Дополнения с предлогами кроме помимо. Обособление дополнений

Ацтеки - сравнительно поздние жители долины Мехико. За много столетий до их появления тут уже жили культурные народы, которые обрабатывали землю, воздвигали величественные здания, создавали замечательные произведения искусства. К моменту появления в стране испанских завоевателей, не только сами эти народы, но даже память о них почти совершенно угасла.

Ацтеки - не народ, а общность народов, которые населяли долину Мехико до 1521 года. Среди этих племен, несомненно, главными были теночками, и «ацтеками» часто называют именно их. Также под ацтеками подразумевают тройственный союз созданный:

  • теночками Теночтитлна
  • аколуа Тескоко
  • тепанеками Тлакопана

Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века, как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Города ацтеков

Их города-государства возникли на плодородной долине Мехико и подчинили себе огромную территорию, получив доступ к неограниченным природным ресурсам.

Цивилизация ацтеков (XIV-XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков, был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.

Ацтеки обосновались на двух тогда небольших островах на озере Тескоко и построили город Теночтитлан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место - центр Мехико .

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак, вокруг озера Тескоко, с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка - это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков. Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков («говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).

Ацтеки пришли что называется не на пустое место. Постепенно они переняли знания и часть культуры ранее осевших на этих замлях племен. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, - большей частью от древних тольтеков.

Представления ацтеков о мироустройстве

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными. Среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой.

Наша эра - Науи Оллин, пятая эпоха (Блаватская тоже писала о пяти), пятое солнце или пятое сотворение, - избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах». По-русски обычно переводится «весь в бубонах». Это самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце.

Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (буквально — «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф, описывает Землю, как создание двух богов-близнецов - Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа, Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Империя ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически. Это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, - пурепеча - был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков, стала система коммуникаций между завоёванными городами.

В Месоамерике, не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов — население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек и к моменту Конкисты, государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло, не подчинилось ацтекам.

Основные занятия ацтеков

Ацтеки были воинственным народом, но, занимались земледелием, добывали уголь, серебро, золото, владели гончарным и оружейными ремеслами, обрабатывали металлы и шили одежду. Много внимания уделялось развитию письменности и науки.

Достижения ацтеков в сельском хозяйстве проявлялись в изобретении «плавающих садов» - чинампа и изобретение сети орошения. Земледельцы выращивали бобовые, тыквенные, распространили по завоеванным территориям такой, ставший в последствие очень важным продукт, как кукуруза. Научили использовать зерна какао для приготовления душистого напитка, и использовать сок агавы для приготовления алкогольных напитков. Они первые научились выращивать какао и помидоры, присвоив им название «томато».

Прибывшие на их земли колонизаторы, были восхищены уровнем архитектурных проектов и строений. Плавающие деревни, дома, возведенные на сваях, величественные храмы, монументальные здания с роскошными садами на крышах. Поселения, снабженные водопроводом с развитой городской инфраструктурой. Парикмахерские, аптеки, постоялые дворы, харчевни – все это присутствовало в поселении и говорило о высоком уровне развития цивилизации.

На базе своей письменности, ацтеки создали зрелую литературу, в основном представленную религиозной и исторической прозой. Эпические повествования рассказывали о происхождении индейцев, странствиях предков, войнах и потопах.

Архитектура ацтеков

Основным элементами архитектуры ацтеков были пирамидальные храмы до 70 метров. Высота этих построек была продиктована культовыми требованиями. Храмы непременно должны были превосходить своими размерами любые другие постройки. Яркий образец такого сооружения – Храм Надписей в Паленке, все стены которого покрыты надписями. Также известны храмы Солнца, Креста и Лиственного Креста.

Прекрасные дворцовые ансамбли и сооружения, к сожалению, были разрушены конкистадорами. Но и в наше время, мы можем оценить масштабы и профессионализм древних архитекторов – ацтеков, благодаря Храму в Малиналько, высеченном непосредственно в скале и обнаруженному в конце ХХ века в центре Мехико – главному Храму – Темпло Майор.

