.

В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег. Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.

В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала », убедили Шарля отплыть в путешествие - в Индию, в Калькутту .

Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы . В 1842 году совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков , которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана. В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль , креолкой с Гаити , - со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.

Зрелые годы

Захоронение

Шарль-Пьер Бодлер был похоронен на кладбище Монпарнас , в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта. На пространной эпитафии всего три строчки о Бодлере:

«ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ. УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ»

О поэте Бодлере - ни слова.

Место фамильного захоронения прижалось к западной стене кладбища и постепенно было окружено массивными надгробиями, мешающими проходу к нему. Через 35 лет после смерти поэта на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру - единственный кенотаф на всём кладбище. На простой плите прямо на земле положена завёрнутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружён Сатана.

Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Леон Дешан (Leon Deschamps ), объявивший 1 августа 1892 года, в основанном им журнале La Plume, общественный сбор средств на кенотаф Бодлеру. В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи; среди них председатель совета - поэт Леконт де Лиль , а также первый француз-лауреат нобелевской премии Сюлли Прюдом .

Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой: одни сомневались в его целесообразности, другие - в выборе архитектора. В выборах архитектора участвовал и Огюст Роден , представивший свой проект, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа.

Вокруг кенотафа много свободного пространства и именно это место привлекает поклонников Бодлера, приходящих сюда почтить его память и почитать его стихи.

Литературное творчество

Первые стихи Бодлера печатались в 1843-1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.

Психоделические опыты

Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли . С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов» , основанный Жаком-Жозефом Моро , и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша). По свидетельству Теофиля Готье , активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х годов преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своём психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860).

Две статьи из трёх - «Вино и гашиш» (1851) и «Поэма о гашише» (1858) - посвящены каннабиноидам . Бодлер считал их воздействие интересным, но неприемлемым для творческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её». Несмотря на это, в своих статьях он выступал как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропных эффектов гашиша и не впадая в излишнее морализаторство; поэтому и неутешительные выводы, которые он делал из своего опыта, воспринимаются [кем? ] с определённой долей доверия.

Бодлер критик

Первая критическая работа Бодлера представляла собой небольшую брошюру объемом около 50 страниц, подписанную "Бодлер-Дюфаи" и отпечатанную в типографии Лабита. Текст был достаточно традиционен, во многом, по признанию автора, следовавший примеру "Салонов" Дидро . Основная позиция критика, с точки зрения Ш. Бодлера, должна базироваться на независимости суждений и быть свободна от всякого рода рамок. При этом она должна учитывать интересы читателя, которым является буржуа и который искренне желает разобраться в том, что ему предлагает современное искусство. Ш. Бодлер предлагал исключить из лексикона обидное слово "буржуа ", отмечая, что "следует хотя бы уважать тех, за чей счет собираешься жить". Очень важный аспект, отмеченный Бодлером, заключался в том, что обыватель - это не враг искусства, а "безобидное существо, готовое всей душой полюбить хорошую живопись, лишь бы только критики растолковали ему ее смысл, а художники почаще бы ее выставляли". Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет «Соответствия»). Как и Делакруа, Бодлер никогда не упрекал живописца в отсутствии мастерства, но яростно нападал на тех, кто был не в состоянии проявить на холсте свою оригинальность, индивидуальность, так же как он упрекал писателя, выпустившего книгу и не сказавшего в ней ничего нового. После публикации "Салона 1846 года" Ш. Бодлер несколько отошел от работы художественного критика в чистом виде, отдавшись поэзии, рутинной журналистской работе и работе переводчика. Но полностью не порвал со своим увлечением, публикуя разрозненные статьи об изящных искусствах, в основном в газете "Le Pays" и в журнале "Le Portefeuille". В целом, если говорить о творческой манере Бодлера как художественного критика, то стоит прислушаться к мнению Поля Валери о том, что "суждения Бодлера, всегда обоснованные и обставленные тончайшими и прочнейшими размышлениями о живописи, остаются высшими образцами ужасающе легкого и, следовательно, ужасающе трудного жанра художественной критики".

Бодлер и музыка

Он был тонким знатоком музыки. Давая характеристику цвету Э. Делакруа, он использовал музыкальные термины - "гармония", "симфония", "гимн". Бодлер первым во Франции открыл талант Рихарда Вагнера , написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» (1861). В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер , Бетховен , Лист . В Брюсселе уже тяжелобольной Бодлер часто просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».

