К числу основных понятий педагогической аксиологии относят. Аксиология в педагогике

Становление аксиологии

Определение 1

Аксиология - это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности и их соотношение с миром, а также изменение нормативно-ценностной системы в процессе ее исторического развития.

Аксиология зародилась в западной философии в конце $19$ века. Но само понятие было введено только $1902$ году французским философом Лапи и обозначало раздел философии, исследующий проблему ценностей.

Определение 2

Ценности – это вещественные свойства явлений, психологические характеристики человеческой личности, явления жизни общества, обозначающие определенное значение для человека или общества.

Выделяют обычно несколько типов ценностей :

  • экономические,
  • нравственные,
  • эстетические,
  • познавательные,
  • психологические,
  • социальные.

Аксиология имела длительный путь развития. Философы древности по-разному описывали систему ценностей. В древней восточной философии уделялось огромное внимание исследованию человеческого внутреннего мира. Высшей ценностью индийские философы считали дух, соотносимый с душой. Мыслители Древней Греции отмечали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров общества, государства. В Средние века высшим благом являлось служение Богу, и ценность человека полностью зависела от его союза с Богом. В период Возрождения формируется культура гуманизма, которая провозгласила ценность личности и развития человека.

Во второй половине $ХХ$ века появилось учение о ценностях, и рассматривались они как объекты научного познания. Разные подходы к ценностям привели в итоге к появлению аксиологических концепций, которые рассматривали в виде ценностей познавательную деятельность, знание, воспитание и образование.

Развитие науки заставляет образование, по большей части ориентированное на выполнение определенного социального заказа, уделять внимание информированию учащихся, развитию познавательной деятельности, при этом меньше обращаясь к нравственным характеристикам личности. Не смотря на это, ценности не утрачивают своего огромного значения для людей, и, постепенно, гуманизация общественных процессов приводит к необходимости единения знаний о человеке, природе и обществе. В результате этого, основным смыслом сегодняшнего образования становится создание благоприятных условий для саморазвития личности как высшей ценности. Эту задачу невозможно решить без обращения к образовательным ценностям.

Педагогическая аксиология

Определение 3

Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования.

Педагогическая аксиология в педагогике играет роль методологической основы, которая определяет систему педагогических взглядов, основой которых является ценность человеческой жизни, воспитания, обучения, педагогической деятельности, а также образования. Эти знания определяют ценностное сознание, отношение и ценностное поведение личности.

Замечание 1

Ценностное сознание – это наивысший уровень психической саморегуляции и отражения, представляющий собой постоянно меняющуюся совокупность умственных и чувственных образов ценных для индивид а. Для ценностного сознания характерны активность, направленность на предмет, способность к рефлексии и самонаблюдению. Оно обладает мотивационно-ценностным характером и определенным уровнем ясности.

Ценностное отношение – это комплексное образование личности, которое основывается на опыте личности, сформированном через деятельность и общение, и отражает выбор человека между ориентацией на ближайшую цель или отдаленную перспективу с учетом ценностей общественного сознания. Такое отношение является основой ценностного поведения.

Ценностное поведение – это совокупность фактических действий, проявлений жизнедеятельности человека, с учетом определенных ценностей. Ценностное поведение - это внешнее выражение внутреннего мира человека, системы его жизненных ценностей и идеалов. Следует отметить, что просто знание определенных норм и правил недостаточно. Они должны быть усвоены человеком и осознанно приняты в качестве собственных убеждений.

Проблемы педагогической аксиологии являются параллельно образовательными и мировоззренческими.

Предметом педагогической аксиологии выступает формирование ценностного сознания, отношения и ценностного поведения личности. Отдельный индивид или общество признаются носителями ценностей. Определение ценностных аспектов образования возможно только на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи педагогической аксиологии

Задачи педагогической аксиологии заключаются в следующем:

  • анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;
  • определение ценностных оснований образования, которые отражают его аксиологическую направленность;
  • формирование ценностных подходов к определению стратегий развития и содержания отечественного образования.
  • 1. Возникновение и становление педагогической профессии
  • 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
  • 3. Социальные и профессиональные функции учителя
  • 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
  • Тема 1.3
  • 1. Сущность и структура педагогической деятельности
  • 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
  • 3. Профессиональная компетентность педагога
  • 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
  • Тема 1.4
  • 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
  • 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
  • 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
  • Тема 1.5
  • 2. Педагогика как наука и учебный предмет
  • 3. Основные категории педагогики
  • 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
  • 5. Система педагогических наук
  • Тема 1.6
  • 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
  • 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
  • 3. Организация педагогического исследования
  • 4. Методы педагогического исследования
  • 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
  • Тема 1.7
  • 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
  • 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
  • 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
  • 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
  • Тема 1.8
  • 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • 2. Факторы развития личности
  • 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
  • 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
  • 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Тема 1.9
  • 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
  • 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
  • 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная: характеристика педагогического процесса
  • 4. Закономерности педагогического процесса
  • 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
  • Тема 1.10
  • 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
  • 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
  • 3.Цели образования в современной школе
  • 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
  • Тема 1.11
  • 2. Структура содержания образования
  • 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
  • 5. Документы, определяющие содержание образования
  • Тема 1.12
  • 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
  • 3. Закономерности и принципы обучения
  • 4. Деятельность учителя в процессе обучения
  • 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
  • 6. Виды обучения, их характеристика
  • Тема 1.13.
  • 2. Классификация методов обучения и воспитания
  • 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
  • 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
  • 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
  • 6. Критерии выбора методов обучения
  • Тема 1.7

    АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

      Требования к компетентности по теме

      знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология», <<профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;

      уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессиональнопедагогической и методологической культуры учителя;

      знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность;

      представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

      Основные вопросы

    1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

    2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.

