Мизантроп и мизантропия: определение типа личности. Анализ комедии Мольера «Мизантроп»

Жан Батист Мольер (1622 - 1673). Мизантроп

Мольер (настоящее имя - Жан Батист Поклен) родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 года. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении - иезуитском Клермонском колледже, в 1639 по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.

В 1643 Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы. Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.

Возвратившаяся в 1656 в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659, стала первым успехом у широкой общественности.



В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии. Комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662) показали уход Мольера от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.

В 1665 бурю вызвала постановка «Дон Жуана»: враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизни драматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году «Мизантроп».



Это одна из самых «загадочных» и многозначных комедий Мольера. Альцест - честный человек, который не находит своего места в обществе. Он проигрывает тяжбу, ссорится с другом Филинтом, теряет любимую девушку Селимену и гордо удаляется «в пустыню» — прочь от порочного света. Стремление Альцеста раскрыть истинный смысл социальных условностей, несомненно, совпадает с позицией самого Мольера.



http://youtu.be/lmgYmKiNXHM

http://youtu.be/cS1KKA08W7s

http://youtu.be/4sHhH25rOq4

http://youtu.be/mCy13Uk6fd4

В месте с тем Альцест показан не только как идеалист, но и как зрелый человек, упорно не желающий взрослеть. Многие его претензии к Селимене и Филинту выглядят смехотворными. Он демонстрирует крайнюю обидчивость в ситуациях совершенно безобидных. Наконец, при очень жестких требованиях к другим он весьма снисходителен к самому себе. 17 век отдавал безусловное предпочтение Филинту - именно этот персонаж считался воплощением «порядочного человека». В 18 веке Филинта порицали за конформизм, тогда как Альцест стал символом принципиальности. В ранг одинокого гения, гонимого пошлым обществом, возвели Альцеста романтики.



П о мере того ка к росла известность Мольера, он становился все ближе ко двору и все чаще ставил пьесы, приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра - комедии-балета.

В феврале 1673 труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль. Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.



Мольеру принадл ежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей. До сих пор его бессмертные комедии - «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и многие другие - входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.

Афоризмы и цитаты Мольера

http://www.wisdoms.ru/avt/b156.html

  • Жан-Батист Мольер. Мизантроп
  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
  • ЯВЛЕНИЕ I
  • ЯВЛЕНИЕ II

Если одушевляемый классовой ненавистью Мольер внёс в «Тартюфа» и «Дон-Жуана» ряд трагических черт, проступающих сквозь ткань комедийного действия, то в «Мизантропе» (Le Misanthrope, 1666) эти черты настолько усилились, что почти совсем оттеснили комический элемент. Типичный образец «высокой» комедии с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетическим и саркастическим тоном речей главного героя, «Мизантроп» стоит особняком в творчестве Мольера. Он отмечает тот момент в его литературной деятельности, когда затравленный врагами и задыхавшийся в душной атмосфере версальского двора поэт не выдержал, отбросил комическую маску и заговорил стихом, «облитым горечью и злостью». Буржуазные учёные охотно подчеркивают автобиографический характер «Мизантропа», отражение в нём семейной драмы Мольера. Хотя наличие автобиографических черт в образе Альцеста несомненно, однако сводить к ним всю пьесу - значит замазывать её глубокий социальный смысл. Трагедия Альцеста - трагедия передового протестанта-одиночки, не чувствующего опоры в широких слоях собственного класса, который ещё не созрел для политической борьбы с существующим строем.

