Г фивы.  фивы это что такое фивы: определение — история.нэс

Этот город был основан на территории средней Греции. Фивы располагались на холме, а под ним раскинулась огромная плодородная равнина. Полис основан финикийцами, которые пришли на эти земли более 3 тысяч лет назад. Изначально Фивы именовали Кадмия. Они были весьма могущественным городом-государством Древней Греции.


История Фив

Начало существования Фив связано с событиями скорее героическими, говорят историки. Некоторые из них можно больше отнести к легендам. Ряд сказаний касается непосредственно Кадмы. Основателями Фив были Зетт и Амфион. Но в число причастных к становлению полиса греки относят и Геракла, и Диониса, и даже Эдипа. Есть воспоминания о борьбе с Фивами Аргоса, а в сказаниях о Геракле имеются упоминания о соперничестве городов Беотия, Фивы, Орхомена.
Фивы сами по себе напоминали круг, если посмотреть на них с высоты птичьего полета. Так было еще и потому, что полис окружала закругленная стена. Люди входили и выходили из Фив через 7 ворот. Фивы часто так и называли - «Семивратными». В южной части стена Фив становилась частью акрополя Кадмеи. Ограждение шло вдоль местных рек и пересекало важнейшие торговые пути. Недалеко от ворот Пройтид находился огромный театр, а у Огигийских (южные ворота) располагался алтарь Афины.


Как был устроен древний город Фив ?

Земли, которые находились вокруг жилой территории полиса, хорошо орошались, что способствовало бурному росту прекрасной зелени. Так поля превращались в пастбища и кормили огромное количество лошадей, которыми славились Фивы. Произрастали тут и фруктовые деревья. Город окружали сразу 2 реки:
1. Исмен.
2. Дирка.
В городе из их вод формировался некий бассейн. Его называли Источник Ареса. Помимо него в Фивах располагался Эдипов водоем и имелся водопровод, начинавшийся от источников Киферон.
Фиванский акрополь именовали Кадмеей. Он стоял на небольшой возвышенности. Неподалеку от ворот Электры располагался самый главный храм Фив - Аполлон Исменийский. Он имел богатое убранство и был украшен уникальными древними скульптурами рук Скопаса и Фидия.


Население Фив

Фивы населяли представители, стекшиеся сюда из разных городов и даже стран. Они были родственниками:

1. Минийцев.
2. Гиантов.
3. Аонов.
4. Абантов.
5. Теммиков.

Все вышеперечисленные народы были представителями греческих племен, населявших некогда северо-восток страны. В частности - области Фессалии. Жили в Фивах и азиаты. Историки предполагают, что они пришли со стороны поселений ионийцев. Но мнения ученых в этом вопросе сильно расходятся. Многие находят в таком происхождении азиатских корней фиванцев скорее домыслы, чем правду.


Политическая жизнь и взаимоотношения с другими полисами


Фивы имели вес на политической арене Греции, даже в очень древние времена. Правители этого полиса всегда стремились стать более величественными и главенствовать над другими, мелкими городами-государствами. Преобладающее значение Фивы имели и в составе Беотийского союза.
Такие города, как Коронея, Феспии, Танагра обеспечивали Фивы воинами и если начинались боевые действия или простые стычки, те безоговорочно отправлялись на войну.
Правление Фив сначала имело скорее монархический уклад. Но он быстро сменился правлением аристократии. В правительстве состояли в основном богачи и представители знати. Заседания власть имущих проходили в акрополе.
Правители Фив стремились к превосходству на политической арене, к возможности поддерживать свою гегемонию. Большинство из военных конфликтов, которые часто начинали сами фиванцы, были открытыми и внезапными. В основном Фивы протестовали против тех, кто не принимал их господство и вел деятельность по противодействию политике аристократии. На такие полисы фиванцы нападали.
При этом жителей и правителей не волновало, превосходит по численности воинов и богатству их враг или нет. Так, в 500 гг. до н.э. фиванцы развернули военные действия с армией Афин. Все началось из-за Платеи, на которой Фивы распространили свою беспрекословную гегемонию. Правители Платеи попросили помощи у Афин и развернулись жестокие стычки.
В этом конфликте больше пострадали Фивы. Поэтому они попытались заключить соглашение со спартанцами, но те отказались от такого сотрудничества. Более того, войско афинян подошло вплотную к Фивам, а предводители потребовали выдать им фиванскую аристократию. На это получили отказ и вынуждены были взять город осадой. Фиванцы аристократов в итоге выдали.
Но спустя 40 лет после этой стычки, спартанцы вернули фиванцам право главенства над городами Беотии. Могущество Фив было восстановлено. Спартанцы пошли на это потому, что решили укрепить оппозицию против Афин, которую видели в фиванцах.
Не всегда Фивы первыми вступали в конфликты или оборонялись. Они не раз помогали своим союзникам в борьбе с завоевателями или в наступательных походах. Так они помогли в борьбе с Кекирой Коринфу. Фиванцы оснастили всем необходимым экспедицию коринфцев.
Впрочем, со Спартой у Фив случился разрыв, поскольку ее правители не хотели поддерживать гегемонию Фив.


Фивы против Спарты

Настало время, когда фиванцы начали разворачивать оппозиционную кампанию, направленную на борьбу со Спартой. Ведь Фивы в тот период - 4 в. до н.э., стояли практически на одном уровне с Афинами и Спартой. Одно время фиванцы претендовали на всеобщую гегемонию в Греции.
Правители Фив стремительно продвигали идею главенства. С этой целью они заключили союз против Спарты, как наиболее сильного врага, создав лигу азиатских городов. В этот договор входили и Афины.
В ходе многочисленных стычек, в которых участвовали Киринфа, Коронея и другие крупные полисы, союзников Фив разбили. Спартанцы в свою очередь приняли беспрецедентные меры по ограничению независимости оппозиционных Фивам полисов, и поставили в Феспии и Орхомене свои укрепления. Но союз Фив с оппозиционными спартанцам полисами, быстро восстановили. В итоге Беотийский союз, все же, рухнул. В эти годы были казнены многие выдающиеся руководители повстанческих отрядов.
Фиванцы эмигрировали большими группами. Но со временем молодежь, которая видела бесчинства олигархов, поднялась в атаку, сравнимую с революционной. Движение освобождения объединяли всего 2 лидера. Это братья по оружию и большие друзья Эпаминонд и Пелопид. Они повели за собой Национальную партию и быстро устранили спартанское иго. Впрочем, ненадолго.


Подчинение Македонскому

Фивы умудрились восстать и против владычества Александра Македонского. Но было это не случайно. После долгого господства правителя Македонии, по Греции был распространен слух о том, что Александр погиб. Фиванцы не преминули взять все в свои руки, но не тут то было. Македонский ждать себя не заставил и явился в Фивы с вооружёнными до зубов солдатами. Фивы были взяты штурмом, в ходе которого убили свыше 6 тысяч его жителей, 30 тысяч взяли в плен.
Фивы Македонский разграбил до такой степени, что там не осталось ничего. Впрочем, уцелели Кадмеи. В нем Александр разместил своих воинов. Не тронули и дома Пиндара.