    3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.

    4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

      Понятия темы

    Ценность, аксиология, педагогическая аксиология, профессионально-педагогическая культура, методологическая культура, педагогические ценности

    1. Гавриловец, К. В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К. В. Гавриловец // Праблемы выхавання. - 2008. -№ 5. - С. 40-44.

    2. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. - М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - 216 с.

    3. Пионова, Р С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р. С. Пионова// Адукацыя i выхаванне. - 2006. - № 4. - С. 80-84.

    4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академию), 2002. - С. 31-37.

    5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -1 М. . Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.

    • 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»

    Проблема ценностей всегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М.В. Богусловский, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и другие). Система фундаментальных общечеловеческих ценностей, обоснованная В. А. Караковским, -- Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир - представляет особый интерес в педагогике. Мир ценностей - это прежде всего мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.

    Энциклопедический словарь представляет понятие «ценность» как значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы,оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

    В настоящее время понятие <<ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально обусловленным приоритетам развития культуры.

    Проблемами ценностей занимается такая наука, как аксиология (от греч. axia - ценность). Под этим названием, как правило, понимают: 1) философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни; 2) учение о природе человеческих ценностей - о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

    Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. В 1908 г. этот термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.

    В современных условиях возрастает ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, которые находят свое отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в идеологической,

    нравственной и профессиональной позиции самих педагогов. В связи с этим на первый план выходят проблемы педагогической аксиологии, представляю щей собой учение о ценностях в педагогическом процессе - образовании, воспитании и саморазвитии человека.

    Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником.

    В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование определенных привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у школьника потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться" в окружающем мире, в совершенстве различать его качественную, в частности, ценностную неоднородность Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности. .

    Исходя из этого, актуальной задачей современной школы является задача точного определения ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.

    Н. В. Селезнев предлагает в этом случае отталкиваться от основных, исторически сложившихся групп ценностей, куда входят:

    1) материальные ценности - все то, чем располагает сама школа, окружающая среда, семья, общество в целом;2) нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А. Я. Коменского до В. А. Сухомлинского И других;

    3) научно-познавательные ценности - все то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе;

    4) художественно-эстетические ценности - группа ценностей, известных человечеству с древнейших вpeмен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека потребности жить по законам красоты;

    5) ценности физической культуры и гигиены - все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровья, умения поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.

    По мнению В. А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наук (учение), искусство и др. Каждый из этих объектов в процессе осмысления и оценивания его ребенка, раскрывает ему ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, индивидуальность и т. д.).

    Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, их желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.

    1. Понятие аксиологии …………………………………………………………...3

    2. Понятие воспитания………………………………………………………….. .4

    3. Аксиологический подход к воспитанию……………………………………...5

    4.Список литературы………………………………………………………….…..8

    Понятие аксиологии.

    Аксиология (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005, с. 12-13.) философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.

    Аксиология (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005, с. 16.) – 1) филос. Учение о ценностях и об оценках в этике, которое исследует, в частности смысл, человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, - учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

    Аксиология (В. А. Мижериков, Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004, с. 13.) - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит учение о природе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой, в том числе и педагогической, деятельности.

    Аксиология педагогическая (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 25.) – направление в области образования, в котором рассматриваются: учение о ценностях, содержание ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности).

    Понятие воспитания.

    Воспитание (Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.) – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Воспитание – многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т.д.

    Воспитание (Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.) – 1) в социальном, широком смысле – функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьёй и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

    Воспитание (В. М. Полонский, Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004, с. 31.) – целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. Воспитание исходит из качества общественной морали, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания.

    Аксиологический подход к воспитанию.

    Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

    Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

    Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

    Аксиологический подход позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

    Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

    Идеи аксиологического подхода:
    Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

    Ценность (по В.П. Тугаринову ) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

    Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
    Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

    Принципы аксиологического подхода:
    К числу аксиологических принципов относятся:

    • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
    • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
    • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.

    Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

    Таким образом, в основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значимую ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. Эта идея определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в истории, обществе, деятельности.

    Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики.

    С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.

    Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры.

    Список литературы:

    1. Педагогический энциклопедический словарь /под ред. Б. М. Бим-Бада, -Москва, Научное издат. «Большая Российская Энциклопедия», 2002.

    2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Словарь по педагогике, -Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

    3. Мижериков В. А., Словарь-справочник по педагогике, -Москва: Издат. «Творческий центр»,2004.

    4. Полонский В. М., Словарь по образованию и педагогике, -Москва, Издат. «Высшая школа», 2004.

    5. Педагогика: Большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич, Издат. «Современное слово», 2005.

    6. Выжлецов Г.П., Аксиология культуры. – С-П.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996.

    7. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н., Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, -Москва, Издат. «Школа-Пресс», 2000.


    Похожая информация.


