Чем питались спартанцы. Спарта - чем питались воины того времени? Мальчики жили в казарме с семи лет

1. Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти "цари" были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

2. Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, "выборщики", находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти "достойные" и становились геронтами.

3. Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

4. Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

5. Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, "один на один" и в фаланге.

6. Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была т.н. "черная похлебка" - суп из крови и уксуса.

7. Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

8. Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

9. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам "в пользование".

10. Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере "свободных граждан" Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

11. Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

12. Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

13. В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

Огромная роль в жизни и культуре древних греков, отводилась еде.

Еда древних греков не отличалась большой изысканностью, основные составляющие её были: оливковое масло, пшеница, вино.

Кулинарная книга, написанная греками 4 тысячи лет тому назад, легла в основу средиземноморской кухни древнего мира. Нас с вами немногому может научить древняя книга, потому как многих продуктов просто не было. Только много лет спустя, эллины узнали, что такое сахар, рис, кофе, картофель, помидоры, баклажаны, кукуруза.

Напрашивается вопрос, что же ели древние греки ?

Во - первых, хлеб , он в Древней Элладе обладал большим достоинством - грубые волокна обработанной ячменной и пшеничной муки, способствовали полному его усвоению. Другой сорт хлеба назывался «кислым», пекли его из сброженного теста, он был дорогой и покупали его богатые эллины. Чёрствый хлеб не выбрасывали - врачеватели рекомендовали его употреблять людям с больным желудком.

Рыба . Окружённая морями Древняя Греция, пользовалась дарами моря, вылавливали сардины, тунца, осетровые породы, кальмары, мидии, устрицы. Рыба была дешёвая и была доступна беднякам.

Мясо . Эллины употребляли много мяса, в начале это была дичь, позже - баранина, говядина. Мясо было дороже, чем рыба, поэтому мясо ели в богатых семьях, бедные в основном довольствовались рыбой.

Мясо и рыбу греки в основном запекали, коптили, жарили, мариновали.

Атрибутом греческой трапезы был овечий сыр, оливки, виноград, мёд, вино .

Вино не пили в чистом виде, обязательно разбавляли водой. С древности, пьянство в Греции, считали верхом неприличия, однако каждая еда, сопровождалась вином - в то время не было других видов алкогольных напитков.

Оливковое масло всегда присутствовало на столе, особенно у древних афинян , считавших масло даром богини Афины в своем городе.

В ежедневном меню обязательно были чеснок и лук.

Много пили чистой воды , для этого женщины ежедневно отправлялись за колодезной водой.

Каждая греческая семья имела земельный участок, где выращивали артишоки, крапиву, горох, сельдерей, мяту .

Примерно в V веке до нашей эры, по описаниям прославленных греческих философов и писателей, после основного обеда проходили пирушеки-симпосионы, куда приглашались гости для совместной выпивки и разговоров. Семейных женщин не приглашали, обычно там присутствовали гетеры, поэтому нередко симпосионы заканчивались оргией. Ели древние греки полулёжа, на специальных апоклинтрах (ложах). Столовых приборов не было, ели руками, для мытья рук рабы подносили чашу с водой.

Обычно к столу подавали:

Жареных на вертеле поросят и ягнят

Кролика со специями (чебрец, мята)

Жаренных дроздов, зябликов и перепелов

Украшали стол дорогими сортами рыб - угри, лещ, кефаль

Еда спартанцев

На протяжении всей жизни, спартанцы пользовались правилом "Ничего лишнего в еде. Ничего лишнего в жилье." Обедали спартанцы в казармах. Еда была простой, но в то же время еда должна была давать силу воинам. Известен рецепт спартанской похлёбки-меланас: кусок мяса или свиные ноги, бычья кровь, уксус, соль иногда добавляли чечевицу. На вкус похлёбка была совсем невкусная.

Однажды персидский царь, приказал пленному спартанцу, приготовить похлёбку, чтобы понять почему спартанцы такие отважные воины. Отведав "яство", царь сказал, что теперь понимает, почему спартанцы так легко расстаются с жизнью.

