Летоисчисление по скалигеру. Скалигеровская хронология - история с белыми пятнами? Трудности географической локализации многих событий "античности"

Традиционная хронология Скалигера-Петавиуса

Не вызывает удивления факт, что в каждой стране в разное время существовали свои способы датирования событий, от Сотворения мира, от начала города Рима и т.д. Но кто-то ведь пересчитал все эти даты и привел к единой датировке от рождения Христа! Вместе с тем даже профессионалы-историки подчас не могут назвать тех, кто проставил первые единые даты в древней и средневековой истории народов Средиземноморского региона и Европы. А это были монахи Иосиф Скалигер (1540-1609) и Дионисий Петавиус (1583-1652). Их труды заложили основы современной традиционной хронологии Всемирной истории:

Scaliger I. Opus novum de emendatione temporum. Lutetiac. Paris, 1583. Thesaurum temporum. 1606

Petavius D. De doctrina temporum. Paris, 1627

Хронология Скалигера-Петавиуса утвердилась в умах западноевропейских историков, а затем, где-то в конце XVII в. – начале XVIII в. привилась на российской почве. Как это происходило? Увы, автор не в состоянии дать более или менее полный ответ на данный вопрос, но приведем отрывок из статьи историка А.П. Богданова: «Патриарши летописцы начали создавать (1691-96, ГИМ. Музейное собр., 1499) историко-хронологический Справочник от Сотворения мира до современности». «Составители обратились к непротиворечивым в разных источниках соотносительным данным, реконструировав на их основе абсолютную хронологию событий до Рождения Христова. Опираясь на свое представление о действительном ходе исторического времени, они уже довольно легко выявляли внутренние противоречия источников, независимо от традиционной авторитетности». То есть сами решили, что и когда должно быть, а потом расставили даты, невзирая на то, что до этого кто-то что-то думал. «Не показания конкретного источника, а результаты историко-хронологического исследования позволяли указывать на ошибки Библии и «старых перечней» в определении даты Сотворения мира относительно Рождества Христова (л.13), давать уверенные оценки достоверности сообщений…» (А.П. Богданов в кн.: Лызлов, 1990. с.402-403). Так отметаются альтернативные версии!

Таким образом, в конце XVII века была завершена подготовка к стыковке хронологии в русских источниках (отсчет от Сотворения мира) с западно-европейской хронологией (отсчет от Рождения Христова). Делалось это русской церковью. Церковь, но только католическая, создала и западную хронологию Скалигера-Петавиуса. Затем Петр I вводит в России западное летоисчисление: пересчет дат в русских источниках на новый календарь был уже подготовлен.

Книга А.И. Лызлова, вышедшая в 90-е годы XVII века, использует два способа датировок: от Сотворения мира и от рождения Христа. Автор судит по изданию 1990 г. и не знает, так ли было в оригинале.

Сейчас мы настолько привыкли к датам в учебниках, что не удосуживаемся задать еще один вопрос: проверял ли кто в XIX в. или в XX в. истинность хронологии Скалигера-Петавиуса? Ведь наука не может существовать без критической ревизии своих основных положений.

Несоответствия и противоречия в датах неоднократно отмечались.

Этим занимались, исправляли, а если не могли подправить, то оставляли на будущее. Но вот пойти на то, чтобы усомниться в истинности датировок по основным моментам мировой истории…– это грозило развалом всей схемы Всемирной истории! Известный немецкий историк Т.

Моммзен, живший в XIX в., как-то углубился в проблему датировки источников, но после того, как увидел, что отсутствуют письменные документы, которые можно было бы уверенно датировать ранее XIV в., предпочел не усложнять себе жизнь. Но даты в своей трехтомной «Истории Рима» проставил от основания города Рима! Разве не замечательный факт: хронология Скалигера-Петавиуса утвердилась повсеместно, а видный историк Т. Моммзен датирует события в духе летописца Нестора.

В XVIII в. вопросами хронологии занимался великий физик Исаак Ньютон. Он выявил удревление истории Древнего Египта. Труд Ньютона быстро предали забвению, а данный период жизни и деятельности гения назвали затем занятиями увлекшегося религией и мистикой, стареющего ученого чудака.