Дальнейшие разорения и упадок Фив


Середина 3 века до н.э. ознаменовалась для фиванцев постепенным приходом к разорению и упадку. Полный распад их полиса датирован 100 в. до н.э. Наступил не просто упадок экономической жизни, страдала культурная и нравственная стороны. Неминуемым стало время, когда Фивы попали под гнет, такими властителями над ними стали римляне. Правители Фив еще пытались возродить былое, но в наказание за это римляне превратили город-государство в жалкое, ничтожно малое поселение.
Средневековье тоже не принесло фиванцам ничего хорошего. Полис и в эти времена не возрождался, а подвергался нападкам и разграблениям. В 13 веке Фивы вошли в состав герцогства Афины, а когда и те пришли в разорение, история Фив ознаменовалась тем, что ее объявили столицей герцогства.
Но пришли Турки, и Фивы снова превратились в подобие маленького городка, а то и деревни. Век 20-й принес фиванцам возрождение и процветание. Его население дошло численностью до 5 000.


Современность

Ныне в Фивах сохранились достопримечательности Средневековья. Одна из наиболее значимых из них - кафедра епископа, которая принадлежит Фиванской и Левадийской митрополии.
По состоянию на первое десятилетие 21 века, население Фив достигло численности порядка 40 тысяч человек. Это самый крупный город Беотийской префектуры

    Греческий эталон красоты

    Античный город Дион

    Повествуя о божественной любви Зевса к Фиэ, дочери порадителя греков Девкалиона, Геосид говорит, что девушка забеременела от бога и родила ему двух сыновей, Македона и Магнета, Они обитали близ Олимпа в Пиерии. Священной местностью Зевса в этих землях был Дион в предгорьях Олимпа. Древний Дион, о нём впервые говорится у древнегреческого историка Фукидида, при описании маршрута похода спартанского полководца Брасида,через Фессалию,в страну его союзника, царя Пердика 2. Это был первый город, который повстречал в пути Брасид, перейдя границу летом 424 г. до н. э.

    Дион. Комплекс больших Терм

    Греческий шафран – золото греческой земли

    Шафран – самая дорогая в мире пряность растительного происхождения, которая получается из пыльцы и рылец одноименного растения. По утверждениям ботаников, в диком виде в природе оно не встречается, потому что возделывают его с момента начала культурной истории человечества. Родина растения – Передняя и Малая Азии, и Индия. Иногда за пряность под названием шафран выдают пыльцу бархатцев, которая тоже обладает вкусовыми и красящими свойствами, но ценится намного меньше.

    Великая колдунья в современной археологии

Фивы

Фи́вы

(Thebes , др.-египетский Уасет ), руины др.-египетского города на левом берегу Нила (Египет), рядом с г. Луксор. Известен с III тысячелетия до н. э. как крупный полит., религиозный и культ. центр; с XX в. до н.э. – столица Египта. С VII в. до н.э. теряет полит. значение, сохраняя религиозное. В 88 г. до н. э. разрушен Птолемеем IX. Археол. раскопки ведутся с 1-й половины XIX в. Многочисленные храмы и усыпальницы фараонов, в т. ч. храм бога Амона; 2 гигантские статуи фараонов, обелиски, аллея сфинксов (2 из них находятся в Санкт-Петербурге на Университетской набережной).

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Фивы - исторический памятник, древний город в Верхнем Египте (см. Египет) , вблизи современного города Луксор . Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы, или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»).
История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В 21 в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.
После возрождения Мемфис а, ставшего в 14 в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале 1 тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.
Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в Египет. В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город Луксор , на севере - деревня Карнак (см. Карнак ( Египет)) . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.
Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.
Долина царей (Долина фараонов)
Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфис е, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.
В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.
Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.
Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.
Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.
Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри (см. Дейр-эль-Бахри) строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.
Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.
Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.
Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.
Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.
Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.
Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Фивы" в других словарях:

    - (Thebae, Θη̃βαι). 1) Древний город в верхнем Египте, так называемые “стовратные” Фивы. В древнейшее время Фивы были столицей Египта и главным местом поклонения Аммону. Развалины Фив одни из обширнейших в мире. 2) Столица греческой области Беотии … Энциклопедия мифологии

    Фивы, иначе Но Аммон знаменитый город в древности, в котором помещалось известное капище языческого божества Аммона (Иер.46:25 и др.). Город имел около 140 стадий в окружности. Доселе еще остающиеся развалины оного занимают около 27 англ. миль.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Фивы – столица египетских фараонов, ставшая родиной культа бога солнца Амона. При всех утратах и разрушениях древний город не исчез бесследно подобно другим памятникам древних цивилизаций. Греки назвали его «стовратными Фивами» за его огромные размеры в отличие от собственных «семивратных» Фив. Развалины фиванской архитектуры на целое тысячелетие старше легендарного Нового Вавилона, но до сих пор вызывают восхищение. На закате, как и тысячи лет назад, пламенеющее в бурных водах Нила солнце медленно исчезает за горизонтом – это бог солнца Амон-Ра уходит в царствие мертвых, чтобы утром вновь родиться юным и могущественным.

Именно поэтому на левом берегу реки располагался город мертвых, в которой царил покой и тишина. В этой, так называемой, Долине царей находится некрополь Фив с гробницами фараонов, склепами их жен и детей, поминальными храмами фараонов разных династий. До наших дней лучше всего сохранились – храм царицы Хатшепсут, храм фараона Рамсеса II, храм Хатшепсут. Вход в поминальных храм Аменхотепа III уже 3400 лет охраняют две гигантские каменные статуи, известные как Колоссы Мемнона и изображающие сидячего фараона Аменхотепа III.

Фиванские фараоны не строили пирамид, а для гробниц вырубали наклонный тоннель в скалах, уходящий на глубину до двухсот метров. Тоннель заканчивался погребальными камерами, стены и потолки которых расписаны цветными картинами из жизни усопших. Так в скалах Ливийского хребта найдено более ста гробниц, но все они были разграблены еще в древности, лишь одна из них – гробница фараона Тутанхамона обнаружена в 1922 году в полной сохранности.

Основным государственным святилищем Нового царства стали два храма Амона, расположенные на противоположных сторонах реки – в Карнаке и Луксоре и соединенные между собой трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов. Нигде в мире колонны, пилоны и монолитные статуи не были такими грандиозными, ни один храм до этого времени ни отличался такой пышностью. Большой гипостильный карнакский зал площадью 5000 кв. м вмещал целый лес массивных исполинских колонн. Колонны украшают барельефы с изображением победоносных походов фараонов. Святилище в Луксоре не такое большое, но не менее роскошное и величественное. Оба храма объявлены объектами ЮНЕСКО.

Великие победы египетских фараонов отмечались строительством роскошных дворцов и храмов, которые тесно окружали жилые дома и узкие улочки. Египетские Фивы были разрушены в 663 году до н. э. ассирийским царем Ашшурбанипала, но руины города напоминают о его былой славе, которой позавидует любой древний город.

Кроме столицы империя атлантов, согласно Платону, имела девять городов-колоний. Император Атлантиды получал родовое имя Атлас и вместе с царями союзных городов, сохранявших определенную независимость, правил империей по законам Посейдона. Каждые пять, шесть или семь лет правители или их представители собирались на совет, чтобы согласовывать свои действия. Как мы уже видели, ранний Египет являлся частью этого объединения, а ядром Египта была фиванская теократия.

