Мост из прошлого в будущее. Мост в годы Великой Отечественной войны

Пальмбургский мост, названный по имени поселка Пальмбург, расположенного на берегу реки Преголи, (нынешнее название — поселок Прибрежное), сооружался силами организации Тодта. Строительство моста заняло четыре года, и весной 1935 года мост ввели в эксплуатацию. В некоторых источниках говорится что ленточку, при открытии моста, перерезал сам Адольф Гитлер. Доказательств тому нет, но Гитлер всегда участвовал в открытии новых магистралей, а нацистская пропаганда превращала эти события в народные праздники, и в это время он находился в Кёнигсберге (Калининград).
являлся одним из звеньев дороги, соединяющей Кёнигсберг с Эльбингом (Эльблонг, Польша). Выполнен мост из железобетонных конструкций и имел в длину 633 метра. Он перекрывал старый и новый рукава Преголи и её пойму между посёлками Прибрежное и Ржевское.

Задача Берлинского моста была не сколько гражданской, как военной. Мост позволял перебрасывать военную силу, боеприпасы, и многое другое, между фортами. Расположение моста тоже выбрано не случайно. Стоит только посмотреть на карту того времени, и все станет ясно. Болотистые, трудно проходимые места, не позволяли быстро и незаметно, подойти к мосту. Оборону такого моста могли вести незначительные силы.

Конструкция Пальмбургского (Берлинского) моста также изначально имела военное значение. Его главная особенность заключалась в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового рукавов Преголи, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла (они как раз и стоят сегодня, почти вертикально, над водой). На консолях размещались специальные вставки (русловые пролеты), висевшие над рекой. В опорах, еще во время строительства были предусмотрены минные камеры, куда в критический момент предстояло заложить необходимое количество взрывчатки. Такая конструкция позволяла, в кратчайшие сроки с минимальным зарядом вывести мост из строя. При подрыве опор, консоли, потеряв опору, падали, а пролет соединявший их, летел в реку.Тем самым блокировалось не только автомобильное движение, но и движение судов.

Старание немецких проектировщиков, строителей и военных, полностью оправдалось, во время наступления Красной армии в начале 1945 года. 11-я гвардейская армия генерал-полковника К. Галицкого и 39-я армия генерал-лейтенанта И. Людникова, с тяжелыми боями, продвигалась в сторону Кёнигсберга (Калининград). Для успеха операции, Пальмбургский (Берлинский) мост мог стать очень важным фактором. Его стратегическое значение понимали и русские, и немцы. И если советское командование принимало меры к захвату моста в исправном состоянии, то гитлеровцы собирались использовать его в своих целях максимально долго, а в критический момент – уничтожить. Что и произошло 30 января 1945 года в 0 часов 36 минут.

Командующий кенигсбергским гарнизоном генерал Отто Ляш, оценив ситуацию на линии фронта — к тому времени город был уже полностью окружен Красной армией, счел ситуацию критической и дал указание на уничтожение моста. Советские разведгруппы пытались остановить немецких подрывников, но не успели. Мост был взорван, атака захлебнулась, советские войска вынуждены были перейти к длительной обороне вплоть до 9 апреля 1945 года, когда начался общий штурм Кёнигсберга.

После войны Пальмбургский (Берлинский) мост стал легендой. И причиной тому послужила людская манера выдумывать небылицы. Многие считают, что отступая, немцы развели мост, а русские 30 лет не могли свести его обратно. Я помню, как мне рассказывали, что видели стальные канаты, уходящие куда то под землю, о многочисленных подземных сооружениях, затопленных морской водой, которую невозможно откачать, потому что где-то в море открыт люк. Рассказывали со слов очевидца, который видел, как в конце января 1945 года 7 армейских грузовиков вермахта, груженые деревянными ящиками, пытались выехать из Кёнигсберга через мост. Но дорога на Берлин уже была перехвачена русскими танками. Колонна развернулась, и солдаты выгрузили ящики в блиндажи входящие в оборону моста. После выгрузки входы были взорваны, и сверху засыпаны землей. Все это легенды. Одно достоверно: что мост никто не разводил, это доказывает конструкция моста.

В 1949 году Пальмбургский мост, в народе его стали называть Берлинским, попал в кадры в фильма «Встреча на Эльбе». Пленка того времени запечатлела, застывшие и глядящие в небо, пролеты моста.

В 1972 году, стараниями советских строителей, одна полоса движения была восстановлена. В то время, движение по мосту было незначительное, поэтому вторую часть было решено не восстанавливать.
В девяностые годы прошлого века, была предпринята попытка восстановить мост полностью. Была пригнана строительная техника, но деньги на реконструкцию пропали, работы были свернуты.
Сейчас, власти, снова взялись за строительство, и уже к 2013 году обещают открыть 6 полос движения по мосту. Дело конечно нужное, сам подолгу стою в пробке на том месте, но очень прискорбно, что город потеряет очередную историческую достопримечательность.

13 января 2015 года, во время демонтажа остатков Берлинского моста произошла трагедия: неожиданно обрушилась одна из опор моста и рухнула часть пролета. При этом пострадало 6 человек строителей — 4 человека погибли, 2 в тяжелом состоянии доставлены в больницу.

В подготовке материала были использованы статьи
В. Ржевского, Н. Антонова, Д. Якшина.
Отдельная благодарность работникам центральной
городской библиотеки имени А. П. Чехова, город Калининград, Россия.



Пальмбургский (Берлинский) мост, современный вид восстановленная часть Берлинского моста


Берлинский мост, вид с Преголи Берлинский мост (Калининград)

Прочитал некое продолжение этой истории.

