Стилистика именных частей речи. Место глагола в разных стилях речи

17
Тема: Преобладание именных частей речи в тексте
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с морфологическими средствами выразительности (изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи);
- формирование у учащихся умений видеть морфологические средства выразительности (экспрессивную функцию частей речи) в контексте и использовать их в собственной речи;
- знакомство учащихся с экспрессивной ролью категории падежа иментсуществительных;
- воспитание потребности в совершенствовании собственной речи.
Оборудование: текст для анализа (распечатан)

1.Оргмомент.Целеполагание.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с морфологическими средствами выразительности,
вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке?
(Об экспрессивной роли глагола в поэтических текстах, о приеме безглагольности)
2.Проверка домашнего задания.
Исследовательское задание: сравнить прозаический текст (описание бурана в степи и провинциальной жизни в Белогорской крепости из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) и выявить количество глаголов и глагольных форм в названных отрывках.
(В тексте, где описывается буран в степи, содержится большое количество глаголов. Частое употребление глаголов передает быструю смену действий, состояний. Придает повествованию динамичность. Глагольных форм мало в тексте, где описывается провинциальная жизнь в крепости, здесь изображена «статичная» картина.)

3.Объяснение нового материала.
(О насыщение текста именами существительными – средство языковой выразительности.)
На прошлом уроке мы анализировали знаменитые стихотворения А.Фета и сделали вывод, что безглагольность текстов не мешает автору передать динамику жизни, ее пульсирующий ритм.
Итак, насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности.
1) Анализ поэтического текста, где изображена динамика жизни
- Выразительно вслух прочитайте отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин».

вот уж по Тверской
Возок несется через ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки,фонари,
Дворцы,сады,монастыри,
Бухарцы, сани,огороды,
Купцы,лачужки, мужики,
Бульвары, башни,казаки,
Аптеки,магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Чем необычен этот текст?
(Насыщение именами существительными)
- Какова роль этого средства языковой изобразительности в данном тексте?
(Насыщение текста именами существительными помогает описанию деталей, которые зримо и образно рисуют путешествие героя по улицам Москвы)
- Какая картина возникает в вашем воображении?
(Создается ощущение динамизма, движения, быстрой смены картин, все мелькает перед глазами.)
2) Анализ поэтического текста, где изображается статическая картина.
На каждом столе стихотворение К.Д.Бальмонта «Родное»:
Аллеи рек. Зеркальности озер.Хрустальный ключ. Безгласные затоны.Живая сказка – страшный темный бор.Его вершин не молкнущие звоны
Воздушность ив. Цветы родных полейАпрельский сон с его улыбкой маю.Я целый мир прошел в мельканье дней,Но лучше вас я ничего не знаю.
Прочитайте стихотворение (читает стихотворение ученик, который умеет хорошо читать).
-Какое значение придают существительные стихотворению? (В стихотворении практически нет действия. Существительные передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру».)
3) Экспрессивное использование категории падежа имени существительного.
Языковой анализ басни И.А. Крылова
Так конструкция с творительным сравнения создает особую живописность, непринужденность описанию. Сравните, к примеру, стилистические и смысловые различия выражений петь щегленком и петь как щегленок. Не случайно именно конструкцию с творительным сравнения мы находим в басне И.А. Крылова «Скворец»: она лаконична и образна.
Какой-то смолоду Скворец
Так петь щегленком научился, как будто бы щегленком сам родился.
Игривым голоском весь лес он веселил.
И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;
Но Скворушка завистлив был, к несчастью,-
И думает: «Постойте же, друзья,
Спою не хуже я
И соловьиным ладом».
И подлинно запел,
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем
Мяукал он котенком;
И, словом, разогнал всех птиц своим он пеньем.
Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том?
Пой лучше хорошо щегленком,
Чем дурно соловьем.
- Прочитайте текст, установите его основную мысль.
- Найдите в тексте фонетические, словообразовательные и лексические средства выразительности.
- Попробуйте проанализировать некоторые морфологические средства выразительности. Для этого выпишите из текста словосочетания, соответствующие схеме: глагол и сущ.. ТВ. П. Докажите, что выписанные вами словосочетания предают разные значения: 1) творительный сравнения (петь соловьем);2) творительный орудия или средства (взмахнуть крылом, рубить топором);3)творительный образ действия без сравнительного оттенка (ехать поездом).
- Покажите, что творительный сравнения можно заменить сравнительным оборотом. В каком из этих вариантов усиливается экспрессия и образность текста? Докажите. Сделайте вывод об изобразительных возможностях формы творительного падежа со значением сравнения.
4) Закрепление. Самостоятельная работа.
- Найдите примеры использования творительного сравнения в изобразительных целях.
1) У богатого мужика борода помелом, у бедного клином (поговорка) 2) Нос крючком, борода клочком (посл.); 3) И точно: конь передо мною; Скребет копытом, весь огонь, Дугою шея, хвост трубою (А. Пушкин); 4) В ожиданье конь убогий, Точно вкопанный стоит, Уши врозь, дугою ноги И как будто стоя спит (А. Майков); 5) Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом (К. Ушинский); 6) Вот повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый, она махонькая и носишко пуговкой (П. Бажов); 7) А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы – малина. И руса коса трубчатая через плечо перекинута. А в косе лента синяя (П. Бажов); 8) Пошла бы, баба! – закричали ей тут же бороды заступом, лопатой и клином (Н. Гоголь); 9) В сапогах бутылками, квасом припомажен, С новою гармоникой Стоит под крылечком (А. Блок).
5) Исследование на основе предложенных художественных текстов.
(Об экспрессивной роли имен прилагательных их функции в создании поэтических тропов (прежде всего эпитетов)

