Образ солнца в творчестве разных народов. Древний символ огня: описание, особенности и история культуры

“Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.”

А.Ахматова.

Цель : через анализ воплощения художниками образа солнца выявить связи между искусством живописи, музыки, литературы и танца. Познакомиться с произведениями русских композиторов Н. Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, художниками XIX и XX века (такими как М.К.Чюрленис, И. Левитан, В.Ван Гог).

Задачи : формировать универсальные учебные действия для 5 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.

Вспомогательный материал:

  • МУЗЫКА
    • Н. Римский-Корсаков, финальный хор "Свет и сила" из оперы Снегурочка.
    • А. Бородин, хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь"
    • С.Прокофьев, "Поход Лоллия и шествие Солнца" 4 часть из "Скифской сюиты".
  • ВИДЕО
    • А.Бородин опера “Князь Игорь” сцена затмения
    • Слайды: Ван Гог "Сеятель", Левитан "Березовая роща", Глазунов иллюстрация к опере "Князь Игорь", портреты Бородина, Прокофьева, Римского-Корсакого, Дягилева.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Сегодня тема нашего урока – образ солнца в искусстве. Мы познакомимся с музыкальными произведениями, посмотрим картины и прочтем несколько стихотворений, посвященных солнцу. Сравним, как художниками разных видов искусств и разных веков (XIX и XX) воплощен этот образ, что между ними общего, а что отличает их друг от друга.
Прежде, чем мы перейдем к изучению новых произведений, давайте подумаем, почему образ солнца так полюбился поэтам, музыкантам, художникам. Какую роль играет солнце в жизни человека? Вы любите солнце? Почему? Какие вы знаете произведения с упоминанием солнышка?

Слайд 2

Солнце было очень важно и для наших предков. Об этом нам сообщают пословицы и поговорки: «Солнце пригреет, и все поспеет», «Солнце не закроешь, а правду не скроешь», «При солнышке тепло, при матери – добро».
Давайте подумаем, о чем они?
В древние времена люди поклонялись разным богам, которые олицетворяли явления природы, в том числе богу солнца. У наших предков славян Ярило, Яровит, Яромир был богом не только солнца, но и плодородия, весны, который перед зимой погибал, а по весне возрождался. По преданию Ярило – сын или одно из воплощений более древнего бога Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне – Ярилой. Ярило представлялся предкам в виде сильного крепкого юноши, разъезжающего на белом коне и в белой мантии, голова его покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. Его символами были вишневый цвет и ветка черемухи. Мифология наших предков нашла отражение и в языке: корень слова, являющийся именем Ярилы, «яр» родил и другие слова. Это бычок – яровичок, гриб – яровик (ранний), ярый мед. Весенние всходы называли яровицей, а зелень – ярью. Ярынь – вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Даже слово «ярость» означает стихийный, неукротимый порыв. Разъяриться – впасть в возбужденное состояние.
Ребята, давайте представим, какой характер был у этого древнерусского бога и нарисуем его на основе моего описания.

Слайд 3

Интерес к нашим корням и русскому фольклору возник в 19 веке. Композиторы этого времени занимались собиранием русских песен, обрядов, сказаний. И использовали собранное в своем творчестве. Не остался в стороне и образ бога Ярилы. Например, в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.

– Ребята, встречались ли мы с этим композитором раньше? Какие произведения его мы слушали? В каком содружестве состоял?
Правильно, «Могучая кучка». Еще в этом содружестве состоял и знакомый нам Мусоргский (какое произведение вы помните?) и композитор, с которым нам еще предстоит познакомиться сегодня – А. Бородин.
У Римского-Корсакого есть опера под названием «Снегурочка». Как вы думаете, какой сюжет у этой оперы? Пусть вам в этом поможет название.
Правильно. В самом конце оперы звучит хор – хвалебная песнь Яриле «Свет и сила, бог Ярило» – начальные слова этого произведения. Хор сочинен композитором в характере древних прославляющих напевов. Начальная мелодия представляет собой видоизмененный мотив Ярилы.

Слушание музыки.

– Мы послушали хвалебную песнь Яриле. Какое настроение у музыки? Какое ощущение остается у нас от прослушивания?
– А теперь мы сравним это произведение с другим произведением композитора, фамилия которого уже звучала сегодня. Это хор «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.

Слайд 4

Прежде чем мы с вами начнем его слушать, я расскажу о сюжете оперы. Дело в том, что это уже не сказка, а наша история, рассказывающая о тщеславном князе Игоре, который хотел добыть себе славы и в одиночку пошел захватывать земли у Черного моря.
Опера начинается сценой проводов князя, его сравнивают с солнцем, но тут случается невиданное – солнечное затмение. Все решают что это плохой знак, но Игорь непреклонен.

