питомник бурманских кошек. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
23. Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчинёнными предложениями называются такие, в которых простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, например:
Надо ехать, если он советует.
Всё отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены.
Здесь много было родников, которые прорыли себе норки под обрывчиками.
Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия.
В сложноподчинённом предложении выделяется главное предложение
и придаточное предложение
.
В придаточном предложении имеется подчинительный союз или союзное слово, которым оно прикрепляется к главному предложению.
Придаточное предложение
служит для пояснения какого-либо слова в главном предложении или всего главного предложения, например:
- Я живу в доме, который недавно выстроен (главное предложение — Я живу в доме, придаточное — который недавно выстроен; в придаточном имеется союзное слово который, оно прикрепляет придаточное к существительному дом; придаточное служит для определения этого слова ).
- Мы не могли добраться до города, потому что река разлилась и снесла мост (главное предложение — Мы не могли добраться до города, придаточное — потому что река разлилась и снесла мост), в придаточном имеется подчинительный союз потому что, которым оно прикрепляется ко всему главному; придаточное указывает на причину того, о чём говорится в главном предложении .
Подчинительные союзы (если , чтобы , что , как , словно , точно , ибо , так как , хотя и др.), находясь в придаточном предложении, не являются его членами , они только связывают придаточное предложение с главным.
Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия который , какой , чей , кто , что , где , куда , откуда , почему и др.) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения.
Основные группы придаточных предложений
Придаточные предложения делятся на:
- определительные,
- изъяснительные (распространяют слово или словосочетание) и
- обстоятельственные (из них придаточные степени и образа действия распространяют словосочетание, а остальные распространяют предложение).
- с одним или несколькими придаточными
Некоторые придаточные имеют не одно, а два значения, например:
Поднялся такой ветер, что деревья зашумела, закачались (значение определительное и степени качества) .
Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? Они относятся к такому члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, например:
Машина остановилась у здания (у какого?), над которым развевался красный флаг.
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые выражены глаголами, требующими добавочных разъяснений, например:
- Ирина Петровна сказала (что сказала?), что завтра уезжает в Ленинград.
- Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится.
- Попросим Виктора (о чём попросим?), чтобы он принёс альбом с марками.
- Мне показалось (что показалось?), будто в комнате запахло цветами.
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемым словам союзам и что, чтобы, как, будто. Когда нужно выделить то, о чём сообщается в придаточном предложении, к поясняемому слову в главном предложении прибавляется указательное слово, например:
Докладчик горячо говорил о том, что
Придаточные обстоятельственные предложения делятся на:
- придаточные степени и образа действия (они распространяют словосочетание),
- придаточные сравнительные,
- придаточные места,
- придаточные времени,
- придаточные цели,
- придаточные причины,
- придаточные условные,
- придаточные уступительные,
- придаточные следствия (они распространяют главное предложение).
Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия
Придаточные степени и образа действия отвечают на вопросы как? в какой степени? Они прикрепляются союзом что к сочетаниям, в которые обязательно входят у к азательные слова так, такой и т. п. Например:
- Мальчика одели так (как одели?), что все принимали его за девочку.
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
К придаточным образа действия по значению близки придаточные сравнительные. Они отвечают на вопрос как? Прикрепляются они ко всему главному сравнительными союзами как, словно, будто и др. Например:
- Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
- Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навёл.
- Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах.
Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся к сочетанию сказуемого с указательными словами (там, туда, оттуда), например:
- Медведь остановился там ( где остановился?), где только что стоял лось.
- Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт.
- Люди бежали оттуда (откуда бежали? ), откуда доносились взрывы.
Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Иногда указательных слов в главном предложении не бывает, например:
- Он засмеялся и пошёл ( куда пошёл? ), куда захотелось ему.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и прикрепляются к нему союзами:
- когда;
- пока;
- покамест;
- как только;
- с тех пор, как (с тех пор как);
- до тех пор, пока (до тех пор пока) и др.,
например:
- Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
- Они проснулись тогда, когда в избе было совсем светло.
- Пока он что-то спрашивал, я сел к столику.
- В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка.
- Дедушка приказал не будить Ташошу до тех пор, пока сама не проснётся.
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? с какой целью? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом чтобы (чтоб). В главном предложении бывают указательные слова для того, с тем, затем. Например:
- Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Серёжу.
- Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки, крышки их всех была истыканы толстой булавкой.
- Няня оставалась в тени с тем, чтобы вязать чулок.
