Литература для всех: некрасов. Праздник жизни - молодости годы

Одно из программных стихотворений Некрасова, в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда...») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь...»). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.».

1 Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени не был никогда.

Если долго сдержанные муки,

Накипев, под сердце подойдут,

Я пишу: рифмованные звуки

Нарушают мой обычный труд.

Всё ж они не хуже плоской прозы

И волнуют мягкие сердца,

Как внезапно хлынувшие слезы

С огорченного лица.

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства…

Но кипит в тебе живая кровь.

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь,-

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца…

Весна 1855 г.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Праздник жизни – молодости годы…»

1855 г.

Не описать в нескольких строках тяжести, выпавшей на долю поэта. Наблюдение за страданиями матери, живущей с деспотичным отцом. Встреча с бурлаками на Волге, потрясение от ужасающего вида подневольных крестьян, впряженных в кожаные лямки, их стон, что «у нас песней зовётся». Голодная, нищенская жизнь будущего поэта в Петербурге, лишённого отеческого благословения за нарушение его воли поступать в военную школу.

Некрасов обрёк себя на долгий, трудный путь к признанию его как поэта, нелёгкие повседневные заботы о существовании журнала «Современник» и постоянную душевную боль за униженное положение русского народа. «Я лиру посвятил народу своему», - скажет поэт позднее.

Поэзия Н.А. Некрасова узнаваема. В ней нет ярких красок, беспечного и беззаботного любования красотою жизни и природы. Наоборот. Это всегда тяжёлое раздумье, строгое аналитическое созерцание движущейся рядом жизни, извечные мотивы дороги и длинного пути. Счастье возможно, но только тогда, когда «счастлив народ». А у народа, увы, всё лишь впереди. «Увижу ли?» - мечтает поэт.

Весна 1855 года. Далеко до подведения итогов творчества, скорее – середина его. Но уже вот они – эти рассуждения – чёткое осознание своего трудного пути.

Праздник жизни –молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени - не был никогда.

Поэт прекрасно понимает, что молодость – праздник жизни – прошёл мимо него. Праздник – это радость, счастье, веселье. Значит, молодость радостной не была. Безмятежной свободы не было и для написания стихотворений. Стихи появлялись, когда переполнялась страданиями душа. И только тогда останавливался повседневный труд.

Но поэт не льстит себя надеждой, что его стихи сохранятся в памяти народной из-за их суровости и неуклюжести, отсутствия показной лёгкости восприятия.

Некрасов не приверженец «чистого искусства», в его поэзии «кипит живая кровь» мыслящего гражданина, «торжествует мстительное чувство» несломленного трудностями патриота, «догорая, теплится любовь». Любовь, которая возвышает и прославляет добрых, клеймит злодеев и глупцов, наделяет терновым венком беззащитного певца.

Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир - ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.

В 1903 году в журнале «Новый путь» появилась первая рецензия, написанная Александром Блоком. Не случайной была его встреча с изданием, во главе которого стояли 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. До личного знакомства с ними (в марте 1902 года) Блок много и внимательно изучал сочинения Мережковского, и как отмечает Вл. Орлов: «Почти все размышления Блока в юношеском дневнике об антиномии языческого и христианского мировоззрений («плоти» и «духа»).

В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

Праздник жизни - молодости годы - Я убил под тяжестью труда И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда. Если долго сдержанные муки, Накипев, под сердце подойдут, Я пишу: рифмованные звуки Нарушают мой обычный труд. Всё ж они не хуже плоской прозы И волнуют мягкие сердца, Как внезапно хлынувшие слезы С огорченного лица. Но не льщусь, чтоб в памяти народной Уцелело что-нибудь из них... Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие»."">1 ! Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь,- Та любовь, что добрых прославляет, Что клеймит злодея и глупца И венком терновым наделяет Беззащитного певца...

Notes: Одно из программных стихотворений Некрасова , в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда...») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь...»). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.». 1. Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».