питомник бурманских кошек. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными

23. Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчинёнными предложениями называются такие, в которых простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, например:

Надо ехать, если он советует.
Всё отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены.
Здесь много было родников, которые прорыли себе норки под обрывчиками.
Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия.

В сложноподчинённом предложении выделяется главное предложение и придаточное предложение .
В придаточном предложении имеется подчинительный союз или союзное слово, которым оно прикрепляется к главному предложению.
Придаточное предложение служит для пояснения какого-либо слова в главном предложении или всего главного предложения, например:

  1. Я живу в доме, который недавно выстроен (главное предложение — Я живу в доме, придаточное — который недавно выстроен; в придаточном имеется союзное слово который, оно прикрепляет придаточное к существительному дом; придаточное служит для определения этого слова ).
  2. Мы не могли добраться до города, потому что река разлилась и снесла мост (главное предложение — Мы не могли добраться до города, придаточное — потому что река разлилась и снесла мост), в придаточном имеется подчинительный союз потому что, которым оно прикрепляется ко всему главному; придаточное указывает на причину того, о чём говорится в главном предложении .

Подчинительные союзы (если , чтобы , что , как , словно , точно , ибо , так как , хотя и др.), находясь в придаточном предложении, не являются его членами , они только связывают придаточное предложение с главным.

Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия который , какой , чей , кто , что , где , куда , откуда , почему и др.) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения.

Основные группы придаточных предложений

Придаточные предложения делятся на:

  • определительные,
  • изъяснительные (распространяют слово или словосочетание) и
  • обстоятельственные (из них придаточные степени и образа действия распространяют словосочетание, а остальные распространяют предложение).
  • с одним или несколькими придаточными

Некоторые придаточные имеют не одно, а два значения, например:

Поднялся такой ветер, что деревья зашумела, закачались (значение определительное и степени качества) .

Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? Они относятся к такому члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, например:

Машина остановилась у здания (у какого?), над которым развевался красный флаг.

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые выражены глаголами, требующими добавочных разъяснений, например:

  1. Ирина Петровна сказала (что сказала?), что завтра уезжает в Ленинград.
  2. Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится.
  3. Попросим Виктора (о чём попросим?), чтобы он принёс альбом с марками.
  4. Мне показалось (что показалось?), будто в комнате запахло цветами.

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемым словам союзам и что, чтобы, как, будто. Когда нужно выделить то, о чём сообщается в придаточном предложении, к поясняемому слову в главном предложении прибавляется указательное слово, например:

Докладчик горячо говорил о том, что

Придаточные обстоятельственные предложения делятся на:

  • придаточные степени и образа действия (они распространяют словосочетание),
  • придаточные сравнительные,
  • придаточные места,
  • придаточные времени,
  • придаточные цели,
  • придаточные причины,
  • придаточные условные,
  • придаточные уступительные,
  • придаточные следствия (они распространяют главное предложение).

Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия

Придаточные степени и образа действия отвечают на вопросы как? в какой степени? Они прикрепляются союзом что к сочетаниям, в которые обязательно входят у к азательные слова так, такой и т. п. Например:

  1. Мальчика одели так (как одели?), что все принимали его за девочку.

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

К придаточным образа действия по значению близки придаточные сравнительные. Они отвечают на вопрос как? Прикрепляются они ко всему главному сравнительными союзами как, словно, будто и др. Например:

  1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  2. Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл.
  3. Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах.

Сложноподчинённые предложения с придаточными места

Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся к сочетанию сказуемого с указательными словами (там, туда, оттуда), например:

  1. Медведь остановился там ( где остановился?), где только что стоял лось.
  2. Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.
  3. Люди бежали оттуда (откуда бежали? ), откуда доносились взрывы.

Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Иногда указательных слов в главном предложении не бывает, например:

  • Он засмеялся и пошёл ( куда пошёл? ), куда захотелось ему.

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами:

  • когда;
  • пока;
  • покамест;
  • как только;
  • с тех пор, как (с тех пор как);
  • до тех пор, пока (до тех пор пока) и др.,

например:

  1. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
  2. Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.
  3. Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.
  4. В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка.
  5. Дедушка приказал не будить Ташошу до тех пор, пока сама не проснётся.

