Рассказ о водных богатствах нашего края 2. Водные богатства нашего края: статистика

Моря, озера, реки - главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы - это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края

Россия - очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири - Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии - Колыма;
  • в России и Казахстане - Волга;
  • в России, Монголии и Китае - Амур;
  • в Тульской области - Дон;
  • в Красноярском крае - Хатанга;
  • в Вологодской области - Северная Двина;
  • в европейской части России - Кама (самый большой приток Волги).

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними - фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

Тема

Раздел: Путешествия

Водные богатства нашей планеты

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и края, частях реки

Задачи

- Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Формировать понятие река и её части.

2.Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения.

3.Узнавать их по описанию.

4.Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Познавательные УУД

1.Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

3.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД

1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные результаты

1.Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД

1.Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2.Планировать свои действия.

3.Контролировать и оценивать свою работу.

Основные понятия

Исток, русло, устье, притоки

Межпредметные связи

Русский язык, математика, музыка.

Ресурсы:

1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

3. Глобус, карта

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5. Сайт Infourok

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ход урока:


Подписи к слайдам:

Окружающий мир Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, Свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём

Мое настроение

Оценоч ный лист Этап урока Оценка 1. Проверка домашнего задания 2. Определение темы урока, постановка задач 3. Открытие новых знаний 4. Применение новых знаний 5. Закрепление знаний

Правила работы в группах Говори только по делу спокойно и ясно Выслушай каждого, не перебивай Не говори одновременно с другими Убедись, что в разговоре участвует каждый Обращайся к другу по имени Будь доброжелателен и терпим

Проверка домашнего задания 1 группа: 1) Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью называются - ….. 2) Назовите части горы. 3) Чем гора отличается от холмов?

Проверка домашнего задания 2 группа: 1) Ровные или почти ровные участки земной поверхности - ……… 2) Чем равнина отличается от гор? 3) Какова поверхность нашего края?

Проверка домашнего задания 3 группа: 1) На равнинах можно встретить возвышения - ….. 2) Назовите части холмов. 3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились?

Кругом вода, а с питьём беда.

Бегает подруга, А за ней два друга, Два друга - это берега, А кто ж подруга их?

Он могучий и огромный, Много в нём морей глубоких. Глубже и огромней лужи На земле не обнаружить. Состоит он из морей. Ну, давай, ответь скорей. Это – не воды стакан, А, огромный... .

Тема урока: Водные богатства

Река Водохранилище Море Океан Пруд Озеро Канал

Водоемы Естественного происхождения Искусственного происхождения Озеро Река Море Океан Канал Пруд Водохранилище

Задачи урока: 1.Что составляет водные богатства? 2.Как обозначаются на карте? 3.Строение реки. 4.Водные богатства нашего края

Мое настроение

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Составьте список водных объектов вашего края.

Реки : Москва, Яуза, Клязьма, Сетунь, Сходня, Химка.
Озера : Белое, Черное, Святое Канал имени Москвы.

2) Заполните таблицы.

2. С помощью учебника составь схему.

  • Используя схему, расскажи о значении водных богатств.

3. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

  • Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

4. Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха просят тебя написать письмо своим сверстникам из других городов и сёл, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постарайся доказать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

Дорогие ребята!

Реки, озера, пруды, моря, каналы, океаны - любые водные ресурсы это самое главное богатство нашей планеты. Чистая питьевая вода необходима для жизни людей, животных и растений. В воде обитает множество рыб и других животных, которые участвуют в разнообразных пищевых цепях. Кроме того, человек научился использовать водные ресурсы в своей хозяйственной деятельности.

Берегите воду! Защищайте водные ресурсы от загрязнения и будущие поколения будут вам благодарны!

Величайшая держава Россия по водным богатствам уступает только Бразилии. В связи с этим на нашу страну накладывается важная и особая ответственность в том, что касается охраны, бережного отношения и пользования водными ресурсами.

Немного о проблемах

В достаточном ли количестве для жизнедеятельности водное богатство нашего края?

Во всем мире растет дефицит чистой воды. Статистика утверждает, что на сегодня каждому четвертому жителю Земли не хватает одного стакана воды. Примерно более полумиллиона людей ощущают нехватку воды.