На примере, которого мы можем увидеть уникальную работу строителей, и характерные черты искусства ацтеков в виде изделий скульпторов и художников. Но не только храмовые и дворцовые комплексы строились ацтеками. Их мастерство позволяло создавать мосты, крепости, каналы, акведуки. Самым красивым городом, несомненно, был «растущий на камнях, среди кактусов» - город Теночтитлан – столица ацтеков.

Наивысшего периода своего развития культура этого удивительного народа достигла в начале 16 века, но действия колониальных захватчиков уничтожили возможности ее дальнейшего развития.

После захвата испанцами, цивилизация ацтеков практически прекратила свое существование, города и храмы были разрушены, а книги сожжены… Так конкискодоры выразили свое восхищение от увиденного. А что еще было ожидать — европейцы живут грабежом уже много веков, да еще поначалу связывали это с великомученником Христом. Кем бы он не был, но крестовые походы устраивать он не учил…

Использованы материалы сайтов:

Центр ацтекской цивилизации был богатой и плодородной территорией, на которой ацтеки успешно развивали земледелие, выращивая помидоры, бобы, кукурузу, перец чили, тыкву и другие овощи. В тропических зонах трудолюбивые люди собирали фрукты, а также скотоводством, поскольку в пищу ацтеки часто употребляли мясо и индюков. Помимо этого, важную роль в быту ацтеков играли охота и рыбалка, ткачество, оружейное, гончарное и ювелирное дело, а также купеческая торговля за пределами империи.

Ацтеки славились своими уникальными плавучими садами, которые создавались вручную ацтекскими умельцами.

Поскольку в распоряжении ацтеков не было колес и вьючных животных, они транспортировали сухопутные грузы с помощью носилок, а для водных путешествий использовали каноэ, в которые вмещалось до двадцати человек. Теночитлан, столица ацтеков, являлась уникальным достижением тогдашней архитектуры, состоящей из огромных пирамидальных храмов, роскошных дворцов, прямых широких улиц, каменных скульптур и сети . Чистая питьевая вода поступала в город из акведуков, а продукты покупались на гигантском рынке прямо в центре столицы.

Достижения в искусстве и науке

Ацтеками был создан огромный пласт пиктографической литературы, который различные поэзии, религиозные песнопения, драматические произведения, легенды, сказания и философские трактаты. Ацтекская часто устраивала практикумы по диспутам и поэтическим упражнениям, а простой народ увлекался резьбой по камню и изготовлением скульптур. Кроме этого, ацтеки достигли больших успехов в математике, медицине, и юриспруденции.

В большом почете у ацтеков были изделия из ярких птичьих перьев, которыми мастера украшали воинские щиты, одежду, головные уборы и штандарты.

Авторству ацтеков принадлежит солнечный 365-дневный календарь, который делил год на 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней. В конце года к этим месяцам ацтеки прибавляли по пять дней, вычисляя с помощью солнечного сельскохозяйственный цикл проведения религиозных обрядов. Также ацтеки изобрели 260-дневный ритуальный календарь, который содержал 13 месяцев, в каждом из которых также было по 20 дней. Его использовали для предсказаний и пророчеств. Оба календаря были объединены общим 52-летним циклом, которого каждый раз символизировало гибель старого мира.

Ацтеки - общее заглавие народов, населявших равнину Мехико до испанского завоевания Мексики в 1521 году. Этот этноним соединяет воединыжды ряд близких по культуре народностей, которые говорили на языке науатль, хотя большая часть из их имели свои собственные города - страны и королевские династии. Посреди этих племён главенствующее положение занимали теночки, и «ацтеками» время от времени именуют только этот последний люд.

Природа

Центр цивилизации ацтеков находился в равнине Мехико. Массивные потоки дождевой воды, с близлежащих горных цепей, откладывали на берегах озёр большой слой наносов, обеспеченный минеральными удобрениями. Смешиваясь с прибрежными и растительными остатками, этот слой создавал злачную почву.

Занятия

Ацтеки удачно занимались земледелием, культивируя кукурузу, бобы, тыкву, перец чили, помидоры и другие овощи. Имело место собирательство - фрукты из тропических зон. Важную роль игралось скотоводство - в еду использовалось мясо индюков и собак.