Когда империя атлантов распалась, та ее часть, которую мы сейчас называем Египтом, сохранила подобную множественность, проникнутую ощущением трансцендентного Единства.

Современный человек с его диалектическим взглядом на Вселенную и самого себя с трудом может представить себе эту множественность-единство, поскольку воспринимает данные понятия как противоположные. Но, выбрав путь их противопоставления, мы никогда не придем к пониманию феномена Египта, материальной и духовной сторон его жизни и всех оттенков, существующих между ними.

Однако представления древних египтян ни в коей мере не были хаотичными. Они основывались на гармоничных отношениях между отдельными частями единого целого и на Гармонии, которая определяла их бытие и существовала до того, как появились различия между ними, и будет существовать после, когда все различия исчезнут.

Их мир не знал стереотипов, он пребывал в равновесии, динамичном и вместе с тем неизменном, по крайней мере, в пределах больших пространственновременных циклов.

Прекрасным примером тому могут служить Фивы. Город - так называли Фивы, а потом и Афины, Александрию, Рим или Константинополь, - представлялся маленьким, словно созданным для отдельного человека (его размеры спасали человеческое существо от чувства затерянности во Вселенной) и в то же время грандиозным, вселенским, содержащим в себе все, являющим присутствие другого мира, мира, который возвышается над жизнью и смертью. Мира, который гораздо больше всего, что мы, люди, способны охватить своим разумом.

Фивы как будто «оседлали» Нил, раскинувшись на двух его берегах. Один берег был жилищем живых, а другой - обиталищем мертвых.

Нил, в свою очередь, пересекал Фивы почти строго с юга на север, а сверкающий солнечный диск совершал свой путь над рекой с востока на запад, образуя с ней вместе своеобразный крест. Там, где вставало солнце, слышался шум большого города, в который сливались самые разные звуки - от тихого скрипа колыбели, которую качала заботливая материнская рука, до оживленной суеты рынков и площадей. А в комплексе религиозных сооружений, который хотя и находился поодаль, но был неотъемлемой частью этого общества относительно молодых людей, - ибо большинство из них умирало, едва переступив порог тридцатилетия, - другие мужчины и женщины, тоже преимущественно молодые, трудились во имя Незримого и во имя зримого в огромных многоцветных зданиях, равных которым больше не знала история.

То, что окружало египтян в те времена, не имело ничего общего с руинами храмов и сооружений - прискорбным зрелищем, открывающимся современному туристу, который считает, что трех-четырех дней достаточно для их осмотра. Сегодня перед нашим взором предстает лишь остов некогда прекрасного тела, которое было полно жизни, - прекрасной страны, где искусство и науки достигали таких высот, что исследователи изумятся, когда сумеют понять их до конца. А сейчас, даже глядя на них, они их не видят.

Фараона не называли по имени, а величали титулом, который приблизительно переводится как Обитатель Великого дома, по аналогии с Хором, богом-соколом, который был обитателем Большого Вселенского дома Хатхор.

Но этот Великий дом ни в коей мере не походит на тот, в котором, по нашим представлениям, мог бы жить священный император, считавшийся и ощущавший себя (а возможно, и являвшийся) кровным или, лучше сказать, духовным наследником богов, живших на земле в изначальные времена. Дом этот был лишь удобным жилищем с просторными залами, большими садами и водоемами. Разноцветные занавеси скрывали его таинственную и счастливую уединенность даже от птиц.

Пока солнце поднималось над горизонтом, особое братство жрецов, служившее фараону как богу, совершало ритуал его одевания, тем самым облегчая ему задачу воспроизведения всех природных и астрономических явлений. Фараон был Господином Жизни и Смерти, стоявшим надо всеми, но сам он был еще большим «рабом», чем кто-либо из его подданных: его ограничивал ритуал, который благодаря своей незапамятной древности стал естественным и совершался с радостью.

Любопытно видеть, какое искреннее изумление испытывают сегодня люди, знакомясь с тем немногим, что мы знаем о Древнем Египте, и сталкиваясь со строгой обрядностью. Они расценивают обряды как искусственную «механизацию» жизни, как мучение, как пытку... Но ведь они сами пережевывают пищу, закрывают глаза засыпая, любят, смеются и плачут точно так же, как это делали их далекие предки, воспроизводя древний и неизменный церемониал. Почему должно меняться всё? Эта теория, возникшая в XVIII - XIX веках, абсурдна. Когда достигнуто высшее совершенство, всякое изменение бесполезно и приводит к упадку.

Так называемый Гарем Амона не имел ничего общего с современным представлением о нем как о смеси исламской полигамии и европейского публичного дома. Полигамия была распространена среди многих воинственных народов и возникла потому, что мужчин в них было меньше, чем женщин. И если бы обычай иметь несколько жен или наложниц не стал законным и даже обязательным, женщины остались бы без защиты и поддержки семьи. На Западе же существование проституции вызвано причинами социально-экономическими: разрушением института семьи, безработицей или низкооплачиваемой работой. Проститутка, довольная своим ремеслом, - явление весьма редкое.

Гарем Амона составляли царица и принцессы царской крови. Жизнь их более всего походила на жизнь жриц. В своих таинственных медитациях они должны были соединиться с Духом Матери мира, чтобы Тот-Кто-Веет-Опахалами - Духовный Ветер Амона - мог в священном союзе (который, как говорят, дает жизнь всему, вплоть до скипетров и ритуальных предметов) через фараона как посредника оплодотворить царицу или принцессу. Это обеспечивало физическую непрерывность наследования царства через генетический канал, который в те времена был проводником законности и преемственности власти.

Естественно, были предусмотрены даже очень редкие случаи бесплодия. А если что-то случалось с фараоном, в переломные моменты истории или во время революций, которые не раз сотрясали Египет на протяжении многих тысячелетий его существования, применялась аналогия с мифом о Хоре, который, победив Сета, заменил умершего отца и вместе со своей матерью пробудил к жизни проявленный мир и принес в жизнь свой образ, чтобы защищать человечество. Так совершалось обновление династии или смена ее другой.

Но встреча, после которой на свет должен был появиться наследник, происходила лишь раз в год - при наиболее благоприятных астрологических условиях и только после того, как жрецы вызывали душу, которая должна была воплотиться в будущем фараоне, владыке Верхнего и Нижнего Египта, Сыне Солнца (таков был первый из его титулов). Эта встреча могла произойти и в другое время, при менее благоприятных условиях, если в том возникала необходимость, но соблюдение ритуальных норм было обязательным, и редчайшие случаи отступления от них лишь подтверждали их незыблемость.

Большой дом фараона почти весь строился из дерева, причем освященного и самых лучших пород. Часть материалов добывали в самом Египте, часть доставлялась из самых дальних пределов, как, например, ливанский кедр или красный сирийский песчаник. Двери, потолки, стены, мебель, водоемы - все, абсолютно все носило ритуальное имя, и обитатель Большого дома и те, кто ему прислуживали, обязаны были знать тайные имена всего, с чем они соприкасались.

