Живой журнал московской области. Особняк зиминых

Особняк Зиминых – редкий образец богатого особняка конца XIX века, полностью сохранившего архитектурный декор фасадов и элементы внутреннего убранства, был построен для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина.

Объект расположен по красной линии Дегтярного переулка и выстроен в 1896 году по проекту архитектора Э.С.Юдицкого в духе эклектики. Наиболее ранние сведения о застройке современного домовладения № 8 по Дегтярному переулку относятся к концу XVIII века.
В 1780-е годы часть его принадлежала так называемому "общему огороду", расположенному в середине квартала. В XIX веке владельцами значатся: майор А.М.Неронов; с 1806 года – надворный советник, доктор Иван Николаевич Яныш; с 1835 года владелицей участка числится титулярная советница Жаркова Елена Осиповна. С 1889 года собственником участка числится московский купец и потомственный почетный гражданин Николай Гаврилович Зимин, известный табачный фабрикант.

В том же 1889 году вместо "пришедших в ветхость" старых ворот по красной линии Дегтярного переулка он ставит во владении новые с металлическими створками на каменных столбах. А в 1896 году уже в черновом варианте был построен особняк. В 1913–1914 годах, когда владелицей усадьбы числилась Анна Ивановна Зимина, его интерьеры подверглись некоторым переделкам. Сохранились подписанные архитектором Алексеем Дмитриевичем Чичаговым, представителем третьего поколения известной архитектурной династии Чичаговых, проектные чертежи.

Слева и справа вплотную объект примыкает к двум доходным домам. Фасад здания украшен ризалитом. В правой части – оригинальное окно с лоджией и колоннами тосканского ордера. В центре над входом – металлический козырек, по бокам которого установлены светильники в виде факелов. Над центральным балконом расположена дата постройки здания – "1896". Хорошо сохранились интерьеры здания, в частности парадный вестибюль, стены которого украшают живописные панно "Времена года".

На втором этаже расположены залы парадной анфилады, сохранившие декор конца XIX века: наборные паркеты, деревянные панели и подшивные деревянные потолки, изразцовые печи, лепной декор.

Декоративная отделка помещений отличается значительной роскошью и размахом.

В 1920-е годы здесь располагалось правление Коммунистического университета им. Я.М.Свердлова. До 2015 года в здании располагался Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК.

В настоящее время объект занимает ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".

В рамках проекта реставрации здания были проведены масштабные натурные исследования с целью выявления исторических элементов отделки помещений и возможной корректи­ровки принятых ранее проектных решений. Обнаруженные фрагменты подлинной отдел­ки были зафиксированы и частично закон­сервированы. Так, например, специалисты выяснили, что полихромная окраска плафо­нов и стен характерной для рубежа XIX-XX веков колористической палитры присут­ствовала не только в интерьерах парадных залов, но и в жилых комнатах. Обнаруженные остатки деревянной облицовки откосов окон позволили восстановить цвет столярных заполнений оконных и дверных проемов. В жилых комнатах на дверных откосах были найдены фрагменты альфрейной росписи «под дерево». В нескольких помещениях первого этажа под паркетом обнаружены фрагменты напольного покрытия из метлах­ской плитки.

В интерьере вестибюля были отреставри­рованы живописный плафон и остекление светового фонаря, входной тамбур с вешал­кой начала XX века, лепной декор, полы из метлахской плитки. Объемы вестибюля и парадной лестницы окрашены согласно реставрационному проекту.

В помещениях второго этажа были выполне­ны работы по заделке трещин и инъектиро­ванию кирпичной кладки, усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегоро­док, расчистке стен и потолков. Проведена реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов, воссоздание латунных скобяных изделий, докомпоновка утрачен­ных элементов лепного декора, восстанов­ление и воссоздание исторического паркета, реставрация изразцовой отделки печи-гол­ландки, изготовленной «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

В Дубовом зале были отреставрированы живописный и деревянный плафоны, в инте­рьере Зимнего сада специалисты рабо­тали над живописным панно, настенными росписями, мозаичным полом, в Барочном зале - над настенными росписями и лепным декором. В Белом (или Мраморном) зале выполнили облицовку стен из оселкового мрамора, отреставрировали лепной декор кессонированного плафона, потолочного карниза и стен.

