Открытие электромагнитной индукции магнитный поток. План-конспект урока по физике (11 класс) на тему: Открытие электромагнитной индукции

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления действительности, воспринимаемые органами чувств. Они легко подвергаются счету и сочетаются с количественными числительными (восемь студенток, один карандаш, три сестры и т.д.). Употребляются в единственном и множественном числе (двор - дворы, книга - книги и т.д.). Не изменяются по числам лишь некоторые из них: несклоняемые существительные (кофе, пальто, радио и под.) и слова, употребляющиеся только в форме множественного числа (норжницы, брюки, шахматы, Альпы...). Конкретные существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, в то время как абстрактные существительные - только неодушевленными.

Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают отвлеченные понятия, свойтсва, качества, действия, состояния (доброта, счастье, боль, грусть, слава, движение, терпение, тишь...). В большинстве своем они образуются от прилагательных и глаголов при помощи суффиксов -ость (храбрость, трусость), -от- (глухота, доброта), -изн- (крутизна, дороговизна), -изм (гуманизм, сююреализм), -ин- (величина, ширина), -ств-о (коварство, пространство), - аций-а (стилизация, эвакуация), -ений-е (терпение, уважение), -к-а (бомбежка, подготовка) и др. В отличие от конкретных сущ.абстрактные употребляются только в форме единственного числа (реже - только во множественном) и не сочетаются с количественными числительными. Нечасто наблюдаемое изменение по числам у абстрактных существительных сопровождается, как правило, изменением лексического значения формы множественного числа (ее конкретизацией): радость - семейные радости, холод - зимние холода, талант - молодые таланты и т.д.

Вещественные существительные обозначают однородные по составу вещества: полезные ископаемые, хим. элементы и их соединения (нефть, латунь, руда, соль...), пищевые продукты (винегрет, кисель, чай, молоко, масло...), растения, схоз.культуры (ячмень, овес, картофель...), виды тканей (шелк, крепдешин, хлопок), лекарства, различные материалы, прочвы, отходы производства (асфальт, глина, опилки...), атмосферные осадка и др. Вещество, обозначенное таким существительным, может быть измерено (при помощи веса, объема и пр.). Поэтому большинство вещественных сущ. не сочетается с количественными числительными, не изменяется по числам. Обычно они употребляются в форме какого-нибудь одного числа: только единственного (известь, сахар) или только множественного (макароны, дрожжи, чернила...). Изменение вещественных сущ. по числам наблюдается, когда формы ед. и мн. числа различаются лексическим значением. Формы множ.числа обозначают не множество предметов, а различные их виды, сорта, типы (грязь - лечебные грязи, масло - растительные масла) или сплошную массу вещества (жиры, пески, снега).

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных единиц: множество предметов, растений или животных как одно неделимое целое. Одним из важнейших признаков собирательных существительных является то, что они не образуют форм множественного числа и не сочетаются с количественными числительными. Исходная форма таких сущ. - форма ед. числа - выражает множественность (березняк, вороньё, листва), что сближает их с формами множ.числа конкретных сущ., сравн.: студенчество - студенты, литва - листья . Различаются эти слова семантикой: ед.число собирательных сущ. обозначает неделимое множество как целое (оно не подвергается счету), множественное число конкретных сущ. называет множество, легко разложимое на отдельные составляющие и поддающееся счету. !!! От собирательных сущ. необходимо отличать слова и т.п. Если нужно пояснить, спрашивайте. И так ответ на ваш вопрос занял слишком много места.

Отвечаю на второй вопрос (от Элен ). В смысловом плане существительные народ, группа, коллектив, толпа, куча, полк, стадо, стая, табун и т.п. обозначают совокупность и на этом основании часто ошибочно включаются в разряд собирательных существительных. Но грамматически эти слова образуют формы множественного числа, сочетаются с количественными числительными и, таким образом, представляют собой обычные нарицательные конкретные существительные.

Имя существительно е - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:


колебаниепо одушевленности

объект не может быть одновременно живым и неживым:
живое, но неодушевленное

1) совокупности живых существ:

(вижу) армии, толпы, народы ;

2) растения, грибы:

(собирать) лисички ;

неживое, но одушевленное

1) игрушки в виде человека:

(вижу) кукол, матрешек, неваляшек ;

2) фигуры некоторых игр:

(разыграть) королей, ферзей ;

3) умершие:

(вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.);

4) вымышленные существа:

(вижу) русалок, леших, домовых.

Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду .

К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

твой невежа пришел,

тво-я невежа пришл-а.

Такие существительные относят к общему роду.

Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).

Имена существительные изменяются по числам и падежам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город - города, село - села ). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение ), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники ).

Падеж как морфологический признак существительных

Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.

В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:

И. п . это кто? что?

Р. п. нет кого? чего?

Д. п . рад кому? чему?

В. п . вижу кого? что?

Т. п . горжусь кем? чем?

П. п. думаю о ком? чём?

Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.

Склонение существительных

Изменение существительных по падежам называется склонением.

К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:

Падеж Единственное число
Твердый вариант
Мягкий вариант
На - ия
Им.п. Стран- а Земл Армиj
Р.п. Стран- ы
Земл Армиj
Д.п. Стран- е Земл
Армиj
В.п. Стран- у Земл Армиj
Т.п. Стран-ой (-ою )
Земл-ёй (-ёю ) Армиj-ей (-ею )
П.п. Стран Земл Армиj

Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь- .

Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.

В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.

Морфологический разбор существительного

Существительное разбирается по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

II. Морфологические признаки:

1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора существительного

Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

I. Дамы - существительное;

начальная форма - дама .

II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: мн. число, И. п.

III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

I. (к) Лужину - существительное;

начальная форма - Лужин ;

II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

III.
Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

I. Ладонью - существительное;

начальная форма - ладонь ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;

непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

III.
Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

I. Пыль - существительное;

начальная форма - пыль ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;

непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

I. Пальто - существительное;

начальная форма - пальто ;

II.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;

непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).

После открытий Эрстеда и Ампера стало ясно, что электричество обладает магнитной силой. Теперь необходимо было подтвердить влияние магнитных явлений на электрические. Эту задачу блистательно решил Фарадей.

Майкл Фарадей (1791-1867) родился в Лондоне, в одной из беднейших его частей. Его отец был кузнецом, а мать - дочерью земледельца-арендатора. Когда Фарадей достиг школьного возраста, его отдали в начальную школу. Курс, пройденный Фарадеем здесь, был очень узок и ограничивался только обучением чтению, письму и началам счета.

В нескольких шагах от дома, в котором жила семья Фарадеев, находилась книжная лавка, бывшая вместе с тем и переплетным заведением. Сюда-то и попал Фарадей, закончив курс начальной школы, когда возник вопрос о выборе профессии для него. Майклу в это время минуло только 13 лет. Уже в юношеском возрасте, когда Фарадей только что начинал свое самообразование, он стремился опираться исключительно только на факты и проверять сообщения других собственными опытами.

Эти стремления доминировали в нем всю жизнь как основные черты его научной деятельности Физические и химические опыты Фарадей стал проделывать еще мальчиком при первом же знакомстве с физикой и химией. Однажды Майкл посетил одну из лекций Гэмфри Дэви , великого английского физика.

Фарадей сделал подробную запись лекции, переплел ее и отослал Дэви. Тот был настолько поражен, что предложил Фарадею работать с ним в качестве секретаря. Вскоре Дэви отправился в путешествие по Европе и взял с собой Фарадея. За два года они посетили крупнейшие европейские университеты.

Вернувшись в Лондон в 1815 году, Фарадей начал работать ассистентом в одной из лабораторий Королевского института в Лондоне. В то время это была одна из лучших физических лабораторий мира С 1816 по 1818 год Фарадей напечатал ряд мелких заметок и небольших мемуаров по химии. К 1818 году относится первая работа Фарадея по физике.

Опираясь на опыты своих предшественников и скомбинировав несколько собственных опытов, к сентябрю 1821 года Майкл напечатал «Историю успехов электромагнетизма» . Уже в это время он составил вполне правильное понятие о сущности явления отклонения магнитной стрелки под действием тока.

Добившись этого успеха, Фарадей на целых десять лет оставляет занятия в области электричества, посвятив себя исследованию целого ряда предметов иного рода. В 1823 году Фарадеем было произведено одно из важнейших открытий в области физики - он впервые добился сжижения газа, и вместе с тем установил простой, но действительный метод обращения газов в жидкость. В 1824 году Фарадей сделал несколько открытий в области физики.

Среди прочего он установил тот факт, что свет влияет на цвет стекла, изменяя его. В следующем году Фарадей снова обращается от физики к химии, и результатом его работ в этой области является открытие бензина и серно-нафталиновой кислоты.

В 1831 году Фарадей опубликовал трактат «Об особого рода оптическом обмане», послуживший основанием прекрасного и любопытного оптического снаряда, именуемого «хромотропом». В том же году вышел еще один трактат ученого «О вибрирующих пластинках». Многие из этих работ могли сами- по себе обессмертить имя их автора. Но наиболее важными из научных работ Фарадея являются его исследования в области электромагнетизма и электрической индукции .

Строго говоря, важный отдел физики, трактующий явления электромагнетизма и индукционного электричества, и имеющий в настоящее время такое громадное значение для техники, был создан Фарадеем из ничего.

К тому времени, когда Фарадей окончательно посвятил себя исследованиям в области электричества, было установлено, что при обыкновенных условиях достаточно присутствия наэлектризованного тела, чтобы влияние его возбудило электричество во всяком другом теле. Вместе с тем было известно, что проволока, по которой проходит ток и которая также представляет собою наэлектризованное тело, не оказывает никакого влияния на помещенные рядом другие проволоки.