Об истории вегетарианства написано довольно много.
Мы достоверно знаем, что основателями вегетарианства на Востоке были Будда Гаутама, Заратустра и древнеегипетские жрецы.
Основателями Европейского вегетарианства считают древних греков. Прежде всего афинян: Сократа, Платона, Аристотеля.
Несомненно, представители Пифагоро-Сократовской школы своими научными трудами и собственным опытом внесли огромный вклад в дело развития вегетарианства.
Однако, историки почему то умалчивают о том, что соседнее с Афинами государство, процветавшее на протяжении почти целого тысячелетия (с 11 до 1 века до Нашей Эры) было повально вегетарианским. Это государство - Спарта.

Что мы знаем о Спарте, о спартанском образе жизни?
Лишь то, что спартанцы были бесстрашными непобедимыми воинами с детства воспитанными в духе аскетизма.
Нас пугали на уроке истории тем, что они сбрасывали неполноценных новорожденных в пропасть (этакое зверье).
Но давайте вспомним, какое это было время. Во скольких битвах участвовали спартанцы, чтобы отстоять свободу и независимость Греции. Не было бы Спарты- не было бы Афин, первого демократического государства в европейской истории.
Один царь Леонид с 300 спартанцами чего стоит. Кстати, в известном голливудском фильме (300 Спартанцев) Леонид перед сражением грызет яблоко. И это историческая правда. Горстка воинов-вегетарианцев Спарты три дня рубила мечами двухсоттысячное войско Ксеркса и сбрасывало его с обрыва вниз.
Это ли не факт, говорящий о выносливости вегетарианцев?

Во все времена основная часть человеческой расы питалась целиком или в основном растительной пищей. Племена, потреблявшие исключительно мясную и другую животную пищу, были очень редки или же вообще не существовали. Даже эскимосы употребляют в пищу двадцать четыре различных вида мха и растений, растущих в Арктике, в том числе морошку, барбарис, веронику, олений мох и другие. В настоящее время человек, вероятно, ест больше мяса, чем в любой другой период истории: Цивилизация основана на вегетарианстве, сельском хозяйстве и садоводстве. Племена, зависящие от охоты и скотоводства, не сохраняются и не создают цивилизации.
Ориген оставил запись о том, что "египтяне предпочитали умереть, чем оказаться обвиненными в таком преступлении, как употребление мяса".

Геродот писал, что египтяне существовали на фруктах и овощах, которые потребляли сырыми. Это же подтверждает Плиний. Гарольд Уайтстоун в книге "Частная жизнь римлян" пишет: „О римлянах можно сказать, что в ранний период республики - почти весь второй век до нашей эры - они мало заботились о еде. Питались плодами, и то время от времени. Римляне тогда были почти строгими вегетарианцами, значительная часть пищи съедалась холодной, а их кулинарию характеризовала исключительная простота".

И лишь после завоевания Греции римляне изменили своим вкусовым привычкам и полюбили роскошь и мясо. Но даже и тогда беднейшие классы населения продолжали питаться только растительной пищей, и, как говорит Уайтстоун, "каждый школьник знает, что солдаты, принесшие победу Цезарю, питались злаками, которые размалывали на ручных мельницах и варили на полевых кострах".

Исис, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала (как они верили) искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими. Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исис поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми,- бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея.

В Исландии проживали племена, не потреблявшие мясной пищи. Там и сейчас есть народности, которые воздерживаются от мяса по религиозным соображениям. То же самое мы находим в Китае, Индии, Турции, Древней Палестине. Жителям Спарты запрещалось есть мясо.

Страница 3

Ели и пили спартанцы немного. Пища была скромной, почти грубой. Общий обед состоял из черной похлебки, вареной свинины, вина, овсяного хлеба и сладкого печенья. Не все греки могли удовлетвориться их пищей. Молва гласит, что когда сибарит из Афин попал к спартанцу на обед, он сказал: «Действительно, спартанцы – самые храбрые из людей. Всякий предпочел бы тысячу раз умереть, чем так жить». Будучи наслышан об их еде, тиран Дионисий купил лакедемонского повара, приказав тому приготовить их знаменитую похлебку: съесть ее не смог, выплюнул. Повар сказал ему: «Чтобы оценить это кушанье, надо делать нашу гимнастику и купаться в Евроте». Спартанцы ели обычно гороховую кашу. Пьянства и кутежи исключались. Толстяков в Спарте практически не было (Олеша не смог бы там написать «Трех толстяков»). Если они появлялись, их изгоняли из страны указом правительства (а уж на правительственный Олимп «тяжеловесам» в Спарте путь и вовсе был заказан). Не пускали туда демагогов и проституток. Не приветствовались и богачи. В Спарте в ходу была пословица: «Бог богатства слеп и лежит без жизни и движения» (Плутарх). Само собой пропала роскошь. Трусов презирали, более всего ценили – храбрость. Убитых в бою несли на щитах. Отсюда выражение: «Со щитом или на щите».