В 2016 году особняк стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях "За лучший проект реставрации/ приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Недалеко от Тверской, в Дегтярном переулке, вплотную между высокими доходными домами расположено вот такое аккуратное, особо не примечательное, здание. На самом деле это объект культурного наследия федерального значения – особняк Зиминых. Построен он в 1896 году для табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Впоследствии, в 1913-1914 гг., интерьеры были несколько обновлены под руководством архитектора А.Д.Чичагова

Общий стиль здания можно определить как эклектический. Фасад оформлен достаточно сдержанно. Лепниной декорирован лишь второй этаж: орнамент в сандриках над окнами и растительные гирлянды между окнами. Центральный вход подчеркнут балконом второго этажа с круглыми балясинами и лепными гирляндами над центральным окном с указанием даты постройки «1896»

Ещё по фасаду следует обратить внимание на лоджию справа, над проездной аркой. Она оформлена тосканскими колоннами и балюстрадой. Окно лоджии – единственное сохранившееся оригинальное окно особняка. Здесь размещался зимний сад

Через арку войдём во внутренний двор особняка. Обернувшись, над аркой мы увидим большое окно зимнего сада – то есть зимний сад освещался через окна на противоположных стенах, с двух сторон

Обратите внимание: со двора чётко просматриваются три этажа здания, в то время как с улицы мы видели два. То есть вдоль уличного фасада на втором этаже находились парадные комнаты с высокими потолками, а вдоль дворового фасада – жилые и служебные комнаты с потолками пониже, в том числе и антресольные помещения. Запомните маленькие круглые окошки – потом мы увидим их изнутри

Также не могу не обратить ваше внимание на тщательную проработку и исполнение вроде бы мелких деталей, но из таких мелочей складывается общее впечатление. Вот на дворовом (!) фасаде выполнены закругляющиеся, сглаженные углы – и пространство заднего двора уже смотрится представительно и достойно

Кстати, рядом с аркой особняка Зиминых расположена арка соседнего доходного дома, ведущая в его внутренний двор, и через неё просматривается арка следующего дома внутри квартала. То есть из Дегтярного переулка открывается вот такая перспектива проходных арок

Страсть к ограждениям, охватившая Москву в последние десятилетия, практически уничтожила проходные дворы как явление, а ведь это было особенностью города, накладывавшей отпечаток на очень многие стороны городской жизни. Здесь же пока сохранился нетронутым такой вот маленький кусочек прежнего облика и есть возможность пройти к особняку Зиминых из Настасьинского переулка дворами, а не обходить по Тверской или Малой Дмитровке. Примечательна также арка внутреннего дома – она нереально, прямо-таки клаустрофобски, узкая

Вернемся всё же к особняку Зиминых. На главном фасаде надо ещё рассмотреть металлические кронштейны козырька над входной дверью и светильники в виде факелов

Моё внимание привлекли кронштейны для крепления флагов на стену. Они хоть и относятся к другой эпохе, но представляют интерес как редко где сохранившийся артефакт. По букве «М» можно предположить, что они как-то связаны с метростроем

После революции в особняке размещалось правление Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, а потом, вплоть до 2015 года — Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК. В 2015-2016 годах в особняке проведена реставрация. Сейчас в здании вот такие обитатели

Через главный вход попадаем в двухуровневый вестибюль и с нижней площадки нам открывается вид на парадную лестницу

С нижней площадки на промежуточную ведет лестница из массива камня, с мощными завитками-волютами по оконечностям низких декоративных перил. По бокам лестницы — светильники-торшеры

Сама же входная группа – двери, тамбур, портал – выполнены из дерева

Резьба здесь присутствует, но достаточно лаконичная

На потолке входного вестибюля отреставрирован живописный плафон

Роспись здесь лёгкая, тонкая, изящно не навязчивая

По бокам арочного проёма на средней площадке вестибюля в полукруглых нишах установлены светильники

