Путешествие николая 2 в японию. Восточное путешествие Николая II

План
Введение
1 Предыстория
2 Путешествие
3 Значение
4 Timeline
5 Интересные факты
Список литературы

Введение

Восточное путешествие Николая II в 1890-1891 годах - поездка цесаревича Николая Александровича, будущего царя Николая II, во время которой он побывал во многих местах Евразии. Общая длина маршрута, пройденного наследником престола Российской империи составила более 51000 км, в том числе 15000 км по железным дорогам и 22000 км по морю. Во время посещения Японии на Николая было совершено неудачное покушение.

1. Предыстория

После Великого посольства Петра I, длительные поездки в образовательных целях стали важной частью обучения членов российского императорского дома. В 1890 году император Александр III принял решение проложить Транссибирскую магистраль, и его наследник Николай принял участие в церемонии открытия.

2. Путешествие

Крейсер «Память Азова»

23 октября, после церковной службы в Гатчине цесаревич отправился поездом через Вену в Триест, где перешёл на борт крейсера «Память Азова». Такой маршрут был выбран, чтобы избежать возможных дипломатических трудностей с Османской империей, которая контролировала проливы Босфор и Дарданеллы.

Из Триеста экспедиция отправилась в порт Пирей, где Николай встретился со своей крёстной матерью Ольгой Константиновной и её мужем королём Греции Георгом I. Их сын принц Георг вошёл в качестве офицера в команду флагмана. Из Греции цесаревич отплыл в Порт-Саид в Египте. Пока корабль проходил по Суэцкому каналу, Николай со своей свитой пропутешествовал по Нилу до современного Асуана.

Из Суэца путь был продолжен в Аден, а 11 декабря корабль прибыл в Бомбей. Здесь Николай начал длительное путешествие через Индию, которое завершилось в Коломбо. В Индии Николай посетил все крупные достопримечательности, в том числе Тадж-Махал и Хармандир-Сахиб (Золотой храм). Здесь он также приобрёл многочисленные экзотические предметы искусств, которые были затем переданы в несколько российских музеев.

Покинув Цейлон 31 января, экспедиция отправилась в Сингапур, затем на остров Ява и в Бангкок. В Сиаме будущий император провёл неделю в гостях у короля Рамы V. Николай получил орден и ценные подарки. 13 марта он прибыл в Нанкин и началась китайская часть его путешествия. Цесаревич посетил чайные плантации и мануфактуры.

15 апреля 1891 года в сопровождении шести кораблей российского императорского флота Николай прибыл в Японию. Российский Тихоокеанский флот с цесаревичем сначала побывал в Кагосиме, затем в Нагасаки и в Кобе. Из Кобе цесаревич по суше добрался до Киото, где встретился с делегацией, возглавляемой принцем Арисугавой Тарухито. Поскольку это был первый визит наследника иностранного престола в Японию, и из-за быстрого роста военного влияния Российской империи на Дальнем востоке, японское правительство уделило большое внимание этому визиту, чтобы поспособствовать улучшению Российско-японских отношений. Цесаревич Николай проявил интерес к японским традиционным ремёслам, сделал себе татуировку. 29 апреля произошёл инцидент в Оцу, когда Николай был ранен в результате попытки убийства.

Триумфальная арка, воздвигнутая в Благовещенске в 1891 году в честь визита цесаревича

7 мая Николай отправился из Кобе и через четыре дня прибыл во Владивосток. Здесь он завершил официальную часть своей миссии и начал путешествие через всю Россию обратно в Санкт-Петербург. Он ехал по суше и по рекам через Хабаровку, Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Томск, Сургут, Тобольск, Тару, Омск и Оренбург, и вернулся в Санкт-Петербург поездом. В честь визита будущего императора в нескольких сибирских городах были воздвигуиы триумфальные арки

3. Значение

Князь Эспер Ухтомский также принял участие в путешествии, и собрал важные этнографические сведения о посещённых местах. Позднее он опубликовал прекрасно иллюстрированный трёхтомный отчёт об экспедиции. Более 200 фотографий было сделано Владимиром Менделеевым, сыном Д. И. Менделеева, который был членом команды «Памяти Азова»

· Бомбей;

· Амритсар;

· Бенарес;

· Калькутта;

· Бомбей;

· Мадрас;

5. Интересные факты

Яйцо "Память Азова

· Яйцо Фаберже «Память Азова» является миниатюрной копией крейсера «Память Азова».

Список литературы:

1. Валентина Кобзарь. Сколько «Царских ворот» на Дальнем Востоке? Память о путешествии Николая II

2. Как Тара встречала наследника престола

125 лет назад цесаревич Николай совершил исторический вояж на Дальний Восток. Беседа с писателем и общественным деятелем

Владивосток и вся Россия отмечают в этом году 125-летие с того момента, когда 25 мая 1891 года цесаревич Николай Александрович Романов, будущий Всероссийский император, совершая знаменитое Восточное путешествие, ступил на тихоокеанский берег России. Он посетил Владивосток, Южно-Уссурийский край и дальше двинулся в путь через всю страну до Санкт-Петербурга.

Во Владивостоке он пробыл 11 дней. Здесь положил начало Великому Сибирскому пути – Транссибу. Будущий Государь заложил сухой док для ремонта кораблей в бухте Золотой Рог. Начал строительство железнодорожного вокзала. Посетил укрепления Владивостокской крепости, Общество изучения Амурского края, Морское собрание города Владивостока. Открыл памятник адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому. Весь поход престолонаследника через Российскую державу, совершаемый в ходе большого Восточного путешествия, вызывал тогда небывалый монархический подъем и вдохновение среди русского народа и всех народов, живших в то время на территории Российской империи.

О знаменательном путешествии цесаревича поделился своими мыслями писатель и общественный деятель Андрей Юрьевич Хвалин. Сам он родом из Южно-Уссурийского края, который сегодня именуется Приморским. В середине 1990-х Андрей Юрьевич работал пресс-секретарем владыки Вениамина, тогда архиепископа Владивостокского и Приморского, а сегодня митрополита. Андрей Юрьевич – член Союза писателей России, является автором ряда фундаментальных работ и многочисленных статей, связанных с российской монархией и с политикой Российской империи на Дальнем Востоке. Вот лишь некоторые, наиболее крупные труды: «Восстановление монархии в России», «Государь и Дальняя России», «Прославление Царской семьи», «Пасха Императора», «Имперский архив».

– Андрей Юрьевич, что это за событие – Восточное путешествие цесаревича? Почему всем нам так важно знать и помнить об этом?

Это эпохальное было путешествие. Путешествие – паломничество. Главная цель – посещение святых мест, связанных с христианством. Можно сказать, что это было посещение всего Русского мира, проникшего к тому времени почти на все континенты, ядро которого – Святая Русь.

Программа Восточного путешествия цесаревича обсуждалась на совещаниях у державного отца - императора Александра III несколько месяцев. Программа разрабатывалась с учетом обязательного поклонения святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование.

В Египте, Индии, Японии, Китае и других странах он осматривает местные святыни, знакомится с тем, как живут христианские миссионеры, русские общины.

Были ведь и другие задачи, и масштабные стратегические идеи, началом воплощения которых стало путешествие на Восток?

Конечно. Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно, образовательные - приобретение цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Государю и Отечеству. Планировалось ознакомление во время плавания на военно-морском судне с государствами, которые цесаревич еще не посещал. Необходимо было показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры, а также совершить во Владивостоке, по воле Государя, закладку Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке которого был очень важен как для правительства, так и для общества. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь, как одна из основных задач первостепенной важности. И надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.

До этого внимание государей больше было обращено на Запад. Восток воспринимался как далекая окраина. И хотя Сибирь и Дальний Восток стали осваивать еще при Иване Грозном, массовое заселение этих мест, строительство церквей, военной и гражданской инфраструктуры начинается при императоре Александре III. Российский двуглавый орел пристальнее вглядывается в восточные владения державы.

– Ведь за всю историю ни один наследник государственного престола в мире не совершал подобного?

Да, ничего подобного не было. Представители Дома Романовых постоянно посещали Европу, что естественно. И в Японии, и на Дальнем Востоке, и во Владивостоке до Николая Александровича были другие Романовы, кроме, конечно, наследников престола и государей.

Восточное путешествие цесаревича связало воедино и Европу, и Азию, и Россию. Двуглавый орел распростер свои крылья над всем миром. Ведь Русский царь, Всероссийский император, согласно учению Православной церкви, является «удерживающим мировых сил зла», который не дает окончательно воцариться на земле «тайне беззакония».