После окончания самой кровопролитной войны XX века вчерашние союзники быстро вспомнили старые обиды. Демаркационные линии, разделявшие Германию на четыре оккупационные зоны, теперь пролегали не только на карте, но и в умах людей. Каждая из держав стремилась изменить баланс сил в Европе в свою пользу. Нарастающая атмосфера недоверия грозила началом новой войны.

Уже 24 апреля 1945 года Уинстон Черчилль заявил, что Советы - смертельная опасность для всего свободного мира. Также он отметил, что любые переговоры с СССР возможны лишь при условии признания русскими англо-американской силы, в противном случае против «красной угрозы» должен быть создан новый фронт, как можно дальше от центральной Европы. В США антисоветский курс обрёл официальный статус с приходом к власти Гарри Трумэна.

Западный пропагандистский плакат времён Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в своих смертельных объятиях

Ещё одной причиной противоречий стала разница в понимании природы нацизма. Это влияло на политику, проводимую в зонах оккупации. Если СССР в своей зоне занимался конфискацией промышленных предприятий у владельцев, уличённых в связях с нацистами, и проведением аграрной реформы, то США и Британия старались наладить отношения с представителями немецкой экономической элиты и заручиться их поддержкой. Также не стоит забывать о том, что бои прошедшей войны на советско-германском фронте кардинально отличались от «джентльменской войны» на западе. Поэтому в сердце русского человека было ещё много ненависти к немцу, а жители Берлина не могли забыть жестокость боёв за свой город. По этой причине у советского правительства были большие проблемы в налаживании отношений не только с бывшими союзниками, но и с местным населением контролируемого сектора.

И без того напряжённая ситуация осложнилась, когда американцы и британцы решили объединить свои оккупационные зоны в одну - так 1 января 1947 года возникла объединённая «Бизония». Затем в западных оккупационных зонах прошла денежная реформа, которая создала серьёзные проблемы в работе советской администрации. В одной стране теперь циркулировали две разные денежные единицы. Так как СССР видел причину нацизма не столько в режиме, сколько в природе немецкой нации, в Москве серьёзно опасались, что Лондон и Вашингтон своими действиями восстановят Германию, которая вновь станет угрозой всему миру. В то же самое время лидеры западных стран видели угрозу лишь в коммунизме, а нацизм им казался чем-то уже давно побеждённым.

Генералы Дуайт Эйзенхауэр и Люсиус Клей на аэродроме Берлин-Гатов, лето 1945 года

У всех этих противоречий была и другая сторона - личностная. Главой администрации американской зоны оккупации являлся генерал Люсиус Клей, который был ярым противником коммунизма, но почти не имел боевого опыта. Во время Второй мировой войны он пробыл на фронте лишь пару месяцев, когда приезжал с инспекцией, поэтому о сотрудничестве США и СССР знал лишь из рассказов и сводок. Когда в 1947 году Клей вступил в новую должность, он осознанно начал усложнять и без того непростые отношения с Советами.

Блокада

В начале 1948 года запах приближающейся войны уже отчётливо чувствовался в воздухе. Вчерашние западные союзники теперь старались активно отмежеваться от своих советских соседей. По указанию из Вашингтона американские солдаты приступили к установке пограничных столбов. Казалось, они намеренно пытаются вызвать раздражение Сталина. Последний ответил на эти действия заявлением: «Запад пытается сделать из Западной Германии своё государство, значит, мы сделаем из Восточной Германии своё». По замыслу советского руководства, в это «своё государство» к концу года должен был войти весь Берлин.

Западное руководство, не желая «потерять лицо», пыталось всеми силами вынудить СССР пойти на компромисс. Москва же видела в этих действиях лишь «грязную игру» империалистических держав. Советским руководством был разработан план по проведению ряда контрольно-ограничительных мероприятий на коммуникациях Берлина и советской зоны оккупации с западными зонами оккупированной Германии. В роли этих коммуникаций выступали несколько шоссейных и железных дорог.

Генерал Клей не верил, что русские смогут закрыть границу для бывших союзников. Он отправил эшелоны с вооружённой охраной в Берлин. Солдаты получили приказ не допустить проверок и инспекций со стороны Советов. В итоге все эшелоны были остановлены на блокпостах. Раздражённый генерал наложил запрет на любые поставки в восточную зону. Всё необходимое в Западный Берлин теперь должно было доставляться посредством трёх воздушных коридоров. Они были согласованы с Москвой ещё в 1945 году, и формально на них не распространялось действие контрольно-ограничительных мероприятий.

Однако Люсиус Клей считал такую меру временной. По его предложению в Берлин должна была быть направлена бронетанковая колонна. С почти стопроцентной вероятностью появление американских танков у советских блокпостов стало бы началом новой войны, но Вашингтон, в отличие от недовоевавшего генерала и горстки его сторонников, не был готов к таким радикальным мерам.

Генерал Кёртис Эмерсон Лемей, 1906-1990

Президент Трумэн решил прислушаться к советам авиационного генерала Кёртиса Лемея, который во время войны занимался планированием и проведением массированных бомбардировок Японии, а после стал командующим ВВС США в Европе. Генерал Лемей считался выдающимся командиром, поэтому в Вашингтоне его предложение об организации воздушного моста восприняли как единственный способ избежать войны, к тому же способный сохранить при этом лицо. Британцы также поддержали эту идею.