Ацтеки также занимались охотой и рыболовством. Уникальным достижением ацтеков были рукотворные плавучие сады, вокруг столицы ацтеков - города Теночтитлан, размещенного на полуострове. Ацтеки были опытными негоциантами - торговые экспедиции путешествовали далековато за границы империи. Из ремёсел были развиты ткачество, гончарное дело, оружейное и ювелирное дело.

Средства передвижения

Ацтеки не знали колеса и вьючных животных. Для переноски грузов по суше применялись носилки, а для аква путешествий лодки - каноэ, достигавшие (в морском варианте) огромных размеров и вмешавшие до нескольких 10-ов человек.

Архитектура

Столица ацтеков - Теночтитлан, была ярким достижением архитектуры. Широкие прямые улицы, шикарные замки, большие пирамидальные храмы, каменные статуи, все это было связано сетью каналов (по которым передвигались на каноэ). Акведуки снабжали город незапятанной питьевой водой. В центре города находился большой рынок.

Военное дело

Ацтеки нередко воевали с примыкающими народами и подчиняли их собственной империи, хотя необходимо подчеркнуть, что многие народы присоединялись дипломатичным путём.

Ацтеки разрешали сохранять покорённым народам собственные королевские династии, при условии постоянной выплаты дани. Ацтекские войны использовали огромное количество разновидностей орудия - длинноватые копья, дротики (в том числе дротики - трезубцы), копьеметалки, луки и стрелы, пращи, топоры, ножики, булавы. Из защитного снаряжения использовались щиты (огромные и малые) и доспехи (у знати).

Искусство и литература

Ацтеки сделали большой корпус литературы (письменность была пиктографической), представленной разными жанрами поэзии, религиозными песнопениями, драмой, легендами и сказаниями, также литературой философского нрава. В среде знати практиковались поэтические упражнения и диспуты. Ацтеки показали себя как качественные архитекторы и резчики по камню.

Особенным почётом воспользовалось искусство производства изделий из ярчайших перьев тропических птиц. Перьями декорировали щиты воинов, одежку, штандарты, головные уборы. Была развита музыка.

Наука

Ацтеки воспользовались солнечным (365-дневным) календарём и ритуальным (260-дневным) календарём. Солнечный календарь разделял год на 18 месяцев (по 20 дней в каждом), к которым, в конце года, прибавлялись 5, так именуемых, несчастных дней. Солнечный календарь употреблялся для вычислений связанных с сельскохозяйственным циклом и религиозными ритуалами. Ритуальный календарь употреблялся для предсказаний и пророчеств и содержал 13 месяцев (по 20 дней в каждом).

Оба календаря объединялись в общий 52-летний цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла угрожало смертью вселенной. Считается, что ацтекский календарь был разработан ещё более ранешней индейской цивилизацией - ольмеками. Огромные успехи были достигнуты ацтеками в медицине, арифметике, юриспруденции, педагогике.

Религия

Религия ацтеков носила политеистический нрав. Ацтекский пантеон включал в себя огромное количество богов и богинь. Из более почитаемых необходимо подчеркнуть Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), Шиутекутли (бога огня), Кецалькоатля ("Пернатого Змея"), Ацтеки также поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и др. Боги войны, к примеру Уицилопочтли, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы высылали его культ. Имели место людские жертвоприношения - в жертву приносили «избранников» из ацтеков либо пленных противников.

Первоисточники:

Теночтитлан - город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам «мешика» (они же ацтеки), чтобы они основали город Теночтитлан на том месте, где увидят картину - орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.

Теночтитлан – столица ацтеков

По более реальной версии, племя «мешика» пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом. Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского - «дом кактусовой скалы»), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город - спутник Тлателолько.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом, говорил о миллионном населении города.
В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам Теночтитлан был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Город Теночтитлан: достопримечательности

В городе было много интересных архитектурных сооружений. Город Теночтитлан украшают:
Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.


Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.
Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.
Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.

Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев

В XV-XVI веках столица ацтеков Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, - по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса, прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города.

По словам одного из прибывших на остров испанцев, «такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Ацтеки - далеко не мирный народ - военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.
Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название «Ночь печали». Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу - Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады город пал. Так закончилась история одного города и началась история другого.
Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Паленке, Чичен-Ица и Мачу-Пикчу.