Доверие — важный аспект в управлении персоналом. Открытость и доверие в отношениях

Работаю с командами по определению 5 проблем-пороков команды. Одним из самых главных пороков, основой разлада команды, является отсутствие доверия . Мне на глаза попалась статья Эcтер Дерби (автора книг по гибким подходам в работе проектов) о том, как построить доверие в команде. Привожу ее полностью в моем переводе. Оригинал можно прочесть .

Пять способов построить доверие в команде.

Создание атмосферы доверия может казаться достаточно загадочным явлением… Однако существуют конкретные действия, которые направлены на укрепление доверия (и конкретные действия, которые могут подорвать это доверие).

Во-первых, определение доверия в рабочем пространстве. Все мы знаем, что доверие — это основа работы команды. Однако часто люди думают, что тут подразумеваются личные события, как например, что члены команды поженились, но никак не разрабатывали вместе программное обеспечение. Поэтому то, что нам нужно в работе — это профессиональное доверие . При профессиональном доверии вы уверены в компетенции коллег, вы готовы обмениваться с ними соответствующей информацией, и у вас добрые намерения по отношению к команде. Грубо говоря, это доверие через взаимодействие, ответственность и компетенцию.

1. Непосредственное обращение

Так или иначе, в команде кто-то кого-то может раздражать. Возможно, потому что он постоянно болтает, или громко слушает голосовую почту. А возможно он пользовался вашим ноутбуком и поменял там все настройки. Или возможно он развалил билд и ушел на обед.

Такие случаи неизбежны. Тем не менее, когда член команды говорит прямо человеку, который мешает ему, он строит доверительные отношения. Он может сказать: «Я ценю наши рабочие взаимоотношения, и я готов к этому неприятному разговору, чтобы улучшить нашу работу», или «Лучше ты узнаешь это от меня, чем я буду говорить об этом у тебя за спиной».

Такой диалог не всегда прост. Иногда люди откладывают этот неприятный разговор до тех пор, пока не накапливается обида и раздражение, и ситуация уже становится просто невыносимой.

Иногда люди стараются избежать трудного разговора, рассказывая о проблеме руководству. И тогда руководитель попадает в ловушку этой информации.

Сет только начал работать на новом месте, и еще не успел завести друзей среди членов команды, поэтому он обедал один, и у него на это уходил час. Через 2 недели его работы новый менеджер вызвал его и сообщил, что другой член команды возмущается, что он так долго обедает, тогда как согласно негласному правилу обед длится 45 минут.

(Почему никто не потрудился рассказать об этом Сету, и почему никто не пригласил его на обед в течение его первой недели, это уже второй вопрос)

Когда сотрудник поговорил с руководителем вместо того, чтобы поговорить с Сетом напрямую, он подорвал доверие. Когда я говорила с Сетом, а он проработал в этой компании уже больше года, я узнала, что Сет по-прежнему не мог полностью доверять тому сотруднику. Никто не любит, когда про него распускают сплетни.

Когда люди не знают, как провести этот сложный разговор или думают, что это не их работа вмешиваться в рабочие взаимоотношения, все это подрывает доверие. И поэтому людям нужна возможность разговаривать про межличностные отношения и иметь обратную связь.

2. Обмен важной информацией.

Если вы не поддерживаете идею или подход, скажите об этом. (Конечно, есть более эффективные и менее эффективные пути сделать это).

Когда кто-то из команды не высказывает свое мнение и заинтересованность во время обсуждения темы, а в конце заявляет «Я думал, что это плохая идея с самого начала», другие члены команды чувствуют себя так, как будто им нанесли удар исподтишка. Это подрывает доверие.

Для того чтобы команда эффективно работала, члены команды должны поверить, что их сотрудники надежны. Без уверенности в том, что другие надежны и будут нести свою долю нагрузки, мало кто будет идти к общей цели .

3. Выполняйте свои обязательства или заблаговременно уведомьте, что вы не можете это сделать.

Ни один разумный человек не ожидает, что все постоянно выполняют свои обязательства. Мы знаем, что иногда кусок кода (программного обеспечения) может оказаться более сложным, чем изначально предполагалось, и мы можем обнаружить, что не имели полного понимания задачи, когда делали ее оценку. И если вы ждете до конца срока выполнения задачи, чтобы уведомить об этом коллег, то уже может быть слишком поздно. Это подрывает доверие. Поэтому ставьте в известность коллег о своих проблемах, как только вы их обнаружите.

