Опыт прочтения стихотворения александра блока шаги командора. Опыт прочтения стихотворения Александра Блока «Шаги Командора
Лариса Соловьёва
школа № 108
Для блоковского таланта необычайно характерно стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философски возвышенного осмысления. А тема бытовая очень часто перерастает в полемику с идеалом “личного уюта” в принципе. Не случайно в стихотворении «Земное сердце стынет вновь...» (цикл «Ямбы») Блок категорически отвергал этот идеал:
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
О неверии в возможность личного мирного счастья поэт говорил и в цикле «Страшный мир»: “С мирным счастьем покончены счёты, // Не дразни, запоздалый уют”. Это неверие тесно связано с темой бездомья: “Жизнь пустынна, бездомна, бездонна”.
В этих стихотворениях лирическому герою об одиночестве и разлуке напоминает сначала “сиреной влюблённой”, а затем “победным рожком” летящий сквозь ночь мотор.
Тот же самый рожок, поющий в снежной мгле, и “чёрный, тихий, как слова, мотор” занимает внимание поэта в стихотворении «Шаги Командора» (1910–1912). Метонимия, построенная на житейски достоверном описании автомобиля (рожок, мотор), говорит о современном прочтении важной для Блока темы возмездия, разработанной ещё в драматургии Мольера («Дон Жуан») и в “маленькой трагедии” А.С.Пушкина «Каменный гость». Стихотворение недаром включено в цикл «Возмездие», входящий во второй том: это книга о надрывах, о трагедии крушения идеала, о душевных скитаниях (В.С.Баевский).
Один из основных мотивов стихотворения «Шаги Командора» - холод одиночества, томящий изменника. Он начинает звучать уже в первом четверостишии, словно выплывая из петербургского тумана: в кульминации этот мотив трансформируется в трагический “хриплый бой ночных часов”, рождающийся из “непомерной стужи”. А затем вновь возвращается в мутный, холодный, но уже утренний туман полным предсмертного томления и тоски вопросом-призывом: “Где ты, донна Анна? // Анна! Анна!”
Туман за ночным окном, туман первого четверостишия, бледная муть глухой ночи превращаются в грозный утренний туман - вестника близкой гибели героя:
Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.
Мотив катастрофы развивается также на протяжении всего стихотворения. Он ощущается в страхе, который познал Дон Жуан, в пустоте пышной спальни, в “глухоте” ночи, в вечном сне Анны, в чёрном моторе, в могильной тишине как фоне всего стихотворения. Интересно, что слова “тихий”, “тишина” являются ключевыми, особенно во второй части стихотворения: “Тихий, как сова, мотор”, “тихими, тяжёлыми шагами // В дом вступает Командор”, тишиной встречает спальня его “жестокий вопрос”, в тишине теряется страстный призыв героя: “Анна! Анна! - Тишина”.
Лишь символ быстротечности бытия - часы - нарушают глухую тишину рассвета предсмертным хрипением.
Умолчание ставит важный для Блока вопрос - об ответственности человека за содеянное в мире: готов ли он ответить за вину перед любимой? Не его ли жестокость и измена привели к катастрофе: “Чьи черты жестокие застыли, // В зеркалах отражены?”
Немудрено, что и Командор задаёт “жестокий вопрос”, на который нет ответа. И охваченный страхом Дон Жуан слышит только его, не замечая “блаженства звуки”, несущиеся из “блаженной, незнакомой, дальней” страны.
Пение петуха словно отгоняет наваждение, усмиряет дьявольскую смуту в душе героя, возрождая чувство вины перед возлюбленной: “Анна, Анна, сладко ль спать в могиле? // Сладко ль видеть неземные стены?”
Упоминание о снах и таинственной стране заставляют нас обратиться к первому тому блоковского “романа в стихах”, пронизанному мотивом ожидания встречи с Прекрасной Дамой, недостижимым и недосягаемым идеалом, предметом рыцарского поклонения юного поэта. Не о ней ли вспоминает блоковский герой, страстно вопрошая: “Дева Света! Где ты, донна Анна?”
