Стишки про геометрические фигуры для малышей. Стихи для детей на тему «Геометрические фигуры

    В сферу изучения науки геометрии входят плоские (двухмерные) фигуры и объмные фигуры (трхмерные).

    Из плоских:

    Их изучает планиметрия . Точка тоже плоская фигура.

    Из объмных известны:

    Их изучает стереометрия .

    Двухмерные фигуры - треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, круг, овал, эллипс, многоугольники (пентагон, гексагон, гептагон, октагон и другие).

    К фигурам также относится и точка.

    Трехмерные фигуры - куб, сфера, полусфера, конус, цилиндр, пирамида, параллелепипед, призма, эллипсоид, купол, тетраэдры и множество других, выходящие из вышеуказанных. Далее идут очень сложные геометрические фигуры - различные многогранники, которые по сути могут содержать бесконечное количество граней. Например, большая клинокорона - состоит из 2-х квадратов и 16-ти правильных треугольников или клинокорона, составленная из 14 граней: 2 квадрата и 12 правильных треугольника.

    Говоря о геометрических фигурах, можно выделить такие две закономерные группы как:

    1) Двухмерные фигуры;

    2) И трхмерные фигуры.

    Итак, поподробнее о двухмерным, к ним можно отнести такие фигуры как:

    А вот что касается трхмерных фигур, то вот какими они могут быть:

    Очертания фигур и все возможные действия с ними изучают математические науки геометрия (изучает плоские фигуры) и стереометрия (предмет изучения - объемные фигуры). Я в школе любила и ту, и другую науку.

    Вот так классифицируются плоские (2D) фигуры:

    С тремя сторонами - это треугольник. С четырьмя сторонами - это квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция. А еще может быть параллелограмм и окружность (овал, круг, полукруг, эллипс).

    Объемные фигуры (3D) классифицируются таким образом:

    Это куб, параллелепипед, тетраэдр, цилиндр, пирамида, икосаэдр, шар, додекаэдр, конус, октаэдр, призма, сфера. К тому же есть усеченные фигуры (пирамида, конус). В зависимости от основания, пирамида, призма делятся на треугольные, четырехгранные и так далее.

    Детские игрушки (пирамидки, мозаика и другие) позволяют с раннего детства знакомить детей с геометрическими объемными фигурами. А плоские фигуры можно нарисовать и вырезать из бумаги.

    Из двухмерных можно назвать следующие:

    • круг;
    • овал;
    • квадрат;
    • прямоугольник;
    • параллелограмм;
    • трапеция;
    • пятиугольник (шестиугольник и т.д.);
    • ромб;
    • треугольник.

    С трехмерными немного посложнее:

    • цилиндр;
    • конус;
    • призма;
    • сфера или шар;
    • параллелепипед;
    • пирамида;
    • тетраэдр;
    • икосаэдр;
    • октаэдр;
    • додекаэдр.

    Думаю многие, прочитав последния названия, спросили про себя: Что-что?. Для наглядности - иллюстрация:

    На самом деле фигур в математике достаточно. Плоские фигуры это - прямоугольники, квадрат, треугольник, пятиугольник, шестиугольник, круг. Объемные фигуры или 3D фигуры - это как пирамида, так и куб и додекаэдр, и тд.

  • Лично я знаю:

    1 Из двухмерных фигур:

    круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм, овал и многоугольник. Ещ звезда (пентаграмма), если е можно называть фигурой.

    2 Из трхмерных фигур:

    Призма, пирамида, параллелепипед, призма, шар (сфера), цилиндр, полусфера (половинка от сферы, то есть шар, разрезанный пополам) и конус. Пирамиды делятся на треугольные, четырхугольные и так далее (почти до бесконечности). Чем больше у пирамиды углов в основании, тем больше она напоминает конус.

  • Двухмерные фигуры (2D): угол; многоугольник (разновидности многоугольников: треугольник, четырхугольник разновидности четырхугольника: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, дельтоид, пятиугольник, шестиугольник и т. д. до бесконечности); окружность, круг, круговой сегмент, круговой сектор, эллипс, овал...

    Трхмерные фигуры (3D): двугранный угол, многогранный угол; многогранник (разновидности многогранников: призма разновидности призмы: параллелепипед, куб, антипризма, пирамида разновидность тетраэдр, усечнная пирамида, бипирамида разновидность октаэдр, додекаэдр, икосаэдр, клин, обелиск); цилиндр, усечнный цилиндр, отрезок цилиндра (он же цилиндрическая подковка или копыто), конус, усечнный конус, сфера, шар, шаровой сегмент, шаровой слой, шаровой сектор, эллипсоид, геоид...

    С самого начала мы на уроках геометрии изучаем простые фигуры, которые являются плоскими, то есть располагаются на одной плоскости.

    Итак, перечень основных фигур можно изучить ниже.

    В последнее время мне как раз приходилось рассказывать своим внучкам и внуку, какими могут быть геометрические фигуры.

    Начинали с плоских фигурок, вырезанных из картона или сделанные из пластмассы, дети учились различать треугольник и квадрат, овал и круг, прямоугольник, ромб и многоугольник.

