Когда день ждв в году. Когда День железнодорожных войск: история, поздравления и интересные факты

День железнодорожника — первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден приказом по министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю).

В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

Традиция празднования Дня железнодорожника была возрождена по инициативе самих железнодорожников, впервые за долгие годы перевыполнивших план перевозок в 1935 году.

В конце июля 1935 года на состоявшемся в Кремле приеме работников железнодорожного транспорта была выдвинута инициатива отмечать профессиональные трудовые успехи ежегодно. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.

В настоящее время российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.

По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.

Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение , перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.

18 сентября 2003 года постановлением правительства РФ было учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. Полномочия акционера осуществляет правительство РФ.

По итогам 2016 года, ОАО "РЖД" перевезено 1,371 миллиарда пассажиров (+1,6% к 2015 году), из них в дальнем следовании — 101,4 миллиона (+3,6%), в пригородном сообщении — 935,7 миллиона (+1,4%). Суммарные доходы холдинга за 2016 год выросли на 7,1% по сравнению с 2015 годом и

День железнодорожника празднуют в первое воскресенье августа люди самых разных профессий: машинисты, техники, проводники, стрелочники... Одно перечисление специальностей заняло бы несколько страниц! И все эти люди работают, чтобы каждому из нас в далеком путешествии или короткой поездке на электричке было комфортно.

Истоки железной дороги.
Первые колейные дороги были изобретены древними египтянами для перевозки тяжелых грузов. В среднике века в европейских рудниках породу поднимали на поверхность по деревянным рельсам. Только в восемнадцатом столетии в Англии их заменили стальными и задумались о пассажирских перевозках.

В 1801 году английский инженер Ричард Тревитик построил первый в мире паровоз «Колбрукдэйл», и история железнодорожного транспорта быстро начала развиваться в Европе и Америке.

В России идею железных путей вынашивал император Николай I. Именно он увидел преимущество такого движения перед наземным транспортом, тем более что дороги в России до сих пор остаются бедой, а в те времена их и направлениями назвать было неудобно.

Николай I и М. Хилков - железные дороги в России.
Именно Николай I добился строительства первой железной дороги в Царское Село из Петербурга и оттуда же до Москвы. Более тысячи километров железнодорожного полотна построено за годы его царствования, потому, когда в 1896 году решался вопрос о ежегодном празднике железнодорожников, дата была назначена на день рождения Николая - 25 июня (6 июля по новому стилю).

Объявил о празднике министр путей сообщения Михаил Хилков, почти фанатик железной дороги. Он, знатный дворянин, учился железнодорожным наукам в Европе и Америке, работая чернорабочим и слесарем. Позже в России Хилков будет управлять железными дорогами на самых разных участках, пока не станет министром. При нем было построено 30 тысяч километров железных дорог, особенно много в Сибири. Таких темпов позже не было уже никогда.

Празднование Дня железнодорожника.
До 1917 года 25 июня закрывались все железнодорожные предприятия, на вокзалах и крупных станциях организовывался молебен, в столице шло награждение достойных железнодорожников в Министерстве путей сообщения, а вечером по всей стране проводились торжественные вечера, с банкетом и концертами.

В 1917 году День железнодорожника был отменен как царский праздник, но железная дорога не перестала в нашей огромной стране оставаться объектом пристального внимания правительства. И с 1936 года он стал отмечаться вновь, только был перенесен со дня рождения императора на 30 июля - день, когда Сталин принял делегацию железнодорожников и отметил их героический труд. Сменилось и название - День железнодорожного транспорта Советского Союза.

С 1940 года праздник перенесли на ближайший выходной день - первое воскресенье августа. Во время Великой Отечественной войны советские люди часто отмечали свой праздник воскресниками - безвозмездной работой для фронта и Победы.

В 80-е годы ХХ века решили, что чествовать стоит все же человека, а не транспорт, и праздник снова стал называться Днем железнодорожника.

День железнодорожника, впервые отпразднованный в 1896 году, является не только национальным, но и европейским торжеством. Сегодня его отмечают вместе с Россией в Казахстане, Киргизии, Латвии, Болгарии. Во многих других странах этот праздник есть, но перенесен на иные значимые даты.