Смотрим видео.

– Как вы думаете, почему в опере «Снегурочка» употребляется Ярило, а в опере «Князь Игорь» – солнце? Почему тот хор звучал в конце, а этот звучит в начале?

Слайд 5

– Давайте вслушаемся в музыку текста этого хора. (Читать отрывок.)
– Сравним его с другими поэтическими произведениями о солнце. (Раздать поэтические отрывки.)
– Какие чувства вызывает солнце у поэтов? Какие чувства вызывают у вас прочитанные стихи? О чем рассказывает нам каждый отрывок?

Обсуждение результатов.

Слайд 6

Преемниками композиторов XIX века стали композиторы XX века, например, С. Прокофьев. Его произведение о солнце первоначально было балетом, заказанным импресарио Дягилевым. К сожалению балет Дягилеву не понравился, музыка не произвела на него должного впечатления, показалась «скучной». Позже композитор переработал музыку балета в произведение для симфонического оркестра, назвав его «Скифской сюитой». Считается, что скифы – это предки славян. Таким образом Прокофьев переносит нас в древние времена, полные легендарных богатырей и прекрасных богинь.
Четвертая часть сюиты посвящена солнцу и называется «Поход Лоллия и шествие Солнца». У нас было творческое домашнее задание – придумать пластическую миниатюру на музыку. Во время прослушивания девочки будут демонстрировать свой танец.

Слушание музыки, танец.

«ХХ век Лины Прокофьевой» Издательский дом. - «Классика-ХХI», 2008.

Солнце – небесное светило, почитавшееся славянами как источник жизни, тепла и света.

При изучении нового предмета НРК – Литературы Красноярского края мы увидели необычное изображения солнца, изображение солнца коренными народами Севера совершенно не напоминало привычный нам образ. На уроках окружающего мира, мы знакомились с изображением солнца в нашей русской культуре, и оба эти образа были противоположными. Мы заинтересовались – почему?

Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть влияние национальности народа и его условий жизни на изображение предметов окружающего нас мира.

Целью – проследить изменения образа солнца от древних славян до современности. Поэтому объектом исследования является образ Солнца в творчестве разных народов, а предметом – его образ в славянской литературе и современной русской литературе.

I. Представления древних славян о солнце

На народные представления о Солнце оказывала свое влияние церковь. В древнерусской литературе, особенно в былинах с Солнце сравнивали князя: «Ой, ты князь, Владимир Красное Солнышко» или богатыря, а в песнях и причитаниях XIX в. «светлое» или «красное солнышко» - это родственник или просто любимый человек.

В фольклоре Солнце называют ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. Во многих славянских традициях Солнцем клялись и упоминали его в проклятиях. Оно предстает в поверьях как разумное и совершенное существо, которое или само является божеством, или выполняет Божью волю. В народных представлениях Солнце - это лицо, око или слово Бога либо оконце, через которое Бог смотрит на землю. По украинским поверьям, Солнце- это колесо от той колесницы, на которой ездит по небу Илья-пророк, а по другой версии, Солнце поднимают на своих крыльях ангелы Божьи.

В славянских поверьях Солнце следит с неба за делами людей и вечером рассказывает о них Господу. В полдень и перед тем, как опуститься за горизонт, оно немного замедляет свой ход и отдыхает. На восходе в Пасху Солнце «играет» (переливается разными цветами), радуясь воскресению Христа, а на Ивана Купалу - купается в воде.

1. 1. Солнце в устном народном творчестве

Может быть, поэтому Солнце, часто упоминается в пословицах и поговорках. Не всякий вспомнит сказку или споет песню про Солнце, а пословицу когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что упомянул Солнце в разговоре. Многие пословицы появились в результате наблюдения над жизнью природы и людей, в результате интереса как солнце появляется на небосводе.

▪ Солнышко всходит, барских часов не спрашивает.

▪ Солнышко нас не дожидается.

▪ Запечет красно солнышко и на моем задворке.

▪ Придет солнышко и к нашим окошечкам.

▪ Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.

▪ При солнышке тепло, при матери добро.

По народным представлениям, Солнце опускается на ночь под землю или в море. В связи с этим оно, как и луна, в некоторых случаях осмысляется как светило мертвых. В похоронных причитаниях девушка-лебедушка после смерти удаляется:

За горушки она за высокия,

За облачка она за ходячии.

К красну солнышку девица во беседушку,

К светлу месяцу она в приберегушку!