Дело чести

Никто и никогда не предпринимал попыток обеспечить население блокированного города исключительно посредством авиации. Берлинский воздушный мост, начавший функционировать на постоянной основе с 24 июня 1948 года, был настоящей авантюрой. Каждый раз, поднимаясь в небо, пилоты не знали, сядут ли они в Берлине или будут сбиты советскими истребителями и зенитчиками. К слову, советские войска хоть и находились в состоянии повышенной боевой готовности, приказа открывать огонь по вчерашним союзникам не имели. Однако ни в США, ни в Европе об этом не знали.

Одно из самых известных фото времён функционирования авиамоста — конвейер по разгрузке гражданских «Дугласов» DC-3 и их военных аналогов C-47 в аэропорту Темпельхоф. Именно эти зарекомендовавшие себя в войну машины были основными на начальном этапе функционирования воздушного моста, чтобы затем уступить место более грузоподъёмным четырёхмоторным «Дугласам» DC-4 и C-54

Американские и британские лётчики работали на износ. Из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне в Берлин прибывали всё новые и новые самолёты. Они доставляли муку и молоко, сушёные овощи и концентраты, медикаменты и уголь. Разгруженные машины уходили в Ганновер - и так каждые три минуты, при любых погодных условиях.

Первоначально организаторы моста столкнулись с большими трудностями. В берлинском аэропорту Темпельхоф пришлось строить дополнительную взлётно-посадочную полосу, но людей и техники не хватало. Всё это сопровождалось катастрофами, самая серьёзная из которых случилась 30 июля. В эту чёрную пятницу заходивший на посадку четырёхмоторный C-54 «Скаймастер» потерпел крушение и наглухо заблокировал аэропорт. Всего, по официальным подсчётам, за время операции «Берлинский воздушный мост» погибло 78 человек (41 британец, 31 американец и 6 немцев).

Затея с мостом множество раз оказывалась на грани закрытия, но неимоверные усилия лётчиков и их командиров раз за разом доказывали, что не всё потеряно. Первоначально планировалось доставлять в Берлин ежедневно по 750 тонн груза, но к началу августа эта цифра возросла до 2000 тонн. Рекорд был поставлен в апреле 1949 года, когда за 24 часа было совершено без малого 1400 вылетов. За сутки было доставлено 12 850 тонн провианта, угля и лекарств.

Для доставки грузов пользовались любой возможностью — так, к примеру, британские летающие лодки Шорт «Сандерленд» использовали в качестве аэродрома озеро Ванзее в черте Берлина

Всё это стало возможным лишь благодаря жёсткой и чётко продуманной системе. Три воздушных коридора работали как полосы одностороннего движения. Движение по каждому из них было разделено на пять уровней. На посадку у пилота была лишь одна попытка, и в случае её провала он должен был уйти обратно и начать сначала. На разгрузку выделялся один час пятнадцать минут, но затем это время было сокращено до получаса. Согласно подсчётам исследователей, в переводе на современные деньги, США потратили на авиамост по меньшей мере два миллиарда долларов.

Воспевая успех американских и британских лётчиков, не стоит забывать, что всего этого не было бы без активного участия самих жителей оккупированного Берлина. Им не хотелось, чтобы затея провалилась и западные союзники ушли, оставив их Сталину. Команды из местных жителей круглые сутки бесперебойно занимались разгрузкой и обслуживанием транспортных самолётов. Те, кто не был задействован в работе самого «моста», старались помочь тем, что рационально распределял выдаваемые ресурсы. В результате нормы обеспечения Западного Берлина не упали из-за блокады, а наоборот выросли.

К сожалению, как и в любом масштабном предприятии, при эксплуатации Берлинского воздушного моста не удалось обойтись без потерь. На фото пожарные тушат потерпевший катастрофу на посадке «Дуглас» C-54

В Москве были крайне раздражены тем, что затея с воздушным снабжением не провалилась, но идти на открытую вооружённую конфронтацию там тоже не решались. Пришлось опуститься до мелкого вредительства и психологических атак. Так, в ноябре 1948 года советская администрация в Германии заявила, что любой самолёт, вышедший из зоны коридора, будет принудительно посажен для досмотра. Каждый западный транспортник сопровождался советскими истребителями. На некоторых участках коридора пробовали запускать аэростаты, которые должны были вынудить «Дугласы» уйти с маршрута. Сигналы с аэропорта в Темпельхофе пробовали глушить, но и это не помогло.

Жители Берлина провожают взглядом садящийся «Дуглас» DC-3. Безусловно, энтузиазм жителей немецкой столицы при виде садящихся самолётов был велик, однако фото, скорее всего, носит постановочный характер

Сталин ждал зимы. По его мнению, этот верный союзник России и СССР должен был резко снизить эффективность воздушного моста. Частично расчёты «Дядюшки Джо» даже оправдались, зародив в Кремле надежду. Союзники лезли из кожи вон, чтобы доставить в Берлин как можно больше угля и топлива. Затем разобрали и доставили по запчастям электростанцию. Но этого было мало, чтобы обеспечить нужды замерзающего города. На помощь пришли сами жители Берлина. Они мужественно переносили все тяготы блокады, никто не возмущался, что электричество подаётся всего на четыре часа в сутки, что транспорт переставал функционировать уже в шесть часов вечера и что даже дома приходилось ходить в тёплой одежде. И днём и ночью берлинцы шли на работу, чтобы спасти свой город и помочь ему выдержать то, что в прессе окрестили «детской блокадой». Для них это было делом чести.