Особенное распространение железные дороги получили во времена царствования Николая I. Впервые в России соединили два крупных города – Москву с Санкт-Петербургом. Был проложен маршрут для путешествия в Царское село. В связи с радостными событиями государем было принято решение о праздновании дня железнодорожника 6 июля. Так и продолжалось, пока не наступила революция.

После 1930 года началось возрождение праздника. Людям нужно было поднимать рабочий дух, поэтому благодаря небольшой группе передовиков день железнодорожника был возобновлен. Изначально он планировался на конец июля, однако с наступлением выходных дней перенесся на первое воскресенье августа.

День железнодорожного работника является международным днем. Его празднуют во всех бывших союзных республиках.

Празднование

Основная цель праздника – показать престижность профессии железнодорожного работника. В этот день проходят торжественные концерты, где высшее руководство и городская администрация награждают почетными грамотами, дипломами и денежными премиями самых выделившихся работников, ветеранов труда, кто работал и продолжает работать на железной дороге.

Мероприятия часто приобретают масштабность действий, поэтому нередко в крупных городах устраиваются по этому поводу концерты со звёздами эстрады. Большинство мероприятий проходят бесплатно, на концерт могут приходить все желающие.

Поздравления с Днем Железнодорожника


Поздравить работника железной дороги можно любыми способами: приемлемы как памятные сувениры и ценные подарки, так и простые поздравления в устной форме. Можно вручить открытку с теплыми пожеланиями.

Поздравляем с профессиональным праздником и желаем успехов на нелегком трудовом поприще, верных и понимающих коллег, развития и карьерной стабильности. Спасибо за Ваш бесценный и ежедневный труд, благодаря которому миллионы людей могут передвигаться из одной точки земли в другую. Своими руками вы осуществляете прогресс жизни в нашей стране. Мы гордимся Вами и ценим то, что Вы для нас делаете и продолжаете делать.

Работников железнодорожных магистралей поздравляю с торжественным днем! Хочу пожелать, чтобы Ваш поезд жизни мчался с большой скоростью к осуществлению всех желаний, а на пути всегда горел зеленый свет. Желаю удачи в профессиональных начинаниях, сплоченного коллектива и много радостных дней!

Уважаемые железнодорожники! Ваш профессиональный путь, который Вы выбрали, вызывает только восхищение и гордость за нашу страну! Спасибо за все, что Вы делаете для нашей Родины и нас, продолжайте любить свое дело и заниматься им с удовольствием. Успехов на трудовом фронте, карьерного роста и простых человеческих радостей!

В России много профессиональных праздников. Про некоторые праздники знают только те, кому они посвящены. Но некоторые праздники известны всем. Среди них и день железнодорожника.

Мы не мыслим свою жизнь без железных дорог. В нашей стране, растянувшейся на 11 часовых поясов, железные дороги служат кровеносной системой, объединяющей страну в единое целое. Недаром в XIX веке профессия инженера железнодорожника была одной из самых престижных. И этот праздник имеет давнюю историю.

История дня железнодорожника

Этот праздник в России был установлен 10 июля 1896 года, приказом министра сообщения, князя Михаила Хилкова. Дата приказа была приурочена к дню рождения императора Николая Первого, во время правления которого были построены железные дороги из Царского села в Санкт-Петербург и магистраль из Петербурга в Москву.

Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения.

— Министр путей сообщения князь М. Хилков.

В этот день устраивались гулянья, железнодорожные служащие не работали. В храмах проходили торжественные молебны, а в Министерстве путей сообщения в Петербурге, на Фонтанке устраивался торжественный прием, который посещали и высокопоставленные особы.

В те времена железнодорожные вокзалы имели не только утилитарное назначение по обслуживанию пассажиров, но служили культурными центрами в пригородах Санкт-Петербурга и Москвы. В этот день на вокзалах устраивались музыкальные представления, концерты.

День железнодорожника регулярно праздновался в России до 25 июля 1917 г. Революция и гражданская война прервали эту традицию.

После революции праздник был отменен, наряду со всеми датами "старого режима", и возобновлен был только в 1936 г. День праздника был назначен на 30 июля и приурочен к встрече товарища Сталина с участниками Совещания работников железнодорожного транспорта в Москве. Он стал называться "Всесоюзный Сталинский День железнодорожника"

В 1940 году день его перенесли на ближайшее воскресенье 4 августа, а впоследствии он стал праздноваться в первое воскресенье августа. С 2003 года этот праздник является корпоративным праздником ОАО РЖД.