На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси , Э. Шабрие , Г. Форе , Венсан д’Энди , Гюстав Шарпантье , Эрнест Шоссон , Анри Дюпарк, Альфредо Казелла , Фрейташ Бранку , А. фон Цемлинский , А. Берг , К. Штокхаузен , Н. Рорем , В. Плохарский (альбом «Cyfry» ), А. Соге , Арне Меллнесс , Кайхосров Сорабджи , Оливье Грейф , Серж Генсбур , С. Танеев , А. Гречанинов , А. Крупнов , Юрий Алексеев , Д. Тухманов , Диаманда Галас , Лоран Бутонна , Милен Фармер , Константин Кинчев и др.

Сочинения

Основные произведения и сборники поэзии:

  • Искусственный рай
  • Парижский сплин

В русском переводе:

  • А. Панова. - СПб., . - [Т. 1]. - 192 с.; [Т. 2]. - 193-288 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод Эллиса . - СПб., , Томск: Водолей. - . - 400 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Альвинга . - СПб., . - 263 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Ламбле . - Париж, . - ??? с.
  • Бодлер Ш. Лирика. - М., . - 187 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла. - М.: Наука , . - 470 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / По авторскому проекту третьего издания. - Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. - 304 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / С парал. франц. текстом. - М.: Радуга, . - 796 с. - ISBN 978-5-05-006402-8
  • Бодлер Ш. Цветы зла. - М.: Эксмо , . - 304 с. - ISBN 978-5-699-14293-4
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод В. Шершеневича . М.: Водолей , . - 356 с. -

Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire). 9 апреля 1821 года, Париж, Франция - 31 августа 1867 года, там же. Французский поэт, критик, эссеист и переводчик.

Основоположник эстетики декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.

Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла» , опубликованный им в 1857-м году.


Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции, ставший в эпоху Наполеона сенатором. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником, и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства, - водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.

В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опика, cтавшего затем французским послом в различных дипмиссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились.

Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».

Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион, и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский колледж. Ребёнок страдал припадками тяжелой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.

В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил в коллеж Людовика Святого, на курс по праву. Начиная с этого времени он окунается в бурную жизнь увеселительных заведений, - познаёт женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег, - одним словом, учится. В обучении в колледже ему, как следствие, отказали как раз за год до окончания курса.

В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было».

Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала», убедили Шарля отплыть в путешествие - в Индию, в Калькутту.

Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. Впоследствии Бодлер был склонен приукрашивать свою заморскую поездку, как это часто бывает, поверив собственным выдумкам, но для его поэзии, в которую проникли экзотические мотивы дальнего странствия, не так уж и важно, питает её реальный опыт или пылкое воображение.

В 1842 году совершеннолетний Ш. П. Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, и - начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он закупил репутацию денди и бонвивана.

В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль , - креолкой с Гаити, - со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти, которую просто боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.

В 1844 году семья подала в суд иск на установление над сыном опеки. Постановлением суда управление наследством было передано матери, а сам Шарль с того момента должен был получать ежемесячно лишь небольшую сумму «на карманные расходы». С этих пор Бодлер, часто увлекавшийся «прибыльными проектами», испытывал постоянную нужду, проваливаясь временами в настоящую нищету. Вдобавок, его и его возлюбленную Дюваль до конца дней мучила «Болезнь Купидона».

Первые стихи Бодлера печатаются в 1843-1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке» , «Дон Жуан в аду» , «Малабарской девушке» ). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.

Городской пейзаж, приземленно-будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий Бодлера задумываться о мире, им воссозданном. Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества её природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Текст начинается с упоминания о тех, «кто имеет право на отдых после дневных трудов». Это - рабочий, учёный. День принадлежит созиданию - такова идея автора.

В 1845 и 1846 годах Бодлер, широко известный до тех пор лишь в узких кругах Латинского квартала, выступает со обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера - «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). Бодлер приобретает известность.

В 1846 году ему попадаются в руки рассказы Эдгара По. Бодлер, по его словам, «почувствовал в По родственную душу». Он увлекает его настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет.

Во время революции 1848 года Бодлер сражался на баррикадах и редактировал, правда, недолго, радикальную газету «Салю пюблик» («Le Salut Public»). Но политические увлечения, основанные главным образом на широко понятом гуманизме, очень скоро проходят, и он впоследствии не раз презрительно отзывался о революционерах, осуждая их уже как верный адепт католичества.