Не в отсутствии ли этого идеала причина трагедии Дон Жуана?
Для блоковского таланта необычайно характерно стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философски возвышенного осмысления. А тема бытовая очень часто перерастает в полемику с идеалом “личного уюта” в принципе. Не случайно в стихотворении «Земное сердце стынет вновь...» (цикл «Ямбы») Блок категорически отвергал этот идеал:
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
О неверии в возможность личного мирного счастья поэт говорил и в цикле «Страшный мир»: “С мирным счастьем покончены счёты, // Не дразни, запоздалый уют”. Это неверие тесно связано с темой бездомья: “Жизнь пустынна, бездомна, бездонна”.
В этих стихотворениях лирическому герою об одиночестве и разлуке напоминает сначала “сиреной влюблённой”, а затем “победным рожком” летящий сквозь ночь мотор.
Тот же самый рожок, поющий в снежной мгле, и “чёрный, тихий, как слова, мотор” занимает внимание поэта в стихотворении «Шаги Командора» (1910–1912). Метонимия, построенная на житейски достоверном описании автомобиля (рожок, мотор), говорит о современном прочтении важной для Блока темы возмездия, разработанной ещё в драматургии Мольера («Дон Жуан») и в “маленькой трагедии” А. С. Пушкина «Каменный гость». Стихотворение недаром включено в цикл «Возмездие», входящий во второй том: это книга о надрывах, о трагедии крушения идеала, о душевных скитаниях (В. С. Баевский).
Один из основных мотивов стихотворения «Шаги Командора» - холод одиночества, томящий изменника. Он начинает звучать уже в первом четверостишии, словно выплывая из петербургского тумана: в кульминации этот мотив трансформируется в трагический “хриплый бой ночных часов”, рождающийся из “непомерной стужи”. А затем вновь возвращается в мутный, холодный, но уже утренний туман полным предсмертного томления и тоски вопросом-призывом: “Где ты, донна Анна? // Анна! Анна!”
Туман за ночным окном, туман первого четверостишия, бледная муть глухой ночи превращаются в грозный утренний туман - вестника близкой гибели героя:
Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.
Мотив катастрофы развивается также на протяжении всего стихотворения. Он ощущается в страхе, который познал Дон Жуан, в пустоте пышной спальни, в “глухоте” ночи, в вечном сне Анны, в чёрном моторе, в могильной тишине как фоне всего стихотворения. Интересно, что слова “тихий”, “тишина” являются ключевыми, особенно во второй части стихотворения: “Тихий, как сова, мотор”, “тихими, тяжёлыми шагами // В вступает Командор”, тишиной встречает спальня его “жестокий вопрос”, в тишине теряется страстный призыв героя: “Анна! Анна! - Тишина”.
Лишь символ быстротечности бытия - часы - нарушают глухую тишину рассвета предсмертным хрипением.
Умолчание ставит важный для Блока вопрос - об ответственности человека за содеянное в мире: готов ли он ответить за вину перед любимой? Не его ли жестокость и измена привели к катастрофе: “Чьи черты жестокие застыли, // В зеркалах отражены?”
Немудрено, что и Командор задаёт “жестокий вопрос”, на который нет ответа. И охваченный страхом Дон Жуан слышит только его, не замечая “блаженства звуки”, несущиеся из “блаженной, незнакомой, дальней” страны.
Пение петуха словно отгоняет наваждение, усмиряет дьявольскую смуту в душе героя, возрождая чувство вины перед возлюбленной: “Анна, Анна, сладко ль спать в могиле? // Сладко ль видеть неземные стены?”
Упоминание о снах и таинственной стране заставляют нас обратиться к первому тому блоковского “романа в стихах”, пронизанному мотивом ожидания встречи с Прекрасной Дамой, недостижимым и недосягаемым идеалом, предметом рыцарского поклонения юного поэта. Не о ней ли вспоминает блоковский герой, страстно вопрошая: “Дева Света! Где ты, донна Анна?”
Не в отсутствии ли этого идеала причина трагедии Дон Жуана?
