«Орел» — первый корабль русского флота. Корабль «Орел» - первый русский военный фрегат

«Орёл» (1667-1669) - первый русский парусный корабль западноевропейского типа, фрегат. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

Строительство

Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы Яков Полуектов и С. Петров. В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орел» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлась казне в 2 тысячи 221 рубль.

Российский флаг

По одной из версий впервые российский триколор был размещен на корабле «Орёл». Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что - как он дальше разъясняет - «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани белого, синего и красного цветов. Вернее, как тогда говорили - белого, лазоревого и алого. Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Тем не менее достоверно не известно каким был рисунок, так как говорилось лишь о сочетании цветов. Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1693 году - именно этот флаг царя московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) было личным штандартом Петра I , под которым он плавал в Архангельск е.

Первое плавание

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были нерусскими. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

Гибель корабля

В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина корабль «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному вооружению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших.

Изображение корабля

Существует мнение, что корабль был изображён художником, и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербург е.

Основная информация

Тип - Трехмачтовый фрегат
Государство флага - Флаг Царства Русского Россия
Порт приписки - село Дединово / Коломна
Спущен на воду - 1669
Введён в эксплуатацию - 1670
Параметры
Тоннаж - 250 тонн
Длина - 24,5 м
Ширина - 6,5 м
Осадка - 1,5 м

14 (24) ноября 1667 года — закладка первого русского парусного корабля европейского типа. Это событие положило начало целому ряду важных государственных новаций, которые успешно развиваются вплоть до нашего времени. Честь и заслуга создания Военно-Морского флота России, бесспорно, принадлежит Петру I. Однако начинал он вовсе не на пустом месте и не с нуля. Попытки создать флот для решения больших государственных задач предпринимались и ранее. Также как и при Петре I, делалось это на основе использования опыта ведущих морских держав запада.

С этого события начинается и история первой русской государственной верфи, которая создавалась как передовое мануфактурное предприятие. Общее руководство ее строительством и работой осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин Афанасий Лаврентьевич Орди́н-Нащо́кин, который представил царю план создания военного флота на Каспийском море. Для реализации этого проекта были приглашены лучшие кораблестроители и моряки, коими считались тогда голландцы. Они же привезли с собой современное оборудование и инструменты.

Зачем понадобился флот на Волге и Каспии

В середине XVII века по Волге и Каспийскому морю шла оживленная торговля между западными и восточными странами. Однако тихоходные караваны речных судов часто подвергались набегам разбойников, которые на легких казацких «чайках» настигали и грабили купцов. Положение особенно осложнилось, после того как в 1664 году персидский шах Аббас II ввел ряд льгот для русских купцов. Через три года русский царь Алексей Михайлович разрешил персидским купцам торговать с Западной Европой через Россию шелком и другими товарами.

Проявляя большую заинтересованность в успехе этой торговли, Россия взяла на себя охрану провозимых товаров. С тех пор и в течение многих последующих лет России для развития торговых связей со странами Востока пришлось укреплять свои позиции в Средней Азии, преодолевая сильное противодействие Англии и Франции. Смотрите, например, статью об с участием С.О. Макарова.

Для борьбы с пиратством 19 июня 1667 года Великий Государь Алексей Михайлович приказал строить корабли в селе Дединове. Выбор Дединова был неслучаен. Поначалу флот предполагалось строить в Астрахани, однако там ширились выступления в поддержку Степана Разина. Дединово же находилось на берегу Оки, которая являлась главной транспортной артерией Московского государства, объединявшей его центральные регионы. Обслуживание грузопотоков привело к расцвету речного судостроения в приокских селах, особенно в Дединово. Его жители считались опытными плотниками-корабелами, матросами и лоцманами.


Они строили тяжелые плоскодонные струги длиной 25-30 метров грузоподъемностью до 30 тонн, а также легкие, маневренные и устойчивые челны. Именно отсюда в 1640-1670-е годы отправляли опытных «постройщиков» на Дон, Западную Двину и Десну обучать местных мастеровых. В связи с этим село Дединово во всех отношениях лучше всего подходило для сооружения верфи и постройки судов. Руководивший строительством флота боярин А.Л. Ордин-Нащокин был инициатором создания государственной верфи по образцу западных и приглашения иностранных мастеров для налаживания ее работы.

