Временные выставки. Вымпелы летят к планетам (очерк с открытия выставки)

Плискин Г. "Вымпелы летят к планетам. Первые космические вымпелы ОКБ-1 (1958-1966)." С автографом автора! Формат А5, мягкая обложка, 117 с., СПб, 2017 г. Тираж: 300 экз.

Книга представляет собой первое исследование истории создания и использования космических вымпелов - опо­знавательных знаков для автоматических межпланетных станций, разработанных в ОКБ-1 в 1958-1965 годах. Автор восстанавливает хронику запусков советских космических аппаратов с вымпелами на борту, основываясь на редких архивных источниках, рассказах участников космических программ, иллюстративных материалах из своей коллекции.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующих­ся историей освоения космоса.

КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Мне представляется, что книга «ВЫМПЕЛЫ ЛЕТЯТ К ПЛАНЕТАМ» весьма примечательна по следующим причи­нам.

Во-первых, речь в этой книге идет о космонавтике, об ос­воении космического пространства. Тема сама по себе доста­точно интересная и, к сожалению, в последние годы несколько подзабытая. В особенности в том, что касается истории этого «освоения». Приходится констатировать, что сегодня многие наши сограждане на, казалось бы, совсем простой вопрос: «Кто и когда запустил первый искусственный спутник Земли?» - не просто скромно молчат, но начинают излагать свои версии, в которых по большей части нашей стране места не находится. Как-то стало забываться, кто же на самом деле первым отпра­вил космические аппараты в космос, на орбиту Земли, к другим планетам - Луне, Венере, Марсу. Удивительно, но для некото­рых (признаем в скобках, что они все же есть, хотя их - пока - совсем немного) имя Юрия Гагарина - лишь повод вспомнить о хоккейном кубке... Поэтому выход в свет любого издания, в котором история космонавтики рассказывается интересно, правдиво и, что называется, внятно, следует только привет­ствовать. В данном случае перед нами именно такая книга.

Во-вторых, в книге рассказывается о космических вымпе­лах - это «предметы, являвшиеся опознавательными знаками страны», которые были «одновременно произведениями при­кладного искусства». Насколько мне известно, в литературе - специальной или исторической - применяемый автором подход к истории космонавтики и космической техники практически не встречался. Неоднократно издававшиеся книги о различной космической символике - значках, марках, открытках - конеч­но, интересны, но все эти предметы, при их несомненной цен­ности, непосредственного отношения к космической технике не имеют, они - лишь ее художественное отражение. Космиче­ские вымпелы, напротив, с техникой связаны самым тесным об­разом, нередко они являются составной и немаловажной частью самого космического аппарата. Автор рассказывает об истории создания этих произведений прикладного искусства, показывая возникавшие при этом проблемы и приводя технические реше­ния, которые были найдены разработчиками, в ряде случаев - в условиях жесточайшего цейтнота.

И, наконец, в-третьих, автор книги является коллекционе­ром. Сегодня многие числят себя коллекционерами благодаря стараниям издательств, выпускающих серии предметов для кол­лекционирования - от моделей военной техники до кукол в па- родных нарядах и миниатюрных книг, но покупателей подобных серий следует назвать скорее «приобретателями». Особого тру­да здесь прикладывать не надо, да и буклеты, сопровождающие приобретаемые предметы коллекционирования, освобождают от сколь-либо заметной интеллектуальной работы.

Настоящий коллекционер, начиная с простого накопле­ния, постепенно становится пытливым исследователем, стре­мящимся узнать о предмете своего увлечения абсолютно все и еще немного. Поэтому часто цитируемая фраза - «Пристра­стие к коллекционированию - первая ступень умственного расстройства» (Бальзак) - некоторым кажется вполне спра­ведливой. Скорее всего, эти «некоторые» не встретили на сво­ем пути чего-то необычного, что загадочным образом заставит их перейти в стан коллекционеров...

Книгу я с удовольствием прочитал за один вечер и думаю, что ее ждет счастливая читательская судьба. Как мне пред­ставляется, книгу эту должен иметь в своей библиотеке и че­ловек, увлеченный космонавтикой, и мастер прикладного ис­кусства, и, конечно, всякий уважающий себя коллекционер.

Михаил Охочинский,

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, ученый секретарь БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова и, по стечению обстоятельств, тоже коллекционер, которому близки и понятны мысли и чувства автора книги.

Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в исто­рии космонавтики СССР - вымпелы для первых автома­тических межпланетных станций, созданных в ОКБ-1 под руководством главного конструктора С. П. Королева в 1958- 1965 годах. Эти миниатюры в металле, игравшие роль опо­знавательных знаков страны, были одновременно произве­дениями прикладного искусства, выполненными лучшими художниками там же, где всегда чеканился главный сим­вол - герб государства, - на Ленинградском Монетном дво­ре. Редкость предметов, их художественная ценность и символическое предназначение вызывают огромный интерес коллекционеров. Значительная часть сохранившихся вымпе­лов находится в различных музеях, в первую очередь посвя­щенных космонавтике. Автор как коллекционер столкнулся с недостатком информации о вымпелах - ведь заказывали и изготавливали их режимные предприятия (ОКБ-1 и ЛМД), где не принято разглашать сведения сверх того, что сами орга­низации посчитали нужным выдать в официальных докумен­тах. Но прошло время и оказалось, что каждая из них сегодня владеет только неполным объемом информации, недоступной к тому же широкому кругу заинтересованных лиц и музеев. Поэтому автор, в меру своих возможностей, попытался сам, по крупицам, собрать материалы по теме. Использовались все доступные источники: от официальных сообщений ТАСС, изданий различных организаций, печатной периодики, ме­муаров деятелей космонавтики и ракетной техники до сведе­ний из ряда музеев, архивов и интервью с сотрудниками ор­ганизаций, причастными к событиям того времени. Читатель узнает о сложностях испытаний первых лунных вымпелов для обеспечения сохранности при ударе о поверхность Луны, о вымпелах для Венеры и Марса, об их авторах, познакомит­ся с уникальными документами. Для коллекционеров изда­ние может служить каталогом вымпелов, созданных на ЛМД в период 1958-1966 годов. Автор надеется, что книга будет интересна как коллекционерам и сотрудникам музеев космо­навтики, так и специалистам в области ракетно-космической техники и широкому кругу читателей, интересующихся исто­рией освоения космоса.

ПРЕДИСЛОВИЕ: М. И. Охочинский КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

ПЕРВЫЕ ЛУННЫЕ ВЫМПЕЛЫ

ЛУНА Е-6. МЯГКАЯ ПОСАДКА

ВПЕРВЫЕ К ВЕНЕРЕ И МАРСУ

ЗЕМНЫЕ ДОРОГИ КОСМИЧЕСКИХ ВЫМПЕЛОВ

Страницы книги:



"Обществе Любителей Нумизматических Знаний" (ОЛНЗ)

С 5 Апреля 2016 по 7 Июня 2016 Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко

Выставка представляет около 40 космических вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г. А. Плискина.

Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики - вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском Монетном дворе.

В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С. П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода «визитную карточку» – вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для «Лунников» чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью «СССР» и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.

С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 - на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.
С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н. С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела «Луны-2», доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С. П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.

Предметом интереса коллекционеров, прежде всего, являются первые космические вымпелы, созданные по заказу ОКБ-1 Королева. Сегодня это очень редкий коллекционный материал. Особенно вымпелы, выпущенные для запусков АМС, которые впоследствии не состоялись или оказались неудачными - многие из них сохранились только в нескольких экземплярах.

Коллекция Г. А. Плискина формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н. С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.

Вход на выставку по единому билету Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко

Американская инфопомойка подхватила скандал с госпожой Соболь, попытавшись выгородить юриста ФБК, которая, мягко говоря, опозорилась с вбросами на…


  • Западные СМИ выселили белых из Африки, чтобы найти ЧВК Вагнера

    Кот д’Ивуар обрел независимость от Франции только в 1960 году. К сегодняшнему дню в республике осталась внушительна белая диаспора, почти 6%…


  • Путин призвал пересчитать выплаты пенсионерам

    Сегодня президент РФ Владимир Путин в 15-й юбилейный раз выступает перед Федеральным собранием. На мероприятии присутствует около 1000 российских и…


  • Западные СМИ «выселили» белых из Африки ради ЧВК Вагнера

    Согласно статистике ООН, туристический поток в страны черной Африки растет год от года. При этом все больший интерес у европейских и американских…


  • 175 вагнеровцев?! Как США приняли белых специалистов за бойцов

    Сегодня в информационном пространстве появилась новость о том, что американский генерал смог посчитать бойцов ЧВК «Вагнер» находящихся в ЦАР.…

  • Плевать на закон. «Новая газета» продолжает публиковать клевету, несмотря на судебные иски

    Многим наверняка знакомо такое расхожее выражение: «Дуракам закон не писан». Я бы его расширила: «дуракам и либералам». Потому как наши либеральные…


  • Наркопропаганда на деньги Сороса: «Сноб» превращает молодежь в «мясо»

    Пропаганда наркотиков плотно вклинилась в повседневную повестку управляемой с Запада оппозиционной прессы. Так СМИ пытаются…

    «Новая Газета» подхватила западный фейк об отправке российских бойцов ЧВК в Венесуэлу. Русофоб Дмитрий Быков даже написал стишок на эту…

  • С детства просто обожаю всё, что связано с космосом и космической тематикой. Поэтому одними из любимых питерских музеев у меня всегда были Планетарий и Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко, который находится в равелине Петропавловской крепости.