а) - Обратимся к стихотворению З. Гиппиус «Все кругом». Учитель читает текст.
Все кругом
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жеско-тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское

Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Неприятные чувства. Наверное, здесь говорится о не самых хороших отношениях между людьми, но есть надежда все будет иначе.)
-В чем необычность языка стихотворения?
(Оно не только состоит из одних прилагательных (существующих в языке и придуманных автором), но они и расположены особым образом: каждое новое, прибавляя штрих к предыдущему, становится характерной деталью изображаемого)
- Чему все-таки посвящено стихотворение?
(Поскольку «определяемое слово» не названо, а скрыто в подтексте, то создается впечатление некой тайны, многомерности содержания. Поэтесса здесь высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве человеческого «я» и его земного общества Замысел стихотворения проявляется в конце повествования, глее однотонное движение темы сменяется эмоционально-напряженным мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося миросостояния.
- Какова же роль прилагательных в тексте этого стихотворения?
(Имена прилагательные выполняют ведущую сюжетную роль)
б) Стихотворение К. Бальмонта является блестящей иллюстрацией использования эпитетов из тройного сочетания слов:
Волны морей, беспредельно-пустынно-шумящие,
Бог-океан, многогласно-печально-взывающий,
Пенные ткани, бесцельно-воздушно-летящие,
Брызги с воздушностью, призрачно-сказочно-тающей.
Горькие воды, туманно-холодно-безбрежные,
Долгий напев, бесконечно-томительно-длительный,
Волны морей, без конца- без конца-безнадежные,
Бог-океан, неоглядно-темно-упоительный.
(В стихотворение велика роль сложных прилагательных в передаче сложных ощущений, настроений автора, тончайших оттенков изображаемого)
6. Подведение итого урока
7. Рефлексия

з всех частей речи глагол выделяется лингвистами как самая сложная и самая емкая; к тому же он аккумулирует огромную потенциальную силу экспрессии, так как обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении.

В разных стилях глаголу отводится неодинаковая роль. Так, употребление глагольных форм сводится до минимума в официально-деловом стиле, который отличается наиболее ярко выраженным именным характером речи. Здесь средняя частота употребления глаголов на каждую тысячу слов равна 60, в то время как в научном стиле она составляет 90, а в художественной речи-151. Предписующий характер официально-делового стиля, преобладание в нем констатирующего, описательного типов речи над повествованием, рассуждением определяют его статичность, вытеснение глагольных форм отглагольными существительными.

Среди семантических групп глаголов, представленных в этом стиле, главная роль отводится словам со значением долженствования: следует, надлежит, вменяется, обязуется и отвлеченным глаголам, указывающим на бытие, наличие: является, имеется

Научный стиль, которому в целом также присущ именной тип речи, все же предстает более глагольным в сравнении с официально-деловым. И хотя в научных текстах «собственно повествование, событийный план по объему незначительны по сравнению с художественной речью, но характеристика действий, процессов, закономерностей занимает немалое место». Не случайно глагольность научного стиля в полтора раза выше, чем официально-делового. Стремление к абстрактизации в научных текстах получает отражение в подборе глаголов отвлеченной семантики: быть, являться, иметь и др.: Основной причиной сирингомиелии является дефект эмбрионального развития нервной системы. Существует несколько способов введения лекарственных веществ в тело человека с помощью постоянного тока; В распоряжении физиотерапевта имеется несколько методов...