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Опыт прочтения стихотворения Александра Блока «Шаги Командора» уже в твоих закладках.Дополнительные сочинения по данной теме
В лирике Александра Блока органично соединились выразительные средства поэзии, живописи и музыки. Музыкальность блоковского стиха достигается своеобразной мелодичностью, приданию словам и фразам характера плавно льющегося потока. "Его стихи как бы просят музыки", - сказал Валерий Брюсов. И, действительно, многие стихотворения Блока положены на музыку. Это и семь романсов Дмитрия Шостаковича, и симфония "На поле Куликовом" Юрия Шапорина, и оратория "Песни ветровые" Владимира Рубина. Есть музыкальные произведения на стихи Александра Блока
Стихотворение посвящено имени Блока, открывает цикл из шестнадцати стихов к А. Блоку (1916-1921). В трех строфах Цветаева описывает имя Блока (не называя его) фонетически и графически; сравнивает звуки имени со звуками природы; приводит эмоциональную ассоциацию со звуком поцелуя. Один слог, пять букв (в дореволюционном написании "Блокъ"), "одно-единственное движенье губ" - и целый мир, неуловимый и ускользающий: это "птица в руке", которая вот-вот упорхнет, "льдинка на языке", которая мгновенно тает, исчезая.
1. Л. Н Толстой. "Война и мир", "Анна Каренина". 2. Ф. М.Достоевский. "Преступление и наказание". 3.А. П.Чехов. "Ионыч", "Человек в футляре", "Анна на шее". Пьесы: "Дядя Ваня" "Вишневый сад". 4. Уолт Уитмен. "Листья травы". 5. Поль Верлен. "Закаты". 6. Оскар Уайльд. "Портрет Дориана Грея". 7. И. А.Бунин."Легкое дыхание", "Чистый понедельник" и др. 8.А. И.Куприн."Гранаовый браслет". 9. М. Горький. "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". Пьеса "На дне". 10. Поэзия "Серебряного века". В. Я.Брюсов, Н.С. Гумилев.,М. И.Цветаева, А. А.Блок, В.В. Маяковский, С. А.Есенин. 11. Джордж Бернард
Я пришла к поэту в гости... А. Ахматова "Серебряный век" русской поэзии богат именами и произведениями. Поэтов связывали сложные, противоречивые, порой ревнивые отношения. Но почти все они признавали масштаб личности Александра Блока, последнего великого русского поэта. И все, так или иначе, испытали на себе его влияние. Не стала исключением и Анна Ахматова. Она была знакома с Блоком и в своих стихотворениях не раз возвращалась к его облику, образу, поэзии. История литературы любит легенды. Одна
Интерес к роману Л. Н. Толстого "Анна Каренина" так велик во всём мире, что существует множество вариаций этого произведения, представленных в различных видах искусства. Есть среди них и те, которые заслуживают бесспорного внимания. Так, настоящим культурным событием в мире стало создание известным композитором Родионом Щедриным в 1972 году по роману "Анна Каренина" одноимённого балета. Главную партию Анны в нём танцевала великая балерина современности - блистательная Майя Плисецкая. В апреле 2010 года
Контрольна робота №2 з теми "Майстри російської прози (Ф. М. Достоєвський, Л. М.Толстой)" учня/учениці 10-б класу КЗШ №121 _____________________________________________________ Яка подія більш за все вплинула на зміну світосприйняття Достоєвського: А) смерть батька Б) громадянська страта В) одруження За походженням Достоєвський: А) селянин Б) міщанин В) дворянин Якою була перша назва роману "Злочин і кара": А)"П"яненькі" Б)Підліток В) "Ідіот" Хто був куміром Раскольникова: А) Ганнібал Б) Наполеон В) Кутузов Хто спрямував Раскольникова на шлях каяття: А) Сестра Дуня Б) Мати В) Соня Мармеладова У чому полягав сенс теорії Раскольникова: А) У
1. Что позволяет стихотворение А. Блока "Незнакомка" отнести к символической поэзии? Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна. 2. Какие
Шаги командораВ. А. Зоргенфрею
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа - тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.