    7. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

    Задача 1. Педагогическая аксиология представляет собой относительно самостоятельную отрасль педагогического знания. Определить сущность педагогической аксиологии вам поможет анализ базовых понятий «аксиология», «ценность», «педагогическая аксиология» и «педагогические ценности».

    Аксиология - 1) филос. учение о ценностях и об оценках в этике (этика ценностей), которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии, - учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности; 3) лингв. раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Минск, 2005. – С. 16).

    Аксиология как относительно самостоятельный раздел философии оформляется тогда и поскольку, когда и поскольку понятие бытия расщепляется на два компонента: реальность как то, что есть, и ценность как то, что должно быть. В рамках аксиологической проблематики формируются различные направления, которые по-разному трактуют природу ценностей, и взаимоотношения между которыми образуют новый слой аксиологической проблематики (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 75).

    Ценность – любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательней смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Минск, 2005. – С. 659).

    Ценности – специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Отдельная личность или общество в целом рассматриваются как носители ценностей, а последние мотивируют действия и поступки человека. Характер действий и поступков свидетельствуют об отношении личности к окружающему миру, самому себе (Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003. – С. 100).

    Педагогическая аксиология – область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования. Предметом педагогической аксиологии является формирование сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности (Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М., 2003. – С. 99).

    Педагогическую аксиологию мы можем определить как тот раздел педагогического знания, где воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность рассматриваются как ценности человеческой жизни (Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 75).

    Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимися общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога <...>.

    Проанализируйте приведенные выше определения понятий «аксиология», «ценности», «педагогическая аксиология», «педагогические ценности» дополните их определениями других авторов. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

    Задача 2. Проанализируйте типы аксиологических концепций, выделенные В. И. Гинецинским, и дайте определение ценности для каждого типа. Подготовьте связное высказывание о природе педагогических ценностей с позиции представителей различных аксиологических концепций.

    Выделяют следующие типы аксиологических концепций: натуралистические, трансценденталистские, социологические, диалектико-материалистические.

    Натуралистически ориентированные аксиологические доктрины усматривают источник ценностей в потребностях человека (потребность в наличии ценностей) и предполагают, что ценности могут быть зафиксированы как особого рода эмпирический факт человеческого поведения. Представители этого направления считают, что в совокупности человеческих стремлений есть в том числе стремление выйти за пределы налично данного («хочу того, чего нет»). Факт наличия такого стремления и обосновывает особую ценность человеческого бытия.

    Для аксиологического трансцендентализма ценность – это идеальное бытие или бытие нормы, идеала, которое имеет самостоятельную по отношению к человеческому бытию сферу существования. Ценности не обнаруживают свое бытие в рамках человеческого существования, а могут быть лишь открыты человеком, он может приобщаться или не приобщаться к ним.

    Для культурно-исторического релятивизма, представляющего социологическое направление, характерна идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, вырабатываемых в процессе социокультурного развития. Системы ценностей не сводимы друг к другу, а отдельные ценности, входящие в одну систему, получают в ней специфическую окраску. Сами системы ценностей могут использоваться в качестве критерия разграничения социальных общностей разного масштаба и типа, поскольку общность как раз и характеризуется тем, какого рода ценности принимаются всеми его членами.

    Подход к аксиологической проблематике, выработанный на основе диалектико-материалистической философии, делает акцент на социально-исторической, экономической и классовой обусловленности системы ценностей. Носителем системы ценностей является общество, но это общество должно быть само охарактеризовано в имманентной присущей ему динамике, имеющей свои социально-экономические механизмы (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 75–76).

    Задача 3. Существуют различные подходы к классификации педагогических ценностей. Вашему вниманию предлагается материал, раскрывающий классификацию педагогических ценностей по предметному содержанию.

    Среди педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающихся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующих аксиологических функций в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя <...>.

    Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективизируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности , называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

    Ценности-средства – это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно - и профессионально-ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе… Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

    Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами <...>.

    В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества , так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества <...>.

    Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема – подсистема ценностей-знаний <...>.

    Ценности-знания – это определенным образом упорядоченныя и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. <...>.

    Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель <...>. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей качеств и т. д., т. е. они функционируют как единое целое <...> (Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. – М., 2001. – С. 167– 168).

    На основании анализа текста постройте аксиологическую модель, отражающую сущностную взаимосвязь педагогических ценностей. Изучите другие подходы к классификации педагогических ценностей и дополните построенную вами аксиологическую модель.

    Литература

    1. Бондаревская Е. В. Педагогика / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – М.: Ростов н/Д, 1999. – С. 273–280.

    2. Сластенин В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М., 2001. – С. 165–166.

    Задача 4. В современном мире образование выступает в качестве одной из основных человеческих ценностей. Право на образование в большинстве стран закреплено конституционно. Функционирующая в обществе система образования является средством удовлетворения потребности в образовании, средством реализации права человека на образование. Вместе с тем существуют разные представления о путях осуществления этого права, которые воплощаются в разных моделях системы образования, в разных требованиях и принципах ее организации <...>.