В XX в. об искусственном удлинении истории заявил русский исследователь Н.А. Морозов. Но его работы историки не желают воспринимать, считая, что они не заслуживают внимания и что это плоды двадцатилетнего тюремного заключения русского революционератеррориста.

О неверной датировке царствования фараона Рамзеса II заявил Иммануил Великовский. Ошибка составляет, по его мнению, семьсот лет (Великовский, 1997).

Наконец, в 70-80-е годы об ошибочности хронологии Скалигера-Петавиуса заговорили математики М.М. Постников и А.Т. Фоменко.

М.М. Постников вообще заявил, что всю историю древнего мира сочинили во времена Возрождения несколько писателей. Такое заявление пришлось по душе историкам; они стали говорить о несерьезности, непрофессионализме математиков, взявшихся не за свое дело. На этом основании лишь немногие из них терпеливо прочитали исследования А.Т. Фоменко. При этом они сразу стараются забыть о хорошо известных им «дырах» в хронологии Скалигера-Петавиуса, стараясь найти предлог в форме, как им кажется, полного абсурда в том или ином месте текста А.Т. Фоменко для того, чтобы прекратить чтение, заявив, что это … абсолютная белиберда и т.д., и пр. Увы, они забывают, что львиная доля знаний получена ими в результате полного доверия к авторитетным в мире исторической науки авторам. Верят (простите, убеждены) они, что Аристотель жил в IV в. до Р.Х., и ничего с ними не сделаешь. А почему они так в этом убеждены? Могут доказать? Привести документы? Да нет, самое большое – могут сказать, что так написано в любом школьном учебнике и что это знает каждый культурный человек! И вся наука.

Задумываются ли над этим неравнодушные к своей науке историки?

Хочется верить, что да, задумываются, … но они пока молчат …

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 4. Жанр всемирных хроник. Предшественники Скалигера и Петавиуса Мы уже сказали, что Скалигер и Петавиус в XVI-XVII веках лишь завершили создание неправильного здания-скелета всемирной хронологии. Позднейшие историки лишь наращивали на него плоть и искренне придавали ему

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8. ЗАГАДОЧНЫЕ ДИНАСТИИ-ДУБЛИКАТЫ ВНУТРИ «УЧЕБНИКА СКАЛИГЕРА-ПЕТАВИУСА» Мы составили списки всех правителей на интервале от 4000 г. до н. э. до 1800 г.н. э. для Европы, Азии, Египта. Использовались хронологические таблицы Ж. Блера и другие. Детали см. в книге А. Т. Фоменко

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

3. Сомнения в правильности хронологии Скалигера - Петавиуса 3.1. Де Арсилла, Роберт Балдауф, Жан Гардуин, Эдвин Джонсон, Вильгельм Каммайер Сомнения в правильности скалигеровской версии хронологии возникли давно. Н. А. Морозов писал: «Профессор Саламанкского

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

9. Загадочные династии-дубликаты внутри «Учебника Скалигера-Петавиуса» Мы составили списки всех правителей на интервале от 4000 г. до н. э. до 1800 г. н. э. для Европы, Азии, Египта. Использовались хронологические таблицы Ж. Блера и другие. Детали см. в [нх-1].К этому набору

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Сомнения в правильности хронологии Скалигера-Петавиуса возникли еще в XVI

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

1. «Учебник древней и средневековой истории» в традиционных датировках Скалигера-Петавиуса В 1974–1980 гг. А.Т. Фоменко проанализировал скалигеровскую хронологии древней и средневековой истории Европы, Средиземноморья, Египта, Ближнего Востока. Исторические и

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

3. Загадочные династии-дубликаты внутри «учебника Скалигера-Петавиуса» Независимое экспериментальное исследование глобальной хронологической карты было проведено затем А.Т. Фоменко и на основе методики распознавания зависимых династий. Для этого были составлены

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

Традиционная хронология Скалигера-Петавиуса Не вызывает удивления факт, что в каждой стране в разное время существовали свои способы датирования событий, от Сотворения мира, от начала города Рима и т.д. Но кто-то ведь пересчитал все эти даты и привел к единой датировке от

Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

2. Общепринятая историко-хронологическая версия Скалигера-Петавиуса В XV–XVI веках хронология рассматривалась как раздел математики, а затем полностью перешла в ведение историков. Мы намерены возродить старую добрую традицию, призвать историков к плодотворному

автора

3. Сомнения в правильности хронологии Скалигера-Петавиуса возникли еще в XVI

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

"Новая хронология" Скалигера
Отцом общепринятой версии исторической хронологии принято считать французского ученого Жозефа Бордони, более известного как Жозеф Жюст де Скалигер (1540-1609), который в конце XVI века опубликовал так называемые хронологические таблицы. В них ученый изложил всю мировую историю в датах. До него цельной хронологической картины не существовало, он первый расположил исторические события на единой временной шкале (отсюда, от scal, вероятно, и происходит его фамильное прозвище).

Скалигер был математиком и астрономом, что в понятиях того времени означало "нумеролог и астролог". Взявшись за историю, он рассчитывал и "вычислял" прошлое. Никакой, собственно, разницы между прошлым и будущим в сознании оккультиста нет. События происходят согласно некоему нумерологическому плану, их появление закономерно, они предопределены, только одни уже наступили, а другие еще нет. Современник Мишеля Нострадамуса, предсказывавшего будущее, Скалигер просто взял и предсказал прошлое, используя ту же самую "методику".

..."Считается, что Скалигер заинтересовался проблемами хронологии, ознакомившись с книгой своего старшего современника Жана Бодена "Метод легкого познания истории". Боден с необычайной легкостью продемонстрировал простую и очевидную суть исторического процесса, в основе которого лежат две вещи - цикличность и нумерология...

Нумерология основывается на каббалистическом учении, согласно которому миром правят числа." (см. ссылку на Лопатина в конце статьи).

Под эту нехитрую арифметику в XVI-XVIII веках была выстроена всемирная история человечества, включающая в себя не только вымышленные даты, но и вымышленные исторические персонажи (см. Лопатин, 2007). Добавим, что Скалигер действовал в эпоху Реформации (См. статью "Реформация"), которую никак нельзя рассматривать как просто "бунт против католиков", все было гораздо сложнее, и в то же время проще (см. статью "Реформация").

Какова же была "старая хронология"? Эта "традиционная" хронология возникла сразу после того, как в ней возникла потребность, т.е. необходимость в сквозном времени человеческой истории, которое показывало бы связь прошлого, настоящего и будущего. Такая потребность возникла только после возникновения события всемирного значения, к которому можно было бы привязать все остальные события. Таким общечеловеческим событием во всех хронологиях, включая современную, является "счет лет от Христа". До того это были чисто локальные события (приход к власти того или иного царя, основание того или иного города, и т.д. см. "Хронология"). Эти хронологии заканчивались со смертью очередного царя или переименования того или иного города.

Современная шкала, опирающаяся на Юлианский календарь (см. статью) была утверждена на "Первом-Втором "Византийском" "Никео-Константинопольском" соборе 867(69)-870, а также 879-880 (по-римски: 4-й "Константинопольский собор"). Собор поддержал мифический "римский папа Иоанн VIII", согласно утверждениям современных историков. Решений собора в письменном виде, так же как и решений всех предыдущих соборов обнаружить не удалось.

Согласно решению собора "счет лет от Христа" был обозначен первым днём "Великого индиктиона" от 7 апреля 877 года по современному летоисчислению, (первого воскресного дня, пришедшегося на 7 апреля после года распятия . От этой даты отсчитали назад 12 великих индиктионов, и начало первого из них обозначили как "Сотворение мира" (5508 лет до н.э. по современному Юлианскому календарю).