Поэтическая деятельность Бодлера достигает апогея в 1850-х годах.

В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Les Fleurs du mal») , шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений.

Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осужденная книга поэта.

В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.

В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: «наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия» .

По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днём ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе - перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.

Его перевезли в Париж и поместили в клинику для умалишённых, в которой он и скончался 31 августа 1867 года.

Похоронен на кладбище Монпарнас, в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта.

Шарль Пьер Бодлер (1821-1867) – французский поэт и критик, эссеист и переводчик. Считается основоположником эстетики в декадансе и символизме. Его произведения относятся к классике в мировой и французской литературе.

Детство

Шарль Пьер Бодлер появился на свет 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, Франсуа Бодлер, происхождением был из крестьянской семьи, принимал участие в Великой революции, во времена правления Наполеона дослужился до должности сенатора.

Когда родился Шарль, его отцу было уже 62 года, а маме всего 27. Из-за большой разницы в возрасте Бодлер потом в своих стихах назовёт брак родителей «патологическим, старческим и несуразным».

Отец был человеком искусства, любил живопись, сам хорошо рисовал. С самого раннего детства он пытался привить любовь к творчеству и маленькому Шарлю. Франсуа водил мальчика на выставки, в галереи и музеи, брал с собой, когда шёл работать в мастерскую, знакомил с друзьями-художниками.

Но папы не стало, когда Шарлю едва исполнилось 6 лет. Спустя год мама вышла замуж второй раз. Отчимом маленького Бодлера стал военный полковник Жак Опик, позже он часто принимал участие в различных дипломатических миссиях в качестве французского посла.

Установить нормальные человеческие отношения с отчимом у Шарля не получилось. В детские годы он боготворил свою мать, даже как позднее признавался сам, был страстно в неё влюблён. Когда она вышла замуж второй раз, ребёнок возненавидел и её, и отчима, расценивая поступок матери, как предательство. Эта детская психологическая травма послужила поводом для того, что мальчишка стал вытворять шокирующие поступки, которые на самом деле выражали его негативное отношение к матери и отчиму. В это же время в его сознании зародилась мысль, что женщины – это низкие твари с бушующими в них животными инстинктами.

Всё это отложило отпечаток на формирование характера будущего поэта. Парень вырос противоречивый и неуравновешенный.

Учёба

Когда мальчику было 11 лет, семья уехала в Лион, где Шарль начал обучение в пансионе. Вскоре отсюда он был переведён в среднее общеобразовательное заведение – Лионский Королевский коллеж. У ребёнка постоянно наблюдались тяжёлые меланхолические припадки, вследствие чего учился он неровно. Сами учителя порой бывали в шоке: мальчик то прилежный и сообразительный, то полностью рассеянный и ленивый. Единственное, что страстно влекло его, ‒ это литература, особенно поэзия.

Парню было 15 лет, когда семья вернулась в Париж. Здесь он продолжил обучение в колледже Святого Людовика, где поступил на правовой курс.

В это же время он пустился в разгульную жизнь, посещал увеселительные заведения, постоянно брал в долг и тратил деньги, занимался любовью с женщинами лёгкого поведения и даже успел переболеть венерическим заболеванием. В результате такой бурной жизни Шарля выгнали из колледжа за год до его окончания.

В 1841 году с горем пополам он сдал экзамен на бакалавра и окончил учебное заведение. Отчим предложил ему построить юридическую или дипломатическую карьеру, но Шарль тогда заявил, что его ни к чему не тянет. Ну, разве что литература по-прежнему манила.

Творческий путь

Когда сын сказал, что хочет посвятить свою жизнь поэзии, мать и отчим отправили его путешествовать в Калькутту, дабы удержать от этого дурного, по их мнению, пути.

До Индии Бодлер так и не доплыл и через 10 месяцев после отъезда вернулся во Францию. Те красоты Востока, которые он успел повидать, поразили Шарля, и, пока след от этих впечатлений был свеж, он торопился воплотить их в художественные образы.