Всем известно какой огромный вклад внесли советские железнодорожники во время великой отечественной войны. Под бомбежками и обстрелами они бесперебойно доставляли войска и грузы на фронт. Без них невозможно было бы создание предприятий в тылу. Не даром в советское время многим поездам были присвоены имена героев. Например одна из пригородных электричек в советское время носила имя старшего машиниста паровозной колонны Елены Чухнюк.

Праздники железнодорожников в странах бывшего СССР

Этот день существует не только в России. Его празднуют и в странах бывшего СССР: Айзербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Узбекистане, Украине и Эстонии. В некоторых странах это также первое воскресенье августа, в некоторых существует фиксированная дата, приуроченная к какому-либо событию. В Литве, например, праздник отмечается 28 августа. В этот день первый паровоз приехал в Вильнюс из Динабурга (нынешний Даугавпилс) в 1860 году.

Какого числа отмечается эта дата, все страны решают самостоятельно.

Праздники железнодорожников в мире

Этот профессиональный праздник существует и в других странах. Его отмечают в Болгарии, Венгрии, Польше, Словакии, Боснии и Герцеговине. В нынешней Германии такого дня официально не существует. Но в прежней ГДР он широко отмечался. Сейчас Германия проводит для сотрудников и пассажиров рекламные компании рельсового транспорта. Эти компании проводятся локально по регионам как в восточной так и западной части страны.

Какого числа день железнодорожника каждая страна решает сообразно своим принципам.

Подарки на праздник

На каждый праздник принято дарить подарки. День железнодорожника не исключение. Подарки делаются на всех уровнях. На официальном - это и правительственные награды, и грамоты, почетные дипломы и денежные премии. Их удостаиваются лучшие сотрудники холдинга. Вручаются знаки "Почетный работник транспорта" и "Почетный железнодорожник." Во всех подразделениях РЖД премии по результатам работы, тоже стараются приурочить к праздничной дате.

Но если среди ваших близких есть работники этой сферы, вы наверняка их хотите порадовать. В этом случае подарки стоит выбирать без оглядки на профессиональную принадлежность. Иначе это будет выглядеть смешно, и может вызвать непонимание. Подарок должен быть от души и выбирая его, вы наверняка будете учитывать вкусы и особенности того, кому он предназначен.

Поздравления

Какой праздник, может обойтись без поздравлений. После официальных торжеств всем хочется собраться в узком кругу, обменяться теплыми словами, пошутить, посмеяться. Работники путей сообщения не исключение. Они не только охотно слушают анекдоты про себя, но и сами их сочиняют. Поздравления с днем железнодорожника прикольные, адресованные людям разных специальностей: машинистам, путейцам, связистам, диспетчерам.

Эволюция железных дорог

Со времен братьев Черепановых, которые в 1833 г. в Нижнем Тагиле изобрели прототип паровоза, названый "самоходным пароходом" развитие железных дорог не прекращается на минуту. Сейчас строятся новые пути и модернизируются старые. На старейшей Николаевской дороге ходят и комфортные электрички "Ласточка". Введено в эксплуатацию для проезда пассажиров Московское Центральное кольцо (МЦК), которое много десятилетий использовалось только для грузоперевозок. Продолжает совершенствоваться Байкало-Амурская магистраль. Ведутся работы по созданию И современный персонал - это не кочегары с лопатой. Это высокообразованные инженеры и рабочие, в распоряжении которых весь арсенал современной техники и информационных технологий.


День железнодорожных войск Российской Федерации – это профессиональный праздник военнослужащих, военнообязанных, рабочих и служащих (гражданский персонал) Железнодорожных войск РФ (ЖДВ ВС России). Данный профессиональный праздник отмечается в нашей стране ежегодно 6 августа.

Впервые дата праздника была официально установлена указом президента России от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации». В настоящее время праздник отмечается как памятный день в соответствии с указом от 18 июля 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначением которых является строительство, восстановление, эксплуатация и техническое прикрытие железных дорог, которые используются для воинских перевозок.

