Скачать программу по театральной деятельности в доу. Дополнительная программа по театральной деятельности в детском саду

Данная программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительной груп­пы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по теат­рализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по раз­личным программам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Родничок»

Утверждаю

Заведующий МКДОУ «Родничок»

Е.В. Кобыльская.

Принято на заседании педсовета

от «___»_________2013г.

протокол №_____________

Дополнительное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По кружку «Петрушкины друзья»

(подготовительная группа)

Составитель:

воспитатель Чашкина Е.В

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительной группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
    детей старших групп перед младшими и пр.).
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 мин - подготовительная группа.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый - в апреле.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2 . «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3 . «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

5 . «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

Блок 1 - основы кукловождения.

Блок 2 - основы кукольного театра.

Блок 3 - основы актерского мастерства.

Блок 4 - основные принципы драматизации.

Блок 5 - самостоятельная театральная деятельность.

Блок 6 - проведение праздников.

Блок 7 - проведение досугов и развлечений.

Формы работы.

1. Театрализованные игры.

2. Занятия в театральном кружке.

3. Рассказы воспитателя о театре.

4. Организация спектаклей.

5. Беседы-диалоги.

6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7. Чтение литературы.

8. Оформление альбома о театре.

9. Показ представлений.

План работы театрального кружка подготовительной группы

(октябрь - май)

Октябрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

«Кончилось лето».

Цель: Собрать детей вместе после летних каникул, порадоваться теплой встрече, активизировать слуховое восприятие, показать детям знакомую сказку в настольном театре

«Маша и медведь»

2 неделя

Беседа с детьми "Что такое театр".

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров

Показ иллюстраций, фотографий и афиш

Репетиция сценки к празднику осени.

(художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

театров.

Рассказы детей о посещении театров.

3 неделя

Беседа-диалог.

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

Отгадывание загадок (по тематике).

4 неделя

Знакомство с ширмой.

Показ театрализованного представления на празднике осени.

Рассказать об устройстве ширмы. Назначение театральной ширмы

Ноябрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Техника речи.

Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно,сердито, удивленно. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Использование пиктограмм «Колобка».

Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи»

2 неделя

Удивительный мир кукол.

Рассказ о видах кукол. Показ способов действий с куклой. Развивать у детей интерес к творчеству.

Показ видов кукол.

3 неделя

Ритмопластика, психогимнастика.

Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью, (мимика, жесты).

Этюды М. Чистяковой: на выражение основных эмоций --«Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб», «Гадкий утенок», «Злой волк».

4 неделя

Показ воспитателем настольного театра «Репка»

Декабрь

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Игры

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем"

Этюды М. Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч», «К», «Три характера», «Вредное колечко».

2 неделя

Начать работу над альбомом "Все о театре".

Подготовка к Новогоднему утреннику (распределение ролей).

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

3 неделя

Репетиция музыкального представления

«Репка».

Репетиция детей -актеров выступающих на новогоднем представлении.

4 неделя

Показ детьми музыкального представления «Репка»(для детей младших групп)

Январь

Тема

Цель

Репертуар

3 неделя

Ритмопластика.

Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

Игра «Покажи кто это»

4 неделя

Работа над альбомом "Все о театре".

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома.

Совместная работа детей и родителей.

Февраль

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Сказка на столе.

Познакомить детей со сценарием поста-

новки сказки. Вос-

питывать умение

прислушиваться к

мнению других, раз-

вивать выдержку и терпение.

Чтение сказки.

Обсуждение и до-

полнение.

2 неделя

Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями. Развивать

связную речь детей. Воспитывать уверенность.

3 неделя

Распределение ролей.

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности.

Беседа.

Показ.

Анализ выбранных

Ролей.

4 неделя

Показ кукольного театра «Колобок» (для детей младших групп).

Март

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

«Поездка в кукольный театр».

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.

Рассматривание фотографий с изображением театра.

Театральный словарь: билет, программка, афиша, ложа.

2 неделя

Знакомство со сказкой «Про маленького котенка»

Учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение сказки воспитателем.

Беседа.

3 неделя

Мастерская актера.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.

Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, показ, объяснение, поощрение, помощь.

Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

развитие глазомера.

4 неделя

«День театра» (последняя неделя марта).