Путешествие это стало предприятием невиданного доселе размаха и значения. По своей обращенности оно было эмблематично российскому гербу. Будущий Всероссийский самодержец обозревал иноземные Запад и Восток, а затем, пройдя всю Дальнюю Россию, Сибирь, центральную часть страны, возвратился в столицу империи, откуда и начал свой путь. Только подготовка к нему заняла три года.

Маршрут цесаревича пролегал через Варшаву, Вену, Триест, Грецию, Средиземное море, Египет, Красное море, Аден, Индийский океан, Индию, Цейлон, Сиам, Яву, Сингапур, Китай, Японию. И через всю Россию, начиная от Владивостока до Санкт-Петербурга. Всего престолонаследник преодолел более пятидесяти тысяч верст, проведя в пути около года.

– В России тогда был небывалый моральный подъем, вызванный ожиданием визита цесаревича. А как сам он воспринимал свое путешествие, что переживал он в те дни?

Да, действительно, все прекрасно понимали, что приезжает наследник Белого русского царя. Как ждали и встречали цесаревича, хорошо написано в книге Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая II». Однако читать работу князя Ухтомского, который состоял в свите цесаревича, – это одно дело. И совсем другое – узнавать о путешествии из дневника престолонаследника. Дневник пока полностью не опубликован. Мне посчастливилось работать с дневниками цесаревича Николая Александровича, хранящимися в Романовском фонде Государственного архива РФ. Дневник цесаревича о восточном путешествии включает в себя четыре тетради по 100 с лишним страниц.

Когда знаешь книгу Ухтомского и читаешь дневник Государя, возникает «объемная», если так можно выразиться, картина. Мне довелось познакомиться со многими документами, относящимися к разным периодам его жизни. «Восточный дневник» пишет молодой, двадцатидвухлетний мужчина: записи подробны, полны красочных деталей, у автора «острый глаз» и прекрасный стиль, полный эмоций и свежих впечатлений. С годами, после восхождения на престол, дневники Государя становятся лаконичнее, сдержаннее. Даже простое перечисление событий, дел, встреч говорит о колоссальной нагрузке, которая лежит на его плечах.

Читая «Восточный дневник», нашел для себя ответы на многие вопросы, которые долго оставались непроясненными.

Почему, например, цесаревич не сходил на берег, когда пришел в Нагасаки или во Владивосток? В Нагасаки он даже отложил торжественный прием. Объясняется это тем, что шла Страстная седмица. Поэтому официальные церемонии и торжества были отложены. И он находится на корабле. Он сходит на берег, знакомится с жизнью японцев, но инкогнито, как рядовой путешественник. В корабельном храме идут службы Страстной седмицы, на которых обязательно молится царский сын, подавая пример своим спутникам. Их исповедует и причащает корабельный иеромонах.

В дневнике мы читаем сделанные рукою наследника записи о том, как проходит Страстная седмица, Пасха, как христосуются. Всех этих важнейших для православного человека деталей, характеризующих будущего императора, мы, естественно, не найдем в книге Ухтомского или в других работах.

Важнейшие моменты содержит дневник о покушении в Оцу. Например, в исторической литературе существует устойчивая мифологема, что принц Георгий Греческий отбил тростью повторный удар нападавшего. На самом деле, это не совсем так: тростью он сбил с ног полицейского, бросившегося на цесаревича. Хотя это, конечно, не умаляет заслуги принца Георгия в сохранении жизни цесаревича.

– Удивительно, что тот полицейский в Оцу наносит удар саблей, и никаких серьезных ранений…

Господь спас. Цесаревич быстро все увидел и успел отшатнуться. Выручили прекрасная реакция и отменная физическая форма.

…Когда я сопровождал Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову, вдову родного племянника царя-страстотерпца Николая, в поездке по Японии, то мы посетили выставку в историческом музее г. Мито, посвященную истории международных связей Японии. Японский МИД предоставил на экспозицию подлинные документы, факты, договоры с такими огромными печатями, в том числе и русскими. Документы рассказывали не только о взаимоотношениях Японии с Россией, но с Америкой, Голландией, Германией. И в том числе там было несколько предметов, относящихся к покушению в Оцу: сабля, платок, которым перематывали голову цесаревича после удара. Среди экспонатов была и залитая кровью подушка, на которой он сидел.

Для японцев эти предметы имеют сакральный характер, и они почитаются как национальные святыни. Место в Оцу, где было совершено покушение, отмечено памятным знаком. Пора бы и нам, русским, поставить там памятный крест. Думаю, японцы не откажут. При всей демократичности, прогрессивности, технологичности у них трепетное отношение к русской монархии, святому царю Николаю. С глубоким почтением и любовью они относятся и к своему, ныне здравствующему, императору.

– Цесаревич записывал в своем дневнике, как он переносит большие физические нагрузки в этом путешествии?

Да, ведь он не сидел праздно в каюте или на палубе, любуясь морскими видами. Наравне с другими офицерами фрегата «Память Азова» он несет службу! Он стоит вахты, делит тяготы похода и отдых в кают-компании с товарищами по службе. Он – офицер Русского императорского флота.

– Примерно в это же время 125 лет назад цесаревич подходил к Китаю… Сегодня Китай вызывает у нас особый интерес, особенно здесь, в Приморье, где самый длинный участок государственной границы с этой страной. Китай стал одной из ведущих держав мира. А тогда Китай выглядел, конечно, не так внушительно, как сегодня. Могли ли предвидеть тогда наши государи, что произойдет такое мощное развитие Китая, и начнется такое масштабное продвижение его во всем мире?

Они не только предвидели, они знали реальность. При том что в общественном сознании возникла теория о «желтой опасности», русские государи и правительство знали об истинном положении дел. Работал государственный аппарат, поступала информация с мест, готовились аналитические материалы. Один из братьев Меркуловых – Спиридон Дионисьевич, впоследствии глава Приамурского Временного правительства, созвавшего Земский собор в 1922 году, который, в свою очередь, восстановил династию Романовых на Всероссийском престоле. В начале ХХ века он ездил в Санкт-Петербург, и сделал доклад о «китайском драконе» в присутствии великих князей. Потом доклад был издан в виде отдельной книги.

Да, в России никогда и не сомневались в потенциальной мощи Китая. Но Россия шла и шла – как говорил выдающийся миссионер Русской церкви протоиерей Иоанн Восторгов – на восток, «в царство дракона», с Крестом и Евангелием… Вообще, цель существования православной русской цивилизации заключается в просвещении народов земли светом Христовым, светом истинной православной веры…

– Сегодня в России мы все чаще обращаемся к царской теме. Говорим о монархии, о политике наших государей. Однако нередко эти обращения и рассуждения носят какой-то музейный характер. Государственность дореволюционной России редко связывается с современностью. На монархию и царей порой смотрят, как на исторический факт, который вряд ли актуален в сегодняшнем государственном управлении. А как вы считаете, насколько актуально сегодня говорить о монархии в России?

В мире существуют не только демократические, но и монархические формы правления. В Европе по сей день сохраняются старейшие монархии, например, английская, датская… Посмотрите, эти страны сохраняют монархическую форму правления. Нас еще советская пропаганда приучала к тому, что монархии на Западе выставочные, картонные… На самом деле, владетельные дома Европы являются мощнейшими участниками экономических, политических, культурных процессов своих стран. Даже шире – международных. Например, английская королева сохраняет влияние по всему миру. И сохраняет особый статус Великобритании по отношению к европейскому сообществу. Английскую королеву как принимают в США? Американцы стоят и отдают ей честь под козырек.

– Тем не менее, наверное, понимание сакральности монаршей власти у них утрачено?

Отнюдь нет. Все высшие слои и верха прекрасно понимают сакральное значение монархии. И не только в Европе. Понимают и в Америке, и на Востоке.

Мы беседовали с послом России в Японии Афанасьевым. Российский дипломат интересно рассказывал, как сопровождал королеву Таиландскую. Это было в 2000-х годах. Говорил, что когда она увидела, как почитают Царственных мучеников в России, то сообщила, что очень удовлетворена этим, что теперь конфликт, охлаждение ее страны с Россией ушли в прошлое.

Вы поймите, что в монархиях за наследными правителями стоят века, державные традиции. Япония, несмотря на две конституции – на немецкий и американский лад, сохранила институт монархии.

