Конструкция входной двери методом фокальных объектов. Использование метода фокальных объектов для поиска новых идей

Согласитесь, бывает, что есть проблема - нужны новые идеи о том, как изменить, к примеру, товар или сервис. А этих идей нет... Как сойти с мертвой точки?

Мне нравится применять в таких ситуациях метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Слово "фокальный" означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов, Случайное слово.
Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Этот метод можно применять как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.

Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста.
Но у метода есть и недостатки - нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабой стороной метода является непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Как делать?
Шаг 1. Выбираем тот объект, который мы хотим усовершенствовать.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Результат:
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Пример применения метода :
Совершенствуемый объект: Шампунь.
Цель: отстроится в рекламе продукта от конкурентов, показать продукт по-новому.
Случайные объекты: История, кровать, снег.
Характерные свойства или признаки случайных объектов:
1. История - научная, прошедшая, длинная.
2. Кровать - теплая, удобная, двуспальная.
3. Снег - белый, холодный, неожиданный, первый.

Новые сочетания:
1. Шампунь с историей.
2. Наука о шампуни.
3. Теплый Шампунь.
4. Шампунь для двоих.
5. Холодный шампунь.
6. Шампунь в неожиданной ситуации.
7. Шампунь это не снег.

Новые идеи:
1. Шампунь имеет свою историю изобретения и применения человеком. Расскажем/покажем историю создания нашего шампуня?
2. Шампунь, который удобно всегда носить с собой и использовать в неожиданных командировках, поездках.
3. Шампунь, который подойдет и тебе и ей/ему.
4. Снег на улице, а не на голове.
5. Шампунь, который можно не смывать теплой водой (сухой)
6. Из чего сделан шампунь – полезные свойства веществ в нашем шампуне.

Попробуйте и вас осенит много идей...



Термины и определения Стереотипы мышления это структуры и модели мышления, создаваемые нашим мозгом. Они становятся привычками которые затем формируют установки и убеждения, а за этим следует и определенное поведение. Стереотипы – не закон, а всего лишь программное обеспечение высшего мыслительного аппарата. Поэтому они могут быть заменены другими программами по вашему желанию.


Стереотипы мышления Польза Вред Стереотипы снимают с наших плеч часть груза повседневных проблем, позволяют жить легче, выживать в трудных ситуациях без специального (сознательного) «думания», на которое ушло бы слишком много драгоценного времени. Стереотипы в нестандартных ситуациях могут оказывать на нас парализующее действие и негативно влиять на нашу продуктивность (по типу «этого не может быть, потому, что это невозможно»).


Кто виноват? Стереотипное мышление связано с тем, что при формировании навыка в головном мозге образуются и закрепляются миллионы электрохимических нейронных связей между клетками головного мозга. Что делать? Мы способны изменить эти привычки и модели мышления. Мы можем их контролировать, а следовательно, изменять и образ действий, поведение, от которых зависят наши результаты и достижения. Для этого существует ряд технологий управления своим сознанием.


О фокусировке сознания Зачем? Бывает, что вам поручают серьезное и ответственное дело. Его выполнение будет зависеть от вашей способности сфокусировать свой ум и энергию. Необходимо также учесть влияние размера временного интервала, отпущенного на это задание, на состояние вашего сознания. Один из ключевых принципов теории менеджмента – это правило 80/20.


Закон Парето Правило гласит, что 80% наших усилий дает нам 20% желаемых результатов. И наоборот, мы тратим всего 20% усилий (времени) на достижение 80% результатов. Это абсолютно универсальный феномен. Например, 80% клиентов компании покупают 20% продукции, и наоборот, оставшиеся 20% клиентов приобретает 80% продукции. Закон Парето 80/20 лежит в основе многих правил менеджмента, на нем строятся десятки приемов. УсилияРезультаты 80% 20%


В первоначальном виде МФО стал известен как метод каталога. Он был предложен в 1926 г. немецким профессором Кунце, а затем в 50-е г.г. усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Каждое слово возбуждает сложную систему связей, являясь центром некоторой семантической сети. Оно актуализирует определенные «семантические поля», которые содержат смысловую информацию об объекте, обозначенном этим словом. Одним из самых распространенных методов оценки семантических полей является метод ассоциаций. Например, слово «лимон» связано в нашем сознании со словами: кислый, круглый, желтый, чай, сок, сациви, соковыжималка и т.п. Откуда взялись все эти слова, это семантическое поле, ведь только что их не было? Ответ – из подсознания.