«Изюмные бомбардировщики»

Для жителей Западного Берлина американские и британские пилоты были настоящими героями - вчерашние оккупанты теперь воспринимались как союзники и спасители. Берлин же для мировой общественности из логова поверженного врага превратился в последний аванпост «свободного мира», над которым нависла «красная угроза». Любимой игрой немецкой детворы в то время считалась игра в «воздушный мост». Они мечтали стать такими же отважными и смелыми, как те люди, что каждый день доставляли им провиант и горючее. Но симпатия юных германцев была обусловлена и ещё одним фактором.

Гейл Хелворсен за работой — лётчик мастерит самодельные парашюты для своих сладких подарков

Это началось как личная инициатива пилота американской транспортной авиации Гейла Хелворсена, который перед каждой посадкой в Темпельхофе сбрасывал небольшие пакетики со сладостями над руинами берлинского района Нойкёльн, где его уже ждала детвора. Чтобы дети его заметили, он, заходя на посадку, покачивал крыльями. Вскоре об этом узнали репортёры. Они по достоинству оценили жест и рассказали о нём миру.

Вскоре примеру Хелворсена начали следовать и другие пилоты. В США даже началась акция по сбору сладостей для детей оккупированного Берлина, а самолёты «Берлинского коридора» теперь называли «изюмными» или «конфетными бомбардировщиками». Есть сведения, что к концу блокады «сладкой бомбардировкой» промышляло по меньшей мере 25 американских экипажей, а на город ежедневно падало до двух десятков тонн различных кондитерских изделий.

«Дуглас» C-54 заходит на посадку в Темпельхофе. За хвостом уже выпустившей шасси машины виден шлейф подарков

По словам самого зачинщика, он просто хотел порадовать детей, которые не видели ничего, кроме горя и лишений. Многие социологи считают, что именно этот поступок стал ключевым в формировании у нового поколения немцев положительного образа американцев. В 1974 году Гейл Хелворсен был награждён немецким орденом «За заслуги перед ФРГ», а в 2002 году, во время открытия Олимпийских игр в родном лётчику Солт-Лейк-Сити, по предложению германской сборной ему доверили нести табличку с названием страны.

Когда Хелворсену было уже 84 года, он обратился в военную администрацию США с предложением устроить акцию «изюмных бомбардировщиков» для детей Ирака, однако в этот раз военные не одобрили подобные действия.

Конец блокады

К весне 1949 года провал «детской блокады» стал очевидным. Западная авантюра не только не провалилась, но смогла одолеть даже самого главного союзника русских - зиму. Мало того, на «мелкие пакости» советской стороны янки сами начали отвечать хулиганством. Согласно воспоминаниям одного из солдат, служившего в Восточном Берлине, транспортные «Дугласы» сорвали концерт популярного в СССР тенора Ивана Семёновича Козловского. Советские солдаты и офицеры собрались на Александрплац и приготовились наслаждаться голосом любимого тенора Сталина, как вдруг громкий рёв «Дугласов» заглушил всё вокруг. Каждые пять минут на бреющем полёте над площадью пролетали всё новые и новые самолёты. Американцы и британцы специально построили маршрут так, чтобы «погудеть покрепче». Концерт прервали, а солдат отправили по казармам. Всё, что они могли тогда делать, - это браниться и сыпать угрозами, глядя, как пролетает очередной янки.

Собранные перед объективом фоторепортёра дети Западного Берлина радуются окончанию блокады города

12 мая 1949 года, не в силах больше потрясать кулаками, Сталин признал поражение и приказал снять блокаду. Воздушный мост, тем не менее, функционировал до конца сентября. За это время удалось создать запасы на случай новой блокады. Всего же за 321 день операции «Провиант» было совершено 278 тысяч вылетов и доставлено около 2,5 миллионов тонн грузов, из которых более половины составляло топливо.

Не меньше детей радуются американские авиаторы — почти год им пришлось работать в очень тяжёлых условиях

Это была бескомпромиссная победа над СССР в идеологической войне. Сталину не удалось достичь ни одной из целей, ради которых затевалась блокада - наоборот, он предстал в глазах мировой общественности в роли шантажиста и угнетателя, в то время как рейтинг США вырос. Именно с этого времени европейцы стали воспринимать Америку как защитника от экспансий извне. «Дугласы» на своих крыльях подняли до небес рейтинг Трумэна, а также ускорили создание НАТО как совместную инициативу в борьбе с СССР и его союзниками. То, что в шутливой форме называли «детской блокадой», к осени 1949 года привело к недетским результатам - берлинский кризис окончательно расколол Германию, страна перестала существовать как единое целое, и вместо неё на карте теперь было два непримиримых государства-соседа: ГДР и ФРГ…


http://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post333373445/

А вот еще знаете ли вы, что это за

В 1928 году, во времена Веймарской республики, в Германии была разработана большая программа строительства автострад. С начала 30-х годов силами и средствами организации Тодта строилась скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг. Одновременно в створе её возводился и Пальмбургский (по названию рядом расположенного посёлка Пальмбург, ныне Прибрежное) мост. В нашем обиходе он получил название Берлинский. Строительство его закончилось в 1935 году. Мост никогда не был разводным. Главная его конструктораская особенность в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлинённые пролётные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки - русловые пролёты. Подобная конструкция позволяла в критический момент "экономно" вывести его из строя путём подрыва оспор. Ещё во время строительства моста он был подготовлен к взрыву. В его опорах предусматривались минные камеры. Мост был взорван в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Красной армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению. В начале 1970-х годов одна из полос движения была восстановлена.

