Бальзак оноре де горио краткое содержание. Скандал в пансионе

Отец Горио – бывший макаронный фабрикант, который снимает комнаты в пансионе «Дом Воке». Ранее он платил большие деньги и ему принадлежали лучшие комнаты в доме. К тому же он хорошо одевался. Хозяйка дома, госпожа Воке, мечтала выйти за него замуж. Однако прошло время, мужчина переселился на самый дешевый этаж, заметно обеднел и превратился во всеобщее посмешище. Время от времени к нему приходят две дочери. Обе создают впечатление знатных дам.

В том же доме проживает молодой юноша Эжен Растиньяк. Однажды на балу у виконтессы де Босеан он встречает прекрасную графиню Анастази де Ресто. Рассказывая на кухне следующим утром жильцам дома об этой встрече, он узнает, что графиню содержит папаша Горио. Эжен не верит этому, однако, придя как-то к графине с визитом, он застает там своего соседа. Анастази знакомит юношу с мужем, а также с любовником – Максимом де Траем. Сначала его хорошо принимают и мило ведут с ним беседу, но стоило ему упомянуть о Горио, как с ним тут же прощаются. Эжен едет к виконтессе де Босеан, у которой узнает, что графиня на самом деле дочь господина Горио. Вторая его дочь, Дельфина, является женой известного банкира – барона Нусингена. Сделав состояние в период революции, папаша Горио дал за каждой дочерью приданое по 500-600 тыс.франков, однако спустя некоторое время дочери отказались от отца. Также де Босеан советует Эжену завязать роман с Дельфиной, чтобы с ее помощью получить хорошее положение в обществе.

Вернувшись домой, юноша решает помочь Горио и с помощью родных собирает деньги. В это время к нему приходит еще один его сосед, господин Вотрен, и предлагает заключить сделку – Эжен получает невесту с приданым в 1 миллион франков, но 20% забирает Вотрен. Такой невестой может стать юная Викторина, непризнанная дочь отца-миллионера. Аферист утверждает, что если убить ее брата, то отец захочет наследников и признает дочь. Однако юноша отказывается.

Постепенно Растиньяк влюбляется в Дельфину, и отдает ей все свои деньги. Бедствуя, он признается в любви Викторине. После этого все узнают, что брата девушки смертельно ранили на дуэли. В это же время парижская полиция узнает, что Вотрен – это беглый каторжник и его арестовывают.

Анастази, платя по векселям любовника, разоряется, и муж отказывается от нее. Отец Горио заболевает и умирает. Перед смертью он признает, что дочерям нужны были только его деньги. Хоронит его Растиньяк за свой счет.

Основная идея рассказа – показать деградацию духовной личности на примере дочерей, которых интересовали только деньги.

Картинка или рисунок Бальзак - Отец Горио

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пеппи длинный чулок Астрид Линдгрен

    Маленькая девочка Пеппи осталась сиротой. Она живет абсолютно одна, делает что хочет и когда хочет. Пеппи ведет себя странным образом, она не такая, как остальные девчонки: очень сильная, хозяйственная, ловкая, умная.

  • Краткое содержание Остров Крым Аксенов

    В период гражданской войны в России по воле случая большевики не смогли завоевать крымский остров. Спустя годы благодаря поддержке капиталистического мира Крым становится крепким развитым государством.

  • Краткое содержание Фадеев Разгром по главам

    Морозка отправлен командиром Левинсоном в отряд Шадабы, дабы доставить туда пакет. Тот категорически не хочет ехать, и уговоривает командира, чтобы он отправил другого. Но Левинсон отвечает, что если Морозка не будет делать то

  • Краткое содержание В ожидании Годо Беккет

    Эта пьеса абсурда, в которой намеренно нет смысла, логических связей. Герои всё ждут какого-то Годо на дороге. Мимо них проходят люди, что-то происходит – отрывочное и непонятное (то ли в этом есть глубокий смысл, то ли смысла нет совсем)

