Биологические особенности человека.

Какие отличительные особенности есть у человека? Этот вопрос многих интересует. Ведь люди - это вовсе не животные. Они чем-то отличаются. У человека есть разнообразные навыки и умения, а также черты, которых нет и не будет у приматов. О них необходимо знать. На какие моменты стоит обратить внимание? Какие особенности есть у людей? Все это понять не так трудно, как кажется. Достаточно просто сравнить человека с обычными животными. Вы сразу сможете увидеть отличия.

Речь

Первая черта - разборчивая речь. То есть человек умеет разговаривать. Причем словами, а не просто звуками. Это обусловлено строением гортани. У приматов она находится выше в горле. Это не позволяет разговаривать.

Да, животные тоже между собой общаются. И даже с людьми пытаются. Например, посредством мяуканья - так делают кошки. Тем не менее это все же не речь, хотя подобные звуки и носят коммуникативную функцию. Только человек умеет говорить осмысленно, понятно, отдельными словами и предложениями. Какие есть еще отличительные особенности?

Прямохождение

Следующий отличительный фактор, который имеет место, - это прямохождение. Человек ходит вертикально и прямо. Приматы и животные так делать не могут. Обычно они все же опираются на передние конечности или не совсем прямо держат туловище.

Передвижение на двух ногах характерно преимущественно для людей. В животном мире тоже есть некоторые виды, которые ходят на двух лапах. Но, как уже было сказано, туловище при этом не полностью выпрямлено. Только человек способен ходить перпендикулярно земле.

Шерсть

Человек имеет отличительные особенности в плане волосяного покрова. Даже невооруженным взглядом можно увидеть, что многие представители животного мира покрыты шерстью или перьями/чешуей. Это было задумано природой для защиты от врагов, холода и для маскировки.

У людей все несколько иначе. Человеку не нужна шерсть, чтобы спасаться от холода, поэтому волосяной покров сохранился только в некоторых местах. Например, в подмышечных впадинах и на голове. У мужчин на лице и груди появляется растительность, но все тело полностью не покрывается сплошным слоем меха или пуха.

Человек имеет отличительные особенности. Но какие именно? Что еще способно выделить его на Земле?

Мозг

Мозг - следующий момент, который стоит учитывать при рассмотрении отличий между людьми и животными. И это вполне очевидно. Ни для кого не секрет, что типичный представитель хомо сапиенс имеет довольно крупный развитый мозг. Но это не единственная черта, которая свойственна людям.

Дело все в том, что у человека мозг устроен и развит так, чтобы можно было использовать его по максимуму. Это позволяет творить и рассуждать. Да, у животных и приматов мозг тоже устроен таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность жизни. Только уровень развития у него намного ниже. Какие еще можно выделить отличительные особенности человека от обитателей животного мира? Существует довольно много пунктов, которые еще не были перечислены.

Вещи

Одежда и обувь - вот еще две особенности, выделяющие человека. Именно при помощи их люди обеспечивают себе тепло и комфорт. Это и есть замена шерстяному покрову. Никто больше в живом мире не носит ни одежду, ни обувь. Они отличительными особенностями стали лишь для человека.

Правда, на данный момент даже для животных создают специальную одежду. К счастью, подобные новшества имеют место только в отношении домашних питомцев - собак и кошек преимущественно. Но животные могут обходиться без одежки. А вот люди - нет. Поэтому не стоит пренебрегать данным пунктом. Человек самостоятельно изготавливает обувь и вещи, а затем носит их.

Румянец

Характерной отличительной особенностью человека от животных стало наличие румянца. Трудно поверить, но лишь у людей он имеет место. Животные, птицы и прочая живность не умеют краснеть. Это особенность, которая есть только у человека.

Тем не менее появление румянца до сих пор остается загадкой для мира. Непонятно, почему люди краснеют, когда смущаются, например. Ученые объясняют это явление резким приливом крови.

Детство

Отличительные разнообразны. Стоит обратить внимание на то, что период детства у человека длится дольше, чем у приматов или любых других животных. Человеческие детеныши долгое время зависят от родителей и не в состоянии сами себя обеспечивать.