Значительную часть года фараон объезжал свое царство. Иногда, в полном военном облачении, окруженный дрессированными львами и прирученными грифами, он выступал в поход во главе своих войск или с ручными бабуинами отправлялся собирать корень мандрагоры, символ одного из видов целительной магии. Или же с большими дрессированными котами (эта порода исчезла, наиболее похожа на нее сиамская) охотился на гусей, являвшихся символом материи и побежденных врагов. Его, как и храмы Амона, охраняли не только стражники, но и львы днем и черные пантеры ночью.

Среди всех священных празднеств, на которых должен был присутствовать фараон, есть одно, которое сейчас, когда люди впадают в эйфорию от всякого рода публичных мероприятий, покажется нам наиболее понятным. На протяжении 24 часов фараон разламывал на части большие круглые хлеба с рельефным изображением сгисеs апsа1ае или ключей жизни. Его приближенные делили эти части на более мелкие кусочки так, чтобы их число соответствовало числу жителей царства по последней переписи, данные которой фараону предоставляли специальные жрецы. Затем по воде и по суше эти кусочки, освященные царственной рукой, развозили всем подданным. Абсолютно все имели право на такой кусочек священного хлеба, и, если кто-либо оказывался обделенным, виновный, невзирая на его ранг, мог поплатиться жизнью.

Это празднество, как и все другие, было ежегодным. Так же как и упомянутая выше священная встреча, оно проходило в храме.

Покров тайны не позволяет нам узнать больше об истинных правителях Египта - жрецах. Мы имеем в виду не простых жрецов, которые были в каждом селении и которым приходилось навещать больных и умирающих, присутствовать при рождении детей и на похоронах, которые знали все - от основ медицины и кораблестроения до земледельческих циклов и талисманов, охраняющих дома. Мы имеем в виду тех, кто находился на вершине теократической пирамиды.

Нужно отметить, что благодаря высокому уровню религиозности египетского народа, обособленности от иностранцев и к тому же знания некоторых механических и химических противозачаточных средств численность населения царства на протяжении тысячелетий почти не менялась. По нашим подсчетам, она составляла около 12 миллионов человек. Каждые пять или семь лет, в зависимости от эпохи, проводилась тщательная перепись населения.

Когда Фивы были столицей, каждый год из них отплывали суда с флагами Амона. На судах находились жрецы очень высокого ранга. Они проплывали по Нилу через все известные и принадлежавшие царству земли. Если особые предзнаменования указывали на какое-нибудь селение, золоченый корабль причаливал к берегу, и жрец или кто-то из высоких особ, его сопровождавших, спускался на берег и выбирал среди детей, рожденных в этом году, по крайней мере, одного, которого забирали на корабль, чтобы по возвращении в Фивы отдать в школу жрецов. Удостоенное такой чести селение устраивало праздник, а семья избранника приобретала большой вес в обществе.

Самих же избранников в Фивах ожидал долгий путь особого отбора, производившегося в соответствии с выявленными у них способностями. Большинство попадало на службу в храмы или во дворцы знати и самого фараона. Остальных, согласно их естественным склонностям, посылали в инициатический центр, где из них готовили врачей, писцов, стражников, хранителей архивов, военных и так далее. Наиболее одаренных отправляли в Школу Амона. И только некоторые становились жрецами или жрицами бога и занимали вакантные посты на вершине теократической пирамиды - в совете царства и коллегии магов, которые поддерживали священный союз между земным и небесным Египтом.

Насколько нам известно, обучение было суровым и жестким, ради него ученикам приходилось жертвовать материальным благополучием и полностью подчинять себя духовному началу. Но зато в один прекрасный день прошедшим обучение на левом плече спереди и сзади ритуальными щипцами выжигали символ змеи урея (не путать с ритуальными татуировками, встречающимися на коже мумий), который гарантировал им неприкосновенность и полную безопасность в любой точке обширного царства и при любых обстоятельствах. После их смерти кусочки кожи с этим знаком вырезали и бережно хранили в особых хранилищах, которые выполняли функцию «батарей», магически заряжавших потайные крипты храмов.

Жизнь в Фивах, в Городе, была богата событиями и полна торжеств, но текла при этом мирно. Человеку XX века очень трудно понять, как жили люди в то время, поскольку предрассудки современной эпохи, словно непроницаемая завеса, мешают нам представить столь отличный от нашего образ жизни. Возможно, его наиболее важной и интересной для нас чертой было отсутствие малейшей разобщенности: жители Фив, несмотря на их значительное число (более 90 000 человек), всегда оставались одной большой семьей, сохраняя особую психологию, свойственную этой прочной ячейке общества. Мы не утверждаем, что проблем не было вовсе; хорошие и плохие люди существовали во все времена, ибо нет пока надежного способа избавить человека от дурных наклонностей и качеств или же развратить добродетельного. Но правила дисциплины, естественные, практичные и легко выполнимые, поддерживали гармоничный общественный порядок и делали случаи воровства или убийства величайшим исключением, лишь подтверждавшим общее правило - мирное общежитие.

Фиванцы были людьми веселыми и уживчивыми и имели мало общего с тем стереотипом, который навязывают нам книги по истории. Умелые и работоспособные, они делали все легко и радостно, а горе или разочарование выражали так же непосредственно, как и радость. Напыщенный интеллектуал, критикующий все, что думают и делают другие, выглядел бы среди них странно и даже нелепо.

Для этих древних обитателей Города не существовало жизни и смерти в нашем понимании. Боль, кото рую они испытывали, теряя близких, была сродни тому чувству, которое у нас вызывает расставание навсегда с любимым человеком, отправляющимся в далекое путешествие. Вера в то, что Бог и боги создали наилучший из миров, избавляла жителей Фив от страха перед бытием, но не ослабляла их чувствительности, любви и привязанности к близким, тоски по ним и наполняла глубокой уверенностью в том, что их судьбу охраняет Всеобщий Порядок, справедливый и благой.

В Египте не было рабов; более того, плененных врагов приговаривали к работам за городской чертой, а часто просто отпускали. Те, кто трудился над установкой обелиска, делали это с тем же чувством, что и христиане, строящие собор, или мусульмане, сооружающие мечеть.

Обычно древних египтян критикуют за то, что они цеплялись за смертную плоть, свидетельством чего был сложный обряд мумификации для сохранения тела.

Для тех, кто знает египетский климат, очевидно, что целью этой погребальной процедуры была не сохранность тела умершего, ведь, как показывают данные современной археологии, стоило просто закопать его в пересохшую почву Западного берега, и оно сохранилось бы гораздо лучше, чем после мумификации. Вместе с тем этот обряд сопровождения души предусматривался исключительно для фараонов, знати, жрецов и тех, кто отличился особыми заслугами перед обществом. Только в период упадка, когда теократию как образ правления сменила плутократия, эти погребальные церемонии стали доступны всякому, кто мог оплатить их, независимо от его духовных качеств. Но то был один из многих побочных эффектов чужеземных влияний и утраты древних обычаев. Египет долго рождался, и Египет долго умирал; в римскую эпоху Страна Магии превратилась в основного поставщика пшеницы для Европы. Но даже после того как это огромное теократическое государство распалось, его разрушенные памятники и знания его жрецов о природе и душе не переставали удивлять мир и вдохновлять на новые духовные поиски различные культуры, от греческой до исламской. А Великие Таинства в ожидании лучших времен вернулись к Источнику Благодати, откуда когда-то проистекли.