  • Краткое содержание Андерсен Дюймовочка

    Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой

Пансион, под названием «Дом Воке», открыт для всех - для юношей и стариков, для женщин и мужчин, и все же нравы в этом почтенном заведении никогда не вызывали нареканий. Но, правду говоря, там за последние лет тридцать и не бывало молодых женщин, а если поселялся юноша, то это значило, что от своих родных он получал на жизнь очень мало. Однако в 1819 году, ко времени начала этой драмы, здесь оказалась бедная молоденькая девушка. Как ни подорвано доверие к слову «драма» превратным, неуместным и расточительным его употреблением в скорбной литературе наших дней, здесь это слово неизбежно: пусть наша повесть и не драматична в настоящем смысле слова, но, может быть, кое-кто из читателей, закончив чтение, прольет над ней слезу intra и extra muros. А будет ли она понятна и за пределами Парижа? В этом можно усомниться. Подробности всех этих сцен, где столько разных наблюдений и местного колорита, найдут себе достойную оценку только между холмами Монмартра и пригорками Монружа, только в знаменитой долине с дрянными постройками, которые того и гляди что рухнут, и водосточными канавами, черными от грязи; в долине, где истинны одни страданья, а радости нередко ложны, где жизнь бурлит так ужасно, что лишь необычайное событие может здесь оставить по себе хоть сколько-нибудь длительное впечатление. А все-таки порой и здесь встретишь горе, которому сплетение пороков и добродетелей придает величие и торжественность: перед его лицом корысть и себялюбие отступают, давая место жалости; но это чувство проходит так же быстро, как ощущение от сочного плода, проглоченного наспех. Колесница цивилизации в своем движении подобна колеснице с идолом Джагернаутом: наехав на человеческое сердце, не столь податливое, как у других людей, она слегка запнется, но в тот же миг уже крушит его и гордо продолжает путь. Вроде этого поступите и вы: взяв эту книгу холеной рукой, усядетесь поглубже в мягком кресле и скажете: «Быть может, это развлечет меня?», а после, прочтя про тайный отцовские невзгоды Горио, покушаете с аппетитом, бесчувственность же свою отнесете за счет автора, упрекнув его в преувеличении и осудив за поэтические вымыслы. Так знайте же: эта драма не выдумка и не роман. All is true, - она до такой степени правдива, что всякий найдет ее зачатки в своей жизни, а возможно, и в своем сердце.

Дом, занятый под семейный пансион, принадлежит г-же Воке. Стоит он в нижней части улицы Нев-Сент-Женевьев, где местность, снижаясь к Арбалетной улице, образует такой крутой и неудобный спуск, что конные повозки тут проезжают очень редко. Это обстоятельство способствует тишине на улицах, запрятанных в пространстве между Валь-де-Грас и Пантеоном, где эти два величественных здания изменяют световые явления атмосферы, пронизывая ее желтыми тонами своих стен и все вокруг омрачая суровым колоритом огромных куполов. Тут мостовые сухи, в канавах нет ни грязи, ни воды, вдоль стен растет трава; самый беспечный человек, попав сюда, становится печальным, как и все здешние прохожие; грохот экипажа тут целое событие, дома угрюмы, от глухих стен веет тюрьмой. Случайно зашедший парижанин тут не увидит ничего, кроме семейных пансионов или учебных заведений, нищеты и скуки, умирающей старости и жизнерадостной, но вынужденной трудиться юности. В Париже нет квартала более ужасного и, надобно заметить, менее известного.

Улица Нев-Сент-Женевьев, - как бронзовая рама для картины, - достойна больше всех служить оправой для этого повествования, которое требует возможно больше темных красок и серьезных мыслей, чтобы читатель заранее проникся должным настроением, - подобно путешественнику при спуске в катакомбы, где с каждою ступенькой все больше меркнет дневной свет, все глуше раздается певучий голос провожатого. Верное сравнение! Кто решил, что более ужасно: взирать на черствые сердца или на пустые черепа?

Главным фасадом пансион выходит в садик, образуя прямой угол с улицей Нев-Сент-Женевьев, откуда видно только боковую стену дома. Между садиком и домом, перед его фасадом, идет выложенная щебнем неглубокая канава шириной в туаз, а вдоль нее - песчаная дорожка, окаймленная геранью, а также гранатами и олеандрами в больших вазах из белого с синим фаянса. На дорожку с улицы ведет калитка; над ней прибита вывеска, на которой значится: «ДОМ ВОКЕ», а ниже: Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая. Днем сквозь решетчатую калитку со звонким колокольчиком видна против улицы, в конце канавы, стена, где местный живописец нарисовал арку из зеленого мрамора, а в ее нише изобразил статую Амура. Глядя теперь на этого Амура, покрытого лаком, уже начавшим шелушиться, охотники до символов, пожалуй, усмотрят в статуе символ той парижской любви, последствия которой лечат по соседству. На время, когда возникла эта декорация, указывает полустершаяся надпись под цоколем Амура, которая свидетельствует о восторженном приеме, оказанном Вольтеру при возвращении его в Париж в 1778 году:

Кто б ни был ты, о человек,

Он твой наставник, и навек.