    В педагогической литературе можно столкнуться с утверждением, что воспитание и образование основываются на соответствующих фундаментальных потребностях человека: человек нуждается в воспитании, такова его природа. Мы можем встретить утверждение, что в воспитании <...> природа человека должна быть преобразована посредством воспитания. Распространены представления, что в воспитательной деятельности реализуются, прежде всего, социальные императивы: общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. В советской педагогике разрабатывались концепции, подчеркивающие, прежде всего классовую природу воспитания: социальный класс нуждается в том, чтобы человек, принадлежащий ему, определенным образом был воспитан... В современной культуре право каждого человека на образование не подвергается сомнению, проблема заключается в том, как трактуется это право, в том числе с аксиологической точки зрения <...> (Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 76–77).

    Раскройте аксиологические императивы образования с позиций известных (задача 2) аксиологических концепций. Почему образование – это общечеловеческая ценность?

    Задача 5. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

    В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, – «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.

    Гуманистически ориентированная философия образования – это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает существование принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности <…>.

    Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становлении сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире (Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. – М., 2001. – С. 163–164).

    Согласны ли вы с тем, что аксиологический подход, присущий гуманистической педагогике, является новой философией образования и реализуется в современной педагогике? Каковы, на ваш взгляд, причины разработки новой методологии образования? В чем суть гуманистической философии образования?

    Оцените значение современного образования в становлении и развитии «сущностных сил человека» с позиций гуманистической педагогики. Как вы понимаете выражение: «Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, – «аксиологическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей»?

    Задача 6. Структура функционирующей в обществе системы образования отражает многообразие существующих видов профессиональной деятельности и решает задачи подготовки к ним. Любая профессия связана с выработкой определенного этического кодекса – профессиональной этики. Такой кодекс, преломляя общечеловеческую этику через специфические условия выполнения, содержание задачи профессиональной деятельности, образует нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться представители той или иной профессии и с позиций которых эта деятельность оценивается обществом (Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 82).

    Сформулируйте кодекс профессиональной педагогической этики, представляющий собой нравственные ориентиры современного педагога с опорой на общечеловеческие ценности.

    Задача 7. Наиболее известной, самой древней и устойчивой во времени является система нравственных требований к профессии врача. Она известна как клятва Гиппократа – древнегреческого реформатора античной медицины... Гиппократ выдвинул 4 принципа лечения: 1) приносить пользу и не вредить, 2) противоположное лечить противоположным, 3) помогать природе и 4) соблюдая осторожность, щадить больного. Текст клятвы содержал не только обязательства, вытекающие из особого состояния человека, нуждающегося во врачебной помощи, и особых возможностей врача («Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости», «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария», «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»), но также обязательства перед своими учителями («Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах») и учениками («Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому»).

    Сформулируйте своеобразную «клятву Гиппократа» для современного учителя, отражающую систему нравственных требований педагога. Как можно назвать созданный вами педагогический кодекс?

    Задача 8. Своеобразие структуры ценностных ориентаций педагога находит отражение в повседневном словоупотреблении, в котором закрепились устойчивые словосочетания ряда нравственных категорий с эпитетом «педагогический»: педагогический долг, педагогический авторитет, педагогический такт (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 92).

    Какого рода аксиологическую специфику педагогической деятельности подчеркивают словосочетания? Оцените их значимость в осуществлении педагогической деятельности.

    Задача 9. При помощи метода работы с понятиями и ценностями нравственного развития, осмыслите и проанализируйте ценностные ориентации педагога, представленные в предыдущей задаче. Данный метод предлагается С. С. Кашлевым для «проживания» студентами ценностей, их личностного осмысления и принятия (Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. – Минск, 2002. – С. 43).

    Рис. 4 . Технологическая карта

    Вашему вниманию предлагается технологическая карта, позволяющая последовательно осуществлять деятельность по определению педагогических ценностных ориентаций (педагогический долг, педагогический авторитет, педагогический такт).

    Работа над определением понятий происходит в несколько этапов.

    Этап 1. Определение понятия (ценностной ориентации).

    Цель. Дать определение данному нравственному понятию (ценностной ориентации), сформулировать в определении свой смысл о нравственном понятии (ценностной ориентации).

    Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, выведите наиболее полное, универсальное определение понятия.

    Этап 2. Подбор сходных понятий (ценностных ориентаций).

    Цель. Расширить понимание изучаемого понятия посредством подбора синонимов.

    1. Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие (ценностная ориентация)?

    2. Если у педагога сформирована данная ценностная ориентация, то как его можно охарактеризовать?

    Результаты работы фиксируются на листе бумаги.

    Этап 3. Подбор противоположных понятий (ценностных ориентаций).

    Цель. Выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (ценностной ориентации) посредством сравнения понятий между собой.

    1. Что противоположно данному понятию (ценностных ориентации)?

    2. Как можно охарактеризовать учителя, лишенного рассматриваемой вами ценностной ориентацией?

    Этап 4. Определение преимущества понятия (ценностной ориентации).

    Цель. Выявить преимущества рассматриваемого понятия (ценностной ориентации), способствовать мотивация формировать данную ценностную ориентацию у себя как будущего педагога.

    1. Чем рассматриваемое вами понятие особенно ценно в педагогической деятельности?

    2. Необходимо ли каждому учителю стремиться к постижению данной ценностной ориентации?

    3. Какое преимущество дает педагогу сформированность данной ценностной ориентации?

    Этап 5. Определение ограниченности данного понятия (ценностной ориентации).

    Цель. Определить возможные недостатки данного понятия (ценностной ориентации).

    1. Есть ли недостатки у данной ценностной ориентации в педагогической деятельности? Какие?