Даже Америка понимает сакральный характер монархической власти. Нынешняя идея американского превосходства, гегемонизма базируется на идее языческой Римской империи.

Когда мы в современной России научимся использовать опыт Российской империи, тогда многое встанет на свои места. Сейчас у нас почитание святых Царственных страстотерпцев, надежда на возрождение царской власти сохраняется в Русской православной церкви. Почитание царской власти возвышает нас в очах Божиих и в глазах соседей.

Да, к тому почитанию царской власти, которое было, когда престолонаследник подходил к тихоокеанскому берегу России, нам еще нужно очень сильно стремиться. Ведь какой был тогда праздник – визит будущего Государя. По всем русским городам, в которые входил Николай Александрович, сооружались Триумфальные арки. У такой прекрасной арки ждали цесаревича и во Владивостоке. А каким он увидел свой главный порт на Тихом океане, свои ворота в Азию?

Специально к интервью подготовил небольшой отрывок из дневников Цесаревича, где он описывает свои впечатления от приближения к Владивостоку (даты даны по старому стилю).

«11 мая. Суббота. Когда я проснулся, то не без удовольствия заметил, что в море тумана нет, значит прейдем в назначенный срок. Совершенно российский климат. Пройдя мыс Басаргина, увидели начало салюта с батарей, расположенных по обеим сторонам пролива. Берега крутые, поросшие диким виноградом, на вид не особенно приветливы.

В десять с половиной вошли в Золотой Рог и бросили якорь во Владивостоке. Приятно, проплавав столько времени, и побывавши в разных странах, неожиданно очутиться на Родине, на берегу Тихого океана.

На пристани уже была устроена встреча, и стояли войска. Но я не мог съехать из-за чересчур большой повязки на голове. К завтраку приехали: барон Корф, военный губернатор Унтербергер, командир порта контр-адмирал Ермолаев и комендант крепости Аккерман.

Мне очень нравится вид на город с рейда. Во многом он мне напоминает Севастополь с его многочисленными бухтами. Много каменных домов, хорошо расположенных. Недурной сад командира над портом. Вообще видно, что хотя город и молодой, все же он чист и отлично содержан. Вечером я был страшно обрадован телеграммой от дорогого Папа. Я назначен шефом Первого Восточно-Сибирского стрелкового батальона. Странно, когда я был совсем маленьким, было моею мечтой иметь мундир одного из здешних стрелковых батальонов. В этом я даже завидовал дяде Алексею. И вот эта мечта сбылась.

Вечером Владивосток был прекрасно иллюминован».

– Как прекрасно эти слова передают тот державнический дух, дух хозяина земли Русской! И как хорошо видно, что цесаревич, подходя к Владивостоку, чувствует себя на Родине. Он чувствует Владивосток Родиной!

И вот сейчас во Владивостоке мы отмечаем 125-летие со дня посещения города цесаревичем. Для нас очень важен этот первый шаг Николая Александровича, нашего царя-мученика в город, называемый «Владеть Востоком». Тогда ведь произошло сакральное событие – освящение восточных пределов Российской империи визитом царского сына. Сейчас мы словно вновь переживаем те события, мы ждем цесаревича, который еще только подходит к тихоокеанским берегам России…

Да, вы поэтически выразились… Попросим святого Государя Николая, чтобы он молил Бога о земле Русской, о Русском мире.

Небесная торжествующая Россия будет прикасаться к России борющейся, земной. Это как мост от прошлого – мост на остров Русский.

Это наше путешествие из императорской России в будущую Россию, Россию царскую.

Беседу вел Игорь Романов

Игорь Анатольевич Романов – эксперт РИСИ, руководитель информационно-просветительского проекта «Берег России»

Специально для «Столетия»


По укоренившейся традиции, все русские наследники, начиная от Павла I и до Александра III, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Чаще всего путешествий было два: большое – по России, чуть поменьше – по Европе. На этот раз для Николая планировалось совершенно необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путешествия. Причем та, и другая части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один цесаревич, исключая только последнюю часть пути.
Цесаревич Николай Александрович


Путешествие готовилось тщательно, так как ему придавалось большое государственное значение. Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и наследник Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства во Владивостоке и свезти первую тачку грунта для насыпи железнодорожного пути. Ну и помимо познавательных целей Николай также должен был пообщаться и установить личные отношения с царствующими особами государств по маршруту путешествия. Николая сопровождали руководитель всего путешествия генерал-майор свиты князь Барятинский В.А., а также флигель-адьютант князь Н.Д. Оболенский (лейб-гвардии Конный полк), князь В.С.Кочубей (Кавалергардский Его Высочества полк), Е.Н. Волков (лейб-гвардии Гусарский Е. В. полк). Для написания книги о путешествии был прикомандирован чиновник Министерства внутренних дел князь Ухтомский Э.Э.
Цесаревич Николай в форме Лейб-гвардии Гусарского полка Его Величества

3 октября 1890 г. Цесаревич Николай и пять его спутников отправились в длительное путешествие. В Вене он побывал в резиденции Габсбургов, в Венской опере и оттуда отправился в Триест – город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. Там его ждали три русских корабля – фрегаты «Память Азова», «Владимир Мономах» и канонерская лодка «Запорожец», а также брат, 18-летний мичман Георг, который продолжил с ним путешествие дальше.
Броненосный крейсер "Память Азова" и полуброненосный фрегат "Владимир Мономах" в Пирее, конец 1880-х-начало 1890-х годов

Из Триеста 26 октября 1890 г. наследник поднялся на борт фрегата «Память Азова» и морским путем проследовал в Грецию.
Цесаревич Николай в гостях у королевской семьи в Греции. 1890

Там к нему присоединился кузен, принц греческий Георгий и в начале октября русская эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, в Александрию, где путешественники сделали остановку.
Перед завтраком у пирамид

В то время как корабли шли по Суэцкому каналу, цесаревич со своей свитой совершил поездку по Нилу до современного Асуана и обратно, осматривая памятники Древнего Египта.
Цесаревич Николай Александрович (пятый слева) во время путешествия. Египет. 1890

От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию, куда прибыли 11 декабря в Бомбей. Здесь наследник со своими спутниками сошли на берег и в период с 11 по 31 декабря 1890 г. совершили длительный сухопутный поход по Индии по маршруту: Бомбей, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон).
Цесаревич в гостях у махараджи Бенареского

Они встречались с местными правителями – раджами, охотились, осматривали достопримечательности, приобретали сувениры и получали подарки.
Мадрасская группа Наследника Цесаревича со спутниками по Индии

Цесаревич охотится на леопарда в Индии

Шахматный столик, подарок цесаревичу в Индии

Покинув Цейлон 31 января,
В Национальном Ботаническом саду Коломбо в 1891 году цесаревичем было посажено железное дерево, которое и сейчас посещается туристами

«Память Азова» с «Владимиром Мономахом» через Сингапур и Батавию (о. Ява)
Фрегаты «Память Азова» и «Владимир Мономах». - 1891

Музыка на Яве

следуют до Бангкока.
Там цесаревич Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна.
Цесаревич Николай (слева) в гостях у сиамского короля

Наследнику был оказан исключительно теплый прием, он был награжден высшим сиамским орденом, получил от короля личные подарки.
Лодки Сиамского короля

Попрощавшись с гостеприимным королем, Николай Александрович 13 марта последовал в Нанкин.
На палубе броненосного крейсера "Память Азова"

Из этого города он совершает путешествие по реке Янцзы на пароходе Русского добровольческого флота «Владивосток» до города Хань-коу, где находился крупный завод по производству чая, принадлежащий русскому торговому дому «Токмаков, Молотков и Компания».
В кают-кампании крейсера "Память Азова"

Послеобеденный отдых высочайших особ на фрегате «Память Азова» (цесаревич, принц Георг, великий князь Георгий Александрович).

15 апреля 1891 г. в сопровождении 6-ти кораблей русского флота Николай Александрович прибыл в Японию.
Нагасакский рейд. - 1891

Была организована радушная встреча высокого гостя, на которую прибыл принц Арисугава-но-мия Тарухитэ. Однако визит Николая Александровича вызвал и большое беспокойство, тревогу среди японского населения. Далеко не все в Японии с удовольствием наблюдали за усилением России на Дальнем Востоке.
Нагасаки. Наследник цесаревич и принц Георг Греческий смотрят с балкона на духовную процессию, устроенную в честь Его высочества.