К ночи вход закрывают не решетчатой дверцей, а глухой. Садик, шириной во весь фасад, втиснут между забором со стороны улицы и стеной соседнего дома, который, однако, скрыт сплошной завесой из плюща, настолько живописной для Парижа, что она привлекает взоры прохожих. Все стены, окружающие сад, затянуты фруктовыми шпалерами и виноградом, и каждый год их пыльные и чахлые плоды становятся для г-жи Воке предметом опасений и бесед с жильцами. Вдоль стен проложены узкие дорожки, ведущие под кущу лип, или липп, как г-жа Воке, хотя и родом де Конфлан, упорно произносит это слово, несмотря на грамматические указания своих нахлебников. Меж боковых дорожек разбита прямоугольная куртина с артишоками, обсаженная щавелем, петрушкой и латуком, а по углам ее стоят пирамидально подстриженные плодовые деревья. Под сенью лип врыт в землю круглый стол, выкрашенный в зеленый цвет, и вокруг него поставлены скамейки. В самый разгар лета, когда бывает такое пекло, что можно выводить цыплят без помощи наседки, здесь распивают кофе те из постояльцев, кто достаточно богат, чтобы позволить себе эту роскошь.

Дом в четыре этажа с мансардой выстроен из известняка и выкрашен в тот желтый цвет, который придает какой-то пошлый вид почти всем домам Парижа. В каждом этаже пять окон с мелким переплетом и с жалюзи, но ни одно из жалюзи не поднимается вровень с другими, а все висят и вкривь и вкось. С бокового фасада лишь по два окна на этаж, при этом на нижних окнах красуются решетки из железных прутьев. Позади дома двор, шириною футов в двадцать, где в добром согласии живут свиньи, кролики и куры; в глубине двора стоит сарай для дров. Между сараем и окном кухни висит ящик для хранения провизии, а под ним проходит сток для кухонных помоев. Со двора на улицу Нев-Сент-Женевьев пробита маленькая дверца, в которую кухарка сгоняет все домашние отбросы, не жалея воды, чтобы очистить эту свалку, во избежание штрафа за распространение заразы.

В 1834 году в местечке Саше под г. Туром О. Бальзак закончил драматическую историю «Отец Горио». Для удобства чтения произведения «Отец Горио» краткое содержание по главам будет дано нами. Первое, что сделал писатель - он познакомил нас с основными действующими лицами. Так же поступит и автор данной статьи.

Персонажи книги

Отец Горио - буржуа, имевший ренту, который мог жить просто, скромно, спокойно, не отказывая себе в нехитрых радостях. Но он, безгранично любя двух своих дочерей, лишился всех денег и умер, забытый ими. На смертном ложе у него была одна мечта: продолжать помогать дочкам, которые даже не пришли на его похороны.

Эжен Растиньяк, барон, - нищий студент академии права, который всеми силами старается взобраться выше по социальной лестнице. И если в драме «Отец Горио», краткое содержание которой мы будем рассматривать, ему это еще не удалось, и он еще не растерял юношеской чистоты, то в последующих романах будет показано, как удачливо и быстро он делает карьеру, преображаясь на глазах в циника и занимая высокие посты, баснословно обогащается.

Вотрен, или Жак Коллен, по прозвищу «Обмани-смерть» - по нашим меркам вор в законе, который держит воровскую кассу. Обладает необъяснимым пугающим обаянием, умеет найти выход из самых затруднительных ситуаций. После ареста ему будет предложено, это мы узнаем из других романов, перейти в полицию.

Прообразом его стала реальная историческая личность - Эжен Видок, преступник, ставший шефом полиции. В трагедии «Отец Горио», краткое содержание которой мы изложим ниже, он покровительствует Эжену де Растиньяку, имея в этом личный интерес.

Виконтесса де Босеан - дальняя родственница Эжена Растиньяка, которая помогает войти ему во все самые светские и закрытые дома Парижа. Именно она предлагает ему искать успех, используя женщин.

Дельфина (Фифина, как ласково ее называют) де Нусинген и графиня Анастизи (сокращенно Нази) де Ресто - две дочери несчастного Горио, обладающие каменными сердцами и танцующими на балу, в то время как умирает их отец. Они - непосредственные убийцы своего отца. Дочери не ладят между собой, завидуя друг другу.

Итак, вашему вниманию предлагается гениальное произведение, которое создал Оноре де Бальзак, - «Отец Горио», краткое содержание которого не раскрывает глубины драмы.