Свою историю эти формирования берут еще с 6 августа 1851 года , когда российский император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления данной железной дороги. Отсюда и современная дата празднования – 6 августа. В соответствии с данным положением и были основаны первые специальные воинские формирования, предназначенные для эксплуатации и охраны железной дороги. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги. Вот уже на протяжении более 160 лет военные железнодорожники в нашей стране самоотверженно и беззаветно несут службу в интересах своего Отечества.

Уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение соединений русской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац. Очень важную роль сыграли железнодорожные войска и во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено порядка 300 километров ширококолейных железных дорог и около четырех тысяч километров узкоколеек. Также железнодорожными войсками было восстановлено более 4,6 тысяч километров путей.

После Октябрьской революции 1917 года в жизни железнодорожных войск начался новый этап. Железнодорожные войска Красной Армии были созданы уже 5 октября 1918 года, после того как приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании. В мирные годы после завершения гражданской войны в России они занимались реконструкцией существующих и сооружением новых железнодорожных путей. Весомым был и их вклад в победоносное для Советского Союза завершение Великой Отечественной войны. Советские железнодорожные части и соединения сумели особым образом отличиться во время обороны Ленинграда, Москвы, а также в Сталинградской битве, битве на Курской дуге и других стратегических операциях на территории СССР и стран Восточной Европы. Выполняя свои задачи в крайне тяжелых, очень часто боевых условиях они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, а также более 15 тысяч мостов, построили более 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин, способствуя безопасности железнодорожных перевозок.

После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенными из них считаются железнодорожные линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ). При этом необходимо помнить о том, что каждый 9-й километр железных дорог в СССР был электрифицирован с помощью военных железнодорожников. Одновременно с этим подразделения железнодорожных войск на регулярной основе привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. В частности военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.

В период с 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту российского государства, но находились вне численности Вооруженных Сил страны. Так в сентябре 1995 года указом российского президента была образована Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Данная управленческая структура просуществовала до интеграции железнодорожных войск обратно в состав Вооруженных Сил, интеграция произошла в 2005 году. 27 ноября 2010 года приказом министра обороны страны было утверждено Положение о Главном управлении начальника железнодорожных войск.

Современные железнодорожные войска согласно своей организационно-штатной структуре включают в себя Главное управление железнодорожных войск, а также управления железнодорожных войск военных округов. В составе российских железнодорожных войсках имеются отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности, а также части центрального подчинения. На данном этапе развития российских ВС Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (МТО ВС РФ).

В своей работе военные железнодорожники активно используют спецтехнику: мостовые краны, путеукладчики, буровзрывное оборудование. Только в 2013-2014 годах российские железнодорожные войска получили более 500 единиц автомобильной техники и 40 единиц различного инженерного вооружения. В результате этого доля современных (со сроком эксплуатации до 6 лет) образцов автомобильной техники общевойскового назначения была доведена до 35%. В целом же, как и все Вооруженные Силы РФ, железнодорожные войска активно перевооружаются. В соответствии с действующей программой Гособоронзаказа до 2020 года доля новой техники в войсках должна быть доведена до 75%. При этом численность железнодорожных войск в России составляет сегодня около 23 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч человек являются контрактниками.

В 2013-2014 годах российские железнодорожные войска каждый год осуществляли ремонт около 140 километров железнодорожных путей необщего пользования. Также можно отметить, что в 2015 году группировка железнодорожных войск начала процесс строительства участка железной дороги Журавка – Миллерово на территории Воронежской и Ростовской областей России. Они строят дорогу в обход Украины. Поезда, следовавшие из Москвы в сторону Ростова-на-Дону и Сочи, вынуждены были без остановок преодолевать участок Луганской области. Длина новой, строящейся дороги составит 122,5 километра, движение по новой ветке может быть запущено уже в середине августа 2017 года.

Стоит отметить, что основной целью совершенствования железнодорожных войск России до 2020 года является придание им инновационного облика, который будет удовлетворять потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов России, в соответствии с мобилизационными и экономическими возможностями нашей страны.

В этот день коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов, чей жизненный путь по-прежнему связан или ранее был связан с железнодорожными войсками, с их профессиональным праздником. Достойно продолжайте славные традиции российских железнодорожных войск, ведь ваш труд при строительстве железнодорожных магистралей важен не только армии, он оказывает серьезную поддержку и социально-экономическому развитию страны.