А вот у животных все несколько иначе. Детство у большинства из них длится не больше года. При этом за данный период обычно родители успевают научить детенышей выживать и жить. Выучили основы - детство кончилось. Человек же считается ребенком до 18 лет. Именно столько длится этот период. Правда, обеспечивать себя можно уже приблизительно с 13-14 лет.

Если говорить о младенцах, то человеческие детеныши по сравнению с малышами-зверятами находятся в зависимости от родителей больший промежуток времени. Приблизительно 2 года нужно человеку, чтобы научиться ходить и общаться с себе подобными. У зверей на это уходит не более нескольких месяцев. Так что стоит обратить на это внимание.

Размножение

Состоят отличительные особенности человека от животного из целого списка факторов. На что можно обратить внимание после всего вышесказанного? У людей очень много моментов, которые способны отличить их от обитателей животного мира.

К примеру, можно взять во внимание размножение. Период вынашивания детенышей человека имеет значительные особенности, половое созревание - тоже. Но это не самое главное. Ни для кого не секрет, что животные размножаются до момента потери репродуктивной функции. Это помогает продолжать род. В природе никто просто так не перестает размножаться, это стремление к продолжению рода инстинктивно.

А вот у людей все несколько иначе. Дело все в том, что человек способен продолжать вести привычный образ жизни, даже если не испытывает желания размножаться. То есть у него этот процесс носит избирательный характер. Нет никакого инстинкта, который призывает к обязательному размножению. Люди вообще способны полностью отказаться от рождения детей, причем делается это осознанно, или отложить деторождение "до лучших времен". У животных, как уже было сказано, данная особенность определяется инстинктами, поэтому никаких "отсрочек" быть не может.

Труд

Является труд. Только люди способны осознанно творить. У общества формируется культура, включающая материальные ценности, создаваемые собственноручно. Ни одно животное в мире не способно трудиться и изобретать. У человека для этого есть все: и мозг, и особое мышление, и руки, которые идеально подходят для использования разнообразных инструментов. Вполне объяснимое явление. Животные попросту имеют непригодное для труда строение тела.

Также у людей мышление абстрактное. Иными словами, можно без особых проблем представить, как выглядит тот или иной объект, в природе не существующий. Животные не способны на такое. Плюс ко всему, человек стремится к культурному развитию. Он способен творить, создавать разнообразные культурные ценности. Как говорится, труд отличает человека от животного. И это действительно так.

Характер

У каждого человека есть отличительные особенности характера. Но этот пункт имеет отношение даже к животным. Характер есть у всех. Только проявляется он у людей и животных по-разному.

Люди более совершенны в этом плане. Они богаче демонстрируют свои эмоции и переживания, умеют скрывать те или иные качества. Их характеры можно назвать более детализированными, нежели у животных и приматов.

Каждое живое существо как-то реагирует на те или иные раздражители. Именно это и есть проявление характера. Он закладывается при рождении и никак не корректируется. Только люди умеют в некоторых случаях сдерживаться. А животные не привыкли к такому. Человек умеет контролировать себя и понимает, где можно проявить характер, а где стоит сдержаться. Как видите, люди и животные чем-то похожи. Но у них очень много отличий.

Биологические особенности человека

Биологические особенности человека - форма черепа, большой объем мозга, прямохождение и строение скелета, развитие кисти руки, стереоскопическое зрение, речь.

Форма черепа отличатся от черепа животного. В черепе человека различают мозговой и лицевой отдел. У человека размер мозгового черепа преобладает над лицевым.

Головной мозг человека имеет массу в среднем 1500 грамм. Вес мозга составляет приблизительно 1/40 часть массы тела. Вес головного мозга в процентах от массы тела составляет у крупных китообразных 0,3 %; у мелких китообразных — 1,7 %; у приматов 0,6—1,9 %. У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2 %.

Особенности скелета человека из-за прямохождения, S образное строение позвоночника, четыре прогиба для смягчения нагрузки при ходьбе, беге и прыжках. Мышцы нижних конечностей более мощные, кости ног и таза массивнее.