После окончания самой кровопролитной войны XX века вчерашние союзники быстро вспомнили старые обиды. Демаркационные линии, разделявшие Германию на четыре оккупационные зоны, теперь пролегали не только на карте, но и в умах людей. Каждая из держав стремилась изменить баланс сил в Европе в свою пользу. Нарастающая атмосфера недоверия грозила началом новой войны.

Уже 24 апреля 1945 года Уинстон Черчилль заявил, что Советы – смертельная опасность для всего свободного мира. Также он отметил, что любые переговоры с СССР возможны лишь при условии признания русскими англо-американской силы, в противном случае против «красной угрозы» должен быть создан новый фронт, как можно дальше от центральной Европы. В США антисоветский курс обрёл официальный статус с приходом к власти Гарри Трумэна.

Западный пропагандистский плакат времён Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в своих смертельных объятиях
http://www.kommersant.ru

Ещё одной причиной противоречий стала разница в понимании природы нацизма. Это влияло на политику, проводимую в зонах оккупации. Если СССР в своей зоне занимался конфискацией промышленных предприятий у владельцев, уличённых в связях с нацистами, и проведением аграрной реформы, то США и Британия старались наладить отношения с представителями немецкой экономической элиты и заручиться их поддержкой. Также не стоит забывать о том, что бои прошедшей войны на советско-германском фронте кардинально отличались от «джентльменской войны» на западе. Поэтому в сердце русского человека было ещё много ненависти к немцу, а жители Берлина не могли забыть жестокость боёв за свой город. По этой причине у советского правительства были большие проблемы в налаживании отношений не только с бывшими союзниками, но и с местным населением контролируемого сектора.

И без того напряжённая ситуация осложнилась, когда американцы и британцы решили объединить свои оккупационные зоны в одну – так 1 января 1947 года возникла объединённая «Бизония». Затем в западных оккупационных зонах прошла денежная реформа, которая создала серьёзные проблемы в работе советской администрации. В одной стране теперь циркулировали две разные денежные единицы. Так как СССР видел причину нацизма не столько в режиме, сколько в природе немецкой нации, в Москве серьёзно опасались, что Лондон и Вашингтон своими действиями восстановят Германию, которая вновь станет угрозой всему миру. В то же самое время лидеры западных стран видели угрозу лишь в коммунизме, а нацизм им казался чем-то уже давно побеждённым.


Генералы Дуайт Эйзенхауэр и Люсиус Клей на аэродроме Берлин-Гатов, лето 1945 года
http://www.archives.gov

У всех этих противоречий была и другая сторона – личностная. Главой администрации американской зоны оккупации являлся генерал Люсиус Клей, который был ярым противником коммунизма, но почти не имел боевого опыта. Во время Второй мировой войны он пробыл на фронте лишь пару месяцев, когда приезжал с инспекцией, поэтому о сотрудничестве США и СССР знал лишь из рассказов и сводок. Когда в 1947 году Клей вступил в новую должность, он осознанно начал усложнять и без того непростые отношения с Советами.

Блокада

В начале 1948 года запах приближающейся войны уже отчётливо чувствовался в воздухе. Вчерашние западные союзники теперь старались активно отмежеваться от своих советских соседей. По указанию из Вашингтона американские солдаты приступили к установке пограничных столбов. Казалось, они намеренно пытаются вызвать раздражение Сталина. Последний ответил на эти действия заявлением: «Запад пытается сделать из Западной Германии своё государство, значит, мы сделаем из Восточной Германии своё» . По замыслу советского руководства, в это «своё государство» к концу года должен был войти весь Берлин.

Западное руководство, не желая «потерять лицо», пыталось всеми силами вынудить СССР пойти на компромисс. Москва же видела в этих действиях лишь «грязную игру» империалистических держав. Советским руководством был разработан план по проведению ряда контрольно-ограничительных мероприятий на коммуникациях Берлина и советской зоны оккупации с западными зонами оккупированной Германии. В роли этих коммуникаций выступали несколько шоссейных и железных дорог.

Генерал Клей не верил, что русские смогут закрыть границу для бывших союзников. Он отправил эшелоны с вооружённой охраной в Берлин. Солдаты получили приказ не допустить проверок и инспекций со стороны Советов. В итоге все эшелоны были остановлены на блокпостах. Раздражённый генерал наложил запрет на любые поставки в восточную зону. Всё необходимое в Западный Берлин теперь должно было доставляться посредством трёх воздушных коридоров. Они были согласованы с Москвой ещё в 1945 году, и формально на них не распространялось действие контрольно-ограничительных мероприятий.

Однако Люсиус Клей считал такую меру временной. По его предложению в Берлин должна была быть направлена бронетанковая колонна. С почти стопроцентной вероятностью появление американских танков у советских блокпостов стало бы началом новой войны, но Вашингтон, в отличие от недовоевавшего генерала и горстки его сторонников, не был готов к таким радикальным мерам.


Генерал Кёртис Эмерсон Лемей, 1906–1990
http://rusplt.ru

Президент Трумэн решил прислушаться к советам авиационного генерала Кёртиса Лемея, который во время войны занимался планированием и проведением массированных бомбардировок Японии, а после стал командующим ВВС США в Европе. Генерал Лемей считался выдающимся командиром, поэтому в Вашингтоне его предложение об организации воздушного моста восприняли как единственный способ избежать войны, к тому же способный сохранить при этом лицо. Британцы также поддержали эту идею.