В русских песнях и загадках Солнце изображается в девичьем образе: «Красная девица в зеркало глядится», «Красная девушка в окошко глядит». В украинских колядках хозяин дома сравнивается с месяцем, его жена - с Солнцем, а звезды - с их детьми; также и в белорусской свадебной поэзии месяц - это мужичина, а Солнце - женщина. В песне из Тамбовской губернии девушка рассказывает о себе:

Мне матушка - красна Солнушка,

А батюшка - светел Месяц,

Братцы у меня - часты Звездушки,

А сестрицы - белы Зорюшки».

В русской свадебной песне: «Ясен месяц - жених, красное солнце - невеста». Русские загадки про Солнце:

▪ Красная девушка по небу ходит.

▪ Красная, девушка в окно глядит.

▪ Встану я рано, бело да румяно; умоюсь росой, распущу золотые косы.

▪ Как взойду на горы в венце золотом, да гляну светлыми очами, и человек и зверь обрадуются.

Обращаются славяне к образу солнца и в детском фольклоре. В потешках образ солнца упоминается в уменьшительно-ласкательном варианте. В закличках, исполняемых детьми, чтобы перестал идти дождь, упоминаются дети Солнца:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

1. 2. Художественное изображение солнца

В обрядах, фольклоре и народном искусстве СОЛНЦЕ символизировали как колесо, золото, костер, сокол, конь или олень, глаз человека и др. Множество солнечных знаков, которые, по-видимому, играли роль оберегов, обнаружено в восточнославянских археологических материалах Х-ХIII вв. , главным образом, в украшениях женского костюма. Это круг, крест в круге, колесо, розетка и др. Такие мотивы обычны в орнаментации народной одежды и тканей, в резьбе на различных частях крестьянских домов, мебели, орудий для прядения и ткачества – приложение 1.

Подобное представление сохранилось и в славянском фольклоре. В известные годовые праздники у славян зажигали колесо, которое, по свидетельству средневековых писателей, принималось за священное изображение солнца. «Русские поселяне, встречая во время масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе одето вертящееся колесо», У болгар декабрь назывался «коложег», т. е. месяц возжжения солнечного колеса - время, когда нарождается Солнце. В Ишимском уезде говорили про отсталых людей: «Жили в лесу, молились колесу». В народных песнях пели: «Колесом-колесом сонычко в гору йде» - приложение 2.

На резных и раскрашенных воротах словацкой крестьянской усадьбы изображали восход и заход Солнца, показанного в виде круга – приложение 3. На одном столбе ворот вырезана Утренняя Заря в виде человекообразной фигуры с золотистой головой. Над ней сияние, а еще выше - утреннее Солнце, покатившееся по своей дороге-дуге. На другом конце дуги - заходящее Солнце, которого ждет внизу Вечерняя Заря, над ее головой переливается вечернее сияние. Там же, кроме того, изображен ряд потемневших солнц, сошедших с небесной дуги. Возможно, что это умершие солнца, о которых много раз говорится в славянском фольклоре – приложение 4.

Найти черты коренных народов Севера: долган, ненцев и эвенок, можно в образе Северного Солнца – приложение 5.

В современном искусстве, анимации художники тоже не обходят тему Солнца, изображая его таким, как им подсказывает их фантазия и понимание характера солнца – приложение 6 и 7.

Завораживают людей и фотографии солнца, люди снимают солнце в разных ракурсах, с особой любовью – приложение 8.

Особое место Солнце находит в детском творчестве. Дети начинают рисовать солнышко с самого малого возраста и совершенствуют свои умения на протяжении всего детства – приложение 9.

1. 3. Солнце - божество

Изучив эти данные мы пришли к выводу, что в жизни славян солнце было больше, чем образ, солнце было божеством. В древнеславянской мифологии Солнце предстает в образе двух богов: Даждьбог и Ярило.

Даждьбог - Бог лета и счастья, также известен как: Щедрый бог. Его символом является Солнечный диск, золотого цвета. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он -веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Ярило – Бог плодородия, культ Ярилы сопровождался карнавальными играми, плясками.

Свет и сила Бог Ярило

Красное солнце наше

Нет тебя в мире краше!

Даруй Бог света, теплое лето.

А почему на масленицу угощали именно блинами? Этот обряд связан с огнем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца, люди старались помочь ему повыше забраться на небо, для этого Ярилу –солнце задабривали блинами, по форме, напоминающей солнечный круг. Сопровождалось этот действие закличкой:

Красно солнышко,

В дорогу выезжай,

Зимний холод прогоняй!