Создание верфи

Почти через месяц 15 июля 1667 года последовал царский указ о подыскании лесов, пригодных для «судового дела». Искали сосны, растущие в окружении елей. Зажатые мелкими деревьями, они тянулись вверх, и получался прямой ровный ствол с сучками только у самой вершины. Такие стволы были особенно прочными. Требовались деревья, высота которых от комля до первых живых сучьев была бы не менее 10 метров, а диаметр ствола на пятиметровой высоте достигал полуметра.

Затем последовали царские указы, определившие основных участников работ и их функции. По рекомендации А.Л. Ордин-Нащокина начальником строительства был назначен дворянин Яков Леонтьевич Плуехтов — человек огромной работоспособности и редкой честности. Однако нрав он имел тяжелый и вспыльчивый, чем сумел нажить немало врагов. Но даже они ни разу не обвинили его в самом распространенном на Руси грехе — присвоении государственных денег. К строительству было привлечено 12 голландских специалистов во главе с полковником Корнилиусом Буковеном.

Деньги на строительство шли от Приказа Большого прихода. Из этого учреждения позднее вышла Адмиралтейств-коллегия (высший орган управления флотом). Оно обеспечивало не только финансирование, но и набор квалифицированных рабочих, снабжение верфи материалами, инструментами и оборудованием. Это свидетельствовало о государственном характере постройки судов. За границей были закуплены 4 молота, 2 железных домкрата, различные пилы и другие инструменты, что позволило впервые ввести хоть какую-то механизацию работ.


Спуск на воду корабля «Орел»
С картины художника И. Овчинникова

В отличие от производства стругов, на верфи сразу сложилось четкое разделение труда, характерное для крупного европейского производства. Только по дереву здесь работали мастера четырех специальностей: плотники, пильщики, токари и резчики. Каждый мастер привлекался на время выполнения своей работы и имел индивидуальную, как правило, не очень высокую, плату. Для выполнения сложных работ приезжали мастера из различных районов страны: якорные мастера из Казани, кузнецы из Переяславля-Рязанского, токари из Москвы.

Постепенно верфь приобретала все характерные черты мануфактурного производства, хотя первоначально там явно преобладали кустарные традиции: отсутствие постоянного контингента рабочих, сезонность работ, преобладание ручного труда. Собственно говоря, в накоплении опыта, сравнении различных вариантов организации работ и было главное значение Дединовской верфи.

Закладка корабля

На набор рабочих, поставку кованых изделий и строевого леса требовалось время, поэтому закладка первого корабля, с чего и началось настоящее функционирование верфи, произошла только 14 ноября 1667 года. Заложили двухпалубное, трехмачтовое судно длиной 24,5, шириной 6,4 и с осадкой 1,5 метра. По размерам, парусному и артиллерийскому вооружению оно относилось к классу фрегатов, но в то время у нас еще не было четкой классификации судов, поэтому первое военное судно гордо именовали кораблем. Точно так же первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота «Штандарт» гордо именовали кораблем, хотя по своему вооружению и размерам он, конечно, относился к рангу фрегатов. Подобности читайте .

Его строили в соответствии со всеми достижениями мировой практики, и по конструкции он не отличался от европейских морских судов того времени. В январе 1668 года заложили яхту длиной около 18 метров, а затем еще несколько более мелких судов. Торжественный спуск на воду первенца состоялся 19 мая 1668 года. Оставалось еще установить мачты, настелить палубы, сделать надстройки и поставить такелаж. На выполнение этих работ ушло почти все лето. Все суда были готовы к отправке сначала в Нижний Новгород, а затем в Астрахань 16 сентября 1668 года. Зимовать флотилия осталась в Дединово.


Парусный корабль «Орел»
С картины художника И.И. Родинова

Зимой 1668-1669 года на верфи царила полная тишина. Строительство кораблей полностью прекратилось. Зато в Москве события развивались очень бурно. Еще 20 ноября 1668 года в Посольский приказ прибыл голландец Давид Бутлер, который год назад был нанят на русскую службу в качестве кормщика и капитана, но оставлен в Голландии для набора мастеров. Он сразу представил схематическую карту Каспийского моря, документы с расписанием обязанностей различных корабельных чинов и чертежи уже построенного фрегата. Предположительно он был автором проекта корабля.

Бутлер чувствовал себя очень уверенно, готовясь лично возглавить работу по осуществлению предложенных им проектов. Но в Дединове уже работали Буковен и нанятые им голландские мастера. Между ними стала развиваться интрига, в результате которой выяснилось, что Бутлер присвоил некоторую сумму казенных денег и не имел капитанского патента. Признав это, Бутлер заявил, что зато он имеет большой опыт дальних плаваний в Восточную Индию, Испанию и Францию. Дело закончилось тем, что полковника Буковена отстранили от управления верфью, а на его место назначили Бутлера.