Большие просторы территории России имеют богатые природные ресурсы. Водные богатства нашего края могут вызвать еще больший мировой интерес к нашим ресурсам.

Проблемы, связанные с обеспечением водой, затрагивают и Россию, так как распределение подземных и поверхностных вод по всей территории страны неравномерно. Густонаселенные (составляют 80 % общего населения страны) - Центральный, Приволжский и Южный регионы - имеют всего лишь 10 % водных ресурсов от всех объемов. Поэтому сейчас имеет огромное значение рациональное использование и регулирование водных ресурсов.

Как и везде в мире, основными потребителями вод являются предприятия энергетической промышленности. Однако проблема не в этом, а в том, что воду нашу в больших объемах захватывает иностранный капитал. Сегодня огромные мощности водных ресурсов принадлежат иностранным компаниям (70 % и более). Это связано с тем, что российские руководители и инженеры наших предприятий заменяются иностранцами.

Водные богатства нашего края: статистика

Россия - первая на планете по запасам поверхностных и подземных Это составляет более 20 % ресурсов всего мира. Объёмы речного стока в среднем в год по России около 4270 км³, что составляет примерно 30 тысяч м³ в год на одного человека нашей страны.

Всего водное богатство нашего края насчитывает более 2,5 млн. рек (127 тыс. используются); 2 млн озёр; около 30 тыс. водохранилищ; 37 систем (самых крупных) перераспределения стока между бассейнами; почти 5 тыс. месторождений с подземными водами. Запасы всех разведанных месторождений вмещают около 33 км³ в год.

Основные источники воды размещены на территории (в Сибири и на Дальнем Востоке). В этих районах проживает всего лишь 1/5 часть населения России и, соответственно, сконцентрирована меньшая часть сельскохозяйственного и промышленного потенциала страны.

В количественном отношении российские водные ресурсы складываются из статических (вековых) и вновь возобновляемых запасов.

Доля рек России составляет 22 % от мирового уровня, озер - 30 %, болот - больше 1/4, ледников - меньше 1 %, а подземных вод - более 5 %.

Всего в объемных значениях суммарные природные ресурсы пресных вод нашей страны составляют примерно более 10100 км з /год. Причем основной объем составляют воды речного стока (более 41 %) и почвенные воды (примерно 34 %).

Размещение ресурсов по территории России. Водное богатство нашего края, его качество

Водные ресурсы России достаточно велики. И все же многие регионы России уже имеют и будут иметь серьезные проблемы с водообеспечением экономики и населения. Причина в основном в неравномерном распределении водных ресурсов по всей территории, которые не везде соответствуют потребностям, и высокой степени загрязнения вод.

Водное богатство нашего края в основном размещается на крупнейших реках: Обь (Сибирь); Енисей (Сибирь); Лена (Сибирь); Амур (Россия, Китай, Монголия); Волга (Россия, Казахстан); Колыма (Якутия); Дон - одна из древнейших (Тульская область); Хатанга (Красноярский край); Индигирка (впадает в Северный Ледовитый океан); Северная Двина (Вологодская область); Кама - самый большой приток р. Волга (европейская часть России).

У России богатые ресурсы водные. Объект нашего края - река Обь - имеет самую большую протяженность среди всех рек России - 5410 км.

Качество воды многих водных объектов сейчас неудовлетворительно. На сегодня классифицируются как “загрязненные” следующие крупные реки: Волга, Кубань, Енисей, Печора, Дон, Урал, К классу “грязных” относятся: Обь, Миасс, Терек и ряд других. Их загрязнение ухудшает качество воды для питья.

Ресурсы Сибири, Красноярский край

Водные богатства находятся в бассейне Северного Ледовитого океана. Основные притоки главной реки края Енисея: правые — Туба, Кан, Мана, Большой Пит, Курейка, Ангара, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска, Хантайка; левые — Большая Хета, Абакан, Елогуй, Сым, Турухан.

Здесь также протекают и Кеть (среднее и верхнее течения), которые относятся к бассейну р. Обь. На севере Красноярского края расположены крупные реки — Хатанга (Северо-запад Восточной Сибири), Таймыра, Пясина.

Питаются все реки за счет таяния снега в горах весной и летом, также и за счет дождей. Многие из рек пригодны для сплава и судоходства в связи с их полноводностью. Многие реки обладают гидроэнергетическими ресурсами.