    2. Всегда ли наличие данной ценностной ориентации у педагога хорошо?

    3. Могут ли возникнуть у учителя затруднения из-за стремления следовать данной ценностной ориентации?

    4. Существуют ли в педагогической деятельности законы, ограничивающие реализацию данной ценностной ориентации?

    Этап 6. Рефлексия.

    Цель. Осуществить анализ результатов своей собственной деятельности.

    Эмоциональное состояние (радость, огорчение, недоумение, восторг, страх, подавленность и т. д.);

    Знания об изучаемом понятии (прибавились, систематизировались, не узнал ничего нового, возникли личностные смыслы и т. д.);

    Мотивация поведения (хотелось заниматься этой работой, вынужденно занимался данным видом деятельности и т. д.).

    Задача 10. Стрежневой составляющей процесса формирования человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности является система ценностных ориентаций. Вырабатываемая в процессе жизнедеятельности человека, она локализуется в структуре внутреннего мира как в особой форме, констатируя двуплановость человеческого поведения (оппозиция «как надо и как есть»). Сама система ценностей иерархизирована, и в результате каждый поступок является выражением определенного способа разрешения противоречия мотивов (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 94).

    Разработайте педагогическую ситуацию, отражающую «двуплановость» поведения учителя, подчеркивающую расхождения между «как надо и как есть». Оцените ситуацию с позиций собственного опыта ученичества. Часто ли вам приходилось сталкиваться с учителями, у которых декларируемые ценности расходились с реальным поведением?

    Задача 11. В педагогической деятельности важное место занимает поступок педагога. По мнению В. И. Геницинского, «поступок как реальное, ценностно мотивированное действие, взятое в единстве намерений и фактических последствий, есть то звено человеческой деятельности, в котором обнаруживается сформировавшаяся система ценностных ориентаций и из недр которого генерируются новые ценности. Поступок связан с системой мотивирующих его ценностей положительными и отрицательными обратными связями» (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. – С. 95).

    Педагогическая ситуация. Главный герой книги В. Машкова «Здравствуй, Валерка!» Валерка Коробухин плохо решал задачи по математике. На контрольной по математике он сидел один, а впереди отличник Ленька Александров – тоже один. Коробухин попросился пересесть к отличнику, ему разрешили (все равно решают по вариантам). Коробухин не знал, как решается задача (про бассейн) с его варианта, зато Ленькина задача (про поезд) даже заинтересовала его. И он принялся за Ленькину задачу. Несколько раз он заглядывал в Ленькину тетрадь. Нет, не для того, чтобы списать, а просто сверить, так или нет он решает (ведь все-таки Ленька – отличник). Для решения у Леньки и Валерки был выбран один и тот же способ. Первым из класса решил контрольную Ленька Александров. Валерка сдал тетрадь после звонка.

    После проверки тетрадей Павел Захарович особо похвалил работу Коробухина Валеры: «Очень хорошая работа, я ее могу поставить наравне с Александровым Леней, - и тот же блеск, та же математическая открытость, только грамматических ошибок много. Но на первый раз ставлю «отлично». И он принялся показывать его решение на доске, как тут вскочил Ленька: «Павел Захарович! А почему он решал задачу про поезд, когда надо было решать про бассейн? Он же сидел рядом со мной. Вы его сами пересадили.

    Как должен поступить учитель, чтобы произошла «генерализация новых ценностей»? Оцените систему ценностей педагога в соответствии с его педагогическим выбором.

    Задача 12. Проблема ценностных ориентаций современного педагога не утрачивает своей актуальности. Моделируя систему ценностных ориентаций учителя в новых условиях общественной жизни, В. Г.В оронцова представила их следующим образом:

    1. Ориентация на социальную активность:

    Гражданская смелость, внутренняя свобода;

    Осознание проблемы, ситуации, их критическая оценка;

    Терпимость к сложности структуры общества;

    Готовность к диалогу (способность к компромиссам, терпимость к конфликтам);

    Ответственность за общество, детей, за собственную деятельность.

    2. Ориентация на профессиональную активность:

    Высокий уровень образованности и профессиональной компетентности;

    Наличие педагогической концепции (педагогического кредо) как факт культуры личности учителя;

    Овладение новыми методическим приемами как путь повышения педагогического мастерства;

    Демократический стиль общения с детьми и коллегами;

    Способность к самооценке с гуманистических позиций.

    3. Ориентация на целостное гуманитарное образование:

    Осознание общечеловеческих ценностей личности;

    Способность к моделированию гуманистической образовательной среды в педагогический практике;

    Приобщение к гуманитарной культуре, освоение гуманитарного знания;

    Использование ценностей культуры в реальной деятельности;

    Способность к экспертизе собственной деятельности (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 59–60).

    Согласны ли вы с предложенной В. Г. Воронцовой моделью? Какими ценностными ориентациями вы бы дополнили данную модель? Используя материал задачи, постройте схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.

    Для справок: под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала (Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 527). Модель позволяет воссоздать в схематической форме реальные свойства объекта, а также наглядно отразить его сущностные характеристики.