Эти ниши пышно декорированы: лики дев опустили очи долу, в раковинах и листьях аканта

Парадная лестница приглашает нас на второй этаж особняка, но давайте сначала рассмотрим саму лестницу. Деревянные перила начинаются вот с таких завитков, перекликающихся с завитками каменных перил на лестнице нижней площадки

Рисунок лестничного ограждения, выполненного из латуни или под латунь

Поднимаемся по лестнице и перед нами начинает разворачиваться всё убранство парадного холла. По второму этажу прямо напротив входа проходит галерея, связывающая комнаты и огороженная легким металлическим ограждением

Вот вид на галерею с верхней площадки лестницы. Картина по центру – современная, подарок нынешним обитателям особняка. Для неё трудно найти место в нынешних интерьерах дома, а здесь она вроде как и не особо диссонирует с воссозданным интерьером

Если же мы посмотрим направо и налево, то увидим подлинные, родные особняку, живописные панно «Лето», «Зима» с одной стороны…

…и «Осень, «Весна» с другой

Простенки между большими живописными панно заполнено лепниной и тонко прорисованным орнаментом

Декор пространства парадной лестницы в особняке Зиминых

Парадная лестница, одномаршевая внизу, разделяется потом на два марша

Эти симметричные марши приводят нас на верхнюю площадку лестницы, откуда можно пройти в комнаты второго этажа

Верхняя площадка лестницы оформлена вот таким декоративным балкончиком – вроде тоже мелкая деталь, но придающая особый уют и неповторимый шарм всему дому

Балкончик фактически нависает над головой поднимающегося по лестнице. Нижняя часть балкончика оформлена в не то итальянском, не то рыцарском духе: раковинами, картушем, чешуёй и лавровыми гирляндами

В пространстве парадной лестницы надо ещё обратить внимание на световой фонарь – то есть окно в кровле для естественного освещения помещения. Как это выглядит выше, на антресольном этаже, мы увидим позже

Начнём осматривать помещения второго этажа. Одно из самых крупных – Бальный зал. Вот общий вид потолка

Вот отдельные детали лепного декора: в прямоугольных кессонах женские фигуры в греческих одеждах среди растительного орнамента…

…а по периметру потолка проходит полоса с шестиугольными звездами с женскими головками

Восхитителен рисунок паркета – просто и оригинально

Особой достопримечательностью особняка Зиминых является зимний сад, объединённый с Дубовым залом. Вот потолок Дубового зала, деревянный, кессонированный, с расписным плафоном и старым светильником, то ли сохранившимся здесь от хозяев, то ли подаренным Коммунистическому университету (слышала оба варианта)

К сожалению, при недостатке освещения чересчур умная техника затемняет колорит снимка, а вообще-то дерево в отделке зала отнюдь не тёмное, примерно вот такое

Дверные порталы здесь также выполнены из дуба

Считалось, что при Зиминых это помещение использовалось как столовая, но ранее при изучении чертежей и позже при раскрытии стен в ходе реставрации высказывались предположения, что здесь был домашний театр. В качестве аргумента указывают на арку, отделяющую Дубовый зал от зимнего сада и создающую эффект театрального зала (на фото мебель современная)

Через эту арку мы проходим в зимний сад и над нашими головами раскрывается голубое летнее небо и верхушки увитых розами шпалер

В любое время года здесь зеленеет плющ, порхают птички, цветут розы и яблони

Светильник здесь хоть и не родной, но достаточно удачно вписывается в интерьер

Зимний сад расположен над аркой во двор дома и имеет, как я уже говорила ранее, симметрично расположенные на противоположных стенах трехчастные окна – на улицу и во двор. А уличное окно выходит на лоджию, фланкированную тосканскими колоннами:

В советское время пол зимнего сада был закрыт паркетом, что позволило сохранить мозаичное мощение, отреставрированное в ходе восстановительных работ

В ходе реставрации проводилось не только восстановление интерьеров, но и значительный объём работ по укреплению и усилению всей постройки. В ходе таких работ было обнаружено подземное хранилище трехметровой глубины. В нём находились остатки чёрного вещества, которое экспертиза определила как полуразложившийся мазут. Возможно, в резервуаре хранили нефть для котельной. Как раз в этих помещениях выставлен пузырёк с этой, более чем столетней, жидкостью