Мы уже говорили, что, когда Новое царство после эпохи Рамессидов потеряло свой жизненный импульс,последние жрецы-маги использовали оставшиеся века для того, чтобы собрать и спрятать буквально все - начиная со своих знаний и заканчивая ритуальными предметами, за исключением тех, которые из-за размеров пришлось бросить на произвол судьбы, предварительно лишив их силы. Те же немногие, что не были лишены этой силы, подобно мифическому Великому Спящему, ожидают неминуемого циклического возвращения Священных Времен, надежно спрятанные от любопытства людей, чуждых мистическому (хотя иные из этих предметов и открыты взорам миллионов путешественников).

Мы немного рассказали о Городе Живых, а теперь нам следует сказать о других Фивах - Городе Мертвых, который расцвел в «историческую» эпоху на Западном берегу, берегу Заходящего солнца, называемого Маамон. Он был не противоположностью, а дополнением (или, наоборот, Город Живых был его дополнением), другой стороной Реки Видимой Жизни, которую называли Хапи, Счастье, Синяя река, Река-которая-течет-с-небес. Этот полный даров поток Божественного Дыхания соединяет отдаленные селения и является земным отражением другой, звездной реки, которая течет по небу и которую солнце должно пересекать так же, как и боги, как и человек.

На западе, примерно в восьми километрах от реки, за скалами Дейр эль-Бахри, находится так называемая Долина царей; она расположена в начале длинной котловины, которую современные жители этих мест называют Бибан эль-Молук, или Врата Царей. Долина имеет два выхода, с запада и с востока, и сегодня представляет собой пустыню. Однако в древности, когда на месте Красного моря лежала плодородная долина, все было иначе. В те времена процветала и Долина царей, и другие, подобные ей, находящиеся неподалеку. Доисторические охотники оставили на скалах рисунки, изображающие сцены охоты на слонов и страусов. За этой долиной возвышаются вершины Западной горы и самая высокая ее точка - эль-Курн. Если мы пересечем эту складку земной поверхности, сильно пострадавшую и от эрозии, и от деятельности человека, то окажемся в огромной пустыне, бывшей некогда дном доисторического моря.

Неподалеку от Долины царей находятся Долина цариц и Долина знати.

Горы образуют здесь естественный амфитеатр, и лучи беспощадного солнца отражаются от них, нагревая воздух и превращая это место в одно из самых жарких на планете. Трудно поверить, что еще 10 000 лет назад, а возможно, и меньше с этих уступов, покрытых лесом, низвергались водопады, температура была умеренной и множество живых существ находило здесь пристанище. Арабское название, означающее в переводе «Врата царей», подтверждает то, что пытаются доказать наиболее разумные историки: заброшенный вид, который имеет сегодня Долина царей и который только усугубляют непрерывные раскопки, создающие впечатление, будто это место подверглось минометному обстрелу, абсолютно не соответствует тому, что было во времена XVIII или XX династии. Так, некоторые признаки, обнаруженные Бельцони во время грандиозных раскопок в начале XIX века, указывают на то, что ничем не прикрытые сейчас входы в гробницы, высеченные в скалах, раньше имели пышно украшенные легкие деревянные двери, которые, как на современных кладбищах, днем были открыты. Ночью и в некоторые дни в течение года, когда совершались особые ритуалы, они оставались закрытыми.

В этих «других Фивах», Городе Мертвых, в определенных его частях, жило братство жрецов, чьим символом был лежащий шакал. Его изображение и сейчас встречается на печатях гробниц и символизирует эзотерического бога Анубиса. Жрецы Города Мертвых имели в своем распоряжении вооруженных стражей и дрессированных животных, которые охраняли сокровища усыпальниц от ненасытной жадности бандитов пустыни.

Возможно, египтяне, как и другие древние народы, периодически собирались в Городе Мертвых, чтобы принести жертвенные дары умершим родственникам, а также фараонам, знати и жрецам, чьи тела покоились в недосягаемой глубине подземных храмов, служивших благодетельным душам «стартовыми площадками» в вечность, и обретали сакральное значение, точно так же как тысячелетия спустя в других религиях появлялись свои «святые», которым тоже приписывали «чудеса».

Так, благодаря трансцендентному ощущению единства, два города - Город Живых и Город Мертвых - становились гармоничным дополнением друг друга, единым целым - Фивами.

Некоторые погребальные храмы также воздвигались на Западном берегу, о чем свидетельствуют колоссальные развалины Рамессеума и храма Хатшепсут. Там же находятся и загадочные колоссы Мемнона, посвященные Восходящему солнцу. Восходу, зениту и закату солнца египтяне дали названия Мемнон, Амон и Маамон, а смерть они представляли как рождение и восход солнца на другом берегу Жизни.

По мнению современных археологов, эти фигуры гигантов на ритуальных тронах некогда возвышались перед погребальным храмом Аменхотепа III и сегодня являются единственным доказательством существования этого храма. Согласно эзотерической традиции, они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с фараонами исторических династий, и были посвящены Восходящему солнцу, о чем до сих пор продолжают рассказывать простые, но не всегда лишенные смысла народные поверья.

Сегодня высота этих колоссов около 18 метров, хотя не исключено, что в коронах и в парадном облачении они были на несколько метров выше. Их реставрировали и переделывали бессчетное количество раз. Колоссы Мемнона стали широко известны в античные времена, греческие музыканты даже совершали к ним паломничества, чтобы слышать семь основных нот, которые одна из фигур отчетливо издавала на рассвете. В римскую эпоху говорили уже об одной ноте, которая соответствовала ноте фа принятого у нас музыкального строя. В 199 году после проведенных при императоре Септимии Севере реставрационных работ северный колосс, издававший этот звук, замолчал навсегда. В XIX веке один путешественник и исследователь Египта, которых тогда было множество, уверял на научном собрании в Лондоне, что он тоже слышал эту ноту, однако у нас нет этому доказательств.

Нет и никаких сведений о том, что тщательнейшие эксперименты, поставленные уже в XX веке, дали положительный результат. Официальная наука объясняет это явление (как мы знаем, современная наука - таков ее подход - всему пытается найти оправдание, независимо от того, насколько оно соответствует истине) как акустический эффект, который возникал при физическом расширении одного из камней, нагревавшегося от первых солнечных лучей после холодной ночи пустыни. Но мы не можем согласиться с этим объяснением, поскольку масса фигуры столь внушительна, что утреннее солнце едва ли может ощутимо прогреть даже один из внешних камней. Так что тайна по-прежнему существует, как и два огромных монумента, хотя, подобно им, она немного пострадала от вопиющего человеческого невежества и тщеславия.