В результате умения человека изготавливать орудия труда и целенаправленно их применять развилась кисть руки. Подвижность кисти отличает человека от обезьян. Человек использует чуткие и гибкие пальцы рук для ощупывания предметов, манипулирования ими с нужной силой и точностью. Каждый палец кисти руки обладает большей самостоятельностью и свободой движения.

Стереоскопическое цветовое зрение. Глаза человека позволяют отчетливо фокусировать изображение, точно определять расстояние до предметов, различать цвет предметов, яркость и форму. Человек может следить за быстрым перемещением объектов, не поворачивая головы, движениями глаз.

Членораздельная речь. Для понимания членораздельной речи необходима вторая сигнальная система. Обучить животных речи пока не удалось.

Человек - частица природы, результат длительного историческо­го развития живых организмов. Видный русский ученый И.П. Пав­лов высоко оценивал роль человека в природе: «Человек - величай­шее творение природы, и в то же время это и сложная, и нежная система*. Нельзя рассматривать человека отдельно от природы. Во- первых, его строение, процессы жизнедеятельности очень схожи с другими организмами. Во-вторых, каким бы сознательным ни был человек, вне природы он существовать не может. Вы уже познакоми­лись с признаками человека, свойственными другим живым сущест­вам. в т.ч. приматам. Их гораздо больше, чем отличий.

Основные отличия организма человека от высших животных (приматов)

L Скелет 1 ■ Форма позвоночника S -образная с I изгибами.

2.Ноги значительно длиннее и сильнее рук.

3.Череп «посажен» сверху, а не «привешен* спереди. Боль­шое затылочное отверстие смешено назад.

4.Мозговой отдел значительно превышает лицевой.

5.Зубы, челюсти, носовой отдел развиты слабее.

6.Нижняя челюсть подковообразная, есть подбородочный выступ.

7.Гребни на черепе сглажены, так как упростились функ­ции жевательных мышц (изменился процесс питания).

8.Надбровный валик заменен надбровными дугами.

9.Сводчатая стопа с массивным и приведенным большим пальцем.

10.Большой палец кисти противопоставлен остальным.

11.Верхние конечности развернуты в плечах; ширина грудной клетки преобладает над длиной и глубиной.

17.Увеличен головной мозг (развит за счет «рисунка* - извилин коры больших полушарий).

18.Развиты зрение, слух, осязание: обоняние редуциро­вано (ослаблено).

19.Речь (вторая сигнальная система) сформирована во взаимосвязи с абстрактным мышлением, вообра­жением.

20.Усовершенствованы психические процессы всех уровней.

IV.Покровы 21. Волосяной покров редуцирован.

(кожа) 22. Потовых желез и рецепторов на коже больше.

23.Папиллярные узоры на подушечках пальцев рук (см. с. 236) сильно развиты.

Особенности человека проявляются прежде всего в наличии со­знания, речи и способности абстрактно мыслить. С их помощью человек познает окружающую его природу. Глубокий смысл за­ключен в определении человека как биологического вида - Чело век разумный. В настоящее время изучению человека посвящены различные научные дисциплины.

Природа человека совокупность характерных признаков, при­сущих каждому индивидуму. В основном ее называют системой гу­манистических свойств. Гуманизм (от лат. гуманус - человечный) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству. Он предпола­гает свободное развитие человека, воплощение его творческих воз­можностей. законопослушность и др. Главное правило гуманизма - признание ценности отдельного человека и создание условий для его реализации.

В формировании человека как сознательной личности огромную роль сыграл труд. Само появление человека связано с его приоб­щением к труду. Благодаря трудовой деятельности формировались и развивались соответствующие отделы головного мозга и органы чувств. Трудовая деятельность способствовала и развитию позна­вательных способностей человека.

При общении друг с другом у людей активно развивалась речь. Со временем она превратилась в основное средство общения и тем самым способствовала развитию общества.

Становление человека происходит в семье. Это маленькая соци­альная группа. Формы семьи исторически менялись, но она оста­валась нерушимой во всех культурах. Несколько семей, обь- еднненных родством, составляли род. Следующее по степени слож­ности общество, характерное для тюрков, жуз. Он состоит из не­скольких ролов.