Значительный объем реставрационных работ был проведен также в зале, выполненном в стиле барокко

Здесь восстановлен вычурный, соответствующий стилю лепной декор

Утонченная, изящная роспись на стеновых панно

Как в любом барочном помещении, детали декора можно рассматривать бесконечно

В барочном зале надо обратить внимание на центр потолка, ибо здесь также сделан световой фонарь для притока естественного освещения

Забегая немного вперёд, покажу, как выглядит этот световой фонарь сверху, на антресольном этаже

А над этим фонарём ещё один, уже непосредственно на крыше особняка

Вернемся пока на нижние этажи и осмотрим оставшиеся комнаты. А осталось нам увидеть более приватные помещения: спальни, детские, кабинет. Декор в них скромнее. Вот, например, центральный потолочный плафон в комнате на первом этаже окнами во двор

Остальной декор потолка состоит из растительных розеток по углам и профилированного карниза

В соседней комнате оформление ещё скромнее. Вот потолочный лепной плафон

И вот оформление углов на потолке

Точно такой рисунок лепного декора потолка в одной из комнат второго этажа, но решён он в другой цветовой гамме

Также и центральный плафон потолка: рисунок тот же, цвет другой

Этот рисунок плафона повторяется ещё в одной комнате второго этажа, но остальной декор там отличается. Вряд ли таким был первоначальный замысел архитектора, скорее всего это компромиссное решение реставраторов. Вот этот лепной потолочный плафон (светильник здесь и далее везде современные)

Находится он в комнате, где восстановлена изразцовая печь-голландка, изготовленная «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова»

Вот эти волшебные изразцы поближе

Чтобы не пачкать в комнатах, топили печи из коридора. Реставраторами в коридоре специально раскрыта топка печи, откуда загружали дрова и растапливали голландку. А другая сторона печи выходит в комнату, где мы и видели её изразцовое покрытие

Декор потолка в комнате с печью. И обратите внимание на изразцы в верхней части печи – какая совершенная тонкость работы!

Декор остальных помещений второго этажа не повторяется. Вот потолочный плафон в комнате окнами во двор

Среди венков и гирлянд смотрят на нас лики дев, а из травяных завитков наверху возникают головы не то снежных барсов, не то пантер

А вот с какой утонченностью и по лепной работе, и по цветовым оттенкам выполнены потолочные карнизы в этой комнате

Совсем в другом стиле оформлен бывший кабинет хозяина

Здесь уже прямо чувствуются веяния модерна и ХХ века

Кабинет расположен между Дубовым и Бальным залами и из него есть выход на балкон, расположенный над козырьком главного входа. Здесь по чертежам восстановили также деревянную дверь…

…и паркетный пол

Мы осмотрели все комнаты, доступные для экскурсантов. Осталось ещё обратить внимание на коридоры, потому что даже в проходных помещениях тщательность отделки не игнорируется. Вот, например, общий вид потолка узкого коридорчика

Как филигранно исполнена изысканно тонкая подкрашенная лепнина

Ещё в коридорах интересно увидеть, что в ходе долгой жизни здания первоначальные арочные проёмы были заложены, а реставраторы постарались их обозначить

Теперь мы отправляемся на антресольный этаж. Туда ведёт узкая многомаршевая лестница

На то, что эта лестница старая, указывают и щербинки на камне ступеней, и форма металлических балясин-прутов с шарами

Сейчас на антресолях находятся кабинеты сотрудников учреждения, занимающего особняк. Здесь как раз можно увидеть круглые окна, которые мы рассматривали на дворовом фасаде. Ещё обратите внимание на деревянные перекрытия (прогоны) – в зданиях современной постройки такого не увидишь (снимок сделан через стеклянную перегородку, поэтому извиняюсь за блики и отражения)

В чердачно-антресольном пространстве сохранены также и иные деревянные элементы перекрытий