    Задача 13. Как показывает анализ научной литературы и результаты исследований, проведенных под руководством А. А. Орлова на кафедре педагогики Тульского государственной педагогического университета им. Л. Н. Толстого, учителя с гуманистической ориентацией в качестве важнейших профессиональных ценностей (ценностей-целей) выделяют следующие:

    Социальная значимость труда учителя (быть необходимым для детей человеком);

    Возможность влиять на будущее государства и общества, развивая у учащихся гуманистическое воспитание одноклассников, народов, мира в целом, формируя у них ответственное отношение к собственной жизни, здоровью, стране, природе и др.;

    Общение с детьми, коллегами, с интересными и неординарными людьми;

    Творческий характер труда учителя, разнообразие и многофункциональность педагогической деятельности;

    Высокая степень профессиональной свободы, независимости, возможность реализации своих идей, замыслов, планов, перспектива самостоятельной исследовательской деятельности;

    Возможность самосовершенствования и профессионального роста (Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 75–76).

    Согласны ли вы с результатами исследования профессиональных ценностей педагогов? Можете ли вы продлить предложенный список? Напишите педагогическое эссе, отражающее ваши ценности-цели как будущего педагога. Ориентиром при выполнении работы могут служить приведенный в задаче материал.

    Задача 14. Ценностные ориентации учителей весьма эклектичны, противоречивы, порой конфликтны, иерархия профессиональных ценностей изменчива и неопределенна. Согласно исследованиям доктора педагогических наук, профессора И. Л. Федотенко, большинство учителей убеждены, что «в работе с детьми надо стремиться к максимальному развитию их интересов, способностей, возможностей», и одновременно около половины опрошенных считают, что «учитель должен добиваться, чтобы у его воспитанников формировались общность взглядов, увлечений, интересов, позиций». Утверждая, что в образовательном процессе надо шире практиковать ситуации выбора для учеников, полагают, что в их классах дети не имеют достаточного социального опыта и необходимых личностных качеств, чтобы совершить ответственный выбор. Такая ситуация представляется достаточно трезвой, поскольку эффективность педагогической деятельности связана со стабильностью, определенностью и системностью гуманистических установок, этической позиции учителя, согласованностью его личностных и профессиональных ценностей. Такие качества ценностных ориентаций, как устойчивость, непротиворечивость, структурная целостность характеризует профессиональную зрелость, четкость педагогической позиции, гуманистические убеждения. Устойчивость ценностного «ядра» предполагает гибкость профессионального мышления, мобильность и вариативность поведения учителя в конкретном взаимодействии (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. – Тула, 2006. – С. 76–77).

    Чем, на ваш взгляд, обусловлена противоречивость профессиональных ценностей и реальной педагогической деятельности? Разработайте программу диагностики ценностного «ядра» современного педагога. Программа может представлять собой комплекс диагностических методик, ориентированных на выявление ценностных ориентаций, четкости педагогической позиции, гуманистических убеждений и т. п.

    Задача 15. Процесс познания и образования всегда опосредован менталитетом того региона и поселения, в которых расположена школа и где проживает семья учащегося. В значительной мере им опосредован и сам процесс общения учителя и учащихся как самостоятельных субъектов культуры. Полноправность и несмешанность сознания учителя и ученика определяется не только несоответствием их жизненного опыта, но и другими способами формирования их ценностных ориентаций. Мировоззрение учителя формируется на основе усвоения соответствующих основ наук, ценностей мировой и национальной культуры в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе. Ценностные ориентации школьников складываются в результате отражения мировоззрения родителей, воспитателей детских садов, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной местности, города, селения (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. – Минск, 2002. – С. 232).

    Согласны ли вы с мнением, что на формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние менталитет той местности, в которой она проживает? Приходилось ли вам в период обучения сталкиваться с несоответствием жизненного опыта, с другими ценностными ориентациями своих педагогов? Что и (или) кто оказали влияние на формирование ваших ценностных ориентаций? Оцените роль педагогов в данном процессе.

    Задача 16. Процесс интериоризации базовых ценностей общества выступает, таким образом, важнейшим условием формирования соответствующих типов личностей. В ходе него реально существующие типы личности как бы приближаются к идеалу, а реально существующий образ жизни – к нормативному эталону. Происходит как бы переоценка, переосмысление тех базовых ценностей, которые учащиеся обретают на этапе первичной социализации, входя в определенные микрообщности: семью, разные формальные и неформальные группы. Те из них, которые имели для ближайшего его окружения значение непременных, перестают быть таковыми. Система ценностных ориентаций, основанная на механическом освоении тех или иных ценностей, простом вписывании в нее через интериоризацию без осознанного и избирательного участия, постепенно заменяется иной структурной системой ценностных ориентаций. Однако этот процесс достаточно трудоемок. Ибо чаще всего избирательное отношение к пропагандируемым ценностям и их последующая интериоризация определяется структурой базовых ценностей. Их освоение в данном случае во многом будет зависеть от соответствия групповых ценностей общественным. Из числа общественных ценностей личность выбирает только те, которые оцениваются ею как нужные (необходимые, полезные или приятные). Пропустив через собственные опыт и проверив их практическую необходимость, целесообразность и полезность, т.е. получив «подкрепляющее следствие практики», личность закрепляет их в качестве ценностных ориентаций (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. – Минск, 2002. – С. 250).

    Постройте карту эволюции своих ценностных ориентаций.

    С чем, на ваш взгляд, связана смена ваших ценностных ориентаций? Оцените ваши личностные ценностные ориентации с позиции общественных ценностей.