Несомненно в негодующих речах Альцеста проявляется собственное отношение Мольера к современным общественным порядкам. Но Альцест не только образ благородного обличителя общественных пороков, ищущего «правды» и не находящего её: он тоже отличается некоторой двойственностью. С одной стороны, это - положительный герой, благородное негодование которого вызывает к нему сочувствие зрителя; с другой стороны, он не лишён и отрицательных черт, которые делают его комичным. Он слишком горяч, несдержан, бестактен, лишён чувства меры и чувства юмора. Свои обличительные речи он обращает к ничтожным людишкам, неспособным понять его. Своим поведением он на каждом шагу ставит себя в смешное положение перед теми людьми, которых сам же презирает. Такое двойственное отношение Мольера к своему герою объясняется в конечном счете тем, что, несмотря на свои передовые воззрения, он ещё не вполне освободился от чуждых классовых влияний и от предрассудков, царивших в презираемом им обществе. Альцест потому и сделан смешным, что он вздумал идти против всех, хотя бы из наилучших побуждений. Здесь возобладала точка зрения благонамеренного буржуа феодальной эпохи, который ещё крепко сидел в Мольере. Потому-то революционная буржуазия XVIII века и переоценила образ Альцеста, бросив Мольеру упрёк в том, что единственного честного человека в своём театре он отдал на осмеяние негодяям (Руссо), а впоследствии (в эпоху Великой французской революции) превратила Альцеста в «патриота», санкюлота, друга народа (Фабр д’Эглантин).

Альцест (Альсест) - «молодой человек, влюбленный в Селимену», как он охарактеризован в списке действующих лиц комедии. Его имя - типичное для литературы XVII в. искусственное образование, перекликающееся с греческим именем Алкеста (Алкестида, жена Адмета, отдавшая свою жизнь ради его спасения от гибели), греческими словами «алке» - мужество, храбрость, отвага, сила, могущество, битва, «алкеэ-ис» - сильный, могучий. Но действие разворачивается в Париже, в тексте упоминается суд для рассмотрения дел об оскорблении знати и военных чинов (учрежден в 1651 г.), есть намек на интриги в связи с «Тартюфом» и другие детали, показывающие, что А. - современник и соотечественник Мольера. В то же время этот образ призван воплотить добродетельность, честность, принципиальность, но доведенную до крайности и становящуюся пороком, который мешает человеку установить связи с обществом и делает его обладателя человеконенавистником. Но является ли А. человеконенавистником? Его высказывания о людях не более остры, чем выпады Селимены, Арсинои, других участников «школы злословия». Название комедии «Мизантроп» вводит в заблуждение: А., способный на страстную любовь, менее мизантроп, чем Селимена, которая никого не любит. Человеконенавистничество А. проявляется всегда в конкретных ситуациях, т. е. имеет мотивы, и не составляет его характера, отличающего этого героя от других персонажей. Характерно, что если имена Тартюфа или Гарпагона стали во французском языке именами собственными, то имя А. нет, напротив, имя собственное «мизантроп» заменило его личное имя, как у Руссо, писавшего его е большой буквы, но оно изменило значение, став символом не человеконенавистничества, а прямоты, честности, искренности. Мольер так разрабатывает систему образов и сюжет комедии, чтобы не А. тянулся к обществу, а общество к нему. Что же заставляет прекрасную и юную Селимену, рассудительную Элианту, лицемерную Арсиною искать его любви, а разумного Филин-та и прециозного Оронта - его дружбы? А. немолод и некрасив, он небогат, у него нет связей, его не знают при дворе, он не блистает в салонах, не занимается политикой, наукой или каким-либо искусством. Очевидно, в нем привлекает то, чего нет у других. Элианта называет эту черту: «Такая искренность - особенное свойство; / В ней благородное какое-то геройство». Искренность и составляет характер А. (то фундаментальное качество, которое лежит во всех проявлениях его личности). Общество хочет обезличить А., сделать таким, как все, но оно и завидует удивительной стойкости этого человека.

