Что такое ассоциативное мышление у детей. Тест на ассоциативное мышление

Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства

Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: В данном материале предпринята попытка раскрыть важность формирования у обучающихся ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства, даны практические рекомендации по теме.
Назначение: Материал может быть полезен учителям изобразительного искусства как на уроке, так и во внеурочной деятельности в 5-7 классах.
Цель: обмен опытом работы.
Формирование ассоциативно-образного мышления может выступать одним из ведущих методов художественно-познавательной деятельности в области предмета "Изобразительное искусство". Данный метод способен обеспечить восприятие и изучение художественных явлений, позволяет понять выразительные возможности цвета, способствует становлению творческой личности и развитию чувственного восприятия.
По мнению психологов, ассоциативно-образное мышление – это генетически обусловленный, универсальный механизм целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и прочее) и несущих определённую смысловую нагрузку.
Для формирования ассоциативно-образного мышления могут успешно использоваться общие методы формирования мыслительной деятельности, разработанные в психолого-педагогической науке: развивающие, проблемные, игровые, коммуникативные и другие. В основе многих перечисленных обучающих методик лежит принцип ассоциаций.
Образное мышление находится в основе всех видов художественной деятельности и характеризуется наличием ассоциативной логики. В чём же её суть? Образы, возникающие в сознании человека при восприятии того или иного объекта, связываются между собой по принципу подобия, аналогии, соотнесения, сопоставления и напоминают сборку конструктора. Такое мышление способствует проникновению в суть вещей.
В развитии ассоциативно-образного мышления могут помочь упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы человека и имеющие ассоциативно-образный характер деятельности. Цель таких упражнений: вызвать у учащихся какое-то отношение к увиденному, услышанному, какие-то переживания в связи с этим. В одно представление включается всё то, что воспринималось ребёнком в разное время и из этого создаётся ассоциативный образ, который он выражает с помощью художественных средств. Очень важно, чтобы задания были интересны для школьников, волновали их, вызывали естественное желание пофантазировать, придумывать, воображать, создавать неповторимые и индивидуальные композиции. Именно в подростковом возрасте у учащихся появляется желание заглянуть в свой внутренний мир. Этому способствуют предложенные задания и упражнения, предполагающие синтез мысли, чувства и знаний средств художественной выразительности.
У поэта В. Кострова есть строчки, очень точно передающие суть таких заданий:
Пишу. И радуюсь и маюсь,
И, словно бы иглу и нить,
Я чувство с мыслию пытаюсь
Между собой соединить.
Начать можно с простого задания, не требующего непосредственно изобразительной деятельности. Класс делится на две команды, которые соревнуются, кто больше вспомнит выражений (поговорок и фразеологизмов), включающих название цвета.
Примеры:
- Радужные надежды,
- Зелёная тоска,
- Предстать в чёрном цвете,
- Чёрная зависть (неблагодарность),
- Розовые очки,
- Голубая (розовая) мечта,
- Сгущать краски,
- Мне всё глубоко фиолетово и др.
Детям нужно попытаться объяснить, почему именно данные цвета и оттенки фигурируют в речи для образного выражения данного понятия.
Одно из простейших практических заданий – создание цветовой гаммы простых и ясных чувств человека: счастья, радости, злости, грусти, печали, скорби. Каждому ребёнку можно раздать карточку, на которой стоит цифра: 1, 2, 3 и так далее, а рядом написано название чувства. Эти же названия выписаны на доске. С помощью цветовых ассоциаций и фактурного мазка обучающимся нужно изобразить цветовую гамму, заданного чувства. В конце работы к доске вызываются все обучающиеся, у которых было задание №1. Остальные дети отгадывают, какое чувство изобразила эта группа одноклассников. Затем вызываются обучающиеся с заданием №2 и аналитическая работа продолжается.

Интересно, что одно и тоже чувство имеет у разных детей разное колористическое решение. Язык цвета совсем не однозначен и в оценке их эмоционального воздействия многое зависит от индивидуальности воспринимающего человека, восприятия им окружающего мира. Но есть и много общего: все плохое ассоциируется у большинства людей с тёмными, малонасыщенными, холодными, глухими цветами, а хорошее – с яркими, светлыми, тёплыми цветами. Для изображения счастья дети чаще всего выбирают яркие, сочные цвета и хаотичные, искрящиеся мазки; для радости – более спокойные цвета и мазки; для злости – хаотичные мазки глухих, холодных цветов и оттенков.
Неизменный интерес вызывают у обучающихся задания на создание частично абстрагированных композиций к таким понятиям как «жизнь», «мысль», «надежда», «одиночество», «печаль» и др. В этом задании органично сочетаются ассоциации на основе цветовых аналогий и ассоциативные символы.
Учащимся необходимо сначала найти словесные ассоциации, а затем воплотить их на листе бумаги. Чем больше у детей появляется ассоциаций, тем интереснее рождённый воображением художественный образ.
Например:
- жизнь – это река; дорога; сменяющиеся вихри и штиль; дерево; звезда; движущийся поезд; самолёт, рассекающий пространство; бабочка у огня, цветные и чёрные полосы…
- мысли – текучие и липкие, опутывают голову; мысль растёт и расцветает, как цветок; проносится в голове; точит, как червь яблоко; спутались, как в клубок…
Помощником в этом задании может стать образное слово: строки стихотворений, песен, пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Примеры детских работ:
"Надежда".