Сущность МФО Метод фокальных объектов заключается в переносе признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект, который должен находиться в фокусе переноса. Фокальным называют объект, который собираются совершенствовать, поэтому он находится в «фокусе» внимания. При переносе признаков нескольких случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу.




Процедура применения МФО 1. Определение фокуса - ключевого слова, выражающего сущность проблемы 2. Выбор случайных объектов (слов) СО 3. Составление списков признаков, характеристик СО 4. Совмещение фокусного слова с признаком СО и нахождение объединяющего их контекста 5. Оценка полученных рамочных вариантов


Традиционный алгоритм включает следующий порядок действий: Выбор фокального объекта (техническое устройство, рекламная продукция, деловое мероприятие) Выбор случайных объектов – одного или нескольких (с учетом рекомендаций) Словесное описание существенных признаков случайных объектов (с учетом лингвистических особенностей языка) Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации




Пример использования метода фокальных объектов. Фокальный Объект Случайный Объект 1.Помидор2.Карандаш3.Кошка Сотовый Телефон КруглыйДеревянныйПушистая КрасныйГраненыйПолосатая СочныйЧернильныйКогтистая СекционныйЦанговыйТеплая ГлянцевыйМурлыкающая Гибкая Предположим, что производителям сотовых телефонов необходимо выбросить на рынок конкурентоспособную модель, отличающуюся от всего уже имеющегося, обладающую новой привлекательностью для потребителя.




На первый случай этим можно ограничиться, а можно и продолжить: Сотовый телефон + карандаш 2.1. Деревянный сотовый телефон 2.2. Граненый сотовый телефон 2.3. Чернильный сотовый телефон 2.4.Цанговый сотовый телефон 3. Сотовый телефон + кошка 3.1. Пушистый сотовый телефон 3.2. Полосатый сотовый телефон 3.3. Когтистый сотовый телефон 3.4. Теплый сотовый телефон 3.5. Мурлыкающий сотовый телефон 3.6. Гибкий сотовый телефон


Получилось сразу 15 вариантов разнообразных сотовых телефонов. Рассмотрим некоторые из них. Круглый сотовый телефон – это хорошая дизайнерская идея. Ее можно совместить с ностальгическим наборным диском старых телефонов, а можно реализовать в виде телефона-кулона. Когтистый сотовый телефон – можно зацепить за какой-либо предмет, либо использовать в качестве чесалки спины. Можно также использовать когти телефона по прямому назначению – для самообороны. Цанговый сотовый телефон – удобное крепление за любую мягкую одежду, а может быть, возможность скреплять вместе несколько сотовых телефонов цанговым замком.


Мурлыкающий сотовый телефон – с функцией усыпляющего звука, помогающего от бессонницы. Теплый сотовый телефон – походная мини грелка для больного места. А по контрасту – холодная вставка из спец. сплава для прикладывания к синякам. Гибкий сотовый телефон – это очень многообещающая высокотехнологичная идея, так как уже есть гибкие печатные платы и кристаллы БИС микроскопического размера.


Можно сочетать с фокальным объектом не одну, а несколько характеристик случайных объектов. Красный, чернильный, когтистый сотовый телефон (телефон с маркером, который процарапывает полоски и заполняет их красной краской). Круглый, деревянный, полосатый сотовый телефон (круглый экологичный деревянный футляр для сотового телефона с прорезями для экрана и кнопок); Секционный, граненый, теплый сотовый телефон (специальный телефон, в котором имеется секция с функцией нагрева – для медицинских целей, для автолюбителей или как источник инфракрасных сигналов для ориентировки и связи в темноте);




Матричное структурирование вариантов МФО п / п Что получилось?Рыночные атрибуты Какое применение может найти данный товар? Где можно его использовать? На какой круг потребителе й он рассчитан? 1Теплый сотовый телефон 1.В качестве грелки (охладителя) 2.Инфракрасный сигнал В медицине Для ориентировки в темноте Спортсмены, водители, дети Спец. службы, жители Кр. Севера, спелеологи 2Мурлыкающий Сотовый телефон 1.В качестве сигнала, не вызывающего стресс 2.В качестве источника усыпляющего звука Для нервных владельцев или если рядом спят маленькие дети. В медицине, в гипнопедии Молодые родители, нервные люди Люди, страдающи е расстройств ом сна