1666 – «Мизантроп ». Тоже «высокая комедия», и высший ее образец. Работал 2 года, отразил переживания за «Тартюфа». Пьесу встретили без скандала, но с недоумением, холодно. Мольер хотел назвать «Влюбленный меланхолик». Но вынес в заглавие слово, уводящее от психофизических свойств человека (раздражительность) к более всечеловеческому смыслу. Опирается на античных авторов (Плутарх, Лукиан), создавших образ мизантропа Тимона Афинского. Настоящий мизантроп (у Лукиана: «Если я увижу человека, погибающего в окне и умоляющего потушить его, смолой и маслом буду тушить. А если кого-нибудь унесет река и он, простирая руки, станет просить его вытащить, я оттолкну его и окуну с головой, чтобы он не мог больше вынырнуть» . У Мольера Альцест – противоположность : ненавидит не человека, а зло, которое уродует прекрасный идеал человечности . Моралист Альцест отстаивает добродетель самодостаточную и непреклонную, не имеющую иной опоры, кроме самой себя, не поощряемую никакими соображениями целесообразности ни земной, ни небесной, не принимающую в расчет ни затруднительных обстоятельств, ни благоприятных последствий должного поступка. Высокие нравственные принципы Альцеста расходятся с социальной реальностью: «И двор, и город весь, и все у нас в стране / Давно меня уж злят, волнуя желчь во мне / Я в меланхолию впадаю, я тоскую…/ Несправедливость, ложь, измена. Плутовство! / нет сил моих терпеть: чтоб гневу дать свободу. Я вызов бросил бы всему людскому роду!

Строгая мораль : бичует слабости любимой женщины как пороки; готов порвать с другом Филинтом; конфронтация социальная – судебная тяжба. Неоднозначная авторская трактовка героя : благородный гнев отчасти комичен, потому что переходит разумную меру: отдается страсти добродетели. Комизм особого рода – «смех в душе» . Несоразмерность вины и вызванного ею возмущения. Это стержень характера и сюжета.

Начало – сцена с Филинтом: Альцест отрекается за мерзкий поступок не искреннюю радость при встрече с забытым знакомым; а Альцест требует:Чтоб люди искренни всегда и честны были //И только правду бы от сердца говорили. Тут же демонстрирует это в деле – с вельможей-стихотворцем Оронтом. Говорит правду о стихах, противопоставляет им народную песенку, Оронт оскорблен. И любовь к Селимене; тоже от идеальных требований нетерпим за кокетство:…в мире нет тех ужасов, которым //Равнялся б ваш обман со всем его позором. //…ни судьба, ни ад, ни гнев небесный сам //Еще не создали злодеев, равных вам! Максимализм – во всем; так что утверждение незаметно переходит в отрицание (грани ломаются); сама любовь – как ненависть: И от Селимены требует такого же максимализма: порвать со светом, удалиться в деревню и жить аскетично, а она – «Такая будущность меня не привлекает » Идейный стержень пьесы сопоставление Альцеста с Филинтом, который разумен, уверен в отношениях с людьми, снисходит к слабостям человека : «…так же оскорбить меня бы не могло / Увидеть у людей порок, и ложь, и зло, / как ястреба найти не страшно плотоядным, / Мартышку – хитрою, а волка – кровожадным». Филинт говорит Альцесту: «Право. Мой покой мудрее вашей злобы». Вроде бы привычная для классицизма разумная мера; но – непривлекательна ; сбивается на компромисс и даже лицемерия. Например. после сцены с «поэтом»: Теперь вы видите: правдивостью чрезмерной / Уже добились вы истории прескверной; / А ясно, что Оронт, когда б ему польстить…»

Так Мольер исподволь расшатывает классицистическую систему мировидения, готовит следующий тип идеала – гражданская нетерпимость, критицизм.

Подобие Дон Кихота. У которого комизм связан с высоким пафосом и даже трагизмом. Тоже – несовпадение идеала с исторической. Социальной реальностью. Чтобы её показать, Мольер вводит мотив социальный – имущественную тяжбу Альцеста; это его Альцеста эксперимент: «вот когда судить смогу я смело, довольно ль низости и злобы у людей»; и вывод: у нас «ложь над истиной справляет торжество». Разрыв с Селименой – потому что она одна из общества; рвет все связи, уход – в неизвестность как приговор обществу: Огромное впечатление на зрителей. Играл сам Мольер, потом его ученик Мишель Барон – благородство героя. Зрители недоумевали, видели в этом ошибку автора. Но нет (влияние на «Горе от ума»)

Последние годы (среди прочего) Мольер создает комедии о нравах буржуа. Ценит в своем родном классе энергию, демократизм; смешны искажения или направлены нелепо.