Японская процессия в честь Цесаревича. Нагасаки. Начало шествия

Посещение Японии началось с г.Нагасаки, где Николай со спутниками пробыл 9 дней. Цесаревич инкогнито знакомился с городом и вместе с офицерами эскадры неоднократно бывал в пригороде Нагасаки Инасамура или Инасу, которую называли русской деревней.
Иенаса. Русская колония около Нагасаки, осмотренная наследником Цесаревичем.

Здесь в 1870-е годы проживали некоторое время около 600 моряков с потерпевшего крушение фрегата «Аскольд». Именно тогда здесь возникли русско-японские семьи, а также русское кладбище.
Иенаса. Офицеры эскадры со своими японскими временными женами.

Термином "временная жена" называли в Японии тип отношений между иностранным подданным и японской подданной, согласно которому на время пребывания иностранца в Японии, он получал в пользование и содержание жену. Сами иностранцы, в частности русские офицеры, называли таких жен мусуме от японского слова "девушка, дочь". Институт временных жён возник в Японии во второй половине XIX века и просуществовал вплоть до войны 1904-1905 годов. В то время российский флот, базировавшийся во Владивостоке, регулярно зимовал в Нагасаки, и на время пребывания там, некоторые русские офицеры покупали для сожительства японских женщин.
Наследник Цесаревич в г. Нагасаки в коляске-рикше 1891.

Традиционно с иностранным подданным заключался контракт, по которому он получал в полное распоряжение японскую подданную, обязуясь в обмен на это предоставить ей содержание - еду, помещение, наёмную прислугу, рикшу и прочее. Такое соглашение заключалось от одного месяца, а при необходимости продлевалось, до года или даже трех лет. Стоимость такого контракта составляла 10-15 долларов в месяц. Особенно ценились девственницы, за право лишить невинности японскую девочку приходилось платить дороже. Мусуме в основном были девочки-подростки, не достигшие тринадцатилетнего возраста. Часто бедные японские крестьяне и ремесленники сами продавали своих дочерей иностранцам, иногда для бедной японской девушки такой способ был единственной возможностью заработать на приданое и выйти впоследствии замуж.
Великий князь Алексей Романов (1850 - 1908) в 1871 году был назначен старшим офицером на фрегат "Светлана", на котором совершил плавание в Северную Америку, обогнул мыс Доброй Надежды, посетил Китай, а в в 1872 году заглянул в Нагасаки. Сын Александра Второго великий князь Алексей Александрович был одним из первых, кто отдал дань экзотике. Затем великий князь прибыл во Владивосток, откуда вернулся сухим путём через Сибирь.
Модель судна «Память Азова», изготовленная по заказу Николая Александровича во время его пребывания в Японии в г.Нагасаки в фирме Эмиро Эизаки

Имел временную жену в Японии и другой великий князь, внук императора Николая I и друг детства будущего императора Николая Второго - Александр Романов (1866-1933). Он сыграл значительную роль в становлении отечественного военного и гражданского судостроения, в развитии инфраструктуры приморских городов, был одним из основателей российской авиации. Александр Романов окончил Морское училище и проходил службу на флоте. В 1886 году он совершил кругосветное плавание на корвете "Рында". Великий князь был профессиональным военным, это был всесторонне образованный, умный и дисциплинированный человек. Великий князь Александр Романов побывал в Японии, во время своего пребывания в Нагасаки жил с молодой японкой. Об этом он потом трогательно вспоминал в своих мемуарах в эмиграции после десятилетий счастливого брака с великой княжной Ксенией.
Нагасаки. Плот, нагруженный подарками японцев для его Императорского высочества наследника цесаревича. - 1891

Поэтому местное население доброжелательно относилось к русским, а местные торговцы были рады им. Как упоминает Э. Э. Ухтомский, здесь было питейное заведение с символическим названием «Кабак Кронштадт».
Нагасаки. Чайный дом Амати-сан, где Цесаревич провел целый вечер играя на бильярде.

23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и 27 апреля прибыла в порт Кобэ.
Кобе. Гостиница, в которой приняты были офицеры эскадры наследника цесаревича. - 1891

В тот же день наследник с сопровождающими лицами отправляется в Киото, где они останавливаются в отеле «Токива». В этот же день у гостиницы собралась толпа, и раздавались враждебные выкрики. В русскую дипломатическую миссию поступил документ угрожающего характера, подписанный кровью. 29 апреля Николай с принцем Георгом в сопровождении принца Арисугава-но-мия отправились на колясках, которые везли рикши, из Киото в город Оцу.
Наследник Цесаревич и принц Георг

Там они посетили почитаемый японцами храм Миидэра,
Киото. Монастырские ворота буддийского храма, осмотренного цесаревичем

Киото. Храм Спасения, осмотренный цесаревичем

любовались красотами озера Бива,
Киото. Буддийский храм и Священное озеро, осмотренные наследником цесаревичем

Идол Будды, высеченный в скале в окрестностях Киото. Осмотрен цесаревичем

посетили базар, где Николай приобрел много мелочей сувенирного характера, многие из которых легко отождествляются с предметами, представленными на выставке.
Вид японской экспозиции

Приобретение Цесаревича

Возвращаясь обратно в Киото, длинная процессия из 40-ка джин-рикш медленно двигалась по улице, запруженной народом.
Улица в Отцу, где совершено покушение на Цесаревича.

В это время полицейский по имени Цуда Сандзо, который отвечал за порядок и находился в толпе кланяющихся горожан, выхватив самурайский меч, дважды ударил Николая по голове.
П.Илышев, Нападение на Цесаревича Николая

От смерти его спас греческий принц Георг, сопровождавший цесаревича, отбивший тростью очередной удар. Подбежавшие рикши скрутили покушавшегося, причем один из них мечом полицейского привел Сандзо в бесчувственное состояние, что позволило начальнику охраны русской свиты связать преступника. Николай был быстро доставлен в близлежащий дом владельца галантерейного магазина, где ему подготовили постель.
Отцу. Дом, в который внесен был Цесаревич после покушения на него и в котором совершена первая перевязка.

Однако Николай отказался в неё ложиться и после перевязки сел у входа в магазин, спокойно куря.
Дом в г. Отцу, в котором совершена была первая перевязка Цесаревича после покушения.

По словам Э.Э.Ухтомского, первыми словами цесаревича были: «Это ничего, только бы японцы не подумали, что это происшествие может что-либо изменить мои чувства к ним и признательность мою за их радушие». Затем под охраной наследника препроводили в здание префектуры г. Оцу, где ему оказали квалифицированную медицинскую помощь. Несколько часов спустя его незаметно отвезли в Киото.
Киото. Гостиница, в которой по приказанию японского Императора приняты были офицеры эскадры наследника цесаревича. Здесь получено было офицерами первое известие о покушении на особу Его высочества цесаревича

30 апреля туда прибыл сам император Мэйдзи, чтобы навестить цесаревича. Эта встреча состоялась утром 1 мая, причем император предлагает направить в Россию специальную делегацию с извинениями за инцидент во главе с принцем Арисугава-но-мия, но цесаревич отказывался от этого.
4 мая пришла срочная телеграмма от Александра III с приказом срочно отбыть во Владивосток. До отплытия «Память Азова» посещали депутации с подарками и адресами соболезнования от жителей различных городов Японии.
Дары японцев Цесаревичу.

6 мая на фрегат были приглашены рикши, помогшие задержать нападавшего и которым наследник был обязан жизнью. Николай лично наградил их орденами св. Анны, кроме того, каждый из них получил в награду единовременно 1500 долларов, и им была назначена пенсия в 500 долларов в год.
Японцы джанрикши, спасшие Цесаревича от угрожавшей опасности при покушении на него в городе Отцу.

6 мая Николаю исполнилось 23 года. В связи с этим он получил подарки от императорской четы и жителей г. Осака.
Повозка джанрикши, подаренная наследнику цесаревичу в Осаке мастером Дайске Акиха

Император подарил ему живописный свиток, а императрица - книжную полку-сёдана из черного лака (она присутствовала на выставке 1893-1894 гг., но местонахождение ее в настоящее время неизвестно.).

В день отплытия состоялась последняя встреча цесаревича с императором Мэйдзи на «Памяти Азова». Во время этой последней встречи и был поднесен Николаю ковер «Инуомоно».
Осака. Дворец, в котором проживал Наследник и поправлялся после покушения в Отцу.

