Метод гирлянд случайностей и ассоциаций презентация. Метод гирлянд ассоциаций и метафор

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитиеметода фокальных объектов .

Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

    определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);

    выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);

    комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);

    составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);

    комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);

    генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д. Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);

    комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;

    оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;

    оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;

    выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.

Метод "Шесть шляп мышления"

Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий

    Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.

    После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.

    Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Метод гирлянд случайностей, или метод ассоциаций,– это оригинальная методика поиска новых идей , модификация алгоритма, известного как метод фокальных объектов. Его цель - генерация новых идей и подсказок для их возникновения. Метод ассоциаций был разработан Генрихом Язеповичем Бушем, американцем, который долгие годы трудился в Риге, разрабатывая приемы и методы поиска решений изобретательских задач . Он стремился выработать алгоритм решения в условиях дефицита информации.

В основе метода гирлянд случайностей лежит работа с рядами синонимов и случайных слов, подобранных на основе ассоциаций. Как это делается? Поэтапный алгоритм таков:

  1. Определение гирлянды синонимов для избранного объекта; Для этого нужно составить список слов-синонимов для всей задачи целиком или же для самых важных её элементов. Так будет получена первая гирлянда.
  2. Произвольный выбор гирлянды слов, называющих случайные объекты, исходя из личных ассоциаций. Для этого следует составить список произвольно выбранных, случайных слов, которые придут на ум или будут выписаны из вспомогательной литературы - словарей, журналов и книг. Так будет создана вторая гирлянда.
  3. Образование различных комбинаций, подобранных из элементов обеих полученных гирлянд - и синонимов, и случайных объектов.
  4. Составление таблицы, в которой следует разместить перечень признаков случайных объектов, полученных на 3 этапе. Так будет создана гирлянда признаков.
  5. Комбинирование гирлянды синонимов с элементами гирлянды признаков (наработки 1 этапа и 4 этапа) для получения гирлянды свободных ассоциаций . (Ключевой вопрос - что напоминает это слово, какие ассоциации вызывает?) Так создается гирлянда свободных ассоциаций.
  6. Комбинирование элементов списка синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций. Это процесс поиска идей, генерация озарений, на этом этапе следует максимально проявить креативность мышления .
  7. Анализ выполненной работы, с учетом всех предварительно полученных гирлянд и идей. На этом этапе следует определиться, можно ли задачу, поставленную в начале исследования, считать решенной, или нужно продолжить создание новых гирлянд.
  8. Оценка и выбор оригинальных вариантов идей.
  9. Отбор оптимального варианта – финальный этап метода ассоциаций.
  10. Цель креативной техники «Метод гирлянд и ассоциаций», заключается в подготовке психологии человека к моменту «озарения»

    План действий

    1. Изучить приведенный ниже пример алгоритма применения метода для расширения ассортимента часового завода.

    2. Применить данный креативный метод для своей задачи.

    Описание

    На самом деле креативная техника «Метод гирлянд и ассоциаций» — это модификация метода морфологического анализа .

    Если не пугаться названия, то оказывается, что это — простая и эффективная творческая техника, позволяющая делать даже обычную работу интересной и получать отличный творческий результат в выходе. На определенных этапах творческой задачи этот метод работает особенно эффективно, и благодаря простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется - это хорошо понимать ту область, для которой формулируется задача.

    Морфологический анализ (автор - астрофизик Фриц Тсвикки) можно отнести к аналитическому поколению творческих методов, созданных в период Второй мировой войны. О морфологическом анализе написано много, но многие из этих описаний страдают сложностью изложения. Постараемся описать алгоритм применения метода морфологического анализа максимально просто!

    Область применения морфологического анализа - решение творческих задач в многовариантном поле. Разнообразие возникает, в частности когда область уже хорошо изучена - как типичный пример. С одной стороны ситуация вам как бы намекает: «Что вы, здесь уже всё давно придумано! » Но как раз для таких хорошо изученных ситуаций метод морфологического анализа лучше всего и работает!
    Покажем на примере как можно использовать эту креативную технику для разработки нового дизайна буклета.
    Перед тем как приступить к работе не забывайте формулировать задачу и главные требования точно.

    В нашем примере - «Создать буклет презентации для VIP-клиентов страховой компании, бюджет неограничен»

    Инструкция:
    1. Начертите таблицу, приблизительно 5 колонок на 10 строк являются оптимальным.

    2. В первом ряду выписывают основные параметры задачи. Например, если это – покрытие, материалы, качество бумаги, дизайн буклета: формат, стиль, окончание, упаковка.

    3. Заполните разряды стола с вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, бумага дизайна, бумага ручной работы с тиснением, и т.д., калька, алюминий, пластмасса, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты надо попытаться придумать самые неожиданные и интересные, в течение минуты. В то же время вы всегда можете возвратиться снова к этому этапу.