    Задача 17. В структуре базовых ценностей выделяют следующие: Человек; Жизнь; «Я» («самость»); Родина, Отечество, Народ; Семья; Общество, Государство; Труд; Мир; Природа.

    Кандидатом педагогических наук, доцентом Ж. Е. Завадской содержание базовых ценностей раскрывается через отдельные идеи. Так, сущностной характеристикой такой ценности как «Я» («самость») являются:

    – «ответственность человека за свою жизнь перед собой;

    – цель, перспектива, программа личной жизни – путь самоопределения;

    – субъект и строитель своей жизнедеятельности;

    – личностный рост как способ изменить себя;

    – стремление расширить границы «Я», обогатить себя;

    – понимание личностного смысла жизни как самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

    – культура как пространство, среда развития «Я»;

    – самопознание, самосовершенствование, рефлексия;

    – обстоятельства и выбор линии поведения;

    – самоуважение, личное достоинство, честь;

    – самовыражение, самоутверждение как важнейшие потребности;

    – способность видеть, слышать другого, принимать его как данность;

    – готовность созидать добро для других и во имя других» (Воспитание нравственной личности в школе / Под ред. К. В. Гавриловец. – Минск, 2005. – С. 72–76).

    Проанализируйте и осмыслите выделенные характеристики. Какие из них, по вашему мнению, наиболее значимы в становлении личности ваших будущих учеников? Напишите письмо своим будущим учениками, которое могло бы служить для них ценностным ориентиром.

    К числу основных понятий педагогической аксиологии отно­сятся: ценности, ценностное сознание, ценностное отношение, цен­ ностное поведение, ценностная установка, ценностная ориента­ ция, образование, воспитание.

    Ценности являются ориентиром деятельности и поведения че­ловека только при условии сформированности у него ценностных: сознания, отношения и установок. Ценностные ориентации в це­лом отражают направленность личности на определенные ценно­сти в деятельности и поведении, а в каждой конкретной ситуации личность руководствуется ценностными сознанием и отношением.

    Ценности, ценностное сознание, ценностное отношение выс­тупают в качестве предмета специального исследования, т.е. они сами познаются и осмысляются, например изучаются ценност­ные отношения представителей различных профессий, иерархия ценностей личности, ценностные ориентации разных возрастных групп и т. п. Если на обыденном уровне осуществляется ценност­ное осмысление человеком его бытия, то на научном - рефлек­сия этого осмысления. К примеру, на обыденном уровне ценност­ные ориентации человека формируются, а результаты этого про­цесса закрепляются в индивидуальном сознании. На научном уров­не - изучаются содержание и иерархия ценностей; определяются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации человека; выявляются условия их формирования; опытно-экспе­риментальным путем подтверждается или отвергается их эффек­тивность; на основе анализа и обобщения полученных данных выявляются закономерности, определяются методы.

    В педагогической аксиологии человек и человеческое общество определяются как высшие ценности бытия и носители ценност­ного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения.

    Рассмотрим содержание этих понятий, существенных для пе­дагогической аксиологии как относительно самостоятельной об­ласти науки, интегрирующей философское, психологическое и педагогическое знание.

    В философии сознание рассматривается как особый объект, который невозможно исследовать и объяснить обычными спосо­бами. Сознание не является биологической субстанцией; оно по­зволяет человеку осуществлять жизнедеятельность за границами его тела; вступать во взаимодействие с людьми, ценностями куль­туры, приобщаться к различным видам деятельности без непо­средственного контакта. То есть благодаря сознанию человек жи­вет в сфере не только конкретного, но абстрактного.

    В широком смысле «сознание» трактуется как проблема чело­веческого бытия и способ отображения проблемности обществен­ных процессов.

    В более конкретном смысле под сознанием понимаются выс­шая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности; способ его отношения к миру и самому себе; единство психических процессов, активно участвующих в осмыс­лении человеком объективного мира и собственного бытия.

    Человек в философии рассматривается как носитель сознания. Целью человеческой жизни является созидание соб­ственного сознания, т.е. осознания себя в мире. Сознание пред­ставляет собой предельную ценность. Категория «сознание» (от лат. - знать, быть осведомленным) используется для обозначения духа, сознающего себя в отличие от бессознательного или подсознательного.

    Различаются общественное сознание и сознание индивида. Под общественным сознанием понимаются духовный результат раз­вития общества, выражение его эко­номического, политического, со­циального бытия. Сознание индиви­да представляет собой его внутрен­ний духовный мир, оно, кроме то­го, фиксирует социальную связь в самом индивиде (со-знание - со­вместное знание, разделенное с дру­гими).

    Сознание конкретного индивида отражает не только материальные, но и духовные объекты. Человек не просто чувствует красоту, он осоз­нает, открывает красоту в мире и само чувство красоты. Таким обра­зом человек открывает для себя доб­ро, справедливость, любовь - об­щечеловеческие ценности, существующие в над индивидуальной духовной реальности. И ценностные явления для человеческого сознания так же реальны, как и явления материального мира.

    Действительно, мир не является для человека суммой объек­тивных качеств, он открывается человеческому сознанию как мир духовных ценностей, идеалов, симпатий и антипатий. По замеча­нию философа Э.В.Ильенкова, духовные явления любого уровня нигде кроме как в голове конкретного индивида, реально суще­ствовать не могут. При этом они всегда базируются на определен­ных психических актах и эмоциональных состояниях.