Осака. Колоссальный бронзовый идол Будды, осмотренный цесаревичем

Дом богатого японца, осмотренный Цесаревичем

Иокогама. «Grand Hotel», в котором останавливались офицеры эскадры

Иокогама. Гостиница, где останавливалась эскадра.

Иокоско. Бронзовый колоссальный Будда и сидящие на нем Цесаревич и офицеры эскадры

Отплыв из Кобэ 7 мая, цесаревич 11 мая прибывает во Владивосток.
Оркестр на фрегате «Память Азова»

Кабинет наследника цесаревича на фрегате «Память Азова».

Кровать наследника цесаревича на фрегате «Память Азова»

Письменный стол в каюте-кабинете Цесаревича на фрегате «Память Азова»

Крейсер «Владимир Мономах». Судовая церковь

Крейсер «Владимир Мономах». Его артиллерия. 6-ти дюймовое орудие.

Его высочество цесаревич и принц Георг среди офицеров эскадры

Его Императорское высочество наследник цесаревич, принц Георг и великий князь Георгий Александрович с офицерами фрегата «Память Азова».

Духовник наследника цесаревича отец Филарет из Александро-Невской Лавры

Эскадра цесаревича во Владивостоке

Триумфальная арка, воздвигнутая во Владивостоке в 1891 году в честь визита цесаревича

Именно здесь начинается главная государственная задача деятельности наследника - начало строительства Великой Сибирской железной дороги
Цесаревич везет первую тачку

20 мая Николай торжественно попрощался с экипажем «Памяти Азова» и со всеми кораблями и 21 мая он покинул Владивосток, отправляясь через Сибирь в Петербург, куда он прибыл 4 августа 1891 года. За время путешествия было пройдено 51 000 верст, из них 15 000 - по железной дороге, 5 000 - в экипаже, 9 100 - по рекам, 21 900 - по морям. На обратную дорогу у цесаревича ушло около двух месяцев.
По Уссури на пароходе «Вестник»

Путь по России пролегал через Хабаровку (будущий Хабаровск),
Прибытие Цесаревича в Хабаровск

Присутствовал будущий император и на торжественном открытии памятника графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому

Прибытие наследника престола в городское училище.

Благовещенск
Триумфальная арка, воздвигнутая в Благовещенске в 1891 году в честь визита цесаревича

Нерчинск, Читу, Иркутск,
Цесаревич Николай среди бурят

Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург и занял около двух месяцев. По традиции того времени в каждом населенном пункте, в котором наследник российского престола останавливался хотя бы на несколько часов, сооружались триумфальные арки. Чаще всего – из дерева.
Подарки от разных народов России. Композиция Якутское стойбище

Подарки от разных народов России. Блюдо из орской яшмы, украшенное вензелем цесаревича под короной из уральских драгоценных камней. Поднесено от башкир Орского уезда.

Подарки от разных народов России

В составе команды фрегата «Память Азова» находился В.Д. Менделеев, сын известного химика, фотограф-любитель. Именно он сумел составить своеобразную фотографическую летопись путешествия.

Путешествие Николая II в Японию

В начале 1890 г. Александр III решил отправить сына в путешествие по странам Азии, а обратно царевич возвращался через Сибирь. В ходе путешествия Николай должен был получить большой объём информации, который мог пригодиться ему впоследствии. Путешествовал наследник на новейшем крейсере «Память Азова». Крейсер получил название в честь 74-пушечного парусного линейного корабля «Азов», первого в русском флоте, удостоенного Георгиевского флага за доблесть в Наваринском сражении 8 октября 1827 г.

Несмотря на довольно мощное вооружение (две 203/35-мм и тринадцать 152/35-мм пушек), по внешним украшениям и внутреннему убранству «Память Азова» мог дать фору самой богатой яхте. На носовой части корабля красовались орден Святого Георгия, ленты с бантами, императорская корона, лавровый венок и пальмовые ветви. В отделке и оборудовании офицерских помещений широко применялись ценные породы древесины (красное, ореховое и тиковое дерево). Большое место на корабле занимали особые каюты для наследника престола и его свиты. Одна отделка этих кают обошлась казне более чем в 78 тыс. рублей. На шканцах, юте, шкафуте и всех мостиках были установлены специальные тенты для защиты от солнца и дождя. Уже по пути, в Англии, были закуплены дополнительные электрические вентиляторы. Там же закупили 700 электрических ламп и установили дополнительное освещение на верхней палубе.

Обращение крейсера в яхту вызвало перегрузку в 800 тонн. Посему с него пришлось снять две 152-мм пушки, часть боекомплекта и другое оборудование. Всё это было погружено на специальный пароход, отправленный заранее во Владивосток. Впрочем, снятие орудий с кораблей, когда они мешали веселому времяпрепровождению членов императорской фамилии, было нормой в русском флоте. Вот, к примеру, отчёт Морского технического комитета за 1874 г. В комитет обратился вице-адмирал Казакевич с просьбой снять кормовое 152-мм орудие с парохода-фрегата «Рюрик», «так как при плавании с Его Высочеством корма есть единственное свободное место для обедов, которые даются Его Высочеством». Великий князь, а по совместительству генерал-адмирал Константин Николаевич был большой либерал и любитель выпить. Надо ли говорить, что пушку немедленно сняли…

Итак, крейсер «Память Азова» стал красивой игрушкой. На крейсере впервые в русском флоте установили паровые машины тройного расширения, которые позволяли давать ход до 17 узлов, тем не менее оставили и парусное вооружение. Трёхмачтовый крейсер был очень красив под парусами, но по скорости хода и возможности маневрирования он намного уступал чисто парусным судам. В то же время мачты, такелаж, паруса и прочий инвентарь имели большой вес и габариты, что существенно сказывалось на боеспособности крейсера. Но, увы, тогда паруса в русском флоте носили не только крейсера, но даже миноносцы. От парусов отказались у нас лишь в 1895 г.

Вместе с цесаревичем в путешествие отправился и его брат Георгий. Руководил всем генерал свиты Его Величества Барятинский. Компанию Николаю должны были составлять молодые гвардейские офицеры князья Оболенский и Кочубей и лейб-гусар Волков. Летописцем в свиту был зачислен князь Ухтомский. Позже он издаст книгу с описанием путешествия наследника. Увы, это была лишь пародийная летопись путешествия, к тому же ещё прошедшая строгую цензуру самого Николая II.

Николай со свитой выехали из Гатчины 23 октября 1890 г. и по железной дороге через Вену доехали до Триеста. Александр III решил не мучить сына путешествием по северным морям. И действительно, по пути от Плимута до Мальты крейсер выдержал сильный шторм, который и смыл все дорогие носовые украшения.

26 октября Николай со свитой сели в Триесте на крейсер и отправились в Пирей в гости к греческому королю Георгу I и его жене Ольге. Кстати, королева Ольга Константиновна (1851–1926) была племянницей императора Александра II. В Пирее к путешественникам присоединился двоюродный брат Николая греческий принц Георгий. 7 ноября «Память Азова» покинул Пирей и через три дня прибыл в Порт-Саид. Затем по Суэцкому каналу крейсер дошёл до Исмаилии. Там Николая приветствовал хедив (правитель) Египта Хусейн. Три недели царевич провёл в Каире и в путешествии по Нилу.

Думаю, нет нужды перечислять достопримечательности, которые посетил царевич, встречи, обеды и т.д. Это всё прекрасно описано у Ухтомского. Зато более весёлая сторона путешествия совсем выпала из «жития Высочайших путешественников». Вот, к примеру, как описал Николай посещение русского консула в Луксоре. Консулом были наняты восточные танцовщицы. Николай и компания напоили их, и «они разделись и проделывали всё в костюме Евы. Давно мы так не катались со смеху, при виде этих тёмных тел, которые набросились на Пули [брата Георгия]. Одна окончательно присосалась к нему, так что только палками мы его освободили от неё» .

Из Исмаилии «Память Азова» проследовал в Аден, а оттуда - в Бомбей. В Индии у великого князя Георгия Александровича обнаружили заболевание чахоткой (туберкулёзом). Отец приказал ему срочно вернуться в Россию на крейсере «Адмирал Корнилов».