По возвращении из путешествия Бодлер вступил в права наследства и получил огромное состояние в 75 000 франков, которое когда-то принадлежало его родному отцу. И теперь он пустился во все тяжкие ещё больше: постоянные пирушки и застолья, публичные дома. А как ему нравилось эпатировать публику то своими стихами, то выходками. Он мог гулять по улицам Парижа, надев чёрное элегантное шерстяное пальто, взяв в руки трость и при этом выкрасив волосы в зелёный цвет. В общественных местах Шарль рассказывал о своих любовных связях с мужчинами или о том, что он является агентом на службе государства. Даже одному из своих стихотворных сборников он собирался дать название «Лесбиянки», но потом передумал.

Молодой скандальный поэт быстро приобрёл в Париже дурную славу. Но его это ни капли не смущало, а даже нравилось. Он стал завсегдатаем «Клуба гашишистов», втянулся в мир опиума и всё время проводил в обществе куртизанок. Потом у него появилась бредовая идея – подхватить какую-нибудь тяжёлую дурную болезнь, чтобы испытать ощущения, когда находишься на грани между жизнью и смертью. Ему это удалось: заболев сифилисом, он лечился потом от него до конца жизни, но безрезультатно.

В 1844 году мать с отчимом подали в суд иск, чтобы установить над Шарлем опеку. Суд принял решение передать наследство матери, а самому Бодлеру ежемесячно выдавать небольшую фиксированную сумму на карманные расходы. Всё было под строгим контролем у домашнего нотариуса. С этого времени Шарль постоянно нуждался в средствах, порою доходя до настоящей нищеты.

На этот период приходятся и первые издания его стихов. В журнале «Артист» были напечатаны:

  • «Дон Жуан в аду»;
  • «Даме креолке»;
  • «Малабарской девушке».

В 1857 году был издан самый знаменитый сборник его стихов «Цветы зла». Он шокировал читателей настолько, что цензоры наложили на Шарля штраф в 300 франков и потребовали выкинуть из сборника самые непристойные произведения. Но Бодлер обратился за помощью к критикам и добился признания. Ещё две поэтические книги с его стихами «Поэмы в прозе» и «Парижский сплин» вышли соответственно в 1857 и в 1860 годах.

История любви

Многих современников стихи Бодлера нередко повергали в шок, его лирику порой считали непристойной и грязной. Всё изменила встреча Шарля с молодой артисткой-мулаткой, в его сочинениях вдруг появились нежные нотки. Романтические строки французский поэт посвящал Жанне Дюваль, которая на долгие годы стала его мучительницей и музой.

До встречи с ней Шарль слыл женоненавистником, всех представительниц прекрасного пола он называл не иначе как «божественная грязь» и «омерзительные существа». Он презирал всех женщин, пока не встретил ту единственную, с которой познал искреннюю любовь. Жанна была не самой красивой и умной, далеко не благочестивой. Он называл её своей Венерой, дарил бесчисленные подарки и посвящал стихи. Почти за 20-летнюю историю их отношений женщина так и не ответила ему полной взаимностью, при этом всегда пользовалась случаем, чтобы изменить Бодлеру.

Мулатка с Гаити, актриса и балерина Жанна Дюваль, вела себя с Шарлем дерзко. Она никогда не дарила ему своих искренних чувств, крутила бесчисленные романы и потом рассказывала Бодлеру о страстных похождениях. Но вот именно этой своей порочностью, разгульным образом жизни, пренебрежительным отношением и грубостью она сводила с ума молодого поэта. Жанна манила его своей опасностью и креольской экзотической красотой.

К его творчеству она испытывала отвращение, при этом постоянно требовала денег и подарков. Шарль отдавал ей последнее, а Жанна нахально тратила деньги на развлечения и угощения других мужчин. По словам матери поэта: «Дюваль мучила его, как могла, вытряхивала всё до последней монеты». Семья вообще не приняла эту любовь Шарля Бодлера, Жанна постоянно становилась причиной скандалов, один раз поэт даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Несмотря на протесты семьи, отношения между поэтом и балериной не прекращались. Они не были женаты, жили раздельно, Дюваль относилась к нему всё с тем же презрением, но Бодлер по-прежнему любил эту женщину. В 1861 году Жанну парализовало, Шарль поместил любимую в самое лучшее медицинское учреждение, каждый день к ней приходил. Когда ей стало немного лучше, она сама приняла решение переехать в дом к Бодлеру. Его счастье было не долгим, вскоре Дюваль начала поправляться и вернулась к прежнему образу жизни.