Таким образом, не только совместная трудовая и производствен­ная деятельность объединяла людей и способствовала формирова­нию общества, но и общие святыни и многое другое. Общество ста­ло формироваться из отдельных коллективов. Каждый сознатель­ный человек является полноправным членом общества, в котором он живет.

Человек и его здоровье. Здорового, физически сформировавше­гося человека с развитым самосознанием называют взрослым. Основными показателями взрослости являются возраст и мера ответственности перед обществом.

Кроме того, существуют среднестатистические нормы для орга­низма взрослого человека, т. с. анатомо-физиологические показа­тели. Взрослый человек в среднем весит около 70 кг. имеет рост 1 70 см. продолжительность его жизни - 70 лет.


Орган

Масса, г

Соотношение

к массе тела. Я

Мышцы

30 ООО

Скелет

10 000

14,3

Жировая ткань

10 000

14.3

Кожа и подкожная клетчатка

6 100

8.7

Кровь

5 400

7.7

Желудок и кишечник

2 000

2,9

Печень

1 700

2,4

Мозг

1 500

2,1

Легкие(2)

1 000

0.14

Сердце

300

0,24

Почки (2)

250

0.35

Селезенка

150

0.2

Мочевой пузырь

150

0.2

Поджелудочная железа

0.1

Спинной мозг

0,04

Глаза (2)

0,04

Щитовидная железа

0,03

Зубы

0,03

Предстательная железа

0,03

Другие органы (сосуды, хрящи, нерпы и т.

д.) - 1220

1,7

В целом все тело

70000

100

Здоровье - залог полноценной жизни. Здоровое общество форми­руется из отдельных здоровых людей. Каждый здоровый человек - богатство человеческого общества. Большой смысл лежит в мудрых народных выражениях: «Здоровье - огромное богатство*. «В здоро­вом теле - здоровый дух*. «Если народ твой не здоров, то и стены рушатся*. «Нездоровая нация это твоя боль*. Для сохранения сво­его здоровья каждый человек должен вести здоровый образ жизни. В программе «Казахстан 2030* четко определены правила форми­рования здорового образа жизни. В 1997 г. в нашей стране был при­нят специальный закон «Об охране здоровья населения*.

Гармония тела и духа, прекрасное здоровье, необычайная сила и острый ум всегда восхищали людей. Во все времена люди стреми­лись к укреплению своего здоровья, развитию силы, ловкости и вы­носливости. Стать сильным совсем несложно. Еще легче увеличить, т. е. накачать, мышцы. Развить ум тоже можно. Но сохранить, при­умножить или вернуть здоровье удается не каждому. Л между тем крепкое здоровье - основа жизни. Еще в древнем мире благополу­чие, процветание и здоровье были неразрывными понятиями.

Здоровье это не только отсутствие болезней и физических недо­статков. Это состояние полного физического, психологического и со­циального комфорта. Последний критерий не означает только мате риальное благополучие. Это еще и ощущение полноты жизни, взаи­мопонимание с окружающими, чувство удовлетворения от выполнен­ного дела и т. д. Кроме того, это нормальное функционирование орга­нов, устойчивая психика, а также высокая работоспособность и ак­тивная деятельность как члена общества. Здоровы? человека заменить ничем нельзя. В целях формирования навыков здорового образа жизни в школах изучается предмет «Валеология».

1. Какую оценку дал И. II. Павлов роли человека в природе?

2. Объясните выражение «Труд сделал человеки человеком».

2.В каком году принят закон «Об охране здорош.я населения»?

1.Какую роль выполняла речь в <|юрмировании человека?

2.Какие органы человека совершенствовались при изготовлении ору­дий труда?

3.Охарактеризуйте понятие «гуманизм».

1.Какие органы взрослого человека имеют наибольшую массу и ка* ково их значение?

2.Назовите и охарактеризуйте основные показатели здоровья.

3.Какие общественные явления влияют на ((юрмнрование человека?