Ну и главное, зачем проводят экскурсантов в верхние помещения – это световые фонари. Один – для барочного зала — мы уже видели. Второй обеспечивает светом парадный вестибюль с лестницей

Над каждым из фонарей устроен стеклянный же фонарь в крыше особняка, через который видно небо (причём с улицы и со двора эти фонари не видны)

Так как в чердачно-антресольном пространстве устроены офисы учреждения, которое занимается управлением и использованием памятников культуры, то здесь можно увидеть разные интересные мелочи, относящиеся к этой сфере. За короткое время экскурсии ни рассмотреть, ни перефотографировать всё невозможно. Покажу, что успела. Вот, например, здесь меня заинтересовали образцы изразцов. Оказывается, это не просто плоский элемент как современная керамическая плитка, а гораздо более сложная геометрия — наверно, чтоб лучше держалась

Не смогла пройти мимо карты усадеб Московской области. Нам есть чем гордиться!

Наша экскурсия по особняку Зиминых закончена. Возвращаемся к парадной лестнице и бросаем последние взгляды на замечательные интерьеры

Хорошие новости: ещё одним реставрированным особняком в Москве стало больше. В порядок на этот раз привели дом дореволюционного табачного фабриканта Зимина в Дегтярном переулке между Тверской и Малой Дмитровкой.

Нам удалось получить уникальные фотографии интерьеров дома до и после реставрации.

Просим ознакомиться с одним из интереснейших интерьеров Москвы —>

Большинство фотографий этого особняка в публикации сделано до или во время реставрации. Фото после реставрации ещё не показывались широкой публике. Спасибо огромное Вадиму Разумову за предоставленные материалы.

Дом в Дегтярном переулке снаружи выглядит довольно строго и скромно.

На фасаде значится год постройки здания:

В 1896 году по проекту архитектора Э.С. Юдицкого в переулке был возведен дом в популярном тогда эклектичном стиле. Перед Первой Мировой войной в 1913-1914 гг. капризная родственница фабриканта, Анна Зимина, радикально переделала интерьеры особняка, деньги у семьи nouveaux riche начала 20 столетия водились, и ей хотелось, чтобы всё выглядело «как в Версале».

Наслаждаться новым домом, правда, семье оставалось недолго, уже через три года после ремонта грянула революция, дом был национализирован, и в 1920-х здесь расположилось правление Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова. Затем в Дегтярный переулок переехал Научно-исследовательский институт киноискусства ВГИК. Сейчас дом занимает ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Рассмотрим интерьеры до реставрации.

Особняк откровенно деградировал

Более того, в советское время его ещё и сильно испортили косметическими ремонтами.

К счастью, большинство деталей сохранилось, но при этом требовало кропотливой реставрационной работы

Реставрация парадной лестницы:

Во время реставрации привели в надлежащий вид деревянную анфиладу. Восстановили облицовку стен мрамором на втором этаже. Воссоздали лепнину парадной лестницы и вестибюля.

Вернули на место и обработали специальным лаком кессонные потолки из цельного дуба. Отлили заново и отшлифовали латунные детали старинных русских печей и изразцы. Отреставрировали роспись на стенах и потолках.

В некоторые комнатах восстановили мозаичные полы, застеленные в советское время паркетом, а также заложили два пробитых в тот же период окна.

Несколько уникальных фото обновленных интерьеров:

Последние годы вообще радуют количеством грамотных реставраций, при этом многое делается за счет частных инвесторов – городские власти стимулируют их вкладываться в будущее и историю. Только в этом году в Москве отреставрировано 148 исторических зданий. Масштабы реставрации можно сравнить только с 1970 годами, когда, с одной стороны, Москва преобразилась под руководством Гришина, а, с другой стороны, нужно было готовиться к Олимпиаде-80 и также приводить город в порядок. Радует, что после разгромных 1990-х и начала 2000-х, когда масштаб разрушений можно вполне сравнить со сталинской реконструкцией города, теперь пришла эпоха созидания и исторической сознательности.

Ещё немного интерьеров

Главная лестница особняка после реставрации.