В феврале 1891 г., когда Николай охотился на Цейлоне, в порт Коломбо вошла яхта «Тамара», принадлежавшая троюродному брату Николая великому князю Александру Михайловичу. Кстати, пусть слово «яхта» не вводит читателя в заблуждение. Это было довольно большое (водоизмещением 1000 т) мореходное судно с экипажем в 80 человек. Николай был рад видеть Александра и Сергея Михайловичей. Великие князья с удовольствием охотились в джунглях острова. Но вскоре в Коломбо пришла телеграмма о смерти матери Михайловичей. Братья оставили «Тамару» и на быстроходном английском пароходе отправились в Россию.

После Индии Николай посетил Сингапур, остров Ява, Сиам (нынешний Таиланд), Сайгон (Вьетнам был тогда французской колонией), Гонконг, Ханькоу и Шанхай. Наконец, 15 апреля 1891 г. «Память Азова» вошёл на рейд Нагасаки.

Японские власти с помпой встретили наследника русского престола. Однако 29 апреля в маленьком городке Оцу на Николая было совершено покушение. По улице Николая вёз один рикша, а двое других бежали сбоку, помогая везущему. За наследником двигалась коляска с принцем Георгием, а третьим, тоже на рикше, ехал японский принц Арисугава. Улица была шириной всего в восемь шагов. Кортеж растянулся, многочисленные японские полицейские прижались к стенам домов. И тут-то к наследнику кинулся полицейский Тсуда Сацо. После Николай напишет матери: «Не успели мы отъехать двухсот шагов, как вдруг на середину улицы бросается японский полицейский и, держа саблю обеими руками, ударяет меня сзади по голове! Я крикнул ему по-русски: что тебе? И сделал прыжок через моего джип-рикшу. Обернувшись, я увидел, что он бежит на меня с ещё раз поднятой саблей, я со всех ног бросился по улице, придавив рану на голове рукой» .

Всё произошло столь быстро, что большинство сопровождавших и полицейских остолбенели. Быстрее всех среагировал греческий принц. Он одним ударом кулака сбил Сацо с ног. Сабля выпала из рук нападавшего, рикша, вёзший наследника, схватил её и попытался убить Сацо. Но тут едва живого террориста скрутила полиция. Позже расследование показало, что самурай Тсуда Сацо был крайним националистом. Был ли он психически болен, как это утверждали японские официальные лица, вопрос спорный.

Сшитый из твёрдой ткани котелок спас Николаю жизнь. Раненого наследника отправили в ближайшую лавочку, где ему промыли рану и наложили два шва.

Никакой опасности для жизни царевича не было. Япония не хотела тогда ссориться с Россией. Японский император совершил беспрецедентный шаг. Он лично посетил «Память Азова». Чуть ли не вся палуба крейсера была завалена ценными дарами. Но Александр III не придумал ничего умнее, как отправить телеграмму командиру крейсера: «Отставить дальнейшее путешествие. Немедленно идти во Владивосток».

Японцы, несомненно, были обижены. Но большого значения этот эпизод в русско-японских отношениях не имел. Ошибочно мнение многих историков, что нападение в Оцу заставило Николая возненавидеть Японию. Увы, Николай до 1905 года судил о Японии по кланяющимся и улыбающимся чиновникам и готовым на всё гейшам. Николай глубоко презирал японцев, они для него были какими-то недочеловеками, и иначе как «япошками» и «макаками» Николай никогда не называл жителей Страны восходящего солнца. К сожалению, так думало и подавляющее большинство русских генералов и адмиралов.

4 мая 1891 г. Николай прибыл во Владивосток. Там ему привелось присутствовать на закладке памятника первопроходцу Амура адмиралу Г.И. Невельскому, а также сухого дока и т.п. Во Владивостоке Николай получил императорский рескрипт: «Повелев ныне приступить к постройке сплошной через Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы Сибирской области с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении Вами вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока» .

Николай лично произвёл закладку уссурийского участка Транссибирской магистрали. Цесаревич лихо прокатил тачку с землёй и сбросил её в обрыв.

По пути домой Николай совершил длительное путешествие через Хабаровск, Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Красноярск, Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург, Москву и 4 августа 1891 г. прибыл в Петербург.

Покушение в Оцу по традиции ознаменовалось колокольном звоном по всей России и молитвами по поводу чудесного спасения цесаревича. Аполлон Михайлов по сему поводу написал возвышенные вирши:

Царственный юноша, дважды спасённый!

Явлен двукраты Руси умиленной

Божия Промысла щит над Тобой!

Вихрем промчалась весть громовая,

Скрытое пламя в сердцах подымая

В общем порыве к молитве святой.

С этой молитвой всей русской землёй,

Всеми сердцами Ты глубже усвоен…

Шествуй же в путь свой и бодр и спокоен,

Чист перед Богом и светел душой.

Либеральная же Россия к инциденту в Оцу отнеслась с юмором. По всей России ходили стихи, сложенные сенатором Ону, который, кстати, сопровождал в путешествии Николая:

Происшествие в Оцу,

Вразуми царя с царицею!

Сладко ль матери, отцу,

Если сына бьет полиция?

А царевич Николай,

Когда царствовать придётся,

Ты смотри не забывай,

Что полиция дерётся!

Говоря «дважды спасённый», Аполлон Михайлов имел в виду катастрофу царского поезда 17 октября 1888 г. в Борках. Причиной катастрофы стали две традиционные наши беды - дураки и дороги. «За бугром» клали тяжёлые рельсы 28–30 и более фунтов на погонный фут, а у нас - лёгкие (22–24 фунта). В Европе был балласт из щебёнки, а у нас - песочный. Шпалы у них металлические, а у нас - деревянные, да ещё и лень их было смолить. В результате большой и тяжёлый царский поезд из пятнадцати вагонов приходилось везти не одним, а двумя паровозами, и не пассажирскими, как в обычных пассажирских поездах, а товарными, не рассчитанными на езду на большой скорости. Но царь любил быструю езду. Товарные паровозы на большой скорости раскачались и выбили рельс, поезд пошёл под откос. Только чудом все члены императорской семьи остались живы.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Книга японских обыкновений автора Ким Э Г

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

«НЕ ПОЕДУ В ЯПОНИЮ!» В апреле 1973 года Громыко был избран членом политбюро (вместе с министром обороны Андреем Антоновичем Гречко и председателем КГБ Юрием Владимировичем Андроповым). До избрания в политбюро Андрей Андреевич выступал в роли самого важного, но подсобного

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Глава II. Путешествие Американцев влекла единственная цель: поскорее добраться до Калифорнии любым способом. Правда, Соединенные Штаты в этот период не были богатой страной, а такое путешествие стоило недешево. Как утверждалось в некоторых путеводителях для эмигрантов,

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. [с иллюстрациями] автора Хаттори Такусиро

Из книги Факты против мифов: Подлинная и мнимая история второй мировой войны автора Орлов Александр Семенович

«Решающая акция, вынудившая Японию капитулировать» Советский Союз и его Вооруженные Силы внесли решающий вклад и в победу над империалистической Японией, причем этот вклад не ограничивается только разгромом японской Квантунской армии в августе 1945 года. Он гораздо

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

Глава 7 ПЕРВОЕ ВТОРЖЕНИЕ МОНГОЛОВ В ЯПОНИЮ. СРАЖЕНИЕ НА ОСТРОВЕ КЮСЮ (19 ноября 1274 года) ИСТОРИЧЕСКИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В XIII веке многие народы мира трепетали перед грозным противником – кочевниками из Монголии. За короткий срок они смогли создать громадную

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Глава 5 СЁГУНЫ ИЗОЛИРУЮТ ЯПОНИЮ ОТ МИРА Никто не осмеливается противиться воле Сёгуна; когда он высказал свое мнение, никто не осмеливается убедить его изменить это мнение. Чиновники выбираются из числа знатных лиц, способных, благодаря полученному образованию, служить

Из книги Русская Япония автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из России вокруг света с заходом в Японию На рейде Нагасаки можно было видеть множество кораблей. «Пристань в Нагасаки весьма оживлена, - писал путешественник А. Виноградов. - Приезжающих сразу поражало, что простые лодочники или дженирикши были весьма вежливы и за

Из книги На «Варяге». Жизнь после смерти автора Апрелев Борис Петрович

В Японию и обратно Яркое солнце заливало своими жгучими лучами море и берега, когда «Хозан–мару» входил в Цуругу.В то, хоть и не столь отдаленное от нас, время мы, русские, могли путешествовать по всему миру так же легко и с теми же удобствами, как и люди всех остальных