В публицистическом стиле глагольность может стать определяющей чертой того или иного текста, если функционально-смысловой тип речи ориентирует на повествовательный, событийный характер изложения. Однако при иных условиях в газетно-публицистических текстах (особенно если они испытывают сильное влияние официально-делового стиля) глагольность порой сводится до минимума, что в одних случаях вполне закономерно, а в других оценивается как проявление негативного влияния стандарта, снижающего эстетическую сторону речи.

Глагольность как функционально-стилевой параметральный признак выделяет художественную речь. Значительное количество глаголов (в два с половиной раза больше, чем в официально-деловом стиле) - преимущество образной речи; оно свидетельствует о том, что повествование занимает в художественных текстах большое место.

Выразительные возможности основных глагольных категорий обусловлены тем, что они непосредственно связаны с важнейшими понятийными категориями, отражающими в нашем сознании реальную действительность и необходимыми для ее художественного воссоздания. Глагольное время отражает категорию темпоральности, вид - аспектуальности, наклонение передает модальность, лицо - персональность, залог - субъектно-объектные отношения. Эти функционально-семантические категории могут быть выражены, конечно, и другими языковыми средствами (например, лексически, синтаксически), но глагол, в отличие от других частей речи, обладает специфическими грамматическими формами для их воплощения, что и ставит его в исключительное положение.

В книжных стилях, и прежде всего в научном и официально-деловом, репертуар временных форм глагола значительно беднее. Глаголы настоящего времени в научной речи, как правило, указывают на постоянные свойства, качества предметов, известные науке закономерности, процессы, характеризующие мир живой и неживой природы: Волга впадает в Каспийское море.

Научный стиль отличает использование таких малоупотребительных значений настоящего времени, как настоящее регистрирующее: Опыты и анализы приводят к заключению…; настоящее предположения (ирреальное): Допустим, существуют две точки…; при очень редком обращении авторов к привычным значениям этой временной формы - к настоящему времени момента речи: Тема, которую я решаюсь предложить…; расширенному настоящему: В последние годы разрабатывается проблема… В научном стиле совсем не используется настоящее историческое время.

Формы прошедшего времени в научном стиле встречаются редко, и только в некоторых произведениях научного характера (например, в сочинениях по истории) глаголы прошедшего времени преобладают.

В документах юридического характера весьма последовательно употребляется настоящее предписания, реже встречаются глаголы со значением вневременного действия: Договор страхования заключается с лицом, которому средство транспорта принадлежит на праве личной собственности.

В официально-деловом стиле используется и будущее время глагола, которое выступает здесь в двух значениях: в значении будущего долженствования: Это позволит решить; Границы будут теми, какими они существовали… и в значении будущего условного: Страховая сумма выплачивается, если в течение года со дня несчастного случая… наступит постоянная утрата дееспособности.

Значительно шире представлены временные формы глагола в публицистическом стиле, хотя в разных жанрах характер их меняется в зависимости от того, насколько стиль изложения приближен к книжной или разговорной речи. В первом случае в употреблении времен глагола прослеживаются те же закономерности, что и в других книжных стилях - преобладание форм настоящего времени, употребляемых в отвлеченном значении: Комбайн вырезает из монолита блоки, подает их на укладку; Старые стальные трубопроводы все чаще заменяются полиэтиленовыми.

Употребление форм прошедшего времени в экспрессивных стилях открывает еще большие возможности для усиления действенности речи. Глаголы прошедшего времени оказываются преобладающими в художественной речи, однако в переносном значении - для указания на действия, происходящие в настоящем или будущем времени, - они употребляются исключительно редко, так как «грамматическая сфера прошедшего времени наиболее глубоко и резко очерчена в русском языке. Это сильная грамматическая категория». Поэтому выражающие ее формы с трудом поддаются субъективному переосмыслению. Однако трансформация временных планов при употреблении глаголов прошедшего времени создает яркий стилистический эффект.