Кроме того, мы не показываем больше фотографий после реставрации по просьбе самого Вадима. Уже скоро, 15 ноября, в Музее архитектуры откроется фотовыставка, посвящённая реставрации особняка, где весь процесс можно будет увидеть наглядно. Следить за анонсами Музея архитектуры можно

Классицизм, модерн, неорусский стиль, эклектика, конструктивизм… Улицы Москвы сегодня можно читать как справочник по архитектурным направлениям. И с каждым годом становится все больше зданий, которые достойны внимания туриста, интересующегося московской архитектурой.

Список интересных московских исторических зданий пополнился еще одним особняком. В прошлом году была закончена реставрация Дома Зимина по адресу Дегтярный переулок, дом 8. Дом расположен в непосредственной близости от Тверской улицы. Снаружи небольшое двухэтажное здание с бледно-зелёным фасадом на первый взгляд ничем не примечательно, оно хорошо вписано в ряд бывших еще дореволюционных доходных домов по четной стороне старинного Дегтярного переулка. Но если присмотреться, то можно увидеть, что фасад дома хорошо отреставрирован и имеет ряд затейливых деталей: необычное окно с лоджией и колоннами тосканского ордера, металлический козырёк с витыми подпорками, светильники в виде факелов, балкон с балясинами, над которым надпись «1896».

Самые ранние сведения о застройке домовладения 8 в Дегтярном переулке относятся к концу 18-го века. В 1889-м собственником участка стал московский предприниматель Николай Гаврилович Зимин. Есть предположение, что он занимался табачным бизнесом, но нет никаких подробных сведений о нем самом и его деле. Возможно, он как-то был связан с родом знаменитых купцов Зиминых, которые в основном занимались ткацким делом. Дом № 8 по Дегтярному переулку сегодня является памятником федерального значения, обозначен как Дом Зимина и на нем висит табличка с упоминанием имени Николая Гавриловича Зимина. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в том, что этот дом принадлежал именно ему. И такой вид особняк приобрел в 1896 году, когда он был оформлен в стиле эклектики по проекту архитектора Э. С. Юдицкого.

За свою долгую историю этот дом сменил много хозяев. После революции здесь располагалось правление коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. Потом особняк передали под научно-исследовательский институт киноискусства (НИИК) ВГИК. После завершения реставрации в 2016 году в это здание переехало учреждение АУИПИК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры». Именно это агентство как одно из подразделений Министерства культуры занимается эксплуатацией памятников федерального значения. Одной из его функций является поиск богатых предпринимателей, которые готовы взять в аренду руинизированные памятники истории на срок 49 лет по цене 1 руб. за 1 кв. м. и вложить в научную реставрацию несколько млн. долларов. Каким способом был отреставрирован в таком случае Дом Зимина, и как там оказалось Агентство, подробных сведений нет. Но утверждается, что реставрация была выполнена за внебюджетные деньги. С другой стороны, для того, чтобы памятник истории хорошо сохранялся, за ним надо хорошо ухаживать и агентство, наверное, знает в этом толк. Единственное, есть вопрос с возможностью посещения дома Зимина простыми любителями московской архитектуры. В 2017 году было всего пару экскурсий в Дом Зимина в дни культурного и исторического наследия в апреле—мае этого года и пару экскурсий в рамках проекта «Выход в город» в июле. Но этого явно мало. Воссозданные интерьеры Дома Зиминах стоят того, чтобы их увидеть.

За проект восстановления Дома Зимина реставраторы были удостоены премии «Московская реставрация — 2016». Реставраторами была проделана действительно большая и кропотливая работа. В вестибюле восстановлена согласно историческим чертежам парадная лестница, живописный плафон и остекление светового фонаря, лепной декор и полы из метлахской плитки. В помещениях второго этажа были выполнены работы по усилению проемов и перекрытий, демонтажу поздних перегородок, расчистке стен и потолков. Проведена полная реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов по сохранившимся единичным образцам, воссозданы латунные скобяные изделий, восстановлены утраченные элементы лепного декора и исторического паркета. В одном из помещений отреставрирована чудом сохранившаяся изразцовая печь-голландка, изготовленная в конце 19-го века «Товариществом производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», производившим знаменитый дулёвский фарфор.