Первые же слова (выражающие труднодоступность, недоступность Анны) перекликаются с дальнейшим уточнением."Донна Анна спит, скрестив на сердце руки"
Это довольно сложный образ, но кое-что всё-таки вырисовывается. Многоплановость, многовариантность понимания (прочтения).
1. =Отгородив ими своё сердце от посторонних.
2. =Поставив на нём крест (знак окончания) из своих рук.
3. = Обнимать руками - это как бы жалеть, выражать своё сочувствие и т.д."Постылая свобода" - перекликается с "Память" Гумилёва. = свобода считаться только с собой при эротических контактах.
И наконец, самый интересный вопрос, ответив на который (тут мне уже начали помогать), мы сможем сказать, что мы почти что прочитали стихотворение:
Кто зовёт "Анна! Анна!"? Кто не получает на свой зов ответа?"Слуги спят и ночь глуха" - казалось бы, самое благоприятное время, чтобы совершить прелюбодеяние.
Однако, "слуги спят" - это значит ТЕЛА (слуги) не участвуют (спят) в жизни (во взаимодействиях, в контактах) этих двух человек."Выходи на битву, старый рок!" - Блок думает, что он сможет победить давнишнюю (из ранней юности) тоску Ахматовой, с которой сражался Гумилёв, как с "призраками сов" ("Попугай"), и о которых сама Ахматова говорила как об ужасах, "которые мучили Саула" ("Мелхола"). Победить силой своей любви и опытности (до сих пор он ВСЕГДА добивался побед над женщинами). Удалось ли ему это - см. Весна 1914-го года. Цикл "Кармен" и прилежащие к нему стихи.
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор... -Здесь настолько явственно описана ИСТОРИЯ взаимоотношений Гумилев-Ахматова, что даже комментировать ничего ненужно. Не забудьте только учесть, что
"дом" - это семья.
"Вступает в дом" , которого до сих пор не было, - это значит "создаёт семью"."Настежь дверь (дома)" - широта знакомств Ахматовой.
Замёрзший (от отказов Ахматовой) Гумилев спрашивает у Блока, указывая на часы: "Я не уступаю тебе Анну. Я всеми силами стараюсь удержать её = (Я пришёл. Это конечный пункт моего путешествия. Мне больше некуда идти).
А ты? Доколе ты будешь мучить её?""..."Я пришёл. А ты готов?"
На вопрос жестокий нет ответа..."Попробуем прочитать этот отрывок в первом смысле.
Союзом "а" связываются высказывания, имеющие что-то общее, но акцент делается на отличиях. Можно прочитать, например, так:
"Я пришёл. А ты готов меня встретить?"
В таком случае на этот вопрос очень легко ответить: или да, или нет, или даже ещё более подробно. И совершенно неуместно назвать этот вопрос жестоким, и совершенно непонятно, почему на него НЕТ ОТВЕТА.Однако, если понимать это слово "пришёл" как прибытие в конечный пункт движения по дороге, то есть: "На этом завершены МОИ поиски своей второй половинки", то вопрос "А ты готов?", естественно, прочитывается так: "А ты, ты пришёл в свой конечный пункт? А для тебя на этой женщине ЗАКОНЧЕНЫ поиски своей второй половинки?" Естественно, такой вопрос покажется Блоку жестоким, и на него ПОКА (об этом смотри последние произведения Блока ("Скифы", "12") нет ответа: Ни он (Блок), ни она (Ахматова) так и не отважились сделать решительного шага навстречу друг другу, создать СВОЙ СОЮЗ, вопреки общественному мнению, церковным установкам и мнению близких людей (её мужа (Гумилев) и его жены (Любовь Дмитриевна)).
" Анна в смертный час твой встанет" = Анна пробудится ото сна (для активной эротической жизни), как только СОВЕРШИШЬ ИЗМЕНУ ТЫ. (Предвидение настолько ТОЧНОЕ, что я думал, датировщики ошиблись, и вместо 1913 пишут: год написания = 1912!).
О смысле названия, почему именно ШАГИ, поговорим позже.