Согласно правилам принятым, на "1-ом-2-м Никейском соборе" день распятия установили после первого весеннего полнолуния (в год распятия этот день точно совпал с полнолунием - 4 апреля, а воскресение, соответственно, было 7 апреля по "юлианскому календарю".). В год второго Никейского собора ближайшее весеннее полнолуние пришлось на 2 апреля 877 года, соответственно распятие было обозначено 4-м апреля, а воскресение 7-м апреля, в точности как и в 866 году. С этой точки 877 года и начался Великий индиктион. Все последующие годы дата Пасхалии исчислялась также от первого весеннего полнолуния, которое в реальный год распятия пришлось на 4 апреля 866 года, а с 877 годадата распятия начала "скользить" по числам марта-апреля в зависимости от времени первого весеннего полнолуния, после весеннего равноденствия (в те времена равноденствие приходилось на 16 марта).

За 17 лет до 866 года, в 848-49 г. было появление кометы Галлея, ознаменовавшей начало царствования (фараонства) Спасителя (см. ст. "Пророк Единобожия"), которое часто называют "Рождество" (Фараон правил 17 лет, после чего был зверски распят; ему выкололи правый глаз и отрубили кисть правой руки и нанесли другие увечья [см.ст. "Христианство", "Воскресение Христово"]). Однако, через три дня, несмотря на нанесенные увечья, ликующие ученики Спасителя обнаружили, что он жив, т.е. "воскрес", как об этом принято говорить по церковным канонам.

Вследствие того, что распятый правитель был величайшим в мире поэтом (автором основополагающих псалмов, молитвы "Отче Наш", "Нагорной проповеди" и других текстов), а также ученым-астрономом, создавшим "Юлианский календарь", состоящий из 365(6)дней, 12 месяцев, 7-дневной недели и т. д., а так же первым основоположником юриспруденции, создателем кодекса Хаммураппи-Юстиниана-Моисея (10 заповедей и другие законы), составившем основу всей последующей юриспруденции, стало принятым отсчитывать летоисчисление с года его распятия. Этот метод подробно расписан в статьях "Хронология" и "Пророк Единобожия" данного словаря.

Разрушенную столицу фараона (Ахет-Атон, или, по-славянски "На Заре-т") было решено "дублировать" на его родине - в скифо-сибирский протоэтносе, а именно - основать Великий Новгород на том же меридиане, на котором жил в Египтском Ахет-Атоне распятый фараон (ошибка - максимум 2-3 километра). Меридиан был выбран для того, чтобы соднце вставало по утрам в один и тот же час в обоих городах. Там же в Новгороде были обнаружены археологами на русском языке вышеупомянутые правила летоисчисления, которые затем переняли и греко-византийцы (см. кн. В. Симонова "Математические..." в списке литературы).

Однако, возникшие на Западе через 200 лет католики очень недолюбливали "скифо-сибирское" происхождение Спасителя (см. ст. "Авраам") и поэтому приложили все усилия для изменения его имени, этнического происхождения и времени жизни, дабы уничтожить величайшую империю древности с помощью грубой фальсификации истории, которая стала возможной только после изобретения книгопечатания.

Именно книгопечатание позволило создать в XVI-XVIII веках "Легенды и мифы Древней Греции" и другие мифы, а так же "новую хронологию Скалигера". Однако, несмотря на старания папы-атеиста Льва X (Джованни Медичи), греческая мифология не смогла заменить христианства, хотя деньги были потрачены немалые на ее создание.

В течение XVI-XVIII веков римская власть вернулась к христианству в резко видоизмененных формах. Многие протестанты приняли "хронологию Скалигера" лишь в XIX веке. В России патриарх Никон и Петр I сделали это существенно раньше, полностью исказив историю русского арианско-несторианского христианства и приняв Римско-Византмйский тринитарный символ веры.

Литература:

Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985.
Лопатин В.А. Матрица Скалигера. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2007.
Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 2007.

Http://ru.wikipedia.org/wiki/,_
Жозеф Жюст (Иосиф Юстус) Скалигер (фр. Joseph Juste Scaliger, лат. Josephus Justus Scaliger; 5 августа 1540-21 января 1609) - французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Сын Жюля Сезара Скалигера, внук картографа Бенедетто Бордоне.