Ниже несколько фотографий с нашей фотопрогулки по Дому Зимина в июле текущего года.

Особняк Зиминых в Дегтярном переулке сегодня принимал важных гостей - мэра Москвы Сергея Собянина и главу Минкультуры РФ Владимира Мединского. Поводом стало завершение реконструкции в здании постройки конца XIX века, входящего в список памятников архитектуры федерального значения. МОСЛЕНТА вспоминает историю хоть и не крупного, но «достаточно симпатичного» особняка (по мнению Собянина).

Чудом сохранившийся облик

Особняк Зиминых впервые распахнул свои двери в 1896 году. Двухэтажное здание, расположенное в Дегтярном переулке, было построено для известного в Москве табачного фабриканта Николая Гавриловича Зимина. Потомственный почётный горожанин, он хотел иметь подходящие своему статусу жильё и к возведению усадьбы привлёк архитектора Эдмунда Юдицкого. Зодчий к этому времени уже успел поучаствовать в строительстве Доходного дома Толмачёвой в Камергерском переулке и пары других усадеб.

Сегодня особняк, выполненный в духе эклектики, считается редким образцом богатого особняка конца XIX - начала XX века. До наших дней хорошо сохранился архитектурный декор фасадов: он украшен ризалитом и колоннами тосканского ордера. В таком же хорошем состоянии сохранилось внутреннее роскошное убранство усадьбы: искусственный мрамор, лепнина, наборные паркеты, мозаичный пол парадной анфилады, деревянные подшивные потолки и живопись, которыми покрыты стены. Гостей усадьбы встречали бальный зал, и, как пишут некоторые СМИ, даже домашний театр.

Из рук в руки

За более чем столетнюю историю особняк неоднократно менял владельцев, и каждый привносил в его помещения что-то на свой вкус. Так, первые следы переделок интерьеров происходят уже в 1913-1914 годах, их приписывают родственнице табачного фабриканта Анне Зиминой.

В 20-х годах прошлого века здание переходит советским властям, и его помещения занимает Правление Коммунистического университета им. Свердлова. В этот период мозаичный пол закрывают паркетом, некоторые дверные проёмы замуровываются. Одним из последних обитателей особняка стал НИИ киноискусства ВГИКа. Институт находился в этих стенах до 2015 года.

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Теперь же в особняке Зиминых размещается подразделение министерства культуры РФ, занимающееся восстановлением, обслуживанием и реставрацией памятников архитектуры федерального значения, которое долгое время «как сапожник без сапог находилось без собственного здания», сказал сегодня глава минкульта Владимир Мединский.

С нефтью под стеклом

В ходе реконструкции рабочие усилили несущие конструкции и перекрытия здания, восстанавливали кирпичную кладку. Также были воссозданы оригинальные облицовка стен из искусственного мрамора, лепнина, дубовый потолок конференц-зала и пол с мозаичным или паркетным покрытием.

В процессе строителями была сделана неожиданная находка: старинное нефтехранилище, представлявшее собой кирпичный резервуар трехметровой глубины. Он был похоронен под семью слоями асфальта. В резервуаре, по сведениям ТАСС , находилось чёрное вещество, которое было опознано сотрудниками МЧС как полуразложившийся мазут. Возможно, хранилище было необходимо для работавшей на мазуте котельной.

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

    Фото: Евгений Самарин / пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

По предварительной информации, хранилище вместе с нефтью собираются сделать туристическим объектом, добавляет агентство. Для этого резервуар закроют стеклянным колпаком.

Один из девяноста

Как сегодня журналистам сообщил мэр Сергей Собянин, в 2016 году, несмотря на финансовые сложности, была закончена реставрация 90 памятников, среди которых объекты Донского монастыря, Казанского вокзала, гостиницы «Дрезден», кондитерской фабрики «Большевик» и «таких небольших особнячков, как этот».

С 2011 по 2016 годы в Москве было отреставрировано 704 объекта культурного наследия, в результате чего доля памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии снизилась с 39 до 6%.