4. Говорите «Нет», если вы имеете в виду «Нет».

Иногда вы не можете не взять другую задачу или не сделать то, что вас кто-то просит. Большинство из нас «запрограммировано» с детства быть любезными с другими людьми. И если мы скажем «Нет», нас назовут эгоистами или «некомандным игроком». Но если вы действительно не можете сделать то, что вас просят, будет более вежливо сказать «Нет», и дать возможность другому человеку получить помощь в другом месте.

Когда вы говорите «Да», и не делаете то, под чем подписались, вашему «Да» не верят, и в дальнейшем все ваши слова будут вызывать большие сомнения. Если вы не можете сказать «Нет», ваше «Да» будет означать все что угодно.

Возможно, это парадоксально, но создание компетентного доверия иногда подразумевает, что вы не можете дать ответы на все вопросы.

5. Покажите, что вы знаете, и что вы не знаете.

Охотно делитесь своими знаниями. Однако также внимательно слушайте идеи других людей, рассчитывайте на них, и помогайте другим «сиять». Признайтесь, когда вы не знаете ответ; нет ничего ужасного в том, чтобы чего-то не знать, не возможно знать все. Попросите помощи. Такая просьба о помощи покажет, что вы такой же человек, как и все, а люди в большинстве своем любят быть полезными и с удовольствием окажут вам помощь.

Пять способов построить доверие в команде

Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: "Хорошо ли знают меня другие люди?", "Легко ли им понимать меня?", "Знаю ли и понимаю ли я сам себя?", "Помогаю ли я другим лучше понять меня?". Самой лучшей и самой непосредственной формой помощи здесь является наша собственная открытость.

Открытость – это прежде всего умение быть честным и естественным в отношениях с людьми. Подобное поведение хотя и не является гарантией абсолютного взаимопонимания, но все же помогает другим лучше понимать нас. Чтобы открытость и искренность были взаимными, нужно уметь еще так реагировать на проявления откровенности со стороны партнера, чтобы он почувствовал, что его принимают и поддерживают.

Степень открытости не может носить случайный характер, она зависит от актуальной ситуации и особенностей развертывающегося контакта. Желательно, чтобы она была связана с тем, что происходит в данный момент в партнерах и между ними.

Я уже писал о том, что в кризисные периоды отношений между людьми открытость приобретает особое значение, а способность быть открытым зависит от степени осознания и принятия себя. Связь самосознания и открытости можно проиллюстрировать с помощью модели, которая называется"Окно Джохари" * в честь двух психологов, создавших эту модель.

* В названии модели использованы аббревиатуры имен и фамилий ее авторов. – Прим. перев.

Каждый человек лишь частично осознает все, что составляет содержание его "Я". Также можно сказать, что окружающие нас люди лишь частично понимают нас. Чтобы скрыть от других и от самих себя какую-то важную информацию, мы должны тратить на это свое внимание и энергию, поэтому чем более мы открыты, чем больше информации доступно и известно, тем вероятнее, что наше общение с окружающими будет полноценным и глубоким, выразительным и эффективным.



В соответствии с моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре "пространства" своей личности.

Как видно из этой модели, укрепление и углубление отношений между людьми приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию "пространств" и уменьшению размеров закрытых и недоступных пониманию "пространств" личности. Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность узнать о нас больше, что повышает вероятность хорошего взаимопонимания и одновременно более глубокого самопознания. Когда мы закрываемся от других, мы начинаем хуже осознавать себя. Открываясь другим, мы приобретаем некоторую гарантию того, что они помогут нам увидеть в себе то, что до сих пор было нам недоступно. Чем лучше мы будем осознавать эту область, тем более открыто мы сможем вести себя с окружающими.

Я уже писал выше об обратной связи – информации, которую мы можем поставлять другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Целью обратной связи является прежде всего помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства они вызывают у нас, как влияют на наше состояние и поведение. Умение обеспечить обратную связь таким образом, чтобы не вызвать у партнера ощущение исходящей от нас угрозы и чтобы не спровоцировать у него психологическую самозащиту, чрезвычайно важно и вырабатывается совсем не просто.

Испокон веков открытая, ладонь ассоциировалась с искренностью, чест­ностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце, в суде, когда даются показания, поднимается рука с открытой ла­донью т.д.