Дело чести

Никто и никогда не предпринимал попыток обеспечить население блокированного города исключительно посредством авиации. Берлинский воздушный мост, начавший функционировать на постоянной основе с 24 июня 1948 года, был настоящей авантюрой. Каждый раз, поднимаясь в небо, пилоты не знали, сядут ли они в Берлине или будут сбиты советскими истребителями и зенитчиками. К слову, советские войска хоть и находились в состоянии повышенной боевой готовности, приказа открывать огонь по вчерашним союзникам не имели. Однако ни в США, ни в Европе об этом не знали.


Одно из самых известных фото времён функционирования авиамоста - конвейер по разгрузке гражданских «Дугласов» DC-3 и их военных аналогов C-47 в аэропорту Темпельхоф. Именно эти зарекомендовавшие себя в войну машины были основными на начальном этапе функционирования воздушного моста, чтобы затем уступить место более грузоподъёмным четырёхмоторным «Дугласам» DC-4 и C-54
иhttp://www.dw.com

Американские и британские лётчики работали на износ. Из Гамбурга и Франкфурта-на-Майне в Берлин прибывали всё новые и новые самолёты. Они доставляли муку и молоко, сушёные овощи и концентраты, медикаменты и уголь. Разгруженные машины уходили в Ганновер – и так каждые три минуты, при любых погодных условиях.

Первоначально организаторы моста столкнулись с большими трудностями. В берлинском аэропорту Темпельхоф пришлось строить дополнительную взлётно-посадочную полосу, но людей и техники не хватало. Всё это сопровождалось катастрофами, самая серьёзная из которых случилась 30 июля. В эту чёрную пятницу заходивший на посадку четырёхмоторный C-54 «Скаймастер» потерпел крушение и наглухо заблокировал аэропорт. Всего, по официальным подсчётам, за время операции «Берлинский воздушный мост» погибло 78 человек (41 британец, 31 американец и 6 немцев).

Затея с мостом множество раз оказывалась на грани закрытия, но неимоверные усилия лётчиков и их командиров раз за разом доказывали, что не всё потеряно. Первоначально планировалось доставлять в Берлин ежедневно по 750 тонн груза, но к началу августа эта цифра возросла до 2000 тонн. Рекорд был поставлен в апреле 1949 года, когда за 24 часа было совершено без малого 1400 вылетов. За сутки было доставлено 12 850 тонн провианта, угля и лекарств.


Для доставки грузов пользовались любой возможностью - так, к примеру, британские летающие лодки Шорт «Сандерленд» использовали в качестве аэродрома озеро Ванзее в черте Берлина
http://www.americanyawp.com

Всё это стало возможным лишь благодаря жёсткой и чётко продуманной системе. Три воздушных коридора работали как полосы одностороннего движения. Движение по каждому из них было разделено на пять уровней. На посадку у пилота была лишь одна попытка, и в случае её провала он должен был уйти обратно и начать сначала. На разгрузку выделялся один час пятнадцать минут, но затем это время было сокращено до получаса. Согласно подсчётам исследователей, в переводе на современные деньги, США потратили на авиамост по меньшей мере два миллиарда долларов.

Воспевая успех американских и британских лётчиков, не стоит забывать, что всего этого не было бы без активного участия самих жителей оккупированного Берлина. Им не хотелось, чтобы затея провалилась и западные союзники ушли, оставив их Сталину. Команды из местных жителей круглые сутки бесперебойно занимались разгрузкой и обслуживанием транспортных самолётов. Те, кто не был задействован в работе самого «моста», старались помочь тем, что рационально распределял выдаваемые ресурсы. В результате нормы обеспечения Западного Берлина не упали из-за блокады, а наоборот выросли.


К сожалению, как и в любом масштабном предприятии, при эксплуатации Берлинского воздушного моста не удалось обойтись без потерь. На фото пожарные тушат потерпевший катастрофу на посадке «Дуглас» C-54
http://www.kommersant.ru

В Москве были крайне раздражены тем, что затея с воздушным снабжением не провалилась, но идти на открытую вооружённую конфронтацию там тоже не решались. Пришлось опуститься до мелкого вредительства и психологических атак. Так, в ноябре 1948 года советская администрация в Германии заявила, что любой самолёт, вышедший из зоны коридора, будет принудительно посажен для досмотра. Каждый западный транспортник сопровождался советскими истребителями. На некоторых участках коридора пробовали запускать аэростаты, которые должны были вынудить «Дугласы» уйти с маршрута. Сигналы с аэропорта в Темпельхофе пробовали глушить, но и это не помогло.


Жители Берлина провожают взглядом садящийся «Дуглас» DC-3. Безусловно, энтузиазм жителей немецкой столицы при виде садящихся самолётов был велик, однако фото, скорее всего, носит постановочный характер
http://www.dw.com

Сталин ждал зимы. По его мнению, этот верный союзник России и СССР должен был резко снизить эффективность воздушного моста. Частично расчёты «Дядюшки Джо» даже оправдались, зародив в Кремле надежду. Союзники лезли из кожи вон, чтобы доставить в Берлин как можно больше угля и топлива. Затем разобрали и доставили по запчастям электростанцию. Но этого было мало, чтобы обеспечить нужды замерзающего города. На помощь пришли сами жители Берлина. Они мужественно переносили все тяготы блокады, никто не возмущался, что электричество подаётся всего на четыре часа в сутки, что транспорт переставал функционировать уже в шесть часов вечера и что даже дома приходилось ходить в тёплой одежде. И днём и ночью берлинцы шли на работу, чтобы спасти свой город и помочь ему выдержать то, что в прессе окрестили «детской блокадой». Для них это было делом чести.