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? Они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами потому что, оттого что, так как, ибо. Например:
- Обоз тронулся с места рано, потому что было нежарко.
- Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем.
- Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
- Я пригласил своего спутника выпить стакан чаю, ибо со мной был чугунный чайник.
Сложноподчинённые предложения с придаточными условными
Придаточные условные отвечают на вопрос при каком условии?, они относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами если, когда, раз и др. Например:
- Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
- Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.
Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то, например:
Если растение не поливать, то оно засохнет.
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными
Придаточные уступительные относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзами хотя (хоть); несмотря на то, что; пускай; пусть, например:
- Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
- В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
- Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай.
- Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
Придаточные предложения следствия относятся ко всему главному и прикрепляются к нему союзом так что. Например:
Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.
1 вариант
- К единицам синтаксиса относятся _____________________________________
- Словосочетание – это________________________________________________
- Согласование – это такой способ связи _________________________________
- Управление – это такой способ связи __________________________________
- Примыкание – это такой способ связи _________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
- Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом - согласование, карандашом – управление
- По наличию грамматической основы, предложения бывают ________
_____________________________________________________________(2 балла)
____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
- БСП – это такое предложение ________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
- Определите вид предложения (5 баллов)
Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.____________________
Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._________________
Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._______________________
.______________
11.Грамматическая основа предложения – это _________________
__________________________________________________(1 балл)
12. Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена .
Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)
13.Назовите способы выражения подлежащего _____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов)
14. Перечислите способы выражения сказуемого ___________________________
15.Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)
«5»- 52-59
«4»- 42-51
«3»- 32-41
«2»- …31
Контрольная работа №1 (Словосочетание и простое предложение)
Учени__________класса __________________________________________________
2 вариант
- По наличию грамматической основы, предложения бывают
_____________________________________________________________(2 балла)
- СПП – это такое предложение _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
- ССП – это такое предложение ________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
- Определите вид предложения (5 баллов)
Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.___________________
Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно._______ __________
Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнет._____________________
Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. _____________
Мы подъехали к крепости куда уже входила наша артиллерия .______________
- Грамматическую основу предложения составляют _____________________
____________________________________________________________(1 балл)
- Подчеркните основу предложений. Укажите, чем она выражена.
Первый зал музея посвящен тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. В следующем зале пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном, великом и малом, трагическом и забавном: батальные сцены и модные картинки, правительственные документы и письма частных лиц. Портреты русских царей, великих полководцев, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными. Так в музее начинается путешествие в пушкинское время, рассказ о Пушкине. (8 баллов)
7.Назовите, чем может быть выражено подлежащее _______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(5 баллов)
8. Перечислите способы и виды выражения сказуемого
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________(5 баллов)
9 .Расставьте знаки препинания. Подчеркните основу. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. (5 баллов)
1) В знаменитой картине Брюллова «Последний день Помпеи» многие склонны были видеть отблеск трагедии 14 декабря. 2) Портрет Пушкина был написан Кипренским в 1827 году тем же годом помечено стихотворение «Послание в Сибирь». 3) Гоголь открывший Россию «Ревизора» и «Мертвых душ» восхищался Брюлловым.4) Глубина постижения природы это глубина и масштабность человека. 5) Старые лиственницы лишенные ветвей и коры самое лучшее топливо.
10..К единицам синтаксиса относятся ____________________________________
_____________________________________________________________(2 балла)
11.Словосочетание – это________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
12.Согласование – это такой способ связи ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
13.Управление – это такой способ связи __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
14.Примыкание – это такой способ связи _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________(1 балл)
15 .Подчеркните ручкой с/сочетания, образованные способом – примыкание, карандашом – согласование
Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, прыгнуть вверх, бесчестный поступок, ярко разрисовать, хороший рассказчик, безвкусно одетый, умный ребёнок сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись, бронзовая статуя, бежать быстро, пришел с другом, сливочное мороженое. (20 баллов)
«5»- 52-59
«4»- 42-51
«3»- 32-41
Упражнение 386. Перепишите предложения. Расставьте зна-
ки препинания. Сделайте синтаксический разбор: определите
состав предложения в целом (простое или сложное; сложносо-
чиненное, сложноподчиненное или смешанного типа; союзное
или бессоюзное), укажите, какие обособленные второстепенные
члены предложения входят в них. В сложносочиненном предло-
жении укажите связь предложений; в сложноподчиненном -
главное предложение и вид придаточного, к какому слову в глав-
ном предложении относится придаточное, на какой вопрос от-
вечает, как связано с главным; если имеется несколько прида-
точных предложений, то каков тип подчинения: последователь-
ное или соподчинение.