Из книги Япония в войне 1941-1945 гг. автора Хаттори Такусиро

ГЛАВА III ПОДГОТОВКА ВНУТРИ СТРАНЫ К РЕШАЮЩЕМУ СРАЖЕНИЮ ЗА СОБСТВЕННО ЯПОНИЮ 1. Закон о специальных военных мероприятиях В ходе расширения подготовки к решающему сражению возник прежде всего вопрос о согласовании военных потребностей с правами граждан, например в связи

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

«Шпион» открывает Японию В 1822 г. немецкий натуралист Филипп Франц Зибольд поступил врачом на службу в Голландскую Ост-Индскую компанию и в 1823 г. вместе с голландской торговой миссией прибыл в Нагасаки. За 8 лет пребывания в стране, в ту пору практически закрытой для

Из книги Как Япония похитила российское золото автора Латышев Игорь

5. ПОХИЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛОМ С. РОЗАНОВЫМ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ЗОЛОТОГО ЗАПАСА КОЛЧАКА И ЕГО ВЫВОЗ В ЯПОНИЮ В январе 1920 года обстановка в Сибири и на русском Дальнем Востоке сложилась так, что для уцелевших после разгрома под Иркутском колчаковских генералов и офицеров не было

Из книги Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космографиях автора Юрченко Александр Григорьевич

§ 26. Тайфун, спасший Японию В представлении Марко Поло, главная особенность Японии - обилие золота. Дворец японского императора - диковинное сооружение. «Сказать по правде, дворец здесь большой, и крыт чистым золотом, так же точно, как у нас свинцом крыты дома и церкви.

Из книги Великокняжеская оппозиция в России 1915-1917 гг. автора Битюков Константин Олегович

Глава 1. Политическая эволюция великих князей Николая Николаевича и Николая Михайловича в 1915–1916 гг. Великие князья Николай Николаевич и Николай Михайлович являлись центральными фигурами великокняжеского окружения, поэтому их политическая эволюция до начала периода

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК ЦЕСАРЕВИЧА НИКОЛАЯ

“Не проехав из столицы до Дальнего Востока,

нельзя будет называться подлинным русским…”

Возможно поэтому Председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В. совершил недавно поездку на Дальний Восток по новой автотрассе Чита – Хабаровск. В связи с этим не лишне вспомнить как совершал путешествие на Дальний Восток Император Николай II , будучи еще наследником российского Престола. Тем более, что в этом году этому событию исполняется 120 лет.

Цесаревич Николай Александрович

Когда наследнику российского престола цесаревичу Николаю Александровичу, будущему Императору Николаю II, 6 мая 1984 г. исполнилось 16 лет, он поступает на действительную военную службу и принимает присягу. В этом возрасте он имеет звание поручика. Годом позже он заканчивает среднее образование и приступает к изучению ряда дисциплин, предусмотренных программами Академии Генерального штаба и двух факультетов университета – юридического и экономического. Получение высшего образования заняло у цесаревича еще пять лет.

Занимался Цесаревич Николай много. К пятнадцати годам Он имел более 30 уроков в неделю, не считая ежедневных часов самоподготовки. В процессе обучения наставники не могли ставить ему оценки за успеваемость и не задавали вопросов с целью проверки знаний, но в целом их впечатление было благоприятным. Николай отличался усидчивостью, педантизмом и врожденной аккуратностью. Он всегда внимательно слушал и был очень исполнителен. …Наследник, как и все дети Александра III, обладал прекрасной памятью. Легко запоминал услышанное или прочитанное. Ему хватало мимолетной встречи с человеком (а таких встреч в его жизни были тысячи), чтобы запомнить не только имя и отчество собеседника, но и его возраст, происхождение и служебный стаж.

Вторую половину всех дисциплин занимали военные науки. Для приобретения практических навыков цесаревич Николай провел два лагерных сбора в Преображенском полку: первый год исполнял обязанности взводного командира, а второй – ротного командира.

Цесаревич Николай в форме Лейб-гвардии Гусарского полка Его Величества

Следующие два летних лагерных сбора он провел в Лейб-гвардии Гусарском полку, приобщаясь к кавалерийской службе – вначале младшим офицером, а затем – командиром эскадрона. И, наконец, наследник проводит один лагерный сбор в рядах артиллерии. В 19 лет он получил чин штабс-капитана, в 23 года – капитана.

Цесаревич Николай

По свидетельству современников, Николая любили в гвардейских полках, отмечая удивительную ровность и доброжелательность в отношениях с товарищами-офицерами, независимо от чинов и званий. Цесаревич не относился к числу тех, кого пугали тяготы походной жизни. Был вынослив, крепок, неприхотлив в быту и по-настоящему любил армию. Военная карьера Николая достигла своей вершины 6 августа 1892 года, когда Он был произведен в полковники. Из-за преждевременной кончины Александра III Николаю не суждено было стать генералом российской армии, которыми были все его предшественники на Престоле и большинство Великих князей. Императоры не присваивали воинских званий самим себе. Но генеральские звания ему были присвоены в армиях союзников.

Военная служба цесаревичу пришлась по сердцу. Почти каждый день заканчивался попойкой офицеров полка. Есть такая запись в дневнике от 31 июля 1890 года: “Вчера выпили 125 бутылок шампанского”. Порой доходило до того, что Николай опаздывал к началу полковых мероприятий на следующий день. С этого времени он старался не пропускать встреч в офицерских собраниях, но пьяницей не стал.

По укоренившейся традиции, все русские наследники, начиная от Павла I и до Александра III, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Чаще всего путешествий было два: большое – по России, чуть поменьше – по Европе. На этот раз для Николая планировалось совершенно необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путешествия. Причем та, и другая части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один цесаревич, исключая только последнюю часть пути.

Путешествие готовилось тщательно, так как ему придавалось большое государственное значение. Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и наследник Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства во Владивостоке и свезти первую тачку грунта для насыпи железнодорожного пути. Ну и помимо познавательных целей Николай также должен был пообщаться и установить личные отношения с царствующими особами государств по маршруту путешествия. В общем, на мир посмотреть и себя показать. Матушка-императрица Мария Федоровна преследовала и другую цель – проветрить мозги наследнику от слишком пылкой страсти к балерине Матильде Кшесинской.

Николая сопровождали руководитель всего путешествия генерал-майор свиты князь Барятинский В.А., а также флигель-адьютант князь Н.Д. Оболенский (лейб-гвардии Конный полк), князь В.С.Кочубей (Кавалергардский Его Высочества полк), Е.Н. Волков (лейб-гвардии Гусарский Е. В. полк). Для написания книги о путешествии был прикомандирован чиновник Министерства внутренних дел князь Ухтомский Э.Э.

23 октября 1890 г. Цесаревич Николай и пять его спутников отправились в длительное путешествие. В Вене он побывал в резиденции Габсбургов, в Венской опере и оттуда отправился в Триест – город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. Там его ждали три русских корабля – фрегаты «Память Азова» , «Владимир Мономах» и канонерская лодка «Запорожец» , а также брат, 18-летний мичман Георг, который продолжил с ним путешествие дальше.

Полуброненосный фрегат «Память Азова»

Из Триеста 26 октября 1890 г. наследник поднялся на борт фрегата «Память Азова» и морским путем проследовал в Грецию. Там к нему присоединился кузен, принц греческий Георгий и в начале октября русская эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, в Александрию, где путешественники сделали остановку. В то время как корабли шли по Суэцкому каналу, цесаревич со своей свитой совершил поездку по Нилу до современного Асуана и обратно, осматривая памятники Древнего Египта.

От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию, куда прибыли 11 декабря в Бомбей. Здесь наследник со своими спутниками сошли на берег и в период с 11 по 31 декабря 1890 г. совершили длительный сухопутный поход по Индии по маршруту: Бомбей, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон).

Цесаревич (слева) в гостях у махараджи Бенаресского

Они встречались с местными правителями – раджами, охотились, осматривали достопримечательности, приобретали сувениры и получали подарки.

Цесаревич Николай со спутниками в Индии

Покинув Цейлон 31 января, «Память Азова» с «Владимиром Мономахом» через Сингапур и Батавию (о. Ява) следуют до Бангкока. Там цесаревич Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна. Наследнику был оказан исключительно теплый прием, он был награжден высшим сиамским орденом, получил от короля личные подарки.