    Он почему- то менее известен, хотя обладает совершенно уникальными артефактами советской космической эры, а был открыт аж в 73 году. Кстати, место под него было выбрано неслучайно.


    Именно здесь в 30-х годах нашего века, находилась газодинамическая лаборатория (ГДЛ), первая ракетная научно-исследовательская организация в СССР, явившейся предтечей Королёвского центра.


    Именно Глушко оказал неоценимую услугу для развития ракетной техники в СССР, хотя его имя и знают значительно меньше, чем, например, Королёва или Циолковского.


    Сегодня мне удалось поприсутствовать на открытии выставки «Вымпелы летят к планетам. 1958-1966», на которой были представлены уникальные вымпела из частной коллекции Г. А. Плискина.

    Кто не знает, идея вымпелов, возникла благодаря Сергею Павловичу Королёву, который, таким образом, решил показать превосходство советской космонавтики над американской и застолбить за нами место в истории.

    Кроме этого, вымпелы должны были служить прямым доказательством того, что советские космические корабли действительно достигали конкретных планет солнечной системы.


    Первый вымпел оказался на поверхности луны в сентябре 1959 года. Это было связано с полётом туда космического аппарата «Луна-2». После этого вымпелы с изображением Советской символики устанавливались уже на все автоматические межпланетные станции и отправлялись вместе с ними на Луну, Венеру, Марс. Остававшиеся же на Земле экземпляры дарились в качестве ценных подарков учёным и видным деятелям науки. Большинство из них делались на Ленинградском монетном дворе, находящимся в той же Петропавловке в очень ограниченном колличестве экземпляров и большинство из них представляют сейчас огромную нумизматическую ценность.



    Плискин, так и не признался, как они попали к нему в коллекцию во времена Советского Союза, когда перемещение таких вещей строго контролировалось компетентными органами.


    На эту тему было много шуток, но коллекционер был нем как рыба. Но в любом случае огромное спасибо ему за то, что они, вообще, дошли до наших времён, и сейчас мы имеем возможность их видеть.

    В самом музее уже есть небольшая коллекция вымпелов, но она меркнет на фоне того, что представил Плискин. От себя он также преподнёс один экземпляров своей коллекции в дар музею.


    В заключение церемонии была разрезана красная ленточка, и все желающие получили доступ к стеллажам с вымпелам.


    Плискин с удовольствием рассказывал историю отдельных экземпляров.


    Зрителей желающих услышать всё их первых уст было достаточно много



    Всем интересующимся космической тематикой очень советую посетить этот музей и выставку, в частности, потому что она не будет там постоянно.

    Собственно, сами вымпелы.




    В дальнейшем планируется её путешествие по городам России, а также за границу.

    Ну а уже после окончания открытия большинство посетителей переместилось в конференц- зал, где началась анонсируемая встреча с космонавтом.

    Им оказался летчик-космонавт Герой России Сергеей Рязанский - очень обаятельный мужчина, в непринуждённой форме рассказывающий о житие- бытие на орбитальных станциях.


    Он, кстати, был в числе двух российских космонавтов, которые впервые в истории вынесли олимпийский огонь в открытый космос. Случилось это 9 ноября 2013 года. Кстати на встрече с Сергеем было очень много детей и подростков, которые специально приехали на встречу с ним, под руководством учителей.

    Порадовало, что многие из них хорошо эрудированны в космических вопросах и очень мечтают сами когда-нибудь побывать на орбите.

    А значит, российская космическая эра ещё только начинается. Я верю, что даже на своём веку мы порадуемся не одному открытию и достижению.

    Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики — вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском монетном дворе.

    В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С.П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода «визитную карточку» - вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для «лунников» чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью «СССР» и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.

    С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 — на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.

    С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н.С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела «Луны-2», доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С.П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.

    На выставке представлено около 40 вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г.А. Плискина. Коллекция формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н.С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.

    На открытии выставки будут присутствовать: коллекционер Г. А. Плискин, который расскажет о собрании космических вымпелов и о результатах своей исследовательской работы, позволившей восстановить важнейшие исторические детали запусков АМС в Советском Союзе, и сотрудники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Монетного двора, на котором выпускались первые космические вымпелы.