    Помогали в запоминании названий фигур и вот такие специальные игрушки с отверстиями определнной формы.

    Позднее перешли на объмные фигурки, кубики и конусы, параллелепипеды, шары и кольца, пирамидки и цилиндры.

    До школы они пока не доросли, а когда пойдут, то их научат различать равнобедренные и равносторонние треугольники, узнают про луч и точку, про окружность и вс остальное.

Треугольник

Жаждет знать любой дошкольник
Что такое треугольник.
Треугольник - это клин,
Треугольником трамплин
Высится над миром,
Клином в небе журавли
Пролетают мимо
Праздничная елка -
Тоже "треуголка".
Парус в море, всех ветров
На земле поборник,
С виду - треугольник.
И беляш, и пирамида -
Треугольнейшего вида.
Иногда журнальный столик
Так похож на треугольник.
Трегольное - помело,
Треугольное - весло.
Уплетая не в гостях
Аппетитнейший рассольник,
Папа, мама и дитя -
Есть семейный треугольник...
(Углицких А.)

Треугольный треугольник
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!

Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».

Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем.

Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.

Я под крышей треугольной
Спрячусь от дождя.
Крыша треугольная,

Спрячь скорей меня!

Прямоугольник

Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки,
И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.

Мой холст – не квадратный,
Он – прямоугольный!
На нем нарисую
Различные формы!

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат прямоугольник.

Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?.
Треугольник то, друзья.
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем же пишу я? Ответьте, друзья!

Ромб

Змей воздушный не простой!
Змей, он в форме ромба!
Он взлетает над землёй
Даже выше дома.

Слон квадратик повернул,
Присмотрелся и вздохнул.
Сверху сел, чуть-чуть примял,
И квадратик ромбом стал!

Ромб - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.

Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.
(Мажирина Н.)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем?

Многоугольник

Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов?

Трапеция

Если влезть с пилой повыше,
Отпилить у дома крышу,
То хозяев мы обидим,
Но трапецию увидим!

А потом мы все починим
И из шкафа юбку вынем.
Мы увидим: юбка тоже
На трапецию похожа!

Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник.

Фигура есть такая,
А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае?
Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо,
Трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку.
И на гладильную доску
Укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

Конус

Конус перевёрнутый -
Ваза для цветов.
Его водой наполню,
И букет готов!

Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
КОНУС - шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
- Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
- Мама, с места я не тронусь,
Расскажи ещё про конус.
- Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.

Цилиндр

Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся: - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода- цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи.
А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.

Фигуры все запомнить мне
Труба подзорная поможет!
Она – цилиндр, например!
И, кстати! В ней круг есть тоже!

Шар

Если круг объемный,
Значит это шар!
Рыбки! Час обеда
В аквариуме настал!

Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - ШАР!
А это - шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.

Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это куб.

Покажу вам кубик!
Вот какой огромный!
С ровными краями!
Он – равносторонний!

Принёс нам ящик почтальон -
Посылка мне и брату.
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.

Пирамида

Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна пирамида.

Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!
Е. Французова

Баисова Алтынай
Конмпект занятия по математике в средней группе «Плоскостная геометрическая фигура треугольник»

Тема : Плоскостная геометрическая фигура : треугольник .

Цели :

1. Познакомить с геометрической фигурой : треугольником и его свойствами .

2. Развивать умение находить предметы, похожие на треугольник .

3. Закрепить представления детей о свойствах плоскостных геометрических фигур : круге и квадрате.

Материал :

Картинки с изображением моря и парусника; индивидуальный набор геометрических фигур ; счетные палочки; картинки, где спрятаны треугольники ; ёжик с кругом, квадратом, треугольником ; три корзины для фигур .

Ход занятия.

Ребята, к нам сегодня в гости по морю приплыл красивый парусник.

Посмотрите внимательно на форму паруса . Кто – нибудь из вас знает, на какую фигуру он похож (на треугольник )

Помечтаем на просторе,

Дует ветер вольный

Нас с тобой уносит в море

Парус треугольный .

Сегодня у нас в гостях новая геометрическая фигура- треугольник . (демонстрация фигуры ) .

Ты на меня внимательно – внимательно смотри-

Ведь у меня всего – всего – всего по три.

Три стороны и три угла,

Три пика - острия.

Мне это нравиться вполне,

Ведь треугольник я .

Ребята, положите перед собой красный треугольник . Обведите по краям пальчиком.

Сколько у нег углов? Сторон?

Ребята, на паруснике вместе с треугольником приплыли и его друзья, другие фигурки . С какими фигурками мы с вами уже познакомились (круг и квадрат) .

Посмотрите на желтый квадрат и треугольник , и скажите, чем они отличаются и чем похожи. (у квадрата есть углы, и у треугольника есть углы треугольника есть стороны

Сейчас посмотрите на синий круг и треугольник . Чем они похожи и чем отличаются? .

Ребята, мы с вами сегодня узнали, что треугольник и квадрат очень похожи друг на друга.

Жили были два брата :

Треугольник и квадрат .