Цесаревич Николай (слева) в гостях у сиамского короля

Попрощавшись с гостеприимным королем, Николай Александрович 13 марта последовал в Нанкин. Из этого города он совершает путешествие по реке Янцзы на пароходе Русского добровольческого флота «Владивосток» до города Хань-коу, где находился крупный завод по производству чая, принадлежащий русскому торговому дому «Токмаков, Молотков и Компания»

15 апреля 1891 г. в сопровождении 6-ти кораблей русского флота Николай Александрович прибыл в Японию. Была организована радушная встреча высокого гостя, на которую прибыл принц Арисугава-но-мия Тарухитэ. Однако визит Николая Александровича вызвал и большое беспокойство, тревогу среди японского населения. Далеко не все в Японии с удовольствием наблюдали за усилением России на Дальнем Востоке.

Посещение Японии началось с г.Нагасаки, где Николай со спутниками пробыл 9 дней. Цесаревич инкогнито знакомился с городом и вместе с офицерами эскадры неоднократно бывал в пригороде Нагасаки Инасамура или Инасу, которую называли русской деревней. Здесь в 1870-е годы проживали некоторое время около 600 моряков с потерпевшего крушение фрегата “Аскольд”. Именно тогда здесь возникли русско-японские семьи, а также русское кладбище. Поэтому местное население доброжелательно относилось к русским, а местные торговцы были рады им. Как упоминает Э. Э. Ухтомский, здесь было питейное заведение с символическим названием “Кабак Кронштадт”.

23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и 27 апреля прибыла в порт Кобэ. В тот же день наследник с сопровождающими лицами отправляется в Киото, где они останавливаются в отеле “Токива”. В этот же день у гостиницы собралась толпа и раздавались враждебные выкрики. В русскую дипломатическую миссию поступил документ угрожающего характера, подписанный кровью. 29 апреля Николай с принцем Георгом в сопровождении принца Арисугава-но-мия отправились на колясках, которые везли рикши, из Киото в город Оцу. Там они посетили почитаемый японцами храм Миидэра, любовались красотами озера Бива, посетили базар, где Николай приобрел много мелочей сувенирного характера, многие из которых легко отождествляются с предметами, представленными на выставке.

Николай Александрович в Японии

Возвращаясь обратно в Киото, длинная процессия из 40-ка джин-рикш медленно двигалась по улице, запруженной народом. В это время полицейский по имени Цуда Сандзо, который отвечал за порядок и находился в толпе кланяющихся горожан, выхватив самурайский меч, дважды ударил Николая по голове. От смерти его спас греческий принц Георг, сопровождавший цесаревича, отбивший тростью очередной удар. Подбежавшие рикши скрутили покушавшегося, причем один из них мечом полицейского привел Сандзо в бесчувственное состояние, что позволило начальнику охраны русской свиты связать преступника. Николай был быстро доставлен в близлежащий дом владельца галантерейного магазина, где ему подготовили постель. Однако Николай отказался в неё ложиться и после перевязки сел у входа в магазин, спокойно куря. По словам Э.Э.Ухтомского, первыми словами цесаревича были: “Это ничего, только бы японцы не подумали, что это происшествие может что либо изменить мои чувства к ним и признательность мою за их радушие”. Затем под охраной наследника препроводили в здание префектуры г. Оцу, где ему оказали квалифицированную медицинскую помощь. Несколько часов спустя его незаметно отвезли в Киото.

30 апреля туда прибыл сам император Мэйдзи, чтобы навестить цесаревича. Эта встреча состоялась утром 1 мая, причем император предлагает направить в Россию специальную делегацию с извинениями за инцидент во главе с принцем Арисугава-но-мия, но цесаревич отказывался от этого.

4 мая пришла срочная телеграмма от Александра III с приказом срочно отбыть во Владивосток. До отплытия “Память Азова” посещали депутации с подарками и адресами соболезнования от жителей различных городов Японии. 6 мая на фрегат были приглашены рикши, помогшие задержать нападавшего и которым наследник был обязан жизнью. Николай лично наградил их орденами св. Анны, кроме того, каждый из них получил в награду единовременно 1500 долларов и им была назначена пенсия в 500 долларов в год.

6 мая Николаю исполнилось 23 года. В связи с этим он получил подарки от императорской четы и жителей г. Осака. Император подарил ему живописный свиток, а императрица – книжную полку-сёдана из черного лака (она присутствовала на выставке 1893-1894 гг., но местонахождение её в настоящее время неизвестно.). В день отплытия состоялась последняя встреча цесаревича с императором Мэйдзи на “Памяти Азова”. Во время этой последней встречи и был поднесен Николаю ковер “Инуомоно”.

Владивосток. Адмиральская пристань. Вдали триумфальная арка цесаревича Николая, уничтожена в 1927 г.

Вид на бухту Золотой Рог с пристани

Старинная открытка с видом на бухту Золотой Рог

Владивосток. Триумфальна арка цесаревича Николая, восстановленная в 2003 г.

Отплыв из Кобэ 7 мая, цесаревич 11 мая прибывает во Владивосток. Именно здесь начинается главная государственная задача деятельности наследника – начало строительства Великой Сибирской железной дороги.

Наконец наступил торжественный день – 19 мая, воскресенье. С раннего утра горожане поспешили за город к месту закладки земляных работ. Здесь был уже сооружен специальный павильон. По левую сторону от него устроена небольшая платформа, у которой стояли локомотив и вагон, украшенные флагами и зеленью. В 10 ч. прибыли наследник престола, сопровождавший его и поездке греческий принц Георг, приамурский генерал-губернатор барон А. Корф, губернатор Приморской области генерал- майор П. Унтербергер, командир порта контр-адмирал П. Николаев, комендант крепости генерал-майор Ю. Аккерман, начальник эскадры вице-адмирал П. Назимов, начальник штаба Приамурского военного округа генерал-майор Л. Юнаков, лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады генерал-майор Д. Арсеньев, начальник Окружного инженерного управления генерал-майор К. Геммельман, начальник войск на о. Сахалин генерал-майор В. Конопович. Наследник и сопровождающие его лица были встречены салютом батарей крепости и эскадры. У павильона были подготовлены тачка и лопата. Николай Александрович собственноручно наложил землю и отвез ее на полотно будущей дороги. Затем они заняли места в вагоне, и поезд медленно двинулся к городу. По свежей насыпи он двигался медленно и тысячи людей шли рядом. По прибытии в город к строящемуся вокзалу Николай Александрович заложил в камень серебряную доску, свидетельствовавшую о том, что 19 мая 1891 г. началось сооружение Великого Сибирского пути.

20 мая Николай торжественно попрощался с экипажем “Памяти Азова” и со всеми кораблями и 21 мая он покинул Владивосток, отправляясь через Сибирь в Петербург, куда он прибыл 4 августа 1891 года. За время путешествия было пройдено 51 000 верст, из них 15 000 – по железной дороге, 5 000 – в экипаже, 9 100 – по рекам, 21 900 – по морям.

Это сейчас поездом можно добраться от Москвы до Владивостока за неделю, а тогда на обратную дорогу у цесаревича ушло около двух месяцев. Путь по России пролегал через Хабаровку (будущий Хабаровск), Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург и занял около двух месяцев. По традиции того времени в каждом населенном пункте, в котором наследник российского престола останавливался хотя бы на несколько часов, сооружались триумфальные арки . Чаще всего – из дерева.

Молебен по случаю начала строительства восточной части Транссибирской магистрали

Карта Транссиба

Цесаревич Николай среди бурят

Это путешествие наследника было достойно увековечено в истории во многом благодаря Э.Э.Ухтомскому, который был включен в свиту Николая Александровича за несколько дней до отъезда. Первый том его сочинения под названием “Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича.1890-1891” вышел в свет в 1893 году; второй и третий тома – в 1895 и 1897 гг. Сразу же после выхода в свет “Путешествие” было издано на английском, немецком и французском языках. Прекрасный литературный язык книги сочетался с интереснейшими сведений по истории, быту, религии многих восточных народов. Недаром Ухтомский после возвращения их путешествия был избран членом Русского географического общества,. Немало успеху книги способствовали многочисленные иллюстрации (свыше 700 шт.) Н.Н. Каразина – художника, писателя-этнографа, путешественника.

В составе команды фрегата “Память Азова” находился В.Д. Менделеев, сын известного химика, фотограф-любитель. Именно он сумел составить своеобразную фотографическую летопись путешествия. В Российской национальной библиотеке хранится уникальная коллекция, включающая свыше 200 снимков, созданных во время плавания русской эскадры на Восток.