Безупречным воплощением классической высокой комедии явилась комедия Мольера «Мизантроп» (1666): она лишена всяких театральных эффектов, диалог здесь полностью заменяет действие, - а комизм характеров - комизм положений. «Мизантроп» создавался во время серьёзных испытаний, выпавших на долю Мольера. Этим, быть может, объясняется и его содержание - глубокое и печальное. Комедия генетически связана также с замыслом «Тартюфа»: это сатира на общество XVII в., в ней говорится о его нравственном упадке, о несправедливости, царящей в нем, и о мятеже благородной и сильной личности.

Мольер противопоставляет здесь две жизненные позиции, два мировоззрения. Наблюдения Альцеста над жизнью доводят его до отчаяния: «Лишь посмотри кругом, как род людской живет, || Везде предательство, измена, плутни, льстивость, || Повсюду гнусная царит несправедливость» (I, 1). Он возмущается лицемерием в отношениях людей, низкой лестью, корыстью, злословием, эгоизмом. Дворянин Альцест не принимает законов жизни света, которые заключаются в умении любой ценой жить удобно, даже если это покупается угодничеством, взяткой, позорной терпимостью. Это человек исключительный по своей искренности, которая воспринимается одними как «благородное геройство», другими же - как чудачество, неуживчивость, человеконенавистничество. Это смелый обличитель общества; терпимость для него неприемлема, так как, с его точки зрения, ее основа и побудительная причина - приспособленчество и забота о собственном благополучии. Альцест совсем не мрачный человеконенавистник, это благородная личность, прямодушная, воплощающая суровую добродетель. Он испытывает потребность протестовать против общественных уродств, которые видит, и в этом протесте - призыв к энергичной деятельности во имя добра и разума.

В отличие от других пьес Мольера, «Мизантроп» можно назвать «грустной» комедией. Ее комизм заключается именно в характере Альцеста, который предстает у Мольера наделенным слабостями. Психологически и житейски они вытекают из его нрава: Альцест вспыльчив, невоздержан на язык, он лишен чувства такта, по пустякам может выйти из себя (сцена с Оронтом), а главное - обращается с поучениями к людям, неспособным его понять и презираемым им же самим. Верно оценивающий недостатки людей, Альцест идеализирует женщину, недостойную его любви - Селимену; он видит в ней богатую натуру, лишь испорченную дурным воспитанием, наивно верит, что может развить ее нравственно. В своей любви Альцест и наивен, и доверчив, и ревнив. Он комичен, потому что хочет, чтобы светские люди, придворные, окружающие его, жили по высоким нравственным законам, между тем как это противоречит исторически сложившемуся укладу жизни и отношений, единственно приемлемых для них

Иную философию исповедует Филинт. Это человек сдержанный, холодный, рассудительный, осторожный - само воплощение компромисса. Филинт терпим к слабостям ближнего, он считает, что светская учтивость - необходимое условие совместного существования людей, прекрасно осознавая, однако, сколько за ней таится лицемерия. Он признается другу: «Я вижу множество, как вы, вещей и дел, || Которых видеть бы иными я хотел» (I, 1). Однако позицию он выбирает другую: Филинт исходит из убеждения в изначальном несовершенстве человеческой природы; людей надо прощать несмотря на их порочность; их надо принимать такими, каковы они суть: «К людской природе вы имейте снисхождение; // Не будем так строги мы к слабостям людским, // Им прегрешения иные извиним!»

Филинт понимает, что многое следовало бы изменить, но в одиночку ничего не сделаешь. Конечно, Филинт не мирится с низкими поступками, не дружит с опозорившими себя людьми; он любит и жалеет Альцеста, ценит его, защищает. Но он - свой и в великосветском обществе, и в обществе Альцеста и Элианты. Он умеет всегда повернуться к людям своими привлекательными чертами, сохранить всеобщее расположение и оградить себя от тревог и неприятностей. Он - человек не хороший, но и не дурной. Такая двойственная обрисовка характера до сих пор дает основание для споров о том, кто же в комедии пользуется большими симпатиями автора - Альцест или Филинт.