Лариса СОЛОВЬЁВА,
школа № 108, Москва
Опыт прочтения стихотворения Александра Блока «Шаги Командора»
Для блоковского таланта необычайно характерно стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философски возвышенного осмысления. А тема бытовая очень часто перерастает в полемику с идеалом “личного уюта” в принципе. Не случайно в стихотворении «Земное сердце стынет вновь...» (цикл «Ямбы») Блок категорически отвергал этот идеал:
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
О неверии в возможность личного мирного счастья поэт говорил и в цикле «Страшный мир»: “С мирным счастьем покончены счёты, // Не дразни, запоздалый уют”. Это неверие тесно связано с темой бездомья: “Жизнь пустынна, бездомна, бездонна”.
В этих стихотворениях лирическому герою об одиночестве и разлуке напоминает сначала “сиреной влюблённой”, а затем “победным рожком” летящий сквозь ночь мотор.
Тот же самый рожок, поющий в снежной мгле, и “чёрный, тихий, как слова, мотор” занимает внимание поэта в стихотворении «Шаги Командора» (1910–1912). Метонимия, построенная на житейски достоверном описании автомобиля (рожок, мотор), говорит о современном прочтении важной для Блока темы возмездия, разработанной ещё в драматургии Мольера («Дон Жуан») и в “маленькой трагедии” А.С. Пушкина «Каменный гость». Стихотворение недаром включено в цикл «Возмездие», входящий во второй том: это книга о надрывах, о трагедии крушения идеала, о душевных скитаниях (В.С. Баевский).
Один из основных мотивов стихотворения «Шаги Командора» - холод одиночества, томящий изменника. Он начинает звучать уже в первом четверостишии, словно выплывая из петербургского тумана: в кульминации этот мотив трансформируется в трагический “хриплый бой ночных часов”, рождающийся из “непомерной стужи”. А затем вновь возвращается в мутный, холодный, но уже утренний туман полным предсмертного томления и тоски вопросом-призывом: “Где ты, донна Анна? // Анна! Анна!”
Туман за ночным окном, туман первого четверостишия, бледная муть глухой ночи превращаются в грозный утренний туман - вестника близкой гибели героя:
Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.
Мотив катастрофы развивается также на протяжении всего стихотворения. Он ощущается в страхе, который познал Дон Жуан, в пустоте пышной спальни, в “глухоте” ночи, в вечном сне Анны, в чёрном моторе, в могильной тишине как фоне всего стихотворения. Интересно, что слова “тихий”, “тишина” являются ключевыми, особенно во второй части стихотворения: “Тихий, как сова, мотор”, “тихими, тяжёлыми шагами // В дом вступает Командор”, тишиной встречает спальня его “жестокий вопрос”, в тишине теряется страстный призыв героя: “Анна! Анна! - Тишина”.
Лишь символ быстротечности бытия - часы - нарушают глухую тишину рассвета предсмертным хрипением.
Умолчание ставит важный для Блока вопрос - об ответственности человека за содеянное в мире: готов ли он ответить за вину перед любимой? Не его ли жестокость и измена привели к катастрофе: “Чьи черты жестокие застыли, // В зеркалах отражены?”
Немудрено, что и Командор задаёт “жестокий вопрос”, на который нет ответа. И охваченный страхом Дон Жуан слышит только его, не замечая “блаженства звуки”, несущиеся из “блаженной, незнакомой, дальней” страны.
Пение петуха словно отгоняет наваждение, усмиряет дьявольскую смуту в душе героя, возрождая чувство вины перед возлюбленной: “Анна, Анна, сладко ль спать в могиле? // Сладко ль видеть неземные стены?”
Упоминание о снах и таинственной стране заставляют нас обратиться к первому тому блоковского “романа в стихах”, пронизанному мотивом ожидания встречи с Прекрасной Дамой, недостижимым и недосягаемым идеалом, предметом рыцарского поклонения юного поэта. Не о ней ли вспоминает блоковский герой, страстно вопрошая: “Дева Света! Где ты, донна Анна?”
Не в отсутствии ли этого идеала причина трагедии Дон Жуана?