Рассмотрим пример «часы» Фокальный Объект Случайный Объект ЧАСЫ


Выписываем сочетания фокального объекта и признаков случайного объекта п.пСочетания фокального объекта с признаками случайных объектов




О функциональной асимметрии мозга Установлено, что правое и левое полушария нашего мозга работают совершенно по-разному. Левое – рациональное, логическое и последовательное. Оно отвечает за сознательное мышление, анализ и оперирует символами: языком и числами. Способ мышления правого полушария синтетический, целостный (его еще называют холистическим). Правое полушарие оперирует образной информацией, и именно оно отвечает за вдохновение, озарение и блестящие творческие идеи. Информация, заложенная в подсознании, громадна и в очень слабой степени управляется сознанием. Метод фокальных объектов как раз и позволяет сознательно задействовать информационные ресурсы правополушарного, образного мышления для решения творческих задач.


ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ВосприятиеДеятельностьВосприятиеДеятельность СознательноеРечьБессознательноеПонимание простых слов ВербальноеПисьмоНевербальноеОсязание: левая рука АналитическоеОсязание: правая рука СинтетическоеПространственное представление АрифметическоеСчетГеометрическое, пространствен ное Левое поле зрения Восприятие структурных элементов Понимание речиВосприятие изображений и образов Правое поле зренияМузыкальное ФУНКЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Тест на лево- и правополушарное предпочтение ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ Мне нравится планировать новые дела во всех подробностях Мне нравится делать новые дела спонтанно, в зависимости от момента Я размышляю и действую логически и редко сразу перехожу к выводам Я делаю выводы без последовательного обдумывания всех деталей аргументации Я редко мечтаю наяву или вспоминаю сныМои сны очень яркие, и я часто мечтаю наяву Я стараюсь найти причину каждого поступка других людей Я редко задумываюсь о мотивациях поступков других людей Я предпочитаю математику и научные дисциплины художественным предметам Я предпочитаю художественные предметы математике и научным дисциплинам Я пунктуальный человек и обладаю хорошим чувством времени Я редко бываю пунктуальным, и у меня плохо развито чувство времени Я прекрасно могу описать свои чувства словами Мне трудно описать свои чувства словами Я полагаюсь на очевидное, когда принимаю решение Я полагаюсь на свои чувства, когда принимаю решения


Мои бумаги и рабочие материалы в полном порядке Я редко привожу свои бумаги в порядок Я не жестикулирую во время разговораЯ много жестикулирую во время разговора Меня редко посещают предчувствия, и я предпочитаю не полагаться на интуицию Я полагаюсь на свой инстинкт и следую предчувствиям Я редко прибегаю к визуальным образамМои впечатления и мысли часто являются в виде картин Я прекрасно могу объяснять разные вещиЯ понимаю, что имеет в виду другой человек, хотя и не могу объяснить это Я прекрасно справляюсь с паззлами и играю со словами Я не люблю паззлы и игры со словами Я держу свои чувства под контролемЯ не стесняюсь своих проявлений чувств Я предпочитаю читать публицистику, а не романы Я предпочитаю читать романы, а не публицистику Я анализирую проблемыЯ рассматриваю проблему в целом Я не особенно музыкаленЯ обожаю музыку


Теория спектра мышления Иногда мы думаем о функциях мозга логическим, рациональным образом, иногда в холистическом, творческом ключе. Аналогичным образом мы думаем о сознании как о противоположности бессознательному мышлению. Это способы интерпретации процесса мышления, основанные на принципе «илиили». Теория спектра рассматривает мышление как континиум, непрерывный процесс, начиная от высокой степени фокусировки вплоть до низкой, как это бывает во сне. Большую часть времени, когда мы думаем сознательно, мы на­ходимся в верхней части континуума фокусировки. В другие периоды мы пребываем в состоянии слабой сфокусированности или в расслабленном состоянии, которое ассоциируется с полудремой, мечтами наяву, свободным потоком сознания. Время расслабления Время концентрации Сфокуси- рованность Расфокуси- рованность Сосредоточенность, эмоциональное напряжение Отрешенность


Мы постоянно в течение дня скользим вверх и вниз по этому спектру. Длинный период низкой концентрации может мгновенно смениться очень высоким уровнем концентрации, вызванным звонком в дверь или по телефону, красным сигналом на светофоре или чем-то подобным. И напротив, период высокой сфокусированности может быть прерван какой-то внезапной мыслью, когда наше сознание «уплывает» в сторону или, наоборот, внезапно возникает творческое решение другой проблемы. Но мы никогда не можем находиться на двух концах спектра одновременно.