Именно, поэтому наши предки испытывали если не ужас и страх перед Солнцем, то искреннее уважение к нему. До наших дней дошли предания и суеверия связанные с Солнцем.

Во Владимирской губернии при виде восходящего, а также и заходящего Солнца крестьяне снимали шапки и истово крестились «на солнышко». На него же и молились, находясь в поле, в лесах или лугах. К Солнцу или к восточной стороне, как правило, обращаются в заговорах:

Стану я на сырую землю,

Погляжу я на восточную сторонушку,

Как красное солнышко воссияло,

Припекает мхи-болоты, черные грязи.

Так бы припекала, присыхала обо мне.

1. 4. Суеверия, связанные с солнцем

Почитанием Солнца обусловлено множество правил и запретов: не становись к Солнцу спиной даже во время работы в поле, не справляй свою нужду так, чтобы это могло видеть Солнце, не плюй в его сторону, иначе воцарится тьма, не показывай на него пальцем, не то выколешь ему глаз. После захода Солнца не давали ничего из дома в долг, особенно огня, чтобы счастье и достаток не покинули семью, не выбрасывали мусор на улицу, не починали новую ковригу хлеба.

Пытались древние славяне объяснить, откуда появилось Солнце, так рождались мифы и легенды о Солнце. В легенде «Рождение солнца» солнце предстает в образе отрицательного и злого героя, но так люди пытались пояснить появление Солнечного диска на небе.

И вот появилось солнце и стало убивать людей и сжигать их дома. Хотя люди собрали камни и колья, солнце убивало их, а люди ничего не могли ему сделать.

II. Солнце в современной и классической литературе

В славянском фольклоре Солнце предстает как в женском, так и в мужском образе. В сказках оно живет там, где земля сходится с небом, имеет мать и сестру, похищает себе жену у людей; к Солнцу отправляется человек, чтобы узнать, почему оно восходит веселое, а вечером садится печальное и темное, этот сюжет использован П. П. Ершовым в стихотворной сказке «Конек - Горбунок».

В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей обращается к Солнцу за помощью:

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в совете?. »

В русской народной сказке старик выдает своих дочерей за Солнце, Месяца и Ворона Вороновича; чтобы накормить старика блинами, когда он приходит в гости, Солнце печет их на самом себе.

Фольклорное творчество, и, прежде всего, сказки, всегда могут многое рассказать о народе, который их создал. Все сказки о солнце похожи друг на друга. В каждой народной сказке проявляются особенности ментальности народа, его мироощущения, понимания человека в мире, отношения к добру и злу. "Сказка ложь, да в ней намек", - лучшее тому доказательство из уст самого сказочника.

В сказке К. Д. Ушинского «Ветер и солнце» Солнце становится на защиту человеку, и показывает читателю, что лаской и добром можно добиться большего, чем угрозами.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

В корякской народной сказке «Сохолылан»Солнце предстает перед нами не образе доброго, ласкового солнца, а трусливым, завистливым получеловеком, полубожеством, не захотевшим из-за красавицы обогревать земли, где находится тундра. Так коряки, пытаются объяснить условия и традиции своего жизненного уклада: вечную мерзлоту и полярную ночь.

Мы будем жить и здесь и немного в тундре. Пусть жители тундры немножко будут видеть меня. Но я буду ходить далеко от них. Пусть ворон помнит об этом.

Увидела дочь Севера, что нет близко солнца, что жители тундры мерзнут и недовольны вороном, а он бессилен вернуть солнце тундре. Посмеялась она над вороном и ушла к своему отцу Северу. А солнце с тех пор больше живет за морем и в тундру посылает только самые холодные лучи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ Солнца используют в своих произведениях многие писатели и поэты всех времен и народов.

Плачет бедный воробей.

Выйди, Солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно.

В поле зернышка не видно!

К. И. Чуковский «Краденое солнце»

Ученики нашего класса попытались изобразить свое солнышко, чтобы показать какой у него характер. Солнышко получилось у всех разное, наверное, оно перенимает черты своего художника, который его изображает.

У подсолнуха забота –

Ни минуты без заботы,

Пока солнышко стоит:

Как радар за самолетом,

Он за солнышком глядит. (В. Мусатов)


О ГОНЬ И СОЛНЦЕ Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. Это поистине мистико- философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Но слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.














К. Б АЛЬМОНТ: «Ж АР - ПТИЦА ». То, что люди называли по наивности любовью, То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью, Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу, Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу. Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю, Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю. То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда, Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда. День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская, Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая. И меня поймут лишь души, что похожи на меня, Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!