На свои гуляния Жанна требовала немалых денежных средств, и Шарль, чтобы заработать, отправился в Бельгию, где занялся издательством своих книг и чтением лекций в университетах. Те, кто пригласил его, оказались не совсем порядочными людьми и платить стали гораздо меньше обещанной суммы. Часть денег он оставлял себе на проживание, остальное делил пополам и отправлял во Францию матери, которую он с возрастом стал жалеть за свою детскую ненависть, и Жанне Дюваль.

Болезнь и смерть

В Бельгии здоровье поэта стало быстро ухудшаться.

В 1865 году в Намюре во время службы в церкви Сен-Лу Шарлю стало плохо, сознание покинуло его, он упал, ударившись о каменные ступеньки. В 1866 году болезнь приняла тяжёлый характер. Его мучили приступы удушья, бросало в холодный пот, голова иногда кружилась, а иной раз сильно болела, мысли путались. Шарлю постоянно казалось, что он падает, вдобавок ко всему наступила непреодолимая апатия.

Его поместили в брюссельскую больницу, приехала мать, вид сына ужаснул её: рот перекошен, взгляд остановился, потерян дар речи. Через несколько недель он перестал вставать с постели, тело его ещё хоть как-то слушалось, а разум покинул поэта полностью.

Мать перевезла его во Францию, где определила в парижскую клинику для умалишённых. Здесь он скончался 31 августа 1867 года.

Похоронен Шарль на кладбище Монпарнас в одной могиле с отчимом, которого он ненавидел всю жизнь. Через четыре года в тесную могилу закопали и прах умершей матери поэта. На широком надгробии всего несколько слов: «Пасынок генерала Жака Опика и сын Каролины Аршанбо-Дефаи».

И лишь через 35 лет почитатель поэзии Бодлера проявил инициативу, и на могиле соорудили кенотаф. В 1902 году монумент открыли. Прямо на земле во весь рост лежит завёрнутая в саван фигура поэта, а со стороны головы огромная стела с Сатаной наверху.

, эссеист и переводчик; основоположник эстетики декаданса и символизма , повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.


Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла» , опубликованный им в 1857 году.


Биография


Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже . Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции , ставший в эпоху Наполеона сенатором . В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства — водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.


Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион , и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж. Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились. Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».


В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег. Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.


В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала », убедили Шарля отплыть в путешествие — в Индию, в Калькутту .


В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль , креолкой с Гаити , — со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. В 1842 году совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана. Его ближайшими друзьями в это время были поэт Теодор де Банвиль и художник Эмиль Деруа , написавший портрет молодого Бодлера.



Зрелые годы


В 1845 и 1846 годах Бодлер, широко известный до тех пор лишь в узких кругах Латинского квартала, выступал с обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера — «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). По словам З. А. Венгеровой , «мнения, высказанные им здесь о современных художниках и течениях, позже полностью подтвердились суждениями потомства, а сами статьи его принадлежат к блестящим страницам, когда-либо написанным об искусстве». Бодлер приобрёл известность.



Захоронение


Шарль-Пьер Бодлер был похоронен на кладбище Монпарнас , в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта. На пространной эпитафии всего три строчки о Бодлере:


«ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ. УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ»


О поэте Бодлере — ни слова.


Место фамильного захоронения прижалось к западной стене кладбища и постепенно было окружено массивными надгробиями, мешающими проходу к нему. Через 35 лет после смерти поэта на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру — единственный кенотаф на всём кладбище. На простой плите прямо на земле положена завёрнутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружён Сатана.


Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Леон Дешан (Leon Deschamps), объявивший 1 августа 1892 года, в основанном им журнале La Plume, общественный сбор средств на кенотаф Бодлеру. В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи; среди них председатель совета — поэт Леконт де Лиль , а также первый француз-лауреат нобелевской премии Сюлли Прюдом .


Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой: одни сомневались в его целесообразности, другие — в выборе архитектора. В выборах архитектора участвовал и Огюст Роден , представивший свой проект, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа.



Вокруг кенотафа много свободного пространства и именно это место привлекает поклонников Бодлера, приходящих сюда почтить его память и почитать его стихи.


Литературное творчество


Первые стихи Бодлера печатались в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.



Бодлер и музыка


Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет «Соответствия»). Он был тонким знатоком музыки. Бодлер первым во Франции открыл талант Рихарда Вагнера , написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» (1861). В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер , Бетховен , Лист . В Брюсселе уже тяжелобольной Бодлер часто просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».