    4. Теперь случайно комбинируйте отдельные клетки в столбцах чтобы посмотреть, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная бумага дизайна с цветной калькой, c серебряным тиснением по краям, покрытием от полированного алюминия с незаметной гравюрой названия любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если для кого-то вопрос бюджета более актуален, чем в приведенном примере, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, мы не попытаемся затронуть, все варианты - выбирайте самые удачные и достойные дальнейшей проработки. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, стараясь сейчас не подвергать их никакой критике.

    5. Когда достаточно вариантов собрано, выберите самые подходящие (если решение принято не Вами, предложите некоторые варианты).

    Как мы видим, все удивительно просто. Секрет успеха применения креативной техники заключается в выборе небольшого количества самых существенных параметров , что тем не менее даёт при комбинировании массу интересных, действительно креативных сочетаний, а также в хорошем знании предмета .

    Остальное - вопрос времени.

    На выполнение этой креативной техники вам потребуется 30-40 минут

    Пример использования

    Эффект всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не в столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психологии человека к моменту «озарения», в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

    Существуют приемы:

    — свободных ассоциаций;

    — детерминированных ассоциаций.

    Ассоциации различают по сходству, контрасту, смежности.

    АЛГОРИТМ

    (пример: расширение ассортимента часового завода)

    Определение синонимов объекта

    Часы- будильник – секундомер — хронометр

    Выбор случайных объектов (случайные слова из словаря)

    Подснежник

    Транспарант

    Составление комбинаций из элементов гирлянды («1» ++ «2»)

    · часы с кассетой,

    · часы с подснежником,

    · часы на транспаранте,

    · часы в постели, часы в войлоке,

    · будильник с кассетой,

    · будильник для постели,

    · будильник с войлоком,

    · секундомер с кассетой и т.д.

    Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.) – описать «2»

    Подснежник Голубой, маленький, пахучий

    Войлок Плотный, колючий, теплый

    Кассета Пластмассовая, хрупкая, музыкальная.

    Постель Чистая, мягкая, теплая, широкая.

    Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. («1» ++ «4»)

    пластмассовые часы,

    хрупкий будильник,

    голубые часы,

    музыкальные часы,

    маленькие часы,

    будильник с запахом,

    большие часы,

    тяжелый будильник,

    красочный секундомер чистые часы,

    мягкий будильник,

    теплые часы,

    широкий секундомер,

    теплый секундомер,

    плотные часы,

    колючий будильник и т.д.

    Генерирование последовательности ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов («4»)

    Тяжелый Гиря — спорт — соревнования — призы

    Пластмассовый Пластмасса — ручка — бумага — огонь

    Красочный Журнал — компьютер — дискеты — программы

    Хрупкий Стекло — стакан — вода — дождь

    Пахучий Духи — дамы — цветы — весна

    Голубой Небо — солнце — лето — жара

    Генерирование новых идей (синтез последовательности ассоциаций и синонимов модернизируемого предмета) («1» + «6»)

    часы в ручке,

    огненные часы,

    стеклянные часы,

    водные часы,

    солнечные часы,

    часы в духах,

    женские часы,

    цветные часы,

    спортивные часы, призовые часы,

    стеклянный будильник,

    водный будильник,

    призовой будильник,

    водный секундомер,

    компьютерный секундомер

    Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.

    Метод реализуется следующим образом.

    Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рациональные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

    Анализ раздражающего слова

    При использовании метода анализа раздражающего слова для нахождения решения группа выбирает по принципу случайности (например, открывая энциклопедии на любой произвольно выбранной странице; путем образования ассоциативных цепей) приблизительно 10-12 (преимущественно предметных) понятий, которые служат в качестве раздражающих слов для творческой конфронтации. Анализ раздражающих слов может быть приравнен к синектическому процессу без отчуждения.

    Метод "ТИЛМАГ"

    Метод "ТИЛМАГ" (трансформация идеальных элементов решения с помощью матриц образования по ассоциации и общности) заменяет процесс отчуждения классической синектики "рациональным" методом, призванным выделять для постановки проблемы плодотворные структуры в качестве раздражающих слов.

    Метод "ТИЛМАГ" применяют по возможности в одной группе по

    следующим этапам:

    1. Анализ и определение проблемы.

    2. Определение "идеальных" элементов потенциальных решений.

    3. Уплотнение "идеальных" элементов до четких понятий.

    4. Образование ассоциаций из попарного соединения "идеальных элементов".



    5. Вывод решений из ассоциаций.

    6. Попарная конфронтация ассоциаций и определение общих элементов понятий из каждой игры.

    7. Вывод решений из обнаруженных общностей.

    Этапы нахождения решений (5-й и 7-й) проходят по правилам мозговой атаки.

    Метод контрольных вопросов

    Метод контрольных вопросов при меняют для психической активизации творческого процесса. Цель этого метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод могут применять

    как в индивидуальной работе, когда исследователь сам себе задает вопросы и ищет на них ответы, так и при коллективном обсуждении проблемы в процессе мозговой атаки. В практике изобретательства применяют вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсаном, Г. Бушем и др. За рубежом широко распространен вопросник А. Осборна, включающий 9 групп вопросов:

    1. Какое новое применение объекту можно предложить?

