Анализ стихотворения А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова…”

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…» Анна Ахматова создает в 1921 году, посвящая его погибшему супругу - Николаю Гумилеву . История их любви до сих пор является предметов жарких споров и обсуждений. Сложно переоценить влияние, который этот брак оказал на творчество двух молодых поэтов.

Впервые они встретились, когда Анне не было и 14 лет. Гумилеву только что исполнилось 17. По словам самого поэта, он влюбился в живую, непосредственную девушку с первого взгляда. Молодые люди стали проводить вместе много времени, однако Анна со смехом отклоняла настойчивые ухаживания юного кавалера.

В течение следующих 8 лет судьба развела пару – Гумилев уехал обучаться в Европу, а Анна оставалась жить в России, со своей семьей. Трижды за это время Николай делал Ахматовой предложение руки и сердца, однако неизменно получал отказ. Находясь на грани отчаяния, он предпринял несколько попыток самоубийства, которые, к счастью, успехом не увенчались.

Но в апреле 1910 года случилось, казалось бы, невозможное – Анна внезапно дала свое согласие на брак. Это решение было настолько неожиданным для ее семьи, что многие из ее родственников не приехали на церемонию, до последнего считая, что бракосочетание не состоится.

Это решение далось Анне нелегко. В то время она симпатизировала другому молодому человеку. Однако она посчитала, что пылкая влюбленность Николая стала прочной основой для будущей семьи и скрасит отсутствие столь же страстных чувств с ее стороны.

Свою ошибку Анна осознала слишком поздно – влюбленность Гумилева прошла так же быстро, как и вспыхнула. Не прошло и года, как он обзавелся любовницей, невзирая на то, что у них с Анной появился первенец, в будущем талантливый историк и публицист, Лев Гумилев.

Обманутая Анна долго не могла прийти в себя. Об этом говорит целый цикл гневных стихов, созданный в этот сложный период. Но, по прошествии некоторого времени, она вновь решилась выйти замуж. Казалось, ее чувства к бывшему супругу остыли.

В начале августа 1921 году Николая Гумилева арестовывают по подозрению в заговоре против власти. Вскоре поэта расстреляли. Тут-то и проявились истинное отношение Анны к бывшему мужу. Страдая от утраты дорогого ей человека, она пишет стихотворение «Заплаканная осень, как вдова… », после которого не остается и малейшего сомнения в том, что Ахматова любила Гумилева, несмотря на давно распавшийся брак, его многочисленных любовниц, брошенного общего ребенка.

Основная идея произведения

Лейтмотивом стиха стал вдовий плач по утраченному супругу. Сама Ахматова долго не могла найти утешения, потеряв близкого человека. Ее глубокие переживания нашли отражение в произведении, где она говорит о «мужниных словах», которые перебирает в своих воспоминаниях вдова. Но они не приносят ей утешения, а лишь усугубляют горечь утраты.

Память героини не дает ей покоя, вызывая в воображении старые образы и желания, которым не суждено осуществится. Она понимает, что как бы не повернулась в дальнейшем ее жизнь, ей не смириться с потерей мужа.

В своем отчаянии лирическая героиня жаждет утешения, хочет забыть перенесенную боль. Но окончания свои страданиям она видит лишь в смерти, которая принесет ей долгожданный покой.

Она надеется на изменение своего тяжкого состояния, и как мрачная дождливая осень сменяется тихой чистой зимой, так и героиня ждет умиротворения, пусть даже ей придется отдать за это жизнь. Отчаяние и безнадежность сквозят в каждой строке этого произведения, показывая реалии жизни самой поэтессы.

Несмотря на второй брак, она так и не смогла полюбить нового супруга и ее воспоминания возвращаются в то время, которое она проводила с погибшим мужем. Ее скорбные слова – это слова отчаявшегося, одинокого человека, который не видит для себя поддержки от других людей.

Особенности композиции произведения

Яркая аллегория - образ осени, как неутешной вдовы, задает тон всему произведению. Поэтесса не стремится передать внешние проявления осенней поры. Ее цель – путем сравнения донести до читателя состояние одиночества и потерянности. И это ей мастерски удается.

Помогают ей в создании особой атмосферы и другие литературные приемы:

  • Эпитеты . «Скорбная» и «усталая» осень, «тишайший» снег, «черные одежды» и прочие определения создают чувство гнетущего ожидания. Эмоциональное напряжение героини ждет выхода, так же как и осень ждет зимнюю пору.
  • Олицетворения . Образ тоскующей женщины перекликается с заплаканной осенью. Черты одушевленного времени года близки настроению самой поэтессы.
  • Особый стихотворный размер – тактовик, как нельзя лучше передает чувства героини.

Неутешная скорбь, которой пронизано все произведение, не дает надежды на забвение героиней своих страданий. Надежду на отрешение от гнетущих мыслей героиня видит в смерти, которая даст ей покой. Но страдания ее настолько глубоки, что и это не кажется ей большой ценой за обретение забвения.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова...»

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так и Анна Ахматова до конца своих дней посвящала себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом жизни.