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник - это понаблюдать за положением его ладоней . Например, когда люди пол­ностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони, и говорят что-то типа: "Я буду с вами полностью откровенен" (рис. 1). Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собе­седником ладони полностью или частично. Этот полностью бессознательный жест подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной. Аналогично, если человек хочет скрыть что-либо от других, то время объяс­нений он будет прятать руки в карманы или держать их скрещенными. Таким образом, спрятанные ладони могут свидетельствовать о том, что он скрывает правду.

Если же человек лжет, и его ладони при этом будут открыты, то он все же можете показа-ться неискренним для своих собеседни­ков, потому что у него не только будут отсутствовать дру-гие жесты, характеризующие человека, говорящего правду, но будут заметны негативные жесты, ха­рактерные для говорящих неправду, и все это не будет сочетаться с его открытыми ладонями.

Можно повысить свой кредит доверия, выработав привычку в процессе общения с людьми держать ладони открытыми. И наоборот, когда жест открытых ладоней становится привычкой, снижается количество лжи в вашей речи. Интересно заметить, что большинство людей не могут гово­рить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней мож­но заставить других меньше лгать и побуждать собеседников быть с вами доверчивыми и откровенными.

Другой характерный жест - расстегнутый пиджак (куртка) (рис.2). Человек, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет его в вашем присутствии. Открытость, как и другие свойства, заразительна, часто распространяется не только на людей, но и на животных; если во время драки один из дерущихся зверей ложится на спи­ну и подставляет противнику живот, тот никогда его не тронет.

Установлено, что гораздо больше вза­имного согласия среди людей в расстегнутых пиджаках, чем среди тех, кто застегнут на все пуговицы. Многие из последних к тому же еще и сидят, скрестив руки на груди - в позе защиты. Те же, у кого меняется состояние в положительную сторону, бес­сознательно разжимают руки и расстегивают пиджаки.

Человек, говорящий доверительно, скорее всего не делает жестов рукой у лица - типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. То есть здесь в первую очередь нужно следить за отсутствием сомнения или других негативных жестов, противоречащих выражаемым чувствам.Гордая, пряма поза, которую можно часто видеть у того, кто многого достиг и знает, чего он хочет, также ясный показатель уверенности. Не даром мы заставляем детей держаться прямо: это не только лучше в смысле здоровья, но и знак уверенности в себе.

Жесты доверия : «купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма (рис. 3). Этот жест означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек абсолютно уверен в том, что он говорит.

В этом жесте руки могут находиться на разной высоте. Жен­щины обычно соединяют пальцы на коленях в положении сидя или чуть выше пояса в положении стоя.

Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее (рис. 4). Этот жест часто также означает доверие.

Расположение. Важно помнить, что жесты принятия и благоприятные ответы - проявление временных состояний, которые подвер­жены быстрым изменениям. Надо внимательно читать их каж­дую минуту и не полагаться на автоматическую поддержку. Некоторые жесты и движения этой группы.

Руки, прикладываемые к груди (рис. 5) - известный еще со времен Древнего Рима, жест, обо­значающий честность и открытость. Римские легионеры привет­ствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую под­няв открытой ладонью к тому, к кому обращались.

Женщины, кроме формальных ситуаций, редко используют этот жест; кроме того, прижимание одной или двух рук к груди может означать у них защитную реакцию на внезапное удивление или испуг.

Жест прикосновения (рис. 6). Те, кто только касается другого или берет его за плечо или руку, обычно хотят прервать его или подчеркнуть что-то. Другой вариант - успокаивающей прикосновение, обычно с соответствующим вербальным сопровождением. Но жест, который нам нравится больше всего, - это когда человек прикасается к нам, чтобы показать симпатию и то, как хорошо ему в нашей компании.

Приближение к другому человеку - желание быть ближе к нему или желание вместе работать над рассматриваемым вопросом. Надо только замечать, если партнер начинает отодвигаться - тогда ему этого не хочется. Этот жест сигнализирует также третьим лицам, что разговор для них закрыт.

Вот, например, два человека обсуждают деловые вопросы на вечеринке. Они стоят, глядя друг другу в лицо, ступни параллельны, и на очень короткой дистанции. Другими словами, они стоят в закрытой позиции, делающей невозможным присоеди­нение третьего участника - всем видно, что они ведут частный разговор, хотя в нем нет ничего конфиденциального, и они бы только приветствовали новых участников.