Нам потребуется много усилий, чтобы представить себе, каким был Город Мертвых три тысячи или более лет назад. Ведь после того, как Город Живых с его садами и водоемами был почти полностью разрушен, климат здесь существенно изменился. Кроме того, грабежи, взрывы и раскопки, как древние, так и современные, в сочетании с естественными илистыми наслоениями, остававшимися после наводнений, и сетью туристских маршрутов неузнаваемо изменили облик западной части Фив. По рисункам XVIII и XIX веков и даже по фотографиям начала XX века мы можем представить себе, сколь значительными были перемены совсем недавнего времени. Какими же тогда были более ранние? Судить об их масштабах невозможно, и поэтому каждый из нас должен призвать на помощь свое воображение.

Возможно, благодаря заманчивым легендам о бесчисленных сокровищах, захороненных в западной части Фив, мы имеем немного больше исторических данных о ней, чем о восточной части. Со времен античности до наших дней эти сокровища магически притягивали в Город Мертвых миллионы искателей. В Мемфисе существовала своя Долина царей, но, поскольку Город Белой Стены был построен в основном из кирпича и в нем было гораздо меньше каменных сооружений, лишь очень немногое дожило до наших дней. Не лишено основания предположение, что уже в античную эпоху мемфисская Долина царей была погребена под новыми постройками, ведь в этом городе люди жили до самого конца Римской империи и, так или иначе, никогда не покидали его. Фивы, напротив, были оставлены, и, когда в более позднее время там возник арабский поселок Луксор, песок уже скрывал дворцы и храмы восточного берега. Об этом свидетельствует мечеть, сооруженная на крыше храма в Луксоре, а также следы арабских ножей, оставленные на его стенах на большой высоте: почти по всему Верхнему Египту ножи затачивали о камни храмов.

Хотя многие захоронения могли быть открыты во времена греков и римлян, это время оставило после себя лишь отдельные надписи {граффити) на штукатурке и древних рисунках. Такие надписи, сделанные демотическим письмом, недавно были обнаружены. Из этого можно заключить, что несмотря на предосторожности, принятые жрецами конца Нового царства, запечатавшими и тщательно скрывшими большинство захоронений, некоторые из них были по-прежнему открыты для посещения и почитания вплоть до последних столетий существования Египта - с XXV по XXX династии.

Диодор Сицилийский (I век до н.э.) в своей «Исторической библиотеке» писал о том, что, по его словам, он услышал в Фивах: «Жрецы сказали мне, что в хранящихся у них записях упоминается сорок семь гробниц царей, но во времена Птолемея, сына Лага, их оставалось семнадцать, и многие из них уже были разрушены, когда мы посетили эти места».

Страбон побывал в Долине Мертвых примерно через 70 лет после Диодора, во времена императора Августа, вместе со своим другом Элием Галлом, префектом Египта. Вот что он сообщил: «Чуть выше Мемнония (Рамессеума или колоссов?) в пещерах находятся гробницы царей, высеченные в скалах. Их примерно сорок, и на эти удивительные сооружения стоит посмотреть».

Греки называли коридоры гробниц сирингами1, поскольку те напоминали им этот музыкальный инструмент. Они верили, что в Долине или ее окрестностях находится гробница Мемнона, вероятно связанная с колоссами. Современные историки полагают, что греки имели в виду огромную гробницу Рамсеса VI, однако это всего лишь предположение.

Сохранилось более двух тысяч коротких надписей, сделанных путешественниками римской и византийской эпох, самые поздние из них относятся к VI веку. Среди них есть стихи и восхваления. Все известные нам надписи были обнаружены в больших гробницах XIX и XX династий, из чего можно заключить, что эти захоронения были открыты и вполне доступны. Возможно, многие тысячи надписей пока не найдены - либо из-за того, что нам не удается их увидеть, либо из-за того, что они до сих пор погребены под слоем песка. Любопытно отметить, что современные туристы, осматривая стены гробниц, никогда не обращают на эти надписи внимания. Не менее странно, что захоронения Долины почти не пострадали ни от религиозных волнений, сопровождавших закат Римской империи, ни от рук тысяч христиан-сектантов, которые порой впадали в настоящее безумие. Например, члены секты Афу-Антилопы бродили среди антилоп на четвереньках; Мария Египетская умерла, закрывшись в мастабе, египетской гробнице, и прославившись тем, что выбелила ее и окружила свое жилище собственными испражнениями; Симеон Столпник, чтобы быть ближе к Богу, жил на колонне, а когда из раны на его бедре на землю падали черви, он просил, чтобы его последователи поднимали их обратно к нему наверх; многие другие просто бродили по берегам Нила с молотком и зубилом, чтобы из благочестия разрушать все «нечестивое». Члены некоторых христианских общин жили в гробницах Долины, представляя величественные рисунки в них изображениями ада, сделанными якобы самим Сатаной. Однако они не причиняли рисункам никакого серьезного ущерба и ограничивались тем, что, поддавшись внезапному порыву, писали поверх них благочестивые и сердечные молитвы.

Свидетельством существования первых христианских общин (или общины) в Долине служат и остатки маленьких церквей возле гробниц Рамсеса III и Рамсеса IV; для их постройки повторно использовались древние материалы. Кроме того, найдены остатки керамической посуды с текстами молитв и - еще одна до сих пор не изученная деталь - кожура плодов балиниты, вызывающая галлюциногенный эффект. Прибегали ли эти простодушные почитатели Христа к наркотикам, чтобы войти в состояние самогипноза и вызвать видения или галлюцинации, соответствовавшие их верованиям? Этого мы не знаем, но волна «религиозного безумия», прокатившаяся по Египту с появлением первых христиан, при всем их простодушии и детской мягкости могла вылиться во что угодно, стать причиной самых неожиданных бедствий. Экспедиция Джона Ромера, блестящего археолога и тонко чувствующего писателя, выяснила, что гробница Рамсеса XI одновременно использовалась как хлев, спальня и кухня.

В ритуальный колодец выбрасывали мусор. Археологи, работавшие с Ромером, нашли византийскую монету, а также остатки пищи, которые ясно показывают, что совершившие это мирное вторжение не придерживались никакой обрядовой «диеты», а питались красным мясом, рыбой, овощами и зерновыми, в частности ржаным хлебом.

Позже весь Египет перешел под власть Византии - Восточной Римской империи, но она была слишком слаба и находилась далеко. Поэтому арабы, вторгшиеся в Египет в 639 году, не встретили на своем пути никаких препятствий, кроме больших расстояний, хотя войско зарождавшегося ислама было немногочисленно и плохо организовано. А «прославленный командующий и консул, высокочтимый патриций империи Феодосии», управлявший в то время Египтом, собрал подати и бежал с небольшим флотом из Александрии, которая была окончательно покинута в 642 году. Арабский полководец Амр Ибн аль-Ас чуть позже сообщил в письме халифу Омару, находившемуся в Мекке, что он взял огромный город безо всякого сопротивления и присоединил весь Египет к его империи.

В течение века христианские общины исчезли, члены их перебрались в более отдаленные места или приняли новую веру. Коренные жители Египта были уничтожены морально и физически еще за несколько столетий до этого. И в двойные Фивы, в оба Города, вступили новые хозяева, а Долина царей была оставлена на милость природы. Фивы стали каменоломней, источником строительного материала для мечетей и, лишенные всякой заботы, постепенно исчезли под слоем песка.

