Анализ стихотворения Бунина «Как в апреле по ночам в аллее. Материалы моих презентаций для написания сочинений


Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами -
И опять, опять чего-то жду.

10. X. 17

«Звезда дрожит среди вселенной…»


Звезда дрожит среди вселенной…
Чьи руки дивные несут
Какой-то влагой драгоценной
Столь переполненный сосуд?

Звездой пылающей, потиром
Земных скорбей, небесных слез
Зачем, о господи, над миром
Ты бытие мое вознес?

22. X. 17

«В пустом, сквозном чертоге сада…»


В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость все, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть - в надежде
Еще одну весну узнать!

<3. X. 17>

«В дачном кресле, ночью, на балконе…»


В дачном кресле, ночью, на балконе…
Океана колыбельный шум…
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.

Ветер приходящий, уходящий,
Веющий безбрежностью морской…
Есть ли тот, кто этой дачи спящей
Сторожит покой?

Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
Если сердце хочет, если верит,
Значит - да.

То, что есть в тебе, ведь существует.
Вот ты дремлешь, и в глаза твои
Так любовно мягкий ветер дует -
Как же нет Любви?

9. VII. 18

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»


И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

14. VII. 18

«Огонь, качаемый волной…»


Огонь, качаемый волной
В просторе темном океана
Что мне до звездного тумана,
До млечной бездны надо мной!

Огонь, по прихоти волны
Вдали качаемый, печальный…
Что мне до неба, до хрустальной,
Огнями полной вышины!

24. IX. 18

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»


У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

25. VI. 22

«Печаль ресниц, сияющих и черных…»


Печаль ресниц, сияющих и черных,
Алмазы слез, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных,-
Все помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!

Откуда же являешься ты мне?
Зачем же воскресаешь ты во сне,
Несрочной прелестью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча, краткая, земная,
Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?

27. VIII. 22

1885 год


Была весна, и жизнь была легка.
Зияла адом свежая могила,
Но жизнь была легка, как облака,
Как тот дымок, что веял из кадила.

Земля, как зацветающая новь,
Блаженная, лежала предо мною -
И первый стих, и первая любовь
Пришли ко мне с могилой и весною.

II это ты, простой степной цветок,
Забытый мной, отцветший и безвестный,
На утре дней моих попрала смерть, как бог,
И увела в мир вечный и чудесный!

9. IX. 22

Дочь


Все снится: дочь есть у меня,
И вот я, с нежностью, с тоской,
Дождался радостного дня,
Когда ее к венцу убрали,
И сам, неловкою рукой,
Поправил газ ее вуали.

Глядеть на чистое чело,
На робкий блеск невинных глаз
Мне почему-то тяжело,
Но все ж бледнею я от счастья,
Крестя ее в последний час
На это женское причастье.

Что снится мне потом? Потом
Она уж с ним, - как страшен он! -
Потом мой опустевший дом -
И чувством молодости странной,

1. Творчество И. А. Бунина.
2. Мотивы одиночества в лирике.
3. Одиночество лирического героя
4. Близость и разница во взглядах Бунина и Лермонтова.
5. Бунин как продолжатель и отрицатель наследия символизма.

И. А. Бунин — человек со сложной, трагической судьбой. Он представитель уважаемого дворянского рода, способный к тонкому чувствованию и пониманию окружающего мира, мира природы и мира человеческих отношений. После Октябрьской революции он был вынужден покинуть Россию, однако остался навсегда предан ей. Бунин создавал свои легкие, потрясающие произведения как в стихах, так и в прозе. Поэтический мир Бунина схож с миром Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, так как читатель может найти в нем такое же обожествление природы родного края, восхищение русскими пейзажами.

Современники прозаика и поэта так отзывались о нем: «Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России» (Б. К. Зайцев), «...один из последних лучей какого-то чудного русского дня» (Г. В. Адамович). Сам он относился к своему творчеству иначе, чем окружающие и стоял особняком в рамках русской литературы: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам», — писал он Н. Д. Телешову в 1900 году... — Как ни кинь, все тяжко одиночество...».

Одиночество — состояние, характерное для многих стихотворений Бунина. При этом это состояние по-разному может им оцениваться — от драгоценного подарка судьбы, до страшного проклятья его лирического героя и самого автора:

И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова...
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
...и веет на вершине
Дыханьем смерти, холодом пустыни.
Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мертв в полночной тишине...

Название стихотворения «Запустение» этого же года говорит само за себя:

Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...
Пора свести последние итоги.
Я изнемог, и мертвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!

Состояние лирического героя не просто удручающее, оно близко к кризису. Но проступает отчетливое желание избавиться от кризиса, вновь обрести нормальное душевное настроение. Это спокойствие и гармонию автор может обрести только при общении с природой, часто ночью, когда на землю приходит тишина. Именно в такие моменты герой может постигать Бога и беседовать с ним. Именно об этом и рассказывает стихотворение «Как в апреле по ночам в аллее».

Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.

Первая строка переносит читателя к месту действия произведения, к месту нынешнего существования героя. Можно понять, что здесь он проводит много времени, раз может сравнивать настроение и состояние природы, да и само слово «по ночам» говорит о том, что это место любимо героем. Сравнение ночной поры с апрелем необычно и тонко, оно передает настроение свежего, хрустально-чистого воздуха. Кроме того, апрель как весенний месяц, пора обновлений и оживающей природы, является символом того, ради чего приходит сюда лирический герой почти каждую ночь. Можно понять теперь, чего герой и автор ищут здесь, что мечтают вновь обрести.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть — все то же, что весной.

В этих строках Бунин близок М. Ю. Лермонтову с его ставшим классическим стихотворением:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...