Значение модели спектра мышления Высокий фокус внимания связан с абстрактным, концептуальным мышлением и формированием обобщений, общих понятий. Низкий фокус ассоциируется с конкретным, субъективным мышлением. Формирование единого образа, или концепта «дерева», на который направлен фокус нашего мышления. На уровне низкого фокуса мы можем думать о дереве в дальнем конце сада нашей любимой тетушки, т.е. о конкретном, единственном дереве.




Состоянии высокой сфокусированности Состояние низкой сфокусированности Обнаруживается сходство концептов (например, дерево, зеленый, одинокий). Возникают ассоциации чувств, вызванные образом дерева в дальнем конце сада, и все те чувства, которые рождаются в этой связи.


В один период времени мы вырабатываем концепции и рационализируем процесс. В следующий мы обращаемся к интуитивным чувствам. Обе части мозга служат нам. Каждый способ мышления оказывает влияние на то, как мы используем свое время. Мы нуждаемся в моментах высокого фокуса внимания, чтобы сконцентрироваться на конкретной задаче. При этом основанное на работе правого полушария воображение с помощью озарений радикально увеличивает объем наших результатов.




НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВЫБОРЕ СЛОВ Слова для работы МФО подбирают случайным образом, но у различных слов разная ценность и практичность для получения результата (хорошего варианта решения). Более ценны слова, связанные с органами чувств. Они позволяют генерировать цепочки ассоциаций, приводящие к плодотворным потребительским идеям. Такие слова называют сенсорно определенными. Они разбиваются на три группы: Визуальные (связанные со зрением) Аудиальные (связанные со слухом) Кинестетические (связанные с осязанием, обонянием и вкусом) Существуют также полимодальные слова (универсальные по отношению к системе восприятия).


Пример сенсорноопределенных слов Аквамарин Анонс Без просвета Блеклый Блеск Блестеть Блик Вглядеться Взгляд Взор Вид Видеть Видоизменить Визуализировать Абразивный Акклиматизация Аккорд Акцент Ароматный Аррозия Аффект Багаж Базис Баламутить Баланс Барахтанье Безвкусица Бесконтактный Апеллировать Ария Аудифон Ауканье Ахать Балакать Барабанить Баюканье Безголосый Безоговорочно В голос Вглухую Визжание Внятный


Второй алгоритм МФО включает следующий порядок действий: Выписывают случайный набор слов- существительных, обозначающих названия различных предметов (например, из словаря или справочника). Поочередно соединяют с фокальным объектом каждое слово из списка. Генерируют гипотезы на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей Исследуют инновационный потенциал выдвинутых гипотез Производят экспертную оценку, отбор гипотез и стратегий их реализации


При использовании существительных нежелательно брать номинализации (абстрактные существительные, образованные из глаголов). Они не слишком продуктивны в творческом отношении, так как несут в себе очень расплывчатую, часто недостаточную информацию. Например, что может подсказать для совершенствования объекта слова: важность, ответственность, проблема, дисциплина и др.? Практически ничего. Для выявления таких слов предложен «тест тачки». Если объект, обозначенный существительным, можно положить в тачку (кошка, яблоко, сумка, книга), то существительное и связанные с ним прилагательные могут навести на практичную идею. Если объект нельзя положить в тачку (как положить туда «дисциплину», «поведение» и т.п.?), то для извлечения творческой идеи потребуются дополнительные усилия, которые часто оказываются бесплодными.


Не рекомендуется использовать (хотя бы на первых порах) и слова, связанные с ситуацией (нечаянный, неожиданный)), а также понятийные слова (красиво, надежно, порядочно). Для генерации новых идей при выборе этих слов потребуются развитые навыки ассоциирования (составления разветвленных цепочек ассоциаций, или гирлянд ассоциаций). При этом результат может не оправдать приложенных усилий.