    В связи с этим выделяется эмотивная часть сознания, в которой сконцентрированы ценностно-познавательные, духовно-эмоцио­нальные процессы.

    Если объективно-познавательная (истинностная) деятельность сознания позволяет адекватно выявлять причинно-следственные зависимости, понимать мир и самих себя в нем, вооружает сред­ствами достижения целей и идеалов, то субъективно-эмоциональ­ная деятельность сознания концентрирует в себе гуманистические идеалы, цели, мотивы, побуждения. Основой развития и совер­шенствования субъективно-эмоциональной стороны сознания является ценностное знание, определяющее позицию и поведе­ние человека. На его основе формируется отношение человека к миру, людям, самому себе. В субъективно-эмоциональной сторо­же сознания находят отражение эмоции человека, «выполняю­щие функции регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществле­ния его жизнедеятельности» (А.Н.Леонтьев).

    Из элементов общественного и индивидуального сознания скла­дывается мировоззрение - концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире.

    Мировоззрение является высшим уровнем самосознания чело­века, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жиз­ни, рассматриваемой во взаимосвязи с взглядами, ценностями идеалами других людей.

    Исторически сложились следующие типы мировоззрения.

    Мифологическое мировоззрение, в основе которого лежит не зна­ние, а слепое доверие (доверчивое сознание). Мифологическое мировоззрение является чувственно-эмоциональным отражением действительности. Мифологическая картина всегда ситуативна, привязана к конкретному моменту. Она не может проецироваться в прошлое или будущее, искажает действительность.

    Религиозное мировоззрение отражает единство чувственного со­знания со сверхчувственным. Его основанием являются вера, мо­литва, откровение. В религиозном мировоззрении разделяются мир реальный и нереальный, земное и внеземное бытие человека. До­минирующую роль здесь играют религиозные принципы, следо­вание которым является смыслом земной жизни человека.

    Идеологическое мировоззрение отражает общие для определенной группы людей значения, смыслы. В основе идеологического миро­воззрения лежат не доверие и вера, а идея, на основе которой формируется система взглядов и отношений человека. Идея, как миф, может иметь привлекательную форму, однако при перенесе­нии в определенную ситуацию она способна давать искаженное отражение реальности. В идеологическом мировоззрении просле­живается тенденция рационализации всех сфер жизни общества; оно отражает должное как реальное, идеальное как природное.

    Осознание людьми, живущими в ядерном веке, опасности унич­тожения всего человечества, разрушительных последствий надви­гающейся экологической катастрофы привело к необходимости поиска нового типа мировоззрения, основой которого является система ценностей, значимых для всех существующих религий и идеологий. Сами ценности при этом понимаются как непосред­ственно переживаемая людьми форма их отношения к окружаю­щей действительности: к культуре, обществу, природе, самому себе с позиции всеобщего блага. Такое всечеловеческое единство ценностей позволит разрешать возникающие противоречия не путем войн, насилия, а посредством позитивного диалога раз­личных религий, идеологий, культур.

    Ценностное сознание как форма отражения и проектирования реальной жизни людей, их устремлений в будущее с учетом родового опыта и переживаемой индивидом личной судьбы с позиции всеобщего блага является основой нового типа мировоззрения. Сознание - не только отражение того, что есть, но и мысленное построение своих действий и их результатов (идеальных образов), которых нет. Сознание ценностно по своей природе, а его ядром являются знания и представления о ценностях. Индивидуальное сознание социально детерминировано общественно-политически­ми, материально-практическими, познавательными, нравствен­ными, эстетическими ценностями, функционирующими в куль­туре и социуме.

    В психологии развитие сознания ребенка связывают с его пси­хическим развитием. Основным содержанием психического раз­вития ребенка является все более глубокое, активное отражение действительности. Оно требует напряжения внутренней эмоцио­нальной жизни ребенка. Динамика личностного развития ребенка отражает следующие моменты: ребенок в процессе обучения и воспитания овладевает содержанием культуры; он осваивает мир в деятельности и общении, преобразует его; преобразуя действи­тельность, ребенок изменяется сам, т.е. изменяется его сознание. На ранней стадии развития сознание ребенка формируется через предметное (чувственно-практическое) отношение, затем посред­ством мышления раскрывается связь явлений, развивается более высокая форма предметного сознания ребенка, его самосознание. Структура сознания становится более сложной, предметный мир отражается в нем в более обобщенном виде. Вместе с развитием осознания мира ребенок осознает себя, свое место и роль в мире. Осознание себя в мире, своей значимости и самоценности явля­ется проявлением ценностного сознания.

    Процесс развития ценностного сознания рассматривают во взаи­мосвязи с личностным развитием, так как «сущность личности в знании общего дела, тогда как просто индивидуум знает только себя» (М.М.Пришвин). По мнению Ж.П.Сартра, только осозна­ющая личность способна осуществить ценностный способ управ­ления своим поведением, своей деятельностью.

    Ценностные аспекты профессионального сознания учителя от­ражают осознание необходимости перехода от авторитарного об­разования к личностно-ориентированному, от школы как транс­лятора информации к школе как воспитательному пространству. Педагогическая мысль отражает поиск механизмов практического Разрешения названной проблемы.