В сочетании с частицей как глагол в форме будущего времени совершенного вида, использованный в значении настоящего исторического, указывает на внезапное наступление действия, отличающегося особой интенсивностью

Богат видовыми формами глагола и публицистический стиль, отражающий жизнь во всей ее динамике и подверженный влиянию разговорной и художественной речи. Однако в жанрах, испытывающих воздействие официально-делового и научного стилей, увеличивается процент форм несовершенного вида, которые по лексико-грамматическому и функциональному значению являются более отвлеченными, обобщенными (в научном стиле соотношение глаголов несовершенного и совершенного вида составляет 77,8 к 20,8; 1,4% - глаголы двувидовые).

В официально-деловом стиле (при общем предпочтении форм несовершенного вида) наблюдаются резкие расхождения в частности видовых форм в различных жанрах. Так, в уставах, правовых актах, нотах, заявлениях, сводах законов, представляющих собой изложение общих правил и норм общественной жизни, стиль носит более отвлеченный характер, что, следовательно, создает условия для использования форм несовершенного вида: Дееспособность - это свойство, обозначающее способность лица самостоятельно, своими действиями приобретать права и создавать обязанности.

В приказах, протоколах, постановлениях, актах, договорах - жанрах более конкретного содержания - могут преобладать глаголы совершенного вида, поскольку они указывают на долженствование, приказание, разрешение произвести то или иное действие и т.д.: рассмотреть, предписать, сообщить, предупредить, проверить, передать, обеспечить, улучшить, устранить, утвердить и др.

Особый интерес представляет изучение видовых форм глагола в художественной речи. Ее конкретно образный характер, казалось бы, должен был проявиться в решительном преобладании глаголов совершенного вида. Однако увеличению их числа в художественной прозе препятствует то, что большая роль в ней отводится повествованию, которое требует употребления настоящего исторического и прошедшего повествовательного времени, выражаемых глаголами несовершенного вида. Но все же и здесь прослеживается общая закономерность: конкретность содержания обращает автора к использованию и конкретных языковых единиц, и в том числе глаголов совершенного вида.

Важно также подчеркнуть, что глаголы совершенного вида передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий, в то время как глаголы несовершенного вида не выражают развития событий во времени. Поэтому с совершенным видом связывается элемент динамики, а с несовершенным видом - статики.

Изъявительное наклонение по сфере употребления универсально, оно свободно используется в любом стиле и поэтому в стилистическом комментарии не нуждается.

Объектом изучения стилистики должны быть повелительное и сослагательное наклонения, которые как «косвенные» противопоставлены изъявительному, или «прямому» наклонению. Обозначая нереальное действие, они являются «сильными» членами противопоставления в системе наклонений, что и определяет их экспрессивную окраску. Из-за ограниченного употребления в функциональных стилях повелительное и сослагательное наклонения стилистически маркированы.

Повелительное наклонение принадлежит преимущественно разговорной речи и проникает в те книжные стили, которые открыты для ее влияния. Показательно, что в официально-деловом стиле, для которого весьма характерна модальность, отличающая повелительное наклонение (приказание, требование, побуждение и т.д.), не популярны «чистые» повелительные формы (ни в одном приказе не встретим: «наградите орденом…», «поблагодарите работников», «уплати штраф», «возмести убытки»).

Сослагательное наклонение не встречает функционально-стилевых преград. Оно употребляется и в разговорной речи, и в книжных стилях. Однако потребность в нем - в силу экстралингвистических факторов - появляется нечасто, поскольку модальность гипотетичности действия встречается значительно реже, чем модальность реальности действия или побуждения к нему; ср.: Полчаса тому назад, сударь вы мой, вы бы увидели меня в совершенно другой позиции. (Т.) - Вскоре я увидел в туманной мгле какие-то строения. Вторая конструкция, несомненно, более употребительна. Что же касается переносного употребления сослагательного наклонения (для выражения желания, побуждения), то его сфера ограничивается разговорной и художественной речью

Инфинитив как неспрягаемая форма глагола лишен важнейших грамматических категорий - наклонения, времени, лица, рода, числа, что определяет его особое положение: инфинитив не центр глагольной системы, а ее окраина, как образно об этом сказал В.В. Виноградов. Однако, давая минимальную грамматическую информацию, неопределенная форма глагола выражает в наиболее чистом виде идею процесса, что определяет специфику его употребления в разных стилях речи.

При статистическом подсчете получены интересные данные об использовании инфинитива в книжных стилях. При этом недостаточно знать, как часто употребляются неопределенные формы в каждом из них. Важно учесть среднюю частотность инфинитивов в отношении к общему числу глаголов в этих стилях. «Характерно, что при наименьшем количестве глаголов деловая речь дает наибольшее… количество форм инфинитива». Это соответствует стилистическим особенностям официальных документов, где «чистое» название действия, процесса важнее всего.