Пансион мадам Воке

Мамаша Воке - жадная и зловредная старуха, которая сдает комнаты, предоставляя своим постояльцам жалкий завтрак, обед и ужин.

В ее грязном и вонючем пансионе проживают 7 нахлебников:

1. Второй этаж: молоденькая мадемуазель Викторина Тайфер, которую опекает обнищавшая мадам Кутюр.

2. Третий этаж: чиновник в отставке Пуаре и циничный и зловещий господин Вотрен.

3. Четвертый этаж: омерзительная старая девица Мишоно, папаша Горио и Эжен де Растиньяк.

Чем выше живет человек, тем хуже его материальное состояние. Господин Горио, приехав в пансион цветущим моложавым человеком, занял хорошую комнату, имел столовое серебро, ежедневно приглашал к себе парикмахера и одевался весьма франтовато. Но уже через два года стал жалким стариком, переехал на 4 этаж и стал ходить в обносках.

Такая метаморфоза объяснялась жильцами просто: он - старый развратник, который тратит деньги на двух красавиц, которые его изредка посещают. Никто не верил, когда растерянный старик пытался объяснить, что его навещают дочери.

Такова экспозиция, которую дал Бальзак. «Отец Горио» (краткое содержание романа приведено в данной статье) будет держать читателя в напряжении и заставит следить за судьбами героев.

Растиньяк в высшем свете

Юный красавец-студент, поняв, что, работая на износ, он никуда не пробьется и не сможет помочь своей нищей семье, просит у своей тетушки рекомендательное письмо для законодательницы высшего света и своей родственницы, виконтессы де Босеан. Эта гранд-дама, принимая Эжена, приглашает его на свой бал, тем самым открывая для нищего студента все дома Сен-Жерменского предместья. На балу Эжен заинтересован графиней де Ресто и получает от нее приглашение посетить ее. Узнав об этом, Вотрен во всеуслышание рассказывает, что папаша Горио совсем недавно оплатил вексель графини ростовщику. С этого времени Вотрен стал внимательно приглядывать за Растиньяком. Так завязывается одна из интриг книги «Отец Горио», краткое содержание которой не в силах передать растущее напряжение.

Промахи Растиньяка

Не откладывая визит надолго, Эжен приходит в дом графини де Ресто. И получает порцию унижений. Слуги посмеиваются над тем, что он пришел пешком. Сам Эжен понимает, что, одевшись днем в вечерний костюм, он совершил оплошность. К тому же он помешал встрече графини и ее любовника Максима де Трай. Последний «ляп», который допускает Растиньяк, состоит в том, что он за обедом рассказывает, что живет в том же пансионе, где и папаша Горио. Его сурово поправляют: не папаша, а господин Горио, но это упоминание о старике навсегда закрывает для Эжена двери этого дома. События романа «Отец Горио», краткое содержание которого мы рассказываем, продолжают развиваться в ускоренном темпе.

Обучение в доме виконтессы де Босеан

Эжен сразу же отправляется в дом де Босеан. Он опять прибыл неуместно. Виконтесса переживает крушение своей любви. Ее возлюбленный собирается жениться на очень состоятельной и красивой девушке. Об этом говорит весь Париж, она же узнала последней. Тем не менее Клара де Босеан сообщает, что графиня де Ресто в девичестве была Горио, и у нее имеется сестра, баронесса де Нусинген, которая не принята в лучших домах, и за приглашение к виконтессе Дельфина будет более чем приветлива с юношей.

Защитник отца Горио

Вернувшись в пансион, Растиньяк берет под свою опеку отца Горио. Кроме того, он пишет письмо матери и сестрам и просит их собрать для него деньги, чтобы он мог достойно появляться в свете. Вотрен же делает студенту неожиданное предложение. Юноша должен ухаживать за мадемуазель Тайфер, которая сейчас не имеет денег, но если отец ее возьмет в дом и объявит наследницей, то она будет одной из самых завидных невест Парижа. На пути стоит брат Викторины, но он может погибнуть на дуэли, цинично продолжает уговоры Вотрен, и дает на обдумывание этого плана Эжену 2 недели.

Для себя же Вотрен просит всего лишь 200 000 франков, чтобы начать дело в Америке. Все интереснее становиться следить за колебаниями Растиньяка. Краткое содержание книги «Отец Горио», изложение только событий не дает и сотой доли того удовольствия, которое испытывает читатель от полной версии романа. Тем временем Растиньяка познакомили с Дельфиной де Нусинген, за которой он начинает ухаживать. Отец Горио, узнав об этом, радуется, что дочь, чей брак безрадостен, будет хоть немного счастлива.