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом чтобы (чтоб). В главном предложении бывают указательные слова для того, с тем, затем. Например:

  1. Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Серёжу.
  2. Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их всех была истыканы толстой булавкой.
  3. Няня оставалась в тени с тем, чтобы вязать чулок.

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами потому что, оттого что, так как, ибо. Например:

  1. Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.
  2. Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.
  3. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
  4. Я пригласил своего спутника выпить стакан чаю, ибо со мной был чугунный чайник.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условными

Придаточные условные отвечают на вопрос при каком условии?, они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если, когда, раз и др. Например:

  1. Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
  2. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
  3. Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то, например:

Если растение не поливать, то оно засохнет.

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными

Придаточные уступительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами хотя (хоть); несмотря на то, что; пускай; пусть, например:

  1. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
  2. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
  3. Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
  4. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия

Придаточные предложения следствия относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом так что. Например:

Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.

1 вариант

  1. К единицам синтаксиса относятся _____________________________________
  1. Словосочетание – это________________________________________________
  1. Согласование – это такой способ связи _________________________________
  1. Управление – это такой способ связи __________________________________
  1. Примыкание – это такой способ связи _________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом - согласование, карандашом – управление
  1. По наличию грамматической основы, предложения бывают ________

_____________________________________________________________(2 балла)

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. БСП – это такое предложение ________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Определите вид предложения (5 баллов)

Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.____________________

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._________________

Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._______________________

.______________

11.Грамматическая основа предложения – это _________________

__________________________________________________(1 балл)

12. Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена .

Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)

13.Назовите способы выражения подлежащего _____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов)

14. Перечислите способы выражения сказуемого ___________________________

15.Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)

«5»- 52-59

«4»- 42-51

«3»- 32-41

«2»- …31

Контрольная работа №1 (Словосочетание и простое предложение)

Учени__________класса __________________________________________________

2 вариант

  1. По наличию грамматической основы, предложения бывают

_____________________________________________________________(2 балла)

  1. СПП – это такое предложение _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. ССП – это такое предложение ________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

  1. Определите вид предложения (5 баллов)

Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.___________________

Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._______ __________

Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._____________________

Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. _____________

Мы подъехали к крепости куда уже входила наша артиллерия .______________

  1. Грамматическую основу предложения составляют _____________________

____________________________________________________________(1 балл)

  1. Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена.

Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)

7.Назовите, чем может быть выражено подлежащее _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов)

8. Перечислите способы и виды выражения сказуемого

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________(5 баллов)

9 .Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)

1) В знаменитой картине Брюллова «Последний день Помпеи» многие склонны были видеть отблеск трагедии 14 декабря. 2) Портрет Пушкина был написан Кипренским в 1827 году тем же годом помечено стихотворение «Послание в Сибирь». 3) Гоголь открывший Россию «Ревизора» и «Мертвых душ» восхищался Брюлловым.4) Глубина постижения природы это глубина и масштабность человека. 5) Старые лиственницы лишенные ветвей и коры самое лучшее топливо.

10..К единицам синтаксиса относятся ____________________________________

_____________________________________________________________(2 балла)

11.Словосочетание – это________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

12.Согласование – это такой способ связи ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

13.Управление – это такой способ связи __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

14.Примыкание – это такой способ связи _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)

15 .Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом – примыкание, карандашом – согласование

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, прыгнуть вверх, бесчестный поступок, ярко разрисовать, хороший рассказчик, безвкусно одетый, умный ребёнок сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись, бронзовая статуя, бежать быстро, пришел с другом, сливочное мороженое. (20 баллов)

«5»- 52-59

«4»- 42-51

«3»- 32-41

Упражнение 386. Перепишите предложения. Расставьте зна-

ки препинания. Сделайте синтаксический разбор: определите

состав предложения в целом (простое или сложное; сложносо-

чиненное, сложноподчиненное или смешанного типа; союзное

или бессоюзное), укажите, какие обособленные второстепенные

члены предложения входят в них. В сложносочиненном предло-

жении укажите связь предложений; в сложноподчиненном -

главное предложение и вид придаточного, к какому слову в глав-

ном предложении относится придаточное, на какой вопрос от-

вечает, как связано с главным; если имеется несколько прида-

точных предложений, то каков тип подчинения: последователь-

ное или соподчинение.

