Краткое содержание былины микула и. Значение микула селянинович в краткой биографической энциклопедии
Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий – и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит
Вольге, что мужики в этих городах – разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками.
Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.
Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.
- О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями...
- Былины – это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые...
- Былины – это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах...
- Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х...
- Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит...
- В прологе рассказывается, как автор “надел <…> грубую одежду, как будто <…> был пастухом”, и пошел бродить по “широкому свету, чтобы послушать о его чудесах”....
- Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков – недавних крепостных, а ныне временнообязанных “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”....
- Мудрые ответы Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется...
- Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве. Микула Селянинович...
- У. Ленгленд Видение о Петре Пахаре В прологе рассказывается, как автор “надел грубую одежду, как будто был пастухом”, и пошел бродить по “широкому свету, чтобы...
- Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма Обращаясь к достославным пьяницам и досточтимым венерикам,...
- Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма Обращаясь к...
- В Петербурге, в богатом доме Звездинцевых, перед зеркалом долго любуется собой красивый и развратный лакей Григорий, лениво отзываясь на многократные зовы Василия Леонидыча, хозяйского сына,...
- Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
Микула Селянинович - один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый “сырою землею”. Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
И вот подросший Вольга собирает “дружинушку хоробрую”:
Тридцать молодцев без единого,
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города “за получкою”, то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал,
как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
Он услышал во чистом поли ратоя.
А орет в поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометываёт,
В край он уедет - другого невидать.
То коренья-каменья вывертываёт,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: “кобылка соловенька”, “сошка кленовая”.
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним “к городам за получкою”. Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Ради мужика-деревенщины:
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких “молодцев” из своей дружины, чтобы они спрятали соху - орудие труда пахаря - от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца
Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
Вольга посылает в поле десятерых “молодцев”, но и те не могут справиться с “сошкой” пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою “дружинушку хоробрую”.
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути,
Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой
А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких “молодцев”.
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
Стой-ко, постой, да оратаюшко! -
Говорил Вольга таковы слова:
Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то “этой бы кобылке и сметы нет”. Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именём зовут,
Как величают по отечеству? -
Говорил оратай таковы слова:
Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
Здесь, как и в былине “Святогор-богатырь”, имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
Глоссарий:
- Вольга и Микула Селянинович краткое содержание
- характеристика микулы селяниновича
- вольга и микула селянинович
- святогор и микула селянинович краткое содержание
- былина вольга и микула селянинович краткое содержание
Другие работы по этой теме:
- Тема труда - одна из характерных тем былин. В былинах труд прославляется как героический подвиг, трудовая доблесть является таким же значительным признаком богатырства, как и...
- Святогор-богатырь Эта былина была включена в “Первую русскую книгу для чтения”, составленную великим русским писателем Львом Толстым для детей, обучавшихся в яснополянской школе. Первые строки...
Микула Селянинович - один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.
Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать - Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.
Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.
Крестьянин-воин
По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором - древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор - фантастический богатырь, сила которого немеряна.
Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать - как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.
Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга - князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.
Микула Селянович и Вольга фото
Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией - персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.
Противопоставление Вольги и Микулы - это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.
Микула и святой Николай
Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого - Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.
Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев - не редкость в русской и других культурах.
«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко - правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко - реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.
С большой дружиной Вольга отправляется собирать дань с подвластных территорий. По дороге он слышит чью-то громкую песню, но кто поет было не видно. Только на третий день князь увидел пахаря по имени Микула. Этот землепашец предупреждает Вольгу о злом нраве жителей городов, где тот будет собирать дань. Вольга зовет с собой этого могучего богатыря. Микула принимает предложение, но по дороге вспоминает, что забыл убрать свою соху. Тогда князь отправляет пять своих дружинников выполнить это поручение, но они с ним не справились. Не смогли справиться с этой задачей и десять дружинников. Тогда сам Микула с легкостью вытягивает соху и забрасывает за ракитовый куст.После этого Вольга и Микула стали неразлучными друзьями.
Вывод (мое мнение)
Два человека из разных социальных слоев подружились – это, наверное, было мечтой русского народа, поскольку богатые люди не понимали забот и чаяний простых людей.К новгородскому циклу былин относится рассказ «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения позволяет читателю сравнить два разных образа: племянника князя и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными персонажами являются два Микула отвечает за земледелие, а Вольга за охоту. Орест Миллер, ученый-мифолог XIX века, нашел в произведении много схожих характеристик между главными героями и покровителями крестьян и охотников.
Встреча Вольги с Микулой
Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о приобретении житейской мудрости и силы. Вольга попросил у Владимира дружину из 30 человек, чтобы пойти с нею за данью. Киевский князь для этого выделяет племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Выехал в поле, слышит поскрипывание сохи да насвистывание пахаря, а самого мужика не видит. Долго ехал он со своей дружиной, лишь на третий день увидел крестьянина. Во время встречи разговорились Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание повествует о том, что князь рассказал крестьянину, куда и с какой целью держит путь, а мужик в свою очередь предупредил его о злобных жителях названных городов.
Невероятная сила пахаря
Узнав о том, что ему придется встретиться с настоящими разбойниками, Вольга попросил Микулу поехать с ним, ведь его войску не помешает такой силач, который в одиночку справился с несколькими горожанами. Князь всерьез был обеспокоен тем, что его дружину могут убить и утопить в речке Смородине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рассказывает о том, что крестьянин согласился поехать в город за данью, но, уже отъехав на приличное расстояние от поля, вспомнил, что не вытянул из земли и не закинул за свою соху.
Чтобы не возвращаться, Вольга послал пять своих молодцов, но, оказывается, выполнить задание Микулы им не под силу. Тогда на поле идут еще 10 воинов, но и те не могут рушить соху с места, вся дружина взялась ее выдергивать, но результата никакого. И тут пахарь, будто играючи, вытянул ее из земли и забросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после этого крепко подружились Вольга и Микула Селянинович.
Герои русского эпоса
И вот в город приезжают князь с крестьянином. Мужики сразу узнали Микулу, который побил их в одиночку, когда они пытались отобрать у пахаря соль, и пришли к всадникам кланяться да извиняться. Вольга своими глазами увидел, каким уважением пользуется его новый знакомый, поэтому решил дать ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим наместником и поручил ему собирать дань с мужиков.
Но есть и несколько иная трактовка былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения говорит о том, что на князя в городе напали разбойники, а пахарь его спас. Как бы там ни было, но Микула Селянинович является воплощением народного героя.