Дальнейшая судьба этого проекта

К весне 1669 года верфь стала крупным предприятием со своими стапелями, кузницами, амбарами (складами), лесопильными приспособлениями и большими котлами для варки смолы. Да и работа на этот раз началась гораздо более организованно. Наиболее важные решения принимались уже русскими, прежде всего Полуехтовым. Полковник Буковен был уволен, а Бутлер вскоре был назначен командиром построенного корабля и всей флотилии. 24 апреля последовал царский указ о присвоении кораблю названия «Орел» в честь русского государственного герба. Впервые русское судно получило персональное имя.

На «Орле» был поднят первый в истории России флаг военного корабля. Он состоял из горизонтальных полос белого, синего и красного цветов или, как тогда говорили, белого, лазоревого и черчатого, с нашитым на него изображением орла. Этот флаг обозначал Россию, ибо, как писал будущий капитан корабля Давид Бутлер: «Какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт». В 1694 году этот флаг стал личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске, а в настоящее время это государственный флаг России.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Москва и судьбы российского флота. Москва. 1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Крючков Ю.С. Имя на борту. Москва. 1989 г.
  • Туманов В. Где паруса Петровы ловили ветер. «Московская правда» 01.07.1994 г.

Строительство и судьба этого корабля довольно полно освещены в нашей литературе. Если у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные факты, Вы можете дополнить статью, изложив их в комментариях, а заодно и высказать свое мнение по этому проекту. Это будет интересно всем!

План
Введение
1 Строительство
2 Вооружение
3 Российский флаг
4 Первое плавание
5 Гибель корабля
6 Изображение корабля
Список литературы

Введение

«Орёл» (1667-1669) - первый русский парусный корабль западноевропейского типа, фрегат. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

1. Строительство

Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы Яков Полуектов и С. Петров. В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орел» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлась казне в 2 тысячи 221 рубль.

2. Вооружение

· 22 пищали (18х6-фн и 4х6-фн)

· 40 мушкетов

· 40 пар пистолетов

· ручные гранаты

3. Российский флаг

По одной из версий впервые российский триколор был размещен на корабле «Орёл». Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что - как он дальше разъясняет - «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани белого, синего и красного цветов. Вернее, как тогда говорили - белого, лазоревого и алого. Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Тем не менее достоверно не известно каким был рисунок, так как говорилось лишь о сочетании цветов. Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1693 году - именно этот флаг царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.

4. Первое плавание

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были нерусскими. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

5. Гибель корабля

В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина корабль «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному снаряжению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших.

6. Изображение корабля

Существует мнение, что корабль был изображён художником, и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Список литературы:

1. Предполагаемый флаг корабля «Орёл».

2. В. Дыгало, М. Аверьянов. История корабля. Москва, Изобразительное искусство, 1991. ISBN 5 85200 267 4 стр 13

3. Блонский Л. В., Титкова Т. В. Парусный корабль «Орёл» // Флот России. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. - С. 15. - 480 с. - ISBN 978-5-903036-81-3

4. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

В 1636 году в России был построен военный корабль, получивший название «Фредерик», но он принадлежал другому государству - Шлезвиг-Гольштейн (земли на севере Германии, столица - Киль). Поэтому корабль «Орел», построенный в 1667-1669 годах, считается первенцем российского военного кораблестроения.

Причины строительства первой верфи

Предыстория его строительства такова. При царе Алексее Михайловиче, правившем Русью с 1645 по 1676 год, интенсивно развивались торговые отношения с соседями, в том числе и с Персией (современный Иран). Возникла необходимость налаживания судоходства по Каспийскому морю. Времена были неспокойными, и в подписанном и торговом соглашении специальным пунктом оговаривалась необходимость охраны торговых путей военными судами. Корабль «Орел» возник в результате этого соглашения.

Ответственный подход

В 1667 году на Оке чуть, ниже впадения в нее Москвы-реки, в селе под названием Дединово приступили к возведению небольшой верфи. Она предназначалась для строительства одного корабля, бота, яхты и двух шлюпок. Таков был первоначальный план. Для этой цели были выписаны из Голландии и других стран корабельных дел мастера - Гельт, Минстер и Ван-ден-Стрек. Кроме них были приглашены для непосредственного руководства и организации строительства военных кораблей полковник Ван-Буковец, капитан и кормщик Бутлер. Из окрестных деревень набрали 30 плотников, 4 кузнеца и 4 пушкаря. Общее же руководство процессом зарождения военного флота России было поручено боярину А. Л. Ордын-Нащокину, одному из самых образованных и умных царских сановников. Ему же принадлежала и идея обзаведения России собственным Военно-морским флотом.