ПРИЧАСТИЕ

В современном русском языке причастия широко используются в научном стиле: Аббревиатуры - буквенные сокращения, применяющиеся в письме у разных народов, составленные из первых букв слов, входящих в состав данного понятия; в официально-деловом: По договору страхования, оплаченному единовременным взносом, страхователь может получить выкупную суму независимо от периода, истекшего от начала действия договора; в публицистическом: Развитию широкого и плодотворного сотрудничества с целью мирного и безопасного использования ядерной энергии был посвящен завершившийся семинар, организованный по инициативе международного комитета «Наука за мир».

Сфера широкого образного использования адъективированных причастий - публицистический стиль. Здесь в экспрессивной функции выступают причастия, пополнившие состав негативнооценочной лексики, означающие предельно высокую степень проявления интенсивности действия: вопиющее беззаконие, массированный удар, обанкротившийся курс, распоясавшийся хулиган и др.

В составе причастий выделяются немногочисленные варианты морфологического просторечия, употребляющиеся в диалектной и просторечной среде: убратый, загнатый, даден, отдаден. Эти варианты, находясь на периферии грамматической системы литературного языка, не вступают в конкурентные отношения с их нейтральными эквивалентами, но всегда экспрессивно окрашены. Такие сниженные причастия встречаются теперь как редкость, однако С.П. Обнорский приводил еще как живые формы: отдата, наслаты, порваты, убрата, сломаты, даденый, брадены, взядены и др..

Деепричастия в современном русском языке по стилистической окраске распадаются на две диаметрально противоположные группы: книжные формы с суффиксами -а, -я, -в: дыша, зная, сказав и разговорно-просторечные с суффиксами -вши, -ши: сказавши, пришедши.

Однако экспрессивная функция деепричастий не ограничивается применением их как тропов, потому что эти неспрягаемые формы глаголов, наряду с личными, постоянно используются литераторами как яркое средство образно конкретизации при «глагольном сюжетоведении». В этом отношении стилистическое использование глаголов и деепричастий одинаково

У деепричастий в возвратной форме совершенного вида суффикс -я не является нарушением нормы: встретясь, притаясь, спохватясь, не спросясь. То же следует сказать и о деепричастиях, закрепившихся в устойчивых сочетаниях: сломя голову, спустя рукава, положа руку на сердце, сложа руки, немного погодя, разиня рот и др.

Имя существительное по праву занимает важнейшее место в составе морфологических ресурсов русского языка. Это обусловлено его семантическими свойствами, количественным преобладанием над другими частями речи и потенциальными изобразительно-выразительными возможностями. Существительные заключают в себе предметные значения, без которых невозможно выражение мысли, поэтому использование существительных является обязательным условием всякой речевой деятельности. Однако их употребительность в сравнении с другими частями речи колеблется в зависимости от содержания текста, его стилевой принадлежности, функционально-смыслового типа речи, особенностей слога, замысла писателя и т.д. Особенно велика потребность в частом обращении к существительным в книжных стилях - официально-деловом, научном, публицистическом: в них постоянно возникает необходимость при наименовании учреждений, лиц, предметов деятельности людей, их действий, часто обозначаемых здесь отглагольными существительными. Именно характер книжных стилей создается и благодаря распространенной в них замене глагольного сказуемого глагольно-именным сочетанием, повторением одних и тех же наименований, что обусловлено стремлением к точности, отказом от употребления местоимений. Все это дает основание утверждать, что имя существительное призвано господствовать в книжных функциональных стилях, и только в отдельных жанрах публицистики оно уступает свои позиции глаголу, привносящему в речь событийный характер.

В научном стиле при свойственном ему именном типе речи имена существительные выполняют важнейшую информативную функцию, называя предметы живой и неживой природы, которые представляют собой объекты научных исследований, процессы, происходящие в природе и обусловленные производственной деятельностью человека, результаты этой деятельности и т.д.

В официально-деловом стиле тексты носят предписующий характер; из функционально-смысловых типов речи преобладают констатация (сообщение), описание, в то время как повествование и рассуждение не получают распространения. Это и определяет широкое использование имен существительных. Содержание текстов, как правило, требует наименования множества деталей.