А.С. П УШКИН: «З ИМНЕЕ УТРО » (ОТРЫВОК). Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запрячь?


М. Ц ВЕТАЕВА: «С ОЛНЦЕ ВЕЧЕРА ДОБРЕЕ » (ОТРЫВОК). Солнце Вечера - добрее Солнца в полдень. Изуверствует - не греет Солнце в полдень. Отрешеннее и кротче Солнце - к ночи. Умудренное, не хочет Бить нам в очи. Простотой своей - тревожа Королевской, Солнце Вечера – дороже Песнопевцу!

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Лес у озера, освещенный солнцем.
1856.

Теплоте, образовавшейся в центре Солнца, нужно 50 млн. лет, чтобы достичь его поверхности.

Неожиданные цифры. «Техника – молодёжи» №9 1973.

Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее.
1876-1890.


Некоторые учёные полагают, что Солнце определяет не только погоду и самочувствие, но и социальные процессы, протекающие на Земле. Годы переворотами.
Нельзя не вспомнить Александра Чмжевского, который первым высказал идею о влиянии солнечной активности на социальную деятельность человека, за что и был репрессирован. И Льва Гумилёва, которого идея пассионарности посетила в застенках ГУЛАГа. С точки зрения учёного, на Земле время от времени нарождаются необыкновенно активные личности – пассионарии, претерпевшие биохимические мутации в связи с воздействием неких космических излучений.
«Я считаю, что Чижевский и Гумилёв ошибались, - говорит Владимир Кузнецов. – Солнечная активность оказывает влияние на среду обитания человека. Скажем, если по её вине случилась засуха, начинается голод и мор, люди впадают в уныние, выражают недовольство и могут по этому поводу устроить бунт, что не раз бывало в истории. Однако делают они это под влиянием экономического фактора, а не Солнца».

Архип Иванович Куинджи.
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу.
1876-1890.

«Продолжительность жизни Солнца – 10 миллиардов лет, - говорит Владимир Кузнецов. – Мы прожили 4,5 миллиарда. Примерно через такой же промежуток времени на Солнце начнут выгорать источники ядерного топлива, оно начнёт расширяться и, разумеется, в какой-то момент превратиться в «красного гиганта». Но к нашей теперешней жизни это не имеет ни малейшего отношения. За это время с человечеством может произойти что угодно – полное исчезновение или столь широкое освоение космоса, что гибелью родной Солнечной системы его не испугаешь».
Однако главная угроза – наше стремление создавать всё более сложную техническую инфраструктуру, на которую Солнце оказывает весьма заметное влияние.

Наталия Лескова. От Солнца оторвался кусок. «Чудеса и приключения» №11 2011.

Архип Иванович Куинджи.
Березовая роща. Пятна солнечного света.
1890-1895.

Накануне всех великих бедствий солнце прячет своё лицо. (Уэльс. Вот почему в Уэльсе до сих пор с опаской относятся к солнечным затмениям).
Тот, кто рождён на рассвете, будет умён; тот, кто рождён после обеда или на закате, будет ленив. (Уэльс).
Майские цветы, собранные перед рассветом, спасут тебя от веснушек. (Повсеместно).
Солнце никогда не светит на клятвопреступника. (Корнуолл).

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995.

Архип Иванович Куинджи.
Вершина Эльбруса, освещенная солнцем.
1898-1908.


Откроем английский ежегодник «Эннюол Рэджиста» за 1766 год (т. 9, с. 120-121).

«Отчёт об очень странном явлении, виденном на диске Солнца.

9 августа 1762 года де Ростан, член экономического общества в Берне и медико-физического общества в Базеле, измеряя высоту Солнца квадрантом в Лозанне при выверке меридиана, заметил, что оно даёт слабый и бледный свет… Направив четырнадцатифунтовый телескоп, оборудованный микрометром, на Солнце, он удивился, обнаружив, что его восточный край закрыт на 3 пальца («палец» равен 1/16 части солнечного диаметра. – А. А.) туманностью, которая окружала какое-то тёмное тело. Приблизительно через два с половиной часа южная часть вышеупомянутого тела отделилась от лимба Солнца, но северный край тела, имевший форму веретена около трёх солнечных пальцев и девять в длину, не освободил солнечный лимб. Это веретено сохраняло свою форму, продвигаясь по диску Солнца с востока на запад со скоростью, составлявшей не более половины скорости движения обычных солнечных пятен, до тех пор, пока не исчезло 7 сентября после достижения западного лимба светила. Ростан вёл наблюдения почти каждый день на протяжении месяца, посредством камеры-обскуры определял форму и размеры тела, а результаты измерений послал в Королевскую академию наук в Париж.