Получились такие объекты: 1. Сотовый телефон – ткань 2. Сотовый телефон – альбом 3. Сотовый телефон – стекло 4. Сотовый телефон – доска 5. Сотовый телефон – магнит 6. Сотовый телефон – сумка 7. Сотовый телефон – колесо 8. Сотовый телефон – душ 9. Сотовый телефон – замок 10. Сотовый телефон – кран Некоторые интересные варианты: сотовый телефон с магнитом для крепления, сотовый телефон – замок для кодирования запоров, сотовый телефон – шкатулка с секретным отделением для хранения ювелирных изделий или валидола, сотовый телефон – ткань (телефон, расстеленный на столе в виде салфетки не такая уж фантастика, уровень техники позволяет это сделать).




Третий алгоритм МФО включает следующий порядок действий: Предлагается использовать конструкцию "Я сделаю это..." Процесс решения проблем состоит в определении ряда необходимых изменений в ситуации, которая не устраивает специалиста (фирму). Другими словами, ситуацию необходимо трансформировать из существующего нежелательного состояния в позитивный, желаемый вариант. Для этого используются слова и фразы, которые играют роль стимула и могут обеспечить всплывание идей, которые дремлют в человеческом подсознании. Итак, «Я сделаю это… (фокусный объект) … (каким?»


Быстро просмотрите все слова-стимуляторы вне связи с вашей проблемой. Затем прочитайте ее формулировку, попытайтесь связать слова "Я сделаю это..." с каждым из стимуляторов. Любую идею, пришедшую вам в голову, тут же запишите, воздерживаясь от ее немедленной оценки. 1. Визуальные слова 2.Аудиальные слова3. Кинестетические слова 1. ЗеркальныйЗвенящийМокрый 2. БлизорукийЩелкающийРанящий 3. СветлыйГоворящийМягкий 4. СлепойСлушающийВялый 5. ГлянцевыйКричащийТеплый 6. ГравированныйРитмичныйБеспокойный


7. ПустойШипящийСоленый 8. ЦветнойТихийНевесомый 9. КонтрастныйРезонирующийТвердый 10. ТуманныйРифмующийХолодный 11. РазмытыйМонотонныйГладкий 12. ИллюстративныйНемойДавящий 13. Горизонтальный ОглушительныйНатянутый 14. ВидныйПронзительныйДрожащий 15. ПерспективныйНазывающийОтпечатывающийся 16. ЗрелищныйШуршащийДушистый 17. НаблюдающийЗовущийШершавый 18. ПрозрачныйГлухойЩиплющий Полимодальные (неопределенные) слова Понимающий, отражающий, воспринимающий, решающий, думающий, знающий, медитирующий, намеревающийся, осознающий, оценивающий, изменяющий, мотивирующий.




Пример Предположим, что фирме готовы отказать в заключении важного контракта и есть только одна попытка, чтобы убедить заказчика сотрудничать именно с вами. Для этого необходимо придумать нетривиальные ходы. Пишем фразу «Я сделаю это (сообщение, доклад)…


НеожиданнымТяжелымЛегкимСлабым СоответствующимНепрочнымГрубымТонким ПовторяющимсяПлотнымНеявнымГибким УникальнымГладкимУдобнымНаклонным КонцентрированнымПоучительнымСкрытымУсловным КомплекснымСкользкимРастущимЗависимым ИспаряющимсяЗакрывающимсяПружиннымОвальным СужающимсяМягкимРасходящимсяДолговременным ПритягательнымЛомкимКипящимПростым НостальгическимСходящимсяДышащимМедленным УстрашающимНевидимымИзогнутымПористым ОтражающимсяТвердымРазборнымЯрким ПередвижнымОтрывистымХрупкимВлажным ВращающимсяПенящимсяЗащитнымВидимым НеустойчивымЗавитымСталкивающимсяГлубоким «Я сделаю это (сообщение, доклад) туманным, рифмующимся и твердым». «Я сделаю эту презентацию контрастной, зовущей и щиплющей (душу)». «Я сделаю это сообщение зрелищным, оглушительным и душистым».


  • Александров Александр Владимирович , кандидат наук, доцент
  • Жабунин Антон Юрьевич , кандидат наук, доцент
  • Мироседи Светлана Андреевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Мироседи Татьяна Геннадьевна , старший преподаватель
  • Волжский политехнический институт
  • МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
  • ПРИНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ

В статье проведено исследование теоретических и практических аспектов использования метода фокальных объектов и возможности его использования для принятия финансовых решений с учетом специфики данной области деятельности.