Возможно, еще не было четко сказано, что единственными капитальными сооружениями в Египте - грандиозными и прочными - были храмы и пирамиды. Как мы видели, даже дворцы, в том числе и дворец фараона, сооружались хоть и из ценных, но менее долговечных материалов и быстро разрушались. Что же касается простых жителей, то они строили свои дома из необожженного кирпича или просто из глины и тростника. Известно, что после половодья, когда Нил выходил из берегов и смывал многие дома, их обитатели с огромной радостью строили новые во время празднества, которое символизировало начало нового цикла жизни, всегда неизменной и вместе с тем всегда разной. Силы Духа и силы Природы объединились, чтобы создать из Древнего Египта единственную в своем роде империю, равной которой, насколько мы знаем, на земле не было. Хотя можно предположить, что майя, которые жили на противоположном конце гигантского пространства, некогда называвшегося Атлантидой, имели с египтянами много общего - если судить по храмам и пирамидам, оставленным ими.

Чтобы понять феномен древнеегипетской цивилизации, необходимо помнить, что ее народ принимал любые изменения с радостью и смирением, жизненно необходимыми, когда колеблется маятник истории.

На плодородные земли Нила пришли племена бедуинов и других кочевников пустыни, и под влиянием новых, мусульманских порядков здесь стал рождаться новый жизненный уклад и началось новое, хотя и сравнительно медленное пробуждение.

Для европейцев Фивы стали одним из ушедших в далекое прошлое городов, таким же, как легендарная Троя. Библия, произведения Гомера и римских классиков - вот и все, что осталось от тех героических времен, и христианское пророчество о конце света в некотором смысле сбылось. Если же вернуться к мусульманам, экспансия которых была в самом разгаре и культуру которых ошибочно относят к Средним векам (в действительности средневековье для них еще не наступило), - они оживили торговлю, начавшуюся с грабежей. Мощеные дороги египетского царства исчезли, уступив место караванным тропам, а Нил остался важнейшей транспортной артерией.

В эпоху крестовых походов некоторые христиане принимали пирамиды за Житницы Авраама. Александрийский маяк, одно из семи чудес света древнего мира, разрушился во время землетрясения и отчасти из-за раскопок у его основания, которые вели в поисках сокровищ всевозможные любители приключений. Как мы уже говорили, халиф Омар приказал сжечь остатки Александрийской библиотеки, и большой город продолжал существовать лишь как торговый и военный порт, а его дворцы были разобраны для строительства Каира, а также мечетей и новых дворцов в самой Александрии или в других городах. Некоторые каналы и рукава Нила пересохли, появились другие, дельта расширялась и уже практически лишилась прежней флоры и фауны.

Фивы, гигантский четырехугольник которых можно увидеть даже с самолета, с высоты более 5 000 метров, уменьшились до небольшой крепости Луксор. Долина царей была забыта всеми, кроме грабителей, но и они едва ли могли добраться до гробниц из-за обвалов и естественных наслоений песка. Многие храмы на окраине Фив использовались как стойла и караван-сараи. Для этого между колоннами вбивали поперечные балки, что сильно повредило сооружения. От дыма очагов и жирной копоти жаровен потускнели яркие краски потолков и стен. Уже упоминалось, что выступавшие из песка и груд обломков части стен использовались для заточки оружия или как фундамент для мечетей.

Не было недостатка и в тех, кто, желая найти сокровища, проникал в пирамиды, проделав отверстие в стене. Грабители ломали ценные саркофаги из сикомора и кедра, поняв, что они не из золота. Те же саркофаги, которые были сделаны частично из благородных металлов, разбивались для переплавки. Мумии шли на удобрение почвы и использовались не только в Египте: вплоть до XIX века их вывозили в Европу, где из них готовили магические снадобья, а мумии кошек и рыб в Англии использовали как средство от бесплодия.

Когда пал Константинополь и после знаменитой битвы при Лепанто арабы ушли из Средиземноморья, некоторые путешественники - ученые-мусульмане, а позже и христиане - начали посещать фиванские руины. Но даже в XVII веке немногие понимали то, что открывалось их взорам. Справедливости ради следует сделать исключение для иезуитов, поскольку известно, что отцы Протий и Франсуа тщательно изучили Фивы и сделали рисунки и важные измерения, а также посетили Долину царей. Но и они оказались не в состоянии связать между собой собранные материалы, поэтому не могли с уверенностью утверждать, что это были именно древние Стовратные Фивы.

Позже, в 1707 году, иезуит Клод Сикар, направленный миссионером в Каир, получил от самого короля Франции задание подняться вверх по Нилу и составить план местности, зафиксировав на нем все более или менее значительные руины. Похоже, что Сикар добрался до Асуана и Филе, а располагая книгами Страбона и Диодора Сицилийского, мог точно определить местоположение Фив и их некрополя. Он составил подробное его описание, в котором, в частности, сообщил о десяти доступных для осмотра гробницах, поразивших его. Многие бумаги Сикара попали во Францию, и отрывки из его записей иезуиты напечатали в своих книгах. Он умер в Каире во время чумы 1726 года; часть собранного им ценнейшего материала была утеряна, но все же можно сказать, что именно этот человек вновь открыл Фивы после тысячелетнего забвения.

Открытие французского иезуита пробудило любопытство его современников. Если верить надписи, сделанной на одной из гробниц и со временем стершейся или просто потерянной, другой священнослужитель, Ричард Покок, побывал в Долине царей 16 сентября 1739 года. Новизна опубликованной им работы состояла в том, что он включил в нее подробную карту Долины, указав расположение гробниц, хотя некоторые из них так и не были обнаружены. В 1790 году Джеймс Брюс выпустил в свет великолепную, в пять объемистых томов, работу о Египте. Свое путешествие он предпринял в 1768 году и включил в книгу описание древних Фив, раскинувшихся по обоим берегам реки. Брюс сделал копию изображения из гробницы Рамсеса III - двух арфистов, возможно слепых, чем так потряс романтически настроенных людей, что с тех пор это захоронение известно под названием гробница Брюса.

В конце XVIII века проводились другие раскопки, место которых сейчас точно определить трудно. В свое время они получили общее название турецких раскопок, поскольку Египет к тому времени стал частью, пусть и довольно отдаленной, того, что осталось от Османской империи.

Чтобы найти источник достоверных сведений о том, что оставалось к началу XIX века от Древнего Египта, нам нужно обратиться к таинственному походу Наполеона, за армией которого в Египет последовали многие ученые, рисовальщики и литераторы. Я решился назвать кампанию великого корсиканца таинственной, поскольку помимо военных целей - прервать сообщение между Великобританией и Индией - явно прослеживается загадочное пристрастие будущего императора к Египту: Наполеон зашел так далеко, что даже признался, что побывал там не впервые. Неужели он имел в виду свое прошлое воплощение? Или всего лишь тайное путешествие, весьма, впрочем, маловероятное? Мы никогда не сможем с уверенностью ответить на эти вопросы, однако в некоторых битвах проявлялись и парапсихологические способности Наполеона - иногда его видели одновременно в семи разных местах. Это заставляет нас предположить, что он жил под сильным впечатлением каких-то далеких воспоминаний. Уважение Наполеона к священным местам было столь велико и они так притягивали его, что он настаивал на посещении Вифлеема несмотря на все сопряженные с этим опасности.