Подобное явление на Солнце наблюдалось и в Базельском епископстве, расположенном приблизительно в сорока пяти немецких лигах на север от Лозанны. Косте, друг де Ростана, воспользовавшись одиннадцатифунтовым телескопом, нашёл у тела подобную веретенообразную форму, как и де Ростан, только не такую широкую, что, вероятно, могло быть следствием увеличения и поворота тела вблизи предела его видимости. Более замечательно то обстоятельство, что положение тела на Солнце не соответствовало наблюдаемому из Лозанны: тело, следовательно, имело значительный параллакс… Это не пятно: его движение было гораздо более медленным; объект также не был планетой или кометой: его форма доказывала противоположное.

Короче, мы не знаем ничего лучшего, как прибегнуть к помощи небес для объяснения этого феномена, тем более что Мессье, который постоянно наблюдал Солнце в Париже в то же время, не видел такого явления…»

Для XVIII века обращение к «помощи небес» выглядело совершенно естественным; но с тех пор наука, казалось бы, далеко шагнула вперёд. Что же можно сказать сегодня о наблюдениях де Ростана и Косте?

«Веретенообразное тело» не могло быть астероидом, так как астероиды из-за своей малой массы лишены атмосферы, которая объяснила бы наблюдающуюся вокруг объекта туманность. Объект, по-видимому, не был и кометой: с начала июля 1762 года по конец сентября 1763 года никаких комет на небе не появлялось. Интересно, что по отношению к поверхности Земли объект находился не ближе 10-20 тыс. км (иначе одновременные наблюдения из Лозанны и Базельского епископства были бы невозможны) и не дальше 90-100 тыс. км (в противном случае тело наблюдалось бы и в Париже). Легко подсчитать, что размеры «веретена» составляли десятки или сотни километров, в то время как размеры ядра даже крупнейших комет (например, у известнейшей кометы Галлея) не превышают нескольких километров. Кроме того, находясь на удалении не более 100 тыс. км от Земли, объект двигался гораздо медленнее, чем предписывает небесная механика.

12 февраля 1820 года Штейнхейбель наблюдал на солнечном диске чёрный круглый объект, окружённый «атмосферой оранжево-красного цвета». Тело пересекало диск Солнца по диаметру целых пять часов. Независимо его наблюдал Старк. Он тоже заметил туманную оболочку и оценил размеры тела в 20 ‘’ (Ежемесячные записки Королевского Астрономического общества. Лондон, 1862, № 7, с. 276; Литров И. И. Тайны неба. Спб., 1904, с. 265). Ядро крупной кометы выглядело бы так с расстояния нескольких десятков тысяч километров, однако никакой кометы в 1820 году открыто не было.

Загадочные тёмные объекты, пересекающие диск Солнца, изредка появляются и в этом столетии. Например, 1 февраля 1962 года такой объект несколько минут наблюдался в Потсдамской астрофизической обсерватории(«Звёзды», ГДР, т. 38, № 3-4. 1962, с. 86).

Возможно, есть какая-то связь между телами с туманными оболочками, закрывающими Солнце, и «затмениями» нашего светила, которых, судя по вычислениям, не должно было быть. Так, 20-22 апреля 1547 года в Германии Солнце было так чем-то затемнено, что вокруг него на небе светили звёзды. Помутнение атмосферы исключается – то, что закрывало свет Солнца, находилось, вероятно, в космическом пространстве. Над объяснением этого случая размышлял ещё И. Кеплер (Араго Ф. Общепонятная Астрономия, т. 4, Спб., 1861, с. 257).

Нечто подобное описано в Черниговской летописи, когда 6 июня 1703 года в полдень около Солнца были видны молодой лунный серп, Венера и Марс. А в 192 году в Риме рядом с Солнцем были видны две звезды и комета. Однако не только полного, но и частичного солнечного затмения в это время, как и в ближайшие годы, не было.

Интересное сообщение опубликовал в 1860 году журнал «Сайентифик Америкен» (т. 3, с. 122): «18 апреля после полудня Солнце было затемнено в Бразилии, хотя на небе не было видно облаков. Потемнение длилось несколько минут, и Венера стала хорошо видимой невооружённому глазу. Историки рассказывают, что подобные явления были засвидетельствованы в 1547 и 1706 годах».

Таким образом, небесные тела и явления, подобные увиденному де Ростаном и Косте, отмечались различными наблюдателями и раньше и позже 1762 года. Что это было? Трудно сказать наверняка.