Старик готов молиться на Эжена и покупает для него и для дочери квартиру и комнату для себя поблизости, чтобы почаще видеть обожаемое дитя.

Кто такой Вотрен?

Полиция давно следит за ним, но доказательств, что он закоренелый преступник, не может собрать. Представители полиции привлекают старую деву Мишоно и предлагают ей усыпить Вотрена. Когда он будет без чувств, она должна хлопнуть по его плечу и увидеть клеймо на его плече. Если оно есть, полиция собирается разделаться с ним без суда и следствия. Вотрен-искуситель, не зная об этом, все продолжает стараться сблизить Эжена и Викторину, которую ждут миллионы. А также рассказывает, что брат Викторины, который стоит между ней и деньгами, уже вызван на дуэль. Чтобы Растиньяк не помешал этому плану, Вотрен устраивает небольшую попойку, подливая в вино снотворное. Пока Эжен крепко спит и не может помешать дуэли, мадемуазель Викторина становится наследницей отца, который, потеряв сына, забирает ее к себе.

Скандал в пансионе

Внезапно в пансион врываются полицейские, готовые пристрелить Вотрена при малейшем сопротивлении. Но он, проявив нечеловеческое самообладание, сдается им. Однако Вотрен успел догадаться и громогласно всем сообщить, кто его предал: Иуда за горстку золота - это девица Мишоно. Вотрена уводят. Все жильцы требуют от хозяйки, чтобы она выгнала предательницу, иначе все они съедут.

Удары в горькой судьбе отца Горио

Анастази, чтобы расплатиться за долги любовника, закладывает фамильные бриллианты. Граф де Ресте узнает об этом, выкупает их, но прижимает жену к стене, заставляя сознаться, какой ребенок в семье от него. Но денег за бриллианты Нази не хватило. Она бежит за деньгами к отцу. Ей нужно еще 12 тысяч. У него она встречает сестру и узнает, что на последние деньги отец купил Фифине квартиру. Но она тоже без денег - отец затеял судебную тяжбу с ее мужем, чтобы она могла распоряжаться своим приданным. Дочери в присутствии отца устраивают скандал из-за денег, и бедный нищий старик падает в обморок.

Они уезжают, смертельно рассорившись. Но это еще не конец их падения. Произведение «Отец Горио» (краткое содержание романа Бальзака, который мы рассматриваем, к сожалению, не может передать всех подробностей) покажет в финале, который близок, всю глубину их бессердечия.

Последний бал

Обе сестры отправились на бал к виконтессе де Босеан. Там весь Париж. Всем интересно, как выдержит виконтесса крах своей любви. Она же, вся в белом, как мраморная статуя, ведет себя величаво и спокойно. Сестры танцуют и нисколько не думают об оставленном отце. Один Эжен де Растиньяк не может забыть беднягу, которого он оставил на попечение друга-врача Бьяншона. Врач сказал, что старик должен умереть. Вернувшись с бала, Эжен проводит все время у постели умирающего и думает, на какие деньги его похоронить. Он и Бьяншон хоронят старика, к которому дочери так и не пришли и не дали денег на похороны, самым жалким образом соблюдая те минимальные приличия, которые им позволяют их скудные средства.

А Растиньяк, отойдя от убогой могилы и смотря с высокого холма на Париж, твердо решает померяться с ним силами.

Много печальных повестей на свете. И одна из них - повесть французского гения. Краткое содержание романа «Отец Горио» Бальзака о беззаветной отцовской любви и черствых дочерних сердцах приведено выше. Произведение затрагивает вневременные темы.

«Отец Горио»: краткое содержание, отзывы

Известный писатель, беллетрист, ставший родоначальником реализма в Европе девятнадцатого века, французский вершитель слова, чьи книги до сих пор оставляют глубокий отпечаток в душе современного читателя - это Оноре де Бальзак.

Знаменитая книга Бальзака "Отец Горио" была написана в 30-х годах XIX века и легла в основу сюжета нескольких экранизаций. Первая публикация романа была обнародована в ведущем журнале Парижа, а само творение стало частью сборника "Человеческая комедия".

Родоночальник реализма в литературе

Бальзак был рожден в обеспеченной французской семье крестьянина Бернара. Детство его прошло в городе Тур. Изначально семья имела фамилию Бальса, но узнав о том, что их фамилия очень похожа по звучанию на одну из дворянских, отец быстро сменил ее на Бальзак. А сам Оноре, уже будучи в тридцатилетнем возрасте, добавил частицу "де", этот факт окончательно возвел род Оноре де Бальзака в дворянское сословие.