Противоположный пример. Два других человека стоят неподале­ку в открытой позиции, их тела развернуты наружу. Такая пози­ция ведет к образованию кружка из четырех, пяти и даже более человек, принимающих участие в разговоре.

8. Доверие и открытость

Описание:

Эта характеристика показывает уровень эмоциональной безопасности во взаимоотношениях сотрудников. Когда есть доверие, люди открыты и искренни. Сотрудники могут рассчитывать на поддержку со стороны своих коллег и уважают друг друга. Когда доверие отсутствует, люди становятся подозрительными и внимательно «охраняют» себя и свои идеи. В такой ситуации открытые коммуникации крайне затруднены.

Вопрос менеджеров к самим себе:

Ведутся ли разговоры за спинами коллег в моей компании?

Из книги Закат империи доллара и конец «Pax Americana» автора Кобяков Андрей Борисович

Открытость как рычаг влияния Однако этого было мало. Необходимо было дополнить этот механизм двумя принципиальными составляющими. Первый из них должен был защищать США от тех стран, которые могли бы в связи с уникальными национальными и географическими особенностями

Из книги Бизнес путь: Руперт Мердок. 10 секретов крупнейшего в мире медиамагната автора Крейнер Стюарт

Доверие Третий аспект лидерства, выделяемый Беннисом, – доверие, которое он определяет как «эмоциональный клей, связывающий лидера и его последователей». Совместимость лидеров и подчиненных должна быть на виду.Легко убедиться, что Мердок доверяет своим подчиненным –

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

3.4.1. Степень изменчивости - агрессивность - открытость В настоящей главе мы хотим перевести основные положения разработки стратегии (3.2.7) на язык практических процедур выбора необходимой стратегии фирмы и ресурсов для её осуществления.Положения теории подчёркивают

Из книги Отличная компания. Как стать работодателем мечты автора Робин Дженнифер

Доверие Часто можно услышать, что люди приходят в компанию, а уходят от ее руководителей. Хотя это правило не является универсальным, зачастую работники и в самом деле отправляются на поиск новых возможностей тогда, когда понимают, что в их отношениях с вышестоящими

автора Карлгаард Рич

Доверие Доверие – это основополагающее нематериальное конкурентное преимущество. Оно определяется ответами на два ключевых вопроса. Во-первых, доверяет ли вам внешний рынок – потребители и акционеры? Во-вторых, доверяет ли вам внутренний рынок – ваши сотрудники

Из книги В здоровом бизнесе – здоровый дух. Как великие компании вырабатывают иммунитет к кризисам автора Карлгаард Рич

Доверие порождает доверие Я знаю, что это слишком широкое обобщение, но в бизнесе мы не склонны слишком доверять кому бы то ни было. Действительно, целые отрасли поднялись на том, что предлагали разнообразные продукты, связанные с доверием, – от тестов на доверие

автора Брокбэнк Уэйн

Доверие На доверие приходится чуть меньше четверти влияния HR на качество работы, что делает эту компетенцию важной саму по себе, помимо ее роли в стратегической игре. Категория «доверие» складывается наполовину из предыдущей успешной работы, на треть – из межличностных

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

Результат совершенствования HR: профессиональность и открытость к обучению Предлагаемая нами программа использует принципы обучения зрелых слушателей в профессиональном совершенствовании HR-сотрудников. Самый важный урок, усвоенный нами, – не забывать о собственном

автора Джулиони Джулия

Открытость познанию на рабочем месте Наверное, вы уже успели выучить наизусть рефрен этой книги: необязательно все делать самому. Приветствуйте открытость, налаживая связи между подчиненными. Чем больше людей вовлечено в цикл поддержки карьеры сотрудника, тем

Из книги Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике автора Джулиони Джулия

Новый взгляд на открытость В своем стремлении к руководству и налаживанию связей люди чаще всего сосредоточены на том, что могут получить. Однако намного разумнее думать и о том, что они сами могут дать.Раньше менторство заключалось в том, что более знающий человек,

автора Свайтек Фрэнк

Глава 2 Власть доверия: честность, открытость и уважение Доверие – важнейший элемент процесса управления. Это основа успеха, причем не только для отдельных менеджеров, но и для компании в целом. Я очень серьезно отношусь к этому понятию и потому решил, что оно

Из книги Менеджерами не рождаются. Непростые уроки достижения реальных результатов автора Свайтек Фрэнк