Алексей Архипов. Предтечи «Чёрного облака». «Техника – молодёжи», 1983.

Архип Иванович Куинджи.
Солнечный свет в парке.
1898-1908.


Сирано де Бержерак родился в 1619 году в Париже.

В книге «Государство Луны» Сирано де Бержерак рассказывает о своём полёте из предместья Парижа в Канаду, в район реки Св. Лаврентия, на каком-то аппарате с двигателем «испарительно-росяного» типа. На это путешествие он затратил пять-шесть часов. Так как расстояние между этими географическими точками около шести тысяч километров, то скорость полёта Сирано превышала скорость авиалайнера ТУ-154!

В других главах этой же книги Сирано де Бержерак говорит о бесконечности Вселенной, о её обитаемости разумными существами, рассказывает о бесконечности атома и т. д. Сирано утверждает, что «Солнце – огромное тело, которое в 434 раза больше Земли». Современные астрономы установили, что в диаметре наше светило превосходит Землю в 109 раз, а по массе – в 333 434 раза. Возникновение этого расхождения можно объяснить либо ошибочными представлениями самого де Бержерака, либо тем, что его друг Н. Лебре при редактировании книги убрал первые три цифры, посчитав их слишком фантастическими.

Н. Непомнящий. Загадки и тайны истории. Москва, «АСТ». 1999.

Валентин Александрович Серов.
Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович).
1888.


Учёные, измерявшие поток солнечных нейтрино, были весьма удивлены, обнаружив, что он значительно меньше теоретически рассчитанного и не соответствует представлениям о Солнце как о гигантском термоядерном реакторе. Астрофизики выдвигают различные гипотезы для объяснения этого явления. Калифорнийский физик К. Роуз, например, разработал модель Солнца с учётом таких его характеристик, как размеры и температура поверхности. В соответствии с этой моделью у Солнца не гелиево-водородное ядро, как считали учёные, а железное, радиус которого составляет 5% радиуса звезды, а плотность – 160 г/куб. см (США).

У Солнца железное ядро? «Техника – молодёжи». 1984.

Г. Тоидзе.
Пусть всегда будет солнце!


Мы видим Солнце таким, каким оно было 8 минут назад.


Живи не тужи. Придёт солнце и в твоё оконце!


Можно ли жить в пороховой бочке?

И не просто в бочке, а в момент её взрыва? Оказывается, можно! Если все жизненные процессы ускорить в миллиарды раз или время взрыва увеличить во столько же. Самое парадоксальное, что математические формулы, описывающие этот процесс, нисколько не изменятся.

Сейчас многие говорят о взрыве галактик и даже вселенной. Но нужно иметь в виду, что для такого громадного образования, как галактика, время жизни и время взрыва изменяется совсем иными временными масштабами, чем для бочки с порохом или даже для Земли и солнечной системы, - в космогонии существует правило, что время существования системы пропорционально третьей степени её размеров! Поэтому, если взрыв нашей Галактики и идёт (что я постараюсь доказать), то мы это можем воспринимать как некое «тление», а вовсе не «горение». Начнём с нашего центрального светила – Солнца. Оказалось, что за последние 350 лет, когда наблюдения над Солнцем были достаточно точными, оно вовсе не гасло, а разгоралось. На фоне вековых циклов солнечных пятен чётко прослеживается абсолютный рост их числа – примерно на 27% относительно начала XVII века.

Но если бы это касалось одного Солнца! В том-то и дело, что, например, Сириус во времена египетских фараонов и значительно позже (до средневековья) описывался как красная звезда, а сейчас стал белой. А название ныне белой звезды – Альтаир – означает по-арабски «пламенная» - красная. И самое главное, что этот процесс, как и разогревание Солнца, идёт на глазах человечества, то есть катастрофически быстро!

А возможно ли такое с точки зрения теории? Говоря откровенно, такой вопрос неправомочен: есть факты. Но с другой стороны, оказывается и теории есть разные. По одним, почти общепризнанным, звёзды постепенно охлаждаются и гаснут, по другим (например Хойла), они постепенно разгораются. В своё время И. Ярковский (1889 г.) подтвердил это статистическим анализом.

Быстрое нагревание звёзд должно приводить к вспышкам новых и сверхновых. Но только за длительное время можно подметить увеличение их числа. И таковое обнаружилось! Опираясь на древние европейские и китайские хроники и ряд существующих каталогов, Ю. Псковский (1972 г.) свёл данные по нетелескопическим наблюдениям вспышек новых и сверхновых начиная со II тысячелетия до нашей эры вплоть до конца XVII века, в единый каталог. И получилось, что если до нашей эры их было всего 3-8 в тысячелетие, то в начале нашей эры их стало уже 2-5 в столетие, а в XIV-XVI веках – 10-15. В соответствии с ростом их числа растёт и энергия процесса.