[править] БиографияЖозеф Скалигер родился 5 августа 1540 года в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном знаменитого учёного-филолога Жюля Сезара Скалигера. С 12 лет Иосиф учился в коллеже Гиени в Бордо. После смерти отца в 1558 году отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне. В результате молодой Скалигер в совершенстве овладел не только латинским и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. Энциклопедическое владение доступными в то время источниками создали Скалигеру славу крупнейшего филолога. Его комментарии (1573) к трактату Марка Теренция Варрона «De lingua Latina» и лексикографическому труду римского грамматика Секста Помпея Феста (1575) открыли учёному миру архаическую латынь.

В 1560-х годах Жозеф Скалигер совершил путешествие по Италии, затем - по Англии и Шотландии. Во время поездки, в 1562 году, он становится кальвинистом. Жозеф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный-филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат - сражался в рядах гугенотов.

После Варфоломеевской ночи Жозеф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии.

В 1593 году Жозеф Скалигер отправляется в Нидерланды. Остаток жизни он проводит в университете Лейдена и своей деятельностью способствует расцвету филологии в Нидерландах.

Скалигер скончался 21 января 1609 года в Лейдене, Голландия. В честь него назван один из институтов Лейденского университета. Энциклопедический словарь Гранат каждому тому предпосылает слова Скалигера: «Lexicographis secundus post Herculem labor.» (Труд лексикографа уступает лишь труду Геркулеса)

[править] Научное наследиеОдна из заслуг Жозефа Скалигера - создание научной хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии и теологии проявились в его «Новом сочинении об исправлении хронологии» («Opus novum de emendatione temporum», Париж,1583; исправленное издание - Франкфурт, 1593), дальнейшим развитием этого труда стала книга «Сокровищница хронологии» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629), в которую он включил также важнейшие источники по древней хронологии. В этих работах описаны системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (от Древнего Рима и Древней Греции до Восточной Азии и мексиканцев), и найдены способы перевода между этими системами. Скалигер широко использовал метод астрономической датировки событий по затмениям, развитый Кальвизием.

Скалигер предложил простую погодную хронологическую шкалу, к которой можно было бы приводить все исторические даты - юлианский период. Она основана на цикле длительностью 7980 лет, который получается перемножением трех характерных для юлианского календаря периодов - 28-летнего (период повторения дней недели), 19-летнего (период повторения пасхального лунного цикла) и 15-летнего цикла индиктов с началом отсчета 1 января 4713 до н. э., когда совпадают первые годы всех этих циклов. Эта система в дальнейшем была адаптирована для удобства астрономических расчетов Гершелем, который предложил все даты выражать через число дней, прошедших от указанного начала цикла Скалигера (Юлианский день).

До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например для описания событий античности - по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр.

В основу своей версии хронологии Жозеф Скалигер положил восстановленные им на основании обширных цитат у византийских историков хронологические сочинения Евсевия Кесарийского и его предшественника Секста Юлия Африкана, а также труды их продолжателей Иеронима Стридонского и Идация. Скалигер написал подробные комментарии и примечания к Хронике Евсевия. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Гуманитарная учёность Иосифа Скалигера превосходила собой знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De re nummaria», Лейден, 1606) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Гутер по инициативе Скалигера издал свод античных надписей (1602), к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Работы Скалигера получили развитие в исследованиях по хронологии иезуитов Дионисия Петавиуса и Джованни Баттиста Риччиоли, ирландского епископа Джеймса Ашшера.

Вместе с тем математические познания Жозефа Скалигера были не столь значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга, которую опубликовал в 1594 году в книге «Cyclometrica elementa duo». Хотя его метод оспаривался современными ему геометрами (Франсуа Виетом, Христофором Клавием, Адрианом ван Рооменом и Лудольфом ван Кёленом), Жозеф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16…), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Важный вклад внёс Скалигер в лингвистику. В написанном им в 1599 году труде «Рассуждение о языках европейцев» (опубликован в 1610, посмертно), Скалигер фактически впервые сформулировал понятие «языковой группы», или, в его терминологии, «матрицы» (matrix), разделив все известные ему европейские языки на 11 групп, произошедших от 11 праязыков-матриц (linguae matrix). Эти матрицы суть: греческая, латинская (в современной терминологии - романские языки), тевтонская (германские языки), славянская, эпирская (албанский язык), татарская (тюркские языки), венгерская, финская (к ней Скалигер отнёс финский и саамский языки), ирландская (кельтский язык Ирландии), британская (кельтские языки Британских островов и французской Бретани), кантабрская (баскский). Однако факта родства между самими «языками-матрицами» Скалигер не заметил (этот шаг сделал 100 лет спустя Лейбниц); по мнению Скалигера, все 11 праязыков произошли от иврита после Вавилонского столпотворения.