Опыт прочтения стихотворения Александра Блока «Шаги Командора»
Лариса Соловьёва
школа № 108
Для блоковского таланта необычайно характерно стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философски возвышенного осмысления. А тема бытовая очень часто перерастает в полемику с идеалом “личного уюта” в принципе. Не случайно в стихотворении «Земное сердце стынет вновь...» (цикл «Ямбы») Блок категорически отвергал этот идеал:
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
О неверии в возможность личного мирного счастья поэт говорил и в цикле «Страшный мир»: “С мирным счастьем покончены счёты, // Не дразни, запоздалый уют”. Это неверие тесно связано с темой бездомья: “Жизнь пустынна, бездомна, бездонна”.
В этих стихотворениях лирическому герою об одиночестве и разлуке напоминает сначала “сиреной влюблённой”, а затем “победным рожком” летящий сквозь ночь мотор.
Тот же самый рожок, поющий в снежной мгле, и “чёрный, тихий, как слова, мотор” занимает внимание поэта в стихотворении «Шаги Командора» (1910–1912). Метонимия, построенная на житейски достоверном описании автомобиля (рожок, мотор), говорит о современном прочтении важной для Блока темы возмездия, разработанной ещё в драматургии Мольера («Дон Жуан») и в “маленькой трагедии” А.С.Пушкина «Каменный гость». Стихотворение недаром включено в цикл «Возмездие», входящий во второй том: это книга о надрывах, о трагедии крушения идеала, о душевных скитаниях (В.С.Баевский).
Один из основных мотивов стихотворения «Шаги Командора» - холод одиночества, томящий изменника. Он начинает звучать уже в первом четверостишии, словно выплывая из петербургского тумана: в кульминации этот мотив трансформируется в трагический “хриплый бой ночных часов”, рождающийся из “непомерной стужи”. А затем вновь возвращается в мутный, холодный, но уже утренний туман полным предсмертного томления и тоски вопросом-призывом: “Где ты, донна Анна? // Анна! Анна!”
Туман за ночным окном, туман первого четверостишия, бледная муть глухой ночи превращаются в грозный утренний туман - вестника близкой гибели героя:
Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.
Мотив катастрофы развивается также на протяжении всего стихотворения. Он ощущается в страхе, который познал Дон Жуан, в пустоте пышной спальни, в “глухоте” ночи, в вечном сне Анны, в чёрном моторе, в могильной тишине как фоне всего стихотворения. Интересно, что слова “тихий”, “тишина” являются ключевыми, особенно во второй части стихотворения: “Тихий, как сова, мотор”, “тихими, тяжёлыми шагами // В дом вступает Командор”, тишиной встречает спальня его “жестокий вопрос”, в тишине теряется страстный призыв героя: “Анна! Анна! - Тишина”.
Лишь символ быстротечности бытия - часы - нарушают глухую тишину рассвета предсмертным хрипением.
Умолчание ставит важный для Блока вопрос - об ответственности человека за содеянное в мире: готов ли он ответить за вину перед любимой? Не его ли жестокость и измена привели к катастрофе: “Чьи черты жестокие застыли, // В зеркалах отражены?”
Немудрено, что и Командор задаёт “жестокий вопрос”, на который нет ответа. И охваченный страхом Дон Жуан слышит только его, не замечая “блаженства звуки”, несущиеся из “блаженной, незнакомой, дальней” страны.
Пение петуха словно отгоняет наваждение, усмиряет дьявольскую смуту в душе героя, возрождая чувство вины перед возлюбленной: “Анна, Анна, сладко ль спать в могиле? // Сладко ль видеть неземные стены?”
Упоминание о снах и таинственной стране заставляют нас обратиться к первому тому блоковского “романа в стихах”, пронизанному мотивом ожидания встречи с Прекрасной Дамой, недостижимым и недосягаемым идеалом, предметом рыцарского поклонения юного поэта. Не о ней ли вспоминает блоковский герой, страстно вопрошая: “Дева Света! Где ты, донна Анна?”
Не в отсутствии ли этого идеала причина трагедии Дон Жуана?