Понятно и исключительное значение, которое играли в жизни Спарты военные. Во многом это объяснялось суровыми условиями тогдашней жизни, когда войны следовали одна за другой, постоянно стуча в двери их дома. Спарта – военное государство, наводившее страх на соседей. Однако среди всех греков было широко распространено мнение, что один спартанец стоит в бою нескольких гоплитов из других земель. Жили спартанцы единым общежитием, так что Исократ называл их государство, фактически состоявшее из четырех кварталов, государством-станом. Законы полиса строились с учетом общинной идеологии народа. Ликург запретил заниматься ремеслами, торговлей, воспрепятствовал ввозу серебра и золота, а в качестве денег постановил использовать железо. И чтобы доставить небольшую по нашим понятиям сумму в пару тысяч рублей, нужно было не меньше пары быков – деньги были железными.

Главным занятием спартанского гражданина считалось участие в войне. Смерть в бою считалась, как и у викингов, наивысшей доблестью. Имена павших героев были окружены почетом и славой. Спартанка напутствовала уходивших на войну сыновей фразой: «Возвращайся со щитом или на щите». Это была демократия, хотя сугубо военного типа. Пассивным избирательным правом тут пользовались лишь 8000 мужчин из 376 000 населения Спарты. Но свободные и не стремились к демократии. Ликург в ответ на просьбу одного либерала учредить в Спарте демократию философски заметил: «Введи ее для начала, друг мой, у себя дома». Платон, Плутарх, Ксенофонт восхваляли спартанцев и их общественный строй. Напротив, Аристотель в его «Политике» осуждал ее: «Для спартиатов все соседи были врагами: и аргосцы, и мессенцы, и аркадяне». Какую из систем предпочтет современный мир – вот в чем вопрос?!

Смотрите также

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове...

Спарта отличалась от остальной Греции и была по сути военизированным государством. жили в суровых условиях. В быту отсутствовал комфорт, а в еде вкус. То, что приходилось есть спартанцам, не съел бы даже самый голодный греческий бедняк.

Чтобы спартанцы не привыкали к вкусной пище, они обязаны были обедать только за общим столом, в так называемых "обеденных клубах". Спартанцы сдавали необходимые продукты в общий котел.

Сделал он это для поддержания равенства среди граждан, и возможности контроля, над образом жизни спартанцев.

Питание за общим столом, не давало спартанцам почувствовать вкус к роскоши. Спартанцы за общим столом внимательно следили за тем, чтобы никто не съел что-то лишнее, следили и за тем, кто как ест, и поднимали на смех тех, кому была не по вкусу их грубая и отвратительная еда.


Так самой распространенной и обыденной едой в Спарте была черная похлебка. Готовилась она из дикого кабана с чечевицей, чесноком, уксусом и солью. В похлебку также входил особый ингредиент - кровь кабана. Не выливать же ценный продукт на помойку.

Любой спартанец мог запросто выпить стаканчик другой такого напитка. Несмотря на то, что она была очень питательна, вкус имела просто отвратительный.

И съесть ее мог действительно закаленный воин. И в будни и в праздничные дни рацион был всегда неизменным: грубая пища, без всяких излишеств.

Также спартанский обед включал: горох, бобы, рожь.


Питание юных спартанцев, которые только начинали свой путь воина был еще скуднее, им не доставалось даже похлебки. Оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.

В качестве воспитания, маленькие воины должны были воровать себе на пропитание.

Это входило в программу для развития ловкости и скрытности, необходимой для действий в тылу врага.

Попавшихся на воровстве наказывали, но не за воровство, а за то, что попались - не выполнили упражнение.

Владельцам полей разрешалось наказывать попавшихся так, как они считали нужным. Некоторые источники указывают, иногда наказание было смертельным.

Да, жизни спартанских воинов не позавидуешь. Но идти в бой для них был настоящий праздник.