Большинство критиков считают, что Бальзак уделял много внимания в своих произведениях теме взаимоотношений между супругами. В кратком содержании "Отца Горио", можно проследить историю его личных переживаний. Данные предположения связаны с ситуацией в семье Оноре де Бальзака, которая стала известна общественности. Его отец был старше матери на тридцать лет, молодая женщина имела связи с другими мужчинами.

В подростковом возрасте будущий писатель любил много читать. Во время проживания в пансионе колледжа города Вандом мальчик чувствовал себя очень одиноко. Сверстники не понимали его увлечений чтением и учебой. Позже этот период он отразит в романе с философским уклоном "Луи Ламбер".

Из юриста в писатели

Будучи двадцатилетним юношей, Оноре поступил в школу права. Однако его успешная карьера в роли клерка прерывается неожиданной любовью к письму.

В 20-30 годы XIX века публикуются первые остросюжетные романы Бальзака, в которых он придумывает кодекс нравственности и правильного поведения в светском обществе. Изначально его творчество носило анонимный характер. Но постепенно популярность его романов начала набирать обороты, в частности среди женского населения. В познании женской психологии писателю помогла его первая возлюбленная, которая была не только старше писателя на двадцать два года, но и состояла в официальных отношениях. В итоге одна из читательниц добилась прямого внимания Оноре и стала его женой (польская графиня Ганская).

К 1840 году писатель был на пике популярности, однако это не сделало его жизнь безмятежной. Будучи авантюрным человеком, Бальзак вкладывал много денег в совершенно нерентабельные проекты. Например, покупка загородного дома, без хорошего денежного обеспечения или основание периодического издания, ставшего совершенно провальным.

Главная идея книг Бальзака

Изначальная цель писательской деятельности Бальзака - изображение современного общества со всеми присущими ему пороками. Он описывал социум, подразделяя его на виды, объясняя свой выбор многообразием внешних условий и разницу людских характеров.

Он сравнивал саму идею с чем-то материальным, пытался донести смысл порабощения человеческого ума больной целью, которая, в конечном счете, приведет к гибели владельца, несмотря на его социальный статус. Например, это можно заметить при прочтении краткого содержания "Отца Горио". Герои романов Бальзака - это целые истории столкновений между их безумным увлечением и социальными реалиями.

Сюжетные линии романа

Роман Бальзака "Отец Горио" считается главной работой автора. Это эпопея, которая включает в себя с десяток разнохарактерных персонажей. В центре сюжетной линии рассказ об утрате юношеских надежд и иллюзий. Роман делится на три тематические линии, которые сначала кажутся разными, но в конечном итоге читатель находит связующие их звенья.

Первой читатель узнает историю преданности отца - старика Горио, который отдал последние штаны своим дочерям, а сам ушел в мир иной нищим. Этот сюжет открывает главную беду человечества - власть денег над людьми.

Вторая история - это тема честолюбия. В ней рассказывается судьба студента из провинциального города, Эжена Растиньяка, который использует все возможности, чтобы статья частью высшего общества Парижа.

Третья сюжетная линия романа «Отец Горио» - тема философии криминала. Будучи беглым каторжником, Вотрен ведет борьбу за право пренебрегать законом таким сильным личностям, как он.

Роман "Отец Горио": главные герои

Центральным персонажем является отец Горио. Его отношение к миру воспринимается через любовь к каждой из дочерей, а смысл жизни состоит в том, что бы исполнять их прихоти. Он предстает так называемым мучеником родительской преданности.

Младшая из детей, Дельфина де Нусинген, является женой банкира. Однако ее супружеская жизнь сразу же дала трещину и впоследствии с мужем они начали жить совершенно разной жизнью: спать в разных комнатах и заводить романы на стороне, не скрывая их друг от друга.

Старшая же дочь, Анастази де Ресто, вступила в брак с графом и всем сердцем полюбила светскую жизнь. Старшая дочь Горио тоже далеко не ангел. Оказывается, что все ее дети были зачаты от любовника Максима де Трайя. После неоднократных обращений к отцу с просьбой о помощи в покрытии долгов Максима, Анастази сбегает с любовником, оставив свою семью.

В описании краткого содержания "Отца Горио" отдельное внимание стоит уделить юному студенту из деревенской семьи, Эжену де Растиньяку, который становится одним из любовников Дельфины. Однако он является практически единственным персонажем, проявляющим уважение к старику Горио.