Еще не все мамелюки были изгнаны из Египта за те три года, что длилась французская оккупация Каира, а древняя страна Кем уже значительно изменилась. Сам Наполеон говорил, что он пришел туда, чтобы «помочь Египту идти к свету». И ему действительно удалось сделать это: он основал научные учреждения, поручил зарисовать все сооружения и остатки памятников, составил карты, вновь освободил Сфинкса из песчаного плена и даже приказал просверлить в его плече отверстие, пытаясь найти ходы, упоминавшиеся в древности. В Дендере он сделал то, чего не делал ни один завоеватель ни до, ни после него: он оставил точную копию большой плиты с изображением Зодиака взамен подлинника, увезенного в Париж. Его ученые поняли важность трехъязычного Розеттского камня, который, согласно военному пакту, стал собственностью Великобритании, хотя позже именно француз Шампольон, работавший с копией текста, сумел найти ключ и прочесть древние иероглифы.

Наполеон немало потрудился в Египте. Он занимался буквально всем - от устройства и модернизации больниц до описания цветов Нубии. Французское влияние в египтологии сохранялось и в период британского владычества, оно ощутимо и сегодня, в последние десятилетия XX века.

Один из выдающихся ученых, работавших при Наполеоне, - Денон - составил первое научное описание Долины царей и маленького поселения в ней, которое он назвал Курна. Энтузиазм его был так велик, что обычно несмотря на свой преклонный возраст и тучность он шел впереди оккупационных войск. Представшая перед ним Долина выглядела совсем иначе, чем сейчас, так как раскопки и деятельность строителей, прокладывающих современные туристские дороги, значительно изменили ее облик. Так что его свидетельства имеют для нас огромную ценность, ибо позволяют представить, сколь священный импульс двигал всеми этими людьми, которые обожествляли Наполеона, читали классиков на греческом и латыни, совершали долгие переходы по воде и суше, пешком и верхом, спали в походных палатках или в старых арабских дворцах, - и понять, что они были гораздо ближе к древним египтянам, чем когда-либо сможем стать мы, исследователи конца XX века. Красочные мундиры военных, ритмичный бой барабанов, строгая иерархия жизни и в то же время глубокая гуманность, знание классиков по первоисточникам - все это особым образом сближало их с Древним Египтом.

Сегодня фотоаппарат или кинокамера в считанные секунды может сделать то, на что хорошему рисовальщику требовались дни. Многое неизбежно лишает нас возможности по-настоящему почувствовать Древний Египет: мы вечно спешим и боимся куда-то опоздать; постоянно пересчитываем банкноты и дорожные чеки, лежащие в наших карманах; руководствуясь «демократическими» принципами, считаем нормальным, что кто-то разгуливает по святилищам в шортах; испытываем страх перед природой, который при первом же намеке на темноту заставляет нас спешно искать убежища, в лучшем случае - в отелях современного Луксора... Нелишне поразмыслить обо всем этом, прежде чем обрушиваться с упреками за ошибки, вполне понятные и объяснимые, на тех, кто были первыми.

Не так давно в Лондоне в маленьком музее, который до недавнего времени был частным, я видел саркофаг Сети I, удивительное изделие из алебастра. Лондонский климат оказался губительным для синей кобальтовой краски, которой были обведены высеченные на нем иероглифы. Как и многие другие шедевры, этот саркофаг попал в Европу благодаря сверхчеловеческим усилиям Бельцони, который, помимо всего прочего, сделал удивительные цветные рисунки разрушенной ныне гробницы Сети I - рисунки, превосходящие возможности современной фотографии. Чтобы показать, что можно сделать без всякой техники, мы публикуем здесь изображение внутренней стороны саркофага, сделанное Бономи. В 1821 году на Пикадилли в Лондоне выставлялся макет гробницы Сети I, созданный Бельцони, который обладал удивительными способностями археолога и художника, восхищающими и сегодня.

Многие современные археологи критикуют этого первооткрывателя, поскольку его методы, как и методы нашедшего Трою Шлимана, были недостаточно профессиональны и «научны». Но не будем забывать, что благодаря этим «торговцам древностями», «случайно» обнаружившим несметные исторические богатства, наши музеи располагают лучшими экспонатами своих коллекций, а ученые - подробнейшими, сделанными ценой невероятных жертв описаниями изображений из Долины царей. Увы, сами изображения сегодня исчезли по вине охотников за сувенирами и спекулянтов всех национальностей.

А сколько находок осело в частных коллекциях и музеях, не имеющих средств и условий для их хранения? Очевидно, немало. Но столь же очевидно, что в запасниках больших «официальных» музеев гниют и погибают тысячи ценных предметов; что в самом Каирском музее многие витрины не открывали и не чистили лет пятьдесят; что уникальные папирусы выставлены под старыми стеклами времен Масперо и потому рассыпаются под губительным воздействием солнечных лучей, проникающих через окна, а на окнах занавесей либо вовсе нет, либо они не работают, либо их забывают закрыть.

В других уголках мира, например в Лиме, столице Перу, строго запрещено вывозить из страны абсолютно все, что относится к доколумбовой эпохе, даже глиняные черепки или плошки; это делается для того, чтобы сохранить национальное достояние... Но после каждого подземного толчка на куски разлетаются сотни сосудов, громоздящихся один на другой, в музее Ларко Эррера. А из Национального музея археологии в последние 10-15 лет пропало около 10 000 ритуальных предметов из серебра, золота и сплавов из-за того, что они хранились в запертых бараках без всякого контроля.

Мы вовсе не пытаемся оправдать торговцев и нуворишей с их более или менее безобидными претензиями иметь в своей спальне археологическую диковинку. Просто мы хотим еще раз сказать, что иногда хваленые «официальные» музеи просто не имеют морального права на чем-либо настаивать или кого-либо критиковать. Подчас любовь к предметам старины значит больше, чем громкие титулы. А великие открытия в Долине царей и во многих других местах мира зачастую делались благодаря тому, что мы по неведению называем случайностью, или просто благодаря рассказам неграмотных крестьян. Ни один ученый не имеет права приписывать себе и своей проницательности находки, которые стали возможны лишь благодаря помощи простых жителей пустыни, чьих имен мы никогда не узнаем и не встретим ни в одной книге. А таких находок было множество - от Венеры Милосской до сокровищ Тутанхамона, ведь Картер еще до того, как начал раскопки, которые сами по себе являются шедевром, получил сведения, приведшие его к этому открытию.

Именно гробница Тутанхамона, юного монарха XVIII династии, была последней важной находкой в Долине царей. Ждут ли нас новые открытия? Вполне возможно, ведь Долина царей и прилегающие к ней Долина цариц и Долина знати никогда не были «кладбищем» в нашем понимании. Это были «другие Фивы», огромный некрополь, некогда часто посещавшийся и почитавшийся. Здесь, у подножия Западной горы, собрана вся слава последней исторической эпохи Стовратного Города. И Заключительные Мистерии Тайных Церемоний.