"Жизнь"


"Мысли"


Представленные варианты детских работ показывают насколько различаются ассоциации на одну и туже тему. Также в них просматривается попытка заглянуть во внутренний мир человека, представить своё отношение к тем или иным понятиям с помощью художественных средств.

Не стоит полагаться на память , выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.

То же и с ассоциациями.

Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.

Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1

Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации . Во второй части - в несвязанные ассоциации.

Связанные ассоциации

Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.

Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.

* путешествие,
* вагон,
* билет,
* кондуктор,
* чемодан,
* пассажир,
* попутчик,
* вид,
* окно,
* станция...

В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации

* путешествие,
* расход,
* закат,
* бомбёжка,
* полиэтилен,
* маска,
* ребёнок,
* ужас,
* воротник

И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.

В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.

Например

Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.

Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.

Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.

Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».

В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2
«Убегающая ассоциация»

Ведущий называет слово. Например «гардероб».

За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.

Например: Гардероб,

* скелет,
* аптека,
* весы,
* небо,
* ракета,
* мультфильм,
* детство,
* Румыния,
* бубен,
* валет,
* пудинг,
* холмы...

В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3
«Пристёгнутая ассоциация»

Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.

По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.

Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.

Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё мышление.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциации и их виды

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Если говорить о создании интеллектуальной базы для успешного обучения ребенка (в том числе для быстрого чтения), то нельзя обойти вниманием ассоциативное мышление. Сегодня я предлагаю вам материал об ассоциативном мышлении, о том, какое значение оно имеет в жизни, и как влияет на развитие ребенка. И что делать, если оно развито слабо или не развито вовсе.

Все дело в том, что наши память и мышление ассоциативны. Вы замечали, что какое-то слово или выражение, или запах, или действие вызывает определенные воспоминания.

Например, вы идете по улице, и до вас доносится запах свежеиспеченного пирога. Сразу в уме возникают воспоминания о доме, о маме, которая в детстве пекла пироги, о чаепитии, возможно, о друзьях и многих других вещах. Вот это и есть ассоциации.

Подбор ассоциаций будит в памяти массу сведений, что положительно сказывается практически на всех сторонах ума. Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Это очень хорошая тренировка для ума, недаром ассоциативное мышление называют мышлением гениев. Благодаря ему, человек (ребёнок в том числе) становится способным к созданию

  1. новых оригинальных идей,
  2. смысловых связей.

Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция.

Ассоциативное мышление – это особое мышление. Не новость, что у человека два полушария. У каждого своя задача. Левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого получается совершенно новое качество, что тоже очень полезно для развития.

Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, которые, казалось бы, были давным-давно забыты, и таким образом активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого значительно расширяется активный словарь ребенка.

Перед школой полезно проверить, умеет ли ваш малыш создавать ассоциации.

Тест на ассоциативное мышление

Возьмем 30 слов, знакомых ребенку: десять обозначающих предметы (имена существительные), десять действия (любые глаголы), а десять – качества (имена прилагательные). Перемешаем их и напишем в столбик, чтобы справа от слова осталось место, где будут записаны ответы ребенка.

Слова (примерный набор): солнце, быстрый, мальчик, волчий, рисовать, высокий, быстро, петь, кровать, сердитый, летать, стакан, стол, смеяться, лес, холодный, друг, яблоко, прыгать, книга, красный, расти, дом, веселый, вода, брат, широкий.

Смотрите, где ребенок испытывает наибольшие затруднения: тратит много времени, не может подобрать слово и т. д. Здесь и нужно поработать.

Если ребенок затрудняется, то это может быть по трем причинам:

  1. не понял задания;
  2. не умеет находить ассоциации;
  3. боится высказывать свое мнение.

По качеству ответы можно разделить на две группы.

Высшие речевые реакции:

  1. когда дается качественная характеристика предмета: ответы типа солнце круглое, (желтое, греет), стакан - вода, красный - синий;
  2. в ответ на слово ребенок называет родовое понятие: стол - мебель, яблоко - фрукт;
  3. ответ по контрасту: смеяться - плакать, веселый - грустный, лес - поле.

Низшие речевые реакции:

  1. вместо ответа ребёнок задает вопрос: яблоко - "где?" "какое?" (такие ответы называются ориентировочными);
  2. отказные ответы: "не знаю";
  3. созвучные: типа "брат - брать";
  4. на 2, 3 и более слов отвечает одним и тем же, например, своим именем;
  5. просто повторяет предъявляемое слово: "дом - дом" или называет множественное число "дом - дома".

Тренировка ассоциаций

Ассоциации можно и нужно тренировать. Для дошкольника полезной будет приведенная ниже игра.

Дайте ребёнку такую инструкцию: "Я назову слово, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)". Слова называйте по одному. Получается как "вопрос-ответ"

Например:

  1. окно, стол, ботинки, море, девочка, дом, птица, посуда, дерево, карандаш, бабочка, собака, совок, огурец, самолет, соль, трава, корова, радуга, облако, диван, заяц, цветок;
  2. стоит, говорит, пить, расти, петь, шить, рисовать, бежать, смеяться, падать, дружить, слезать;
  3. королевский, желтый, большой, холодный, высокий, толстый, ветреный, хороший, сердитый, деревянный, лисий;
  4. быстро, светло, неправильно, поздно, сердито, сухо, высоко, старательно, весело.

Все эти слова можно перемешать, чтобы мозг ребёнка постоянно переключался. Это полезно, так как формируются важные качества ума: переключение и распределение внимания. Чтобы подобрать слова для предъявления, используйте орфографический или другой словарь.

Сайт Нестандартные дети желает успехов!