Второе качество: открытость Создание открытой рабочей среды – обязательное условие для завоевания доверия. Но что такое «открытая рабочая среда» и каким образом менеджер способен ее создать?Открытой называется такая среда, в которой сотрудники могут высказывать

Из книги Охота за идеями. Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила автора Саттон Роберт

9) Открытость – хороша, закрытость – нет Открытость идеям со стороны повышает разнообразие идей в вашей творческой копилке и привносит иные точки зрения, что нередко помогает компаниям не увязнуть в трясине прошлого. Когда вы открыты для общения с посторонними, у них

Из книги Озарение. Как выйти за границы привычного и увидеть в переменах новые возможности для бизнеса автора Буррус Даниэль

Доверие Не так давно у меня кончилась подписка на местную газету. Мне прислали извещение, в котором предлагалось продлить подписку за 190 долларов, но я в то время неделями отсутствовал и не смог вовремя ответить. Когда вернулся домой, нашел на автоответчике сообщение, в

Из книги Креативный подход в командной работе автора Нуайе Дидье

Делайте ставку на открытость 1. Имеется ли в вашем распоряжении документация по смежным дисциплинам, доступ к поисковым системам Интернета?2. Организуете ли вы выставки творческих работ, сотрудников или другие культурные акции?3. Есть ли у работников возможность

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Открытость У дзэн-буддистов есть такое понятие, как «сознание начинающего». Учителя дзэн говорят, что это значит, что вы воспринимаете жизнь как ребенок, исполненный любопытства и удивления и открытый всему новому. Открытость – это один из основополагающих факторов

Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: "Хорошо ли знают меня другие люди?", "Легко ли им понимать меня?", "Знаю ли и понимаю ли я сам себя?", "Помогаю ли я другим лучше понять меня?". Самой лучшей и самой непосредственной формой помощи здесь является наша собственная открытость.

Открытость – это прежде всего умение быть честным и естественным в отношениях с людьми. Подобное поведение хотя и не является гарантией абсолютного взаимопонимания, но все же помогает другим лучше понимать нас. Чтобы открытость и искренность были взаимными, нужно уметь еще так реагировать на проявления откровенности со стороны партнера, чтобы он почувствовал, что его принимают и поддерживают.

Степень открытости не может носить случайный характер, она зависит от актуальной ситуации и особенностей развертывающегося контакта. Желательно, чтобы она была связана с тем, что происходит в данный момент в партнерах и между ними.

Я уже писал о том, что в кризисные периоды отношений между людьми открытость приобретает особое значение, а способность быть открытым зависит от степени осознания и принятия себя. Связь самосознания и открытости можно проиллюстрировать с помощью модели, которая называется"Окно Джохари" * в честь двух психологов, создавших эту модель.



* В названии модели использованы аббревиатуры имен и фамилий ее авторов. – Прим. перев.

Каждый человек лишь частично осознает все, что составляет содержание его "Я". Также можно сказать, что окружающие нас люди лишь частично понимают нас. Чтобы скрыть от других и от самих себя какую-то важную информацию, мы должны тратить на это свое внимание и энергию, поэтому чем более мы открыты, чем больше информации доступно и известно, тем вероятнее, что наше общение с окружающими будет полноценным и глубоким, выразительным и эффективным.

В соответствии с моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре "пространства" своей личности.

Как видно из этой модели, укрепление и углубление отношений между людьми приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию "пространств" и уменьшению размеров закрытых и недоступных пониманию "пространств" личности. Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность узнать о нас больше, что повышает вероятность хорошего взаимопонимания и одновременно более глубокого самопознания. Когда мы закрываемся от других, мы начинаем хуже осознавать себя. Открываясь другим, мы приобретаем некоторую гарантию того, что они помогут нам увидеть в себе то, что до сих пор было нам недоступно. Чем лучше мы будем осознавать эту область, тем более открыто мы сможем вести себя с окружающими.

Я уже писал выше об обратной связи – информации, которую мы можем поставлять другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Целью обратной связи является прежде всего помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства они вызывают у нас, как влияют на наше состояние и поведение. Умение обеспечить обратную связь таким образом, чтобы не вызвать у партнера ощущение исходящей от нас угрозы и чтобы не спровоцировать у него психологическую самозащиту, чрезвычайно важно и вырабатывается совсем не просто.