1. Много должна была я сносить во многом уступать
многого не видеть между тем как мое самолюбие при-
лежно замечало малейший оттенок небрежения (П.).
2. Один из священнодействующих тут же находив-
шихся приносивщий с таким усердием жертвы Фемиде
что оба рукава лопнули на локтях и давно полезла отту-
да подкладка за что и получил в свое время коллежско-
го регистратора прислужился нашим приятелям как
некогда Виргилий прислужился Дашу и провел их в
комнату присутствия где стояли одни только широкие
кресла и в них перед столом за зеркалом и двумя тол-
стыми книгами сидел один как солнце председатель (Г.).
3. Княжна никогда не любившая Пьера и питавшая
к нему особенно враждебное чувство, с тех пор, как
после смерти старого графа она чувствовала себя обя-
занною Пьеру к досаде и удивлению своему после ко-
роткого пребывания в Орле куда она приехала с наме-
рением доказать Пьеру что несмотря на его не-
благодарность она считает долгом ходить за ним княж-
на скоро почувствовала что она его любит (Л. Т.).
4. Попроси только он у дяди и ему дадут такое же
доходное место как у моего мужа (А: Остр,).
5. Конец рассказа она вела таким возвышенным
угрожающим тоном и все-таки в этом тоне звучала бо-
язливая рабская нота (М. Г.).
6. Уля любила мать и отца и как это бывает в юности
она не то что не думала а не могла представить себе что
в самом деле придет такая минута жизни когда надо
будет самостоятельно решать свою судьбу отдельно от
воды оглядывался по сторонам и засмеялся когда паро-
ход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо на-
ло в заокеанские леса я понял что Зуев не хочет торо-
питься только потому что с необыкновенной и какой-
то изумительной радостью ощущает себя в привычных
местах (Пауст.).
8. Будет время приеду встречать нет так кого-нибудь
пришлю (Гайд.).
9. Поведение Нагульнова все расценивали по-разно-
му одни одобряли другие порицали некоторые сдержан-
но помалкивали (Шол.).
Упражнение 387. Сделайте полный синтаксический разбор
предложений в тексте.
Образец. Мы подъехали к крепости, куда входила
наша артиллерия (П.) - сложноподчиненное предло-
Мы подъехали к Крепости -г главное предложение;
куда входила наша артиллерия - придаточное опреде-
лительное, подчинение относительное, то есть при по-
мощи относительного (союзного) слова.
Мы - подлежащее, выражено личным местоимени-
ем 1-го лица;
подъехали - сказуемое, выражено глаголом в форме
прошедшего времени совершенного вида;
к крепости - обстоятельство места, выражено
существительным 3-го склонения, в дательном падеже
единственного числа с предлогом к;
куда - союзное слово, выражено обстоятельствен-
ным наречием;
входила - сказуемое, выражено глаголом в форме
прошедшего времени несовершенного вида;
наша - согласованное определение, выражено
притяжательным местоимением в форме единственно-
го числа;
артиллерия - подлежащее, выражено существитель-
ным, нарицательным, неодушевленным, женского рода,
1-го склонения, в именительном падеже единственно-
го числа.
Приехав домой, бабушка, отлешшвая мушки с лица
и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проиг-
рыше и приказала заплатить. Покойный дедушка, сколь-
ко я помню, был род бабушкина дворецкого. Он ее бо-
ялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном про-
игрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей,
что в полгода они издержали полмиллиона, что под
Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской
деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала
ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немило-
сти. На другой день она велела позвать мужа, надеясь,
что домашнее наказание над ним подействовало, но
нашла его непоколебимым. И первый раз в жизни она
дошла с ним до рассуждений и объяснений; думала усо-
вестить его, снисходительно доказывая, что долг долгу
рознь и что есть разница между принцем и каретником.
Куда! Дедушка бунтовал. Нет, да и только! Бабушка не
знала, что делать. С нею был коротко знаком человек
очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жерме-
не, о котором рассказывают так много чудесного. Вы
знаете, что он выдавал себя за вечного жида, за изо-
бретателя жизненного эликсира и философского кам-
ня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а
Казакова в своих «Записках» говорит, что он был шпи-
он; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинствен-
ность, имел очень почтенную наружность и был в об-
ществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор
любит его без памяти и сердится, если говорят об нем с
неуважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог рас-
полагать большими деньгами. Она решилась к нему при-
бегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к
ней приехать.
374. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений: определите состав предложения в целом (простое или сложное; слож- носочиненное, сложноподчиненное или смешанного типа; союзное или бессоюзное), укажите, какие обособленные второстепенные члены предложения входят в него. В слож- носочиненном предложении укажите связь предложений; в сложноподчиненном - главную часть и вид придаточной, к какому слову в главной части относится придаточная, на какой вопрос отвечает, как связана с главной частью; если имеется несколько придаточных, то каков тип подчинения (последовательное или соподчинение, т. е. параллельное).
1. Много должна была я сносить во многом уступать многого не видеть между тем как моё самолюбие при- лежно замечало малейший оттенок небрежения. (П.) 2. Один из священнодействующих тут же находившихся приносивший с таким усердием жертвы Фемиде что оба рукава лопнули на локтях и давно полезла оттуда под- кладка за что и получил в своё время коллежского реги- стратора прислужился нашим приятелям как некогда Вергилий прислужился Данту и провёл их в комнату присутствия где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом за зеркалом и двумя толстыми книга- ми сидел один как солнце председатель. (Г.) 3. Княжна никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанною Пьеру к досаде и удивлению своему после короткого пребывания в Орле куда она приехала с намерением доказать Пьеру что не- смотря на его неблагодарность она считает долгом хо- дить за ним княжна скоро почувствовала что она его любит. (Л. Т.) 4. Попроси только он у дяди и ему да- дут такое же доходное место как у моего мужа. (Остр.) 5. Конец рассказа она вела таким возвышенным угро- жающим тоном и всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота. (М. Г.) 6. Уля любила мать и отца и как это бывает в юности она не то что не думала а не могла представить себе что в самом деле придёт такая минута жизни когда надо будет самостоятельно решать свою судьбу отдельно от семьи. (Фад.) 7. По голосу его по то- му как он вдыхал запах речной воды оглядывался по сторонам и засмеялся когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок всё дальше пока не занесло в заокеанские леса я понял что Зуев не хочет торопиться только потому что с необыкновенной и какой-то изумительной радо- стью ощущает себя в привычных местах. (Пауст.) 8. Будет время приеду встречать нет так кого-нибудь пришлю. (Гайд.) 9. Поведение Нагульнова все расцени- вали по-разному одни одобряли другие порицали некото- рые сдержанно помалкивали. (Ш.)
375. Прочитайте текст. Сделайте полный синтаксиче- ский разбор предложений. Образец: Мы подъехали к крепости, куда входила наша артиллерия. (П.) Предложение сложноподчиненное: мы подъехали к кре- пости - главная часть; куда входила наша артиллерия - придаточная определительная, присоединяется при помо- щи союзного слова. Мы - подлежащее, выражено личным местоимением в форме именительного падежа; подъехали - сказуемое, выражено глаголом совершен- ного вида в форме прошедшего времени; к крепости - обстоятельство места, выражено сущест- вительным в форме дательного падежа с предлогом к; куда - союзное слово, выражено обстоятельственным наречием; входила - сказуемое, выражено глаголом несовершен- ного вида в форме прошедшего времени; наша - согласованное определение, выражено притя- жательным местоимением; артиллерия- подлежащее, выражено существитель- ным в форме именительного падежа.
Приехав домой, бабушка, отлешшвая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своём проигры- ше и приказала заплатить. Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он её боялся как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принёс счёты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто от- казался от платежа. Бабушка дала ему пощёчину и легла спать одна, в знак своей немилости. На другой день она велела позвать мужа, надеясь, что домашнее наказание над ним подействовало, но нашла его непоколебимым. И первый раз в жизни она дошла с ним до рассуждений и объяснений; думала усовестить его, снисходительно до- казывая, что долг долгу рознь и что есть разница между принцем и каретником. Куда! Дедушка бунтовал. Нет, дя и только! Бабушка не знала, что делать. С нею был коротко знаком человек очень замечатель- ный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он вы- давал себя за изобретателя жизненного эликсира и фи- лософского камня. Над ним смеялись, как над шарлата- ном, а Казанова в своих «Записках» говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинст- венность, имел очень почтенную наружность и был в об- ществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят о нём с не- уважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог распо- лагать большими деньгами. Она решилась к нему при- бегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать. (По А. С. Пушкину.)