Социальное содержание комедии заключается в том, что Альцест обнажает общественные язвы, не идет ни на какие компромиссы: «Я буду жертвою обмана, воровства, разбоя - и стерплю?» (I, 1). Компромиссная позиция для него неприемлема. «Мизантроп», прежде всего, - приговор аристократии, привилегированному, влиятельному сословию. Придворные - глупые, никчемные и порочные - пресмыкаются перед королем и безраздельно господствуют в стране. Речь идет также о порочности государственных учреждений, о продажности суда. Альцест отказывается дать взятку судьям, будучи уверенным в правоте своего дела. Он даже согласен проиграть процесс - ведь это только докажет справедливость его неприятия порядков, принятых всеми: «Я видеть не могу без горького презрения|| Коварным проискам такого поощрения» (I, 1).

У Альцеста нет выгодной придворной должности, и он понимает: «Не все, к кому наш двор относится прекрасно, // Свершают подвиги. Здесь нужен случай, ясно» (III, 8). По происхождению и связям он - член придворного общества, но для этого общества - подозрительный и опасный человек, от которого хотят избавиться и на которого сочиняют заведомо ложный донос, приписывая ему авторство «опасной книги». Мольер показывает, что в стране царят политическая нетерпимость, сыск, доносы. Альцест вынужден оставить Париж: «Уйду от пропасти царящего порока // И буду уголок искать вдали от всех, // Где мог бы человек быть честным без помех» (V, 7). Такой уголок Альцест рассчитывает найти в деревне, где не утрачены честность и правда, где жизнь свободна от лжи и унижений. Альцест испытывает симпатию к народу, безгласному и бесправному. Так Альцест, честный и благородный человек, воплотил в себе нравственный идеал Мольера. Главное в нем - гражданская требовательность, поиски общественной справедливости, стремление улучшить жизнь. Это образ необычайной обобщающей силы, в котором отразился большой жизненный опыт Мольера. Критика Мольером современного жизненного уклада была широкой и многосторонней. Не ограничиваясь обличением дворянства и аристократии, драматург создает комедии, в которых преобладает антибуржуазная сатира.

В то же время этот образ призван воплотить добродетельность, честность, принципиальность, но доведенную до крайности и становящуюся пороком, который мешает человеку установить связи с обществом и делает его обладателя человеконенавистником.

СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТА В КОМЕДИЯХ "МИЗАНТРОП" И "ГОРЕ ОТ УМА"

4 июня 1666 года, состоялась премьера новой, шестнадцатой по счету пьесы Мольера, которая называлась "Мизантроп". Публика встретила новую комедию сдержанно, а Мольер над ней работал два года. Ему очень хотелось, чтобы пьеса имела успех. "Тартюф" был запрещен, "Дон-Жуана" пришлось снять. Нельзя же все время было играть старое. Успех был нужен, но успеха не было, хотя публика вела себя вежливо, а какая-то часть ее даже очень хорошо принимала эту чересчур умную, по мнению многих, комедию.

После второго представления "Мизантропа", вернувшись домой, Мольер бросился к своему письменному столу и засел за новую комедию - "Лекарь поневоле", которая должна была прийти на помощь холодно принятому "Мизантропу". Третье представление было еще менее удачным, чем второе. Пьеса была слишком серьезной, и зрителям было скучно. Маркиз был бы не плох, но он напоминал других маркизов, которых часто видели в пьесах Мольера, да и сидящим в зале маркизам на этот раз надоело строить хорошую мину при плохой игре.

Правда, нашелся и один довольный, даже более того - счастливый маркиз, это был маркиз де Монтезье, который узнал себя в главном герое пьесы, Альцесте, и стал превозносить пьесу до небес, потому что Альцест все-таки зрителям нравился и быть похожим на него было приятно.