Преступник Вотрен, который ведет скрытную жизнь, - бежавший каторжник, настоящий циник, он играет судьбами людей. Но, несмотря на свой скверный характер, является голосом совести, он прямолинеен, у него нет страха перед осуждением со стороны общества, когда он высказывает свою точку зрения. Вотрен симпатизирует студенту, предлагая ему стать мужем дочери миллионера. У студента есть двоюродная сестра, виконтесса. Она замужем, но имела отношения с неким маркизом, после свадьбы которого бежала от горя на север, в поместье своего супруга.

Держательница пансиона - вдова пятидесяти лет. Воке имела определенные виды на отца Горио. Однако он отверг ее, поэтому к старику она относится агрессивно и с открытой неприязнью.

И наконец, доктор Бьяншон, являющийся студентом и другом Эжена. Он приходит на помощь к своему другу, когда тот сообщает, что отец Горио тяжело болен. Он содействует в организации похорон старика.

История развивается в пансионе "Дом Воке", названном в честь вдовствующей хозяйки. Четырехэтажное здание заселено персонажами совершенно разных характеров. Четвертый этаж самый дешевый, второй - самый лучший и дорогой. Причем на втором этаже проживают две вдовы: сама хозяйка и госпожа Кутюр, жена погибшего комиссара, которая содержит вдобавок молодую воспитанницу Викторину Тайфер. Третий этаж занят стариком Пуарсе и бывшим каторжником Вотреном. На четвертом этаже расположились апартаменты старой девы Мишано, отца Горио (в прошлом владельца макаронной фабрики), а так же юного студента Растиньяка. Есть и мансардный этаж, где живут кухарка и слуга Кристоф. Жильцы пансиона ходят в потрепанной одежде, а лица их поникшие, кроме девушки Викторины, которую не признал отец миллионер.

В центре всех событий оказывается старик Горио. После ухода от дел на фабрике в 1813 году он поселился в пансионе и, будучи при деньгах, занял комнату на самом престижном этаже. Вдовствующая хозяйка желала выйти за него замуж, однако, не добившись своего, буквально воспылала ненавистью к Горио. С течением времени старик обнищал, и ему пришлось переехать на самый верхний этаж. Ему дали прозвище "папаша". Иногда к нему приезжают его дочери, которые одеты и обуты очень богато в отличие от своего отца.

События у Горио развиваются печально. Вотрен застает его за походом к ростовщику, принимающему старые столовые серебряные приборы, о чем сообщает хозяйке. Он пытается доказать всем, что отец содержит своих дочерей.

Бурные события в жизни пансиона

Дальше начинается круговорот событий. Студент сталкивается в доме Анастази с ее супругом и ее любовником - графом Максимом. Однако после упоминания об отце Горио Растиньяка выпроваживают, и он направляется в дом виконтессы де Босеан. В этот момент любовник виконтессы, португалец д"Аджула Пинто, без разочарования спешно уходит из ее дома, чтобы не признаваться в измене. Но его сподвижница по греху слышит о его намерениях жениться на другой даме.

В этот момент в доме де Босеан появляется герцогиня де Ланже. Самое интересное, что студент не подозревал о семейных узах Горио и Анастази. Эжен так же узнает, что отец заработал свое состояние во времена буржуазной революции во Франции и отдал дочерям огромную сумму денег в качестве приданого (по пятьсот тысяч франков). Тогда Босеан предлагает Эжену завести связь с младшей из дочерей и рассказывает, каким манерам нужно научиться, чтобы завоевать расположение дам высшего общества.

После возвращения в пансион Растиньяк принимает на себя роль опекуна старика Горио. В этот момент Вотрен договаривается о сделке со студентом, смысл которой в том, чтобы Эжен нашел ему невесту с миллионом франков в приданое. Растиньяк сразу смекнул, что если запугать отца Викторины, для признания отцовства, то никого искать не надо. В итоге события складываются так, как хочет студент, однако он отказывается от денег Вотрена за проделанную работу. И на это у него есть свой скрытый умысел.

Эжен все-таки знакомится с Дельфиной и дает ей денег, которых она совсем не видит от мужа. Со временем студент понимает, что влюбился в младшую дочь Горио и остается без средств.

Параллельно Пуарсе и Мишано выясняют, что Вотрен - сбежавший каторжник, называющий себя «Обмани смерть». Вотрен сообщает студенту о дуэли с братом Викторины.

У дочерей Горио появляются проблемы. Выясняется, что муж младшей занимался противозаконными делами. Старшая дочь всеми правдами и неправдами пытается помочь своему любовнику с выплатой долгов. На фоне переживаний за своих детей Горио слег с тяжелой болезнью. Однако ни одна из дочерей не волнуется за отца. Горио умирает очень мучительной смертью, и только студент находится все это время у его постели. В предсмертном бреду Горио признается сам себе, что дети его совершенно не любили. Эжен убеждается в этом во время похорон, которые он организовывает за свои деньги.

Экранизации романа

Существует пять экранизаций "Отца Горио" с одноименными названиями.

Самая первая из них появилась в 1910 году (режиссёр Арман Нюмес). Следующая экранизация вышла после окончания войны, в 1945 году. Итальянцы сняли свою версию в 1970 году. Через два года появляется телевизионный фильм по роману "Отец Горио".

Экранизация 2004 года

Самая свежая экранизация - это телевизионный фильм 2004 года (режиссер Жан-Даниэль Верхак). Шарль Азнавур на экране воплотил образ несчастного отца Горио. Сюжет фильма практически идентичен книге. Отец Горио платит за свою любовь к дочерям высокую цену, отдавая им все свои сбережения. Его чувства отцовской любви являются скорее неким помешательством.

Упомянутый в кратком содержании "Отца Горио" образ студента также хорошо раскрыт в телевизионном фильме. Его роль исполнил актер Малик Зиди.

Главные события происходят в пансионе «мамаши» Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретается семь постоянных «нахлебников»: на втором этаже - юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем - отставной чиновник Пуаре и загадочный господин средних лет по имени Вотрен; на четвертом - старая дева мадемуазель Мишоно, бывший хлеботорговец Горио и студент Эжен де Растиньяк, приехавший в Париж из Ангулема. Все жильцы дружно презирают папашу Горио, которого некогда именовали «господином»: поселившись у госпожи Воке в 1813 г., он занял лучшую комнату на втором этаже - тогда у него явно водились деньжата, и хозяйка возымела надежду покончить со своим вдовьим существованием. Она даже вошла в некоторые затраты на общий стол, но «вермишельщик» не оценил её усилий. Разочарованная мамаша Воке стала косо на него поглядывать, и он полностью оправдал дурные ожидания: через два года съехал на третий этаж и перестал топить зимой. О причине такого падения зоркие слуги и жильцы догадались очень скоро: к папаше Горио изредка заходили тайком прелестные молодые дамы - очевидно, старый развратник проматывал состояние на любовниц. Правда, он пытался выдать их за своих дочерей - неумная ложь, которая всех только позабавила. К концу третьего года Горио перебрался на четвертый этаж и стал ходить в обносках.

Между тем размеренная жизнь дома Воке начинает меняться. Молодой Растиньяк, опьяненный блеском Парижа, решает проникнуть в высший свет. Из всей богатой родни Эжен может рассчитывать лишь на виконтессу де Босеан. Послав ей рекомендательное письмо своей старой тетушки, он получает приглашение на бал. Юноша жаждет сблизиться с какой-нибудь знатной дамой, и внимание его привлекает блистательная графиня Анастази де Ресто. На следующий день он рассказывает о ней своим сотрапезникам за завтраком, и узнает удивительные вещи: оказывается, старик Горио знаком с графиней и, по словам Вотрена, недавно оплатил её просроченные векселя ростовщику Гобсеку. С этого дня Вотрен начинает пристально следить за всеми действиями молодого человека.

Первая попытка завязать светское знакомство оборачивается для Растиньяка унижением: он явился к графине пешком, вызвав презрительные ухмылки слуг, не сумел сразу найти гостиную, а хозяйка дома ясно дала ему понять, что хочет остаться наедине с графом Максимом де Трай. Взбешенный Растиньяк проникается дикой ненавистью к высокомерному красавцу и клянется восторжествовать над ним. В довершение всех бед, Эжен совершает оплошность, упомянув имя папаши Горио, которого случайно увидел во дворе графского дома. Удрученный юноша отправляется с визитом к виконтессе де Босеан, но выбирает для этого самый неподходящий момент: его кузину ждет тяжелый удар - маркиз д’Ажуда-Пинто, которого она страстно любит, намерен расстаться с ней ради выгодной женитьбы. Герцогиня де Ланже с удовольствием сообщает эту новость своей «лучшей подруге». Виконтесса торопливо меняет тему разговора, и мучившая Растиньяка загадка немедленно разрешается:Анастази де Ресто в девичестве носила фамилию Горио.