Излюбленная тема стихотворений Анны Ахматовой - тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе словами Данте: "Любовью я дышу... " Но любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства или завершение отношений. Так стихотворение "Заплаканная осень, как вдова...", помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов "Anna Domini", рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на трагический финал: "Заплаканная осень, как вдова/ В одеждах черных все сердца туманит..." Но почему "вдова" становится героиней данного стихотворения?

Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания стихотворения - 15 сентября 1921 год. 1921 год - именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце августа этого года по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, уже три года прошло после их развода, но он всегда оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком. Поэтому все пережитое вместе с Гумилевым оставалось с ней на всю жизнь, было важным и дорогим. Ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе, страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает все стихотворение: от самого начала до финальных строк. В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не рассказывает о случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. В данном стихотворении одной из таких деталей является фигура осени.

Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным, тоскливым и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть в глубь ее переживаний. Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь: «… Перебирая мужнины слова, / Она рыдать не перестанет …» Память отстраняет давние поступки и пристрастия от забвения, хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмыслить пережитое. И так будет вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини: «И будет так, пока тишайший снег/ Не сжалится над скорбной и усталой …» Об этом свидетельствует употребление Ахматовой более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается в тишину («тишайший снег»).

Героиня надеется, что так же, как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой, так и ее усталая, измученная душа «остынет», приобретет покой и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно, сердце никогда не забывает, поэтому обе! рнуться ли ее надежды в реальности – покажет время. Но героиня уверена, что даже за минутку «забвенья были и забвенья нег», которая приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь, и что «за это жизнь отдать не мало».

Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда пропитаны чувством грусти, но главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие, сострадание в любви. Когда читаешь эти стихи перед тобой открывается выход из мира замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы к подлинно великой любви для людей и во имя любви.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

«Заплаканная осень, как вдова…» Анна Ахматова

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег -
За это жизнь отдать не мало.

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. После развода бывшие супруги обид друг на друга не держали. Поэтому расстрел Николая Степановича, обвиненного в участии в заговоре против советской власти, стал тяжелым ударом для Анны Андреевны. Об аресте поэта она узнала во время похорон другого стихотворца и близкого человека — . Церемония проходила 10 августа. Спустя несколько дней Ахматова написала стихотворение «Страх, во тьме перебирая вещи…». В нем тревога за судьбу Гумилева соединяется с ощущениями, оставшимися после погребения Блока.

Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…», сочиненное осенью 1921 г. и входящее в сборник «Anno Domini МСМХХI», полностью посвящено трагической гибели Николая Степановича. Произведение четко делится на две части. В первом четверостишии заплаканная осень сравнивается с вдовой. Общее настроение — страдание, боль утраты, тоска. Во втором четверостишии говорится о тихом снеге, способном подарить забвение. В этих строках — покой, умиротворение. Их надеется обрести лирическая героиня, за что готова даже жизнь отдать.

Не будет особым преувеличением сказать, что образ вдовы впоследствии будто преследовал Ахматову. Причем речь идет не столько о творчестве, сколько о реальной жизни. В 1930 г., не дожив до сорока лет, умер от туберкулеза второй муж поэтессы — Владимир Шилейко, ученый-ассиролог. Замужем за ним она была в период с 1918 по 1922 гг. После расторжения брака Шилейко и Ахматова вели оживленную переписку вплоть до момента его смерти.

Третьим мужем Анны Андреевны стал Николай Пунин, художественный критик и историк искусства. Официально они отношения не регистрировали, но вместе жили с 1922 г. Пунина несколько раз арестовывали. В частности, в 1921 г. по делу «Петроградской боевой организации». В итоге Николай Николаевич погиб в 1953 г., будучи заключенным Абезьского лагеря.

Не слишком счастливая судьба была уготована и единственному ребенку Ахматовой — Льву Гумилеву. Его арестовывали четыре раза. В 1938 г. ученого приговорили к пяти годам заключения в лагерях. Повторно Льва Николаевича осудили в 1949 г. Наказание оказалось суровее — десять лет лагерей. Полностью срок он не отсидел, будучи реабилитированным в 1956-ом.

Горе Ахматовой — матери «врага народа» и вдовы — наиболее полно отразилось в знаменитой поэме «Реквием», которая создавалась в течение нескольких лет.