  • О некоторых особенностях расчёта средневзвешенной стоимости капитала в процессе оценки стоимости компаний
  • Роль классификации объектов основных средств в организации их учета
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Метод фокальных объектов был разработан профессором Берлинского университета Эмилем Кунце в 1923 году и доработан Чарльзом Вайтингом в 1958 году. Распространенность метода обусловлена его простотой и существенными возможностями поиска новых, иногда нестандартных подходов к решению имеющейся проблемы.

Цель метода – преодоление косности мышления при решении различных задач, абстрагирование от второстепенных свойств объектов и активизации способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект. Совершенствуемый объект при этом лежит в фокусе переноса, что предопределяет его название – фокальный. Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Большое значение имеет тот факт, что генерирование нестандартных гипотез происходит в любом случае, а их количество зависит от количества объектов, свойства которых переносятся на исследуемый объект.

Метод фокальных объектов эффективен при поиске новых идей, способов модернизации и совершенствования исследуемых объектов. В сравнении с классическими методами поиска решений (Метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.), метод фокальных объектов отличается существенно меньшими временными затратами на поиск и принятие решений.

Метод направлен на преодоление стереотипов мышления, чем и определяется сфера его возможного применения. Стереотипное мышление, в целом, имеет некоторые преимущества: позволяет тратить меньше усилий на решение повседневных, шаблонных задач. Однако в нестандартных ситуациях нередко парализует сознание и резко снижает эффективность деятельности. Для решения данной проблемы необходимо развитие творческой составляющей мышления, что успешно происходит в рамках метода.

Метод реализуется посредством следующего алгоритма действий.

  1. Определяется объект, который предстоит усовершенствовать.
  2. Произвольно определяются другие объекты. Для чистоты эксперимента слова должны выбираться произвольно из большого количества объектов. Случайно найденными объектами могут быть и названия объектов живой и неживой природы и части речи: прилагательные, существительные, местоимения, наречия, числительные и даже союзы. Для характеристики вспомогательных объектов чаще всего используются существительные. Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов.
  3. У вспомогательных объектов выделяются характеристики.
  4. Выделенные характеристики применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск нестандартного решения.
  5. В результате объединения исследуемого объекта и гипотез рождаются различные гипотезы, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями.
  6. Часть гипотез сразу исключается как невозможные или нежизнеспособные, остальным гипотезам дается экспертная оценка, анализируется реализуемость, эффективность.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точном целеполагании. Также важно понимать, что метод имеет ограниченную область применения и практически не используется при работе со сложными техническими задачами.

Основными областями применения метода являются маркетинг, дизайн, обучение, публицистика, техника (обычно при создании новых объектов) и др.

В той или иной степени, метод фокальных объектов может применяться практически в любой области деятельности. Анализ возможностей использования метода фокальных объектов в области финансового предпринимательства и при принятии финансовых решений позволяет сделать следующие выводы:

  1. Метод фокальных объектов имеет ограниченные возможности применения в финансовой сфере, поскольку основным критерием выбора здесь является достижение оптимального соотношения между доходностью, риском и ликвидностью. Указанные параметры имеют количественную природу и определяются не экспертным путем, а системой показателей.
  2. Применение метода фокальных объектов при прогнозировании действий участников рынка также не имеет больших перспектив, поскольку в основе финансового прогнозирования лежат принципы экстраполяции имеющейся информации о действиях участников рынка на перспективу в рамках рассматриваемого горизонта планирования.
  3. Метод фокальных объектов может использоваться при поиске новых источников финансирования, при разработке новых финансовых продуктов и инструментов. В частности, появление финансовых пирамид и криптовалют во многом произошло благодаря неосознанному применению методов мозгового штурма и фокальных объектов.

Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне исключают кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, так как при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Некоторые существующие продукты/услуги своим появлением обязаны именно методу фокальных объектов. При этом иногда исследователи применяли этот метод инстинктивно за счет развитого творческого мышления.

Метод фокальных объектов может быть полезен как средство для развития творческого воображения, снятия психологической инерции, раскрепощения фантазии. Метод хорошо справляется с задачами обновления продукта/услуги, но малоэффективен при решении сложных организационных задач, поэтому для решения проблем он применятся только как инструмент снятия инерции мышления и страха перед проблемой.