[править] СочиненияDe emendatione temporum (Об исправлении хронологии, 1583)
Thesaurus temporum (Сокровищница времён, Лейден, 1606)
De re nummaria (О монетном деле, Лейден, 1606)
Lettres fran;aises in;dites de Joseph Scaliger (Подлинные французские письма Жозефа Скалигера)
[править] ЛитератураJacob Bernays, Joseph Justus Scaliger. Biography & Autobiography. - Berlin, 1855.
J. Casaubonus. Opuscula varia. - Париж, 1610
Anthony T. Grafton. Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol. - Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. ХХХ, с. 169
Вайнштейн О. Л. Западно-европейская средневековая историография. - М.-Л.: 1964
Краткая литературная энциклопедия. - М.: СЭ, 1971, т. 6, с. 883
Олдос Хаксли. Луденские бесы (1952). - М.: Терра, 2000, с. 62-63
Ф. Мищенко. Скалигер, Жозеф-Жюст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Текстов. Сын астролога и гуманиста Юлия Цезаря Скалигера

«... Иозеф Юстус Скалигер опубликовал величайший исторический бред всех времен и народов, лежащий и сегодня еще в основе общепринятого исторического мифа.» (Е.Я. Габович)

Биография

Жозеф (Иосиф) Скалигер родился 5 августа г. в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном ученого–гуманиста Юлия Цезаря Скалигера и его жены Андриет де Рокэ Лобеяк (Andiette de Roques Lobejac ). В своей «Автобиографии» Иосиф сообщает, что был десятым ребёнком и имеет пять братьев. С 11 до 14 лет Жозеф учился в колледже Гиени в Бордо вместе с братьями Леонаром и Жаном Констаном .

Иосиф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат - сражался в рядах гугенотов. После Варфоломеевской ночи (24 августа года) Иосиф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии. Во Францию он вернулся в году и почти 20 лет жил в замке Луи де Шастенье .

Некоторые сочинения Иосифа Скалигера попали в Индекс запрещённых книг и продержались там до отмены «Индекса» в середине ХХ века.

Сочинения

  • «Lettres françaises inédites de Joseph Scaliger»
  • «De emendatione temporum» , ,
Иосиф Юстус Скалигер, Joseph Justus Scaliger, (1540-1609) - европейский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, француз по рождению, голландец по месту проживания в наиболее плодотворные годы, один из основателей традиционной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Сын Юлия Цезаря Скалигера.

Биография
Жозеф (Иосиф) Скалигер родился 5 августа 1540 г. в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном ученого-гуманиста Юлия Цезаря Скалигера. С 12 лет Иосиф учился в коллеже Гиени в Бордо. После смерти отца в 1558 г. отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне. В результате молодой Скалигер в совершенстве овладел не только латынью и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. Энциклопедическое владение доступными в то время источниками создали Скалигеру славу крупнейшего филолога. Его комментарии (1573) к трактату М. Т. Варрона «De lingua Latina» и лексикографическому труду римского грамматика С. П. Феста (1575) открыли учёному миру архаическую латынь.
В 1560-х годах Иосиф Скалигер совершил путешествие по Италии, затем - по Англии и Шотландии. Во время поездки, в 1562 году, он становится кальвинистом. Иосиф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат - сражался в рядах гугенотов.
После Варфоломеевской ночи Иосиф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии.
В 1593 г. Иосиф Скалигер отправляется в Нидерланды. Остаток жизни он проводит в университете Wikipedia:ru:Лейдена, и своей деятельностью способствует расцвету филологии в Нидерландах.