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный,

Младший – треугольный ,

Вечно не довольный.

Стал расспрашивать квадрат…

Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему :

«Смотри : ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

А у тебя - четыре».

Игра «Найди треугольник »

(Демонстрация картинок, где спрятался треугольник : ёлочка, домик, зайка и т. д.).

Дети подходят к доске и показывают на картинке, где они нашли треугольник .

Минутка для отдыха

Утром на лесной дорожке-

Топ – топ – топ топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках старый ёжик.

Ищет ягодки грибочки

Для сыночка и для дочки.

Ребята, посмотрите, какие фигуры у нашего ёжика в колючках? Что он нам принес? (демонстрация изображения ёжика с квадратом, треугольником и кругом в колючках ).

А еще ребята, ёжик хочет поиграть с вами и посмотреть как вы знаете геометрические фигуры . Ёжик принес нам три корзины, на каждой корзинке прикреплена своя фигура . Вы должны разложить фигуры по корзинкам .

И еще одно задание для вас есть у меня. Сейчас я вам раздам счетные палочки, вы должны построить из них фигуры . (квадрат и треугольник ) .

(Можно, чтобы дети по образцу сделали бабочку, елочку и т. д. состоящие из треугольников ).

Итог занятия :

Наше занятие подходит к концу .

С какой фигурой мы сегодня познакомились? (треугольник ) .

Какие еще фигуры были у нас в гостях ? (круг и квадрат) .

Чем похожи и чем отличаются квадрат и треугольник ? .(у квадрата есть углы, и у треугольника есть углы ,но разное количество; у квадрата есть стороны, и у треугольника есть стороны , но разное количество; у квадрата все стороны равны).

Чем похожи и чем отличаются круг и треугольник ? (ничем не похожи; у круга нет углов и сторон) .

Ирина Колесова
Конспект НОД в средней группе по теме «Геометрическая фигура овал»

Конспект НОД в средней группе по теме «Геометрическая фигура овал »

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Геометрическая фигура овал » .

Данный материал будет полезен воспитателям средней группы . Это конспект познавательного занятия, направленного на формирование умения различать геометрические фигуры и развитию умения считать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «Геометрическая фигура овал »

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура»

Цель : продолжить формировать представления о геометрических фигурах .

Задачи :

Образовательные : формировать представление о новой фигуре – овал ;

Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные : воспитывать интерес к математике, любознательность.

Оборудование : мяч, игрушка Незнайки, карточки с цифрами 1 и 2

Раздаточный материал : карточки с изображением одного и двух овощей для каждого ребенка; карточки с недорисованными фигурами .

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка «Удивляемся природе» , продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка. Он немного огорчен, потому что ничего не знает о геометрических фигурах . Поможем Незнайке? Какие геометрические фигуры вы , ребята, знаете? Дети отвечают. А теперь покажите на доске фигуры , которые вы назвали (на доске воспитатель закрепил известные фигуры : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Молодцы!

Воспитатель : Ребята! Незнайка к нам пришел не с пустыми руками, он принес конверт с заданием, но сам его выполнить затрудняется. Давайте ему поможем. Воспитатель достает из конверта карточки с недорисованными фигурами , дети выполняют задание : дорисовывают фигуры круг , квадрат, прямоугольник. Треугольник. Среди известных фигур находится овал . Воспитатель обращает внимание детей на новую фигуру – овал .

Какие получились фигуры ? Давайте рассмотрим новую фигуру . Произнесем хором – овал .

Игра «Что похоже на овал На столе воспитатель разложил разные предметы. Какие из них похожи на овал ? (круг, треугольник, квадрат)

Физкультминутка «Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. Потягиваем руки в стороны.

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет. Правой рукой коснуться левой ступни.

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой.

С корнем будем выдирать,

Да пониже приседать. Приседаем.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. Потягиваем руки в стороны.

Мы ее не будем трогать,

Обожглись уже немного. Потягиваем руки вперед.

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

Воспитатель : Вот, ребята, мы и отдохнули. И Незнайка вместе с нами тоже отдохнул.

А сейчас, дети, посмотрите на доску. На доске цифры - 1 и 2. Воспитатель показывает цифру 1, дети ее называют. Потом цифру 2, дети называют. Ребята, пока мы с вами отдыхали, у вас на столе появились карточки с изображением овощей. А сейчас давайте поработаем. Я показываю цифру, а вы показываете карточку с изображением овоща.

Воспитатель показывает цифру 1, дети показывают карточку с изображением одного овоща, если цифру 2, то карточку с изображением двух овощей.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А что больше – 1 или 2? Ответы детей.

А сейчас, ребята, с вами хочет поиграть Незнайка. Игра «Кто больше?»

Незнайка бросает мяч каждому ребенку, тот в свою очередь должен его поймать и назвать овощ. Кто больше назовет овощей.

Итог. Ребята наше занятие завершается. Незнайке очень понравилось. Он узнал много нового. А что узнали вы? С какой новой фигурой познакомились ? На что похож овал ?

Какая это цифра? Что больше - 1 или 2? Молодцы!