Важно и то, что имена существительные в официально-деловом и научном стилях употребляются только в прямом значении: метафорическое их переосмысление невозможно.

В публицистическом стиле конкуренция именного и глагольного типов речи в значительной мере отражает его характерную черту-сочетание стандарта и экспрессии. Так, если информация в газетных материалах облекается в стандартизованную форму, то именные конструкции становятся закономерным и естественным ее выражением.

Однако именной характер речи уступает глагольному, если журналист избирает жанры, близкие к художественным, и отдает предпочтение разговорной форме изложения.

Нередко в публицистическом стиле отказ от использования глагольных форм и замена их отглагольными существительными порождает канцелярский оттенок речи. Стилистическая правка в таких случаях состоит в замене отглагольных существительных глаголами и устранении канцеляризмов.

В художественной речи, которая характеризуется в целом значительным сокращением количества имен существительных, вытесняемых глаголами, предпочтение тех или иных частей речи, как правило, связано с творческой установкой писателя, решением конкретных стилистических задач. Определяющее значение при этом имеет обращение писателя к конкретному функционально-смысловому типу речи - описанию, повествованию, рассуждению.

Разговорный стиль как функциональная разновидность литературного языка.

Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т. д.

Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи

Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________

Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________

Речевые штампы и клише используются в ______________________________________________________________________________________

Широкое применение тропов, фигур речи характерно для ____________________________________

Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________

Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________

Общественно-политическая,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________

Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________

Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________

Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________

Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________

Задание 2.

Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка: постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.

Официально-деловой
Научный
Публицистический
Язык художественной литературы
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(1 вариант)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Н.В. Гоголь.
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…

Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, - будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь - это не одномоментность существования.
Будем знать историю - историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. / Д.С.Лихачёв/
напишите пожалуйста всееееееееееее

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Цель урока:

Обобщить и углубить знания по теме «Основные признаки научного стиля»;

Задачи урока:

Закрепить знания о строении текста;

Проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА; - развитие речевых навыков учащихся.

Оборудование: тексты и ёва о русском языке;

видеосюжет «Наш любимый школьный двор»

I. Погружение в тему урока.

Учитель читает фрагментарно рассказ «Жалобная книга»

Что вызвало вашу улыбку?

Каким лингвистическим явлением можно объяснить иронию автора?

Вы правы, смешение стилей, неоправданное употребление слов, оборотов речи одного стиля взамен другого вызывает не только улыбку, но и огорчение, досаду. Чтобы подобного не случилось с вами, продолжим изучение функциональных стилей. Запишите тему урока «Основные признаки научного стиля»

II. Сопоставительный анализ текстов:

А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?

1. … Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.

2. Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы , сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика , грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование , этимология, стилистика, диалектология и т. д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.

В. - Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?

Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?

Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?

III . Изучение нового материала.

Прочитайте текст на страницах учебника 61-62 изучающим чтением. Воспроизведите прочитанное в формате таблицы

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Сфера применения

Лекции, доклады, научные труды, ответы учащихся на уроках

Особенности

Логичность, точность, однозначность, объективность

Сообщить и аргументировать научную информацию

Языковые средства

Абстрактные существительные, научные термины, речевые клише;

Преобладание именных частей речи над глагольными;

преобладание сложного синтаксиса.

Типы речи

Рассуждение, описание

Статьи, диссертация, аннотация, резюме, рецензия

IY. Закрепление полученных знаний с выходом на перспективу (задания по типу ЕГЭ)

А. Работа с учебником – упр. 137

Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

Ответ: 3 – 2 – 6 – 5 – 4 -1

Y. Домашнее задание

Рассуждение в соответствии научному стилю «Нуждается ли русский язык в защите?»

YI. Найдите в тексте упражнения обособленные члены предложения, выпишите причастия и запишите их, используя приём поморфемного письма:

Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.

За-морож-енн-ым; на-помин-а-ющ-ий; им-е-ющ-ий

При необходимости воспользоваться таблицей «Обособление причастного оборота» ЦОРы-http://files. school-collection. *****/dlrstore/1ee2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/_

Запишите следующие слова:

Гипотеза, тезис, монография, аллитерация, вердикт , коммюнике, конференция, резюме, форум, конгресс, ассонанс, транскрипция, ассимиляция , фонема , гипотенуза, параллельные прямые.

Сгруппируйте слова по признаку «Сфера применения»

Орфографический диктант проводится при условии высокой продуктивности деятельности обучающихся