Театрализованное представление ко Дню театра

Показ представления педагогами.

Апрель

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Мастерская актера.

Продолжить работу в мастерской. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Показ, объяснение, поощрение, помощь.

Индив. работа: работа с ножницами, развитие аккуратности, развитие глазомера (с другими детьми).

2 неделя

Работа с костюмами.

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства.

Костюмы, маски к сказке «Теремок».

3 неделя

Репетиция сказки «Теремок».

Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность.

4 неделя

Изготовление декораций

Учить детей устанавливать декорации,

Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуа-

циях.

оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел.

Май

Тема

Цель

Репертуар

1 неделя

Генеральная репетиция сказки «Теремок».

Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных. Отработка диалогов, выразительность, интонация.

2 неделя

Показ сказки "ТЕРЕМОК"

3 неделя

Подготовка к выпускному вечеру

Репетиция

театрализованного

представления.

4 неделя

Выпускной

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

Требования к умениям и знаниям, приобретенным в результате изучения, приведены в таблице

Группа

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Подготови тельная

Должен уметь:

Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли);

Разыгрывать представления, инсценировки, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);

Широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров

Должен знать:

Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол, напольном конусном.

Должен иметь представление:

О театре, театральной культуре; - театральных профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

2. Чистякова М.И. Психогимнастика

3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

4. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,2000.

6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

7. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

8. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.

10. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

11. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.


4.Реализация работы по программе.

6. Формы работы.

7.Виды и классификация театральных игр.
8.Технология организации театральных игр по возрасту.
9.Подготовка и проведения спектакля.
10.Индивидуальная работа с родителями.
11.Индивидуальная работа с детьми.
12.Схема построений игровых занятий с детьми.
13.План работы над театрализацией сказки.
14.Диагностика.Ожидаемый результат
15.Заключителяная часть.
16.Библиография.

1.«Роль и целесообразность театральной деятельности в развитии дошкольников».

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования.Для работы с дошкольниками в современном детском саду театральная деятельность позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Одним из требований является:развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованнаядеятельность. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии использования театральных методик.

В настоящее время все больше педагоги дошкольных учреждений используют в работе с дошкольниками по разным разделам программы информационно-коммуникационные технологии.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельностилюдей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Так, как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, то в своей педагогической работе с детьми, следует уделять большое внимание этой проблеме.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.

2. Цели и задачи:

Основная цель: это развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1.«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

2.«Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.3

3.«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли

4.«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки. Воспитывать желание играть театральными куклами. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

5.«Развитие речи», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров. Обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

3.Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

4. Коррекционно – развивающие игры.

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.

8. Упражнения на развитие детской пластики.

9. Пальчиковый игровой тренинг для развития моторики рук.

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

4.Реализация работы по программе:

1.Программа реализуется через кружковую работу.

2.Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления,

праздники, кукольные театры, спортивные соревнования.

3.Внутреннее убранство группы и зала, театральной студии, где живут и воспитываются дети.

4.Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их

своим внешним видом.

Состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы, содержание занятий, исследования с использованием диагностик. Излагается коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы делаются выводы, предложения, рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность театральной деятельности В ней содержатся конспекты занятий, творческие упражнения, игры-превращения, пальчиковый игровой тренинг

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М.Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, выбирать материал для внедрения их в практику своей группы, работы с детьми в театральном кружке. Систематически проводя театрализованные игры,можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Театральные игры, требуют от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

6.Формы работы

1. Групповые занятия

Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 3-4 лет – 15 мин, 5-6 лет – 20-25 мин, 6-7 лет – 30 и более минут.

Принципы проведения занятий:

1.Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

2.Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

3.Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

4.Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части: установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и.т.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы занятий:

1.Сказкотерапия, с элементами импровизации.

2.Разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)

3.Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.

4.Рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

7.Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Классификация режиссерских игр:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза и вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Виды игр-драматизаций :
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или сво бодно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений,

8.Технология организации театрализованных игр
Основные требования к организации театрализованных игр

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.

Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных.

Однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу.

Рекомендует с этой целью проводить игры: «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Светлана Куприянова
Рабочая программа по театральной деятельности

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия . Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс обучения театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста - (дети от 3 до 7 лет) . Она разработана на основе обязательного минимума содержания по для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам , описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы : создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства .

Задачи :

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др .) .

8. Развить у детей интерес к театральной деятельности .

Программа реализуется через посещение театральных занятий . Продолжительность занятия :15 минут 2 младшая группа; 20-25 минут средняя; 25-30 минут старшая группа; 30 минут подготовительная группа.

Основными методами реализации данной программы :

Словесные : беседа, рассказ, чтение художественной литературы;

Наглядные : просмотр видеофильмов, иллюстраций;

Практические : игровой метод, метод театрализации , метод эмоциональной драматургии.

В основу программы положены следующие методологические принципы :

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов : цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход . Деятельность – основа , средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей . Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности , ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности .

Полисубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность . Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми , осуществлять планирование и прогнозирование деятельности .

1.3. Планируемые результаты освоения программы

К концу года ребенок должен уметь :

Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью ;

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств (с характерными героям интонацией, мимикой, жестами) ;

Использовать в театрализованных играх образные игрушки;

Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.

К концу года ребенок должен знать :

Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др .):

Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров ; резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольной) ; настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки.

Программа составлена с учетом реализации связей по образовательным областям.

1. «Музыка» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность » - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений .

6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ, настроения.

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой и интонационной выразительности;

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук;

Упражнения на развитие выразительной мимики;

Элементы искусства пантомимы; упражнение на развитие пластики;

-театральные этюды ; игры-превращения;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Знакомство с текстом сказки для драматизации, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмами, декорациями, мизансценой;

Подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; игры-драматизации.

Вторая младшая группа.

Занятия организуются так, чтобы детям не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Педагог читает текст 2-3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующей самостоятельности. Очень важно обучить детей некоторым способам игровых действий по образцу, который дал педагог. На основе полученных приемов, ребенок способен к элементарному самовыражению. Расширение игрового опыта идет за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. При этом выделяют такую последовательность :

Игра-имитация отдельных действий человека (в том числе его эмоции, животных и птиц (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

Игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать) ;

Игра – имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)

Игра – импровизация под музыку («Веселый дождик» ); и т. п.

Возраст связан с освоением позиции «зритель» , умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши сказать спасибо «артистам» .

Средняя группа.

Дети совершенствуют свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Для развития воображения проходят такие задания, как : «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д.

Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности . В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению , само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра , являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое , эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы : восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Старшие группы.

Дети старшей и подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства . Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства , о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.) . Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например : "Как Лисёнок в театр ходил ", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений , овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра : настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа . Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.

Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия :

Нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры ;

Знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

Давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

Проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре : чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

Программа предусматривает возможность развития творческих умений и навыков в театрализованной деятельности . Занятия проводятся со всеми детьми, без какого-либо отбора, один раз в неделю, в регулярно проветренном помещении на базе детского сада.

Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит от умения педагога создать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе. Таким образом, благоприятная образовательно - развивающая среда будет способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о том, что каждый ребенок - это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи раскрыться возможностям и способностям детей.

Педагог находится в позиции организатора развивающей среды. Он исследователь и наблюдатель, который уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.

Педагог - это уважительный собеседник в диалоге, старший друг направляющий его в нужное русло, но не навязывающий свои мысли и свою волю. Это консультант, помощник в подготовке монологов и диалогов, отнюдь не критик и контролер, прежде всего человек, поощряющий любые находки - особенно оригинальные, - стимулирующий речевую активность и демонстрирующий тактичное поведение и творческий подход к делу.

При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии, формы групповой и индивидуальной работы , методы наблюдения, сравнения, инновационные приемы педагогической техники развивающего и поискового обучения.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Практика показывает, что большинству родителей небезразличны успехи их детей. Они стремятся быть в курсе продвижения ребенка в проявлении творческих способностей, и способны оказать поддержку ему и педагогу. Ребенок открывает для себя мир нового, который не ограничивается материалом, предлагаемым на занятиях. Поэтому родители могут обеспечить более широкое знакомство с культурой, литературой, обычаями и традициями. Педагог может предложить родителям советы следующего содержания :

Интересоваться тем, что нового узнал ребенок на занятии - это необходимо для поддержания интереса к театральному искусству ;

Помогать детям готовиться к занятиям : подбирать картинки, игрушки, наклеивать фотографии, рисовать на заданную тему;

Обращать внимание на особенности усвоения ребенком нового материала;

Обращать внимание на особенности памяти и мышления ребенка;

Контролировать и помогать при выполнении домашних заданий;

Слушать фонозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребенком;

В случае вынужденных пропусков занятий, обращаться к педагогу и пытаться помочь ребенку наверстать упущенное;

Принимать посильное участие в подготовке театрализованных мероприятий , например, в изготовлении костюмов для спектаклей;

Приходить на утренники и праздники в качестве зрителей и участников.

Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода, доброжелательного стиля общения.

III. Организационный раздел

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Проведение занятий, направлено на раскрытие творческих способностей детей. В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок , вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, конкурсам, литературно-музыкальным композициям, утренникам (работа над выразительной речью, движениями, создание образа героя).

В процессе занятий ребята приобретают знания о театральном и музыкальном искусстве; учатся правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты. В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене , познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли, искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения, как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.

Оборудование : Диски с видеозаписями, диски с аудиозаписями, кукольный театр , театральные маски , костюмы, фортепиано, музыкальные инструменты, ширма, музыкальный центр, микрофоны.

Литература :

1. Дерягина Л. Б. Играем сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010. – 128 с.

2. Дерягина Л. Б. Театрализованная деятельность в ДОУ . Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2015. – 128 с.

3. Картотека портретов детских писателей. Краткие биографии. Часть I / Сост. Л. Б. Дерягина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» .

4. Картотека портретов детских писателей. Краткие биографии. Часть II / Сост. Л. Б. Дерягина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2013. – 32 с.: 14 цв. ил. – (Оснащение педагогического процесса в ДОУ; вып. 25) .

5. Ткачева О. В. Сценарии праздников, развлечений и музыкальных занятий для детского сада. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2014. – 176 с.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Главным условием для реализации программы является сам педагог. Он выступает в разных качествах : оратор, волшебник, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления а так же развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности , условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного воспитанника.

Педагог должен :

Иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;

Знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости .

Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для воспитанников.

Для успешной работы и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия :

Уютное эстетическое пространство для занятий (Музыкальный зал, группы)

Комплекты раздаточного материала (пальчиковый театр и др .)

Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.

Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).

Медиатека по данному направлению деятельности .

Ст. воспитатель: Алимова Яна Владимировна 2015 год

Блок 1. Театральная игра.

Блок 2. Культура техники речи.

Основные направления программы:

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.

5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов) .

  • Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
  • Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!) .

Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,

раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Театрализованные игры и спектакли позволяют ре бятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы) , которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружа ющими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрали зованной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы) . Она разработана на основе обяза тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про граммам, описанным в литературе.

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи по формированию у старших дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей.

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно го освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.) .
  3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.
  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.) .
  6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин – средняя группа, 25 мин - старшая группа, 30 мин - подготовительная группа.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  1. «Музыкальное воспитание» , где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
  2. «Изобразительная деятельность» , где дети знакомятся с репро дукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
  3. «Развитие речи» , на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  4. «Ознакомление с художественной литературой» , где дети зна комятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации те атрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей) .
  5. «Ознакомление с окружающим» , где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

Ожидаемый результат:

  1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
  2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,

сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1. Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев;

использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов) .

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы) . Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов) .

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов) .

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок» , на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» . Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку) , уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка» , цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?» , «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты) .

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки.

Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле.

Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок» , «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя) .

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка) .
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Средняя группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5-8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за данную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Оборудование детской театральной студии

  1. Настольны театр игрушек.
  2. Настольный театр картинок.
  3. Стенд-книжка.
  4. Фланелеграф.
  5. Теневой театр.
  6. Пальчиковый театр.
  7. Театр Петрушки.
  8. Детские костюмы для спектаклей.
  9. Взрослые костюмы для спектаклей.
  10. Элементы костюмов для детей и взрослых.
  11. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
  12. Ширма для кукольного театра.

13Музыкальный центр, видеоаппаратура

14Медиотека (аудио- и CD диски) .

16. Методическая литература

Список литературы:

  1. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  3. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  8. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.