Скалигер скончался 21 января 1609 г. в Лейдене, Голландия. В честь него назван один из институтов Лейденского Университета. Энциклопедический словарь Граната, каждому тому предпосылает слова Скалигера:
«Lexicographis secundus post Herculem labor»

Научное наследие
Одна из заслуг Иосифа Скалигера - создание традиционной научной хронологии. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии, астрологии и теологии проявились в его «Исправлении хронологии» («De emendatione temporum», 1583), дополнения и поправки к которому Иосиф Скалигер опубликовал в «Сокровищнице времен» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629). Здесь он определил системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (включая Восточную Азию и мексиканцев), и привёл их в соответствие друг с другом. До Скалигера господствовали лишь средневековые способы летосчисления по церковному календарю, крайне недостаточные для исторической науки, а почти вся хронология имела узкослужебное назначение - определять дни церковных праздников: глобальная мировая хронология в те времена ещё не существовала. В основу своей версии хронологии Иосиф Скалигер положил восстановленные им самим хронологические сочинения Евсевия, его предшественника Юлия Африканского и его продолжателей Иеронима и Идация.

За текстами древних хронографов, восстановление коих именуют чудом дивинаторной критики, следуют у Скалигера «Примечания к хронике Евсевия»: здесь даются средства для выяснения взаимоотношений древних народов, и освещается библейская история и хронология. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Силою своего недюжинного воображения и точных знаний Иосиф Скалигер построил в «Сокровищнице времен» мировую историю, расчленил ее материал по народам, синхронистически сопоставил события по периодам от начала ассирийского царства до половины XV в. нашей эры, впервые объединив Священную историю Библии с историей Светской. В лице Иосифа Скалигера европейская историческая наука вышла из подчиненного отношения к науке античности. Гуманитарная ученость Иосифа Скалигера превосходила собою знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De rе nummaria», Лейден, 1606) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Гутер по инициативе Скалигера издал свод античных надписей (1602), к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Огромный авторитет Иосифа Скалигера вызвал злобу его религиозных (католических) противников, особенно иезуитов, которые специально готовили учёных, способных оспаривать мнения Скалигера. Эти критики вносили частные поправки в его положения (например, иезуиты Д. Петавиус, И.-Б. Риччиоли, ирландский епископ Уссерий внесли несколько дополнений и исправлений в его хронологическую систему), но даже отдалённо они не могли достигнуть его широты познаний, охватывавших древний мир в его целостности, как она представлялась до самого Новейшего Времени.

Вместе с тем, математические познания Иосифа Скалигера были значительно менее значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга, которую опубликовал в 1594 г. в книге «Cyclometrica elementa duo». Несмотря на то, что его метод оспаривался современными ему геометрами (Виетом, Клавием, А. ван Рооменом и Л. ван Кёленом), Иосиф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16..), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Сочинения
Lettres francaises inedites de Joseph Scaliger
De emendatione temporum (1583)
Thesaurus temporum (1606)
De rе nummaria, Лейден, 1606

Библиография
J. Casaubonus «Opuscula varia»,- Париж, 1610
Anthony T. Grafton. «Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol.»,- Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», т. ХХХ, с. 169
Вайнштейн О. Л. «Западно-европейская средневековая историография»,- М.-Л.: 1964
Краткая литературная энциклопедия,- М.: СЭ, 1971, т.6, стр. 883
Олдос Хаксли «Луденские бесы» (1952),- М.: Терра, 2000, стр. 62-63

Место смерти: Научная сфера: Награды и премии


имя института в Лейденском университете

Иосиф Юстус (Жозеф Жюст) Скалигер (фр. Joseph Juste Scaliger , лат. Joseph Justus Scaliger ; -) - французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии , издатель и комментатор античных текстов. Сын Юлия Цезаря Скалигера , внук картографа Бенедетто Бордоне .

Биография

Там же он предложил систему летоисчисления, независимую от последующих реформ календарей - Юлианские даты . Так момент 0,0 JD соответствует полдню 1 января 4713 до н. э., начало нашей эры - соответствует 1721424,0 JD, а 30.09.2001 г. - 2452183,0 JD.