"Мизантроп" прошел незаметно даже в печати, он не вызвал ни споров, ни ревности, ни зависти. Литературные враги Мольера, быть может, и откликнулись бы на новую и тем более, как все говорили, неудачную комедию Мольера, но они трезво оценили, что политические и религиозные обвинения, выдвинутые против Мольера в связи с "Тартюфом" и "Дон-Жуаном", куда опаснее их критики, и решили не отвлекать внимания тем, что уже не имело столь важного значения.

Тем не менее эта комедия - одна из самых лучших и совершенных произведений Мольера. Почему же она не понравилась? Никто эту комедию не бранил. Девизе, один из злейших критиков Мольера, превратился в его сторонника и высоко оценил новую комедию. При дворе "Мизантропа" хвалили. Быть может, прав был Вольтер, сказавший о "Мизантропе", что это произведение написано скорее для умных людей, чем для толпы.

Вот два молодых человека, один из них очень рассержен и огорчен. Это Альцест. Честный и прямой, он ненавидит человеческие пороки, а поскольку весь род людской грешит теми или иными недостатками, слабостями, пороками, то Альцест становится мизантропом, то есть человеконенавистником. Но так ли это?



Весь свой жизненный опыт, страдания, вынесенные в борьбе с несносными вельможами, с лицемерными церковниками, с беззаконием, ложью, притворством, с рабской и пошлой литературой, - все отдал Мольер своему любимому герою. С тех пор как он перестал быть лишь веселым фарсером и автором изящных комедий-балетов, с тех пор как он испытал на себе ненависть тартюфов, он многое понял в окружающей жизни. Не связанные друг с другом содержанием, "Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп" составили трилогию серьезных комедий, направленных против лицемерия, насилия и несправедливости.

Прямодушие и искренность Альцеста обрекают его на одиночество и на непонимание среди даже расположенных к нему людей. Отвергнув ложь, неискренность, лесть, он переносит свои удары на общественные устои. Альцест не способен на притворство, он требует полного уничтожения порока, разъедающего душу общества. Мольер остановился только перед личностью и властью короля. Во всяком случае двор, а следовательно, и все дворянское сословие, определяющее жизнь страны в целом, подвергается суровому осуждению: все пресмыкаются перед троном и в то же время беззастенчиво притесняют слабейших. Альцест клеймит политическую нетерпимость, сыск, доносы и преследования.

Альцест проиграл судебную тяжбу. Его противнику мало беззаконного решения судебного дела. Он подает на Альцеста (как Тартюф на Оргона) заведомо ложный донос. Эта подлость нисколько не роняет положения доносчика в обществе, напротив, к нему относятся благосклонно. Порочному обществу нужны такие "открытые негодяи", которые искусны в шпионаже и доносах. В пылу негодования Альцест готов дать разорить себя, лишь бы такие вопиющие поругания правды остались в памяти потомства, как вечный укор его времени и урок для будущих времен.



Если правда и есть на земле, то она лишь в жизни простого народа. Как восхищается Альцест простой народной песенкой, которую он противопоставляет витиеватому сонету придворного поэта.

Альцест не только горячий провозвестник благородных мыслей, он живой человек, и у него самого, как у всех, есть слабости и недостатки. Его прямодушие иногда оказывается лишь вспыльчивостью и невоздержанностью на язык. В его речи очень много невероятных преувеличений. Несправедливо обвиняя свою возлюбленную Селимену в измене, он не жалеет слов. Альцест ревнует Селимену.

Потом оказывается, что весь сыр-бор загорелся из-за записки Селимены к одной из ее подруг. Селимена обижена этими подозрениями и недоверием. "Heт, вы совсем меня не любите, как надо", - огорченно говорит она. Альцест отвечает:

Люблю без памяти! Любовь - моя отрада...