«Изюмные бомбардировщики»

Для жителей Западного Берлина американские и британские пилоты были настоящими героями – вчерашние оккупанты теперь воспринимались как союзники и спасители. Берлин же для мировой общественности из логова поверженного врага превратился в последний аванпост «свободного мира», над которым нависла «красная угроза». Любимой игрой немецкой детворы в то время считалась игра в «воздушный мост». Они мечтали стать такими же отважными и смелыми, как те люди, что каждый день доставляли им провиант и горючее. Но симпатия юных германцев была обусловлена и ещё одним фактором.


Гейл Хелворсен за работой - лётчик мастерит самодельные парашюты для своих сладких подарков
http://www.dw.com

Это началось как личная инициатива пилота американской транспортной авиации Гейла Хелворсена, который перед каждой посадкой в Темпельхофе сбрасывал небольшие пакетики со сладостями над руинами берлинского района Нойкёльн, где его уже ждала детвора. Чтобы дети его заметили, он, заходя на посадку, покачивал крыльями. Вскоре об этом узнали репортёры. Они по достоинству оценили жест и рассказали о нём миру.

Вскоре примеру Хелворсена начали следовать и другие пилоты. В США даже началась акция по сбору сладостей для детей оккупированного Берлина, а самолёты «Берлинского коридора» теперь называли «изюмными» или «конфетными бомбардировщиками». Есть сведения, что к концу блокады «сладкой бомбардировкой» промышляло по меньшей мере 25 американских экипажей, а на город ежедневно падало до двух десятков тонн различных кондитерских изделий.


«Дуглас» C-54 заходит на посадку в Темпельхофе. За хвостом уже выпустившей шасси машины виден шлейф подарков
http://www.dw.com

По словам самого зачинщика, он просто хотел порадовать детей, которые не видели ничего, кроме горя и лишений. Многие социологи считают, что именно этот поступок стал ключевым в формировании у нового поколения немцев положительного образа американцев. В 1974 году Гейл Хелворсен был награждён немецким орденом «За заслуги перед ФРГ», а в 2002 году, во время открытия Олимпийских игр в родном лётчику Солт-Лейк-Сити, по предложению германской сборной ему доверили нести табличку с названием страны.

Когда Хелворсену было уже 84 года, он обратился в военную администрацию США с предложением устроить акцию «изюмных бомбардировщиков» для детей Ирака, однако в этот раз военные не одобрили подобные действия.

Конец блокады

К весне 1949 года провал «детской блокады» стал очевидным. Западная авантюра не только не провалилась, но смогла одолеть даже самого главного союзника русских – зиму. Мало того, на «мелкие пакости» советской стороны янки сами начали отвечать хулиганством. Согласно воспоминаниям одного из солдат, служившего в Восточном Берлине, транспортные «Дугласы» сорвали концерт популярного в СССР тенора Ивана Семёновича Козловского. Советские солдаты и офицеры собрались на Александрплац и приготовились наслаждаться голосом любимого тенора Сталина, как вдруг громкий рёв «Дугласов» заглушил всё вокруг. Каждые пять минут на бреющем полёте над площадью пролетали всё новые и новые самолёты. Американцы и британцы специально построили маршрут так, чтобы «погудеть покрепче». Концерт прервали, а солдат отправили по казармам. Всё, что они могли тогда делать, – это браниться и сыпать угрозами, глядя, как пролетает очередной янки.


Собранные перед объективом фоторепортёра дети Западного Берлина радуются окончанию блокады города
http://www.dw.com

12 мая 1949 года, не в силах больше потрясать кулаками, Сталин признал поражение и приказал снять блокаду. Воздушный мост, тем не менее, функционировал до конца сентября. За это время удалось создать запасы на случай новой блокады. Всего же за 321 день операции «Провиант» было совершено 278 тысяч вылетов и доставлено около 2,5 миллионов тонн грузов, из которых более половины составляло топливо.


Не меньше детей радуются американские авиаторы - почти год им пришлось работать в очень тяжёлых условиях
http://www.kommersant.ru

Это была бескомпромиссная победа над СССР в идеологической войне. Сталину не удалось достичь ни одной из целей, ради которых затевалась блокада – наоборот, он предстал в глазах мировой общественности в роли шантажиста и угнетателя, в то время как рейтинг США вырос. Именно с этого времени европейцы стали воспринимать Америку как защитника от экспансий извне. «Дугласы» на своих крыльях подняли до небес рейтинг Трумэна, а также ускорили создание НАТО как совместную инициативу в борьбе с СССР и его союзниками. То, что в шутливой форме называли «детской блокадой», к осени 1949 года привело к недетским результатам – берлинский кризис окончательно расколол Германию, страна перестала существовать как единое целое, и вместо неё на карте теперь было два непримиримых государства-соседа: ГДР и ФРГ…

Использованная литература:

  1. Лавренов С. Я., Попов И. М. «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах» – М.: ACT; Астрель, 2003
  2. Дубинянский М. «Воздушный мост против Сталина»,
  3. Анзикеев В. «Дневник берлинской блокады»,
  4. Кузьменко О. «Берлинский воздушный мост»,

Берлинский мост в Калининграде - это не только достопримечательность, но и частичка истории. К сожалению, постепенно она уходит в прошлое.

Так или иначе, но далеко не все ценители старины выступают за сохранение раритетной эстакады, поскольку коротать долгие часы в пробках - малоприятное времяпрепровождение.