Отчего зависело это исключение? Вот вопрос, который заинтересовал Фарадея и решение которого привело его к важнейшим открытиям в области индукционного электричества. По своему обыкновению Фарадей начал ряд опытов, долженствовавших выяснить суть дела.

На одну и ту же деревянную скалку Фарадей намотал параллельно друг другу две изолированные проволоки. Концы одной проволоки он соединил с батареей из десяти элементов, а концы другой - с чувствительным гальванометром. Когда был пропущен ток через первую проволоку,

Фарадей обратил все свое внимание на гальванометр, ожидая заметить по колебаниям его появление тока и во второй проволоке. Однако ничего подобного не было: гальванометр оставался спокойным. Фарадей решил увеличить силу тока и ввел в цепь 120 гальванических элементов. Результат получился тот же. Фарадей повторил этот опыт десятки раз и все с тем же успехом.

Всякий другой на его месте оставил бы опыты, убежденный, что ток, проходящий через проволоку, не оказывает никакого действия на соседнюю проволоку. Но фарадей старался всегда извлечь из своих опытов и наблюдений все, что они могут дать, и потому, не получив прямого действия на проволоку, соединенную с гальванометром, стал искать побочные явления.

Сразу же он заметил, что гальванометр, оставаясь совершенно спокойным во все время прохождения тока, приходит в колебание при самом замыкании цепи и при размыкании ее Оказалось, что в тот момент, когда в первую проволоку пропускается ток, а также когда это пропускание прекращается, во второй проволоке также возбуждается ток, имеющий в первом случае противоположное направление с первым током и одинаковое с ним во втором случае и продолжающийся всего одно мгновение.

Эти вторичные мгновенные токи, вызываемые влиянием первичных, названы были Фарадеем индуктивными, и это название сохранилось за ними доселе. Будучи мгновенными, моментально исчезая вслед за своим появлением, индуктивные токи не имели бы никакого практического значения, если бы Фарадей не нашел способ при помощи остроумного приспособления (коммутатора) беспрестанно прерывать и снова проводить первичный ток, идущий от батареи по первой проволоке, благодаря чему во второй проволоке беспрерывно возбуждаются все новые и новые индуктивные токи, становящиеся, таким образом, постоянными. Так был найден новый источник электрической энергии, помимо ранее известных (трения и химических процессов), - индукция, и новый вид этой энергии - индукционное электричество .

Продолжая свои опыты, Фарадей открыл далее, что достаточно простого приближения проволоки, закрученной в замкнутую кривую, к другой, по которой идет гальванический ток, чтобы в нейтральной проволоке возбудить индуктивный ток направления, обратного гальваническому току, что удаление нейтральной проволоки снова возбуждает в ней индуктивный ток уже одинакового направления с гальваническим, идущим по неподвижной проволоке, и что, наконец, эти индуктивные токи возбуждаются только во время приближения и удаления проволоки к проводнику гальванического тока, а без этого движения токи не возбуждаются, как бы близко друг к другу проволоки ни находились.

Таким образом, было открыто новое явление, аналогичное вышеописанному явлению индукции при замыкании и прекращении гальванического тока. Эти открытия вызвали в свою очередь новые. Если можно вызвать индуктивный ток замыканием и прекращением гальванического тока, то не получится ли тот же результат от намагничивания и размагничивания железа?

Работы Эрстеда и Ампера установили уже родство магнетизма и электричества. Было известно, что железо делается магнитом, когда вокруг него обмотана изолированная проволока и по последней проходит гальванический ток, и что магнитные свойства этого железа прекращаются, как только прекращается ток.

Исходя из этого, Фарадей придумал такого рода опыт: вокруг железного кольца были обмотаны две изолированные проволоки; причем одна проволока была обмотана вокруг одной половины кольца, а другая - вокруг другой. Через одну проволоку пропускался ток от гальванической батареи, а концы другой были соединены с гальванометром. И вот, когда ток замыкался или прекращался и когда, следовательно, железное кольцо намагничивалось или размагничивалось, стрелка гальванометра быстро колебалась и затем быстро останавливалась, то есть в нейтральной проволоке возбуждались все те же мгновенные индуктивные токи - на этот раз: уже под влиянием магнетизма.

Таким образом, здесь впервые магнетизмбыл превращен в электричество. Получив эти результаты, Фарадей решил разнообразить свои опыты. Вместо железного кольца он стал употреблять железную полосу. Вместо возбуждения в железе магнетизма гальваническим током он намагничивал железо прикосновением его к постоянному стальному магниту. Результат получался тот же: в проволоке, обматывавшей железо, всегда! возбуждался ток в момент намагничивания и размагничивания железа.

Затем Фарадей вносил в проволочную спираль стальной магнит - приближение и удаление последнего вызывало в проволоке индукционные токи. Словом, магнетизм, в смысле возбуждения индукционных, токов, действовал совершенно так же, как и гальванический ток.