1. Много должна была я сносить во многом уступать

многого не видеть между тем как мое самолюбие при-

лежно замечало малейший оттенок небрежения (П.).

2. Один из священнодействующих тут же находив-

шихся приносивщий с таким усердием жертвы Фемиде

что оба рукава лопнули на локтях и давно полезла отту-

да подкладка за что и получил в свое время коллежско-

го регистратора прислужился нашим приятелям как

некогда Виргилий прислужился Дашу и провел их в

комнату присутствия где стояли одни только широкие

кресла и в них перед столом за зеркалом и двумя тол-

стыми книгами сидел один как солнце председатель (Г.).

3. Княжна никогда не любившая Пьера и питавшая

к нему особенно враждебное чувство, с тех пор, как

после смерти старого графа она чувствовала себя обя-

занною Пьеру к досаде и удивлению своему после ко-

роткого пребывания в Орле куда она приехала с наме-

рением доказать Пьеру что несмотря на его не-

благодарность она считает долгом ходить за ним княж-

на скоро почувствовала что она его любит (Л. Т.).

4. Попроси только он у дяди и ему дадут такое же

доходное место как у моего мужа (А: Остр,).

5. Конец рассказа она вела таким возвышенным

угрожающим тоном и все-таки в этом тоне звучала бо-

язливая рабская нота (М. Г.).

6. Уля любила мать и отца и как это бывает в юности

она не то что не думала а не могла представить себе что

в самом деле придет такая минута жизни когда надо

будет самостоятельно решать свою судьбу отдельно от

воды оглядывался по сторонам и засмеялся когда паро-

ход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо на-

ло в заокеанские леса я понял что Зуев не хочет торо-

питься только потому что с необыкновенной и какой-

то изумительной радостью ощущает себя в привычных

местах (Пауст.).

8. Будет время приеду встречать нет так кого-нибудь

пришлю (Гайд.).

9. Поведение Нагульнова все расценивали по-разно-

му одни одобряли другие порицали некоторые сдержан-

но помалкивали (Шол.).

Упражнение 387. Сделайте полный синтаксический разбор

предложений в тексте.

Образец. Мы подъехали к крепости, куда входила

наша артиллерия (П.) - сложноподчиненное предло-

Мы подъехали к Крепости -г главное предложение;

куда входила наша артиллерия - придаточное опреде-

лительное, подчинение относительное, то есть при по-

мощи относительного (союзного) слова.

Мы - подлежащее, выражено личным местоимени-

ем 1-го лица;

подъехали - сказуемое, выражено глаголом в форме

прошедшего времени совершенного вида;

к крепости - обстоятельство места, выражено

существительным 3-го склонения, в дательном падеже

единственного числа с предлогом к;

куда - союзное слово, выражено обстоятельствен-

ным наречием;

входила - сказуемое, выражено глаголом в форме

прошедшего времени несовершенного вида;

наша - согласованное определение, выражено

притяжательным местоимением в форме единственно-

го числа;

артиллерия - подлежащее, выражено существитель-

ным, нарицательным, неодушевленным, женского рода,

1-го склонения, в именительном падеже единственно-

го числа.

Приехав домой, бабушка, отлешшвая мушки с лица

и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проиг-

рыше и приказала заплатить. Покойный дедушка, сколь-

ко я помню, был род бабушкина дворецкого. Он ее бо-

ялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном про-

игрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей,

что в полгода они издержали полмиллиона, что под

Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской

деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала

ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немило-

сти. На другой день она велела позвать мужа, надеясь,

что домашнее наказание над ним подействовало, но

нашла его непоколебимым. И первый раз в жизни она

дошла с ним до рассуждений и объяснений; думала усо-

вестить его, снисходительно доказывая, что долг долгу

рознь и что есть разница между принцем и каретником.

Куда! Дедушка бунтовал. Нет, да и только! Бабушка не

знала, что делать. С нею был коротко знаком человек

очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жерме-

не, о котором рассказывают так много чудесного. Вы

знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изо-

бретателя жизненного эликсира и философского кам-

ня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а

Казакова в своих «Записках» говорит, что он был шпи-

он; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинствен-

ность, имел очень почтенную наружность и был в об-

ществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор

любит его без памяти и сердится, если говорят об нем с

неуважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог рас-

полагать большими деньгами. Она решилась к нему при-

бегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к

ней приехать.

374. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений: определите состав предложения в целом (простое или сложное; слож- носочиненное, сложноподчиненное или смешанного типа; союзное или бессоюзное), укажите, какие обособленные второстепенные члены предложения входят в него. В слож- носочиненном предложении укажите связь предложений; в сложноподчиненном - главную часть и вид придаточной, к какому слову в главной части относится придаточная, на какой вопрос отвечает, как связана с главной частью; если имеется несколько придаточных, то каков тип подчинения (последовательное или соподчинение, т. е. параллельное).

1. Много должна была я сносить во многом уступать многого не видеть между тем как моё самолюбие при- лежно замечало малейший оттенок небрежения. (П.) 2. Один из священнодействующих тут же находившихся приносивший с таким усердием жертвы Фемиде что оба рукава лопнули на локтях и давно полезла оттуда под- кладка за что и получил в своё время коллежского реги- стратора прислужился нашим приятелям как некогда Вергилий прислужился Данту и провёл их в комнату присутствия где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом за зеркалом и двумя толстыми книга- ми сидел один как солнце председатель. (Г.) 3. Княжна никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанною Пьеру к досаде и удивлению своему после короткого пребывания в Орле куда она приехала с намерением доказать Пьеру что не- смотря на его неблагодарность она считает долгом хо- дить за ним княжна скоро почувствовала что она его любит. (Л. Т.) 4. Попроси только он у дяди и ему да- дут такое же доходное место как у моего мужа. (Остр.) 5. Конец рассказа она вела таким возвышенным угро- жающим тоном и всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота. (М. Г.) 6. Уля любила мать и отца и как это бывает в юности она не то что не думала а не могла представить себе что в самом деле придёт такая минута жизни когда надо будет самостоятельно решать свою судьбу отдельно от семьи. (Фад.) 7. По голосу его по то- му как он вдыхал запах речной воды оглядывался по сторонам и засмеялся когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок всё дальше пока не занесло в заокеанские леса я понял что Зуев не хочет торопиться только потому что с необыкновенной и какой-то изумительной радо- стью ощущает себя в привычных местах. (Пауст.) 8. Будет время приеду встречать нет так кого-нибудь пришлю. (Гайд.) 9. Поведение Нагульнова все расцени- вали по-разному одни одобряли другие порицали некото- рые сдержанно помалкивали. (Ш.)

375. Прочитайте текст. Сделайте полный синтаксиче- ский разбор предложений. Образец: Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. (П.) Предложение сложноподчиненное: мы подъехали к кре- пости - главная часть; куда входила наша артиллерия - придаточная определительная, присоединяется при помо- щи союзного слова. Мы - подлежащее, выражено личным местоимением в форме именительного падежа; подъехали - сказуемое, выражено глаголом совершен- ного вида в форме прошедшего времени; к крепости - обстоятельство места, выражено сущест- вительным в форме дательного падежа с предлогом к; куда - союзное слово, выражено обстоятельственным наречием; входила - сказуемое, выражено глаголом несовершен- ного вида в форме прошедшего времени; наша - согласованное определение, выражено притя- жательным местоимением; артиллерия- подлежащее, выражено существитель- ным в форме именительного падежа.

Приехав домой, бабушка, отлешшвая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своём проигры- ше и приказала заплатить. Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он её боялся как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принёс счёты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто от- казался от платежа. Бабушка дала ему пощёчину и легла спать одна, в знак своей немилости. На другой день она велела позвать мужа, надеясь, что домашнее наказание над ним подействовало, но нашла его непоколебимым. И первый раз в жизни она дошла с ним до рассуждений и объяснений; думала усовестить его, снисходительно до- казывая, что долг долгу рознь и что есть разница между принцем и каретником. Куда! Дедушка бунтовал. Нет, дя и только! Бабушка не знала, что делать. С нею был коротко знаком человек очень замечатель- ный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он вы- давал себя за изобретателя жизненного эликсира и фи- лософского камня. Над ним смеялись, как над шарлата- ном, а Казанова в своих «Записках» говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинст- венность, имел очень почтенную наружность и был в об- ществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят о нём с не- уважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог распо- лагать большими деньгами. Она решилась к нему при- бегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. (По А. С. Пушкину.)