И так же, как и герою Лермонтова, оказавшегося в одиночестве под огромным, захватывающим дух небом, герой писателя испытывает грусть и тоску, такую же, какую испытывал до этого. Но если лирический герой Лермонтова ищет забытья и его не волнует, не радует его прошлое:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть, —

то герой Бунина совершенно иной. В прошлом он находит силы, молодость и легкость, о которой грустил:

Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами
И опять, опять чего-то жду.

Таким образом, герой произведения одинок. Его печалит одиночество, он ищет иной себе судьбы. Но при он этом не отказывается от прошлого, а наоборот, принимает его. И прошлое приносит с собой молодость и легкость, утоляет тоску, помогает погрузиться в минувшее герою природу, волшебное для поэта сочетание ночи и темной аллеи.

Стихотворение удивительно лаконично — всего три четверостишья из коротких строк. При этом в небольшом объеме — маленькая история душевного состояния героя. Произведение перекликается с известным стихотворением Лермонтова, однако это переплетение художественных образов только сильнее разводит два текста между собой. Если лермонтовский герой стремится избежать событий прошлого, да и воспоминаний об этих событиях, то Бунин находит в прошлом силу. При этом тема возвращающегося прошлого и его значения для героя частотна в творчестве автора. Она встречается не только в его стихотворениях, но и в прозаических текстах.

Легкое настроение стихотворения не омрачает даже описание грусти и печали лирического героя, а темнота ночных аллей не пугает и не отталкивает. В этом поэтическом творении Бунин выступает как продолжатель традиций символистов, так и как яркий их отрицатель.

В стихотворении характерны для символизма изображение ночи, жизненной неустроенности поэта, неба и чистого горизонта. Велико значение символов. Уже названный горизонт является не просто элементом пейзажа, но и будущим, о котором думает лирический герой. Весна и осень, противопоставленные в стихотворении, как вечная борьба жизни и смерти, уродства и красоты с победой весны, жизни, того самого, свежего и легкого апреля, который был дорог герою в прошлом. И в этом — отрицание наследия символистов, уход от трагичных и темных предчувствий, характерных для них.

Бунин много внимания уделял природе, понимал и бесконечно любил ее. Позднее так скажет о нем А. А. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто! умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен.

В стихотворении “Змея” звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение. В стихотворении “Змея” действует абстрактное “я”. В нем показан внутренний мир человека, как одинокой “змеи”.

Бунин испытывал “безудержный” ужас перед змеями. Я думаю, что поэта не покидала “вечная” тема смерти. Бунин хотел бы даже отрицать смерть, ее неизбежность: “Не верю, что умру, устану, что навсегда в земле усну, – нет, – упоенный счастьем жизни, я лишь до солнца отдохну!”. Конечно, это не могло не отразиться на жизни поэта. Бунин был беспощадным, неистовым и непримиримым спорщиком, в повседневном общении часто отпугивал резкостью, желчностью, а то и озлобленностью: “Я сед, сух, худ, но еще ядовит”, 1941г.

Стихотворение “Змея” такое живое, что его мрачность вызывает не только скорбь, но и гордость за человеческий дух, не сломленный тяжкими обстоятельствами, одиночеством…

(No Ratings Yet)

  1. В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая...
  2. Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей...
  3. В 1907 году Бунин Много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья,...
  4. Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей...
  5. Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной...
  6. Бунин-поэт – это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано самой природой. В лирических...
  7. Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на...
  8. Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
  9. У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли...
  10. А. С. Пушкин не раз обращался к теме назначения поэта на земле. В этом стихотворении он довольно дерзко проводит границу между поэтом и обычными людьми – между пророком, одаренным божьим...
  11. Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин...
  12. Стихотворение “Майская ночь” , созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”,...
  13. В рассказе “Антоновские яблоки” Иван Алексеевич Бунин описывает жизнь и уклад русской усадьбы. Согласно задумке автора, именно в этом месте переплетается прошлое с настоящим, культура золотого времени и периода на...
  14. Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря...
  15. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
  16. Произведения И. А. Бунина о деревне. Проблема национального характера Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским...
  17. “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению,...
  18. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
  19. Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет...
  20. Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме. И. А. Бунин Человек – единственное...
  21. Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия...
  22. Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества...
  23. Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие...
  24. Стихотворение “Дочке” посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: “Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики”. Обращает на себя внимание и то, что автор называет не...
  25. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской...
  26. Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления...
  27. В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период упадка. Это своеобразные “унесенные ветром” – люди, которые не смогли...
  28. Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен...
Анализ стихотворения Бунина “Как в апреле по ночам в аллее

2 104 0

– певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен.

В стихотворении звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение. В стихотворении «Змея» действует абстрактное «я». В нем показан внутренний мир человека, как одинокой «змеи».

Бунин испытывал «безудержный» ужас перед змеями. Я думаю, что поэта не покидала «вечная» тема смерти. Бунин хотел бы даже отрицать смерть, ее неизбежность: «Не верю, что умру, устану, что навсегда в земле усну, – нет, – упоенный счастьем жизни, я лишь до солнца отдохну!» . Конечно, это не могло не отразиться на жизни поэта. Бунин был беспощадным, неистовым и непримиримым спорщиком, в повседневном общении часто отпугивал резкостью, желчностью, а то и озлобленностью: «Я сед, сух, худ, но еще ядовит» , 1941г.

Стихотворение «Змея» такое живое, что его мрачность вызывает не только скорбь, но и гордость за человеческий дух, не сломленный тяжкими обстоятельствами, одиночеством…

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.