До Скалигера господствовали лишь средневековые способы летосчисления по церковному календарю, крайне недостаточные для исторической науки, а почти вся хронология имела узкослужебное назначение - определять дни церковных праздников. Историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например для описания событий античности - по олимпиадам, по консулам, от основания Рима. Глобальная мировая хронология в те времена ещё не существовала. В основу своей версии хронологии Иосиф Скалигер положил восстановленные им самим хронологические сочинения Евсевия, его предшественника Юлия Африканского и его продолжателей Иеронима и Идация. За текстами древних хронографов, восстановление коих именуют чудом дивинаторной критики, следуют у Скалигера «Примечания к хронике Евсевия»: здесь даются средства для выяснения взаимоотношений древних народов, и освещается библейская история и хронология. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Силой своего недюжинного воображения и точных знаний Иосиф Скалигер построил в «Сокровищнице времён» мировую историю, расчленил её материал по народам, синхронистически сопоставил события по периодам от начала ассирийского царства до середины XV века нашей эры. В лице Иосифа Скалигера европейская историческая наука вышла из подчинённого отношения к науке античности . Гуманитарная учёность Иосифа Скалигера превосходила собой знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De rе nummaria», Лейден , ) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Гутер по инициативе Скалигера издал свод античных надписей (), к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Огромный авторитет Иосифа Скалигера вызвал злобу его религиозных (католических) противников, особенно иезуитов, которые специально готовили учёных, способных оспаривать мнения Скалигера. Эти критики вносили частные поправки в его положения (например, иезуиты Дионисий Петавиус , Джованни Баттиста Риччиоли , ирландский епископ Джеймс Ашшер внесли несколько дополнений и исправлений в его хронологическую систему), но даже отдалённо они не могли достигнуть его широты познаний, охватывавших древний мир в его целостности, как она представлялась до самого новейшего времени.

Вместе с тем, математические познания Иосифа Скалигера были не столь значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга , которую опубликовал в 1594 году в книге «Cyclometrica elementa duo». Несмотря на то, что его метод оспаривался современными ему геометрами (Виетом , Клавием, А. ван Рооменом и Л. ван Кёленом), Иосиф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, π равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16…), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Важный вклад внёс Скалигер в лингвистику . В написанном им в 1599 году труде «Рассуждение о языках европейцев» (опубликован в , посмертно), Скалигер фактически впервые сформулировал понятие «языковой группы», или, в его терминологии, «матрицы» (matrix), разделив все известные ему европейские языки на 11 групп, произошедших от 11 праязыков-матриц (linguае matrix). Эти матрицы суть: греческая, латинская (в современной терминологии - романские языки), тевтонская (германские языки), славянская, эпирская (албанский язык), татарская (тюркские языки), венгерская, финская (к ней Скалигер отнёс финский и саамский языки), ирландская (кельтский язык Ирландии), британская (кельтские языки Британских островов и французской Бретани), кантабрская (баскский). Однако факта родства между самими «языками-матрицами» Скалигер не заметил (этот шаг сделал 100 лет спустя Лейбниц); по мнению Скалигера, все 11 праязыков произошли от иврита после Вавилонского столпотворения.

Сочинения

  • Thesaurus temporum (Сокровищница времён, Лейден, 1606)
  • De rе nummaria (О монетном деле, Лейден, 1606)
  • Lettres françaises inédites de Joseph Scaliger (Подлинные французские письма Жозефа Скалигера)

Библиография

  • J. Casaubonus. Opuscula varia . - Париж, 1610
  • Anthony T. Grafton. Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol. - Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , т. ХХХ, с. 169
  • Вайнштейн О. Л. Западно-европейская средневековая историография . - М.-Л.: 1964
  • Краткая литературная энциклопедия . - М.: СЭ, 1971, т. 6, с. 883
  • Олдос Хаксли. Луденские бесы (1952). - М.: Терра, 2000, с. 62-63
  • Ф. Мишенко. Скалигер Жозеф-Жюст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .