Почему отмечаем новый год 1 января. Самый древний праздник

В 1970 годы в странах Западной Европы возникло движение «хиппи». Словарь иностранных слов дает такое толкование хиппи (от англ.hippie-куча) — это:

  1. Представители молодежи в капиталистических странах, выражающие свой протест против несправедливости буржуазного общества, проповедью свободы от семьи и общества, бродяжническим образом жизни, уходом от цивилизации.
  2. Нарочито небрежно и претенциозно одетый человек.

Движение «хиппи» бросило вызов коррупции, морального кризиса. Идеалами движения стали любовь, мир, свобода самовыражения и неподчинения принятым социальным нормам.

Представители движения стремились показать молодым людям альтернативный выход из кризиса. К сожалению, несколько позже к ним присоединились безыдейные и беспринципные люди. Их атрибутами стали изношенные синие джинсы, длинные волосы, перехваченные узкой полоской ткани, и несколько цепочек. Однако как богатая одежда является, по мнению Диогена, признаком спеси, так и поношенная, неопрятная одежда тоже, только спесью другого рода. Такое отношение к одежде можно назвать антимодой.

В настоящее время хиппи стали более активными социально: организуют группы по защите окружающей среды, участвуют в благотворительной деятельности. Их девиз: «Всё что объединяет людей, — это хорошо. Всё, что их разъединяет, — это плохо». А любовь друг к другу — это самое мощное средство в объединении людей. Однако в 70-е годы хиппующая молодежь носила специально испачканную одежду с оборванными краями штанин с нарочито залатанными куртками и брюками. Но промышленное производство стало выпускать джинсы с разлохмаченными штанинами. Появляются так называемые «варенки», имитирующие линялую джинсовую ткань. На новых брюках и куртках пришивали заплаты.

Хиппующая молодежь не только резала бритвой новые брюки и отрывала часть штанин, но и создавала свой собственный декоративный стиль. Он складывался и из специфически обработанной одежды, и из украшений. Такими украшениями стали «фенечки» и «хайратники».

Фенечки — русифицированный вариант английского слова thing, что буквально означает «некая вещь», «штучка». Сначала так обозначали любой атрибут хиппи. Но постепенно значение слова сузилось. Сегодня под ним большинство людей подразумевают браслет, снизанный из бисера или стекляруса.

Фенечки в жизни хиппи

Фенечки могут быть с застежкой или без неё, плоские или объёмные. Кстати, именно хиппи придумали использовать леску в работе с бисером, используя в изделиях её упругость, пластичность и прочность. Отношение к фенечкам у хиппи всегда было очень трепетным, считалось, что фенечка способна оградить от зла и болезней, принести удачу. Но только в том случае, если она подарена другом и сделана с любовью.

Фенечка — талисман, но при условии, что она сделана специально для вас по доброй воле и подарена вам. Свои же фенечки, сделанные для себя, — простое украшение и не обладают никакой магической силой.

Фенечки обладают рядом особенностей. Им придаются магические свойства. Если вы надеваете на руку подаренную фенечку, то в этот момент надо загадать желание — оно обязательно сбудется. По мнению хиппи, в момент исполнения желания эта фенечка порвется. Влюбленным лучше носить одинаковые фенечки — тогда их любовь будет долгой. Одинаковые фенечки также служат знаком для окружающих. С помощью фенечки можно добиться расположения интересующего вас лица. Для этого надо просто сделать для него фенечку, в процессе её изготовления всё время думать о предмете вашего интереса. Ещё одно свойство фенечек — использование в процессе гадания вместо кольца.

Что такое хайратник?

Хайратники (от англ. hair — волосы) — так стали называть сначала узкие тканевые тесёмки, проходящие через лоб и удерживающие длинные волосы от падения на лицо и глаза. Такого типа тесёмки из кожи, бересты и других материалов носили мастеровые люди у многих народов, в том числе и у славян. По мере овладевания бисером хиппи стали изготавливать хайратники из довольно широких (2-5 см) бисерных цепочек, охватывающих голову. Иногда делали хайратники наподобие шапочки — к бисерной тесьме присоединяли более узкие или такие же по ширине цепочки, связанные на макушке в узел. Такие «наволосники» стали очень красивым декоративным элементом. И пожалуй сегодня и фенечки, и хайратники приобрели самостоятельную жизнь. Их носят не только представители хиппи, при этом каждый старается, чтобы его изделие было красивым. Ведь и сейчас мы всё-таки сначала «судим по одежке». Цветовая гамма и форма бисера всегда имели определенное символическое значение, так как рассказывали о социальном происхождении человека, его мировоззрении и каких-то событиях. Сочетание различных цветов в изделии имело свой «язык», повествующий о молодости или старости, счастье или горе в жизни своего хозяина, о рождении и смерти. Этот язык в начала XX века был забыт.

Значения цветов в фенечках

Интересно взглянуть на культуру хиппи, создавшую свой язык — изделия из бисера. Количество узких бисерных цепочек на руке говорит о возрасте человека. А по сочетанию цветов в орнаменте и самому орнаменту можно судить о принадлежности человека к тому или иному течению хиппи. Значение цветов у хиппи было несколько иным, чем общепринятое. Хотя часть значений совпадает. Например: красный — любовь, желтый и оранжевый — легкое сумасшествие, зелёный — природа, голубой — дружба, синий — спокойствие, черный — одиночество, белый — свобода.

Изначально это украшение было символом дружбы и плели его специально для одного человека. Сегодня браслеты фенечки дарят подругам и плетут их по тем же схемам. Но такого сильного значения цветам уже конечно не придают, сегодня это просто красивое и яркое украшение.

Какие бывают фенечки?

Изначально фенечки на руку плели только из ниток. Сегодня для их изготовления используют самые разные материалы и способы плетения. таковы:

  1. Наиболее сложными принято считать изделия из бисера. Что такое бисерная фенечка: сложное сочетание бусин разного цвета и размера, соединенных между собой тонкой леской. Бисерины бывают круглыми больших и малых размеров, квадратными или продолговатыми. При этом значение цветов в фенечке остается прежним, а для более декоративного вида добавляют еще и разные стразы или пайетки.
  2. Фенечки на руку из ниток мулине принято считать классикой этого вида украшений. Кроме мулине можно использовать ирис или самые обычные вязальные нитки. Здесь вся работа основана на правильном завязывании узелков, которые и создают характерный рисунок.
  3. Браслеты наиболее нежные и оригинальные. Как правило, используют ленту из атласа шириной примерно 5-7мм. Такой браслет проще всего плести, а результат получается наиболее оригинальным.
  4. Обзор фенечек был бы неполным без изделий из кожи или кожзама. В данном случае используют тонкие тесемки из кожаных шнуров, реже берут обычные синтетические шнурки.

Что означают цвета фенечек?

Теперь, когда мы знаем, что фенечки - это браслеты дружбы, можно остановиться и на значении используемых цветов. Чаще всего используют сочетание двух-трех цветов и тем самым дают понять, что фенечка не просто такое милое украшение на руку, а настоящее тайное послание. К примеру, сочетание красного и желтого говорит о сильном высоком чувстве, а тандем красного с синим и зеленым о любви к природе и пацифизме.

Новый год в том виде и с тем содержанием, что мы знаем, - достаточно молодой праздник. В царской России, и уж тем более в давние времена - это было совсем другое торжество. Оказывается, христианство среди прочего повлияло и на формирование известного нам Нового года.

Как появился известный нам праздник?

В древней Руси, как, впрочем, и в большинстве стран древнего мира, Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. Веке в 13-14-ом новолетие перенесли по византийскому примеру на 1 сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года - это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая. Это был так называемый праздник Труб.

Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и, среди прочего, перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему - на 1 января. С тех пор западная часть Римской Империи, а после ее распада - многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.

Какие были мотивы у Цезаря - сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианские осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, - это Рождество Христово. С 6-го века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.

Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и отсутствии такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность - годы отсчитываются от знаменательного библейского события. Схожая история произошла и с датой рождения Христа. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря - первой половине января по нашему календарю. В 4 веке в Римской Империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой - 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник - день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год - это январь, и это тоже очень символично.

В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинаются с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси, сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год «подстроили» к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.

Конечно, справедливо и то, что сам Петр Первый изменил календарь отнюдь не из религиозных побуждений. Однако схожая с изложенной выше логика была представлена народу придворным архиереем того времени Феофаном Прокоповичем. Он говорил о том, что христианам более подобает вести летоисчисление от рождения Христа и Новый год отмечать от того же события, чем пользоваться ветхозаветной или сельскохозяйственной логикой.

После революции 1917 года

Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить знакомые нам театрализованные «новогодние елки» для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода, называемого святками, как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. И то и другое было введено на Руси приказным порядком еще Петром Первым. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.

Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гуляния. Причина этому всем известна - это переход государства на более точный «григорианский» календарь и отказ от такого перехода со стороны Русской Православной Церкви. Хорошо это или плохо – это тема другой заметки. Для нас важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста. Об этой проблеме мы планируем сказать отдельно в следующей заметке.

О Деде Морозе

Западная традиция подарила Руси обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца, именуемого Угодником Божиим. Дело в том, что этот святой, живший в 4 веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд, и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед Императором за военачальников, приговоренных к смерти и многое другое.

Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая попустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданное одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо - выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.

Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу - вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай или в современной интерпретации Санта Клаус из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью приносит рождественские подарки.

Русское благочестие дореволюционных времен и великое почитание святого Николая, а впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужили к деформации основной легенды. Место святителя Николая занял русский Дед Мороз со своей внучкой - Снегурочкой.

В итоге мы имеем наш национальный праздник - новый год с его наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными.

Новый год выпадает на 1 января: утверждение кажется очевидным, однако это не всегда было так. Почему его выбрали именно в этот день? В какие дни Новый год отмечался раньше? Давайте переместимся в прошлое и узнаем обо всех испытаниях, которые выпали на долю Нового года.


В 46 году до н.э. Юлий Цезарь решил заменить лунный календарь на солнечный, который назывался "Юлиан" (в честь императора). Также как и нынешний календарь, он делился на 12 месяцев и 365 дней. Дополнительный день добавлялся каждые четыре года (високосный год). Единственная разница: первый день Нового года начинался 1 марта, поскольку март считался очень важным месяцем в Риме, связанным с богом войны. Это распределение оставило следы и по сей день: наши последние месяцы в году также называются октябрь (octo - восьмой), ноябрь (novo - девятый) и декабрь (decem - десятый), несмотря на то, что отныне это десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы года.

Новый год, региональная специфика.

В 532 году церковь приняла решение начать год с 1 января - месяц, непосредственно следующий за рождением Христа, зафиксированного 25 декабря 753 римского года папы Либерия. Тем не менее, 1 января является не для всех первым днем Нового года. В некоторых регионах Франции это Пасха - день воскрешения Христа. Однако это создает дополнительные проблемы. Пасха является перемещаемым праздником, и всегда соответствует первому воскресенью после весеннего полнолуния (21 марта). Поэтому некоторые года длятся по-разному, что усложняет задачу.

В нескольких регионах Рождество является началом Нового года: например, в Лионе, Пуату, Анжу, Нормандии.

Указ Руссильона, Григорианский календарь.

9 августа 1564 по указу Руссильона, король Карл IX вводит 1 января в качестве ежегодной точки отсчета. Введение вступает в силу с 1 января 1567 года. В 1582 году зарождается новый календарь: календарь называют григорианским в честь папы Григория ХIII (папа римский с 1572 по 1582). Григорианский календарь по своей структуре похож на юлианский. По григорианскому календарю в году 365,2425 дней. Для получения целого числа дней в году, в соответствии с солнечной системой, мы регулярно добавляем (каждые четыре года) високосный день 29 февраля. Когда католические европейцы просыпаются в четверг 4 октября, на самом деле они просыпаются 15 октября, согласно новому календарю. 1582 год насчитывает на 10 дней меньше, чтобы догнать расхождение с солнцем. Юлианский календарь на самом деле не совпадал с солнечным годом. Он сдвигался примерно на 11 минут. Поэтому именно для восстановления этого несоответствия реформа папы вступила в силу. Однако не произошло никаких изменений в дате Нового года.

22 сентября 1792 Конвенция провозгласила республику. Как символ разрыва со старым порядком, был составлен республиканский календарь, для подготовки которого потребовалось более года дебатов с участием Давида, Шенье и Фабр д’Эглантина.

Окончательный проект был принят 24 октября 1793 года: начало новой эры провозглашено 22 сентября 1792 года, и этот же день становится первым годом Вандемьера I. Каждый год начинается в день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня соответствует продолжительности ночи, что соответствует 22, 23, 24 сентября. Год разделен на 12 месяцев по 30 дней, которые в свою очередь делятся на три декады по 10 дней (чтобы удалить библейские ссылки на 7 дней в неделю), далее идут «дополнительные» пять дней, которые также называются санкюлотидами. Високосный год называется «франсиадой», а день, добавляемый каждые четыре года, называется днем Революции.

В 1805 году окончательно пришло понимание о необходимости возвращения к древней системе: Франция должна иметь такой же календарь, как и другие европейские страны. С 1 января 1806 года Франция отказалась от революционного календаря и осуществила переход на григорианский календарь. С тех пор 1 января является первым днем года.