Список литературы

  1. Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна в проектировании объектов декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск, Изд-во: АмГУ, 2013 – 57 с.
  2. Ломакин Н.И. Теоретические основы управления денежными потоками в условиях рынка // Н.И. Ломакин, И.И. Томина. – Научные труды SWorld. 2011. Т. 12. № 3. С. 56-57.
  3. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта, 2010 – 240 с.
  4. Саати, Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети. / Т.Л. Саати. – М.: ЛКИ, 2008. – 360 с.

Дата публикации: 03.11.2010

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль
  4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются
  5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Внимание!
В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.
Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. "забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.
В результате развития ассоциаций по словосочетаниям "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.
Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
  3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
  4. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
  5. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
    "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.
  6. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне "отсекают" кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых.

Также читайте статьи Н. Козыревой по другим творческим методам.

Одним из методов развития креативного мышления, поиска идей и решения изобретательских задач является метод фокальных объектов (МФО). Его используют в менеджменте, маркетинге, педагогике и других сферах деятельности.

Метод фокальных объектов основан на следующем процессе: к исследуемому объекту присоединяются свойства и характеристики других, подобранных случайным способом, объектов. Он позволяет развить ассоциативное мышление. Его суть состоит в ассоциативном поиске и использовании эвристических свойств случайности.

История возникновения и суть метода

Метод был изобретен в 1923 году. Его основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его. Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте. Метод прост в использовании и обладает широкими возможностями поиска новых взглядов на решаемую задачу.

В основе метода лежит использование различных свойств и характеристик случайных, не связанных между собой объектов. Это позволяет быстро придумывать необычные, оригинальные решения. На поиск подобных решений другими, более сложными, способами требуется гораздо больше времени. Помимо этого методы, основанные на логическом подходе, не дают возможности придумывать неожиданные решения, поскольку ограничивают фантазию и не позволяют выйти за рамки традиционного мышления.

Слабой стороной МФО является то, что его невозможно применять в работе со сложными техническими решениями, кроме того, с его помощью не всегда удается придумать хорошую, оригинальную идею.

Применение этого метода на практике позволяет научиться преодолевать инертность и стереотипность мышления, развивает способность придумывать новые, необычные идеи и находить инновационные решения. МФО используется и для развития творческого мышления у детей.

Как работает метод

В процессе реализации метода на практике используется специальный алгоритм, состоящий из шести последовательных шагов.

  1. Сначала выбирается фокальный объект, то есть предмет, который нужно усовершенствовать или проблема, требующая решения.
  2. Затем подбирается несколько случайных объектов, в роли которых могут выступать различные слова и понятия. Их можно взять из книги, газеты, журнала, словаря. Это должны быть имена существительные и их тематика должна быть отличной от тематики самого объекта.
  3. Выделяются различные свойства, характеристики, функции и признаки выбранных случайных предметов и записываются на бумаге.
  4. Найденные свойства и характеристики поочередно присоединяются к главному объекту.
  5. С помощью различных ассоциаций происходит дальнейшее развитие придуманных вариантов.
  6. На последнем этапе работы происходит оценка полученных результатов с точки зрения эффективности, полезности и возможности практической реализации.

Для эффективной работы метода лучше всего брать случайные слова из разных сфер жизни: медицина, природа, искусство, наука, быт и многое другое. Выбранные слова не должны иметь отношения к тематике рассматриваемого предмета.

Желательно не использовать банальные, часто употребляемые определения, которые можно применить практически к любому объекту. Сюда можно отнести такие слова, как: прекрасный, удобный, яркий, надежный и пр. Такие свойства и признаки не дают возможности придумать интересное и необычное сочетание.

Можно брать свойства, которые объект может проявлять не всегда, а время от времени. Примеры: автомобиль – врезавшийся, дверь – покосившаяся, собака – спящая, лицо – усталое, шариковая ручка – тонкая. Нужно перебрать и записать все полученные сочетания. Например, если фокальным объектом является холодильник, нужно рассмотреть все возможные сочетания: врезавшийся холодильник, покосившийся холодильник, спящий холодильник, усталый холодильник, тонкий холодильник.

Отобрав наиболее удачные варианты можно развить идею: например, «спящий холодильник» – это холодильник, в котором есть специальный спящий режим, отключающий прибор при каких-то определенных условиях. Если идея удачна, можно попробовать реализовать ее на практике (в данном случае – создать новую модель холодильника).

Метод фокальных объектов часто применяется для усовершенствования различных устройств и приборов, разработки новых технологий, расширения ассортимента выпускаемых товаров, а также для развития фантазии и творческого мышления у детей и взрослых.