Также на территории края есть большие озера, расположенные на Северо-Сибирской низменности. Это и Пясино. Несколько озер находится на Среднесибирском плоскогорье (Лама, Кета, Глубокое, Хантайское и пр.). На реках Ядун и Курейка имеются самые крупные

Богатейшие водные ресурсы нашей страны отличаются величиной и разнообразием, неравномерностью размещения по территории (наибольшая концентрация в малообжитых районах с неблагоприятными климатическими условиями, и в то же время истощение запасов в уже хорошо обжитых районах).

1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озер и других водных объектов вашего края.

Ответ. В пределах области берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Так как здесь, в основном, их верховья, поэтому они маловодны. Самые крупные - Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка - имеют в пределах области длину более 200 км.

Река Миасс берет свое начало на восточном склоне хребта Нурали на территории Учалинского района Башкортостана, течет сначала между гор на север, а затем, повернув на восток у Карабаша, пересекает лесостепную зону и впадает в Исеть за границами области. Ее длина в пределах области составляет 384 км (из 658 общей длины)

В Челябинской области насчитывается свыше 3748 озёр. Из них 53 является крупными, площадью более 10 км². Самыми крупными озерами являются Увильды, Кисегач, Тургояк и Еловое.

2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

Озеро Малый Кисегач находится на границе Аргаяшского и Сосновского районов Челябинской области слева от трассы Челябинск-Аргаяш. Расстояние от Челябинска около 40 километров. Озеро равнинное - небольшое и неглубокое. По своему происхождению озеро Малый Кисегач группе озер возникших в результате тектонической деятельности в этом районе. Берега пологие, заболочены, причем часть берега в зарослях тростника и камыша. Отдельные участки берега озера окружены естественным лесом и искусственными лесопосадками.

Озеро Малый Кисегач имеет неправильную форму размерами примерно 2,5 на 1,5 километра. Глубина озера около 2 метров. Толщина льда в зимний период составляет 0,5 метров.

В озере водятся карась, окунь, чебак, гольян, ротан, рыбалка возможна как с лодки, так и с берега.

Озеро Еловое - это пресноводное озеро, которое находится в Чебаркульском районе, в Челябинской области Российской Федерации. Является гидрологическим памятником природы. Озеро расположилось в 90 километрах западнее Челябинска и в 1,5 километров от Чебаркуля. Высота его над уровнем моря - 322,5 метров.

Длина озера составляет 2,2 километра, ширина - 1,9. Площадь водного зеркала - 3,12 километров квадратных, длина побережья - 9,8 километров, глубина доходит до 13,5 метров.

Озеро Еловое имеет округлую форму. Дно отличается неровностью. Несмотря на небольшой размер озера, здесь имеется три острова.

Берега часто обрывистые. С западной стороны в озеро впадает река Гудковка, а с южной из озера вытекает река Еловка. Озеро достаточно хорошо прогревается солнцем благодаря укрытости от ветра и своему небольшому размеру.

Описание реки

2) Река Миасс берет свое начало на восточном склоне хребта Нурали на территории Учалинского района Башкортостана

3) Течение реки в горной части быстрое, на равнине медленное.

4) Основные притоки: Атлян, Большой Киалим, Бишкиль, Зюзелга, Биргильда.

5) Впадает в реку Исеть в 20 км к северу от поселка Каргаполье.

6) уровень воды в реке изменяется в разные сезоны. Наибольший в период таяния снега – вторая половина весны, июнь. Меньше всего в, августе, сентябре.

7) Растения реки – кувшинки, кубышки, ряска, тростник, стрелолист, ряска, камыш, ива.

Животные реки – прудовик, беззубка, щука, судак, налим, чебак, лещ, окунь, карп, карась.

8)На реке имеется 2 водохранилища, резерв воды для Челябинска. Человек использует реку для добычи полезных ископаемых – песок, глина, галька, гравий, золото. Также воду берут для полива огородов.

9) Люди очень сильно загрязнили реку промышленными отходами.

10) Для охраны воды строятся очистные сооружения, контролируется сброс воды предприятиями.

Водоемы нашего края

С. 147 Проверь себя

1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.