Память о войне

В конце 30-х годов прошлого столетия на востоке Кенигсберга была развернута одна из масштабных строек. Ежедневно практически 24 часа в сутки работала техника, чтобы возвести Берлинский мост в Калининграде. Постепенно по берегам Преголи возникали бетонные опоры новой конструкции.

Однако в один прекрасный момент была приостановлена. Одна за другой шли пятилетки, но картина не менялась: пустынные берега, огромная пойма, редкие суда и рыбаки. А сверху всего этого «красовался» мрачный монумент Великой Отечественной войны - широченный Берлинский мост в Калининграде, половина которого после 1945 года так и осталась не отремонтированной.

Задранные в сторону небосвода пролеты - это дань памяти войне, которую сконструировала сама жизнь. Ежегодно посмотреть на Берлинский мост в Калининграде приезжают тысячи туристов. В летнее время здесь организовывают экскурсии и по водной глади, поскольку с реки открывается поистине уникальное зрелище на огромную конструкцию моста. Нигде такого не увидишь!

Мост в годы Великой Отечественной войны

Примечателен тот факт, что Берлинский мост (г. Калининград) в военные годы назывался Пальмбургским. Сегодня он именуется Прибрежным. Почему же он более известен как Берлинский?

Дело в том, что старая автострада Кёнигсберг-Эльбинг (нынешний польский город Эльблонг) постепенно трансформировалась в трассу, которая ведет в Поскольку вышеуказанная автострада заканчивается в Берлине, значит, и мост «Берлинский».

Следует отметить, что народные топонимы нередко приобретают официальный характер. В чиновничьих документах вышеуказанный памятник военного времени значится как «мостовой переход через Новую и Старую Преголю». Естественно, такое название очень сложно для восприятия простого человека, а вот «Берлинский мост» звучит пафосно и красиво, и велика вероятность того, что в документах его будут называть именно так.

Развод по-кенигсбергски

В настоящее время знаменитый мост оброс несколькими мифами и некоторые в них верят.

Один из них - это то, что конструкция «Берлинки» - разводная. Второй миф вытекает из первого: дескать, мост отремонтирован на 50%, а это значит, что русским оказалось под силу возвести только одну его сторону. Конструкция эстакады действительно может ввести в заблуждение.

Во время войны, когда шли ожесточенные бои за Советская Армия смогла вплотную подойти к «Берлинке». Наши командиры приняли решение не бомбить его, а переправиться по нему, чтобы идти на штурм Калининграда. Разгадав замыслы русской армии, немцы заминировали его. Почему же мост не был разведен?

Некоторые эксперты заявляют, что в действительности «Берлинка» имела сборно-монолитную, а не разводную конструкцию, которая, помимо прочего, допускала риск подрыва с серьезными повреждениями.

Так или иначе, но солдаты и рады были бы развести мост, да нельзя. Тогда немцы взорвали его, и конструкция превратилась «в разводную».

Действительно ли русским оказалось под силу возвести только одну сторону «Берлинки»? В 60-х годах прошлого века сооружение было отремонтировано лишь на 50% не потому, что существовал риск: потенциально «могло рвануть». В действительности, даже одна сторона обеспечивала нормальное движение транспорта, количество которого в те годы не было слишком большим.

Содержание «Берлинки» - дорогое удовольствие

В настоящее время ситуация с Берлинским мостом в Калининграде - непростая. Существующая конструкция не справляется с потоками автомобилей, вследствие чего образуются многокилометровые пробки.

«Возведение и восстановление дорог - это одна из приоритетных задач. Ее необходимо выполнить ускоренными темпами, чтобы успеть к началу мирового чемпионата по футболу, который состоится в 2018 году», - подчеркивают чиновники.

Реконструкция вышеуказанного памятника истории - удовольствие не из дешевых. Однако первые шаги на пути к этому уже сделаны: федеральные власти выделили 4,6 миллиона рублей из государственной казны на ремонт «Берлинки».

Процесс восстановления моста был запланирован в рамках второй очереди проекта «Строительство южного обхода Калининграда». Еще не была готова первая очередь, информация о том, что строители сносят Берлинский мост в Калининграде. «Наконец-то, дождались!» - говорили жители бывшего Кенигсберга.

Конструкция рухнула…

Однако в начале января текущего года отечественные СМИ заявили о том, что в результате демонтажных работ Берлинский мост рухнул на людей в Калининграде. Ситуация усугублялась тем, что в результате данного инцидента погибло 4 человека. Естественно, следователи сразу же стали выяснять причины того, почему Берлинский мост рухнул на людей в Калининграде. В результате проведенного расследования стало известно, что трагедия произошла из-за банального несоблюдения техники безопасности. Виновные лица были привлечены к уголовной ответственности.

Что предусматривает проект

Согласно проекту строительства, наряду со старым должен появиться новый Берлинский мост (Калининград). Затем новая конструкция возьмет на себя целиком транспортную нагрузку, освободив от нее «Берлинку», которую будут впоследствии модернизировать. Такими мерами власти хотят решить проблему пробок. Жители региона с нетерпением ждут того дня, когда в Калининграде демонтируют старый Берлинский мост, а на его месте появится современная шестиполосная эстакада. Проект подразумевает три полосы по обе стороны (каждая длиной в 3,75 м) и тротуары.

По прогнозам властей, окончательно проект будет готов к 2016 году.

Строительные работы по модернизации идут полным ходом, и старую конструкцию уже не узнать.

Конечно же, часть жителей будет испытывать самую настоящую ностальгию по «Берлинке», однако модернизировать объект все-таки необходимо, чтобы решить проблему пробок. Ну а историческая основа моста будет сохранена.