Нанесённые на график, эти данные образуют экспоненту – кривую, характерную и для взрывных процессов.
А имеются ли внутри солнечной системы (кроме самого Солнца) сведения, подтверждающие рост активности Галактики? Да, и немало!

Автор дважды публиковал материалы («ТМ», №8, 1974 г. И №3 1977 г.), подтверждающие гипотезу о расширении Земли. И по этим данным можно утверждать, что темпы этого процесса (15% за 6000 лет) даже по космическим масштабам весьма велики.

Есть сведения, что ещё в первой половине XIX века была непосредственно видна поверхность Венеры, вокруг планеты существовало мощное магнитное поле. Подъём температуры заставил планету стремительно «дегазироваться», разрушились магнитные структуры её ядра.

Удивительные превращения случились, вероятно, и с Меркурием. В конце прошлого века два блестящих наблюдателя – Скиапарелли и Антониади – сошлись на том, что периоды обращения Меркурия вокруг Солнца и вращения его вокруг оси совпадают: 88 суток. Ныне (году в 1950-м) учёные установили, что если период обращения Меркурия остался тот же, то вращения стал на 1/3 короче: 59 суток. Меркурий катастрофически убыстряет вращение.

Наконец, следует сказать, что Юпитер излучает гораздо больше энергии, чем поглощает от Солнца. Гораздо менее известно (хотя и совершенно достоверно) и то, что светимость его при этом растёт и увеличилась примерно на 10% за последнее столетие!

Все эти данные подтверждают одну мысль – мы живём в Галактике, стремительно наращивающей свою активность.

Владимир Нейман. Солнце светит всё ярче! «Техника – молодёжи» №4 1977.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Собирайтесь люди добрые к солнцу ясному Владимиру на честной пир, на веселье.

1. Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собой гигантский раскалённый газовый шар, излучающий свет и тепло за счёт протекающих в его недрах термоядерных реакций.

Солнце уже заходило, и его лучи проникали сквозь рощу, светились на стволах. (Чехов. В овраге. )

2. Свет, тепло, излучаемые этим телом.

Солнце горело на куполах церквей. (Скиталец. Этапы. )

3. О том, что является источником или основой жизни чего-либо прекрасного.

Солнце жизни моей, Россия. Укрепи на подвиг меня! (Рыленков. Золотое облако зноя. )

4. Центральная планета других планетных систем.

Наука изучает всё: все явления вселенной, начиная от движения солнц до строения атомов. (Брюсов. Ремесло поэта. )

До солнца – до восхода солнца, до света.
По солнцу (идти, двигаться) – ориентируясь на солнце, определяя путь по положению солнца.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1984.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Солнце печет, Липа цветёт, Рожь поспевает, Когда это бывает?


Если всё количество потребляемой сейчас энергии увеличить в 30 раз, то и тогда оно составит менее одной тысячной доли солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.

«Техника – молодёжи».

Иван Горюшкин-Сорокопудов.
Солнце - на лето, зима - на мороз.
1910-е.


Иван Иванович Шишкин.
Ивы, освещённые солнцем.
Конец 1860-х-начало1870-х.


Иван Иванович Шишкин.
Сумерки. Заход солнца.
1879.


Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.
1886.


Иван Иванович Шишкин.
Ели, освещенные солнцем.
1880-е.


Иван Иванович Шишкин.
Сосна без солнца.
1890.


Иван Иванович Шишкин.
Солнце в лесу.
1895.

Иван Иванович Шишкин.
Дубы при солнечном освещении.
1890-е.


Иван Иванович Шишкин.
Дуб, освещённый солнцем.

Иван Иванович Шишкин.
Перед заходом солнца.


Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.


Заход солнца на море.
1898.


Иван Константинович Айвазовский.
Заход солнца на море.


Илья Ефимович Репин.
Старшина со спины, освещённый солнцем.
1885.

Илья Ефимович Репин.
На солнце. Портрет Н. И. Репиной.
1900.

Исаак Ильич Левитан.
Избы, освещенные солнцем.
1889.


Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца. Осиновый лес.
1897.


Исаак Ильич Левитан.
Избы. После захода солнца.
1899.


Исаак Ильич Левитан.
Последние лучи солнца.
1899.


Исаак Ильич Левитан.
Лесное озеро. Заход солнца.
1890-е.


Ольга Александровна Крестовская.
Солнечные блики.
1997.