Ответ. На планете много мест, где моря и океаны расположены очень близко, но не смотря на это пресная вода там почти на вес золота, потому что почти вся вода на Земле соленая. Пресной воды, которую можно пить, совсем мало. Человеческий организм больше чем наполовину состоит из воды, поэтому он не может без нее прожить более трех суток. Она также нужна животным и птицам, деревьям и грибам, бактериям. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом.

Также чистая вода – залог здоровья растений. Они дают нам кислород, древесину, свои плоды. От чистой воды зависит благополучие животных. Все вместе составляет природные сообщества.

2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озера, моря? Делают ли это в вашем крае?

Ответ. Все граждане России должны охранять водные ресурсы. С давних времен люди располагались в тех местах, где можно было выжить. Все большие города находятся вблизи источников воды. Поэтому водоемы, из которых берут воду для населенных пунктов, должны хорошо охраняться. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и другой мусор. Нельзя мыть машины на берегах рек, оставлять мусор после себя, нельзя бросать отходы в водоёмы. Ограничить вылов рыбы запрещёнными средствами. Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

В нашем крае школьники участвуют в охране водоемов – проводят экологические субботники, организуют «Голубые патрули», которые помогают выявлять источники загрязнения водоемов.

3. Почему при купании нужно сохранять осторожность?

Ответ. Необходимо перед купанием обследовать водоем. Место, выбранное для купания, должно находиться на песчаном берегу и иметь удобный спуск к воде.

Нужно убедиться в том, что в месте, выбранном для купания, отсутствуют коряги, нет топляка, дно имеет постепенный уклон без ям и уступов, нет водорослей, острых камней и других опасных предметов бытового и технического мусора

Следует присмотреться к воде. Если она неспокойна, свивается в длинные жгуты - это означает, что тут могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

Входить в воду нужно постепенно, осторожно, т. к. даже в знакомое место купания ночью течение могло принести различные предметы, которые могут создать серьезные проблемы. Неизвестный рельеф дна, на дне может находиться мусор.

Задания для домашней работы

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». Всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края.

Ответ. я стараюсь всегда бережно относится к природе нашего края. Я никогда не оставляю после себя мусор на берегах водоема, по возможности уношу то, что оставили другие. В походах объясняю другим ребятам, что нельзя загрязнять водоемы. Полностью согласен с автором: «А может быть, всё-таки брошенная в речку бутылка - это и сейчас «бутылочная почта»? В ней нет никакой записки, она сама - послание. Послание другим людям, которые живут сейчас, и тем, кто будет жить на Земле после нас. Послание, которое рассказывает о том, как плохо многие из нас относятся к окружающему миру, как мало его любят и совсем не хотят беречь. Может быть, эта брошенная бутылка - рассказ о них самих, об их не очень хороших качествах, о том, что они ещё не научились ценить чистоту и красоту мира?»

3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Ответ. В нашей школе эта работа занимает особое место и включает в себя: природоохранные рейды, направленные на выявление нарушений; сбор и распространение экологической информации о близлежащих водоемах

Постепенно накапливается материал, который необходим, так как это знания о крае, в котором родились и жили наши предки, где растёт и живёт наше поколение и будет расти и жить следующее поколение.

«Клад» на дне реки. Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусора. Выводы из этого сделай самостоятельно. Выводы из этого исследования сделай самостоятельно.

Ответ. Выводы исследования. Человек сознательно загрязняет водоемы. Ему кажется, что вода скроет его безрассудство. Человек осознает свою безнаказанность за поступок. Но не осознает того, что расплата все равно наступит. Вода в реке становится непригодной для питья, купания, рыбалки. Исчезают растения и животные. Чтобы восстановиться реке нужны будут сотни лет, и то при условии, что загрязнения прекратятся.

Поэтому необходимо срочно очищать все реки в России, вести активную пропаганду разумного поведения в природе и наказывать тех, кто не хочет соблюдать экологические законы.

Вспомни, что такое полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Ответ. Полезные ископаемые - минеральные и органические образования земной коры, которые использует человек. Горючие полезные ископаемые - нефть, природный газ, торф, уголь.

Руды - чёрных, цветных и благородных металлов.

Нерудные полезные ископаемые - строительные материалы (известняк, песок, глина и другие, строительные камни, такие как гранит.

В нашем крае полезные ископаемые: железная руда, магнезит, графит, бурый уголь, огнеупорные глины.