Серьезность намерений

Очевидно, в силу такого серьезного государственного подхода корабль «Орел» был построен в удивительно короткие сроки - меньше чем за год. Начали его возводить 14 ноября 1667 года, а уже 19 мая 1668 года он был спущен на воду. Что он собой представлял? Двухпалубный, трехмачтовый с бушпритом парусный корабль западноевропейского типа был разновидностью голландского пинаса - широкого назначения. Параметры, которыми обладал корабль «Орел», таковы: длина судна равнялась 24,5 метра, ширина составляла 6,5 метра, глубина осадки достигала 1,5 метра. Деньги на были получены от предшественника Адмиралтейства Петра I - Приказа Большого прихода. Общая сумма затрат равнялась 2221 рублям. Фрегат был построен русскими корабелами Степаном Петровым и Яковом Полуектовым по проекту вышеупомянутого Корнелиуса Ван-Буковена. Военный корабль «Орел» имел следующее вооружение - 22 пищали (пушки) калибром от шести до двух футов, 40 мушкетов, 40 пистолетов, Экипаж должен был состоять из 56 человек - капитана, 22 матросов (по другим данным, 20 моряков и 2 офицеров), 35 стрельцов.

Колыбель отечественного ВМФ

Необходимо отметить, что место для строительства верфи было выбрано толково. Село Дединово раскинулось по обоим берегам Оки. Здесь же находились дубовые леса, являющиеся прекрасным строительным материалом. Эскадра из фрегата, яхты и двух шлюпов по Волге в 1669 году прибыла в Астрахань. Яхта была вооружена двумя шестифутовыми пушками, на каждом шлюпе находилось по одной пищали того же калибра. Почему только в 1669 году конвой добрался до Астрахани? Задержка произошла из-за нехватки отделочных материалов, и военный корабль «Орел» вынужден был зимовать на Оке. Возникновение верфи ознаменовало не только зарождение отечественного военного флота, но и способствовало появлению Корабельного устава и морского торгового флага России. «34 статьи артикульных», полученные перед отплытием эскадры из четырех судов, возглавляемой галиотом «Орел», стали прообразом Устава ВМС. Триколор, по некоторым сведениям, тоже был изобретен здесь для спуска на воду «Орла», хотя, по другим данным, Петр I собственноручно начертил его, придумал цвета, очередность и направление полос. Первый корабль «Орел» получил свое название в честь герба России. 25 апреля 1669 года вышел указ о присвоении кораблю этого названия.

Печальный конец

В августе-месяце фрегат под командованием капитана Бутлера и другие суда бросили якоря на астраханском рейде. Город уже был захвачен восставшими крестьянами под предводительством Степана Разина. По некоторым данным, корабли были сожжены разинскими казаками, по другим, первый корабль «Орел» отстоял много лет в бездействии в протоке Кутуме до тех пор, пока не пришел в полную негодность. Такая печальная участь постигла фрегат. Ему не суждено было сопровождать торговые суда в Персию, пересекая Хвалынское (Каспийское) море. Но он навсегда останется первым русским военным кораблем. неоднократно бывал на первой русской верфи и отмечал, что первый фрегат хоть и не выполнил свою миссию, но именно от него пошло все морское дело. Говорят, что кораблик на шпиле Адмиралтейства очертаниями очень напоминает славный русский корабль «Орел».

"Орёл" (1667-1669) - первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

Заготовка леса производилась в районе Коломны, а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров. В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орёл» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль.

Вооружение

22 пищали (18 × 6-фн и 4 × 6-фн)
40 мушкетов
40 пар пистолетов
ручные гранаты

По одной из версий на корабле был поднят триколор, первый в истории России флаг военного корабля. Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что - как он дальше разъясняет - «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов. Вернее, как тогда говорили, черчатого, белого и лазоревого.

Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, о нём можно судить по изображениям корабля на гравюрах из изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса». Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1694 году - именно этот флаг царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были иностранцами. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь.
Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

По одной из версий, в 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному снаряжению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших. Но судя по найденной ведомости осмотра обветшалого корабля после подавления восстания, фрегат был захвачен бунтовщиками,но так и не использовался по назначению, в течение многих лет простоял в протоке Кутум и пришёл в негодность.

Существует мнение, что корабль был изображён художником, и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.