1. Вид. к которому относятся современные люди

2.Тин, к которому принадлежат позвоночные животные и люди

3.Класс, для которого характерны густой волосяной покров и мно­жество потовых желез

4.Вил. появившийся на последней исторической сталии развития жи­вых организмов

Б. Человек относится к классу

1.Историк* происхождения человека и периоды его исторического развития изучает

2.Период, когда человек освоил и стал использовать огонь

Й. Позвоночник с ! изгибами S -образной формы характерен для

9.Период развития человечества, когда люди в общении друг с дру­гом стали нсиолы-юватт. речь

10.Период в истории человечества, когда мозг человека достиг о(Уье- ма 1300 1500см*

11.Слово, означающее в переводе с латинского языка «человечный»

12.Одно из главных богатств человека

1 3. Период. когда у человека хорошо развились речь и мышление М. Плоские ногти на пальцах характерны для

1. Основным
признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

2. Основной отличительной чертой
человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

B. Цветовое зрение

3. Первым прямоходящим гоминидом,
умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:

A. Человек умелый

Б. Человек прямоходящий

B. Человек разумный

4. Ископаемые люди современного типа,
обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства,
называются:

A. Кроманьонцы

Б. Неандертальцы

B. Синантропы

5. Первый атлас анатомически точных
рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:

A. Леонардо да Винчи

Б. Андреасом Везалием

B. Клавдием Галеном

6. Яйцеклетка человека как основа
развития нового организма была открыта:

A. Карлом Бэром

Б. Петром Франциевичем Лесгафтом

B. Николаем Ивановичем Пироговым

7. В ядре соматических клеток
человека:

А. 46 хромосом

Б. 23 хромосомы

В. 44 хромосомы

8. Основная функция митохондрий:

А. Синтез ДНК

Б. Синтез АТФ

В. Синтез углеводов

9. Клеточная мембрана:

A. Обладает избирательной проницательностью
для различных веществ

Б. Непроницаема

B. Полностью проницаема для любых веществ

10. Железы внутренней секреции
выделяют в кровь:

А. Витамины

Б. Минеральные соли

В. Гормоны

11. Транспортную функцию в организме
выполняет:

Б. Жировая ткань

В. Хрящевая ткань

12. Стенки сосудов и внутренних
органов образованы клетками:

A. Гладкой мышечной ткани

Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной
ткани

B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной
ткани

13. Гормон роста синтезируют клетки:

A. Надпочечников

Б. Гипофиза

B. Щитовидной железы

14. Примером железы смешанной секреции
является:

А. Гипофиз

Б. Поджелудочная железа

В. Надпочечники

15. Недостаток синтеза инсулина
вызывает:

А. Кретинизм

Б. Гипогликемию

В. Сахарный диабет

16. Импульсы от тела нейронов проходят
по:

A. Аксонам

Б. Дендритам

B. Рецепторным окончаниям

17. Отдел нервной системы,
иннервирующий внутренние органы, называется:

А. Вегетативная

Б. Соматическая

В. Центральная

18. Нейроны, которые расположены в
пределах ЦНС и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:

А. Чувствительные

Б. Вставочные

В. Эффекторные

19. Центры управления
сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системой расположены:

A. В среднем мозге

Б. В промежуточном мозге

B. В продолговатом мозге

20. Ориентировочные рефлексы на
зрительные и слуховые импульсы осуществляются:

A. Промежуточным мозгом

Б. Средним мозгом

B. Мозжечком

21. Зрительная зона коры расположена:

A. В лобной доле

Б. В височной доле

B. В затылочной доле

22. Количество света, поступающего в
глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:

А. Роговицы

Б. Зрачка

В. Сетчатки

23. Функцию вестибулярного аппарата
выполняют:

A. Улитка

Б. Барабанная перепонка

B. Полукружные каналы

24. В мышцах, надкостнице, внутренних
органах расположены:

A. Болевые рецепторы

Б. Механорецепторы

B. Терморецепторы

25. Барабанная перепонка преобразует
звуковые колебания в:

A. Механические

Б. Электрические

B. Электромагнитные

26. Плечевая кость относится:

А. К плоским костям

В. К трубчатым костям

Б. К смешанным костям

27. Рост костей в толщину
осуществляется за счет:

Б. Надкостницы

В. Костного мозга

28. Швы образуются между костями:

А. Грудной клетки

Б. Позвоночника

В. Черепа

29. Атлантом называют:

A. Шейный позвонок

Б. Грудной позвонок

B. Поясничный позвонок

30. Мышцы крепятся к костям при
помощи:

А. Надкостницы

Б. Сухожилий

Тема урока. Особенности человека.