Этот способ желать добра кажется Селимене довольно странным, и вряд ли можно ее не понять, когда она желает, чтобы эти мечты Альцеста никогда бы не осуществились. Селимена отказывается стать женой Альцеста, потому что Альцест требует полного разрыва с тем обществом, с той средой, без которых Селимена не может жить.

Непонятый и отвергнутый людьми, оскорбленный в своих лучших чувствах, Альцест бежит от порочного общества.

Главный герой комедии Мольера мучает других своей доморощенной философией и мучается, в итоге, сам. Этот Альцест обвиняет общество в лицемерии. Например, на похоронах он недоволен хвалебными речами в честь покойного, так как через год «о трупе забудут».

Альцест клеймит и своего старого друга Флинта за излишнюю приветливость, и свою возлюбленную Селимену за кокетство, хотя она и оправдывается перед ним. И, конечно, он всё высказывает в глаза, даже если близким (или чужим) людям это неприятно. Например, воздыхатель Селемены – Оронт написал ей сонет, который все хвалили, а Альцест раскритиковал, нажив себе в лице «поэта» врага. Для примирения с Оронтом, недовольного всем Альцеста даже забирают жандармы.

Правда, что всё не так-то просто в этом светском обществе. Придворные Клитандр и Акаст поспорили на Селимену, мол, кто быстрей получит её благосклонность. Вот Арсиноя – подруга красавицы, но на самом деле завидует ей, тем более, сама она влюблена в Альцеста, даже пообещала ему доказательство неверности красавицы. Арсиноя строит из себя монашку, а сама и слуг бьет, и козни строит. Она пытается соблазнить Альцеста, очернив подругу, но терпит крах.

Лишь Элианта (кузина Селимены) добра и чиста сердцем. Флинт сам влюблен в неё, но он даже был бы спокоен за друга, если б Альцест обратил своё сердце от кокетки к добродетельной особе.

И вот Альцесту попадает письмо, которое его «невеста» написала Оронту, отвечая поэту взаимностью. Сначала невеста отпирается, но тут же решает бросить занудного Альцеста, от которого одни упрёки. Впрочем, Клитандр и Акаст тоже проигрывают в своей игре, хотя Селимена развеселила их своим острым умом, блещущим в её суждениях. И вот Альцест решает жениться ей назло на Элианте. Но это не очень красиво, кузина старается его помирить с Селименой.

Тут оказывается, что Альцест осуждён, ему нужно срочно бежать из страны. Осужден он, действительно, неправильно, но уж очень он разозлил судью. Альцест не хочет подавать возражения в суд, так как «всё бесполезно в этом лживом мире». Герой решает уехать в леса. Он даже зовёт с собой Селимену, но светская дама, конечно, отказывается.

В итоге Альцест остаётся один на один со своей философией. У других героев пьесы всё складывается лучше, чем у него.

Пьеса учит не быть таким уж осуждающим, ведь, понятно, в мире много лести и обмана, но это не повод всех обвинять, обличать, всё разрушать.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мольер. Все произведения

  • Дон Жуан
  • Мизантроп
  • Школа жён

Мизантроп. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Твардовский Страна Муравия

    Глава 1 В этой главе писатель дает описание жизни крестьян и знакомит с Никитой Моргунком, собственно главный герой и начинает здесь свое путешествие.

  • Краткое содержание Лермонтов Три пальмы

    Стихотворение-притча Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» начинается с повествования о том, что в далекой аравийской пустыне долгие столетия росли три величественные и гордые пальмы, вблизи которых, питая их корни живительной влагой, раскинулся родник

  • Краткое содержание Ивэйн, или Рыцарь со львом Кретьен де Труа

    Роман показывает нам уже с первых страниц, как во владениях короля Артура проходит пиршество, в процессе которого доблестные рыцари общаются с дамами. Каждый воин рассказывает о своих приключениях.

  • Краткое содержание Астафьев Веселый солдат

    Роман В.П. Астафьева состоит из двух частей. В первой части, которая называется Солдат лечится, главный герой Сергей попадает в госпиталь для лечения полученной боевой травмы.