    2. На какой другой объект похож данный объект и что можно скопировать?

    3. Какие модификации можно получить путем вращения, изгиба, скручивания, поворота, изменения функций, цвета, формы, очертаний?

    4. Что в техническом объекте можно увеличить (размеры, прочнасть, количество элементов и т. д.)?

    5. Что в техническом объекте можно уменьшить (уплотнить, сжать, ускорить, сузить, раздробить)?

    6. Что в техническом объекте можно заменить (элемент, материал, привод и т. д.)?

    7. Что в техническом объекте можно преобразовать (схему, компоновку, порядок работы и т. д.)?

    8. Что в объекте можно сделать наоборот?

    9. Какие возможны новые комбинации элементов объекта?

    10. Отметим, что в этих вопросах содержатся рекомендации относительно апробирования того или иного эвристического приема (инверсия, аналогия, дробление, перенос, динамизации и т. д.) для решения поставленной задачи.

    Вопросник по Т. Эйлоарту отличается тем, что в нем вопросы образуют определенный алгоритм действий для решения технической задачи. Такой метод приближается к направленному поиску по определенной программе.

    Рассказ учителя

    Этот метод является развитием метода фокальных объектов. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций. Алгоритм данного метода определяет порядок действий, который эффективнее пояснить на примере решения конкретной задачи.

    Пример использования метода гирлянд случайностей и ассоциаций.

    Задача : необходимо предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.

    Алгоритм метода.

    1. Определение синонимов объекта.

    Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул - кресло - табурет - диван - скамейка.

    2. Произвольный выбор случайных объектов.

    Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: лампа - решетка - карман - кольцо - цветок (учащиеся могут предложить другой набор случайных слов).

    3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом.

    Таким путем получаем: кресло с лампочкой, решетчатый стул, диван с карманами, табурет для цветов и т. д.

    4. Составление перечня признаков случайных объектов.

    Для удобства их объединяют в таблицу (таблицу можно начертить на доске и графу «Признаки» заполнять совместно с учащимися).

    Наименования и признаки случайных объектов

    5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.

    Например, введя в гирлянду синонимов признаки лампочки, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный табурет, прозрачный стул и т. д.

    Аналогично получают новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов -решетки, кармана, кольца, цветка.

    Работа в малых группах

    Учитель предлагает учащимся составить такие конструкции.

    Результаты работы фиксируются.

    6. Генерирование гирлянд ассоциаций.

    Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций.

    Генерирование гирлянды ассоциаций по первому признаку случайного объекта «лампочка». Этим признаком является слово «стеклянная». Гирлянда ассоциаций создается путем постановки вопроса: «Что напоминает слово “стеклянная”»? Ответ может быть таким: «Стеклянное волокно». Далее задается вопрос: «Что напоминает слово “волокно”»? Это может напоминать ткань, плетение, вязание. Аналогично, продолжая поиск элементов гирлянды ассоциации, можно увеличить длину гирлянды. Ткань может напоминать платье для праздника, который проходил в летний солнечный день. Солнце может нам напомнить орбиты, по которым движутся планеты. Это ассоциируется с космонавтами, которые летают на огромные расстояния от Земли. Дальние расстояния быстро преодолеваются на самолете. Самолетами управляют летчики, которые в случае аварии могут катапультироваться. Катапульты применяются для запуска летательных аппаратов в воздух с военных кораблей, охраняющих морские границы, и т. д.

    Гирлянда ассоциаций в этом случае может выглядеть так:

    стекло - волокно - ткань - платье - праздник - солнце - юг -жара - планета - космонавт - самолет - летчик - авария -катапульта - летательный аппарат - воздух - военный корабль -море - граница и т. д.

    7. Генерирование новых идей.

    К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянды ассоциаций.

    Так, например, используя только первую гирлянду ассоциаций, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, пуф, обтянутый тканью, кресло для катапульты, курортное кресло, кресло от жары (или создающее жару), кресло с зонтиком, летний стул, кресло для загара, кресло для отдыха, кресло для космонавта, стул для праздника, обтянутый красивой тканью, самолетное кресло, спасательный стул при авариях и т. д.

    8. Выбор альтернативы.

    На этом шаге решают вопрос: продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.

    9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

    10. Отбор оптимального варианта.

    Отбор оптимального варианта из рациональных осуществляется разными приемами оптимизации. Весьма простым и эффективным является метод экспертной оценки.

    Вывод : анализ показывает, что найденные идеи разнообразны по своему существу.

    Работа в малых группах

    Аналогичным образом учащиеся создают гирлянды ассоциаций по всем признакам объектов, перечисленных на четвертом шаге. Итогом их работы будет несколько рациональных вариантов, из которых учащиеся отбирают оптимальный вариант, который может иметь реальную реализацию.

    Учитель организует обсуждение реальных и пригодных для практической реализации результатов, выбранных учащимися.


    Похожая информация.