Цель урока : раскрыть характерные для человека особенности; выявить черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными; продолжить развитие умений сравнивать, обобщать; содействовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Проблема. Благодаря каким отличительным признакам и особенностям Человек разумный является уникальным видом?

Оборудование: скелет человека и млекопитающих животных, таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение и развитие; торс человека, рисунки учебника, рабочая тетрадь на печатной основе, схема «Система органического мира».

Ход урока.

1. Проверка знаний

1.Подготовка плана ответа на вопрос: Почему К.Линней включил человека в класс млекопитающих, отряд приматов? Рассказ по плану.

2.Черты сходства человека с млекопитающими. Написать таблицу на доске.

3. Составление схемы « Место человека в системе органического мира ».

4.Беседа с использованием вопросов 1-7 рубрики «Проверьте свои знания» стр.8.

5.Выполнить задание №1 рабочей тетради.

2 . Изучение нового материала

1.Особенности человека. (рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц « Головной мозг человека », « Мышцы человека », скелет, использование рисунков учебника.)

2.Отличия человека от животных. Самостоятельная поисковая работа с учебником,стр.3-4, заполнение таблицы «Особенности человека».(беседа по результатам поисковой работы, по таблице.)

Особенности человека

Преимущества

Недостатки

3.Проблемный вопрос урока. (беседа, формулирование полного ответа).

3.Закрепление знаний

Особенности вида Человек разумный, его место в системе органической природы.

4.Задание на дом

изучить текст «Место человека в системе органического мира» до конца, составить план ответа об особенностях формирования человека, стр.4-5;

выполнить задание №2 рабочей тетради.

Урок-конкурс по теме «Скелет человека»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся.

Урок-конкурс проводится как завершающий по теме «Скелет». Участвуют ученики всего класса, разделившись на команды и жюри.

Начинается конкурс с визитной карточки (представление команд).

Затем проводятся конкурсы:

На знания отделов скелета.

1.Логические цепочки (найти лишнее в перечнях костей).

2.Конкурс эрудитов.

3.Определить названия костей.

4.Конкурс «9-1-1 – Служба спасения». Оказание медицинской помощи при травмах.

5.Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс эрудитов:

Команды должны ответить на вопросы.

1-я команда

1.В названии какой части скелета присутствует географический термин? (Хребет.)

2.Какая кость мозгового отдела черепа напоминает о полете? (Крыловидная.)

3.Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.)

4.Почему первый шейный позвонок получил название атлант?

5.В какую сумку ничего нельзя положить? (В суставную.)

6.Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка.)

2-я команда

1.Название какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? (Таз.)

2.В лабиринтах какой кости черепа можно заблудиться? (Решетчатая кость.)

3.Какой частью скелета можно «копать»? (Лопатка.)

4.Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою часть, а какой эту часть взял? (Атлант-ипистрофей.)

5.Почему части кисти имеют названия запястье, пястье? (В основе этих названий лежит слово «пять»- пять пальцев.)

6.Есть ли в черепе подвижные кости? (Нижняя челюсть, подъязычная кость, молоточек, наковальня и стремечко.)

Конкурс: определить названия костей

Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. побудьте и вы несколько минут Везалием. Участникам завязывают глаза и предлагают на ощупь определить кость: позвонки, ключицу, лопатку, нижнюю челюсть и т.д.

Методический комментарий

В подготовке участвует весь класс. Дети используют много дополнительной литературы. Успешному результату способствует общая психологическая атмосфера дружной, слаженной, полнокровной работы на уроке. К природной любознательности ребят добавляется спортивный азарт. Все это поднимает рабочее настроение, окрыляет школьника и активизирует учебную работу. При такой форме урока трудно определить глубину знаний каждого ученика.