В сфере психологической лирики Ахматова обладает тонким художественным вкусом, чувством меры и гармонии. Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова...» написано в 1921 году и является поэтическим откликом Ахматовой на смерть Н. Гумилёва. В конце августа 1921 года по чудовищно несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору он был расстрелян. Их пути к тому времени разошлись, однако сердце женщины по-прежнему хранило в себе любовь и душевную привязанность к этому человеку. Гумилёв не был вычеркнут из её жизни: слишком многое связывало их. О смерти бывшего мужа Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно - и безвинно - загубленном человеке, который продолжал оставаться дорогим, звучат в строках стихотворения:
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах чёрных, всё сердце туманит...
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
Ахматова не описывает осень, а воссоздаёт внутреннее, душевное состояние. В нём воедино сливаются горечь и тоска, перерастающие в чувство безысходности, которое - с закономерностью, воплощённой в смене времени года, - тоже проходит, сменяясь всё поглощающим беспамятством. Выражению этого состояния подчинена вся система художественных средств стихотворения.
Аллегорическая фигура осени ассоциируется в душе поэтессы с неутешной вдовой, отчего приобретает черты, свойственные одновременно явлению природы - времени года - и женщине. Интересно сравнение, содержащееся в первой и второй строках стихотворения. Вместо обычного сопоставления образов вдовы и осени, Ахматова искусно переворачивает смысловую структуру произведения, ставя в центр олицетворённый образ «заплаканной осени». Так появляется непривычное сравнение времени года со скорбящей женщиной, а не наоборот.
Перенос смысловой нагрузки с реального образа вдовы «в одеждах чёрных » на олицетворённое время года предполагает раскрытие в последнем качеств и черт, свойственных женской душе. Происходит необычное соединение природного и человеческого, создающее глубокое и напряженное звучание каждого слова. Трагизм поэтической ситуации передан Ахматовой одним лишь словом «рыдать», имеющим ярко выраженную экспрессивную окраску. Поэтесса показывает нам нарастание болезненной, полной горечи тональности стихотворения. Плач осени переходит в непрерывающиеся рыдания. Экспрессия ситуации достигает кульминационной вершины и резко обрывается:
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой...
Забвенье боли и забвенье нег -
За это жизнь отдать немало.
Неожиданная тишина стихотворения объясняется эпитетом «тишайший снег». «Чёрная», туманная осень сменяется белой, безголосой зимой, которой так жаждет душа женщины. Антитеза цвета, обращающая на себя внимание читателя, параллельно является антитезой настроений стихотворения. Чёрное и белое, боль потери и душевное забытье, противопоставленные друг другу, удивительным образом сливаются в нашем восприятии в общую тональность. Томящая мысль о вечном забвении остро пронизывает последние строки стихотворения. «Скорбная и усталая», женщина и осень готова отдать жизнь за «забвенье боли и забвенье нег». Только беспамятство, по мнению поэтессы, способно принести душе облегчение от пережитых страданий.
Для передачи внутреннего напряжения, экспрессии изображённого чувства Ахматова пользуется особым стихотворным размером - тактовиком. Языковая сторона произведения отличается простотой словоупотребления и одновременно глубиной раскрытия образа и идеи.
«Поэтика мужественности» - вот что лежит в основе художественного воплощения стихотворения «Заплаканная осень, как вдова...». В нём поражает откровенность, искренность Ахматовой, помогающая создать поистине великое произведение, полное драматичности. Талант поэтессы проявляется в её умении сочетать тонкий психологизм изображения событий и чувств с их предельной напряженностью.

Сочинение

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты
в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и
жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и
строфы.
Так и Анна Ахматова до конца своих дней посвящала себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом
жизни. Излюбленная тема стихотворений Анны Ахматовой - тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе
словами Данте: "Любовью я дышу... " Но любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Это
обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства или завершение отношений.
Так стихотворение "Заплаканная осень, как вдова...", помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов "Anna
Domini", рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены
характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на трагический финал: "Заплаканная
осень, как вдова/ В одеждах черных все сердца туманит..."
Но почему "вдова" становится героиней данного стихотворения? Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания
стихотворения - 15 сентября 1921 год. 1921 год - именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце
августа этого года по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай
Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, уже три года прошло после их развода, но он всегда
оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком. Поэтому все пережитое вместе с Гумилевым оставалось с
ней на всю жизнь, было важным и дорогим. Ведь ушедший из жизни – не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе,
страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает все стихотворение: от самого начала до финальных строк.
В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием – поэтесса не рассказывает о
случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. В данном стихотворении одной из таких деталей является
фигура осени. Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным, тоскливым и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница
горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и
человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть в глубь ее переживаний.
Ахматовская муза – это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь:
«… Перебирая мужнины слова, / Она рыдать не перестанет …» Память отстраняет давние поступки и пристрастия от забвения,
хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмыслить пережитое. И так будет
вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини: «И
будет так, пока тишайший снег/ Не сжалится над скорбной и усталой …» Об этом свидетельствует употребление Ахматовой
более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается
в тишину («тишайший снег»). Героиня надеется, что так же, как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой,
так и ее усталая, измученная душа «остынет», приобретет покой и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно,
сердце никогда не забывает, поэтому обе!
рнуться ли ее надежды в реальности – покажет время. Но героиня уверена, что даже за минутку «забвенья были и забвенья
нег», которая приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь, и что «за это жизнь отдать не мало».
Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда пропитаны чувством грусти, но главное, что делает их такими
проникновенными, это сочувствие, сострадание в любви. Когда читаешь эти стихи перед тобой открывается выход из мира
замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы к подлинно великой любви для людей и во имя любви.